Рабочая программа учебного предмета «Биология» 7 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2010 г. – 72 с. На изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biol_7_14-15.doc | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №2 села Кривополянье Чаплыгинского муниципального района Липецкой области
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №2
Протокол № 1 от по УВР МБОУ СОШ №2 с. Кривополянье
«15» августа 2014г. с. Кривополянье ______/Полякова Г.В./
Руководитель МО _______/ Зубков Г.Н./ Приказ № 83 от
________/Погонина Н.И./ «18» августа 2014 г. «18» августа 2014 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
7 класс
Разработана Анцуповой Верой Васильевной учителем биологии первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании педагогического совета
протокол №1 от
«18» августа 2014г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2010 г. – 72 с.
На изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Цели
Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Задачи
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Ключевые компетенции учащихся
- Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
- Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
- Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
- В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
- В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Использование приобретенных знаний умений в практической деятельности и повседневной жизни для
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний
- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Формы и методы обучения
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков; помимо этого, такие виды учебных занятий как лабораторные работы, экскурсии, конференции, игры, тренинги. Контроль знаний осуществляется в форме тестирования и проверочных работ.
Информация об УМК
- В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013 год.
а также методических пособий для учителя:
1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008год.
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005 год.
Содержание рабочей программы
Содержание учебного предмета
Тема 1,2. "Общие сведения о животном мире" 4 ч., "Строение тела животных" 2 ч.
Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. Строение тела животных: клетка, ткани, органы и системы органов.
Экскурсии. «Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах».
Тема 3. "Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные" 4 ч.
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение саркодовых, жгутиконосцев и инфузорий.
Л. Р. №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»
Тема 4. "Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные" 2 ч.
Пресноводные и морские кишечнополостные: особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение.
Тема 5. "Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви" 6 ч.
Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение плоских, круглых и кольчатых червей.
Л. Р. №2 «Внешнее строение дождевого червя»
Л. Р. №3 «Внутреннее строение дождевого червя»
Тема 6. "Тип Моллюски" 5 ч.
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
Л. Р. №4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»
Тема 7. "Тип Членистоногие" 7 ч.
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение ракообразных, паукообразных и насекомых.
Л.р. №5 «Внешнее строение насекомых»
Тема 8. "Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные" 1 ч.
Ланцетник - низшее хордовое.
Тема 8. 1. "Подтип Черепные. Надкласс Рыбы" 5 ч.
Рыбы: внешнее и внутреннее строение, особенности размножения, основные систематические группы, промысловые рыбы: рациональное использование и охрана.
Л.р. №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Л.р. №7 «Внутреннее строение рыбы»
Тема 8. 2. "Класс Земноводные или Амфибии" 5 ч.
Земноводные: места обитания и внешнее строение, внутреннее строение, годовой цикл жизни земноводных, их происхождение, многообразие и значение.
Тема 8. 3. "Класс Пресмыкающиеся" 4 ч.
Пресмыкающиеся: особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие и значение. Вымершие пресмыкающиеся.
Тема 8. 4. "Класс Птицы" 8 ч.
Птицы: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц, многообразие и значение птиц, их охрана.
Л.р. №8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Л. Р. №9 «Строение скелета птицы»
Экскурсия. «Знакомство с птицами парка».
Тема 8. 5. "Класс Млекопитающие или Звери" 10 ч.
Млекопитающие: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, происхождение, многообразие, экологические группы и значение млекопитающих.
Л. р. №10 «Строение скелета млекопитающих»
Экскурсия. «Домашние и дикие звери (краеведческий музей или зоопарк)».
Тема 9. "Развитие животного мира на Земле" 6 ч.
Доказательства и причина эволюции животного мира, основные этапы развития животного мира на Земле.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Программно – методическое обеспечение
Основная литература.
Программа: авторского коллектива под руководством
И.Н. Пономаревой (Т.С.Сухова, В.И.Строганов,И.Н.Пономарёва)Сборник
программ по биологии для общеобразовательных школ
«Природоведение.Биология.Экология. Программы.5-11» .– М., изд.центр "Вентана-Граф", 2010 г.; Учебник: 7 класс «Животные» Авторы: В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н.Пономарёва
Природоведение. Биология. Экология. Программы. 5-11. – М. Вентана-Граф,
2010 г.
Учебник: В. М. Константинов, Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». 7 класс, М., изд. центр "Вентана-Граф", 2009 г
Литература для учителя
- «Зоология для учителя», А. А. Яхонтов , М., «Просвещение», 1982г.
- «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии», А.И.Никишов, М., Сфера», 2001г.
- «Предметная неделя биологии в школе», С. Н. Малашенков , Волгоград, «Корифей», 2006г.
- «Тесты по биологии. 6-11 класс: учебно- методическое издание, Т.С..Сухова, М., «Дрофа»,2000г.
- «Активные формы и методы обучения биологии. Внеклассная работа по биологии», В.А.Яковлев, Л.Ф.Спирин, М., «Просвещение», 1992г.
- «Биологические экскурсии», книга для учителя, И.В.Измайлов, В.Е.Михлин, М., «Просвещение», 1983г
Дополнительная литература:
- «Мир животных», И. Акимушкин, М., «Просвещение», 1982 г.
- «Великолепная энциклопедия животных», профессора Б. Васильева, М., «Махаон», 2005г.
- «Редкие животные нашей страны», С. Н. Бакал, А. В. Бордин и др., Л., «Наука», 1989г.
- «Дикие животные», Розмари Хартилл, М., «Арт-Пресс», 1997 г.
- «Наблюдаем насекомых», Розмари Хартилл, М., «Арт-Пресс», 1997 г.
- «Мир прудов, ручьёв и рек», Розмари Хартилл, М., «Арт-Пресс», 1997 г
- «Энциклопедический словарь юного натуралиста», В.К.Рахилин М.,»Педагогика-Пресс», 1997г.
- «Большая энциклопедия знаний на Земле»,изд.на рус.яз., п\р научного консультанта-к.б.н. А.Б.Васильева
Электронные пособия
- «Лабораторный практикум 6-11»-учебное электронное пособие, «Республиканский медиа-центр», 2004
- «Биология. «Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 класс» -Серия ИКТ, изд.»учитель», 2010г.
- «Биология. 6-9 класс»-библиотека электронных наглядных пособий «Кирилл и Мефодий»,2008г.
- «Биология. Весь школьный курс», «1-С репетитор»,2009г.
- «Биология. Предметная неделя»-электронное пособие, «Корифей»
- «Биология 6-8 класс»-серия «Тестовый контроль», изд. «Учитель», 2010г.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе на: (кол.часов) | Лабораторные и практические работы (кол-во часов) | ||
Уроки | Тестовые работы | Контрольные Работы (зачеты, сочинения и т. д.) | ||||
1. | Общие сведения о мире животных. | 4 | 4 | |||
2. | Строение тела животных. | 2 | 2 | |||
3. | Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные. | 4 | 4 | |||
4. | Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные. | 3 | 2 | 1 | ||
5. | Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. | 6 | 6 |
| ||
6. | Тип Моллюски. | 5 | 4 | 1 | ||
7. | Тип Членистоногие. | 7 | 7 | |||
8. | Тип Хордовые.Подтип Бесчерепные. | 1 | 1 | |||
8 | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. | 5 | 5 | |||
8.2. | Класс Земноводные, или Амфибии. | 5 | 5 |
| ||
8.3. | Класс Пресмыкающиеся, или рептилии. | 4 | 5 |
| ||
8.4. | Класс Птицы. | 8 | 7 | 1 | ||
8 | Класс Млекопитающие, или Звери. | 10 | 10 | |||
9. | Развитие животного мира на Земле. | 6 | 5 | 1 | ||
| Итого | 70 | 66 | 4 | ||
|
Календарно – тематический план
| ||||||||||||||
№ п/п | Раздел, название (тема) урока в поурочном планировании |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание | ||||||||
|
| |||||||||||||
Тема 1. Общие сведения о животном мире | 4 | |||||||||||||
1 | Зоология-наука о животных. Вводный инструктаж по технике безопасности. | Называть предмет изучения зоологии. Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйственных растений. Описывать признаки животных. Отличать животных от растений. Выделять значение животных в природе и в жизни человека. | 1 | 01.09. | ||||||||||
2 | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязь животных в природе. | Давать определение понятию место обитания животного. Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них. Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными. Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану | 1 | 03.09. | ||||||||||
3 | Классификация животных. История развития зоологии. | Называть систематические категории. Отличать классификацию растений от классификации животных. Объяснять значение классификации животных. Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных. Описывать меры охраны редких животных. Прогнозировать последствия исчезновения животных Характеризовать этапы развития зоологии. | 1 | 08.09. | ||||||||||
4
| Обобщение по теме «Общие сведения о мире животных». Экскурсия «Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах».
| Давать определение понятию место обитания животного. Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них. Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными. Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану
| 1
| 10.09. | ||||||||||
Тема 2. Строение тела животных |
| 2 | ||||||||||||
5 | Клетка. Ткани. | Перечислять основные органоиды клетки. Называть роль основных органоидов в клетках, основные виды тканей. Отличать клетки животных от клеток. Дать определение термину ткани. Объяснять, почему у животных есть нервная ткань. Характеризовать основные виды тканей. | 1 | 15.09. | ||||||||||
6 | Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных» | Давать определение терминам орган, система органов. Называть системы органов. Характеризовать строение и функции систем органов. Доказать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано.
| 1 | 17.09. | ||||||||||
Тема 3. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные |
| 4 | ||||||||||||
7 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | Называть среду обитания и способ передвижения. Описывать условия образования цисты. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы. Объяснять способ питания и выделения, размножения. Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом. | 1 | 22.09. | ||||||||||
8 | Класс Жгутиконосцы. | Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой. Называть условия обитания и способ передвижения. Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным организмам. Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными. Выделять черты усложнения у эвглены зеленой. | 1 | 24.09. | ||||||||||
9 | Тип Инфузории, или Ресничные. Л. Р. №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» | Называть функции органоидов инфузории-туфельки. Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории-туфельки. Доказывать, что инфузории - более сложные организмы. Выделять особенности размножения у инфузорий. Сравнивать различных представителей простейших. | 1 | 29.09. | ||||||||||
10 | Многообразие простейших. Обобщение и контроль знаний по теме «Подцарство Простейшие» | Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека Характеризовать типы простейших. Высказывать предположение о том, что одноклеточные животные не вымирают. | 1 | 01.10. | ||||||||||
Тема 4. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные |
| 3 | ||||||||||||
11 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра. | Называть признаки типа Кишечнополостные, образ жизни гидры. Объяснять значение термина кишечнополостные, при помощи рисунка процесс регенерации гидры. Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. Распознавать строение гидры. Перечислять значение различных клеток. Описывать особенности жизнедеятельности гидры. Сравнивать строение и жизнедеятельность гидры и инфузории-туфельки. Характеризовать по плану размножение пресноводной гидры. | 1 | 06.10. | ||||||||||
12 | Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме «П/царство Многоклеточные животные» | Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей типа Кишечнополостные. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Характеризовать тип Кишечнополостные. | 1 | 08.10. | ||||||||||
13 | Тестирование по темам: «Общие сведения о животном мире», «Строение тела животных», «Подцарство Простейшие», «Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополстные» | Контроль и самоконтроль знаний | 1 | 13.10. | ||||||||||
Тема 5. Типы: Плоские, Круглые и кольчатые черви |
| 6 | ||||||||||||
13 | Тип Плоские черви. Белая планария. |
Называть функции систем внутренних органов. Узнавать по рисункам и таблицам системы органов. Распознавать животных типа Плоские черви. Объяснять поведение белой планарии. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. | 1 | 15.10. | ||||||||||
14 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | Называть меры защиты от паразитических червей. Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. "Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей. Характеризовать по плану тип Плоские черви. | 1 | 20.10. | ||||||||||
15 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Объяснять меры профилактики заражения. Характеризовать образ жизни круглых червей. | 1 | 22.10. | ||||||||||
16 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | Узнавать по рисункам и называть системы органов. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. | 1 | 27.10. | ||||||||||
17 | Класс Малощетинковые черви. Л. Р. №2 «Внешнее строение дождевого червя.» Л. Р. №3 «Внутреннее строение дождевого червя» | Описывать приспособления для жизни в почве. Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании. Характеризовать по плану тип Кольчатые черви. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | 1 | 29.10. | ||||||||||
18 | Обобщение и контроль знаний по теме «Типы: Плоские, Круглые и кольчатые черви» | Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о плоских, круглых и кольчатых червях, мерах профилактики заражения паразитическими червями. | 1 | 10.11. | ||||||||||
Тема 6. Тип Моллюски |
| 5 | ||||||||||||
19 | Общая характеристика типа Моллюски. | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности строения и функций моллюсков. Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | 1 | 12.11. | ||||||||||
20 | Класс Брюхоногие Моллюски. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Узнавать системы органов брюхоногих моллюсков. Объяснять значения в природе и в жизни человека. Выделять приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания. | 1 | 17.11. | ||||||||||
21 | Класс Двустворчатые моллюски. Л. Р. №4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» | Определять принадлежность моллюсков к классам. Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков. Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания. Объяснять значение двустворчатых моллюсков. Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков. | 1 | 19.11. | ||||||||||
22 | Класс Головоногие Моллюски. Обобщение по теме «Тип Моллюски» | Называть функции головоногих моллюсков. Выделять особенности строения головоногих моллюсков. Характеризовать по плану представителей классов моллюсков. | 1 | 24.11. | ||||||||||
23 | Тестирование по темам: «Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви», «Тип Моллюски» | Обобщить, систематизировать и проверить знания о моллюсках, об их роли в природе и жизни человека. | 1 | 26.11. | ||||||||||
Тема 7. Тип Членистоногие |
| 7 | ||||||||||||
24 | Класс Ракообразные | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообра- зие членистоногих. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять отличия внутреннего строения ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. | 1 | 01.12. | ||||||||||
25 | Класс Паукообразные. | Описывать образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Узнавать системы внутренних органов. Выделять особенности поведения и жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных | 1 | 03.12. | ||||||||||
26 | Класс Насекомые. Л.р. №5 «Внешнее строение насекомых» |
Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выделять приспособления насекомых к среде обитания, особенности внутреннего строения насекомых. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих, внутреннее строение насекомых и паукообразных. Узнавать системы внутренних органов. | 1 | 08.12. | ||||||||||
27 | Типы развития насекомых. | Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением. Описывать стадии развития насекомых. Перечислять признаки отрядов. Выделять особенности развития насекомых. | 1 | 10.12. | ||||||||||
28 | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. |
Приводить примеры продуктов пчеловодства, и их использования человеком. Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. Доказывать, что тутовый шелкопряд - домашнее животное. Характеризовать меры по охране насекомых. | 1 | 15.12. | ||||||||||
29 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми. Называть насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний человека. Приводить примеры насекомых-вредителей и описывать их развитие. Характеризовать по плану насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний. | 1 | 17.12. | ||||||||||
30 | Обобщение и контроль знаний по теме «Тип Членистоногие». |
| Обобщить, систематизировать и контролировать знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности членистоногих животных; формулирование выводов об особенностях внешнего строения беспозвоночных разных типов в связи со средой обитания и образом жизни, об особенностях внутреннего строения беспозвоночных разных типов в связи с выполняемыми функциями, об эволюции беспозвоночных животных, их роли в природе и жизни человека. | 1 | 22.12. | |||||||||
31 | Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные»
|
| 1 | 24.12. | ||||||||||
Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные |
| 1 | ||||||||||||
32 | Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. | Распознавать животных типа Хордовые. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Характеризовать особенности строения ланцетника. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. | 1 | 12.01. | ||||||||||
Тема 8. 1. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы |
| 5 | ||||||||||||
33 | Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Л.р. №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Определять по рисунку места обитания рыб. Характеризовать функции плавников рыбы. Выделять: особенности строения рыб; особенности строения и функции органов чувств. | 1 | 14.01. | ||||||||||
34 | Внутреннее строение костной рыбы. Л.р. №7 «Внутреннее строение рыбы» | Называть отделы, органы систем и их функцию. Перечислять характерные черты внутреннего строения. Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб. Выделять особенности строения рыб. | 1 | 19.01. | ||||||||||
35 | Внутреннее строение и особенности размножения рыб. | Называть тип оплодотворения у большинства рыб. Приводить примеры проходных рыб. Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб. Объяснять значение миграций в жизни рыб. | 1 | 21.01. | ||||||||||
36 | Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. | Называть представителей класса хрящевых и костных рыб. Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в Водоемах Брянкой области. Перечислить особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб. Сравнивать различные отряды костистых рыб. Доказывать, что хрящевые рыбы -древняя группа рыб. Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни. | 1 | 26.01. | ||||||||||
37 | Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме «Надкласс Рыбы»
| Называть представителей промысловых рыб. Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение. Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека. Доказывать практическую значимость прудоводства. Объяснять биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Обосновывать приемы рационального ведения рыболовства. | 1 | 28.01. | ||||||||||
Тема 8. 2. Подтип Черепные. Класс Земноводные или Амфибии |
| 5 | ||||||||||||
38 | Внешнее и внутреннее строение земноводных на примере лягушки. | Узнавать отделы скелета земноводных. Описывать внешнее строение земноводных. Описывать приспособления к жизни на суше и в воде. Выделять особенности строения земноводных. Сравнивать скелет земноводных и костных рыб. | 1 | 02.02. | ||||||||||
39 | Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. | Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Описывать строение и функции систем внутренних органов. Сравнивать строение систем внутренних органов. Объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб. | 1 | 04.02. | ||||||||||
40 | Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. |
Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать по выделенным критериям скелет ящерицы и ужа | 1 | 09.02. | ||||||||||
41 | Многообразие земноводных. | Называть: места обитания земноводных, основные отряды Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни Указывать причины сокращения и меры по охране. Характеризовать роль амфибий в природе
| 1 | 11.02. | ||||||||||
42 | Обобщение и контроль знаний по теме «Класс земноводные» | Обобщить, систематизировать и проверить знания о классе Земноводные. | 1 | 16.02. | ||||||||||
Тема 8. 3. Подтип Черепные. Класс Пресмыкающиеся |
| 4 | ||||||||||||
43 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. | Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни Объяснять название класса – «Пресмыкающиеся». Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона | 1 | 18.02. | ||||||||||
44 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. | Перечислять усложнения в строении систем органов. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся. Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства. Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающихся | 1 | 25.02. | ||||||||||
45 | Многообразие пресмыкающихся. | Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов. Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся. Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся. | 1 | 02.03. | ||||||||||
46 | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся» | Приводить примеры ящеров и их среды жизни. Называть причины вымирания ящеров. Объяснять: роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе; необходимость охраны пресмыкающихся. | 1 | 04.03. | ||||||||||
Тема 8. 4. Подтип Черепные. Класс Птицы |
| 8 | ||||||||||||
47 | Общая хар-ка класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц. Л.р. №8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» | Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц. Описывать приспособления внешнего строения для полёта Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.
| 1 | 09.03. | ||||||||||
48 | Опорно – двигательная система. Скелет и мышцы птиц. Л. Р. №9 «Строение скелета птицы» | Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц. Описывать приспособления внешнего строения для полёта Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц. Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом. | 1 | 11.03. | ||||||||||
49 | Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы. | Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Выделять приспособленность систем органов птиц к полету. Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Объяснять, почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями; причины интенсивности обмена веществ. | 1 | 16.03. | ||||||||||
50 | Размножение и развитие птиц. | Называть этапы развития яйца и зародыша, причины появления у птиц инстинкта перелёта. Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом. Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями. Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами. Описывать сезонные явления в жизни птиц. Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений. Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц. | 1 | 18.03. | ||||||||||
51 | Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц. | Описывать сезонные явления в жизни птиц. Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений. Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц. | 1 | 23.03. | ||||||||||
52 | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. Экскурсия « Знакомство с птицами парка». |
Называть экологические группы птиц. Приводить примеры птиц различных экологических групп. Определять особенности строения птиц различных экологических групп. | 1 | 01.04. | ||||||||||
53 | Значение и охрана птиц. Обобщение по теме «Класс Птицы» | Перечислять роль птиц: в природе; в жизни человека. Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц. Распознавать и описывать домашних птиц. Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся. | 1 | 06.04. | ||||||||||
54 | Тестирование по темам: «Надкласс Рыбы», «Класс земноводные», «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы» |
Контроль самоконтроль знаний | 1 | 08.04. | ||||||||||
Тема 8. 5. Подтип Черепные. Класс Млекопитающие |
| 10 | ||||||||||||
55 | Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих | Называть общие признаки млекопитающих. Перечислять функции желез млекопитающих. Описывать строение кожи. Выделять особенностей внешнего строения. Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий. | 1 | 13.04. | ||||||||||
56 | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы. Л. р. №10 «Строение скелета млекопитающих» | Перечислять особенности строения скелета. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих. | 1 | 15.04. | ||||||||||
57 | Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. | Выделять особенности внутреннего строения. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. | 1 | 20.04. | ||||||||||
58 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.
| Приводить примеры заботы о потомстве. Находить черты сходства в размножении пресмыкающихся и млекопитающих. Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком. Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша. | 1 | 22.04. | ||||||||||
59 | Происхождение и многообразие млекопитающих. | Знать современные представления о происхождении млекопитающих и биологических особенностях первозверей и сумчатых. | 1 | 27.04. | ||||||||||
60 | Высшие или Плацентарные. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. | Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные. Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей. | 1 | 29.04. | ||||||||||
61 | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. | Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Выделять особенности отрядов. Доказывать принадлежность к классу млекопитающие. Сравнивать отряды млекопитающих. | 1 | 04.05. | ||||||||||
62 | Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. | Называть общие черты строения приматов. Доказывать, что обезьяны - наиболее высокоорганизованные животные. Сравнивать человекообразных обезьян и человека. Перечислять основные экологические группы животных. Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп. Характеризовать по плану приспособления млекопитающих | 1 | 06.05. | ||||||||||
63 | Значение млекопитающих для человека. Экскурсия в краеведческий музей. | Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих. Распознавать и описывать домашних зверей. Называть промысловых животных. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых млекопитающих. Объяснять роль млекопитающих природе и в жизни человека. | 1 | 11.05. | ||||||||||
64 | Обобщение и контроль знаний по теме «Класс млекопитающие» |
Обобщить, систематизировать и проверить знания по теме «Класс Млекопитающие» | 1 | 13.05. | ||||||||||
Тема 9. Развитие животного мира на Замле |
| 4 | ||||||||||||
65 | Доказательства эволюции животного мира. |
Называть факторы эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира. | 1 | 18.05. | ||||||||||
66 | Основные этапы развития животного мира на Земле. | Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов. | 1 | 20.05. | ||||||||||
67 | Обобщение знаний по курсу «Животные» |
Обобщить, систематизировать знания учащихся по разделу «Животные» | 1 | 25.05. | ||||||||||
68 | Итоговое тестирование. | Определить уровень подготовки учащихся. | 1 | 27.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 5 класса на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...