Рабочая программа "Клетки и ткани".
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Красикова Алла Леонидовна

Рабочая программа элективного курса  " Клетки и ткани" для 10 класса.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kletki_i_tkani_.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Содержание

1.  Пояснительная записка……………………………………………….        2

2.  Учебно-тематический план…………………………………………..         5

3. Содержание  программы………………………………………………        6

4.  Требования к техническому оснащению курса……………………..   8

5.  Тезаурус………………………………………………………………..        9

6. Список использованной литературы…………………………………         10

7.  Приложения…………………………...……………………………….        11

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа элективного курса «Клетки и ткани» полностью соответствует авторской программе «Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К.Обухова и заведующей кабинетом биологии Псковского областного ИПКРО В.Н.Кириенковой.

     Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-х классов средних школ универсального и естественнонаучного профиля.

     Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по выбранным темам.

     Ведущими формами занятий предполагаются интерактивные занятия, применение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам.

     Авторы программы и авторы прилагаемых к программе учебных пособий считают, что конкретные знания являются ключом к получению новых знаний, причем не набора знаний, а системы.

     Данный курс ставит задачу научить учащихся справляться с потоком информации. Это прежде всего приобретение способности искать и анализировать информацию. Важнейшая задача педагога не подавить, а развить индивидуальность учеников. Этому способствует рассмотрение каждого явления предлагаемого курса с разных точек зрения, допустимость нескольких точек зрения по одному вопросу.

     Курс предлагает совместную работу учеников по получению знаний (диалоговую, групповую, коллективную), что развивает коммуникативную компетентность учащихся.

     Учащимся по каждой из изучаемых тем предлагается список литературы и сайтов в Интернете. Такой подход обеспечивает надежность знаний, развитие учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам.  Каждый ученик может найти ответы на свои вопросы. Деятельность ученика направляется методическим аппаратом: выделены ключевые понятия, имеются справочный материал, задания к иллюстрациям. Система творческих вопросов приучает ученика решать проблемы, используя полученные знания.

   

     Так как  в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников (10-11 классы). Ставится задача создания «Системы специализированной подготовки ( профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».

     Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

     Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.

     Основная концепция курса заключается в:

•  комплексном подходе при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признаки и особенности;

•  сравнительно-эволюционной направленности курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;

•  использовании самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук, а также химии, физики;

•  историке-патриотическом акценте при изучении биологии. Необходимо не только подчеркивать интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных биологов, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех биологах, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной истории в 30—50-е годы прошлого века. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений;

•  экологической направленности курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные — молеку-лярно-генетические — основы деятельности клеток — и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно;

•  большом объеме практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей. Необходимо широко использовать возможности компьютерных классов, на занятиях по биологии работать с многочисленными сайтами по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющимися в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается).

     Контроль знаний не считаем главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы — это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ, в том числе и компьютера. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы, кластеры. Итогом выполнения лабораторных работ являются отчеты с выводами, рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовки к исследованию, способность правильно оформить и эффективно представить его результаты.

     В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей:

•   жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех;

•   умение оперировать знаниями;

•  эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного благополучия и успеха и успеха других.

     Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик (и) — ученики), ученик — учитель.

     В качестве дополнения к данному курсу и учитывая развитие информационных технологий в современной школе к курсу (учебному пособию) планируется приложение в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам курса. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных.

Общее количество часов — 65 или 35 (4 (2) ч — резервное время).

                                                          УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 Изучаемая тема

Кол-во часов

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ)    18 ч

1

Введение в биологию клетки

1 ч

2.

Общий план строения клеток живых организмов

2 ч

3.

Основные компоненты и органоиды клеток  

4.

Метаболизм — преобразование веществ и энергии

4 ч

5.

Вирусы как неклеточная форма жизни

2 ч

6.

Элементы патологии клеток

3 ч

ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ (42 ч.)

7.

Гистология – учение о тканях многоклеточных организмов

2 ч

8.

Понятие о тканях многоклеточных организмов

2 ч

9.

Ткани внутренней среды (соединительная ткань)

15 ч

10.

Эпителиальные ткани

10 ч

11.

Мышечные ткани

3 ч

12.

Ткани нервной системы

10 ч

13.

Основные этапы индивидуального развития человеческого организма (онтогенеза)

10 ч

14.

Целостность организма.

7 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ) — 18 ч

     

     Тема 1. Введение в биологию клетки (1 ч)

     Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

Лабораторные работы (1 ч из резервного времени). Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата.

     Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2 ч)

     Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.

Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Изучение молочнокислых бактерий. Особенности строения клеток эукариот.

     Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток  (6ч)

      Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.

Компьютерный урок.

Лабораторная работа. Изучение клеток водных простейших.

      Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток — его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.

Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.

      Тема 4. Метаболизм — преобразование веществ и энергии (4) ч

      Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар.

Итоговая тестовая проверочная работа.

       Тема 5. Вирусы как неклеточная форма жизни (2 ч)

       Строение вирусов и их типы.     Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.

Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».

       Тема 6. Элементы патологии клеток (3 ч)

       Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток — его периоды. Репликация ДНК — важнейший этап жизни клеток. Митоз — его биологическое значение. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Понятие о «стволовых» клетках. Теория «стволовых клеток» — прорыв в современной биологии и медицине. Мейоз — основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак — самое опасное заболевание человека и других живых существ.     

Обобщающий семинар. Клетка — элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого (1 ч)

ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ (42 ч.)

     

     Тема 7. Гистология – учение о тканях многоклеточных организмов (2 ч)

      Гистология, её место среди биологических и медицинских дисциплин. Методы гистологического исследования.

     Тема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч)

      Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина». Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).

     Тема 9. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (15 ч)

     Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у животных. Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет — понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания. СПИД — чума XX века — смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.

     Тема 10. Эпителиальные ткани (10 ч)

     Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции — разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире — внутриклеточное и полостное. Железы внутренней секреции. Эпидермис. Строение и значение рецепторов кожи.

Лабораторная работа. Изучение эпителиальных тканей.

     Тема 11. Мышечные ткани (3 ч)

     Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечнополосатые; гладкие).

Лабораторная работа. Изучение мышечной ткани.

   

     Тема 12. Ткани нервной системы (10 ч)

     Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани — нейроны и глиальные клетки.

Лабораторные работы.

ЧАСТЬ 3. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О  СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА И ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ЕГО ОНТОГЕНЕЗА(10 ч.)

     Тема 13. Основные этапы индивидуального развития человеческого организма (онтогенеза) (10 ч)

     Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза. Понятие об органогенезе и гистогенезе. Значение зародышевых листков и внезародышевых органов.

   

 Тема 14. Целостность организма.(7 ч)

Организм как живая целостная биологическая система. Организм и среда. Орган, система органов, аппарат органов. Строение кости как органа. Строение мышц как органа. Общие принципы строения внутренних органов: трубчатые (полые) органы, паренхиматозные органы.

                              Требования к техническому оснащению курса

1.  Для практических и демонстрационных занятий необходимы световые микроскопы.

2.  Набор электронно-микроскопических фотографий и схем разных типов клеток и тканей, их компонентов (предполагается приложение к курсу в виде CD-диска).

3.  Препараты по цитологии и основным типам тканей.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

•  принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

•  положения клеточной теории;

•  особенности прокариотической и эукариотической клеток;

•  сходство и различие животной и растительной клеток;

•  основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

•  основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипцию (синтез и созревание РНК) и трансляцию (синтез белковой цепи);

•  особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

•  строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;

•  реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

•  определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;

•  строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

•  иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Учащиеся должны уметь:

•  работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;

• «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и ее органоидов;

•  изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

•  определять тип ткани по препарату или фотографии;

•  выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);

•  иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

•  работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;

•   составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;

•  применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

•  использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.

Межпредметные связи

Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических веществ. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

     

Тезаурус

Автотрофы

Аутоиммунные заболевания

Вакцинация

Вирус

Гематопоэтические ткани

Гетеротрофы

Гистологическое исследование

Гистология

Глиальная клетка

Глия

Железы внутренней секреции

Жизненный цикл

Иммунитет

Клеточная мембрана

Клеточная теория

Кора полушарий головного мозга

Митохондрии

Молекулярный механизм

Мышечная ткань

Недмембранный комплекс

Нейрон

Необратимые повреждения

Нервная ткань

Обратимые повреждения

Онтогенез костная ткань

Органоиды

Паренхиматозные органы

Прокариоты

Регенерация

Рибосомы

Серое вещество

Синтез АТФ

Скелет

СПИД

Стволовая клетка

Токсичное вещество

Трубчатые органы

Хлоропласты

Хрящевая ткань

Цитология

Цитоплазма

Цитоплазма

Эптелиальная тканьэпителий

Эукариотическая клетка

Эукариоты

Ядро клетки

Список литературы

1. Андреева Н.Г., Обухов Д.К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. 2-е изд. — СПб.: Лань, 1999.

2. Барнс Р., Кейлоу П., Олив., Голдинг Д. Беспозвоночные (новый обобщенный подход) / Пер с англ. — М.: Мир, 1992.

3. Белый У., Шшорх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных / Пер. с нем. — М.: Мир, 1976.

4. Галактионов К.В. Современное многообразие живого и пути его становления. — СПБ.: СПбГУПМ, 2002.

5. Горышина Е.Н., Чага О.Ю. Сравнительная гистология тканей внутренней среды с основами иммунологии: Учеб. пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

6. Грин Н., Стаут У, Тейлор Д. Биология: В 3 т. / Пер. с англ.; под ред. Р. Сопера. — М.: Мир, 1990.

7. Жданова В.М., Гайдамович С.Я. Общая и частная вирусология. — М.: Медицина, — 1982.

8. Заварзин А.А. Сравнительная гистология: Учебник / Под ред. О.Г. Строевой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

9. Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию: Учеб. пособие. — М.: Книжный дом — Университет, 2001.

10. Карпов С.А. Строение клетки протистов: Учеб. пособие. — СПб.: ТЕССА, 2001.

11. Крстич Р. В. Иллюстрированная энциклопедия по гистологии человека. — СПб.: СОТИС, 2001.

12. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Паритет, 2000.

13. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум: 9—11 кл. — М.: ВЛАДОС, 2001.

14. Пуговкин А. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2002.

15. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист, 2003.

16. Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология / Пер. с нем. — М.: Мир, 1989.

17. Шапиро Я.С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы: Учеб. пособие. — СПб.: ЭЛСБИ-СПБ, 2003.

18. Шубникова Е.А., Юрина Н.А., Гусев Н.Б. и др. Мышечные ткани: Учеб. пособие.— М.: Медицина, 2001.

ФРАГМЕНТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Глава II. Общий план строения клеток живых организмов

Ключевые слова и понятия

Прокариоты                                                 Эубактерии

Эукариоты                                                    Архебактерии

Животная клетка                                          Протисты

Растительная клетка                                     Нуклеоид

Клетка грибов                                               Органоиды

     Как гласит одно из положений клеточной теории — клетки всех организмов имеют сходное строение и состав. Это верно, но существует множество разновидностей клеток, каждая из которых имеет специфические черты. В данной главе мы рассмотрим наиболее общие принципы строения клеток живых организмов, относящихся к двум главным надцарствам природы: Прокариотам и Эукариотам.

     Прокариоты — организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра, окруженного мембранной оболочкой.

    Эукариоты — организмы, клетки которых имеют ядро, окруженное мембранной оболочкой.

     Первичными в эволюции Земли были прокариотные организмы (бактерии), которые более 3 млрд. лет назад сформировали первичную Биосферу. И только примерно 1 млрд. лет назад появились первые эукариотные одноклеточные организмы. Полагают, что эукариотическая клетка является продуктом своеобразного симбиоза нескольких прокариотных организмов (подробнее о происхождении клеток см. главу 7).

     § 3. Прокариоты. Царство Бактерии. Особенности бактериальных клеток

     Бактерии относятся к группе прокариот, самых мелких и древних живых организмов на Земле. Биологи выделяют бактерии в особое царство живых организмов — Monera.

Места обитания бактерий чрезвычайно разнообразны: от льдов Антарктики до горячих вулканических источников в глубинах океана. Используя всевозможные источники питания и энергии, бактерии фактически создали современную Биосферу Земли. Фотосинтезирующие бактерии — важные продуценты белка и кислорода, гетеротрофы — редуценты органических останков растений и животных, хемотрофы обеспечивают круговорот неорганических соединений в биосфере, образуют залежи органического и минерального сырья, являются главны4 ми почвообразующими факторами биосферы. В 1 грамме почвы содержится более 2,5 млрд. бактерий. Они важный фактор (как положительный, так и отрицательный) в жизни человека.

     Выдающийся российский ученый С.Н. Виноградский, основоположник науки о бактериях, так говорил об этих организмах:

     «Функции микробов в природе специализированы — для каждой работы есть свой специалист, приспособивший к ней весь химизм своего существования. Микробы всегда оказываются там, где они нужны, обеспечивая неизбежность любого другого процесса в любой точке земного шара» (Виноградский, 1896 г. Цит. по Г.А. Заварзину, 2001).

     Все современные бактерии разделяются на две группы: эубактерии (настоящие бактерии) и архебактерии (древние бактерии).

     Общее строение клетки бактерий мы рассмотрим на примере эубактерий.

     Практикум к курсу «Клетки и ткани» рассчитан на то, чтобы учащиеся сумели дополнить теоретические знания практическими навыками. По мере выполнения заданий практикума они смогут научиться правильно формулировать цель работы, суть проблемы, отбирать нужную информацию и использовать ее для решения проблемы. Выполнение заданий практикума поможет учащемуся развить творческий потенциал.

     Практикум поможет учащемуся приобрести или расширить информационную и коммуникативную компетентность, развить наблюдательность, любознательность, склонность к поиску причин увиденного.

     Предлагаем пример инструкции лабораторной работы из практикума.

ФРАГМЕНТ ПРАКТИКУМА

     Работа № 4. Изучение молочнокислых бактерий Цель: развивать умение изготовления временных микропрепаратов, познакомиться с морфологией молочнокислых бактерий.

Оборудование: микроскопы, пипетки, стаканчики с водой, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага, препаровальные иглы, рассол квашеных овощей, кисломолочный продукт бифидок.

Ход работы

1.  На середину чистого предметного стекла пипеткой нанесите каплю рассола квашеной капусты.

2.  Накройте покровным стеклом.

3.  Рассмотрите сначала на малом, затем на большом увеличении.

4.  Вы видите неподвижные или слегка «качающиеся» в жидкости клетки. Они шарообразны по форме, могут соединяться по паре или в цепочки.

5.  На середину чистого предметного стекла пипеткой нанесите каплю кисломолочного продукта, добавьте 2 капли воды, размешайте препаровальной иглой.

6.  Накройте покровным стеклом.

7.  Рассмотрите сначала на малом, затем на большом увеличении.

8.  Клетки, которые видите, имеют шаровидную, палочковидную либо раздвоенную формы. Присутствуют здесь и цепочки клеток, V4образные клетки.

9.  Зарисуйте 2—3 клетки и сделайте обозначения, показав разнообразие форм бактериальных клеток. В выводе отметьте присутствие в рассоле квашеных овощей, кисломолочном продукте бифидоке разнообразие молочнокислых бактерий.

     Дополнительная информация. Вам приходилось слышать, а может, и самим переносить состояние, которое называют дисбактериозом. Заболевание это возникает из-за применения антимикробных препаратов, в результате стрессовых воздействий. При дисбактериозе нарушается равновесное состояние нормальной микрофлоры. В кишечнике начинают преобладать токсигенные микроорганизмы.

Чтобы восстановить нормальную микрофлору, назначают микробиологические препараты, приготовленные на основе бифидобактерий, лактобактерий и других бактерий. Восстановить микрофлору можно, используя кисломолочные продукты, содержащие перечисленные бактерии. Это бифидок, бифилайф, кефир «Бифидо», «Биокефир» и другие.

Предлагаем пример тестовой проверочной работы по теме «Метаболизм» (фрагмент).

11.  При беге на короткие дистанции в крови спринтера в весьма значительных количествах накапливается лактат, так как

а)  из-за недостатка кислорода в тканях дальнейшего окисления пирувата не идет;

б)  это вещество является гуморальным регулятором, поддерживающим сократительную работу белков;

в)  это продукт травматического распада миозина;

г)  это одно из немногих веществ, биосинтез которых идет за счет тепловой энергии, высвобождающейся при усиленной работе мышц.

12.  При беге на короткие дистанции в крови спринтера в весьма значительных количествах накапливается лактат. Какова дальнейшая судьба большинства его молекул?

а)  он выводится почками из организма;

б)  в печени лактат медленно превращается в глюкозу;

в)  молекулы лактата будут использованы в ходе кислородного окисления;

г)  лактат превращается в аминокислоты, идущие на восстановление сократительных белков.

     В практикуме помещены фотографии микропрепаратов.

     Темы для учебно-исследовательских работ.

1.  Использование особенностей метаболизма живых организмов в сельском хозяйстве, медицине, микробиологии, биотехнологии.

2.  Используя знания о путях распространения бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения заболевания.

3.  Рассмотрите препараты клеток одноклеточных организмов, растений, животных, грибов, используя микроскоп, и изучите их особенности. В чем черты их сходства и различия?

4.  Подготовьте доклад, реферат о жизни и деятельности ученых, фамилии которых встретились в учебном пособии «Клетки и ткани».

     В методическом пособии для учителя мы называем основную форму организации учебной работы не уроком, а учебным занятием. Мы нашли у В.И. Даля следующее пояснение к слову «заниматься»: упражняться, трудиться, делать что-то. Слово «занятие» у СИ. Ожегова определяется словами: дело, труд, работа, а также вообще время учения. На наш взгляд, на учебном занятии школьник активен, занят самостоятельной работой, в которой имеется элемент творчества. На занятии идет взаимодействие учителя и учащегося, их сотрудничество, сотворчество.

     Каждое учебное занятие мы стараемся строить с позиций целостности, внутренней взаимосвязи частей, единой логики развертывания сотрудничества учителя и учащихся.

     В планах каждого занятия мы стремимся показать оптимальность их проведения. Каждый учитель строит занятие по своему усмотрению. Но организационные принципы и используемые методические приемы и технологии помогут учителю в подготовке занятий с позиции сегодняшних требований к уроку или занятиям элективных курсов. На каждом занятии определяется предварительный уровень знаний учащихся и уровень готовности к занятиям, много заданий для самостоятельной работы учащихся.

     Цель каждого занятия носит триединый характер и состоит из трех основных аспектов: развивающего, образовательного, воспитательного. Цели — это механизм, с помощью которого учитель кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся (Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист. 2003. № 1).

     Мы видим достижение развивающих целей в создании условий для развития логического мышления школьников, монологической письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей и так далее.

     Учитывая позиции системно-структурного подхода, мы стремимся показать определенные приемы в работе над системой знаний. Работа с терминами, представлениями, фактами идет через эмпирический блок.

     Большое внимание мы уделяем формированию системы теоретических знаний.

     В предлагаемом методическом пособии мы стремимся показать возможность подготовки учащихся к исследовательской деятельности в процессе обучения.

     Мы ориентируем воспитательный процесс на занятиях на следующие ценности: человек, одноклассник, учитель, природа, жизнь, истина, труд, познание, общение.

     Мы надеемся, что предлагаемое пособие поможет обеспечить высокий результат взаимодействия учителя и учащихся на учебных занятиях.

     ФРАГМЕНТ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

     Начальный фрагмент занятия. «Эпителии — пограничные ткани» Цели учебного занятия:

•  актуализировать личностную значимость для учащихся вопросов изучаемой темы, показав интерес ученых к изучению функций и особенностей строения эпителиальных тканей;

•  создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся высокой концентрация внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;

•   создать организационные условия для воспитания настойчивости в достижении цели.

     Оборудование: учебное пособие «Клетки и ткани», практикум «Клетки и ткани», таблицы, микроскопы, микропрепараты.

     Ход учебного занятия

I. Определение темы занятия

Учитель. Это обширная группа тканей, имеющая различное происхождение в онтогенезе и выполняющая различные функции.

Все они — пограничные ткани, отграничивающие организм и его внутренние органы от внешней или внутренней среды. Наружный покров, полости кишечника, протоки мочеполовых путей, брюшная и грудная полости — все они выстланы этой тканью. Межклеточные промежутки очень малы, и межклеточного вещества тоже очень мало. Этим они очень сильно отличаются от всех других тканей. Как пограничные ткани, они постоянно подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов среды. В связи с этим в процессе эволюции у них выработалась способность к быстрой регенерации. Для этого либо сложилась система «стволовых, камбиальных» клеток, либо клетки самой ткани сохранили способность к интенсивному размножению в «экстремальных» ситуациях.

     Итак, о какой ткани идет речь? Верно, эпителии — это обширная группа тканей, имеющая различное происхождение в онтогенезе и выполняющая различные функции. К ним относятся:

— покровные эпителии (кожные эпителии, эпителии, выстилающие внутренние полости тела животных и человека, эпителии выводных протоков выделительной и половой систем);

—  кишечные эпителии;

—  железистые эпителии (экзокринные и эндокринные железы и их производные).

II.  Этап вызова. Актуализация знаний

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

эпителии                                          покров и скелет одновременно

покровные эпителии                    энтодермальныя ткань

кишечные эпителии                      универсальное свойство клеток

секреция                                           пограничные ткани

кутикула                                            эктодермальная ткань

III.  Осмысление, рефлексия.

Учащимся предлагается просмотреть материал параграфа и проверить, верно ли было установлено соответствие. (И далее...)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Ткани всякие нужны, ткани всякие важны..."

Занятие включает в себя несколько видов и форм проведения : это и посещение предполагаемого салона-магазина с консультациями педагога по выбору ткани для конкретного изделия, интересная информация из...

"Ткани растений. лабораторная работа "Рассматривание тканей растений""

Представлена методическая разработка урока биологии в 6 классе с использованием ЦОР. урок включает в себя лабораторную работу по рассматриванию препаратов тканей растения под микроскопом, работу с фле...

«Химические волокна, их свойства. Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями».

Урок из раздела материаловедение. На занятии систематизируем знания о текстильных волокнах и их свойствах, знакомимся с технологией получения химических волокон и их свойствами. В качестве практическо...

Урок "Ткани из шерстяных и шелковых тканей"

Презентация и план-конспект урока. Урок-игра по сценарию телевизионной программы "Контрольная закупка"...

Ткани животных: мышечная ткань. 6 класс

Урок биологии в 6 классе. ВиЭксМ 2011. Проектирование современного урока биологии по УМК Сонина Н.И. в условиях реализации ФГОС второго поколения.Это третья тема в разделе «Ткани», после изучения соед...

Технологическая карта по технологии в 5 классе по теме: "Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука ткани."

Урок  технологии по ФГОС 2 поколения по теме: " Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскдадка лекала фартука." Формирует универсально-учебные действия, имеет практическую направленность....

Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды. 7 класс.

Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды. 7 класс. Изучение нового материала. 1.Рассказ учителя. Из истории возникновения шёлка. В Китае ш...