Рабочая программа учебного предмета «Биология» 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, авторской программы Н.И. Сонина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_fgos.docx | 57.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Городской округ «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Долинск
694051 Сахалинская область, г.Долинск, ул.Хабаровская, д.13, тел. 24198
Рассмотрено: на заседании МО протокол № «____»______________20___г. | Согласовано: И.о. Зам.директора по УВР «____»______________20___г. | Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ №2» Денисенко Л.А. От «____»______________20___г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
на ступени основного общего образования
для 5 класса
на 2016-2017 учебный год
Составлена учителем Сергеевой С.А.
г.Долинск
2016г.
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, авторской программы Н.И. Сонина, учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2017 – 2018 учебный год, утвержденного приказом директора от 10.08.2016г. № 230-ОД.
Учебник: Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5класс.- М.: ДРОФА Вертикаль.
Цели и задачи рабочей программы:
- Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- Систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
- Начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- Развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- Начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 2 на курс биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 ч за учебный год.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
- Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира.
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости.
- Овладение понятийным аппаратом биологии.
- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
- Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности чело века в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
- Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к 8 живой природе, здоровью своему и окружающих.
- Осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных.
- Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных.
- Овладение методами биологической науки.
- Наблюдение и описание биологических объектов и процессов.
- Постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- Формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
- Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса для данного класса и уровень их освоения по разделам содержания:
Раздел 1: Живой организм: строение и изучение.
Ученик научится:
- определять значение биологических знаний в современной жизни, выделять существенные признаки живого.
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
- отличать живые организмы от неживых;
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.
- работать с лупой и микроскопом
- находить основные части растительной клетки на микропрепарате и таблице
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами, готовить микропрепараты;
- определять отношения объекта с другими объектами — составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников
- определять существенные признаки объекта.
Раздел 2: Многообразие живых организмов.
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их практическую значимость
- отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых;
- выделять существенные признаки растений
- характеризовать основные методы изучения растений;
- характеризовать основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) их строение и многообразие;
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- характеризовать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Ученик получит возможность научиться:
- мерам защиты от болезнетворных бактерий
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
- распознавать растения различных отделов
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере;
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Раздел 3.Среда обитания живых организмов
Ученик научится:
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников
- определять существенные признаки объекта.
Раздел 4. Человек на Земле.
Ученик научится:
- давать сравнительную характеристику человеко-образным обезьянам, древним людям и современному человеку;
- определять этапы эволюции человека;
- видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека;
- видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле
Ученик получит возможность научиться:
- видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле;
- предлагать свои пути решения экологических проблем;
- решать элементарные экологические задачи;
- обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе.
- Содержание учебного предмета, курса
Содержание программы «Биология. Введение в биологию». 5 класс
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функция ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.
2. Строение клеток кожицы чешуи лука.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 час)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 час)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы.
1. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев).
2. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
3. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (4 час)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания 1 помощи.
Демонстрация: ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
1. Измерение своего роста и массы тела.
2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов по теме | Дата | Корректировка, причина | |||||||||||||||||
5 «а» | 5 «б» | 5 « в» | |||||||||||||||||||
Раздел 1.Живой организм: строение и изучение (9 час) | |||||||||||||||||||||
1 четв. . 1 | Введение. Что такое живой организм | 1 | |||||||||||||||||||
2 | Наука о живой природе | 1 | |||||||||||||||||||
3 | Методы изучения природы | 1 | |||||||||||||||||||
4 | Увеличительные приборы Лаб.р.1. Знакомство с оборудованием для научных исследований. | 1 | |||||||||||||||||||
5 | Живые клетки Лаб.р.2. Строение клеток кожицы чешуи лука | 1 | |||||||||||||||||||
6 | Химический состав клетки | 1 | |||||||||||||||||||
7 | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | |||||||||||||||||||
8 | Великие естествоиспытатели | 1 | |||||||||||||||||||
9 | Контрольная работа по теме «Живой организм» | 1 | |||||||||||||||||||
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 час) | |||||||||||||||||||||
2 четв 10 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | |||||||||||||||||||
11 | Разнообразие живого л/р №3 Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев ). | 1 | |||||||||||||||||||
12 | Бактерии | 1 | |||||||||||||||||||
13 | Грибы | 1 | |||||||||||||||||||
14 | Водоросли . Промежуточная диагностика | 1 | |||||||||||||||||||
15 | Мхи | 1 | |||||||||||||||||||
3 четв 16 | Папоротники | 1 | |||||||||||||||||||
17 | Голосеменные растения | 1 | |||||||||||||||||||
18 | Покрытосеменные (цветковые) растения | 1 | |||||||||||||||||||
19 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | |||||||||||||||||||
20 | Животные простейшие | 1 | |||||||||||||||||||
21 | Беспозвоночные | 1 | |||||||||||||||||||
22 | Позвоночные | 1 | |||||||||||||||||||
23 | Значение животных в природе и жизни человека | 1 | |||||||||||||||||||
24 | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | |||||||||||||||||||
Раздел 3.Среда обитания живых организмов – 6 час | 11.02 | ||||||||||||||||||||
25 | Три среды обитания Л/р №4 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. | 1 | |||||||||||||||||||
26 | Жизнь на разных материках | 1 | |||||||||||||||||||
4 четв 27 | Природные зоны Земли | 1 | |||||||||||||||||||
28 | Жизнь в морях и океанах Л/Р №5 Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. | 1 | |||||||||||||||||||
29 | Практическая работа №1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.» | 1 | |||||||||||||||||||
30 | Контрольная работа по теме: «Среда обитания живых организмов» | 1 | |||||||||||||||||||
Раздел 4. Человек на Земле. (5 час) | |||||||||||||||||||||
31 | Как человек появился на Земле | 1 | |||||||||||||||||||
32 | Как человек изменил Землю. | 1 | |||||||||||||||||||
33 | Жизнь под угрозой Не станет ли Земля пустыней? | 1 | |||||||||||||||||||
34 | Здоровье человека и безопасность жизни. Л/р №6-7 1.Измерение своего роста и массы тела. 2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. | 1 |
Приложение 1
Сводная учета распределения программного материала
по биологии
Классы 5 «А» 5 «Б», 5 «В»
Учитель Сергеева С.А.
Количество часов и к/р на 2016 - 2017 учебный год
класс | 5 «А» | 5 «Б» | 5 «В» |
всего часов | 34 | 34 | 34 |
часов в неделю | 1 | 1 | 1 |
плановых к/р (л/р) | к/р – 4, л/р -6, п/р-1 | к/р – 4, л/р -6, п/р-1 | к/р – 4, л/р -6, п/р-1 |
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти | Количество часов |
1 четверть | 9 |
2 четверть | 6 |
3 четверть | 10 |
4 четверть | 8 |
Год | 34 |
Распределение часов по разделам предмета (курса)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Живой организм: строение и изучение. | 9 ч |
2. | Многообразие живых организмов | 15 ч |
3. | Среда обитания живых организмов | 6ч |
4. | Человек на Земле | 4ч |
Итого: | 34ч |
Приложение 2
График прохождения практической части программного материала
№ п/п | Наименование темы работы | Форма проведения | Дата проведения | Корректировка, причина |
Знакомство с оборудованием для научных исследований. | Лабораторная работа №1 | |||
Строение клеток кожицы чешуи лука | Лабораторная работа №2 | |||
Живой организм | Контрольная работа тест | |||
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев ). | Лабораторная работа №3 | |||
Промежуточная диагностика | тест | |||
5 | Многообразие живых организмов | Контрольная работа тест | ||
6 | Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. | Лабораторная работа №4 | ||
7 | Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. | Лабораторная работа №5 | ||
8 | Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания | Практическая работа №1 | ||
9 | Среда обитания живых организмов | Контрольная работа тест | ||
1 10-11 | Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. | Лабораторная работа №6 -7 |
Оценочный фонд находится на школьном сервере, в сетевом окружении «Средняя школа», в папке «Биология 5 класс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 5 класса на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...