"Ткани растений. лабораторная работа "Рассматривание тканей растений""
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Представлена методическая разработка урока биологии в 6 классе с использованием ЦОР. урок включает в себя лабораторную работу по рассматриванию препаратов тканей растения под микроскопом, работу с флеш-анимацией "Ткани растений" единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. В уроке использованы элементы исследовательской работы учащихся, тестирование с целью проверки знаний по предыдущей теме. Урок разработан ля учащихся, осваивающих курс биологии 6 класса по программе Плешакова А.А., Сонина Н.И., рассчитанной на 70 часов, 2 часа в неделю (35 часов федеральный компонент + 35 часов школьный компонент)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока биологии в 6 классе | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснокутская основная общеобразовательная школа»
Урок биологии в 6 классе
«Ткани растений.
Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»»
базовый уровень
автор-разработчик: Черкашина Т.Ф.,
учитель биологии и химии
2012 год.
Пояснительная записка.
Урок «Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»» разработан в соответствии с авторской программой Плешакова, Сонина Н.И., рассчитанной на 2 часа в неделю (1 час федерального компонента для формирования предметных знаний по биологии + 1 час школьного компонента для изучения практической составляющей на примере живых организмов и экосистем Белгородской области). Урок является комбинированным и проводится с использованием натуральных объектов и электронных образовательных ресурсов.
Считаю целесообразным включить в урок лабораторную работу по изучению тканей под микроскопом. Данный вид работы способствует формированию умения использовать научные способы познания, планировать свою деятельность на уроке, искать пути решения поставленной проблемы, применять имеющиеся теоретические знания на практике.
Для изучения тканей растений используется информационный модуль «Ткани растений» единой коллекции ЦОР.
Для закрепления изученного материала целесообразно провести работу с таблицами и иллюстрациями учебника. Такой вид деятельности учащихся способствует формированию навыков работы с источниками информации, достижению программного требования «различать на таблицах части биологических объектов».
Для контроля усвоения знаний используются контрольные ЭОР по теме «Ткани» из каталогов единой коллекции ЦОР.
Вышеуказанная тема урока имеет важное значение при освоении школьного курса биологии, готовит учащихся к освоению материала последующих тем, знакомит с основными методами изучения живых объектов. Краеведческий материал, используемый на уроке, способствует формированию экологического мышления учащихся и способствует патриотическому воспитанию.
Особенностью малокомплектной школы является низкая наполняемость классов (3-7 человек в классе), поэтому нагрузка на детей очень большая. Для снятия психологического дискомфорта необходимо использовать разнообразные формы контроля, предлагая задания дифференцированного характера, игровые моменты, электронные задания. Повышению мотивации к изучению предмета способствуют личностно-ориентированные образовательные технологии: развития критического мышления и исследовательская деятельность учащихся на уроке, компьютерная технология.
Биология 6 класс
Урок №10
Тема урока:
«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».
Цель урока:
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала о тканях растений;
Способствовать формированию информационной компетентности учащихся.
Задачи урока:
Предметные:
Создать организационные и содержательные условия для изучения учащимися микроскопического строения тканей растения;
Содействовать формированию навыка работы с микроскопом и микропрепаратами; умения находить и распознавать виды растительных тканей на таблицах; работать с ЦОР.
актуализировать знания о растительной клетке, ее отличии от животной клетки.
Межпредметные:
способствовать развитию умения анализировать, сравнивать строение разнообразных растительных тканей, использовать практические методы познания (наблюдение), рационально используя выделенное время; для развития навыка исследовательской работы учащихся; вести наблюдение;
способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с разнообразными источниками информации для решения проблемы.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, ОМС-проигрыватель для использования ЭОР ФЦИОР, браузер Google Chrome для воспроизведения ЭОР Единой коллекции ЦОР;
флеш-анимация «Ткани растения»; иллюстрация «Строение клеток»;
микроскоп (1 на 2 учащихся), микропрепараты тканей растения.
Тип урока: (По Шамовой Т.И., Давыденко Т.М.)
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Комбинированный урок.
Методы проведения урока:
объяснение с использованием иллюстраций; лабораторная работа учащихся, тестирование с использованием ЭОР, самостоятельная работа с учебником.
Технология:
технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах за ПК.
План урока
Организационный момент: приветствие, проверка готовности аудитории к работе, отсутствующие, положительный настрой на изучение темы.
Проверка домашнего задания: терминологический диктант, работа с таблицей или ЭОР №1 «Клетка растения», тест Клетка.
Мотивация учебной деятельности учащихся: тема, цели и задачи урока, значение для дальнейшего изучения биологии.
Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме (что я знаю о том, что такое ткани, какие бывают ткани)
Изучение нового материала:
Использование ЭОР №2 - мультимедийной лекции с дикторским текстом и анимационным слайд-шоу с представлением тканей растений.
Ткани растения.
Особенности строения видов тканей в связи с выполняемой функцией.
Расположение тканей растения
Закрепление изученного на уроке:
работа с ЭОР №3 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/81622/?interface=pupil&class=48&subject=29
(проверка усвоения материала о тканях растения).
Лабораторная работа по изучению тканей растения под микроскопом.
Сегодня вы — исследователи. Вам предстоит совершить открытие в области гистологии (науки о тканях). Для этого вам нужно составить план работы, изучить ткани под микроскопом и сделать выводы.
Задание на дом (предлагается дифференцированное домашнее задание):
для всех: изучить материал учебника на стр. 29-31, ответить на вопросы на стр. 33.
для любознательных: найти интересный материал о тканях растения и подготовить сообщение (2-3 мин), выполнить задание в рабочей тетради.
для самых заинтересованных и трудолюбивых: изучить строение листа
Общий итог урока.
Рефлексия:
на уроке мне было интересно.....
у меня вызвало затруднение...
сегодня меня удивило.....
теперь я знаю....
теперь я могу....
План-конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Приветствие: здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Все ли на месте? Все готовы к уроку? Проверьте, чтобы у вас были учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш и, самое главное, желание изучать биологию. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Проверка домашнего задания. | 1. выполните тест «Клетка», поменяйтесь листочками и проверьте друг друга по ключу. 2. а теперь напишем терминологический диктант: запишите только термин, определение писать не нужно: полужидкая среда клетки, в которой расположены ядро и органоиды; часть клетки, выполняющий функцию защиты; органоид, имеющийся только в растительной клетке, придает зеленый цвет органоид, являющийся энергетической станцией клетки; часть клетки, несущая наследственную информацию 3. А теперь выясним, в чем отличие растительной клетки от животной: нарисуем клетки и расположим в них органоиды (работа по цепочке) молодцы! Чем же отличается растительная клетка от животной? | Выполняют тест, осуществляет взаимоконтроль. Пишут терминологический диктант: цитоплазма; оболочка, мембрана; хлоропласты митохондрия ядро. По очереди выходят к доске и рисуют клетки и части по предложению учителя (в одной или в двух) делают вывод. |
Мотивация УД | Давайте подумаем, может ли клетка растения существовать сама по себе? Почему? Тема нашего урока «Ткани растений». Запишем ее в тетрадь. Что мы будем изучать сегодня? Объявляет цель : «Сегодня нам предстоит изучить, как связаны строение тканей с выполняемыми функциями, какие ткани есть у растений. Вспомните из курса природоведения, что такое ткани | Высказывают предположения, записывают дату, тему урока в тетрадь, формулируют вместе с учителем цель урока. |
Изучение нового материала | Демонстрация флеш-анимации «Строение тканей» с дикторским текстом и сменой слайдов. Предлагает поработать с иллюстрациями учебника — виды тканей растений, обсуждение связи строения и функций. Чем каждый вид ткани отличается от других. Запишем схему Ткани растений (на доске) | Смотрят флеш, запоминают виды тканей рассматривают иллюстрации учебника, записывают основные термины: ткань, виды тканей, проводящая, основная, механическая, покровная |
физкультпауза | Мы с вами уже одолели половину урока. Сейчас вышим глазам предстоит тяжелая работа — рассматривание тканей в микроскоп. Чтобы глазки не уставали, проведем небольшую зарядку для глаз. Не забудем про мышцы. Мы — деревья потянулись вверх к солнцу, растем. А сейчас поплыли красивые лебеди. Проверим свою осанку, и не забываем сидеть правильно за партами. | Под руководством учителя выполняют упражнения для глаз и статические упражнения для позвоночника. |
Закрепление материала | 1.Предлагает выполнить лабораторную работу по рассматриванию тканей под микроскопом, сделать рисунки тканей 2 А теперь проверим, как вы усвоили материал о тканях. По очереди подходите к ПК и выполните тест Ткани, работаем в паре. Кто не занят у компьютера, работает с материалом на стр.33, читаем о функциях тканей. (за каждый этап урока выставляется оценка) | Работают в парах с микроскопом, делают рисунки. работают с флеш-анимацией Строение тканей, по очереди, осуществляют взаимопроверку. Читают о связи строения и функций тканей |
Задание на дом | Откройте дневники и запишите задание на дом. Предлагает дифференцированное задание. | Записывают задание в дневник. |
Итог урока | Организует итоговую беседу: что мы изучали сегодня на уроке. Сегодня все хорошо работали, ваши оценки: итоговая оценка за работу каждого учащегося (рейтинг баллов за работу), комментируют оценки | Подводят итог урока: изучали строение тканей растений и их функции. Общий вывод: строение тканей растений связано с выполняемой функцией. Принимают комментарий оценки |
рефлексия | Продолжите фразу, что вы делали сегодня на уроке, что вам запомнилось больше всего: у меня вызвало затруднение... | Проводят рефлексию, продолжают высказывание сегодня меня удивило..... теперь я знаю.... теперь я могу....на уроке мне было интересно..... |
Структура урока
«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».
№ п/п | Этап урока, время | содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Организационный этап 2 мин. | - Подготовка учащихся к работе на уроке, - обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии; - психологически подготовить уч-ся к общению на учебном занятии. | Готовятся к уроку Приветствуют учителя Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | “Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! ” (определение отсутствующих): проверьте, все ли у вас готово к уроку, все ли в классе? Настраиваемся на урок и начинаем работу |
2 | Этап актуализации опорных знаний учащихся 7 мин. | Организация деятельности учащихся по повторению строения клетки растений и ее отличии от животной клетки; актуализация субъектного опыта учащихся о клетках. Проблема этапа: чем клетка растения отличается от клетки животного? | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, заполняют схему «Строение клетки». Воспринимают информацию об отличии строения растительной и животной клетки; Выполняют тест Клетка, проверяют друг друга по ключу. Делают вывод по проблеме этапа. | Организует повторение материала о клетке и отличии растительной и животной клетки; контролирует заполнение схемы «Строение клетки»; проводит обобщающую беседу по актуализации опорных знаний. Итак, мы с вами выяснили в чем заключается отличие растительной клетки от клеток животных. |
3 | Этап сообщения темы и задач урока 2 мин | Мотивация учения учащихся, принятие ими цели урока. Проблема этапа: Может ли клетка растения существовать сама по себе? | Записывают тему урока, формулируют вместе с учителем цель урока. Отвечают на вопрос о тканях растений, используя знания из уроков природоведения. | Подводит к цели и задачам нового урока. Постановка перед учащимися проблемы: какие ткани образуют организм растения и какую роль в жизни растения играют разные ткани. Может ли клетка растения существовать сама по себе? Какие ткани образуют клетки растений, какую работу в организме растения выполняет каждая ткань? |
4 | Этап изучения новых знаний и способов деятельности 10 минут | Организация работы с иллюстрациями учебника, с флеш-анимацией. Учащимся предлагается описать основные особенности тканей и сделать вывод о связи строения и функции тканей. | Воспринимают, осмысливают и производят первичное запоминание информации о тканях растения. В рабочие тетради записывают определение новым понятиям: покровная ткань, механическая, проводящая, образовательная, основная ткань; ксилема, флоэма. Участвуют в обсуждении вопроса о связи строения тканей с выполняемой функцией. | Рассказывает с опорой на иллюстрации учебника о тканях растений, останавливается для обсуждения информации и записи в тетрадь понятий. Обеспечивает осмысление особенностей строения тканей растений в связи с выполняемой функцией. |
5 | Этап закрепления новых знаний и способов деятель-ности 8 минут | Организация работы с флеш-анимацией Ткани растений, обсуждение отличительных признаков различных тканей. | Учащиеся работают в парах. Выполняют интерактивные тестовые задания, проводят самопроверку по модулю «Ткани растений» | 1.Проверяет понимание учащимися основного содержания изучаемого материала. 2.Выявляет пробелы в осмыслении учащимися нового материала, ликвидирует неясности. Обеспечивает дозированную помощь учащимся. |
Физкультпауза 2 мин | Выполнение упражнений на расслабление мышц глаз и динамических упражнений | Выполняют комплекс упражнений для глаз и мышечной активности | Руководит физкультпаузой, организует выполнение упражнений всеми учащимися |
6 | Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности 7 минут | Организация деятельности по проверке усвоения материала о Строении тканей растения. лабораторная работа по изучению тканей растения под микроскопом. | Выполняют лабораторную работу по изучению тканей под микроскопом в парах. Принимают участие в поисковой беседе, сравнивают, анализируют, формулируют выводы. | Учитель организует парную исследовательскую работу учеников по изучению тканей растения под микроскопом.. Вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов об отличительных особенностях разных видов тканей. Организует коллективное обсуждение выполненных заданий. |
7 | Этап предъявления домашнего задания 3 мин. | Мотивация на выполнение домашнего задания повышенного уровня сложности. | Записывают дифференцированное домашнее задание в дневник. Просматривают упражнения в тетради на печатной основе. | 1.Обращает внимание на необходимость изучения текста раздела 3 с 29-33, ответов на вопросы с.-33 2. Даёт пояснения по выполнению дифференцированных заданий и выполнение заданий к данному параграфу в тетради на печатной основе. |
8 | Этап подведения итогов учебного занятия 2 мин | Совместная формулировка вывода о тканях растений и их функциях. | Вместе делают вывод об изученном на уроке. Получают оценки за работу на уроке и принимают объективный комментарий учителя | 1.Даёт качественную оценку работы класса, пар и отдельных учащихся. 2.Оценивает результаты деятель-ности учащихся, выставляет оценки в дневник. |
9 | Этап рефлексии 2 мин | Учащимся предлагаются незаконченные предложения о деятельности на уроке | Фиксируют свое настроение, продолжают предложенные фразы о деятельности на уроке и ее итогах. | Инициирует рефлексию учащихся по обмену мнениями и оценке своей деятельности на уроке. Продолжите высказывания: на уроке мне было интересно..... у меня вызвало затруднение... сегодня меня удивило..... теперь я знаю.... теперь я могу.... |
Ссылки:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000207-1000-4ddd-7ca8-4d0046b3269f/062.swf и-т
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fb-1000-4ddd-07c6-1c0046b3269f/index_mht.htm тест
©Черкашина Татьяна Федоровна, учитель биологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ткани растений"
Презентация по биологии 6 класс....
контроль по темам: "Клеточное строение и ткани растений"
Клеточное строение, ткани и процессы жизнедеятельности растений Задание 1. Соотнесите части клетки с их функциями. 1). Клеточная стенка 1. Улавливает энергию солнечных луч...
Обобщающий урок-тренинг по теме "Ткани растений и животных"
Данный материал может использоваться при проведении зачетного или контрольного урока. Задания носят тестовый характер различного уровня сложности. Построен с учетом дифференциации обучения, так ...
Лабораторный урок «Изучение тканей растений».
Урок биологии проводился в 5 классе по новым стандартам с использованием УМК "Сфера"....
биология – 6 класс Тема урока:«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».
№ п/пЭтап урока, времяСодержание Деятельность учащихсяДеятельность учителя 1Организацион-ный этап2 мин.- Подготовка учащихся к работе на уроке,- обеспечить нормальную внешнюю обстановку для...
Презентация по биологии 6 класс "Что такое ткань. Ткани растений"
Презентация по биологии 6 класс "Что такое ткань. Ткани растений"К учебнику Т.С.Суховой, Т.А. Дмитриева...
Лабораторная работа "Ткани организма человека".
Лабораторная работа по теме "Ткани организма человека"...