Разработка урока по биологии 7 класс по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Разработка урока по биологии в 7 классе по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.
Скачать:
Предварительный просмотр:
7 класс
Тема урока: СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ
Задачи:
1.Изучить особенности внутреннего строение земноводных.
2.Продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы.
3.Осуществлять экологическое воспитание, любовь к живой природе.
Оснащенность урока
Таблицы с изображением земноводных, костных рыб, разноцветные карточки с названием представителей земноводных и вопросом, рисунки, ватманы, дополнительная литература .
Методы : педагогические мастерские, презентация «Земноводные»
Организационный момент: В начале урока учащиеся выбирают разноцветные карточки, на которых написаны представители земноводных и вопрос (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Этапы работы:
Iэтап – Индукция
Те учащиеся, которые выбрали карточки с одинаковыми представителями, объединяются в группы. Всего 6 групп.
-Как вы поясните название класса Земноводные или двоякодышащие?
Один ученик написал: «Рыбы как и земноводные относятся к двоякодышащим и могут как и они обитать возле водоемов, на суше. Допустил ли ученик ошибки? Если да, то исправьте их.
IIэтап. Работа с текстом.
Деконструкция.
Выразите свое отношение к представителю земноводных – лягушке озерной. Запишите эти слова на листе. (Возможные слова : лягушка, холодная, скользкая, плавает, прыгает, лазает, не утратила связь с водой, квакушка).
Социализация.
Учащиеся обсуждают вместе свои слова, а далее группы зачитывают выбранные слова вслух и пытаются коротко их пояснить.
Деконструкция.
В соответствии с цветом карточки, которую ученики выбрали в начале урока, они получают одну из систем внутренних органов земноводных (пищеварительная – коричневый цвет, дыхательная – синий цвет, кровеносная- красный цвет, выделительная – зеленый цвет, опорно-двигательная, нервная – желтый цвет).
Необходимо выбрать слова (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и рисунок (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), которые относятся к их системе органов.
Реконструкция
Из выбранных слов учащиеся составляют схему их систем органов, сравнивают с такой системой у рыб.
Социализация
Группа обсуждает полученные результаты, раскрашивают в соответствующий цвет органы данной системы(кроме опорно-двигательной). Приклеивают на ватман схему систем органов , рисунок данной системы. Подготавливают короткий рассказ о строении данной системы и ее сравнении с данной системой у рыб (При рассказе можно использовать презентацию).
III. Афиширование
Команды вывешивают свои работы на стенде. Учащиеся рассказывают о строении своей системы органов и сравнивают ее с такой системой у рыб.
IV. Разрыв
Сопоставляют свой ответ с материалом учебника и вносят корректировки. Отвечают на вопрос, который записан на карточке. Ответы записывают в тетради.(При выполнении этого задания можно пользоваться литературой).
Социализация
Обсуждение в группе.
Афиширование
Каждая группа зачитывает свой ответ на вопрос вслух.
V. Рефлексия
В старинных русских сказках лягушка нередко выступает в роли заколдованного человека: либо это принцесса, либо принц, либо просто прекрасная девушка. Лягушка – символ скрытой красоты, поэтому талисман в виде лягушки или с ее изображением принесет вам счастье. Мастер дарит группам талисман в виде изображения лягушки. Довольны ли вы уроком, свой работой на уроке, каково ваше эмоциональной состояние? Ответы запишите на листочке и, уходя, прикрепите на стенд.
VI.Домашнее задание
III уровень:написать эссе «Лабораторные опыты над лягушками. За и против»
II уровень. Каждое задание состоит из двух утверждений, связанных союзом «потому что». Следует определить верно или неверно кадое утверждение, и затем установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между ними. Ответ выражается в комбинации букв: В-верно, Н- неверно.
1.Земноводные не утратили связь с водоемами, потому что у большинства видов размножение и развитие происходит в воде
1)ВВВ 2)ВВН 3)ВНН 4)НВН 5)ННН
2. В состоянии оцепенения земноводные способны длительное время голодать, потому что у них имеются слюнные железы.
1)ВВВ 2)ВВН 3)ВНН 4)НВН 5)ННН
3.Земноводные могут поворачивать голову в стороны, потому что шейный позвонок сочленяется с черепом при помощи двух мыщелков.
1)ВВВ 2)ВВН 3)ВНН 4)НВН 5)ННН
4. Температура тела земноводных высокая и постоянная, потому что смешение артериальной и венозной крови и слабое развитие легких обеспечивают клетки и ткани тела большим количеством кислорода.
1)ВВВ 2)ВВН 3)ВНН 4)НВН 5)ННН
5. У земноводных внутреннее оплодотворение, потому что земноводные раздельнополые животные.
1)ВВВ 2)ВВН 3)ВНН 4)НВН 5)ННН
6. Лягушка, не вылезая из воды, может дышать атмосферным воздухом и ориентироваться в пространстве, потому что ее глаза и ноздри находятся на возвышениях головы.
1)ВВВ 2)ВВН 3)ВНН 4)НВН 5)ННН
7.Земноводные – это первые позвоночные, вышедшие на сушу, потому что обмен веществ в их теле происходит медленно.
1)ВВВ 2)ВВН 3)ВНН 4)НВН 5)ННН
8.Земноводные утратили связь с водоемами, потому что у большинства видов размножение и развитие не происходит в воде.
1)ВВВ 2)ВВН 3)ВНН 4)НВН 5)ННН
9. У земноводные наружное оплодотворение, потому что земноводные однополые животные.
1)ВВВ 2)ВВН 3)ВНН 4)НВН 5)ННН
10. Для земноводных возможно кожное дыхание, потому что в кожных выделениях растворяется кислород.
1)ВВВ 2)ВВН 3)ВНН 4)НВН 5)ННН
11. У земноводных более четкое зрение, чем у рыб, потому что имеется хрусталик.
1)ВВВ 2)ВВН 3)ВНН 4)НВН 5)ННН
I уровень. Выберите один правильный ответ.
1. Земноводные – первые позвоночные животные:
А)вышедшие на сушу и ставшие независимыми от воды
Б)вышедшие на сушу, но не порвавшие жизнь с водой
В) живущие только в воде
2.Земноводные дышат при помощи:
А)кожи, Б) кожи и легких, В) легких
3. При легочном дыхании вдох у земноводных осуществляется благодаря
А)опусканию и поднятию дна ротовой полости
Б)изменение объема полости тела
В)глотательным движениям
4.В шейном отделе позвоночника земноводных имеется
А)3 позвонка Б) 2 позвонка В) 1 позвонок
5.Земноводные при помощи кожи
А) могут пить воду
Б)не могут пить воду В)одни могут пить воду, другие нет.
6.Сердце у взрослых земноводных :
А)трехкамерное(состоит из двух желудочков и 1 предсердия)
Б)трехкамерное(состоит из 2 предсердий и 1 желудочка)
В) двухкамерное (состоит из 1 предсердия и одного желудочка)
7. Мозжечок у земноводных
А)развит слабее, чем у рыб Б) развит также как у рыб В) развит сильнее, чем у рыб
8. Органы боковой линии
А) имеются у всех взрослых земноводных
Б) имеются у личиночных форм и у некоторых взрослых форм
В) имеются у всех взрослых и у всех личиночных форм.
9. У большинства земноводных
А) имеются подвижные веки Б) веки отсутствуют
В)имеются неподвижные веки
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточка 1
Саламандра
«Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу, как известно нам из сказки?»
Карточка 2
Чесночница
«На дне водоема травяные лягушки (перед зимовкою) прижимают и поджимают задние лапки под брюшко, а передние прижимают к голове и выворачивают «ладошками» наружу. Случайное ли это положение передних лапок лягушки во время зимовки?
Карточка3
Квакши
Какие особенности строения земноводных помогают им жить и на суше и в воде?
Карточка 4
Жерлянки
В две банки поместили лягушек. В одну банку положили мертвых насекомых, а в другую – живых. Каков ожидается результат?
Карточка 5
Тритон
В процессе проведения опытов установили, что при температуре 40С лягушки делают прыжки длиной 10-15 см; а при температуре 25 0С около 100 см. Почему?
Карточка6
Жаба
Если лягушку смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"
Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...
Тема Строение и деятельность систем внутренних органов. 8 урок
Тема Строение и деятельность систем внутренних органов. 8 урок...
«Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных»
Задачи: Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни;Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами...
Эффективность использования современной технологии "Творческая мастерская" во внеклассной деятельности по биологии в 8-ых и 9-ых классах
Технология "Творческая мастерская" помогает ненавязчиво расширять круг знаний, развивать способности, переводить разговор о жизни в область реальной практики, направляя их деятельность, возд...
Разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Побег.Почка" по технологии творческих мастерских.
Разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Побег. Почка" по технологии творческих мастерских....
Методическая разработка мастер-класса «Проектная деятельность на уроках технологии. Творческая мастерская»
Цель данного мастер-класса ознакомить коллег с применением проектного метода обучения на уроках технологии, как современного подхода для развития творчества и успешности школьников. Предоставить возмо...
Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".
Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"....