Программа 8 класс биология
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района
«Основная общеобразовательная школа п. Пырьях»
Приложение к ООП ООО
Приказ от 31.08.2018 г. № 183-О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
уровень образования (класс) базовый уровень, основное общее образование 8 класс
Количество часов 70 ч.
учитель Мирошник Елена Геннадьевна
Программа разработана на основе Программы. Биология. 5-11 класс: программы - М.: Вентана-Граф, 2014 г.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
- Планируемые результаты
8 класс
Раздел 2. Человек и его здоровье
Выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;
- выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- реализовывать установки здорового образа жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
- факторов риска на здоровье человека.
- Содержание
8-й КЛАСС 70 ч
Раздел 2. Человек и его здоровье.
Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч)
Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе.
Искусственная (социальная) и природная среда. Биосоциальная природа человека. Анатомия. Физиология. Гигиена. Методы наук о человеке. Санитарно-эпидемиологические институты нашей страны. Части тела человека. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян в организме человека. Специфические особенности человека как биологического вида.
Определять понятия: «биосоциальная природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена». Объяснять роль анатомии и физиологии в развитии научной картины мира. Описывать современные методы исследования организма человека. Объяснять значение работы медицинских и санитарно-эпидемиологических служб в сохранении здоровья населения. Называть части тела человека. Сравнивать человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам.
Называть черты морфологического сходства и отличия человека от других представителей отряда Приматы и семейства Человекообразные обезьяны.
Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Части клетки. Органоиды в животной клетке. Процессы, происходящие в клетке: обмен веществ, рост, развитие, размножение. Возбудимость.
Лабораторная работа № 1
«Действие каталазы на пероксид водорода»
Называть основные части клетки. Описывать функции органоидов.
Объяснять понятие «фермент». Различать процесс роста и процесс развития. Описывать процесс деления клетки. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Ткани организма человека. Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани. Нервная ткань.
Лабораторная работа № 2
«Клетки и ткани под микроскопом»
Определять понятия: «ткань», «синапс», «нейроглия». Называть типы и виды тканей позвоночных животных. Различать разные виды и типы тканей.
Описывать особенности тканей разных типов. Соблюдать правила обращения с микроскопом. Сравнивать иллюстрации в учебнике с натуральными объектами.
Выполнять наблюдение при помощи микроскопа, описывать результаты.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Система покровных органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекторная дуга.
Практическая работа
«Изучение мигательного рефлекса и его торможения».
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1.
Раскрывать значение понятий: «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс».
Описывать роль разных систем органов в организме. Объяснять строение рефлекторной дуги. Объяснять различие между нервной и гуморальной регуляцией внутренних органов. Классифицировать внутренние органы на две группы в зависимости то выполнения ими исполнительной или регуляторной функции. Характеризовать идею об уровневой организации организма. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать результаты и делать вывод. Определять место человека в живой природе. Характеризовать процессы, происходящие в клетке. Характеризовать идею об уровневой организации организма.
Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч)
Строение, состав и типы соединения костей. Общая характеристика и значение скелета. Три типа костей. Строение костей. Состав костей. Типы соединения и костей.
Лабораторная работа № 3
«Строение костной ткани».
Лабораторная работа № 4
«Состав костей»
Называть части скелета. Описывать функции скелета. Описывать строение трубчатых костей и строение сустава. Раскрывать значение надкостницы, хряща, суставной сумки, губчатого вещества, костно-мозговой полости, жёлтого костного мозга. Объяснять значение составных компонентов костной ткани. Выполнять лабораторные опыты, фиксировать результаты наблюдений, делать вывод. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Скелет головы и туловища. Отделы черепа. Кости, образующие череп. Отделы позвоночника. Строение позвонка. Строение грудной клетки.
Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа.
Называть отделы позвоночника и части позвонка. Раскрывать значение частей позвонка. Объяснять связь между строением и функциями позвоночника, грудной клетки.
Скелет конечностей.
Строение скелета поясов конечностей, верхней и нижней конечностей.
Практическая работа
«Исследование строения плечевого пояса и предплечья»
Называть части свободных конечностей и поясов конечностей. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелета конечностей. Раскрывать причину различия в строении пояса нижних конечностей у мужчин и женщин. Выявлять особенности строения скелета конечностей в ходе наблюдения натуральных объектов.
Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. Виды травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закрытые переломы). Необходимые приёмы первой помощи при травмах.
Определять понятия: «растяжение», «вывих», «перелом».
Называть признаки различных видов травм суставов и костей.
Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы.
Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы.
Виды травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закрытые переломы). Необходимые приёмы первой помощи при травмах. Определять понятия: «растяжение», «вывих», «перелом».
Называть признаки различных видов травм суставов и костей.
Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы.
Строение, основные типы и группы мышц. Гладкая и скелетная мускулатура. Строение скелетной мышцы. Основные группы скелетных мышц.
Практическая работа
«Изучение расположения мышц головы»
Раскрывать связь функции и строения на примере различий между гладкими и скелетными мышцами, мимическими и жевательными мышцами. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение скелетной мышцы. Описывать условия нормальной работы скелетных мышц. Называть основные группы мышц. Раскрывать принцип крепления скелетных мышц разных частей тела. Выявлять особенности расположения мимических и жевательных мышц в ходе наблюдения натуральных объектов
Работа мышц. Мышцы - антагонисты и синергисты. Динамическая и статическая работа мышц. Мышечное утомление.
Определять понятия «мышцы-антагонисты», «мышцы-синергисты».
Объяснять условия оптимальной работы мышц. Описывать два вида работы мышц. Объяснять причины наступления утомления мышц и сравнивать динамическую и статическую работу мышц поэтому признаку. Формулировать правила гигиены физических нагрузок.
Нарушение осанки и плоскостопие. Осанка. Причины и последствия неправильной осанки. Предупреждение искривления позвоночника, плоскостопия.
Практические работы
«Проверка правильности осанки»,
«Выявление плоскостопия»,
«Оценка гибкости позвоночника»
Раскрывать понятия: «осанка», «плоскостопие», «гиподинамия», «тренировочный эффект». Объяснять значение правильной осанки для здоровья. Описывать меры по предупреждению искривления позвоночника. Обосновывать значение правильной формы стопы.
Формулировать правила профилактики плоскостопия. Выполнять оценку собственной осанки и формы стопы и делать выводы.
Развитие опорно-двигательной системы. Развитие опорно-двигательной системы в ходе взросления. Значение двигательной активности и мышечных нагрузок. Физическая подготовка. Статические и динамические физические упражнения.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 2.
Различать динамические и статические физические упражнения.
Раскрывать связь между мышечными нагрузками и состоянием систем внутренних органов. Называть правила подбора упражнений для утренней гигиенической гимнастики. Характеризовать особенности строения опорно-двигательной системы в связи с выполняемыми функциями.
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч)
Значение крови и её состав Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови в организме. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты).
Лабораторная работа № 5
«Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Определять понятия: «гомеостаз», «форменные элементы крови», «плазма», «антиген», «антитело». Объяснять связь между тканевой жидкостью, лимфой и плазмой крови в организме. Описывать функции крови. Называть функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов.
Описывать вклад русской науки в развитие медицины. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс свёртывания крови и фагоцитоз. Выполнять лабораторные наблюдения с помощью микроскопа, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови.
Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета. Виды иммунитета. Прививки и сыворотки. Причины несовместимости тканей. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.
Определять понятия «иммунитет», «иммунная реакция». Раскрывать понятия: «вакцина», «сыворотка», «отторжение» (ткани, органа), «групповая совместимость крови», «резус-фактор». Называть органы иммунной системы, критерии выделения четырёх групп крови у человека. Различать разные виды иммунитета. Называть правила переливания крови.
Сердце. Круги кровообращения. Органы кровообращения. Строение сердца. Виды кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения.
Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение сердца и процесс сердечных сокращений. Сравнивать виды кровеносных сосудов между собой. Описывать строение кругов кровообращения. Понимать различие в использовании прилагательного «артериальный» применительно к виду крови и к сосудам.
Движение лимфы. Лимфатические сосуды. Лимфатические узлы. Роль лимфы в организме.
Практическая работа
«Изучение явления кислородного голодания»
Описывать путь движения лимфы по организму. Объяснять функции лимфатических узлов. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления и сопоставлять с их описанием в учебнике.
Движение крови по сосудам. Давление крови в сосудах. Верхнее и нижнее артериальное давление. Заболевания сердечно- сосудистой системы, связанные с давлением крови. Скорость кровотока. Пульс.
Перераспределение крови в работающих органах.
Практические работы
«Определению ЧСС, скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу».
Определять понятие «пульс». Раскрывать понятия: «артериальное кровяное давление», «систолическое давление», «диастолическое давление». Различать понятия: «инфаркт» и «инсульт», «гипертония» и «гипотония». Выполнять наблюдения и измерения физических показателей человека, производить вычисления, делать выводы по результатам исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Регуляция работы органов кровеносной системы. Отделы нервной системы, управляющие работой сердца. Гуморальная регуляция сердца. Автоматизм сердца.
Практическая работа
«Доказательство вреда табакокурения»
Определять понятие «автоматизм». Объяснять принцип регуляции сердечных сокращений нервной системой. Раскрывать понятие «гуморальная регуляция». Выполнять опыт, наблюдать результаты и делать вывод по результатам исследования.
Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях.
Физические нагрузки и здоровье сердечнососудистой системы. Влияние курения и алкоголя на состояние сердечнососудистой системы.
Виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное).
Практическая работа
«Функциональная сердечно-сосудистая проба»
Раскрывать понятия «тренировочный эффект», «функциональная проба», «давящая повязка», «жгут». Объяснять важность систематических физических нагрузок для нормального состояния сердца. Различать признаки различных видов кровотечений.
Описывать с помощью иллюстраций в учебнике меры оказания первой помощи в зависимости от вида кровотечения. Выполнять опыт - брать функциональную пробу; фиксировать результаты, проводить вычисления и делать оценку состояния сердца по результатам опыта.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Тема 4. Дыхательная система (7 ч)
Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Связь дыхательной и кровеносной систем. Строение дыхательных путей. Органы дыхания и их функции. Раскрывать понятия «лёгочное дыхание», «тканевое дыхание». Называть функции органов дыхательной системы. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение дыхательных путей. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Строение лёгких. Процесс поступления кислорода в кровь и транспорт кислорода от лёгких по телу. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода.
Лабораторная работа № 6
«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Описывать строение лёгких человека. Объяснять преимущества альвеолярного строения лёгких по сравнению со строением лёгких у представителей других классов позвоночных животных. Раскрывать роль гемоглобина в газообмене. Выполнять лабораторный опыт, делать вывод по результатам опыта. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких.
Лабораторная работа № 7
«Дыхательные движения»
Описывать функции диафрагмы. Называть органы, участвующие в процессе дыхания. Выполнять лабораторный опыт на готовой (или изготовленной самостоятельно) модели, наблюдать происходящие явления и описывать процессы вдоха и выдоха. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Регуляция дыхания. Контроль дыхания центральной нервной системой. Бессознательная и сознательная регуляция. Рефлексы кашля и чихания. Дыхательный центр. Гуморальная регуляция дыхания.
Практическая работа
«Измерение обхвата грудной клетки»
Описывать механизмы контроля вдоха и выдоха дыхательным центром.
На примерах защитных рефлексов чихания и кашля объяснять механизм бессознательной регуляции дыхания. Называть факторы, влияющие на интенсивность дыхания. Выполнить измерения и по результатам измерений сделать оценку развитости дыхательной системы.
Заболевания дыхательной системы. Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулёз лёгких). Рак лёгких. Значение флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека.
Практическая работа
«Определение запылённости воздуха»
Раскрывать понятие «жизненная ёмкость лёгких». Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких.
Называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких.
Называть меры, снижающие вероятность заражения болезнями, передаваемыми через воздух. Раскрывать способ использования флюоро графии для диагностики патогенных изменений в лёгких. Объяснять важность гигиены помещений и дыхательной гимнастики для здоровья человека. Проводить опыт, фиксировать результаты и делать вывод по результатам опыта. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Первая помощь при повреждении дыхательных органов.
Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, при электротравмах. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.
Раскрывать понятия «клиническая смерть», «биологическая смерть».
Объяснять опасность обморока, завала землё. Называть признаки электротравмы. Называть приёмы оказания первой помощи при поражении органов дыхания в результате различных несчастных случаев. Описывать очерёдность действий при искусственном дыхании, совмещённом с непрямым массажем сердца.
Обобщение и систематизация знаний по материалам тем 3 и 4.
Характеризовать особенности строения кровеносной и дыхательной систем в связи с выполняемыми функциями.
Тема 5. Пищеварительная система (7 ч)
Строение пищеварительной системы. Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы.
Практическая работа
«Определение местоположения слюнных желёз»
Определять понятие «пищеварение». Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение пищеварительной системы. Называть функции различных органов пищеварения. Называть места впадения пищеварительных желёз в пищеварительный тракт.
Выполнять опыт, сравнивать результаты наблюдения с описанием в учебнике. Зубы. Строение зубного ряда человека. Смена зубов. Строение зуба. Значение зубов. Уход за зубами.
Называть разные типы зубов и их функции. Описывать с помощью иллюстрации учебнике строение зуба. Называть ткани зуба. Описывать меры профилактики заболеваний зубов.
Пищеварение в ротовой полости и желудке. Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Строение стенок желудка.
Лабораторная работа № 8
«Действие ферментов слюны на крахмал»
Лабораторная работа № 9
«Действие ферментов желудочного сока на белки»
Раскрывать функции слюны. Описывать строение желудочной стенки.
Называть активные вещества, действующие на пищевой комок в желудке, и их функции. Выполнять лабораторные опыты, наблюдать происходящие явления и делать вывод по результатам наблюдений.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Пищеварение в кишечнике.
Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ. Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции.
Называть функции тонкого кишечника, пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение кишечных ворсинок.
Различать пищевые вещества по особенностям всасывания их в тонком кишечнике. Раскрывать роль печени и аппендикса в организме человека.
Описывать механизм регуляции глюкозы в крови. Называть функции толстой кишки.
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения. Правильное питание. Питательные вещества пищи. Вода, минеральные вещества и витамины в пище. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов).
Раскрывать с помощью иллюстрации в учебнике понятия «рефлекс» и «торможение» на примере чувства голода. Различать понятия «условное торможение» и «безусловное торможение». Называть рефлексы пищеварительной системы. Объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения. Понимать вклад русских учёных в развитие науки и медицины. Раскрывать понятие «правильное питание», «питательные вещества». Описывать правильный режим питания, значение пищи для организма человека. Называть продукты, богатые жирами, белками, углеводами, витаминами, водой, минеральными солями. Называть необходимые процедуры обработки продуктов питания перед употреблением в пищу.
Заболевания органов пищеварения. Инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы. Пищевые отравления: симптомы и первая помощь.
Обобщение и систематизация знаний по теме 5
Описывать признаки инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, пути заражения ими и меры профилактики. Раскрывать риск заражения глистными заболеваниями. Описывать признаки глистных заболеваний. Называть пути заражения глистными заболеваниями и возбудителей. Описывать признаки пищевого отравления и приёмы первой помощи. Называть меры профилактики пищевых отравлений.
Характеризовать особенности строения пищеварительной системы в связи с выполняемыми функциями.
Обобщение и систематизация знаний по темам 1–5
Характеризовать человека как представителя позвоночных животных, методы наук о человеке, в том числе применяемые учащимися в ходе изучения курса биологии. Выявлять связь строения органов и систем органов и выполняемых функций. Обосновывать значение знаний о гигиене и способах оказания первой помощи при травмах и повреждениях различных органов.
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обменные процессы в организме. Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен.
Раскрывать понятия «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен». Раскрывать значение обмена веществ в организме. Описывать суть основных стадий обмена веществ.
Нормы питания. Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи.
Практическая работа
«Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».
Определять понятия «основной обмен», «общий обмен». Сравнивать организм взрослого и ребёнка по показателям основного обмена.
Объяснять зависимость между типом деятельности человека и нормами питания. Проводить оценивание тренированности организма с помощью функциональной пробы, фиксировать результаты и делать вывод, сравнивая экспериментальные данные с эталонными.
Витамины. Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз. Важнейшие витамины, их значение для организма. Источники витаминов. Правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу.
Определять понятия «гипервитаминоз», «гиповитаминоз», «авитаминоз». Объяснять с помощью таблицы в тексте учебника необходимость нормального объёма потребления витаминов для поддержания здоровья. Называть источники витаминов A, B, C, D и нарушения, вызванные недостатком этих витаминов. Называть способы сохранения витаминов в пищевых продуктах во время подготовки пищи к употреблению. Собирать, анализировать и обобщать информацию в процессе создания презентации проекта о витаминах - важнейших веществах пищи.
Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч)
Строение и функции почек Строение мочевыделительной системы. Функции почек. Строение нефрона. Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках.
Раскрывать понятия «органы мочевыделительной системы», «первичная моча». Называть функции разных частей почки. Объяснять с помощью иллюстрации в учебнике последовательность очищения крови в почках от ненужных организму веществ. Сравнивать состав и место образования первичной и вторичной мочи.
Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим. Причины заболеваний почек. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиена питья. Обезвоживание. Водное отравление. Гигиенические требования к питьевой воде. Очистка воды. ПДК
Определять понятие «ПДК». Раскрывать механизм обезвоживания, понятия «водное отравление». Называть факторы, вызывающие заболевания почек. Объяснять значение нормального водно-солевого баланса. Описывать медицинские рекомендации по потреблению питьевой воды. Называть показатели пригодности воды для питья. Описывать способ подготовки воды для питья в походных условиях
Тема 8. Кожа (3 ч)
Значение кожи и её строение. Функции кожных покровов. Строение кожи.
Называть слои кожи. Объяснять причину образования загара. Различать с помощью иллюстрации в учебнике компоненты разных слоёв кожи.
Раскрывать связь между строением и функциями отдельных частей кожи (эпидермиса, гиподермы, волос, желёз и т. д.).
Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов. Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожении. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Классифицировать причины заболеваний кожи. Называть признаки ожога, обморожения кожи. Описывать меры, применяемые при ожогах, обморожениях. Описывать симптомы стригущего лишая, чесотки.
Называть меры профилактики инфекционных кожных заболеваний.
Определять понятие «терморегуляция». Описывать свойства кожи, позволяющие ей выполнять функцию органа терморегуляции.
Раскрывать значение закаливания для организма. Описывать виды закаливающих процедур. Называть признаки теплового удара, солнечного удара. Описывать приёмы первой помощи при тепловом ударе, солнечном ударе.
Обобщение и систематизация знаний по темам 6–8.
Раскрывать значение обмена веществ в организме человека. Характеризовать роль мочевыделительной системы в водно-солевом обмене, кожи - в теплообмене. Устанавливать закономерности правильного рациона и режима питания в зависимости от энергетических потребностей организма человека.
Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч)
Железы и роль и гормонов в организме. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии организма. Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития. Роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет. Роль надпочечников в организме; адреналин и норадреналин.
Раскрывать понятия «железа внутренней секреции», «железа внешней секреции», «железа смешанной секреции», «гормон». Называть примеры желёз разных типов. Раскрывать связь между неправильной функции желёз внутренней секреции и нарушениями ростовых процессов и полового созревания. Объяснять развитие и механизм сахарного диабета. Описывать роль адреналина и норадреналина в регуляции работы организма.
Значение, строение и функция нервной системы. Общая характеристика роли нервной системы. Части и отделы нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Соматический и вегетативный отделы. Прямые и обратные связи.
Практическая работа
«Изучение действия прямых и обратных связей»
Раскрывать понятия «центральная нервная система» и «периферическая нервная система». Различать отделы центральной нервной системы по выполняемой функции. Объяснять значение прямых и обратных связей между управляющим и управляемым органом. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать полученные результаты опыта с ожидаемыми (с текстом в учебнике)
Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция Парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной системы. Связь желёз внутренней секреции с нервной системой. Согласованное действие гуморальной и нервной регуляции на организм. Скорость реагирования нервной и гуморальной систем.
Практическая работа
«Штриховое раздражение кожи»
Называть особенности работы автономного отдела нервной системы. Различать с помощью иллюстрации в учебнике симпатический и парасимпатический подотделы автономного отдела нервной системы по особенностям строения. Различать парасимпатический и симпатический подотделы по особенностям влияния на внутренние органы.
Объяснять на примере реакции на стресс согласованность работы желёз внутренней секреции и отделов нервной системы, различие между нервной и гуморальной регуляцией по общему характеру воздействия на организм. Выполнять опыт, наблюдать происходящие процессы и сравнивать полученные результаты опыта с ожидаемыми (с текстом в учебнике).
Спинной мозг. Строение спинного мозга. Рефлекторная функция спинного мозга (соматические и вегетативные рефлексы). Проводящая функция спинного мозга.
Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение спинного мозга. Раскрывать связь между строением частей спинного мозга и их функциями. Называть функции спинного мозга. Объяснять различие между спинно-мозговыми и симпатическими узлами, лежащими вдоль спинного мозга. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике различие между вегетативным и соматическим рефлексом. Раскрывать понятия «восходящие пути» и «нисходящие пути» спинного мозга.
Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий.
Практическая работа
«Изучение функций отделов головного мозга»
Называть отделы головного мозга и их функции. Называть способы связи головного мозга с остальными органами в организме. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике расположение отделов и зон коры больших полушарий головного мозга. Называть функции коры больших полушарий. Называть зоны коры больших полушарий и их функции.
Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать получаемые результаты с ожидаемыми (описанными в тексте учебника)
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)
Принцип работы органов чувств и анализаторов. Пять чувств человека. Расположение, функции анализаторов и особенности их работы. Развитость органов чувств и тренировка. Иллюзия.
Определять понятия «анализатор», «специфичность». Описывать путь прохождения сигнала из окружающей среды к центру его обработки и анализа в головном мозге. Обосновывать возможности развития органов чувств на примере связи между особенностями профессии человека и развитостью его органов чувств.
Орган зрения и зрительный анализатор. Значение зрения. Строение глаза. Слёзные железы. Оболочки глаза.
Практические работы
«Исследование реакции зрачка на освещённость»,
«Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого
пятна»
«Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна».
Раскрывать роль зрения в жизни человека. Описывать строение глаза. Называть функции разных частей глаза. Раскрывать связь между особенностями строения и функциями зрачка, хрусталика, сетчатки, стекловидного тела. Описывать путь прохождения зрительного сигнала к зрительному анализатору. Называть места обработки зрительного сигнала в организме. Выполнять опыты, наблюдать происходящие явления, сравнивать наблюдаемые результаты с ожидаемыми (описанными в тексте учебника).
Заболевания и повреждения органов зрения Близорукость и дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз. Определять понятия «дальнозоркость», «близорукость». Называть факторы, вызывающие снижение остроты зрения. Описывать меры предупреждения заболеваний глаз. Описывать приёмы оказания первой медицинской помощи при повреждениях органа зрения. Органы слуха, равновесия и их анализаторы Значение слуха. Части уха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Шум как фактор, вредно влияющий на слух. Заболевания уха. Строение и расположение органа равновесия.
Практическая работа
«Оценка состояния вестибулярного аппарата»
Раскрывать роль слуха в жизни человека. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение наружного, среднего и внутреннего уха. Объяснять значение евстахиевой трубы. Описывать этапы преобразования звукового сигнала при движении к слуховому анализатору. Раскрывать риск заболеваний, вызывающих осложнения на орган слуха, и вред от воздействия громких звуков на орган слуха. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике механизм восприятия сигнала вестибулярным аппаратом. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и делать вывод о состоянии своего вестибулярного аппарата. Органы осязания, обоняния и вкуса. Значение, расположение и устройство органов осязания, обоняния и вкуса. Вредные пахучие вещества. Особенности работы органа вкуса.
Практическая работа
«Исследование тактильных рецепторов»
Описывать значение органов осязания, обоняния и вкуса для человека. Сравнивать строение органов осязания, обоняния и вкуса. Описывать путь прохождения осязательных, обонятельных и вкусовых сигналов от рецепторов в головной мозг. Раскрывать понятие «токсикомания» и опасность вдыхания некоторых веществ. Называть меры безопасности при оценке запаха ядовитых или незнакомых веществ. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать наблюдаемые результаты с описанием в тексте учебника.
Обобщение и систематизация знаний по темам 9 и 10. Характеризовать особенности строения нервной и сенсорной систем в связи с выполняемыми функциями. Выявлять особенности функционирования нервной системы.
Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч)
Врождённые формы поведения. Положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы. Явление запечатления (импринтинга).
Определять понятия «инстинкт», «запечатление». Сравнивать врождённый рефлекс и инстинкт. Раскрывать понятия «положительный инстинкт (рефлекс)» «отрицательный инстинкт (рефлекс)». Объяснять значение инстинктов для животных и человека. Описывать роль запечатления в жизни животных и человека.
Приобретённые формы поведения. Условные рефлексы и торможение рефлекса. Подкрепление рефлекса. Динамический стереотип.
Практическая работа
«Перестройка динамического стереотипа»
Определять понятие «динамический стереотип». Раскрывать понятия «условный рефлекс», «рассудочная деятельность». Объяснять связь между подкреплением и сохранением условного рефлекса.
Описывать место динамических стереотипов в жизнедеятельности человека. Различать условный рефлекс и рассудочную деятельность. Выполнять опыт, фиксировать результаты и сравнивать их с ожидаемыми (текстом и иллюстрацией в учебнике).
Закономерности работы головного мозга.
Центральное торможение. Безусловное (врождённое) и условное (приобретённое) торможение. Явление доминанты. Закон взаимной индукции.
Определять понятия: «возбуждение», «торможение», «центральное торможение». Сравнивать безусловное и условное торможение.
Объяснять роль безусловного и условного торможения для жизнедеятельности. Описывать явления доминанты и взаимной
индукции. Раскрывать вклад отечественных учёных в развитие медицины и науки.
Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление Наука о высшей нервной деятельности. Появление и развитие речи в эволюции человека и индивидуальном развитии. Внутренняя и внешняя речь. Познавательные процессы. Восприятие и впечатление. Виды и процессы памяти. Особенности запоминания. Воображение. Мышление.
Определять понятия: «физиология высшей нервной деятельности», «память», «воображение», «мышление», «впечатление». Называть факторы, влияющие на формирования речи в онтогенезе. Называть познавательные процессы, свойственные человеку. Называть процессы памяти. Раскрывать понятия «долго временная память» и «кратковременная память». Различать механическую и логическую память. Объяснять связь между операцией обобщения и мышлением.
Описывать роль мышления в жизни человека. Психологические особенности личности. Типы темперамента. Характер личности и факторы, влияющие на него. Экстраверты и интроверты. Интересы и склонности. Способности. Выбор будущей профессиональной деятельности.
Определять понятия: «темперамент», «характер» (человека), «способность» (человека). Описывать с помощью иллюстрации в учебнике типы темперамента. Классифицировать типы темперамента по типу нервных процессов. Различать экстравертов и интравертов.
Раскрывать связь между характером и волевыми качествами личности.
Различать понятия «интерес» и «склонность». Объяснять роль способностей, интересов и склонностей в выборе будущей профессии.
Регуляция поведения. Волевые качества личности и волевые действия. Побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость
и негативизм. Эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Астенические и стенические эмоции. Непроизвольное и произвольное внимание. Рассеянность внимания.
Практическая работа
«Изучение внимания»
Определять понятия «воля», «внимание». Раскрывать понятие «волевое действие», «эмоция». Описывать этапы волевого акта. Объяснять явления внушаемости и негативизма. Различать эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.
Называть примеры положительных и отрицательных эмоций, стенических и астенических эмоций. Раскрывать роль доминанты в поддержании чувства. Объяснять роль произвольного внимания в жизни человека. Называть причины рассеянности внимания.
Выполнять опыт, фиксировать результаты и сравнивать их с ожидаемыми (текстом в учебнике).
Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение.
Стадии работоспособности (врабатывание, устойчивая работоспособность, истощение). Значение и состав правильного режима дня, активного отдыха. Сон как составляющая суточных биоритмов. Медленный и быстрый сон. Природа сновидений. Значение сна для человека. Гигиена сна.
Определять понятия «работоспособность», «режим дня». Описывать стадии работоспособности. Раскрывать понятие «активный отдых».
Объяснять роль активного отдыха в поддержании работоспособности.
Раскрывать понятия «медленный сон», «быстрый сон». Раскрывать причину существования сновидений. Объяснять значение сна. Описывать рекомендации по подготовке организма ко сну.
Вред наркогенных веществ. Примеры наркогенных веществ. Причины обращения молодых людей к наркогенным веществам. Процесс привыкания к курению. Влияние курения на организм. Опасность привыкания к наркотикам и токсическим веществам. Реакция абстиненции. Влияние алкоголя на организм.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 11
Объяснять причины, вызывающие привыкание к табаку. Описывать пути попадания никотина в мозг. Называть внутренние органы, страдающие от курения. Раскрывать опасность принятия наркотиков. Объяснять причину абстиненции («ломки») при принятии наркотиков. Называть заболевания, вызываемые приёмом алкоголя.
Раскрывать понятие «белая горячка». Характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека. Обосновывать значимость психических явлений и процессов в жизни человека.
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч)
Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём. Факторы, определяющие пол. Строение женской и мужской половой системы. Созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме. Гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД.
Называть факторы, влияющие на формирование пола, и факторы, влияющие на формирование мужской и женского личности. Раскрывать связь между хромосомным набором в соматических клетках и полом человека. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение женской и мужской половой системы. Объяснять связь между менструацией и созреванием яйцеклетки, поллюцией и созреванием сперматозоидов. Знать необходимость соблюдения правил гигиены внешних половых органов. Раскрывать понятия «наследственное заболевание», «врождённое заболевание». Называть пути попадания возбудителей СПИДа, гонореи, сифилиса в организм человека. Различать понятия «СПИД» и «ВИЧ». Раскрывать опасность заражения ВИЧ. Называть части организма, поражаемые возбудителем сифилиса, признаки гонореи, меры профилактики заболевания сифилисом и гонореей.
Развитие организма человека. Созревание зародыша. Закономерности роста и развития ребёнка. Ростовые скачки. Календарный и биологический возраст.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 12.
Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс созревания зародыша человека, строение плода на ранней стадии развития. Называть последовательность заложения систем органов в зародыше.
Раскрывать понятие «полу ростовой скачок». Описывать особенности роста разных частей тела в организме ребёнка. Различать календарный и биологический возраст человека. Раскрывать влияние физической подготовки на ростовые процессы организма подростка. Характеризовать роль половой системы в организме. Устанавливать закономерности индивидуального развития человека.
Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье».
Характеризовать функции различных систем органов. Выявлять взаимосвязь строения и функций различных систем органов. Объяснять участие различных систем органов в важнейших процессах роста, развития и обмена веществ в организме.
- Тематическое планирование
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.
Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 70 (2ч в неделю) в 8 классе.
Года обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
8 класс | 2 | 35 | 70 |
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района
«Основная общеобразовательная школа п. Пырьях»
Приложение к ООП ООО
Приказ от 31.08.2018 г. № 183-О
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По биологии
Класс 8
Учитель Мирошник Елена Геннадьевна
Количество часов: всего 70 в неделю 2
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя
Мирошник Елены Геннадьевны,
Планирование составлено на основе Программы основного общего образования «Биология 5-11 классы» /Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова – М.: Вентана-Граф, 2014 г.
В соответствии с ФГОС основного общего образования
Учебник «Биология» 8 класс, для учащихся общеобразовательных организаций Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. – М.: Вентана-Граф, 2015.
2018 – 2019 учебный год
Календарно-тематическое планирование
8 класс (2 ч в неделю, всего 70 ч)
Предмет: биология
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Материально-техническое оснащение | УУД | Д.з. | |||
План | Факт | ||||||||
Раздел 2. Человек и его здоровье Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч) | |||||||||
1 | Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе | 1 | 04.09 | Учебник, презентация №1 | Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. | §1, 2 | |||
2 | Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | 1 | 06.09 | Учебник, презентация №2 | §3 | ||||
3 | Ткани организма человека. Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | 1 | 11.09 | Учебник, презентация №3 | §4 | ||||
4 | Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая работа «Изучение мигательного рефлекса и его торможения» | 1 | 13.09 | Учебник, презентация №4 | §5, повторить §1-4 | ||||
5 | Контрольная работа по теме: «Общий обзор организма человека» | 1 | 18.09 | Учебник, презентация №5 | |||||
Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч) | |||||||||
6 | Строение, состав и типы соединения костей. Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани» Лабораторная работа № 4 «Состав костей» | 1 | 20.09 | Учебник, презентация №6 | §6 | ||||
7 | Скелет головы и туловища | 1 | 25.09 | Учебник, презентация №7 | §7 | ||||
8 | Скелет конечностей. Практическая работа «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | 1 | 27.09 | Учебник, презентация №8 | §8 | ||||
9 | Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы | 1 | 02.10 | Учебник, презентация №9 | §9 | ||||
10 | Строение, основные типы и группы мышц. Практическая работа «Изучение расположения мышц головы» | 1 | 04.10 | Учебник, презентация №10 | §10 | ||||
11 | Работа мышц | 1 | 09.10 | Учебник, презентация №11 | §11 | ||||
12 | Нарушение осанки и плоскостопие. Практические работы «Проверка правильности осанки», «Выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника» | 1 | 11.10 | Учебник, презентация №12 | §12 | ||||
13 | Развитие опорно-двигательной системы | 1 | 16.10 | Учебник, презентация №13 | §13, повторить §6-12 | ||||
14 | Контрольная работа по теме: «Опорно-двигательная система» | 1 | 18.10 | Учебник, презентация №14 | |||||
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч) | |||||||||
15 | Значение крови и её состав. Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 1 | 23.10 | Учебник, презентация №15 | §14 | ||||
16 | Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови | 1 | 25.10 | Учебник, презентация №16 | §15, 16 | ||||
2 четверть | 1ч-16ч | ||||||||
17 | Сердце. Круги кровообращения | 1 | 06.11 | Учебник, презентация №17 | §17 | ||||
18 | Движение лимфы. Практическая работа «Изучение явления кислородного голодания» | 1 | 08.11 | Учебник, презентация №18 | §18 | ||||
19 | Движение крови по сосудам. Практические работы «Определение ЧСС, скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» | 1 | 13.11 | Учебник, презентация №19 | §19 | ||||
20 | Регуляция работы органов кровеносной системы. Практическая работа «Доказательство вреда табакокурения» | 1 | 15.11 | Учебник, презентация №20 | §20 | ||||
21 | Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | 1 | 20.11 | Учебник, презентация №21 | §21, 22 | ||||
Тема 4. Дыхательная система (7 ч) | |||||||||
22 | Значение дыхательной системы. Органы дыхания | 1 | 22.11 | Учебник, презентация №22 | §23 | ||||
23 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 | 27.11 | Учебник, презентация №23 | §24 | ||||
24 | Дыхательные движения. Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения» | 1 | 29.11 | Учебник, презентация №24 | §25 | ||||
25 | Регуляция дыхания. Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки» | 1 | 04.12 | Учебник, презентация №25 | §26 | ||||
26 | Заболевания дыхательной системы. Практическая работа «Определение запылённости воздуха» | 1 | 06.12 | Учебник, презентация №26 | §27 | ||||
27 | Первая помощь при повреждении дыхательных органов | 1 | 11.12 | Учебник, презентация №27 | §28, повторить §23-27 | ||||
28 | Контрольная работа по темам: «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» | 1 | 13.12 | Учебник, презентация №28 | |||||
Тема 5. Пищеварительная система (7 ч) | |||||||||
29 | Строение пищеварительной системы. Практическая работа «Определение местоположения слюнных желёз» | 1 | 18.12 | Учебник, презентация №29 | §29, 30 | ||||
30 | Зубы | 1 | 20.12 | Учебник, презентация №30 | §31 | ||||
31 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | 1 | 25.01 | Учебник, презентация №31 | §32 | ||||
32 | Пищеварение в кишечнике | 1 | 27.01 | Учебник, презентация №32 | §33 | ||||
3 четверть | 2ч-16ч | ||||||||
33 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав | 1 | 15.01 | Учебник, презентация №33 | §34 | ||||
34 | Заболевания органов пищеварения | 1 | 17.01 | Учебник, презентация №34 | §35, повторить §29 - 34 | ||||
35 | Контрольная работа по теме: «Пищеварительная система». | 1 | 22.01 | Учебник, презентация №35 | |||||
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) | |||||||||
36 | Обменные процессы в организме | 1 | 24.01 | Учебник, презентация №36 | §36 | ||||
37 | Нормы питания. Практическая работа «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 | 29.01 | Учебник, презентация №37 | §37 | ||||
38 | Витамины | 1 | 31.01 | Учебник, презентация №38 | §38 | ||||
Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч) | |||||||||
39 | Строение и функции почек | 1 | 05.02 | Учебник, презентация №39 | §39 | ||||
40 | Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим | 1 | 07.02 | Учебник, презентация №40 | §40 | ||||
Тема 8. Кожа (3 ч) | |||||||||
41 | Значение кожи и её строение | 1 | 12.02 | Учебник, презентация №41 | §41 | ||||
42 | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов | 1 | 14.02 | Учебник, презентация №42 | §42, 43 | ||||
43 | Контрольная работа по темам: «Мочевыделительная система», «Кожа». | 1 | 19.02 | Учебник, презентация №43 | |||||
Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч) | |||||||||
44 | Железы и роль гормонов в организме | 1 | 21.02 | Учебник, презентация №44 | §44, 45 | ||||
45 | Значение, строение и функция нервной системы. Практическая работа «Изучение действия прямых и обратных связей» | 1 | 26.02 | Учебник, презентация №45 | §46 | ||||
46 | Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Практическая работа «Штриховое раздражение кожи» | 1 | 28.02 | Учебник, презентация №46 | §47, 48 | ||||
47 | Спинной мозг | 1 | 05.03 | Учебник, презентация №47 | §49 | ||||
48 | Головной мозг. Практическая работа «Изучение функций отделов головного мозга» | 1 | 07.03 | Учебник, презентация №48 | §50 | ||||
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) | |||||||||
49 | Принцип работы органов чувств и анализаторов | 1 | 12.03 | Учебник, презентация №49 | §51 | ||||
50 | Орган зрения и зрительный анализатор. Практические работы «Исследование реакции зрачка на освещённость», «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» | 1 | 14.03 | Учебник, презентация №50 | §52 | ||||
51 | Заболевания и повреждения органов зрения | 1 | 19.03 | Учебник, презентация №51 | §53 | ||||
52 | Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Практическая работа «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | 1 | 21.03 | Учебник, презентация №52 | §54 | ||||
4 четверть | 3ч-20ч | ||||||||
53 | Органы осязания, обоняния и вкуса. Практическая работа «Исследование тактильных рецепторов» | 1 | 02.04 | Учебник, презентация №53 | §55, повторить §51-54 | ||||
54 | Контрольная работа по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» | 1 | 04.04 | Учебник, презентация №54 | |||||
Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч) | |||||||||
55 | Врождённые формы поведения | 1 | 09.04 | Учебник, презентация №55 | §56 | ||||
56 | Приобретённые формы поведения. Практическая работа «Перестройка динамического стереотипа» | 1 | 11.04 | Учебник, презентация №56 | §57 | ||||
57 | Закономерности работы головного мозга | 1 | 16.04 | Учебник, презентация №57 | §58 | ||||
58 | Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | 1 | 18.04 | Учебник, презентация №58 | §59 | ||||
59 | Психологические особенности личности | 1 | 23.04 | Учебник, презентация №59 | §67 | ||||
60 | Регуляция поведения. Практическая работа «Изучение внимания» | 1 | 25.04 | Учебник, презентация №60 | §61 | ||||
61 | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | 1 | 30.04 | Учебник, презентация №61 | §62 | ||||
62 | Вред наркогенных веществ | 1 | 02.05 | Учебник, презентация №62 | §66, Повторить §56 – 62 | ||||
63 | Контрольная работа по теме: «Поведение человека и высшая нервная деятельность» | 1 | 07.05 | Учебник, презентация №63 | |||||
64 | Работа над ошибками по теме: «Поведение человека и высшая нервная деятельность» | 1 | 09.05 | ||||||
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (6 ч) | |||||||||
65 | Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём | 1 | 14.05 | Учебник, презентация №64 | §63, 64 | ||||
66 | Развитие организма человека. | 1 | 16.05 | Учебник, презентация №65 | §65, повторить §63-64 | ||||
67 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» | 1 | 21.05 | Учебник, презентация №66 | Подготовиться к годовой к.р. | ||||
68 | Контрольная работа по теме: «Человек и его здоровье» | 1 | 23.05 | Учебник, презентация №67 | |||||
69 | Работа над ошибками по теме: «Человек и его здоровье» | 1 | 28.05 | ||||||
70 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и его здоровье» | 1 | 30.05 | Учебник, презентация №68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)
Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)...