Элективный курс "Анатомия человека"
элективный курс по биологии (10, 11 класс) по теме
Элективный курс для 10 - 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_anatomiya_cheloveka.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс «Анатомия человека» предназначен для учащихся средних школ, выбравших медико-биологический профиль обучения, которым анатомические и физиологические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Цель: развитие познавательного интереса учащихся к биологии, медицине; развитие мышления, речи посредством решения экспериментальных задач по физиологии и анатомии человека; углубление теоретических знаний; выработка навыков постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения экспериментальных задач.
Задачи:
- познакомить учащихся с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека;
- сформировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по физиологии и анатомии человека;
Основные виды занятий: проблемная лекция, лабораторная работа, практическая работа, урок решения задач.
Формы контроля: рисунок, работа с формулами, работа с таблицами, постановка и описание опыта, ответы на вопросы, аналитическое сравнение полученных данных с нормативными, составление индивидуальных характеристик на основе данных исследований.
Учебно-тематический план
Содержание | Всего часов | Лекции | Практика |
1.Организм человека и его строение | 4 | 2 | 2 |
2.Опорно-двигательный аппарат | 5 | 1 | 4 |
3.Кровь и кровообращение | 5 | 1 | 4 |
4.Нервная система | 8 | 2 | 6 |
5.Анализаторы | 6 | 1 | 5 |
5.Высшая нервная деятельность | 5 | 1 | 4 |
Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 34 | 8 | 26 |
Содержание курса
Тема 1. Организм человека и его строение (4 ч)
Лекция 1. Вводное занятие: знакомство с программой курса, перечнем лабораторных и практических работ, и с формами контроля.
Лекция 2. Строение организма человека: клетки организма и их многообразие, органы и системы органов, функции органов.
Практическая работа. «Изучение строения животной клетки под микроскопом».
Практическое занятие. «Решение задач».
Тема 2. Опорно-двигательный аппарат (5 ч)
Лекция. Строение и функции опорно-двигательной системы человека; кости, скелет, мышцы; взаимосвязь строения скелета человека и его мышечной системы.
Практическая работа № 1. «Мышечная сила».
Практическая работа № 2. «Определение наличия плоскостопия».
Практическая работа № 3. «Координация движений».
Практическое занятие. «Решение задач».
Тема 3. Кровь и кровообращение (5 ч)
Лекция. Строение системы кровообращения человека: сердце и его функции, сосуды, виды сосудов, взаимосвязь строения разных видов сосудов с их функциями.
Практическая работа № 1. «Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения».
Практическая работа № 2. «Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы».
Практическая работа № 3. «Приемы остановки кровотечения».
Практическое занятие. «Решение задач».
Тема 4.Нервная система (8 ч)
Лекция 1. Строение нервной системы человека: центральная и периферическая нервная система, спинной мозг, соматическая и вегетативный отделы нервной системы.
Лекция 2. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Отделы головного мозга и его функции.
Практическая работа № 1. «Исследование рефлекторных реакций человека».
Практическая работа № 2. «Исследование состояния вегетативной, или автономной, нервной системы».
Практическая работа № 3. «Средний мозг».
Практическая работа № 4. «Мозжечок».
Практическая работа № 5. «Определение индивидуального профиля асимметрии».
Практическая работа № 6. «Условные зрачковые рефлексы человека на звонок».
Тема 5. Анализаторы (6 ч)
Лекция. Ощущения. Строение и функции анализаторов. Значение анализаторов.
Практическая работа № 1. «Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза».
Практическая работа № 2. «Острота зрения».
Практическая работа № 3. «Цветное зрение».
Практическая работа № 4. «Измерение остроты слуха речью».
Практическая работа № 5. «Температурная адаптация кожных рецепторов».
Тема 6. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Лекция. Высшая нервная деятельность, формы торможения рефлексов, рассудочная деятельность, сон, инстинкт, особенности высшей нервной деятельности человека.
Практическая работа № 1. «Память».
Практическая работа № 2. «Внимание».
Практическая работа № 3. «Восприятие».
Практическая работа № 4. «Определение типа темперамента».
Итоговое занятие (1 ч)
Обобщение материала курса. Решение теста в форме ЕГЭ по теме: «Анатомия и физиология человека».
Литература для учителя
- Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10 – 11-е классы – Волгоград: Учитель, 2008.
- Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии – М.: Просвещение, 1990.
- Жердев А.В., Беркинблит М.Б., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: экспериментальное учебное пособие. – М.: МИРОС., 1995.
- Рахлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
Литература для ученика
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8-й класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. – М.: Дрофа, 1996.
- Словарь-справочник к учебнику «Биология. Человек». 9-й класс /Под ред. А.С.Батуева. – М.: Дрофа, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Человек и профессия»
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...
Программа элективного курса «Человек и его права»
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса обществознания. Проблемы, которые включ...
Элективный курс "Человек и эпоха" для 10 класса
Дополнительный курс литературы...
Элективный курс "Человек и профессия"
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профи...
Элективный курс"Человек и его здоровье"
Этот элективный курс направлен на: ...
Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.
Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....
Элективный курс «Человек: психология и профессия»
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...
- Мне нравится (1)