Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"
методическая разработка по биологии (9 класс)
Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Обучение биологии в 9 классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по рабочей программе учебного предмета «Биология», по учебнику И.В. Романова, И.Б. Агафоновой «Биология. 9 класс. Человек». Общая биология» для специальной (коррекционной школы) VIII вида. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках по биологии в 8-9 классах. При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся.
Класс состоит из учащихся различного уровня подготовки, поэтому на уроке осуществляется дифференцированный подход к различным видам деятельности учащихся. Все учащиеся 9 класса, страдают лёгкой умственной отсталостью. Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня учебной мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zuby_ih_funktsii_i_stroenie.doc | 797 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Новочеркасская специальная школа-интернат №1».
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе
Тема: «Строение и значение зубов. Гигиена зубов».
Разработала: учитель биологии
Яричевская Лариса Ивановна
2019 год.
Тема: Строение и значение зубов. Гигиена зубов.
Цель урока: Формирование представления о строении, функциях зубов и навыков правильного ухода за ними.
Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать знания и представления о строении и значении зубов и мерах, познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта.
- Формировать умение работать с мультимедийной презентацией, распознавать разные типы зубов и их расположение по рисункам, устанавливать взаимосвязь строения и значения зубов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать внимание, память, наблюдательность и речь учащихся, обогащать словарный запас.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями зубов.
- Развивать самостоятельность и способность на практике применять полученные знания (гигиенические навыки ухода за зубами).
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: учебники, ноутбук, проектор, презентация, куриное яйцо, грецкий орех (для модельного эксперимента), раздаточный материал для обучающихся: карточки «рефлексивная мишень», кусочки хлеба и моркови на тарелочках.
Тип урока: Комбинированный.
Направление: коррекционно-развивающее.
Формы организации: фронтальная и индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные (демонстрация слайдов), практические, модельный эксперимент.
Технологии:
* Здоровьесберегающие,
* технология активного (деятельностного) обучения,
* слайдовой презентации.
Словарь: коронка, шейка, корень, эмаль, дентин, пульпа, кариес.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование познавательных интересов, направленных на изучение строения, функций зубов и навыков правильного ухода за ними.
Метапредметные:
Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные (совместно с учителем); формулировка проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; умение формулировать ответы на вопросы, осмысление полученных знаний, умение применения на практике.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: знание видов, строения, функций зубов человека; понимание роли зубов в организме человека; умение правильно ухаживать за зубами, использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний зубов.
Ход урока
№ | Этапы урока и виды деятельности учителя | Виды деятельности учащихся | Формируемые УУД |
I | Орг. момент (1 минута) - Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада всех видеть, всем хорошего настроения, садитесь! Самое удивительное явление на свете – это человеческая доброта! И для начала я попрошу всех посмотреть на своего товарища и подарить ему улыбку! А я улыбнусь вам! - Начать урок хотелось бы со слов Теодора Эстона: «Мы живем в мире, где люди хорошо знают устройство автомобиля и компьютера, но плохо знают об устройстве своего организма…» - И мы с вами, ребята, на каждом нашем уроке пытаемся решить эту проблему. - На предыдущих уроках мы с вами выяснили, какой длительный и долгий путь проделывает пища в человеческом организме. Актуализация знаний. - С чего же начинается путь пищи? (с ротовой полости) -Давайте вспомним, какие органы ротовой полости мы знаем. (Ответ: зубы, слюнные железы, язык) - Ребята, скажите, какую систему органов человека мы с вами сейчас изучаем? Давайте вспомним то, что мы уже знаем по этой теме. | Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяет свою готовность к уроку, концентрирует внимание. Слайд № 2. Учащиеся дают ответы на поставленный вопросы. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: Смыслообразование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: оценка уровня подготовки к уроку. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
II | Проверка знаний (5 минут) 1. Работа с тестами презентации фронтально. (Учащиеся выполняют задания слайда с последующей проверкой щелчком мыши по надписи: «проверь себя») Примечание: при выборе варианта ответа щелчком мыши по прямоугольнику меняется цвет букв. Учащийся может проверить себя, нажав мышью на слова «проверь себя». Появляется трафарет, который оставляет открытыми правильные ответы | Слайды № 3-6 Учащиеся выбирают вариант ответа. | Коммуникативные: умение находить варианты решения проблем. Личностные: оценка своих достижений, ошибок и затруднений в сообщениях одноклассников; осуществление взаимопомощи и поддержки товарищам в затруднительных ситуациях. Общеучебные: понимание последовательности действий, умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей Регулятивные: проявление познавательной инициативы. |
III | Изучение нового материала. 1.Сообщение темы и постановка задач урока совместно с учащимися (2 минуты) - Чтобы узнать тему урока вам нужно угадать загадку: Они жевать нам пищу помогают, (Зубами). - Какие ассоциации у вас возникают в связи со словом зубы? (учитель записывает на доске все слова предложенные учащимися) - О чем мы можем говорить на уроке? (формулировка задач урока совместно с детьми). - Итак, сегодня мы поговорим об очень важном, о зубах! 2. Актуализация знаний (3 минуты) Учитель дает определение зубов: Зубы – костные образования, служащие для захвата, удержания и пережевывания пищи. - Зубы играют чрезвычайно важную роль в организме, они режут и перемалывают пищу. Чем лучше пища пережёвана, тем легче и полнее она усваивается организмом. Давайте вспомним, что мы узнали по этому вопросу в предыдущем классе? Вы изучали системы органов животных в 8 классе, строение зубов у млекопитающих. Внимание на экран! Мы видим, что зубы у млекопитающих дифференцированы. И их форма зависит от способов питания животного. Функции зубов млекопитающих определяются характером и особенностями их пищи. Примечание для учителя: (дополнительный материал, о зубах животных представленный в конспекте урока учитель использует в полном объеме, если позволяет уровень сформированности ЗУН класса) - Дети, ответьте какие зубы особенно развиты у грызунов? (Ответы детей: - резцы, они их стачивают твёрдой пищей). - Какие зубы особенно развиты у хищников? (Клыки и коренные зубы). - Правильно, ребята! Зубы, выполняющие различные функции, у разных отрядов млекопитающих и развиваются в разной степени. Так, например, у хищных развиваются мощные клыки, у грызунов – резцы и коренные зубы, а клыки отсутствуют. 3. Объяснение новой темы: Зубы человека, их число, классификация. (5 минут) - Теперь рассмотрите слайд, сколько зубов имеет человек? - У взрослого человека 32 зуба: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. - Одинаковы ли они по своему внешнему виду? - Форма и размер зубов неодинаковы, потому что разные зубы выполняют различные функции. - Каковы функции каждого типа зубов? Как связано их строение с выполняемыми функциями? 1. Задание: Возьмите кусочки хлеба, пожуйте их и проглотите! Ответьте на вопросы: - Какими зубами откусывали хлеб? - Какими пережёвывали и почему? - Почему кусочки хлеба стали влажными? Какое участие в этом процессе принимал язык? 2. Задание: Возьмите кусочки моркови, откусите, пожуйте и проглотите её. - Почему мы применили клыки и резцы при откусывании моркови? - Почему дольше жевали? - Ребята, ответьте, что вам известно о молочных зубах и зубах мудрости? (ответы) 4. Строение зуба (3-4 минуты) - Прочитайте параграф учебника о строении зубов на стр. 152, выпишите в тетрадь, термины, соответствующие номерам на слайде 11. - Зуб состоит из 3-х отделов: 1. Коронка – это та часть, которую видно, когда мы улыбаемся. 2. Шейка – эта часть накрыта десной. 3. Корень – прочно укрепляет зуб в челюсти. - Снаружи коронка покрыта эмалью (похожей на вещество кости, но намного прочнее, потому что содержит фосфор и кальций). Эмаль предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов. - Под эмалью находится дентин - видоизмененная костная ткань. Шейка и корень состоят из дентина и цемента. Внутри зуба расположена полость – пульпа, в которой находятся кровеносные сосуды и нервы. Поэтому зубы чувствительны к холодному и горячему. Примечание для учителя: проверка задания слайда 12 осуществляется щелчком мыши по номерам в прямоугольниках. Возможно объяснение учителя по данному слайду. По ходу объяснения постепенно открываются необходимые термины. 5. Молочные зубы. Смена зубов. Зубы мудрости. - Новорожденный не имеет зубов. Первые молочные зубы появляются у человека в 6-9 месяцев. Эти зубы называются молочными. Их бывает только 20. Молочные зубы имеют некоторые особенности: они меньше размерами, имеют меньше бугорков и небольшие расходящиеся корни. Постепенно молочные зубы начинают выпадать. И к 12-14 годам они полностью заменяются постоянными зубами. - Ребята, как вы считаете зачем нужна смена зубов? (ответы учащихся) - Правильно! У детей челюсть маленькая и зубы маленькие. Постоянные зубы – более крупные, массивные. К 18-22 годам у человека появляются последние коренные зубы – зубы мудрости. - Почему зубы мудрости так называют? (ответы учащихся) - Когда зуб мудрости начинает расти, ему часто не хватает места в сложившемся ряду зубов, что может вызывать осложнения. Неправильное прорезывание зуба может сопровождаться воспалительными заболеваниями. В мягкие ткани, окружающие зуб, при травмировании может проникнуть инфекция. Воспаление может перейти на глубокие ткани, вызывая пародонтит. Признаком воспаления являются покраснение и распухание десны вокруг зуба, появление неприятного запаха, сильная боль. Физкультминутка: (Музыкальный фрагмент, 1-2 мин) Дружно встали. Для здоровья, настроения Делаем мы упражнения: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись, То присели, то нагнулись Дружно все мне улыбнулись. Поклонились и присели, Заниматься тихо сели! 6.Заболевания и гигиена зубов (12 минут) - Эмаль зуба – очень твёрдое, но хрупкое покрытие зуба. Как стекло! На ней могут образовываться трещины, что приводит к развитию заболевания – кариеса! 6.1. Модельный эксперимент: Опыт с яйцом. - А сейчас я предлагаю вам провести один очень важный опыт. Вы запомнили, чем у нас покрыты зубы снаружи? Правильно, эмалью. А теперь посмотрите сюда (показывает яйцо). Это яйцо, которое покрыто скорлупой, состоящей из кальция, как и эмаль зуба. Давайте возьмем орех и попробуем разбить орех яйцом (учитель берёт яйцо и ударяет по ореху, скорлупа трескается). Ребята, что случилось? Почему? То же самое может произойти и с эмалью ваших зубов, потому что эмаль очень хрупкая, её нужно беречь и ухаживать за ней. 6.2. Заболевания зубов - При болезни зубов нарушается пищеварение, так как в этом случае в желудок попадает недостаточно пережеванная и неподготовленная к дальнейшей химической обработке пища. Вот почему так важно постоянно следить за зубами. Большой вред зубам и деснам наносит никотин, выделяющийся во время курения; ни в коем случае не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое. Это ведет к появлению трещин в эмали и кариесу (разрушению эмали и дентина). Появляется неприятный запах изо рта, происходит пожелтение и разрушение эмали, разрушение тканей десны около зубов – пародонтоз. Кариес вызывается бактериальным зубным налетом. Бактерии выделяют кислоту, которая контактирует с поверхностью зубов, растворяя минеральные компоненты эмали. Кислота истончает эмаль и образуется зубная полость. Бактерии достигают пульпы, поражают нервы и кровеносные сосуды. Идет разрушение пульпы, воспаление корня зуба. Из ротовой полости бактерии попадают в желудок и кишечник, проникают в кровь и разносятся по всему организму. Больной зуб может нарушить работу сердца, почек, суставов, органов пищеварения. Появляется опасность распространения гноя по всему организму. В таком случае вам поможет только врач-стоматолог, он пломбирует зуб, в запущенных случаях – удаляет. 6.3. Профилактика повреждения зубов. - Здоровье человека на 70% зависит от питания! Самый опасный компонент для зубов – углевод сахароза. Это всем нам знакомый сахар, которого полно в конфетах, пирожных и газировках. Еще опаснее - резкий перепад температуры. Из-за разницы температуры на эмали образуются микротрещины. - Важно беречь зубы: не грызть ногти, не разгрызать кости и твердые конфеты; не раскусывать орехи; не пить холодную воду и не есть мороженое сразу после горячей пищи; не курить, никотин вреден зубам и деснам; посещать стоматолога два раза в год и т.д. 6.4 Уход за зубами. Учитель даёт разъяснения о правилах чистки зубов. Примечание: щелчком мыши по изображению на слайде № 25 можно увеличить размер иллюстрации. Правила гигиены можно прокручивать многократно, щелчком мыши по кнопке с надписью «нажми». | Беседа с классом Слайд № 7 Ответы детей. Слайды № 8-9 Учащиеся слушают рассказ учителя, отвечают на поставленные вопросы по слайдам № 8, 9 Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Слайд № 10-11. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся выполняют задание и отвечают на поставленные вопросы. Слайды № 12-13 Учащиеся работают с текстом и рисунком учебника. Работа по слайдам № 12-13. Слайды № 14-15. Учащиеся слушают рассказ учителя. Выполнение упражнений стоя (потягивание и т.д.) для смены позы. (2 минуты) Учащиеся слушают рассказ учителя. Учащиеся внимательно наблюдают за действиями учителя. Слайд № 16. Учащиеся слушают рассказ учителя. Слайды № 17-20. Учащиеся слушают рассказ учителя. Работа по слайдам 17-20. Слайд № 21-28. Работа по слайдам № 21-28. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: выявление существенных признаков объекта, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, умение формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: проявление познавательной инициативы. Общеучебные: выявление существенных признаков объекта, проведение разных видов сравнения. Личностные: проявление познавательных интересов, направленных на изучение строения, функций зубов и навыков правильного ухода за ними. Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные; понимание роли зубов в организме человека. Регулятивные: проявление познавательной инициативы. Общеучебные: проведение разных видов сравнения, определять понятия по существенным признакам. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. Общеучебные: выявление существенных признаков объекта, проведение разных видов сравнения. Личностные: проявление познавательных интересов, направленных на изучение строения, функций зубов и навыков правильного ухода за ними. Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные; понимание роли зубов в организме человека. Регулятивные: проявление познавательной инициативы. Личностные: проявление познавательных интересов, направленных на изучение строения, функций зубов и навыков правильного ухода за ними. Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике. Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров. Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к своему организму в целом, к зубам – в частности. Регулятивные: оценка, саморегуляция. Общеучебные: формулирование проблемы и определение способов ее решения. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: оценка, саморегуляция. Личностные: формирование навыков правильного ухода за зубами. Регулятивные: оценка, саморегуляция. |
IV | Закрепление (3 минуты) Работа по тестам презентации Примечание: на слайдах даны задания и варианты ответов. Вариант ответа выбирается щелчком мыши по квадрату. Если изображение, спрятанное под вариантом ответа, совпадает-ответ верен. Можно выбрать новый рисунок. щелкнув мышью по прямоугольнику «выбери новый рисунок» | Слайды № 29-30. Учащиеся выполняют задание, выбирают вариант ответа. | Познавательные: закрепление и взаимопроверка знаний о зубах, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: умение находить варианты решения проблем. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу. Общеучебные: умение обобщать, подытоживать информацию. |
V | Итог урока. Рефлексия (2-3 минуты) (Использование приема «Рефлексивная мишень» На листках с изображением «мишени», учащиеся ставят значки «+» в том секторе, который соответствует их оценке урока (3,4 или 5 баллов) Мишень разделена осями на 4 части: «узнал новое», «буду использовать», «расскажу друзьям», «было интересно». При выходе из класса мишени прикрепляются магнитами к доске. Или при наличии интерактивной доски учащиеся рисуют значок «+» на мишени | Работа с карточками «Рефлексивная мишень» | Личностные: умение оценивать качества своей и общей учебной деятельности. |
VI | Домашнее задание. Стр. 151-155(1 минута) | Выбирают Д/З и записывают его в тетрадь. | Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект «открытого урока» в 5 классе по теме: «Строение и жизнедеятельность бактерий»
Урок разработан по программе: Пасечник В.В. Программа основного общего образования. Биология.5-9 классы. М.Дрофа, 2013. (Рабочие программы. Биология.5-9 классы. Сборник программ: сост. Г.М.Пальдяева. ...
Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"
Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...
Разработка открытого урока в 6 классе по теме "Строение цветка"
Тема урока: «Строение цветка»Класс: 6 Цель урока:расширение представлений о строении цветка, выявлениефункции его составных частей.Задачи урока:Образовательные:изучить особенности ст...
План – конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду по теме: «Строение растения огурца»
План – конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду по теме: «Строение растения огурца» для учащихся 9 классов...
Презентация к уроку биологии, 8 класс по теме "Строение легких"
Презентация к уроку биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях", 8 класс....
разработка урока биологии, 6 класс по теме "Строение клетки растений"
Тип урока Урок «открытия» нового материала, формирования первоночальных знаний по строению живых организмов,овладения предметными умениями...
Открытый урок в 10 классе по теме "Строение зубов" "Спотлайт"
При разработке этого урока я преследовала следующие цели:Обучающие:1) ознакомить с новой лексикой по теме “Teeth”; ознакомить со строением зубов, совершенствовать навыки аудирования и чтен...