Эффективность использования современной технологии "Творческая мастерская" во внеклассной деятельности по биологии в 8-ых и 9-ых классах
материал по биологии (9 класс) на тему

Селезнева Елена Васильевна

Технология "Творческая мастерская" помогает ненавязчиво расширять круг знаний, развивать способности, переводить разговор о жизни в область реальной практики, направляя их деятельность, воздействуя на их поведение, выбор жизненного пути, т.е. знания  переводить в убеждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность использования технологии «Творческая мастерская» на

 внеклассных занятиях по биологии

        В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, мы преподаватели  учебных учреждений понимаем, что обучение и воспитание должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности обучающегося, развивающим, мотивированным и т.д.

        Решить эти проблемы успешно помогает использование  технологии «Творческая мастерская». Работой в данном направлении руководит кандидат педагогических наук Т.А. Затямина.

        В настоящее время данная технология востребована в практике работы учителя, классного руководителя, поскольку она продолжает активный поиск методик, приемов развития творческого потенциала обучающихся.

        Главная задача педагога- помочь обучающемуся осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциала личностного развития.

        Основными мотивами внедрения в воспитательный процесс технологии стали:

  • гарантированность достижения результатов воспитания;
  • паритетные отношения воспитателя и воспитанника;
  • возможность работы индивидуально, в парах, группах;
  • возможность общения с товарищами;
  • возможность выбора деятельности;
  • «мягкий» контроль и т.д.

        Успешное педагогическое управление дает обучающимся научиться самим выявлять проблемы, определять тему, цель и пути достижения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность, следовать алгоритму самостоятельной работы. Технология «Творческая мастерская» имеет следующие этапы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, самокоррекция, рефлексия.

        Обучающиеся не только приобретают определенные знания, умения и навыки, но и учатся оценивать тот мир, который их окружает и с которым они вступают во взаимодействие, оценивать и передаваемый им общественный опыт. Данная технология помогает ненавязчиво расширять круг знаний, развивать способности, переводить разговор о жизни в область реальной практики, направляя их деятельность, воздействуя на их поведение, выбор жизненного пути, т.е. знания  переводить в убеждения.

        Данная технология помогла мне сочетать непринужденность, свободу, непосредственность с четким порядком, уважительной тишиной и абсолютным вниманием, доброжелательным отношением к друг другу, уважением любой точки зрения.

        В качестве примера, иллюстрирующего особенности технологии в воспитательном процессе, привожу разработку внеклассного мероприятия «Разрешение конфликтных ситуаций без насилия».

Тема: Разрешение конфликтных ситуаций без насилия.

Цель: определить что такое конфликт, выявить способы разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи: расширение представления подростков о способах эффективного общения, освоение поведенческих схем, позволяющих избежать перерастание конфликтной ситуации в конфликт; развитие навыков оценки своего поведения и поведения окружающих; освоение подростками навыков регуляции своего эмоционального состояния в конфликтной ситуации.

Форма деятельности: групповая.

Оборудование: видеомагнитофон, магнитофон, компьютер, проектор, магнитные карточки, рисунки, маркеры.            

Содержание:

        1. Учитель: Добрый день!

        Мы с вами живем в удивительное, прекрасное время. Но оно характеризуется сложным социально-экономическим положением не только в нашей стране, но и в мире, отсюда вытекает всеобщая нервозность, а иногда озлобленность. Прошу посмотреть на рисунки, просмотреть видеофрагмент. Определите ключевые слова нашего мероприятия (обида, гнев, угроза, спор, эмоции, конфликт, ненависть, агрессия). Как вы думаете, какова его тема? (предложения обучающихся).

        Общение, даже между близкими людьми невозможно без конфликтных ситуаций. Конфликты нередко возникают между людьми и вам, к сожалению, придется в своей жизни встречаться с этим. Мы на классных часах, часах общения, уроках, внеклассных мероприятиях учимся строить свои отношения.

        Я сегодня предлагаю поговорить об этом. Тема сегодняшней встречи «Разрешение конфликтных ситуаций». Попробуйте сформулировать цели и задачи нашего мероприятия.

        Прошу просмотреть видеосюжет и определить  что такое конфликт? Что испытывали  герои сюжета, когда столкнулись с конфликтом? (3 мин.)    

        2. Ученики (индивидуально записывают свои варианты): конфликт это ссора; это столкновение мнений, интересов, выборов, которые могут возникать как внутри конкретной личности, так и между индивидами или группами.

        3. Учитель: прошу сначала в парах, затем в группах  определить лучший вариант ваших  высказываний. Презентуйте его.

        4. Учитель: в словаре Ожегова «конфликт- это столкновение, серьезное  разногласие, спор».      

        Напишите на доске,  что испытали герои сюжета. Ответ: эмоции: гнев, ощущение крушения надежд, конфуз, страх, обида, оскорбление, плохое настроение, агрессия против обидчика и др.

        Эмоции - это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Человек должен уметь руководить своими эмоциями. Предлагаю памятку «Контролируй себя»

  1. Сосчитай до 10 и обратно.
  2. Дышите глубоко.
  3. Обговорите проблему с друзьями или с самим собой.
  4. Позвоните знакомым или друзьям.
  5. Займитесь спортом, например, ездой на велосипеде.
  6. Послушайте любимую музыку.
  7. Займитесь любимым делом.
  8. Почитайте.
  9. Погуляйте со своей собакой или поиграйте с домашним питомцем.

        Вам предлагается разыграть предложенную сцену ситуации. Показать конфликт и способ его разрешения, а также еще предложить свои способы разрешения, записав на магнитной карточке. (5 мин.)

О Р И Е Н Т И Р        

 «Разрешение конфликтных ситуаций»

Работа в группах

1-я группа (обучающиеся)

Ситуация 1. Закончился урок изобразительного искусства. Лена встает и подходит к Свете и разрывает рисунки. «Твои рисунки ненужная мазня…». Закончите ситуацию, покажите конфликт и его разрешение,

или

Ситуация 2. Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор… (который мог бы перерасти в крупную ссору). Закончите ситуацию, покажите конфликт и его разрешение.

2-я группа (учитель и обучающиеся)

Ситуация 1. На уроке учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку  в карман и … (нагрубил учителю). Учитель удалил его и сказал, что не допустит его до занятий, пока тот не извинится… Закончите ситуацию, покажите конфликт и его разрешение,

или

Ситуация 2. Закончился урок. Звенит звонок. Учащиеся стали собирать вещи. Учитель резко говорит: «Я урок не окончила. Сели и дописываем». Ученик: «…». Закончите ситуацию, покажите конфликт и его разрешение.

3-я группа (родители и обучающиеся).

Ситуация 1. Мама берет рубашку сына для стирки. Проверяет карманы и обнаруживает остатки табака от сигареты. Мама: «Скажи, так ты куришь? …». Сын: «…». Закончите ситуацию, покажите конфликт и его разрешение,

или

Ситуация 2.    Мама решила проверить школьный дневник сына. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз тетрадный листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки и застал её сын. Он вырвал её со словами… Мать … Закончите ситуацию, покажите конфликт и его разрешение.

Общее задание: предложите свои способы разрешения конфликта (два способа запишите на магнитной карточке).

        На доске из каждой группы представители располагают на магнитной карточке свои способы разрешения конфликтов (добиваюсь своего, соглашаюсь, нахожу компромисс, иду на совместные уступки, успокаиваю другого, стараюсь избежать ссоры, откладываю спорный вопрос, т.к. знаю что страсти со временем улягутся, прямо обсуждаю проблему).

Учитель: их подразделяют на  4 группы (стратегии):  конфронтация, соперничество; уклонение; компромисс; сотрудничество.

Учитель: Предлагаю вашему вниманию рекомендации по разрешению конфликтов. (см. приложение) Какой выбор вы делаете лично для себя: конфликтовать или не конфликтовать?

Ученик: Стихотворение «Каждый выбирает для себя». Р. Гамзатов.

Вывод: необходимо пытаться договориться и, если возможно, совместными усилиями, действиями разрешить конфликт. И помните, ответственность за развитие и последствия конфликта несут все его участники.

Учитель: Наше занятие подошло к концу. Скажите достигли ли мы своей цели?

Ответ.

Учитель: Я предлагаю вам тест «Конфликтная ли ты личность?» для определения уровня вашей конфликтности. (см. приложение)

Учитель: Я хочу закончить наше занятие отрывком из книги Зденека Матейчека «Родители и дети»: «Переходный возраст – это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени – зрелости». И мне бы очень хотелось, чтобы наша совместная жизнь и таинство вашего превращения происходило бы спокойно, в атмосфере взаимного расположения, доверия, добра.

Спасибо всем за работу ! Всего доброго !

Результат:

1.  Технология помогла  четко выработать совокупность поведенческих норм при проведении классных часов, часов общения, внеклассных мероприятий.

2. Такие классные часы, внеклассные мероприятия  помогли  ребятам быть более открытыми, а учителю помогают узнать внутренний мир воспитанников, мир их тревог и волнений, просто услышать и понять их, вовремя оказаться рядом и если необходимо помочь.

        Оценивая значение внедрения технологии «Творческая мастерская» в воспитательном процессе, можно сказать, что сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести воспитание на субъект - субъектную  основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.

        Технология – это стимул для повышения профессионального мастерства учителя.  

                                Литература:

  1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме черного: 5-6 классы: Пособие для педагогов и родителей. – М.: Вентана-Граф. Просвещение, 2008.
  2. Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А. и др. Рабочая тетрадь ученика по курсу «Человек и профессия». – Волгоград: Издательская группа МОУ МУК Дзержинского района, 2006.
  3. Горанская С.В., Баранова О.С. Выбираю жизнь: Программа Д.О.М./ Учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей/. – Петрозаводск: ПетроПресс, 2001.
  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособ. для преподавателей.- СПб, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования учебных и общекультурных навыков работы с информацией. По...

"Эффективное использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности"

Сегодня в школьной системе происходят значительные изменения, которые требуют от педагогов использования новых методов, технологий, нового подхода, т.к. меняется не только система в целом, но и мир во...

Эффективное использование современных образовательных технологий в профессиональной деятельности

Методические разработки: Эффективное использование современных образовательных технологий в профессиональной деятельности:Информационно – коммуникационные технологии обучения.Недавно открыла для...

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

Эффективное использование современных образовательных технологий на уроках биологии.

Приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Доклад на школьном методическом объединении учителей истории и естественно-научного цикла. 2017 год....