Урок "Ткани из шерстяных и шелковых тканей"
презентация к уроку по технологии (6 класс) по теме
Презентация и план-конспект урока. Урок-игра по сценарию телевизионной программы "Контрольная закупка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
desktop.rar | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: СВОЙСТВА ТКАНЕЙ ИЗ ШЕРСТЯНЫХ И ШЕЛКОВЫХ ВОЛОКОН.
Цель:
- Обучающая: изучить свойства шерстяных и шелковых тканей, научить различать шерстяные и шелковые ткани, познакомить с профессией лаборанта-технолога по тканям.
- Воспитательная: способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, ответственности, дисциплинированности, умения работать в коллективе через создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи и поведения.
- Развивающая: развивать творческое воображение, творческое мышление, моторные навыки, умение наблюдать, планировать свою деятельность в коллективе. Развивать умение сравнивать и сопоставлять на примере свойств различных тканей.
Учащиеся должны
- знать: свойства тканей из шерстяных и шелковых волокон, основные понятия о профессии лаборанта-технолога по тканям.
- уметь: сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей, определять ткани из шерстяных и шелковых волокон.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Инструменты и приспособления: образцы тканей, ножницы, игла, свеча, клей ПВА, лупа
Наглядные пособия: коллекции шерстяных и шелковых тканей, практическая работа «Определение вида ткани», игра лото по теме «Материаловедение 6 класс»
ТСО: мультимедийный проектор
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Приветствие учащихся
- Ребус
- Сообщение темы и целей урока
2.Проверка домашнего задания. Игра в лото по теме «Материаловедение»
На предыдущих уроках вы уже знакомились с тканями, их происхождением. Сейчас мы вспомним то, что вы знаете.Класс делится на группы, и каждая группа выполняет свое конкретное задание под руководством учителя. Каждая группа получает карточки лото. Учитель задает вопросы по предыдущей теме, учащиеся отвечают и за каждый правильный ответ получают карточку с правильным ответом и частью рисунка. Побеждает та группа, которая первой закроет все поля с вопросами и получит полную картинку.
Вопросы для лото.
- К каким волокнам относятся волокна шелка и шерсти (животного происхождения)?
- Какие натуральные волокна вы знаете (растительного и животного происхождения)?
- Как называется шерсть, снятая с овцы специальными машинами (руно)?
- По горам по долам ходит шуба да кафтан (баран).
- Какие волокна растительного происхождения вы знаете (хлопок, лен)?
- Как называется волосяной покров овец, верблюдов, коз (шерсть)?
- Как называется тончайшая нить с кокона тутового шелкопряда (шелк-сырец)?
- Основные районы овцеводства (республики Средней Азии).
- Основные районы шелководства (Украина, Молдавия).
- Из чего получают шелковые нити (из коконов тутового шелкопряда)?
- Родиной шелка является… (Китай)
- Какие волокна животного происхождения вы знаете (шерсть, шелк)?
Вот о свойства этих тканей мы сейчас и поговорим.
3. Программа «Контрольная закупка»
Сегодня у нас в гостях программа «Контрольная закупка»
Была проведена контрольная закупка четырех образцов тканей из натуральных волокон. В результате конкурсного отбора покупателей все образцы тканей прошли в следующий тур. Сегодня в нашей экспертной лаборатории будут проведены исследования и наши специалисты определят состав этих тканей. У нас две экспертные лаборатории. Вы все попробуете себя в роли лаборантов-экспертов. Но, прежде чем начать свою работу, нужно тщательно изучить объект исследования. Поможет нам в этом эксперт.
Заглянем в программу «Контрольная закупка» в рубрику «Спросите эксперта». Специалист ответит на все интересующие нас вопросы.
1.Для чего нужно знать свойства тканей?
Чтобы правильно подобрать ткань для изготовления какого-либо изделия необходимо правильно определять свойства, которыми она обладает. представьте себе, если при производстве перепутали шерсть и шелк, и сделали валенки из шелка, а летний сарафан из шерсти.
2. От чего зависят свойства тканей?
Свойства тканей зависят от качества волокон, вида переплетения и особенностей отделки. От свойств тканей зависят выбор модели и обработка изделия.
3. Какие бывают свойства тканей?
К основным свойствам тканей относятся: механические, гигиенические и технологические.
Механические свойства определяют отношение материала к действию различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма. К механическим свойствам относятся: прочность, сминаемость, драпируемость.
Гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. К гигиеническим свойствам относятся пылеемкость, гигроскопичность и теплозащитные свойства.
Технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая окончательной влажно-тепловой обработкой. К технологическим свойствам относятся: скольжение, осыпаемость, усадка.
4. Каковы свойства шерстяных тканей?
Шерстяные волокна имеют длину от 2 до 45 см и различную толщину. Под действием влаги и трения волокна шерсти могут сваливаться, это свойство называется свойлачиванием. Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью и хорошей упругостью. Благодаря последнему свойству изделия из шерсти почти не сминаются. Ткани из шерстяных волокон хорошо драпируются, обладают значительной пылеемкостью и высокими теплозащитными свойствами.
5. А чем отличаются шелковые ткани?
Прочность шелка намного выше, чем шерсти. Но под действием прямых солнечных лучей он разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна. отрицательное свойство шелка – сильно осыпается, и имеет значительную усадку.
6.Какие изделия из шерстяных и шелковых тканей вы знаете?
Шерсть и шелк используют для изготовления плательных тканей, головных платков, косынок. Из шерсти получаются замечательные пальтовые ткани, а как не вспомнить русские валенки.
7. Как можно определить шерстяные и шелковые ткани?
Определить шерстяные и шелковые ткани можно по внешнему виду, на ощупь, по виду и обрыву нитей, а также по характеру горения.
Этим мы и займемся.
4.Проведение экспертизы по определению вида ткани.
В любой работе главное техника безопасности. Вспомним правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами, а также при работе с открытым пламенем.
Правила безопасности всегда соблюдай:
Иголки где попало не бросай,
Ножницы храни в коробке,
А в подушечке – иголки!
Ножницы крепко сомкни,
Потом за лезвия возьми,
Теперь передавай,
Правила эти не забывай!
Последовательность выполнения работы:
1.Выполните следующие исследования свойств различных волокон, записывая результаты исследования в таблицу 1.
- Рассмотрите образцы ткани, определите на вид фактуру поверхности каждого образца;
- Сравните на ощупь мягкость образцов ткани;
- Определите степень сминаемости образцов (сожмите в ладони образец ткани на 30 секунд, а затем расправьте);
- Выдерните по две нити из каждого образца ткани, одну из нитей зажгите с помощью свечки, пронаблюдайте за горением;
- Вторую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва.
2. Обобщите полученные данные. Определите по таблице 2 вид ткани каждого образца. Приклейте образец ткани в соответствующий столбец табл.1
3. Заслушивание главных экспертов от каждой экспертной лаборатории.
5. Подведение итогов занятия.
Практическая работа «ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ТКАНЕЙ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ ВОЛОКОН»
ОБОРУДОВАНИЕ: инструкционная карта, таблицы № 1 и № 2, образцы тканей из натуральных волокон, игла, ножницы, лупа, свеча, клей ПВА.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
1.Выполните следующие исследования свойств различных волокон, записывая результаты исследования в таблицу 1.
- Рассмотрите образцы ткани, определите на вид фактуру поверхности каждого образца;
- Сравните на ощупь мягкость образцов ткани;
- Определите степень сминаемости образцов (сожмите в ладони образец ткани на 30 секунд, а затем расправьте);
- Выдерните по две нити из каждого образца ткани, одну из нитей зажгите с помощью свечки, пронаблюдайте за горением;
- Вторую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва.
Таблица 1.
Признак ткани | Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 |
Фактура поверхности | ||||
Мягкость | ||||
Сминаемость | ||||
Вид обрыва нити | ||||
Горение нити | ||||
Вид ткани | ||||
Образцы ткани |
2. Обобщите полученные данные. Определите по таблице 2 вид ткани каждого образца.
Таблица 2.
Признак ткани | Хлопчато-бумажная | Льняная | Шерстяная | Шелковая |
№ образца ткани | 1 | 2 | 3 | 4 |
Фактура поверхности | Шероховатая матовая | Гладкая блестящая | Шероховатая матовая | Гладкая блестящая |
Мягкость | Высокая | Низкая | Средняя | Высокая |
Сминаемость | Средняя | Высокая | Малая | Малая |
Вид обрыва нити | Ватка | Кисточка из прямых волокон | Кисточка из извитых волокон | Прямые волокна |
Горение нити | Серый пепел | Серый пепел | Черный шарик, запах жженого пера | Черный шарик, запах жженого пера |
3. Приклейте образец ткани в соответствующий столбец таблицы 1.
1.Для чего нужно знать свойства тканей?
Чтобы правильно подобрать ткань для изготовления какого-либо изделия необходимо правильно определять свойства, которыми она обладает. представьте себе, если при производстве перепутали шерсть и шелк, и сделали валенки из шелка, а летний сарафан из шерсти.
2. От чего зависят свойства тканей?
Свойства тканей зависят от качества волокон, вида переплетения и особенностей отделки. От свойств тканей зависят выбор модели и обработка изделия.
3. Какие бывают свойства тканей?
К основным свойствам тканей относятся: механические, гигиенические и технологические.
Механические свойства определяют отношение материала к действию различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма. К механическим свойствам относятся: прочность, сминаемость, драпируемость.
Гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. К гигиеническим свойствам относятся пылеемкость, гигроскопичность и теплозащитные свойства.
Технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая окончательной влажно-тепловой обработкой. К технологическим свойствам относятся: скольжение, осыпаемость, усадка.
4. Каковы свойства шерстяных тканей?
Шерстяные волокна имеют длину от 2 до 45 см и различную толщину. Под действием влаги и трения волокна шерсти могут сваливаться, это свойство называется свойлачиванием. Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью и хорошей упругостью. Благодаря последнему свойству изделия из шерсти почти не сминаются. Ткани из шерстяных волокон хорошо драпируются, обладают значительной пылеемкостью и высокими теплозащитными свойствами.
5. А чем отличаются шелковые ткани?
Прочность шелка намного выше, чем шерсти. Но под действием прямых солнечных лучей он разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна. отрицательное свойство шелка – сильно осыпается, и имеет значительную усадку.
6.Какие изделия из шерстяных и шелковых тканей вы знаете?
Шерсть и шелк используют для изготовления плательных тканей, головных платков, косынок. Из шерсти получаются замечательные пальтовые ткани, а как не вспомнить русские валенки.
7. Как можно определить шерстяные и шелковые ткани?
Определить шерстяные и шелковые ткани можно по внешнему виду, на ощупь, по виду и обрыву нитей, а также по характеру горения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ТЕМЕ «СВОЙСТВА ТКАНЕЙ ИЗ
ШЕРСТЯНЫХ
И ШЕЛКОВЫХ ВОЛОКОН»
В РАМКАХ РАЙОННОГО КОНКУРСА «ПЕДАГОГ ГОДА»
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
КУДРЯВЦЕВА Е.А.
2008 Г.
1 1 2 2 3 3 4 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа. Утюжка изделий из хлопчатобумажных и шелковых тканей.
Урок СБО в 6 классе....
Раскрой женского платья-халата из шелковой ткани
Урок производственного обученияПрофессия: 262019.02 ЗакройщикПМ. 02 Изготовление лекалТема 2.4 Особенности разработки конструкций изделий одежды и раскройТема урока «Раскрой женского платья-хала...
шерстяные и шелковые и ткани
Шерстяные и шелковые ткани...
Методическая разработка урока материаловедения 6 класса "Шерстяные и шелковые ткани"
На уроках материаловедения в 6 классе можно использовать презентацию урока "Шерстяные и шелковые ткани". Представлена классификация волокон, способы получения шерстяных и шелковых волокон; издел...
Урок по теме: Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей
Форма урока: проблемный урок. Формы обучения: групповая работа, фронтальная работа. Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные. Ход занятия. I...
Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей
План-конспект...
Шерстяные и шелковые ткани и их свойства
Мы знаем, что человеку необходима одежда для защиты тела от воздействия окружающей среды, обеспечивает нормальное функционирование внутренних органов. Она имеет также социальное, психологическое, эсте...