Рабочая программа учебного предмета « Биология » 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета « Биология » по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2009 г допущенной Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. Человек: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Вентана-Граф, 2011г. 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biol_8_14-15.doc | 306 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №2 села Кривополянье Чаплыгинского муниципального района Липецкой области
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №2
Протокол № 1 от по УВР МБОУ СОШ №2 с. Кривополянье
«15» августа 2014г. с. Кривополянье ______/Полякова Г.В./
Руководитель МО _______/ Зубков Г.Н./ Приказ № 83от
________/Погонина Н.И./ «18»августа 2014 г. «18» августа 2014 г.
Рабочая программа учебного предмета
« Биология »
8 класс
Разработана Анцуповой Верой Васильевной учителем биологии первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол №1 от
«18» августа 2014г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы основного общего образования, федеральной Примерной программы основного общего образования по биологии, 2008 г.
Преподавание курса биологии в 8-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2009 г допущенной Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. Человек: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Вентана-Граф, 2011г.
На изучение биологии в 8 классе выделено 70 часов: 1 час из регионального компонента и 1 час из компонента образовательного учреждения - всего 2 часа в неделю.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым обучающиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.
Курс биологии 8-го класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.
В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе изучения курса биологии учащиеся усваивают следующие основные понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи
- подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учетом сложившихся особенностей региона;
- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края, способности ценить жизнь во всех ее проявлениях;
- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Ключевые компетенции учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Формы организации образовательного процесса
Исходя из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного обучения. Формы организации занятий в основном традиционные: урок, практикумы, лабораторные работы. Формы контроля: зачеты, тестирование, проверочные работы. Методы репродуктивные, частично - поисковые, исследовательские.
Информация об УМК
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана- Граф, 2010 год; а также методических пособий для учителя: 1). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;
2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.;
Содержание рабочей программы
Содержание учебного предмета
|
Тема № 1.
«Организм человека. Общий обзор». 6 часов.
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных. Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный. Клетка и её строение. Органоиды клетки. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости. Основные ткани животных и человека, их разновидности. Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга. Органы, системы органов, организм.
Лабораторные работы
№ 1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода.
№2. Клетки и ткани под микроскопом.
Тема № 2.
«Опорно-двигательная система». 8 часов.
Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей. Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.
Лабораторные работы
№3. Строение костной ткани.
№4. Состав костей.
Тема № 3.
«Кровь. Кровообращение». 10 часов.
Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения. Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля. Первая помощь при кровотечениях различного типа.
Лабораторная работа №5. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
П.р. Пульс и движение крови.
П.р. Определение кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.
П.р. Функциональная сердечно-сосудистая проба.
Тема № 4.
«Дыхательная система». 5 часов.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний. Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Лабораторные работы
№6 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. №7 Дыхательные движения.
П.р. Определение запыленности воздуха в зимнее время
Тема № 5
«Пищеварительная система». 7 часов.
Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении. Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы. Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение. Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.
Лабораторная работа №8. Действие ферментов слюны на крахмал.
Тема № 6
«Обмен веществ и энергии». 2 часа.
Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.
Тема № 7
«Мочевыделительная система». 2 часа.
Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек. Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.
Тема № 8
«Кожа». 4 часа.
Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи. Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.
Тема № 9
«Эндокринная система». 2 часа.
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.
Тема № 10
«Нервная система». 6 часов.
П.р. Действие прямых и обратных связей. П.р. Штриховое раздражение кожи. П.р. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка. |
Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые
Тема № 11
«Органы чувств. Анализаторы». 5 часов.
Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт. Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации. Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
Тема № 12
«Поведение и психика». 5 часов.
Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле. Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение. Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации. Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям. Личность и её особенности. Выбор профессии. Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
П.р. Изучение внимания при разных условиях.
Тема № 13
«Индивидуальное развитие организма». 8 часов.
Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская половая система. Мужская половая система. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания. Планирование семьи. Охрана материнства и детства. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным. Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
систематическое положение человека и его происхождение,
особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,
об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,
правила гигиены, сохраняющие здоровье,
факторы, разрушающие здоровье человека.
Уметь:
распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,
оказывать первую помощь при несчастных случаях,
соблюдать правила личной и общественной гигиены,
пользоваться микроскопом, ставить опыты,
работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
Программно – методическое обеспечение
- Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. Биология, методика для учителя М. Вентана-Граф, 2009 г.
- Учебник Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов Биология. Человек для 8−го класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2010
- О.А.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. Человек. «Вако». Москва 2005
4. И.Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Просвещение, 1978 г.
5. А.Г. Хрипкова "Возрастная физиология и школьная гигиена".
Дополнительная литература для учителя
1). Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика про
едения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 760с.: ил.;
2). Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с.: ил.;
3). Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2007. - 240с.: ил.;
4). Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». -М.:Дрофа, 2006. -144с.
5). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с.;
для учащихся
1). Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.— М.: Вентана-Граф, 2006;
2). Тарасов 6.6. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. - М.: Дрофа, 2005. -96с.
Мультимедийная поддержка курса «Биология. Человек»:
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Учебно – тематический план
№п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе на: (кол-во часов) | Лабораторные и практические работы (кол-во часов) | ||
Уроки | Тестовые работы
| Контрольные работы( зачеты, сочинения и т. д.) | ||||
1 | Организм человека. Общий обзор | 6 | 6 |
|
|
|
2 | Опорно-двигательная система | 8 | 7 | 1 |
|
|
3 | Кровь. Кровообращение | 10 | 9 | 1 |
|
|
4 | Дыхательная система | 5 | 5 |
|
| |
5 | Пищеварительная система | 7 | 6 | 1 |
| |
6 | Обмен веществ и энергии | 2 | 2 |
| ||
7 | Мочевыделительная система | 2 | 2 | |||
8 | Кожа | 4 | 3 | 1 | ||
9 | Эндокринная система | 2 | 2 | |||
10 | Нервная система | 6 | 5 | 1 |
| |
11 | Органы чувств. Анализаторы | 5 | 5 |
| ||
12 | Поведение и психика | 5 | 4 | 1 |
| |
13 | Индивидуальное развитие организма | 8 | 6 | 1 | ||
Итого | 70 | 63 | 7 |
|
|
Календарно – тематический план
№ п/п | Раздел, название (тема) урока в поурочном планировании | Требования к уровню подготовки учащихся | Количество часов | Дата | Дата по | Примечание | |||||||||||||||||||||
по плану | факту | ||||||||||||||||||||||||||
ГЛАВА I. Организм человека. Общий обзор. | 6 | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека. Вводный инструктаж по технике безопасности. | Знать: Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала | 1 | 01.09. | |||||||||||||||||||||||
2 | Структура тела. Место человека в живой природе.
| Знать: Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, | 1 | 04.09. | |||||||||||||||||||||||
3 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Л.Р.№1.Действие фермента каталазы на пероксид водорода. | Знать: Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. Т.б. | 1 | 08.09. | |||||||||||||||||||||||
4 | Ткани. Л.Р.№2. Клетки и ткани под микроскопом. | Знать: Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы. Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. Т. б. | 1 | 11.09. | |||||||||||||||||||||||
5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. нервная и гуморальная регуляции. Обобщение. П.Р. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение. | Знать: Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов. Уметь: ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | 1 | 15.09. | |||||||||||||||||||||||
6 | Обобщение по теме: «Организм человека. Общий обзор». | 1 | 18.09. | ||||||||||||||||||||||||
ГЛАВА II. Опорно – двигательная система. | 8 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л.Р.№3 «Строение костной ткани». Л.Р.№4 «Состав костей». | Знать: Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены Т. б. | 1 | 22.09. | |||||||||||||||||||||||
8 | Скелет головы и туловища. | Знать: Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены,
| 1 | 25.09. | |||||||||||||||||||||||
9 | Скелет конечностей. | Знать: Обзор скелета конечностей Скелет поясов и свободных конечностей Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, | 1 | 29.09. | |||||||||||||||||||||||
10 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | Знать: Первую помощь при травмах скелета и мышц. Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, | 1 | 02.10. | |||||||||||||||||||||||
11 | Мышцы человека. | Знать: Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм | 1 | 06.10. | |||||||||||||||||||||||
12 | Работа мышц. | Знать: Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм | 1 | 09.10. | |||||||||||||||||||||||
13 | Нарушение осанки и плоскостопия. Развитие опорно – двигательной системы. Обобщение. | Знать: Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, | 1 | 13.10. | |||||||||||||||||||||||
14 |
Тестирование. по теме: «Опорно- двигательная система». |
Контроль и самоконтроль знаний | 1 |
16.10. | |||||||||||||||||||||||
ГЛАВА III. Кровь. Кровообращение. | 10 | ||||||||||||||||||||||||||
15 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Л.Р.№5. «Сравнение крови человека с кровью лягушки». | Знать: Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови. Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. Т. б. | 1 | 20.10. | |||||||||||||||||||||||
16 | Иммунитет. | Знать: Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | 1 | 23.10. | |||||||||||||||||||||||
17 | Тканевая совместимость и переливание крови. | Знать: Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | 1 | 27.10. | |||||||||||||||||||||||
18 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | Знать: Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | 1 | 30.10 | |||||||||||||||||||||||
19 | Движение лимфы. П.Р. Кислородное голодание. | Знать: Отток лимфы. Функции лимфоузлов | 1 | 10.11. | |||||||||||||||||||||||
20 | Движение крови по сосудам. П.Р. Пульс и движение крови. П.Р. Определение кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.
| Знать: Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. организме | 1 | 13.11 | |||||||||||||||||||||||
21 | .Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | Знать: Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | 1 | 17.11. | |||||||||||||||||||||||
22 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. П.Р. Функциональная сердечно-сосудистая проба. | Знать: Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | 1 | 20.11. | |||||||||||||||||||||||
23 | Первая помощь при кровотечениях. Обобщение. | Знать: Способы остановки кровотечения; виды кровотечений Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, | 1 | 24.11. | |||||||||||||||||||||||
24 | Обобщение и контроль знаний по теме: «Кровь. Кровообращение». Тестирование. | 1 | 27.11. | ||||||||||||||||||||||||
ГЛАВА IV. Дыхательная система. | 5 | ||||||||||||||||||||||||||
25 | Значение дыхания. Органы дыхания. | Знать: Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | 1 |
01.12. | |||||||||||||||||||||||
26 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Л.Р.№6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». | Знать: Обмен газов в легких и тканях Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. Т.б. | 1 | 04.12. | |||||||||||||||||||||||
27 | Дыхательные движения Регуляция дыхания. Л.Р. №7 «Дыхательные движения».
| Знать: Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. Знать: | 1 | 08.12. | |||||||||||||||||||||||
28 | Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания. П.Р. Определение запыленности воздуха в зимнее время | Знать: Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, | 1 | 11.12. | |||||||||||||||||||||||
29 | Первая помощь при поражении органов дыхания. Обобщение. | Знать: Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца. Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены | 1 | 15.12. | |||||||||||||||||||||||
ГЛАВА V. Пищеварительная система. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||
30 | Значение и состав пищи. Органы пищеварения | Знать: Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 18.12. | |||||||||||||||||||||||
31 | Строение и значение зубов. | 1 | 22.12. | ||||||||||||||||||||||||
32 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л.Р.№8 «Действие ферментов слюны на крахмал»
| Знать: Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 12.01. | |||||||||||||||||||||||
33 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Знать:Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). | 1 | 15.01. | |||||||||||||||||||||||
34 | Регуляция пищеварения. | Знать: Регуляция пищеварения. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 19 .01. | |||||||||||||||||||||||
35 | Заболевания органов пищеварения. Обобщение. | Знать: Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье. Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях,соблюдать правила личной и общественной гигиены | 1 | 22.01. | |||||||||||||||||||||||
36 | Тестирование по темам "Дыхание. Пищеварение". | 1 | 26.01. | ||||||||||||||||||||||||
ГЛАВА VI. Обмен веществ и энергии. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
37 | Обменные процессы в организме. Нормы питания. | Знать: Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 29.01. | |||||||||||||||||||||||
38 | Витамины. | Знать: Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, О. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота»), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), В (рахит). Их предупреждение и лечение. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 02.02. | |||||||||||||||||||||||
ГЛАВАVII. Мочевыделительная система. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
39 | Строение и функции почек. | Знать: Строение и функции почек. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 05.02. | |||||||||||||||||||||||
40 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | Знать: Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 09.02. | |||||||||||||||||||||||
ГЛАВА VIII. Кожа | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
41 | Кожа. Значение и строение кожи. | Знать: волосы, ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые железы. сальные. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 12.02. | |||||||||||||||||||||||
42 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. | Знать: Нарушения кожных покровов и их причины. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 16.02. | |||||||||||||||||||||||
43 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах. Обобщение по темам: Обмен веществ и энергии, мочевыделительная система, кожа. | Знать: Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах. Уметь: оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, пользоваться микроскопом, ставить опыты, | 1 | 19.02. | |||||||||||||||||||||||
44 | Тестирование по темам: «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа». | Контроль и самоконтроль знаний | 1 | 26.02. | |||||||||||||||||||||||
ГЛАВА IX. Эндокринная система. |
| 2 |
| ||||||||||||||||||||||||
45 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | Знать: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 26.02. | |||||||||||||||||||||||
46 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
| Знать:Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гигантизм Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 02.03. | |||||||||||||||||||||||
ГЛАВА X. Нервная система | 6 | ||||||||||||||||||||||||||
47 | Значение, строение и функционирование нервной системы. П.р. Действие прямых и обратных связей. | Знать: Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 05.03. | |||||||||||||||||||||||
48 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. П.р. Штриховое раздражение кожи. | Знать: Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 09.03. | |||||||||||||||||||||||
49 | Нейрогуморальная регуляция. | Знать: Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 12.03. | |||||||||||||||||||||||
50 | Спинной мозг. | Знать: строение спинного мозга Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 16.03. | |||||||||||||||||||||||
51 | Головной мозг: строение и функции. Обобщение. П.Р. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка. | Знать: строение головного мозга Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 19.03. | |||||||||||||||||||||||
52 | Тестирование по темам: «Эндокринная система, нервная система». | 1 | 23.03. | ||||||||||||||||||||||||
ГЛАВА XI. Органы чувств. Анализаторы. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
53 | Как действуют органы чувств и анализаторы Орган зрения и зрительный анализатор. | Знать: Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Орган зрения. Положение глаз в черепе. вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный V анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 02.04. | |||||||||||||||||||||||
54 | Заболевания и повреждения глаз.
| Знать: Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены | 1 | 06.04. | |||||||||||||||||||||||
55 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы | Знать: Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприни мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 09.04. | |||||||||||||||||||||||
56 | Органы осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействия анализаторов. Обобщение. | Знать: Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 13.04. | |||||||||||||||||||||||
ГЛАВА XII. Поведение и психика. | 5 |
| |||||||||||||||||||||||||
57 | Врожденные и приобретенные формы поведения. | Знать: Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деят Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 |
| 16.04 | ||||||||||||||||||||||
58 | Закономерности работы головного мозга Биологические ритмы. Сон и его значение. | Знать: Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 20.04. | |||||||||||||||||||||||
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы. П.Р. Изучение внимания при разных условиях.
| Знать: Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 23.04. | |||||||||||||||||||||||
60 | Воля и эмоции. Внимание Работоспособность. Режим дня. Обобщение. | Знать: Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Познавательные процессы: ощущение, восприятие память, воображение, мышление Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | 1 | 27.04. | |||||||||||||||||||||||
61 | Тестирование по теме: «Анализаторы, поведение и психика» . | Контроль и самоконтроль знаний | 1 | 30.04. | |||||||||||||||||||||||
ГЛАВА XIII. Индивидуальное развитие организма. | 6 | ||||||||||||||||||||||||||
62 | Половая система человека. | Знать: Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатном. Календарный, биологический и социальный возрасты человека. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены 20.05 | 1 | 04.05 | |||||||||||||||||||||||
63 | Наследственные и врождённые заболевания. | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 07.05. | ||||||||||||||||||||||||||
64 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | 11.05. | ||||||||||||||||||||||||
65 | О вреде наркогенных веществ. | 1 | 14.05. | ||||||||||||||||||||||||
66 | Психологические особенности личности. Обобщение. | Знать: психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | 1 | 18.05. | |||||||||||||||||||||||
67 | Обобщение знаний по курсу Биология. Человек. | Повторение, обобщение и систематизация знаний | 1 | 21.05. | |||||||||||||||||||||||
68 | Итоговое тестирование.
| Контроль и самоконтроль знаний | 1 | 25.05. | |||||||||||||||||||||||
69
| Заключительный урок | 1 | 28.05.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 5 класса на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...