«Химические волокна, их свойства. Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями».
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему

Правосудова Ольга Валерьевна

Урок из раздела материаловедение. На занятии систематизируем знания о текстильных волокнах и их свойствах, знакомимся с технологией получения химических волокон и их свойствами. В качестве практической работы предлагается деловая игра, целью которой является закрепление полученных на уроке знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himicheskie_volokna.docx27.41 КБ
Файл himicheskie_volokna7kl.pptx282.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Химические волокна, их свойства. Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями».

Цели:

1.Систематизация знаний о текстильных волокнах, их свойствах.

2.Выявление пробелов в знаниях учащихся и их коррекция.

1. Познакомить с ассортиментом тканей из химических волокон, правилами ухода за ними.

3. Закрепить знания о свойствах тканей из натуральных и химических волокон; правилами ухода за ними.

4. Развивать мышление, творческое применение знаний и умений решать проблемные задачи.

Задачи: 

1.  Повторение знаний о натуральных волокнах. Знакомство с технологией получения химических волокон, их свойствами.

2. Развитие способностей к анализу и сопоставлению, развитие наблюдательности и внимательности, быстроты мышления.

3. Воспитание активности в работе на уроке, аккуратности, привитие положительной мотивации к предмету.

Оснащение урока:

Презентация «Материаловедение 7класс»

Таблицы: Сравнительная характеристика свойств тканей из натуральных и химических волокон (Т1); Правила ухода за тканями (Т2);

Материалы и инструменты: задания для творческой работы; образцы тканей (вискоза, ацетат, капрон, нитрон, полиэстер); бумага, цветные карандаши.

Дидактический материал: карточки- тесты, карточки-задания-3шт, таблицы, коллекция волокон.

Словарь: химические волокна, искусственные волокна, синтетические волокна, эластан, лайкра, полиэстер.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

На доске (презентация) записаны высказывания.

  1. Все натуральные волокна делятся на две группы: животного происхождения и растительного происхождения.
  2. Волокна растительного происхождения- хлопок и шелк, животного  -лен и шерсть. 
  3. Хлопок – однолетнее травянистое влаголюбивое растение. Волокно у хлопка белого цвета, находится в стебле. 
  4. Лен – однолетнее кустарниковое солнцелюбивое растение, волокно льна серого цвета, в коробочке. 
  5. Шерсть- это длинная тонкая нить, которая разматывается с кокона. 
  6. Шелк- это волосяной покров некоторых животных, он огнеупорен и термостоек. 

Задание: Найти и исправить допущенные ошибки.

   Подведение итогов работы, проверка коллективная, самопроверка или взаимопроверка.

Оценивание работы: В лекции было допущено 10 ошибок. За 10 найденных ошибок  оценка – пять, за 8-9 – четыре, за 5-7 - тройка.

  1. Изучение нового материала.

Учитель не сообщает тему урока сразу. Учащиеся сами приходят к формулировке темы.

Варианты вопросов:

Посмотрите на свою одежду. Знаете, из каких материалов она сделана?

Эти материалы природные или их сделал человек?

Сегодня на уроке мы будем говорить о химических волокнах,  производстве этих волокон и их свойствах (презентация сл.№3).

Словесно - иллюстративный рассказ.

Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа - волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий  хорошее и прочное волокно.

Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и прочную, как хлопок.

Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева, соломы. Такое волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров – синтетическим (запись в тетрадь в виде схемы). Презентация сл.3

Ни одному специалисту сейчас не под силу перечислить необъятное множество химических волокон, которые используются для производства тканей. А в лабораториях синтезируются все новые и новые их виды.

Технология получения химических волокон обеих групп одинакова: сырье (органические вещества) + химические растворители, получается жидкая вязкая масса. Эту массу продавливают через фильтры (фильеры), формируя тем самым нити. Затем эти нити погружают в ванну с отвердителями и после обработки и промывания  сматывают на бобины, полученные непрерывные нити  (презентация сл.4)

Синтетические волокна вырабатывают из полимерных материалов. Волокнообразующие полимеры синтезируют из таких широко распространенных продуктов переработки нефти, как бензол, фенол, аммиак и т. д. Изменяя состав исходного сырья и способы его переработки, синтетическим волокнам можно придавать уникальные свойства, которых нет у натуральных волокон.

 В зависимости от вида химического сырья и условий его формирования можно вырабатывать волокна с самыми различными, заранее намеченными свойствами. Например, чем сильнее тянуть струйку в момент выхода ее из фильеры, тем прочнее получается волокно. Иногда химические волокна даже превосходят по прочности стальную проволоку такой же толщины.

Волокна одного и того же типа в разных странах имеют разные торговые названия. Так, полиамидное волокно в России называют капроном, в США - нейлоном, в ФРГ - перлоном.

Рассмотрим свойства некоторых искусственных и синтетических волокон.

Красивые, легкие, прочные, легко стираются, быстро сохнут, хорошо утюжатся, более дешевые, имеют слабо выраженные гигиенические свойства – воздухонепроницаемость, гигроскопичность и т.д.

(презентация сл.5-6)

На третьем этапе урока при объяснении нового материала, используя таблицу “Сравнительная характеристика свойств тканей из натуральных и химических волокон” “рис. 4”, показываю образцы тканей из искусственных и синтетических волокон и составляю таблицу на доске (учащиеся в тетради) из 2 колонок. В первой колонке перечисляю положительные, а во второй – отрицательные свойства этих тканей. Поясняю новые слова –  эластан, лайкра, полиэстер (заранее пишу их на доске). Ученики повторяют названия хором.

С помощью таблицы “Правила ухода за тканями” сравниваем, как ухаживать за тканями из разных волокон.

4.Закрепление и проверка знаний.

Предлагается 10 высказываний, необходимо оценить их верность по шкале «да» и «нет».

Диктант.

1.Химические волокна делятся на две группы: искусственные и синтетические

2.Сырьем для получения искусственных волокон служат полезные ископаемые: нефть, уголь, газ.

3.Сырьем для получения синтетических волокон служат: еловые щепа, отходы от переработки хлопка.

4. Технология получения нитей химических волокон едина и проста: 

- сырье + растворители = вязкая масса. 

- формирование нитей через фильтры. 

-обработка нитей затвердителем, промывание. 

-сматывание в бобины.

5. Химические волокна легкие, красивые, быстро сохнут.

6. На получение химических волокон затрачивается меньше средств и времени – они более экономичны.

7. У химических волокон намного ниже гигиенические свойства: теплозащитность, гигироскопичность.

8. Соединять, при выработке тканей, химические волокна с натуральными нежелательно, так как они несовместимы.

9. У тканей из химических волокон низкая прочность.

10. Смешивают химические волокна с натуральными для расширения ассортимента тканей. 

Проверка диктанта взаимная в парах, затем идет работа над ошибками под руководством учителя.

Физкультминутка

  1. Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Выполнить приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны (5-6 раз)
  2. Исходное положение - стоя, руки опущены. Выполнить приседание на носках, вытягивая руки вперед.

5. Практикум.

На втором уроке организую деловую игру с использованием организации обучения в сотрудничестве.

Цели игры: 

Закрепить знания о свойствах тканей из натуральных и химических волокон; правилах ухода за ними.

Развивать мышление, творческое применение знаний и умений решать проблемные задачи.

 В каждой группе по 3-4 человека разного уровня обученности: теоретик, технолог, художник, менеджер. Группам раздаю задания для творческой работы. Задание делается по частям (каждый ученик занят своей частью):

  1. группа в целом – обсуждает и подбирает к данной модели соответствующую ткань (шерстяную, хлопчатобумажную, шелковую, из химических волокон);
  2. теоретик – дает краткие сведения о выбранной ткани (как получают волокна для данной ткани, ее свойства)
  3. технолог –правила ухода за тканью;
  4. художник – раскрашивает модель цветными карандашами;
  5. менеджер – представляет весь материал в виде рекламы у доски.

Вся группа заинтересована в выполнении работы каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

Учитель на всех этапах творческой работы оказывает содействие, консультируя в отдельные моменты творческой игры, напоминая о времени окончания игры.

По окончании игры учитель проводит анализ работы участников, достигли ли  игроки поставленной задачи или нет, какие были трудности, поощряет лучших участников.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание:

  1. Повторить пройденный материал. Найти дома предметы гардероба и предметы интерьера, выполненные из химических волокон.
  2. Подготовить небольшое сообщение о свойствах тканей из синтетических волокон:
  1. Одежда для пожарных.
  2. Костюм космонавта.
  3. Пуленепробиваемая ткань (для бронежилетов).

Задание 1- для всех, задание 2- по желанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини-лекция повторение Все натуральные волокна делятся на две группы: животного происхождения и растительного происхождения. В олокна растительного происхождения- хлопок и шелк, животного -лен и шерсть. Хлопок – однолетнее травянистое влаголюбивое растение. Волокно у хлопка белого цвета, находится в стебле. Лен – однолетнее кустарниковое солнцелюбивое растение, волокно льна серого цвета, в коробочке. Шерсть- это длинная тонкая нить, которая разматывается с кокона. Шелк- это волосяной покров некоторых животных, он огнеупорен и термостоек. Задание: Найти и исправить допущенные ошибки.

Слайд 2

Натуральные волокна Животного происхождения Шерсть, шелк Растительного происхождения Хлопок, лен Проверка: В тексте допущено 10 ошибок. За10 найденных ошибки оценка – пять, за 9-8 – четыре, за 6-7 – тройка.

Слайд 3

Химические волокна искусственные синтетические Древесная целлюлоза, хлопковая целлюлоза, хвойная щепа Нефть, природный газ, каменный уголь

Слайд 4

Технология производства химических волокон

Слайд 5

Свойства химических волокон и тканей из них Ткани из искусственных волокон Вискозное волокно (еловая щепа. опилки) Уступает по прочности шелку, хорошо впитывает влагу, в мокром состоянии теряет прочность, горит быстро, пахнет жженой бумагой, чувствительны к действию щелочей и кислот. Ацетатное волокно (из отходов хлопка ) Внешне похожи на натуральный шелк. Плохо впитывают влагу, но быстро сохнут. Почти не мнутся. Не переносят сильный нагрев утюга .

Слайд 6

Ткани из синтетических волокон Полиэстр , лавсан, кримплен – не мнутся, не выгорают, но имеют низкую гигроскопичность. Нейлон, капрон – самые прочные из всех синтетических волокон. Не выцветают, не мнутся, но очень чувствительны к высоким температурам. Эластан (лайкра) –используется в смеси с другими волокнами. Очень эластичны. Одежда с эластаном прилегает к фигуре , хорошо растягивается, мало мнется, прочная. Имеет низкую гигроскопичность.

Слайд 7

закрепление знаний Задание: ответить Да или Нет 1. Химические волокна делятся на две группы: искусственные и синтетические 2 .Сырьем для получения искусственных волокон служат полезные ископаемые: нефть, уголь, газ. 3. Сырьем для получения синтетических волокон служат: еловые щепа, отходы от переработки хлопка. 4. Технология получения нитей химических волокон едина и проста: -сырье + растворители = вязкая масса. - формирование нитей через фильтры. -обработка нитей затвердителем , промывание. -сматывание в бобины.

Слайд 8

5. Химические волокна легкие, красивые, быстро сохнут. 6. На получение химических волокон затрачивается меньше средств и времени – они более экономичны. 7. У химических волокон намного ниже гигиенические свойства: теплозащитность , гигироскопичность . 8. Соединять, при выработке тканей, химические волокна с натуральными нежелательно, так как они несовместимы. 9. У тканей из химических волокон низкая прочность. 10. Смешивают химические волокна с натуральными для расширения ассортимента тканей.

Слайд 9

проверка Да Нет Нет Да Да Да Да Нет Нет Да Без ошибок- «пять» 1-2 ошибки – «четыре» 3 и более ошибок– «три»

Слайд 10

Практическая работа Деловая игра Участники : группа учеников (теоретик, технолог, художник, менеджер) Задание : подобрать к данной модели соответствующую ткань и обосновать свой выбор. Рекомендации: группа в целом – обсуждает задание и подбирает к данной модели соответствующую ткань (шерстяную, хлопчатобумажную, шелковую, из химических волокон); теоретик – дает краткие сведения о выбранной ткани (как получают волокна для данной ткани, ее свойства); технолог –дает рекомендации по уходу за тканью; художник – раскрашивает модель цветными карандашами; менеджер – представляет весь материал у доски.

Слайд 11

Домашнее задание Повторить пройденный материал. Найти дома предметы гардероба и предметы интерьера выполненные из химических волокон. Подготовить небольшое сообщение о свойствах тканей из синтетических волокон: Одежда для пожарных. Костюм космонавта. Пуленепробиваемая ткань (для бронежилетов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"

Разработка модульного урока по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"....

Искусственные и синтетические волокна

Цели урока: ознакомить со свойствами искусственных и синтетических тканей; научить их определению и применению изученных свойств в работе.Форма ведения урока: исследовательская мастерская....

Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей.

Данная тема включена в изучение раздела "Технология ведения дома" в предмете "технология" 7 класс. На первом этапе урока обучающиеся повторяют изученный ранее материал. При изучении нового материала в...

Открытый урок в 6 классе по теме:"Натуральные и химические волокна. Свойства тканей из натуральных и химических волокон."

Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Ведь прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из котор...

Искусственные и синтетические волокна

Презентация предназначена для демонстрации на уроке в 5-6 классах...

Конспект урока по ИЗО в 5 лассе "Раппорт ткани. Составление узора на ткани картофельным штампом"

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ:  - продолжение знакомства с искусством золотой хохломы...

Презентация "Ткани 21 века" Химические волокна

Презентация "Ткани 21 века" Химические волокна...