Конспект урока с технологической картой и презентацией биология 5 класс тема урока "Лишайники"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Конспект урока биологии с технологической картой и презентацией для 5 класса тема "Лишайники" ( линия И.Н. Пономаревой). Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного и развивающего обучения. Формируемые УДД: коммуникативные - формирование навыков учебного сотрудничества; развивающие - включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; познавательные - сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; личностные- постепенно выстраивать собственную целостную картину органического мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_5_kl_lishayniki.doc | 120.5 КБ |
k_uroku_lishayniki_5_klass.ppt | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №212 Фрунзенского района, Санкт-Петербурга
Урок биологии для 5 класса
Тема «Лишайники»
Подготовила учитель биологии
высшей квалификационной категории
Гринева Галина Борисовна
Конспект урока биологии
Тема «Лишайники», 5 класс (линия Пономаревой И.Н.)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, рзвивающего обучения.
Формируемые УУД: коммуникативные – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы: развивающие –проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества ; познавательные – сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; личностные- постепенно выстраивать собственную целостную картину органического мира.
Планируемые результаты: научиться различать типы лишайников.
Подготовительная работа: создание презентации, подготовка раздаточного и дополнительного материала.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ в 5 классе ГБОУ СОШ № 212
учитель биологии Гринева Г.Б.
Тема 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Урок Лишайники
Цели | Формировать представление об изучаемом предмете, первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познакомить с материалом параграфа учебника; определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению новой темы; развивать интерес к предмету «Биология» |
Тип урока | Урок изучение нового материала (открытие новых знаний) |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, узнают, что такое методы изучения лишайников. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная. |
Образовательные | Учебник Биология 5 класс И. Н. Понамарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова Издательский центр "Вентана-Граф" Москва 2017 год, рабочая тетрадь.
|
Оборудование | УМК. Таблица «Лишайники», гербарный материал с образцами различных видов лишайников, ПК, медиапроектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Зрительный ряд: рисунки с изображением лишайников, слайды, пейзажей, гербарный материал. |
Основные понятия |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи-зации | Формируемые умения (универсальные | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организаци онный момент II. Изучение нового материала | Эмоциональная, психологическая Беседа по теме «Внешнее строение лишайников» | Вступительное слово: «Добрыйдень, дети! Давайте улыбнемся один – другому и начнем наш урок с хорошего настроения.» Мотивация На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните, какой тип питания характрен для грибов? Грибы гетеротрофные органитзмы. Они питаются готовыми органическими веществами. Что такое симбиоз? Симбиоз - это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам или одному из них и не наноситвреда другому. Вы помните, что грибы вступают в симбиоз с корнями деревьев. Как называется симбиоз грибов и корней растений? Такой симбиоз называется микориза. Оказывается, грибы могут вступать в симбиотические отношения не только с корнями деревьев. Я хочу вам рассказать небольшую сказку: как – то, очень давно, поднялся сильний ветер, подхватил он споры гриба и занес на камень, который лежал возле водоема. Вместе с водой из водоема на камень попала водоросль: « Все, погибну!» Но тут, руку дружбы протянул гриб : « Давай, я тебя буду защищать!», и прикрыл ее гифами. Хорошо стало водоросли, для гриба она поставляла питательные вещества, а от него в замен водоросль получала воду и защиту от засухи. Так живут они и сегодня и этот симбиотический организм называется – лишайником.» Учитель сообщает учащимся тему урока. Начинает беседу по обсуждению плана и целей урока. Задание учащимся: Продумаем план, по котрому мы будем изучать лишайники. ( Ученики могут предложить изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, многообразие, где встречаются, значение в природе ). Рассказ учителя. Лишайники – своеобразная группа живых организимов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Долгое время лишайники были загадкой для исследователей . Сущность лишайников была расскрыта только во второй половине ХХ века. Как мы уже узнали с вами эти организмы представляют собой симбиоз гриба и водоросли или гриба и цианобактерий. Главный отличительный признак лишайников – симбиоз двух организмов разных видов – гетеротрофного гриба и автотрофных водорослей. Тело лишайников представлено слоевищем . Слоевища очень разнообразны по окраске, размеру, форме и строению. Большинство лишайников имеют слоевище размером 3-7 см., но некоторые слоевища достигают длины болем 1 метра. Цвет слоевища может быть белый, желтый,голубой, зеленый, серый и даже черней. Лишайники растут очень медленно. Возраст слоевиша, нередко насчитывает несколько сотен лет и даже тысячу лет. | Слушают, принимают участие в диалоге. Познавательная: слушают учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология». Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения | |
Учащиеся рассматривают гербарные экземпляры лишайников, сравнивают внешний вид лишайников, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. Выполняют задание в рабочей тетради. | Учитель показывает классу гербарные экземпляры лишайников и предлагает сравнить их внешний вид. - Одинаковые ли они по внешнему виду? - Если отличаются, то чем? Для уточнения ответов найдите в тексте учебника на с.66 материал «Строение лишайников», изучите его и определите, к какой группе относятся лишайники из гербария. Накипные лишайники имеют вид корочки. У листоватых лишайников слоевище плоское, как пластинка. Кустистыелишайники имеют вид кустика прямостоячего или висячего. После обсуждения, в рабочей тетради выполняется задание 1 на с.42 «Типы лишайников, выделяемые по внешнему виду». | Слушают, рассматривают и различают гербарные экземпляры, работают по заданиям в учебнике и в рабочей тетради. Познавательная: отвечают на вопросы. Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания. Регулятивная: высказывают свои мнения на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя. | Фронтальная. | Устные ответы | ||
Физкультминутка. | Проводит физкультминутку Ветер Осторожно ветер, (руки вверх и махи руками вправо-влево) Постучал в окошко, (постучать пальчиками по парте) Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то (погрозить пальчиком) И, расправив гордо (махи руками) С. Есенин | Выполняют физические упражнения. | Фронтальная. | |||
Изучение внутреннего строения лишайников. Изучение жизнедеятельности лишайников. Неприхотливость лишайников Значение лишайников | Рассказ учителя. А теперь познакомимся с внутренним строением лишайников. Слоевище представляет собой множество переплетенных грибных нитей (гиф). Между ними одиночно или группами расположены клетки зеленых водорослей, а у некоторых лишайников - клетки цианобактерий. Для закрепления знаний, выполните задание 3 в рабочей тетради на с.42. (Обозначить цифрами 1 и 2 на рисунке основные части лишайника). Рассказ учителя. Питание лишайников происходит за счет деятельности обоих компонентов: гифы гриба поглощают из окружающей среды воду с расстворенными в ней минеральными веществами, а водоросли, в которых есть хлорофилл, образуют органические вещества в процессе фотосинтеза. В данном случае мы видим преимущество симбиотического организма. Размножаются лишайники, подобно грибам, спорами или отдельными кусочками слоевища. География распространения: Песка Сахары, безжизненная Антарктида, полярная тундра, леса Дальнего Востока. Места обитания: голая почва, болота, стволы деревьев, раскаленные солнцем скалы, заборы, стекло. Такая неприхотливость лишайников объясняется способностью их впитывать всей поверхностья тела влагу дождей, росы и туманов. Лишайники имеют одну особенность, они очень чувствительны к условиям загрязнению окружающей среды, в присутствии дыма и ядовитых газов они быстро гибнут. По состоянию лишайников (особенно вблизи городов) люди оцениквают чистоту воздуха.
Лишайники- организмы первопроходцы, они заселяют голые скалы и участвуют в разрушении горнах пород, растворяя ее особами кислотами. Отмершие части лишайников обогащают почву органическими веществами. Лишайники содержат сахара и белки. Они служат пищей для многих видов животных. Например, олений мох или ягель, - любимая пища для оленей. Некоторые види лишайников, например цетрарию иссландскую, может употреблять в пищу человек. Кроме того, определенные виды лишайников человек использует в промышленности, для получения сахаров, красителей, в производстве лакмуса, в парфюмерной и медицинской промышленности. Известны факты, что деревья, покрытые лишайниками, меньше подвержены разрушительной деятельности грибов, которые повреждают древесину. | Регулятивная: Рассматрива- ют на экране слайд «Внутреннее строение лишайника на поперечном разрезе», анализируют изображение. Выполняют задание в рабочей тетради | Фронтальная |
Ш. Итоги урока. Рефлексия Домашнее задание | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа | – Наш урок подходит к концу, мы с вами изучили все вопросы по нашему плану. Я надеюсь, что теперь вы без труда сможете ответить на вопрос: Почему лишайники часто называют « изумительной выдумкой природы», а великий расский ученой К.А.Тимирязев назвал их «растениями - сфинксами». Давайте проверим, что мы запомнили о лишайниках. Метод “Микрофон”- закончите предложение: тела.) Возможен другой вариант закперления 1. Лишайники делятся на такие группы: … ……. (Кустистые, листоватые, накипные.) 2. На камнях поселяются лишайники………. (Накипные) 3. Ксантория принадлежит к … . (Листоватым лишайникам.) 4. Ягель принадлежит к … . (Кустистым лишайникам.) 5. Тело лишайников – таллом, состоит из двух организмов: … . (Гриба и водоросли.) 6. Лишайники поглощают воду … . (Всей поверхностью полученных знаний. Прием «Симофор». Учитель называет утверждение, если оно правильное, ученики поднимаюи зеленый знак симофора, если неправильный - красный. Тело лишайника называется слоевище (да) Лишайники приносят вред природе (нет) Лищайники очень требовательны к условиям произрастания (нет) Водоросоль шишайника синтезирует органические вещества (да) Симбиоз – взаимовыгодное содружество (да) Гриб паразитирует на водослях, питаясь за их счет (нет) Лишайники бывают только зеленого цвета (нет) Еще один вариант « Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону»: Каждому ученику дается текст в виде раздаточного материала для самостоятельной работы: Дописать недостающие слова:
и автотрофного……………
(открывается слайд с ответами на экране, производится самопроверка) Изучить §15 учебника, ответить на вопросы после параграфа. Прогуляйтесь по нашему микрорайону и попробуйте найти лишайники. Если вы их не найдете, то попробуйте объяснить почему их здесь нет? | Учащиеся отвечают на заданные вопросы. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоза гриба и водоросли; Показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; Самостоятельно раскрыть роль лишайников в природе и в жизни человека.
Общая характеристика и внешнее строение Лишайники – особая группа живых симбиотических организмов. Произрастают на всех континентах. Более 25000 видов. В Арктике 350 видов. Относятся к высшим растениям. Тело – слоевище. Разнообразны по окраске, форме, размерам и строению. Размеры от 3-7 сантиметров до метра. Размножаются кусочками слоевища и спорами. Растут медленно.
Виды лишайников Кустистый
Накипные лишайники Кальцеофилы
Листоватые лишайники Пармелия Пельтигера Ксантория настенная (золотянка)
Кустистые лишайники Уснея Кладонии Цетрария
Гифы гриба Клетки водоросли Орга ничес кие вещества Вода и мине раль ные соли Внутреннее строение и питание лишайника Лишайник – симбиоз гетеротрофного гриба и автотрофной водоросли.
Роль лишайников в природе Корм для северных оленей(ягель). Защищают деревья от грибов – паразитов. Лишайники – индикаторы состояния окружающей среды.
Лишайники - пионеры суши Разрушают горные породы. Участвуют в образовании почв. Питание для обитателей почвы.
Роль лишайников в жизни человека Пища(исландский мох, манна небесная). В медицине(за противомикробные свойства). Индикаторы чистоты воздуха. В химической промышленности (красители,лакмус,глюкоза). Получают красители и используют в парфюмерной промышленности.
Охрана лишайников Асахинея шоландера Лобария легочная
Дополнительные сведения В состав лишайников входит около 26000 видов грибов и около 26 родов фотосинтезирующих организмов. Самыми старыми лишайниками считаются антарктические лишайники, имеющие возраст около 10000 лет. Лишайники не боятся ничего, кроме загрязнения воздуха. Они гибнут при высоком содержании грязных примесей в атмосфере,особенно серы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Решение неполных квадратных уравнений".
Использование на уроке разноуровневых заданий на разных этапах урока....
конспект урока и технологическая карта к уроку по теме "Hobby" 5 класс УМК "Rainbow English"
Тема урока: Hobby.Цель: Развивать навыки устной речи. На основе изученного материала провести опрос и составить диаграмму по полученной информации.Задачи:Образовательная: активизировать навыки употреб...
Конспект урока и технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Год за годом. Погода".
Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Год за годом. Погода"5 класс. Учебник Spotlight....
Конспект урока с технологической картой по географии по теме "Типы климатов России" 8 класс
Технологическая карта урока с раздаточным материалом для учеников...
Конспект урока и технологическая карта по теме "СПП с несколькими придаточными". 9 класс
Открытый урок по русскому языку. 9 класс СПП с несколькими придаточными...
Конспект урока и технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Площадь. Единицы измерения площади".
Цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по темам «Площадь» и «Единицы измерения площади».Задачи: Образовательные: обобщение и системати...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Мой успешный урок (конспект урока в технологической карте на иностранном языке)" на тему "Семейные ценности"
Данный урок составлен для учащихся 9го класса общеобразовательной школы. Главной задачей является вспомнить и активизировать лексику по теме "Семейные ценности", развить и совершенствовать к...