Рабочая программа учебного предмета « Биология» для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Кузьмина Ольга Владимировна

Данная рабочая программа учебного предмета « Биология» для учащихся 5 класса  муниципального образовательного автономного  учреждения « Моготская СОШ»,  разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС, ООП ООО и учебным планом МОАУ «Моготская СОШ» на 2018-2019 учебный год утверждённый приказом директора школы №.50-п от 30.05.2018

На изучение предмета «Биология» в 5 классе отводится 1 час в неделю.

Количество часов в год - 35

Учебник: В.В. Пасечник Биология: Бактерии, грибы, растения – М.: Дрофа- 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5_18-19.docx149.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

« Моготская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района

F:\скан.jpg

Рабочая программа

учебного предмета

« Биология»

для 5 класса

учитель: Кузьмина О.В.

Могот 2018

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного предмета « Биология» для учащихся 5 класса  муниципального образовательного автономного  учреждения « Моготская СОШ»,  разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС, ООП ООО и учебным планом МОАУ «Моготская СОШ» на 2018-2019 учебный год утверждённый приказом директора школы №.50-п от 30.05.2018

На изучение предмета «Биология» в 5 классе отводится 1 час в неделю.

Количество часов в год - 35

Учебник: В.В. Пасечник Биология: Бактерии, грибы, растения – М.: Дрофа- 2014

Основными видами организации учебного процесса является урок.

Формы организации учебного процесса: Индивидуальная, групповая, коллективная, лабораторные и практические работы, практикумы.

Виды и формы контроля: 

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьников, общая эрудиция.

Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение

Текущий

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Итоговый  

Контроль выполнения поставленных задач.         

Представление продукта на разных уровнях.

Содержание учебного предмета «Биология»

Биология – наука о живых организмах.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе.  Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Среды жизни

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособленность организмов к жизни в водной среде. Приспособленность организмов к жизни в почвенной среде. Приспособленность организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Клеточное строение организмов.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная  клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка

Многообразие организмов.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Классификация организмов. Принципы классификации.   Основные царства живой природы.

Царство Растения.

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений.

Микроскопическое строение растений.

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений.

Многообразие растений

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны) отличительные особенности и многообразие. Голосеменные растения, отличительные особенности и многообразие.  Отдел покрытосеменные

 (Цветковые), отличительные особенности. Происхождение растений и основные этапы развития растительного мира

Царства бактерии

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царства грибы.

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые. Первой помощи при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

Ученик научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;

• аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;

• осуществлять классификацию биологических объектов (бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

• находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

 • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями.

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы

Лабораторные работы:

1. Проведение измерений у живых организмов

2.Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

3.Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

4.Изучение тканей растений

5.Изучение строения плесневых грибов

6.Изучение строения водорослей.

7.Изучение строения мхов

8.Изучение строения папоротника (хвоща).

9.Изучение строения голосеменных растений.

10.Изучение строения покрытосеменных растений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов.

Осенние явления в жизни растений.

Направление проектной деятельности: экспресс-исследование по темам «Ядовитые растения нашей местности», «Ядовитые грибы нашей местности»

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Биология» 5 класс

Дата проведения

Тема урока

планируемая

фактическая

1

Биология как наука. Роль биологии познании окружающего мира и практической деятельности людей. Охрана биологических объектов.

6.09

2

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа №1по теме:

«Проведение измерений у живых организмов» т\б

13.09

3

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации.  

20.09

4

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Свойства живых организмов

27.09

5

Экскурсия по теме

«Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений.» т\б

410

6

Среда и места обитания. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде, водной среде, почвенной среде, организменной среде.

11.10

7

Факторы среды обитания и их влияние на живой организм.

18.10

8

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения и методы изучения клетки.

25.10

9

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

Лабораторная работа № 2 по теме «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

т\б.

.

8.11

10

 Химический состав клеток.

15.11

11

Строения клеток. Лабораторная работа № 3 по теме: «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» т\б

22.11

12

Жизнедеятельность клетки.

29.11

13

Ткани растений. Особенности их строения. Лабораторная работа   № 4 по теме: «Изучение тканей растений» т\б

6.12

14

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение организма»

13.12

15

Бактерии, их строение и жизнедеятельность.

20.12

16

Роль бактерий в природе, жизни человека

27.12

17

Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

17.01

18

Отличительные особенности грибов. Общая характеристика грибов

24.01

19

Многообразие грибов: Шляпочные грибы, их роль в природе и жизни человека

31.01

20

Многообразие грибов: Плесневые грибы. Дрожжи, их роль в природе и жизни человека Лабораторная работа № 5 по теме «Изучение строения плесневых грибов». т\б

7.02

21

Многообразие грибов: Грибы паразиты, их роль в природе и жизни человека. Проект

 «Ядовитые грибы нашей местности»

14.02

22

Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощи при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

21.02

23

Обобщающий урок по темам «Царство бактерии и грибы»

28.02

24

 Классификация растений. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека Водоросли – низшие растения.

7.03

25

Многообразие водорослей особенности строения Роль в природе и жизни человека Лабораторная работа № 6 «Изучение строения водорослей» т\б

7.03

26

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека

14.03

27

Высшие споровые растения – мхи, отличительные особенности и многообразие. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения мха». т\б

21.03

28-29

Высшие споровые растения –папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности и многообразие. Лабораторная работа№ 8 по теме: «Изучение строения папоротника» т\б

4.04

4.04

30

Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Лабораторная работа №9 по теме «Изучение строения голосеменных растений» т\б

11.04

31

Общее знакомство с цветковыми растениями. Органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений

18.04

32

Отдел Покрытосеменные,

отличительные особенности и многообразие. Лабораторная работа № 10 по теме «Изучение строения покрытосеменных растений.» т\б

25.04

33

Происхождение растений и основные этапы развития растительного мира

16.05

34

Соблюдение правил поведения и бережное отношение к природе.  Охрана биологических объектов.

23.05

35

Растительный и животный мир родного края. Проект

« Ядовитые растения нашей местности»

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета « Биология » 8 класс

Рабочая программа учебного предмета « Биология » по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Ве...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, федеральной  Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 7 класс

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 8 класс, углубление

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими ...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 5 класс

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, авторской программы Н.И. Сонина....

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 6 класс

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, авторской программы Н.И. Сонина...