Конспект «открытого урока» в 5 классе по теме: «Строение и жизнедеятельность бактерий»
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Урок разработан по программе: Пасечник В.В. Программа основного общего образования. Биология.5-9 классы. М.Дрофа, 2013. (Рабочие программы. Биология.5-9 классы. Сборник программ: сост. Г.М.Пальдяева. М.Дрофа, 2011, соответствует ФГОС основного общего образования. Цель: формирование представлений о бактериях как об особом царстве живой природы, знаний об их строении и жизнедеятельности.
Тип урока: по основной дидактической цели :урок изучения нового материала.
по основному методу обучения: проблемно-поисковый.урок изучения нового материала.
Формы работы на уроке:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация таблиц, слайдов); практические (составление схем, поиск информаци из разных источников, мини-проект, работа с цифровым микроскопом), дедуктивные (анализ, обобщение)
Ресурсы урока:
Микрообъект «Строение бактерии», маркеры, листы ватмана, карточки с заданиями, листы самооценки, «журнал знаний», мягкая игрушка «бактерия»,
Электронное приложение к учебнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_5_klass_sachina.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект «открытого урока» в 5 классе.
Учитель: Агапчева Раиса Емельяновна
Место проведения урока: ГБОУ ООШ с..Заволжье м.р. Приволжский Самарской области,
Место в учебном плане: 15-ый урок в учебном плане, 1-ый урок в теме « Царство бактерии»
Уровень: школьный
Дата проведения: 19 декабря 2014 года
Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий»
Тип урока | По основной дидактической цели: урок изучения нового материала. По основному методу обучения: проблемно-поисковый. |
Цель и задачи урока | Цель: формирование представлений о бактериях как об особом царстве живой природы, знаний об их строении и жизнедеятельности. Задачи: воспитательная: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм; развивающая: формировать умения находить сходство и различие между растениями, животными и бактериями, различных групп бактерий; обучающая: изучить особенности строения бактериальной клетки ,процессы жизнедеятельности. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Содержание темы включает: изучение строения, распространения, формы бактерий, жизнедеятельности (питание, размножение, спорообразование) бактерий. Термины и понятия: бактерии, формы бактерий, сине-зеленые, или цианобактерии, сапрофиты, паразиты, спора. |
Межпредметные связи | Биотехнология, экология человека, микробиология, медицина. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная-Ф групповая-Г индивидуальная-И парная-П Методы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация таблиц, слайдов); практические (составление схем, поиск информаци из разных источников, мини-проект, работа с цифровым микроскопом), дедуктивные (анализ, обобщение) |
Ожидаемые результаты | Личностные умения: - проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать учебные задачи и стремиться их выполнить. Метапредметные умения: познавательные -структурировать знания; анализировать текст, рисунки учебника, слайды; - обобщать и представлять полученную информацию в виде схем, таблиц; - составлять классификацию видов бактерий; -анализировать процессы жизнедеятельности бактерий; -развивать навыки работы по таблицам. регулятивные -самостоятельно определять цель учебной деятельности; -осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; -выполнять задания в соответствии с целью; -выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. коммуникативные - формулировать собственные знания в рамках учебного диалога; -умение согласовывать позиции и находить общее решение; -умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: - понимать и объяснять отличительные признаки клетки бактерий от клетки растений; -создать условия для изучения новой учебной информации по строению и жизнедеятельности бактерий, применяя её в различных учебных ситуациях. |
Организация образовательного пространства Учебные пособия: Оборудование: Ресурсы, в том числе электронные | Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012. ( Учебник соответствует ФГОС) Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Рабочая тетрадь для 5 класса– М.: Дрофа, 2012 Документ-камера Интерактивная доска Цифровой микроскоп Ноутбук учителя Ноутбуки для учащихся(4 шт) Микрообъект «Строение бактерии», маркеры, листы ватмана, карточки с заданиями, листы самооценки, «журнал знаний», мягкая игрушка «бактерия», наушники (для работы со звуковыми источниками информации) Электронное приложение к учебнику, ЭОР Приложение 2 |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЭОР Приложение 2
№ | Название ресурса | Вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Общая характеристика бактерий | информационный | иллюстрация | |
2 | Питание бактерий | информационный | иллюстрация | |
3 | Формы бактерий. | информационный | иллюстрация | |
4 | Размножение бактерий | информационный | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337 -1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf |
5 | Многообразие бактерий | информационный | видеофрагмент | |
6 | Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям | информационный | видеофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338- 1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf |
7 | Строение бактерий | контрольный | тест |
Приложение 1
1 группа изучает строение бактерий.
Выполните задания, используя источники информации: текст и рисунки учебник,микрообъект. Работа с цифровым микроскопом.
Задание:
1.Составьте «портрет» бактерии
1. Найдите нужную информацию и, используя ватман, изобразите схему строения бактериальной клетки, отобразив все особенности ее строения.
2 группа изучает многообразие форм бактерий и их распространение.
Выполните задания, используя источники информации: текст и рисунки учебника, ЭОР: 3,5 Приложение1
Задание:
1. Найдите нужную информацию и, используя ватман, составьте схему «Распространение бактерий».
2. Найдите нужную информацию и, используя ватман, составьте схему «Многообразие форм бактерий»
3. Объясните, почему необходимо проветривать класс перед началом урока.
3 группа изучает питание бактерий.
Составьте мини-проект, используя источники информации: текст и рисунки учебника, ЭОР: 2 Приложение 1.
4 группа изучает размножение бактерий, их приспособление к неблагоприятным условиям.
Выполните задания, используя разные источники информации: текст и рисунки учебника, ЭОР: 4,6 Приложение 1.
Задание:
1. Найдите нужную информацию и, используя ватман, составьте схему «Размножение бактерий».
2.Сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.
3. Докажите, что споры бактерий служат не для размножения, а для перенесения неблагоприятныз условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
Открытый урок по биологии на тему "Строение клетки". 6-й класс
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Клетка". Биология 6 класс...
Урок биологии в 5 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий".
Урок 17. Строение и жизнедеятельность бактерийЗадача урока:• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.Планируемые результаты обучения:Предметные: учащиеся знакомятся с...
Технологическая карта урока по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»...
Конспект «открытого» урока в 5 классе. Тема: «Строение клетки»
По основной дидактической цели: урок открытия новых знаний. Цел...
конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"
конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"...
Открытый урок на тему Строение и жизнедеятельность бактерии
Изучение строения бактерии. Особенности бактериальной клетки. Многообразие бактерии. Процессы жизнедеятельности. Значение бактерии в природе и жизни человека....