Рабочая программа учебного предмета «Биология» 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, авторской программы Н.И. Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_fgos.docx57.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Городской округ «Долинский»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Долинск

694051 Сахалинская область, г.Долинск, ул.Хабаровская, д.13, тел. 24198

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №

«____»______________20___г.

Согласовано:

И.о. Зам.директора по УВР

 «____»______________20___г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №2»

Денисенко Л.А.

От «____»______________20___г.

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

на ступени основного общего образования

 для 5 класса

на 2016-2017 учебный год

Составлена учителем Сергеевой С.А.

г.Долинск

2016г.

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, авторской программы Н.И. Сонина, учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2017 – 2018 учебный год, утвержденного приказом директора от 10.08.2016г. № 230-ОД.

Учебник:  Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5класс.- М.: ДРОФА Вертикаль.

 Цели и задачи рабочей программы:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
  • Систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
  • Начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • Развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
  • Начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 2 на курс биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 ч за учебный год.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1.  Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3.  Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4.  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5.  Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6.  Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5.  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

1.  Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2.  Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).                                      

3.   Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5.  Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

6.  Вычитывать все уровни текстовой информации.

7.  Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

1.         Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  1.  Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира.
  2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости.
  3.  Овладение понятийным аппаратом биологии.
  4.  Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
  5.  Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности чело века в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
  6.  Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к 8 живой природе, здоровью своему и окружающих.
  7. Осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных.
  8. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных.
  9.  Овладение методами биологической науки.
  10.  Наблюдение и описание биологических объектов и процессов.
  11.  Постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  12.  Формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
  13.  Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса для данного класса и уровень их освоения по разделам содержания:

Раздел 1: Живой организм: строение и изучение.

Ученик научится:

  • определять значение биологических знаний в современной жизни, выделять существенные признаки живого.
  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
  •  отличать живые организмы от неживых;
  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.
  • работать с лупой и микроскопом
  • находить основные части растительной клетки на микропрепарате и таблице
  •  пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
  •  соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

 Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами, готовить микропрепараты;
  •  определять отношения объекта с другими объектами — составлять план текста;
  •  владеть таким видом изложения текста, как повествование;
  •  под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
  •  под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  •  получать биологическую информацию из различных источников
  •  определять существенные признаки объекта.

Раздел 2: Многообразие живых организмов.

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их практическую значимость
  •  отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых;
  •  выделять существенные признаки растений
  • характеризовать основные методы изучения растений;
  • характеризовать основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) их строение и многообразие;
  •  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
  •  характеризовать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Ученик получит возможность научиться:  

  • мерам защиты от болезнетворных бактерий
  • использовать приёмы оказания первой помощи при  отравлении ядовитыми грибами
  • распознавать растения различных отделов
  •  давать общую характеристику бактериям и грибам;
  •  отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
  •  объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
  •  давать общую характеристику растительного царства;
  •  объяснять роль растений биосфере;
  •  объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Раздел  3.Среда обитания живых организмов

Ученик научится:

  •  характеризовать среды обитания организмов;
  •  характеризовать экологические факторы;
  •  проводить фенологические наблюдения;
  •  соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

 Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами
  •   владеть таким видом изложения текста, как повествование;
  •  под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  •  получать биологическую информацию из различных источников
  •  определять существенные признаки объекта.

Раздел 4. Человек на  Земле.

Ученик научится:

  • давать сравнительную характеристику человеко-образным обезьянам, древним людям и современному человеку;
  • определять этапы эволюции человека;
  •  видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека;
  • видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле

Ученик получит возможность научиться:

  • видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле;
  • предлагать свои пути решения экологических проблем;
  • решать элементарные экологические задачи;
  • обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе.

  1. Содержание учебного предмета, курса

Содержание программы «Биология. Введение в биологию». 5 класс

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 час)

         Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого.  Безъядерные и ядерные  клетки. Строение и функция ядра,  цитоплазмы  и ее органоидов.  Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов  в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в клетке.  Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

      1.  Знакомство с оборудованием для научных исследований.

      2.  Строение клеток кожицы чешуи лука.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 час)

            Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 час)

           Наземно-воздушная, водная и почвенная  среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы.

       1.   Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев).

        2.  Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

        3.  Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле  (4 час)

           Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Правила  поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания 1 помощи.

Демонстрация: ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

1. Измерение своего роста и массы тела.

2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

 

3. Тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Кол-во часов

по теме

Дата

Корректировка, причина

5 «а»

5 «б»

5 « в»

Раздел 1.Живой организм: строение и изучение (9 час)

  1

четв. .

1

Введение. Что такое живой организм

1

2

Наука о живой природе

1

3

Методы изучения природы

1

4

Увеличительные приборы

Лаб.р.1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

1

5

Живые клетки

Лаб.р.2. Строение клеток кожицы чешуи лука

1

6

Химический состав клетки

1

7

Вещества и явления в окружающем мире.

1

8

Великие естествоиспытатели

1

9

Контрольная работа по теме «Живой организм»

1

Раздел 2.   Многообразие живых организмов  (15 час)

 2

   четв

10

Как развивалась жизнь на Земле

1

11

Разнообразие живого

л/р №3 Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев ).

1

12

Бактерии

1

13

Грибы

1

14

Водоросли . Промежуточная диагностика

1

15

Мхи

1

3

четв

16

Папоротники

1

17

Голосеменные растения

1

18

Покрытосеменные (цветковые) растения

1

19

Значение растений в природе и жизни человека

1

20

Животные простейшие  

1

21

Беспозвоночные

1

22

Позвоночные

1

23

Значение животных в природе и жизни человека

1

24

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

1

Раздел 3.Среда обитания живых организмов – 6 час

11.02

25

Три среды обитания

Л/р №4  Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

1

26

Жизнь на разных материках

1

4 четв

27

Природные зоны Земли

1

28

Жизнь в морях и океанах

Л/Р №5 Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

1

29

Практическая работа №1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.»

1

30

Контрольная работа по теме: «Среда обитания живых организмов»

1

Раздел 4. Человек на  Земле. (5 час)

31

Как человек появился на Земле

1

32

Как человек изменил Землю.

1

33

Жизнь под угрозой

Не станет ли Земля пустыней?

1

34

Здоровье человека и безопасность жизни.

Л/р №6-7

1.Измерение своего роста и массы тела.

2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

1

Приложение 1

Сводная учета распределения программного материала

 по биологии

Классы  5 «А» 5 «Б», 5 «В»

Учитель  Сергеева С.А.

Количество часов и к/р на 2016 - 2017 учебный год

класс

                5 «А»

5 «Б»

5 «В»

всего часов

34

34

34

часов в неделю

1

1

1

плановых к/р (л/р)

к/р – 4, л/р -6, п/р-1

к/р – 4, л/р -6, п/р-1

к/р – 4, л/р -6, п/р-1

Сводная ведомость часов за год

Учебные четверти

Количество часов

1 четверть

9

2 четверть

6

3 четверть

10

4 четверть

8

Год

34

Распределение часов по разделам предмета (курса)

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Живой организм: строение и изучение.

9 ч

2.

Многообразие живых организмов

15 ч

3.

Среда обитания живых организмов

4.

Человек на Земле  

                                                  Итого:

34ч


Приложение 2

График прохождения практической части программного материала

№ п/п

Наименование темы работы

Форма проведения

Дата проведения

Корректировка, причина

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Лабораторная работа №1

Строение клеток кожицы чешуи лука

Лабораторная работа №2

 Живой организм

Контрольная работа тест

 Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев ).

Лабораторная работа №3

Промежуточная диагностика

тест

5

 Многообразие живых организмов

Контрольная работа тест

6

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Лабораторная работа №4

7

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Лабораторная работа №5

8

 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания

Практическая работа №1

9

 Среда обитания живых организмов

Контрольная работа тест

1

10-11

Измерение своего роста и массы тела.

 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Лабораторная работа №6 -7

Оценочный фонд находится на школьном сервере, в сетевом окружении «Средняя школа», в папке «Биология 5 класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год

Рабочая программа учебного предмета   « Биология»  для обучающихся  8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 5 класса на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...