Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krov_i_ostalnye_komponenty_vnutrenney_sredy_organizma.docx | 184.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.»
Лабораторная работа «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»
Данный урок является первым по теме " Внутренняя среда организма" в цикле уроков по УМК по биологии для 8 класса " Человек", авторов Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.
Тип урока: изучения нового материала.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению внутренней среды организма и крови как компонента внутренней среды.
Задачи:
- Раскрыть понятие внутренняя среда организма.
- Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
- Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
- Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.
Методы обучения: словесный, практический.
Оборудование: таблицы: «Кровь», микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки, презентация.
Ход урока.
I. Организационный этап.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
II. Актуализация темы занятия.
Учитель:
1. Что является структурным элементом организма?
2. В какой среде могут функционировать клетки?
3. Что необходимо клеткам для нормальной жизнедеятельности?
4. Почему большинство клеток функционирует только в жидкой среде?
III. Изучение нового материала.
План.
1. Состав внутренней среды организма. Гомеостаз.
Учитель: На прошлом уроке мы закончили изучение опорно-двигательной системы человека. Сегодня начинаем изучение внутренней среды организма и основной ее части крови.
Внутренняя среда организма — совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), которые находится внутри организма, принимающие непосредственное участие в процессах обмена веществ и поддержании гомеостаза.
Термин «Внутренняя среда» предложил французский физиолог Клод Бернар (1878г.)
Внутренняя среда организма:
- Кровь. Функция
- Тканевая жидкость
- Лимфа
В состав КРОВИ входят:
- Плазма
- Форм.эл: эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты( рис.43)
Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют 3 типа жидкостей:
- Межклеточная (тканевая) жидкость.
- Лимфа.
- Кровь.
Запишем схему состава внутренней среды организма.
Учащиеся: составляют схему в тетради.
Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами, необходимыми для их жизнедеятельности, удаление продуктов распада.
Зарисуйте схему взаимодействия этих трех составных частей внутренней среды организма.
Так как содержание различных веществ и клеток крови в организме в разное время суток и при выполнении различной работы не одинаково, то и выражается оно не одной цифрой, а некоторым диапазоном (от - до). Это результат подвижного равновесия между их приходом и расходом. Эти процессы контролируются рецепторами нервной системы, находящимися в стенках кровеносных сосудов.
Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство (подвижное равновесие) состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать.
Гомеостаз (греч. "гомо"-одинаковый, "статис"-состояние) -поддержание относительного постоянства внутренней среды организма.
Физкультминутка
2. Кровь, ее состав и значение.
Учитель: (Слайд ) Что такое кровь? Это жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она обеспечивает возможность обмена веществ в организме. Кровь составляет 1/14 - 1/13 веса человека (около 5 л у взрослого человека). Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается. Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.
(Слайд ) В организме кровь выполняет различные функции:
- Дыхательную – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким;
- Питательную – доставляет питательные вещества к клеткам;
- Выделительную – выносит ненужные продукты обмена веществ;
- Терморегуляторную – регулирует температуру тела;
- Защитную – вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами;
- Гуморальную – связывает между собой различные органы и системы с помощью химических веществ (например, гормонов).
Состав крови.
Плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плазма состоит из воды (90%) и сухого остатка (10%) - минеральные соли и органические вещества. К органическим веществам плазмы относятся белки, глюкоза, липиды, гормоны и продукты распада белков.
(Слайд ) Используя материал учебника, составьте схему "Состав крови"
Кровь
плазма (55%) форменные элементы (45%)
вода (90%) сухой остаток (10%) эритроциты лейкоциты тромбоциты
мин. соли белки липиды глюкоза
(0,9%) (7-8%) (~1%) (~0,1%)
3. Форменные элементы крови.
Учитель: (Слайд) Подробнее изучим форменные элементы крови и запишем информацию о них в таблицу «Клетки крови и их функции».
Эритроциты (красные кровяные тельца) являются основным типом клеток крови, так как их в 500-1000 раз больше, чем лейкоцитов. В 1 мм³ крови около 5 млн. эритроцитов.
Образование эритроцитов происходит в красном костном мозге. Зрелые эритроциты, циркулирующие в крови, не содержат ядра и органелл, и не могут синтезировать гемоглобин и нуклеиновые кислоты. Для эритроцитов характерен низкий уровень обмена веществ, что обуславливает длительную продолжительность их жизни, в среднем 120 дней. В течение 120 дней с момента выхода эритроцитов из красного костного мозга в кровоток они постепенно изнашиваются. В конце этого срока «старые» эритроциты осаждаются и разрушаются в селезенке и печени. Процесс образования новых эритроцитов в красном костном мозге идет постоянно, поэтому, несмотря на разрушение старых эритроцитов, общее количество эритроцитов в крови остается постоянным.
Эритроциты состоят главным образом (на 2/3) из гемоглобина – особого белка содержащего железо, основной функцией которого является перенос кислорода и углекислого газа. Гемоглобин имеет красный цвет, что определяет характерную окраску эритроцитов и крови.
Форма
Эритроцит человека имеет форму двояковогнутого диска. У других биологических видов эритроциты бывают иной формы. Такое строение эритроцита помогает ему максимально насыщаться кислородом и углекислым газом при прохождении через кровеносное русло человека.
Лейкоциты– это основа иммунитета, наши защитники от внешних воздействий: болезнетворных бактерий, вирусов, грибков и чужеродных тел, попадающих в кровь. Способность определенных клеток лейкоцитов захватывать микробы и уничтожать их была открыта И.И. Мечниковым-великим русским ученым, лауреатом Нобелевской премии. Клетки лейкоцитов этого типа И.И. Мечников назвал фагоцитами (пожирателями), а сам процесс уничтожения микробов фагоцитами - фагоцитозом. Некоторые виды лейкоцитов также препятствуют размножению незрелых опухолевых клеток. Как увеличение, так и уменьшение числа лейкоцитов является признаком заболевания.
Белые клетки крови их строение и виды
Белые клетки крови или лейкоциты – это клетки, выполняющие защитную функцию. Количество лейкоцитов в крови зависит как от скорости их образования, так и от мобилизации их из костного мозга, а также от их утилизации (распада и выведения из организма) и миграции в ткани в очаги воспаления. В норме их количество равно 4 – 9 тысяч в 1 мл крови.
Лейкоциты делятся на зернистые или гранулоциты (их ядро имеет зернистую структуру) и незернистые (агранулоциты), ядро которых имеет незернистую структуру, эти виды лейкоцитов выполняют разные задачи.
Кровяные пластинки или тромбоциты представляют собой циркулирующие в крови безъядерные фрагменты цитоплазмы гигантских клеток красного костного мозга.
Тромбоциты имеют округлую или овальную формы, размеры тромбоцитов 2-5 мкм. Продолжительность жизни тромбоцита – 8 дней. Старые и дефектные тромбоциты разрушаются в селезёнке (где депонируется одна треть всех тромбоцитов), печени и костном мозге. Тромбоцитопения – снижение числа тромбоцитов, наблюдается при нарушениях деятельности красного костного мозга, при СПИДе. Тромбоцитоз – увеличение числа тромбоцитов в крови, наблюдается при усиленной выработке в костном мозге, при удалении селезенки, при болевом стрессе, в условиях высокогорья.
Функции тромбоцитов:
• остановка кровотечения при повреждении стенки сосудов.
• обеспечение свертывания крови;
• участие в реакциях заживления ран;
• обеспечение нормальной функции сосудов.
Свертывание крови имеет большое биологическое значение, предохраняя организм от значительной потери крови. При ранениях кровь свертывается в течение 3-4 минут.
Свертывание обусловлено превращением находящегося в плазме растворимого белка фибриногена в нерастворимый фибрин и образованием сгустка, закупоривающего поврежденный сосуд.
Наследственное заболевание, характеризующееся нарушением механизма свертывания крови-гемофилия. При этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в результате травмы или хирургического вмешательства.
4.Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки".
Учитель: Выполним с вами лабораторную работу «Микроскопическое
строение крови человека и лягушки». Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения.
Учащиеся: выполняют работу по инструктивной карточке.
Инструктивная карточка:
Цель работы: выявить особенности строения форменных элементов крови человека и лягушки.
Ход работы:
- Подготовьте микроскоп к работе.
- Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
- Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты. Зарисуйте их.
- Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
- Рассмотрите и зарисуйте эритроциты крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов крови человека.
- Ответьте на вопрос: чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
- Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
Учащиеся: оформляют лабораторную работу в тетради.
5. Анализ крови.
Учитель: какие анализы крови бывают, и что они могут рассказать врачу о здоровье человека.
При любом обращении к врачу назначается анализ крови. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований.
Анализ крови может быть:
- Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.
- Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
- На группу крови – у человека их 4 (агглютинины и агглютиногены).
- На билирубин – пигмент, определяющий цвет кожи и работу печени.
- На гемоглобин – при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16 г%, у женщин 12-14 г% (т.е. число граммов в 100см2 крови).
- На лейкоцитоз – повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.
- На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.
- На белокровие (лейкоз) и серповидно - клеточную анемию – изменение строения клеток крови.
IV. Закрепление знаний:
Учитель: Прокомментируйте рисунки
- 43 – изображающий состав крови,
- 44 – изображающий созревание эритроцита,
- 45 – изображающий процесс фагоцитоза,
- 46– изображающий свертывание крови.
Работа по вопросам (обязательный уровень):
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
- Откуда клетки организма получают кислород и питательные вещества?
- Каковы функции крови, её компонентов (плазмы и форменных элементов), лимфы и межклеточного вещества?
- Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
- Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
- Почему результаты анализа крови широко используются в медицинской практике?
Работа по вопросам (повышенный уровень):
- Почему тканевая жидкость служит для клеток жизненно важной средой?
- Почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды организма?
- Как в организме поддерживается относительное постоянство его внутренней среды?
- Как внутренняя среда организма связана с внешней?
- Как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма.
Учащиеся: обсуждают и высказывают свое мнение на предложенные вопросы.
V. Домашнее задание:
Учитель: дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.
П.17, доделать л.р, стр.88-89 в.1-6 устно
VI. Рефлексия.
Учащиеся на доске оценивают процесс и результат деятельности.
Литература.
Биология : Человек. 8 кл. : учебник / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – 10-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Тема урока «Кровь и остальные компоненты внутренней среды»
ОПОРНЫЙ ЛИСТ
Ученика __________________________________________________________класс 8 _____
Тема урока: «_______________________________________________________________________»
Задачи урока: _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Составьте схему №1 «Компоненты внутренней среды»
КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Кровь – это ____________________________________________________________
Составьте схему №2 «Состав крови»
КРОВЬ
Заполните таблицу:
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ
Показатели | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
Рисунок | |||
Строение клетки | |||
Количество в 1 мм3 крови | |||
Местообразование | |||
Продолжительность жизни | |||
Функции |
Тест-закрепление материала.
1.Участвуют в свертывании крови
2. Переносят кислород от легких к тканям
3. Распознают и уничтожают чужеродные вещества
4.Участвуют в формировании иммунитета
5.Переносят углекислый газ от тканей к легким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
Разработка урока...
презентация к уроку биологии 8 кл. по теме Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Презентация содержит материал для изучение новой темы и лабораторную работу по теме Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом...
Разработка урока по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
В данной разработке представлен урок-путешествие, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием внутренней среды организма и изучают ее основной компонент кровь....
Внутренняя среда организма. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».
Тесты по разделу "Внутренняя среда", Тема "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"...
Урок по теме: "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма "
Урок по Биологии в 5 классе по теме: "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма "...
УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организмаУчитель: Юганова Татьяна Борисовна, МБОУ Чулковская ООШПояснительная записка к урокуВажнейшая цель образов...
План-конспект урока по биологии по теме «Внутренняя среда организма – кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Познакомить учащихся 8 класса с процессами кроветворения и сворачиваемости крови...