Разработка открытого урока в 6 классе по теме "Строение цветка"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Тема урока: «Строение цветка»
Класс: 6
Цель урока:расширение представлений о строении цветка, выявлениефункции его составных частей.
Задачи урока:
Образовательные:
изучить особенности строения цветка,показать связь строения цветка с выполняемой функцией,сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.
Воспитательные:умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,прививать бережное отношение к природе,экологическую культуру.
Коррекционно - развивающие:
способствовать развитию связной речи, слуховому восприятию, правильному произношению биологических терминов; развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksakova_n.v._urok_po_biologii_stroenie_tsvetka.docx | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Максакова Надежда Владимировна
Тема урока: «Строение цветка»
Класс: 6
Цель урока:расширение представлений о строении цветка, выявлениефункции его составных частей.
Задачи урока:
Образовательные:
изучить особенности строения цветка,показать связь строения цветка с выполняемой функцией,сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.
Воспитательные:умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,прививать бережное отношение к природе,экологическую культуру.
Коррекционно - развивающие:
способствовать развитию связной речи, слуховому восприятию, правильному произношению биологических терминов; развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- формировать умение объяснять, как строение цветка связано с функциями его составных частей.
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка,пестик, тычинка, лепесток, чашелистик.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- Работать с информационными текстами, таблицами;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- давать ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД
- продолжить формирование умения слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- продолжить формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД
- участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
Личностные УУД
- создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки – задания, инструктивные карточки, таблички – термины, цветы петунии, тюльпана, лупа.
Словарь урока: цветок
1.Самоопределение к деятельности (Организационный момент)
- Организация внимания.
Опросить каждого – как ты слышишь? (Я слышу хорошо) – за экраном
Добрый день, ребята! И добрый день, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех вас на своем уроке!
2.Актуализация знаний и мотивация:
Минутка радости:(СЛАЙД 1)«Солнышко улыбается».
Посмотрите, как улыбается солнышко. Оно дарит нам свое тепло и свет. Улыбнитесь ему! А теперь протяните к нему руки, возьмите тепло и подарите друг другу.
(Дети смотрят на слайд, улыбаются, протягивают руки к изображению солнца, передают друг другу тепло солнечного света)
Начинаем урок.
Речевая зарядка(за экраном): (скажи полным ответом)
- Какое сейчас время года?( сейчас весна)
-Почему вы так решили? (тепло, ярко светит солнце, распускаются листья, появляются первые цветы)
Я прочитаю стихотворение, а вы, немного подумав, должны ответить. О чем стихотворение?
Цветы, цветы.… Как много их,
И розовых, и голубых,
Как мотыльков на тонких стеблях,
Цветы, цветы.… Везде, везде
Мне улыбаются весь день,
Живую радугу колебля…
Г.К.Суворов.
Ответы детей: (о цветах)
Какие цветковые растения вы знаете?
(СЛАЙД 2 с цветами)
- А какие цветы распускаются весной?
- Правильно! Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом, и зимой они приносят нам свежесть и красоту.
Говорить мы сегодня будем о цветах.
Давайте вспомним:
- Какие органы растений вы знаете? Назовите. (корень, стебель, лист, побег, цветок)(СЛАЙД 3)
Объясните понятия
- Побег – стебель с листьями и почками
- Стебель выносит листья к свету.
- Корень укрепляет растение в почве.
- Лист – часть побега.
3. Постановка учебной задачи:
Рассмотреть цветок тюльпана:
Что вы заметили на цветке? (лепестки)
Что еще заметили?(пестик)
- Ребята, а кто догадался, что нового мы узнаем на уроке?
(части цветка)
Правильно, и тема нашего урока «Строение цветка»
- Наша с вами сегодня задача выяснить на уроке что такое цветок? Какое строение он имеет? Функции частей цветка.
-У всех ли растений образуются цветки? (Ответы детей)
Вывод: Цветки образуются только у цветковых(покрытосеменных) растений.
4. «Открытие» новых знаний:
Выборочное чтение:
- Откройте учебник стр.125, прочитайте первый абзац.
Найдите. Что же такое цветок?
Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений.(читаем по- цепочке)
Как бы ни было велико разнообразие цветов, все они похожи по строению.
- Рассмотрим строение цветка. (СЛАЙДЫ 5-6)
Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой,
а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем, на котором размещаются все части цветка.
Наружные листочки зеленого цвета – чашелистики, они защищают нераспустившийся цветок.
Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.
(новые понятия дети повторяют хором за учителем)
В центре цветка располагаются главные органы – это пестик и тычинки, они являются органами размножения.
Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь, из завязи развивается плод.
Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца.
Пыльник расположен на тычиночной нити.
5. Физкультминутка: «Выбери части цветка»
(В 2-х конвертах находятсяразрезные рисунки цветкового растения.Дети делятся на две группы и выбирают только части цветка).
6.Первичное закрепление
А сейчас мы проверим, как вы поняли материал
Тест-соответствие: (на парте карточки, можно пользоваться текстом учебника на стр.125-126))
Поставьте соответствие букв — сцифрам:
Название частей цветка | Признаки и функции |
А. Цветоножка | 1.Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления. |
Б. Цветоложе | 2.Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод. |
В. Чашелистики | 3.Мужской орган размножения. |
Г. Лепестки | 4.Похожи на листочки, имеют зеленую окраску. Защищают нераспустившийся цветок. |
Д. Тычинки | 5. Цветок прикрепляет к стеблю. |
Е. Пестик | 6. На нем размещаются все части цветка |
- Взаимопроверка: (меняемся карточками и проверяем задание)
А - 5
Б – 6
В – 4
Г- 1
Д- 3
Е - 2
Кто выполнил без ошибок? 1-2 ошибки? 3-4 ошибки?
7.Закрепление и повторение материала:
С целью закрепления знаний о строении цветка проведем лабораторную работу.
Работа по группам:(дети делятся на две группы и выполняют задание с разными цветами – петуния и тюльпан)
(выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке)
I группа
Лабораторная работа: «Строение цветка»
Цель: Изучить строение цветка петунии
Оборудование: лупа, цветок петунии.
Ход работы:
1. Рассмотрите цветок петунии. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.
2. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.
Части цветка | Число частей цветка |
Чашелистики | 5 |
Лепестки | 5 |
Тычинки | 5 |
Пестики | 1 |
4. Сделайте вывод, почему тычинка и пестик — главные части цветка, запишите.
(Вывод:Пестик и тычинки являются органами семенного размножения растения)
IIгруппа
Лабораторная работа: «Строение цветка»
Цель: Изучить строение цветкатюльпана
Оборудование: лупа, цветок тюльпана.
Ход работы:
1. Рассмотрите цветок тюльпана. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.
2. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.
Части цветка | Число частей цветка |
Чашелистики | 0 |
Лепестки | 6 |
Тычинки | 6 |
Пестики | 1 |
4. Сделайте вывод, почему тычинка и пестик — главные части цветка, запишите.
Выводы по лабораторной работе:
( выходят по одному ученику из каждой группы и заполняют таблицу на доске)
Учитель: 1 – я группа исследовала цветы петунии, а 2-я группа – тюльпана. Каждая группа определила количество чашелистиков, лепестков, тычинок и пестиков. Обратите внимание. У разных цветов - разное количество тычинок, лепестков.
Пестиков – по одному, но бывают цветы, которые имеют несколько пестиков (малина, клубника).
У петунии – 5 чашелистиков, а у тюльпана чашелистиков совсем нет. То есть, у некоторых растений цветы без чашелистиков. (ландыш, лилия)
Красота цветов вызывают у нас восхищение.И человек, не задумываясь, обрывает цветки для букетов, тем самым лишая растение возможности размножаться. Вид оказывается на грани исчезновения. Такие растения заносят в «Красную книгу» и охраняются законом.
Кто знает, какие цветковые растения на территории Тамбовской области занесены в Красную книгу? (ответы детей)
(СЛАЙД 7)
( на экране ландыш майский,ковыль перистый, купальница европейская, астра ромашковая…)
8.Рефлексия. Итог урока.
Ребята, что нового мы узнали? Кому было сложно?
(За кого мы порадуемся и скажем спасибо)
9.Домашнее задание:§28 , выучить термины. Подготовить презентацию о цветах. (СЛАЙД 8)
Цветы - это удивительное творение природы. Надо ими любоваться и бережно к ним относиться.
Урок окончен. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Разработка открытого урока 5 класс "Форматирование текста"
Техналогическая карта урока Презентация к уроку...
Методическая разработка открытого урока 8 класс.
Методическая разработка открытого урока 8 класс....
Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"
Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...
Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над музыкальным образом"
Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано с презентацией.Тема урока:_ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»Цель урока: Формирование представлений ...
Разработка открытого урока 9 класс "Системы счисления"
Разработка открытого урока 9 класс "Системы счисления"...
Открытый урок. Мастер-класс по изготовлению цветка маргаритки из фоамирана.
План-конспект открытого занятия по внеурочной деятельности художественно-эстетического направленияв объединении «Творческая мастерская»....