«Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Задачи:
- Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни;
- Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_temu_vnutr_stroenie_zemn-kh.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Юрина Александра Викторовна
Место работы, должность: МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара, учитель биологии и химии
Тема урока: «Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных»
Задачи:
Образовательные:
- Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни;
- Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами
Развивающие:
- Формирование умений работать с учебником
- Развитие любознательности и познавательного интереса;
- Развитие внимательности;
Воспитывающие:
- Воспитания бережного отношения к живой природе.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, беседа.
- Наглядные: демонстрация печатных таблиц, модели «Головной мозг лягушки», «Головной мозг рыбы».
Тип урока: Комбинированный
Структура (элементы) урока с указанием времени:
- Организационное начало урока – 1 мин
- Проверка знаний, умений – 10 мин
- Изучение нового материала - 20 мин
- Организация домашнего задания – 3 мин
- Организованный конец урока – 1 мин
Литература для учителя:
- Андреева Н.Д., Машков Н.Н., Соломин В.П. Биология: Пособие для поступающих в вузы. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В. Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М: ВАКО, 2004
- Я иду на урок биологии: зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000
Литература для учащихся:
- Большая энциклопедия животных – М.: Олма-Пресс, 2004;
- Энциклопедия вопросов и ответов: Что? Перевод с английского Н.В. Гончарук и М.В. Почкиной. - М.: «РОСМЭН», 2008
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. На прошлом уроке мы изучили внешнее строение и скелет земноводных. Скажите, какие изменения произошли во внешнем строении лягушки в связи с наземно-водным образом жизни?
Ученик: В связи с выходом на сушу у лягушки появляется ряд особенностей: кожа покрытая слизью, среднее ухо, барабанная перепонка, веки, задние конечности с плавательными перепонками и т.д.
Учитель: Молодец. Объясните, почему если рядом с голодной лягушкой положить мёртвых насекомых, она их тронет.
Ученик: Нет, так как лягушка хватает только двигающуюся добычу.
Учитель: Очень хорошо. А задохнётся ли лягушка, если её закрыть рот и ноздри?
Ученик: Нет, она будет дышать с помощью кожи.
Учитель: Хорошо. А каково значение кожи лягушки?
Ученик: Кожа защищает организм от повреждений и заражения бактериями, она ещё служит для дыхания и помогает почкам выводить из организма ненужные вещества.
Учитель: Молодец. Скажите, какая пара ног играет основную роль при движении лягушки?
Ученик: задняя, так как передняя пара ног служит опорой.
Учитель: Правильно. Ребята, в связи с выходом на сушу большие изменения произошли не только во внешнем строении и скелете земноводных, но и в строении внутренних органов. Наша цель сегодня заключается в том, чтобы, доказать, что лягушки имеют более высокий уровень организации, чем рыбы.
Ребята, огромная часть наших знаний о строении, функционировании многих органов получена в исследованиях на лягушках, неприхотливых, терпеливых, живущих существах. И поэтому не случайно в Париже и Токио есть памятники лягушкам. Запишите тему сегодняшнего урока «Строение и деятельность систем внутренних органов».
Давайте и мы узнаем, как особенности строения систем внутренних органов связаны с образом жизни.
Скажите, какие системы внутренних органов обеспечивают жизнедеятельность организма животных.
Ученик: жизнедеятельность организма животных обеспечивают пищеварительная, кровеносная, нервная, выделительная, дыхательная системы.
Учитель: Правильно. Ребята, взаимосвязь всех внутренних органов обеспечивает нервная система. Которая будет стоять во главе нашей схемы. Обратимся к рисунку учебника 137 на странице 180 под буквой Б - схема головного мозга лягушки и страница учебника 159 Б – схема головного мозга рыбы. Нам необходимо выяснить, какие изменения произошли в головном мозге лягушки. Для этого нам необходимо сравнить головной мозг у рыб и головной мозг у лягушки. Показываю на моделях головного мозга каждый отдел мозга. Обсуждаем с ребятами, какие изменения произошли.
Передний мозг у лягушки стал крупнее, чем у рыб и разделился на два полушария.
Скажите почему головной мозг земноводных крупнее , чем у рыб?
Ученик: Потому что у земноводных появляется среднее ухо, усложняется зрение (становится лучше)
Учитель: Правильно.
Промежуточный мозг стал меньше, чем у рыб
Средний мозг развит умеренно
Мозжечок развит плохо у лягушки, чем у рыб. Этим и объясняются однообразные движения земноводных и их малоподвижный образ жизни.
Ещё одной из систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма животных, вы назвали пищеварительную систему, которая во многом сходна с пищеварительной системой рыб.
Ребята, откройте учебники на странице 178 и рассмотрите рисунок 135 «Схема пищеварительной системы лягушки». Изучите по данному рисунку строение пищеварительной системы. Назовите последовательно органы, образующие пищеварительную систему лягушки. Даётся 1 минута
Ученик: Пищеварительную систему образуют рот, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая кишка, толстая кишка, клоака, клоакальное отверстие.
Учитель: Хорошо. А давайте сравним пищеварительную систему земноводных и рыб, для этого откройте учебник на странице 156 и прочитайте какие органы пищеварения выделяют у рыб? И что нового появляется у лягушки?
Ученик: Клоака. Правильно. Клоака — расширенный конечный участок задней кишки, куда впадают протоки мочеполовой системы. Из рыб клоаку имеют только акулы и двоякодышащие. Чем питается лягушка?
Ученик: Лягушка питается только подвижными насекомыми: комары, мухи, пауки, слизни и т.д.
Учитель: Верно. А какие органы участвуют в захвате пищи?
Ученик: Самым главным органом в захвате пищи является язык.
Учитель: Верно. Ребята, с помощью языка лягушка ловит пищу, затем втягивает глаза в ротовую полость, которые и помогают проталкивать пищу.
Ребята, для жизни животных необходимы питательные вещества, которые имеют строительное значение. Ведь не зря говорят: «Будешь хорошо кушать – вырастишь большим и сильным. Также питательные вещества имеют энергетическое значение. Зарисовывают схему
Пища поступает в пищеварительную систему, в органах которой образуются питательные вещества. Происходит расщепление сложных питательных веществ на простые питательные вещества, которые поступают в кровь. Также в кровь должен поступить и кислород, который поступает в организм через дыхательную систему. Ребята обратимся к рисунку 134 «Внутреннее строение лягушки». Под цифрой 2 находятся лёгкие, обратите внимание, что лёгкие у лягушки небольшие, мешковидной формы. Появление лёгких свидетельствует об уровне высокой организации. Поступивший в капилляры кислород вместе с питательными веществами разносится с кровью ко всем органам и тканям. Происходят реакции взаимодействия питательных веществ и кислорода, таким образом, образуются углекислый газ, энергия и вода. Образовавшаяся энергия расходуется на движение, а образовавшаяся вода поступает в кровь и в органы выделительной системы. На странице учебника 179 прочитайте, какие органы относятся к выделительной системе?
Ученик: К органам выделительной системы относятся почки, мочеточники и мочевой пузырь.
Учитель: Верно. Посмотрите на рисунок учебника. Чем обеспечивается взаимосвязь пищеварительной, дыхательной и выделительной систем?
Ученик: взаимосвязь данных систем обеспечивается с помощью кровеносных сосудов, крови.
Учитель: Хорошо. Ребята, а какой орган приводит кровь в движение?
Ученик: Сердце.
Учитель: Правильно. Сердце. Обратимся к рисунку учебника 136 «Схема кровеносной системы лягушки». Изучите по рисунку сердце лягушки, в этом вам поможет также текст учебника на странице 179. 1 минута
Ребята, что же нового появилось в сердце лягушки, в отличие от рыб?
Ученик: В отличие от рыб у лягушки сердце трёх камерное, состоит из 2 предсердий и одного желудочка.
Учитель: Правильно. И опять это свидетельствует о более высоком уровне организации. Сердце лягушки трёхкамерное, а что ещё нового тогда в кровеносной системе лягушки?
Ученик: у лягушки появляется второй круг кровообращения. Показываю по таблице
Учитель: Хорошо. Давайте сравним виды крови у рыб и у земноводных. Какой вид крови впервые появляется у лягушки?
Ученик: У лягушки появляется смешанная кровь.
Учитель: Правильно. У лягушки появляются три вида крови. Кровь артериальная и венозная частично смешиваются, и образуется смешанная кровь в желудочке. Ребята, обратите внимание, что сердце лягушки сокращается медленно: 30 раз в минуту, а у человека 72 раза и в связи с этим обмен веществ также происходит медленно.
Ребята, давайте сделаем вывод на основе сравнения рыб и земноводных о более высоком уровне организации и запишем его в тетрадь.
Лягушки имеют более высокий уровень организации, так как:
- Появляются органы дыхания – лёгкие
- Сердце – трёхкамерное, состоит из 2 предсердий и одного желудочка
- Более сложное строение нервной системы (более крупный передний мозг, разделённый на два полушария)
Ребята, запишем в дневник домашнее задание – Прочитать параграф
37, выучить записи в тетради и заполнить таблицу
Система органов | Строение | Функция |
Пищеварительная система | Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая кишка, толстая кишка, клоака, клоакальное отверстие | Переваривание пищи |
Дыхательная система | Лёгкие, кожа | Участвует в дыхательных актах |
Кровеносная система | Трёхкамерное сердце | Снабжение внутренних органов кислородом и питательными веществами |
Выделительная система | Почки, мочеточники, мочевой пузырь | Выведение вредных веществ |
Нервная система | Передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг | Отвечает за поведение животного, за работу внутренних органов, функции организма |
Лист ученической тетради.
13. 02.10.
«Строение и деятельность систем внутренних органов»
Лягушки имеют более высокий уровень организации, так как:
- Появляются органы дыхания – лёгкие
- Сердце – трёхкамерное, состоит из 2 предсердий и одного желудочка
- Более сложное строение нервной системы
Система органов | Строение | Функция |
Пищеварительная система | Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая кишка, толстая кишка, клоака, клоакальное отверстие | Переваривание пищи |
Дыхательная система | Лёгкие, кожа | Участвует в дыхательных актах |
Кровеносная система | Трёхкамерное сердце | Снабжение внутренних органов кислородом и питательными веществами |
Выделительная система | Почки, мочеточники, мочевой пузырь | Выведение вредных веществ |
Нервная система | Передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг | Отвечает за поведение животного, за работу внутренних органов, функции организма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: " Строение систем внутренних органов млекопитающих"
Урок построен с использованием групповых технологий при изучении темы: " Строение систем внутренних органов млекопитающих"...
Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"
Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...
Тема Строение и деятельность систем внутренних органов. 8 урок
Тема Строение и деятельность систем внутренних органов. 8 урок...
Строение и деятельность внутренних органов земноводных
Данная презентация предназначена при изучении темы "Внктреннее строение земноводных"...
Презентация по биологии. 7 класс. Животные. «Строение и деятельность внутренних органов земноводных».
Продолжить изучение класса Земноводные;Выявить приспособления к наземной и водной средам обитания;Продолжать формировать умения работать с учебником, схемой, рисунком...
Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов, ЛОР-органов, острых заболеваний, травм и повреждений опорно-двигательного аппарата
Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов, ЛОР-органов, острых заболеваний, травм и повреждений опорно-двигательного аппарата...
Разработка урока по биологии 7 класс по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.
Разработка урока по биологии в 7 классе по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских....