Рабочая программа учебного предмета «Биология» 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, авторской программы Н.И. Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_fgos.docx | 45.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Городской округ «Долинский»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Долинск
694051 Сахалинская область, г.Долинск, ул.Хабаровская, д.13, тел. 24198
Рассмотрено: на заседании МО протокол № «____»______________20__г. | Согласовано: Зам.директора по УВР «____»______________20__г. | Утверждаю: Директор От «____»______________20__г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
на ступени основного общего образования
для 6 класса
на 2018-2019 учебный год
Составлена учителем Сергеевой С.А.
г.Долинск
2018г.
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, авторской программы Н.И. Сонина, учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2016 – 2017 учебный год, утвержденного приказом директора от 30.08.2017г. № 330-ОД.
Учебник: Сонин Н.И.,Сонина В.И. Биология. 6 класс ДРОФА
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями:
применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии;
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей;
- культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 2 на курс биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 ч за учебный год.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
- формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- Понимать смысл биологических терминов;
- Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- Знать
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса для данного класса и уровень их освоения по разделам содержания:
Раздел 1: Строение живых организмов
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи).
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.
Раздел 2: Жизнедеятельность живых организмов
Ученик научится:
- определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой
- называть основные процессы жизнедеятельности организмов и объяснять их сущность;
- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
- исследовать строение отдельных органов организмов, фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки биологических объектов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: соблюдение правил поведения в окружающей среде, выращивание и размножение культурных растений.
- Содержание учебного предмета, курса «Биология. Живой организм». 6 класс (34 часа)
Раздел 1. Строение живых организмов (9 ч)
Предмет и методы биологии. Свойства живого. Царства живой природы и их признаки. Отделы растений и типы животных, их представители. Клеточные и неклеточные организмы. Органоиды клетки и их функции. Различия в строении растительной и животной клеток
Лабораторная работа «Строение клетки»
Хромосомы, их значение. Два типа деления клетки: митоз и мейоз. Лабораторная работа «Деление клетки»
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторная работа «Ткани живых организмов».
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная. Лабораторная работа «Распознание органов у растений и животных».
Раздел 2. Жизнедеятельность живых организмов (25 часов)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Демонстрация Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений. Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ с и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающие процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови)
Лабораторная работа: Строение клеток крови лягушки и человека.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных
Демонстрация: Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.
Лабораторная работа: «Разнообразие опорных систем животных»
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности.
Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Демонстрация
Способы размножения растений.
Лабораторная работа
Вегетативное размножение комнатных растений.
Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
- Тематическое планирование
№ урока четверти | Наименование тем | Кол-во часов по теме | Дата | Корректировка, причина | ||||||||
6 «а» | 6 «б» | 6 «в» | ||||||||||
Раздел 1. Строение живых организмов 8 ч | ||||||||||||
1 четв. 1 | Вводный инструктаж по т.б. Клетка – живая система. Строение растительной и животной клетки. Л/р | 1 | ||||||||||
2 | Деление клетки. л/р | 1 | ||||||||||
3 | Ткани растений | 1 | ||||||||||
4 | Ткани животных. л/р | 1 | ||||||||||
5 | Органы цветковых растений | 1 | ||||||||||
6 | Органы цветковых растений. Входящая диагностика | 1 | ||||||||||
7 | Органы и системы органов животных | 1 | ||||||||||
8 | Что мы узнали о строении живых организмов. | 1 | ||||||||||
2 четв. 9 | Питание. Почвенное питание растений | 1 | ||||||||||
10 | Фотосинтез | 1 | ||||||||||
11 | Питание и пищеварение у животных | 1 | ||||||||||
12 | Что мы узнали о питании растений и животных | 1 | ||||||||||
13 | Дыхание растений | 1 | ||||||||||
14 | Дыхание животных Промежуточная диагностика | 1 | ||||||||||
15 | Транспорт веществ в растительных организмах | 1 | ||||||||||
16 | Транспорт веществ в животных организмах. Строение клеток крови лягушки и человека Л/р | 1 | ||||||||||
3 четв. 17 | Выделение | 1 | ||||||||||
18 | Обмен веществ и энергии | 1 | ||||||||||
19 | Обмен веществ и энергии | 1 | ||||||||||
20 | Что мы узнали о транспорте, выделении и обмене веществ | 1 | ||||||||||
21 | Скелет – опора организма. Разнообразие опорных систем животных л/р | 1 | ||||||||||
22 | Движение животных | |||||||||||
23 | Движение растений | 1 | ||||||||||
24 | Что мы узнали о скелете и движении | 1 | ||||||||||
25 | Координация и регуляция. Нервная система животных | 1 | ||||||||||
4 четв 26 | Эндокринная система. Ростовые вещества растений | 1 | ||||||||||
27 | Бесполое размножение. Вегетативное размножение комнатных растений л/р | 1 | ||||||||||
28 | Половое размножение животных | 1 | ||||||||||
29 | Половое размножение растений | 1 | ||||||||||
30 | Рост и развитие растений | 1 | ||||||||||
31 | Рост и развитие животных | 1 | ||||||||||
32 | Организм как единое целое Итоговая диагностика | 1 | ||||||||||
33 | Что мы узнали о жизнедеятельности живых организмов | 1 | ||||||||||
34 | Повторение | 1 |
Приложение 1
Сводная учета распределения программного материала
по биологии
Классы 6 «А» 6 «Б» 6 «В»
Учитель Сергеева С.А.
Количество часов и к/р на 2018 - 2019учебный год
класс | 6 «А» | 6 «Б» | 6 «В» |
всего часов | 34 | 34 | 34 |
часов в неделю | 1 | 1 | 1 |
плановых к/р (л/р) | 6 л/р 3 к/р | 6 л/р 3 к/р | 6 л/р 3 к/р |
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти | Количество часов |
1 четверть | 9 |
2 четверть | 6 |
3 четверть | 10 |
4 четверть | 8 |
Год | 34 |
Распределение часов по разделам предмета (курса)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Раздел 1. Строение живых организмов | 9 |
2. | Раздел 2. Жизнедеятельность живых организмов | 25 |
Итого: | 34 |
Приложение 2
График прохождения практической части программного материала
№ п/п | Наименование темы работы | Форма проведения | Дата проведения | Корректировка, причина | ||
6 А | 6 Б | 6 В | ||||
1 | Строение клетки | Лабораторная работа | ||||
2 | Деление клетки | Лабораторная работа | ||||
3 | Ткани живых организмов | Лабораторная работа | ||||
4 | Входящая диагностика | тест | ||||
5 | Промежуточная диагностика | тест | ||||
6 | Строение клеток крови лягушки и человека | Лабораторная работа | ||||
7 | Разнообразие опорных систем животных | Лабораторная работа | ||||
8 | Вегетативное размножение комнатных растений | Лабораторная работа | ||||
9 | Итоговая диагностика | тест |
Оценочный фонд находится на школьном сервере, в сетевом окружении «Средняя школа», в папке «Биология 6 класс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 5 класса на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...