Разработка открытого урока в 6 классе по теме "Строение цветка"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Максакова Надежда Владимировна

Тема урока: «Строение цветка»

Класс: 6

Цель урока:расширение представлений о строении цветка,  выявлениефункции его составных частей.

Задачи урока:

Образовательные:

изучить особенности строения цветка,показать связь строения цветка с выполняемой функцией,сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,прививать бережное отношение к природе,экологическую культуру.

Коррекционно - развивающие:

способствовать развитию связной речи,  слуховому восприятию, правильному произношению биологических терминов; развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksakova_n.v._urok_po_biologii_stroenie_tsvetka.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Максакова Надежда Владимировна

Тема урока: «Строение цветка»

Класс: 6

Цель урока:расширение представлений о строении цветка,  выявлениефункции его составных частей.

Задачи урока:

Образовательные:

изучить особенности строения цветка,показать связь строения цветка с выполняемой функцией,сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,прививать бережное отношение к природе,экологическую культуру.

Коррекционно - развивающие:

способствовать развитию связной речи,  слуховому восприятию, правильному произношению биологических терминов; развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- формировать умение объяснять, как строение цветка связано с функциями его составных частей.

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка,пестик, тычинка, лепесток, чашелистик.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

- Работать с информационными текстами, таблицами;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 - давать ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД

- продолжить формирование умения слушать и понимать речь других;

-  оформлять свои мысли в устной форме;

 продолжить формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД

- участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Личностные УУД

- создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки – задания, инструктивные карточки, таблички – термины, цветы  петунии, тюльпана, лупа.

Словарь урока: цветок

1.Самоопределение к деятельности (Организационный момент)

- Организация внимания.

Опросить каждого –  как ты слышишь? (Я слышу хорошо) – за экраном

Добрый день, ребята! И добрый день, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех вас на своем уроке!

2.Актуализация знаний и мотивация:

Минутка радости:(СЛАЙД 1)«Солнышко улыбается».

Посмотрите, как улыбается солнышко. Оно дарит нам свое тепло и свет. Улыбнитесь ему!  А теперь протяните к нему руки, возьмите тепло и подарите друг другу.

(Дети смотрят на слайд, улыбаются, протягивают руки к изображению солнца, передают друг другу тепло солнечного света)

Начинаем урок.

Речевая зарядка(за экраном): (скажи полным ответом)

- Какое сейчас время года?( сейчас весна)

-Почему вы так решили? (тепло, ярко светит солнце, распускаются листья, появляются первые цветы)

Я прочитаю стихотворение, а вы, немного подумав, должны ответить.  О чем стихотворение?

Цветы, цветы.… Как много их,

                                         И розовых, и голубых,

                                         Как мотыльков на тонких стеблях,

                                         Цветы, цветы.… Везде, везде

                                         Мне улыбаются весь день,

                                         Живую радугу колебля…

Г.К.Суворов.

Ответы детей:  (о цветах)

Какие цветковые растения вы знаете?

 (СЛАЙД 2  с цветами)

- А какие цветы распускаются весной?

- Правильно!  Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом, и зимой они приносят нам свежесть и красоту.

Говорить мы сегодня будем о цветах.

Давайте вспомним:

  • Какие органы растений вы знаете? Назовите. (корень, стебель, лист, побег, цветок)(СЛАЙД 3)

Объясните понятия

  • Побег – стебель с листьями и почками
  • Стебель выносит листья к свету.
  • Корень  укрепляет растение в почве.
  • Лист – часть побега.

3. Постановка учебной задачи:

Рассмотреть цветок тюльпана:

Что вы заметили на цветке? (лепестки)

Что еще заметили?(пестик)

- Ребята, а кто догадался, что нового мы узнаем на уроке?

(части цветка)

Правильно, и тема нашего урока «Строение цветка»

- Наша с вами сегодня задача выяснить на уроке что такое цветок? Какое строение он имеет? Функции частей  цветка.  

-У всех ли растений образуются цветки? (Ответы детей)

Вывод: Цветки образуются только у цветковых(покрытосеменных) растений.

4. «Открытие»  новых знаний:

Выборочное чтение:

- Откройте учебник стр.125, прочитайте первый абзац.

Найдите. Что же такое цветок?

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений.(читаем по- цепочке)

Как бы ни было велико разнообразие цветов, все они похожи по строению.

-  Рассмотрим строение цветка. (СЛАЙДЫ 5-6)

Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой,

 а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем, на котором размещаются все части цветка.

Наружные листочки зеленого цвета – чашелистики, они  защищают нераспустившийся цветок.

Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

(новые понятия дети повторяют хором за учителем)

В центре цветка располагаются главные органы – это пестик и тычинки, они являются органами размножения.

Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь, из завязи развивается плод.

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца.

Пыльник расположен на тычиночной нити.

5. Физкультминутка: «Выбери части цветка»

(В 2-х конвертах находятсяразрезные рисунки цветкового растения.Дети делятся на две группы и выбирают только части цветка).

 6.Первичное закрепление

А сейчас мы проверим, как вы поняли материал

Тест-соответствие: (на парте карточки, можно пользоваться текстом учебника на стр.125-126))

Поставьте соответствие букв — сцифрам:

Название частей цветка

Признаки и функции

А. Цветоножка

1.Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

Б. Цветоложе

2.Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.

В. Чашелистики

3.Мужской орган размножения.

Г. Лепестки

4.Похожи на листочки, имеют зеленую окраску. Защищают нераспустившийся цветок.

Д. Тычинки

5. Цветок прикрепляет к стеблю.

Е. Пестик

6. На нем размещаются все части цветка

- Взаимопроверка: (меняемся карточками  и проверяем задание)

А  - 5

Б – 6

В – 4

Г- 1

Д- 3

Е - 2

Кто выполнил без ошибок? 1-2 ошибки? 3-4 ошибки?

7.Закрепление и повторение  материала:

С целью закрепления знаний о строении цветка проведем лабораторную работу.

Работа по группам:(дети делятся на две группы и выполняют задание с разными цветами – петуния и тюльпан)

(выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке)

I группа

Лабораторная работа: «Строение цветка» 

Цель: Изучить строение цветка петунии

Оборудование: лупа,  цветок петунии.

Ход работы:

1. Рассмотрите цветок петунии.  Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

2. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

Части цветка

Число частей цветка

Чашелистики

5

Лепестки

5

Тычинки

5

Пестики

1

4. Сделайте вывод, почему тычинка и пестик — главные части цветка, запишите.

(Вывод:Пестик и тычинки являются органами семенного размножения растения)

IIгруппа

Лабораторная работа: «Строение цветка» 

Цель: Изучить строение цветкатюльпана

Оборудование: лупа,  цветок тюльпана.

Ход работы:

1. Рассмотрите цветок тюльпана.  Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

2. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

Части цветка

Число частей цветка

Чашелистики

0

Лепестки

6

Тычинки

6

Пестики

1

4. Сделайте вывод, почему тычинка и пестик — главные части цветка, запишите.

Выводы по лабораторной работе:

( выходят по одному  ученику из каждой группы и заполняют таблицу на доске)

Учитель: 1 – я группа исследовала цветы петунии, а 2-я группа – тюльпана. Каждая группа определила  количество чашелистиков, лепестков, тычинок и пестиков. Обратите внимание. У разных цветов - разное количество тычинок, лепестков.

Пестиков – по одному, но бывают цветы, которые имеют несколько пестиков (малина, клубника).

У петунии – 5 чашелистиков, а у тюльпана чашелистиков совсем нет. То есть, у некоторых растений цветы без чашелистиков. (ландыш, лилия)

   Красота цветов вызывают у нас восхищение.И человек, не задумываясь, обрывает цветки для букетов, тем самым лишая растение возможности размножаться. Вид оказывается на грани исчезновения. Такие растения заносят в «Красную книгу» и охраняются законом.

Кто знает, какие цветковые растения на территории Тамбовской области занесены в Красную книгу? (ответы детей)

(СЛАЙД 7)

( на  экране ландыш майский,ковыль перистый, купальница европейская, астра ромашковая)     

                     

8.Рефлексия. Итог урока.

Ребята, что нового мы узнали?  Кому было сложно?

(За кого мы порадуемся и скажем спасибо)

9.Домашнее задание:§28 , выучить термины. Подготовить презентацию о цветах. (СЛАЙД 8)

Цветы - это удивительное творение природы. Надо ими любоваться и бережно к ним относиться.

Урок окончен. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Разработка открытого урока 5 класс "Форматирование текста"

Техналогическая карта урока Презентация к уроку...

Методическая разработка открытого урока 8 класс.

Методическая разработка открытого урока 8 класс....

Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"

Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...

Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над музыкальным образом"

Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано с презентацией.Тема урока:_ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»Цель  урока:  Формирование представлений ...

Разработка открытого урока 9 класс "Системы счисления"

Разработка открытого урока 9 класс "Системы счисления"...

Открытый урок. Мастер-класс по изготовлению цветка маргаритки из фоамирана.

План-конспект открытого занятия по внеурочной деятельности художественно-эстетического направленияв объединении «Творческая мастерская»....