"Я - исследователь" общеразвивающая программа
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Общеразвивающая программа по естественно-научной напрвленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общеразвивающая программа | 350.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации муниципального образования
«Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области
МБУДО « ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Принята на заседании Педагогического совета Протокол № « »__________20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО "ЦТР" ______________ Максимова О.Д. « »__________20 г. |
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
«Я - исследователь»
естественнонаучной направленности
Автор: Черакшева О.П. -педагог дополнительного образования Возраст детей: 15-16 лет. Срок реализации 1 год |
г. Кингисепп
2017 г.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………….……………………3-6
- I раздел……………………………………………………………….…………………..7
- Учебно-тематический план…………………………………………………………………7
- Содержание образования………………………………………………………………....7-8
- Календарно тематическое планирование………………………………………………8-10
- Ожидаемые результаты…………………………………………………………………11-12
- Методическое обеспечение образовательной программы………………………………12
- Календарный учебный график……………………………………………………………13
3.Список литературы ………………………………………………………………...14
4.Приложение………………………………………………………………………….15
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы
разработки дополнительных общеобразовательных программ:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.);
- Письмо КотПО Ленинградской области от 1 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»
Направленность адаптированной дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучная.
Программа соответствует базовому уровню образования воспитанников, современным образовательным технологиям.
Актуальность программы состоит в том, что одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемая программа направлена на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на более глубокое развитие практических умений, через обучение учащихся моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Отличительной особенностью программы является то, что помимо всего выше сказанного, у ученика есть прекрасная возможность более глубоко познакомиться с предметом, понять всю его привлекательность и значимость, а значит, посвятить себя в будущем именно биологии. Для этого у школьника будет возможность принимать участие в предметных неделях, научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня. В рамках данной программы запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа должна помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Данная дополнительная образовательная программа реализуется в интересах личности, общества и государства. Содержание программы соответствует определенному уровню основного образования.
Содержание программы соответствует современным образовательным технологиям, учитывая специфику направленности, в рамках которой реализуется данная образовательная программа.
Таким образом, содержание образовательной программы направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучаемых к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;
- интеллектуальное и духовное развитие личности;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;
- удовлетворение социального заказа.
При организации процесса обучения необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- Создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при изучении программы
- Использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику формирования метапредметных универсальных действий на занятиях.
- Использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов).
- Организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия-проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Целью изучения программы является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей биологии.
Обучающие задачи:
- Формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе.
- Формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере.
- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, и связи человека с ним.
- Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений.
- Формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования.
- Освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода за ними.
Развивающие задачи:
-развитие творческих и познавательных способностей,
-развитие отзывчивости, сопричастности к многообразной и неповторимой жизни на нашей планете,
-развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения детей.
Воспитательные задачи:
-воспитание любви к родине и бережного отношения к родной природе,
-воспитание как жизнерадостности, эмоциональности, чуткости, доброты,
-воспитание активной личности способной к созиданию
Условия реализации образовательной программы.
Данная программа предназначена для учащихся 7-8 классов основной школы в возрасте 14-16 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Условия набора детей по собеседованию и заявлениям родителей.
- Форма и методы проведения занятий
При изучении программы разнообразный спектр форм проведения занятий. Для лучшего усвоения и закрепления материала целесообразно применять формы проведения занятий, отличающиеся от школьных уроков, такие как: занятие-игра, экскурсия, конкурсы, викторины, семинары, консультации.
Значительная роль отводится наглядным методам обучения – это наблюдения в природе, показы видеоматериалов, иллюстраций, наглядных пособий, работа по образцу, а так же практическим методам – практичеcкие и лабораторные работы, демонстрация опытов. Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные явления. В частности, дети изображают с помощью моделей простейшие пищевые связи между организмами. Словесные методы – нельзя недооценивать значение беседы и яркого, эмоционального рассказа педагога. Важное значение в процессе обучения занимают учебные дискуссии, решение логических и дидактических задач, самостоятельное чтение дополнительной литературы. Познавательный интерес у детей активизируется за счет проведения ролевых игр, решения кроссвордов. В объединении проводится массовые мероприятия – праздники, выставки. Участие в таких мероприятиях решает целый ряд воспитательных задач, расширяет кругозор воспитанников, развивают познавательную деятельность, творческие способности. За счет таких форм и методов обучения дети раскрываются перед педагогом, проявляют самостоятельность, умение и желание работать.
Также широко применяются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ): (иллюстрирование учебного материала - презентации, кинофильмы, фонограммы, музыкальное сопровождение), мультимедийное проектирование.
Содержание программы представляет возможность для осуществления дифференцированного подхода к детям при их обучении.
- Формы и режим занятий
Форма проведения занятий: аудиторные
Форма организации деятельности: индивидуальная
Форма обучения: очная
Режим занятий:
2 занятия по 2 часа в неделю, 140 часов за учебный год; 35 недель;
Критерии и формы оценки качества знаний.
Основными параметрами определяющими результативность программы являются сохранность контингента, а так же наполняемость групп в течение всего курса обучения. Степень усвоения знаний учащимися анализируется в ходе текущего и итогового контроля.
Контроль осуществляется в форме тестовой работы, экологических и биологических диктантов. Ролевые игры также позволяют определить уровень усвоения знаний. Наряду с контрольными срезами, для оценки результативности программы используются различные игры, конкурсы, викторины, участие в выставках, в научно-практических конференциях, портфолио учащихся.
На каждом занятии оценивается уровень участия ребенка в работе кружка, используется специальная система оценок.
- Материальное обеспечение программы.
Необходимое оборудование: микроскопы, компьютер, фотоаппарат.
Методическое обеспечение программы: наглядные пособия, таблицы, справочники, атласы, схемы, опорные конспекты иллюстративные материалы, видеоматериалы, обучающие компьютерные программы.
I раздел
Учебно-тематический план
«Я - исследователь »
№ п/п | Содержание | Количество часов 140 часов | Форма проведения промежуточной аттестации | ||
Всего | Теор. | Пр-ка | |||
1. | Введение в образовательную программу | 8 | 4 | 4 | Филворд «Птицы» |
2. | Биологическая лаборатория | 8 | 2 | 6 | Практическое занятие |
3. | Мир животных | 44 | 20 | 24 | Викторина «Планета зоологическая», презентация |
4. | Животные под охраной | 6 | 2 | 4 | Тест «Красная книга. Будь природе другом» |
5. | Человек | 74 | 30 | 44 | Анкета «Правильно ли вы питаетесь?», Викторина «Забавная анатомия» |
Итого | 140 | 58 | 82 |
Содержание образования -140 ч
1.Введение в образовательную программу (8ч)
Природа - наш общий дом. Зоология – наука о животных. История развития зоологии.
Презентация журналов о животных: «Мир животных», «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Филя»
2.Биологическая лаборатория (8ч)
Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Рассматривание готовых микропрепаратов. Клетки одноклеточных животных Рассматривание готовых микропрепаратов. Клетки многоклеточных животных.
3.Мир животных (44ч)
Мир одноклеточных животных. Инфузория – туфелька. Черви. Улитки и ракушки. Насекомые: друзья и враги. Рыбы. Мир аквариума. Условия содержания рыб в аквариуме. Чудовища морских глубин. Земноводные. Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи. Птицы. Млекопитающие. Домашние животные. Хищники. Обезьяны. Семьи животных. Животный мир северных лесов. Животный мир тропических лесов. Животный мир городов. Странные животные. Необыкновенные животные. Зоологический чемпионат.
4.Животные под охраной (6ч)
Животные в Красной книге. Редкие животные Ленинградской области. Редкие животные России.
5.Человек (74ч) Вводное занятие. Что такое здоровье?
Основы рационального питания. Пищевые отравления и их предупреждение. Пищевая ценность продуктов. Методы безопасного питания. Основные пищевые вещества. Многообразие и значение витаминов. Правила составления меню. Питание по группам крови. Совместимые и несовместимые продукты. Раздельное питание. Влияние курения и употребления алкоголя на органы пищеварения Что в лукошке? Грибы – польза или вред? Лекарственные растения. Заготовка, хранение и применение лекарственных растений. Аллергия. Как с ней бороться. Пищевые добавки. Двигательный режим школьника. Культура движений. Спортивное долголетие. Гигиенические требования к одежде и обуви. Закаливание организма. Гигиена дыхания. Респираторные вирусные инфекции и их профилактика. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Туберкулёз. Гигиена учебного труда школьника. Правила приготовления домашних заданий. Гигиенические рекомендации при работе с компьютером. Гигиена нервной системы. Полезные и вредные привычки. Вред алкоголя. Вред курения. Вред наркотиков.
Личная гигиена школьника. Гигиена девушки и юноши. Профилактика венерических заболеваний. СПИД. Окружающая среда и здоровье человека. Влияние экологии на здоровье человека. Викторина: «Немного о себе». Радиация и здоровье. Биологические ритмы, их влияние на здоровье. ЗОЖ, его составляющие. Значение здорового образа жизни. Режим дня - залог здоровья.
Календарно тематическое планирование 2017-18 уч. год
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение в образовательную программу (8ч) | 2 | 1.09.17 | |
2 | Природа - наш общий дом | 2 | 5.09.17 | |
3 | Зоология – наука о животных. История развития зоологии. | 2 | 8.09.17 | |
4 | Презентация журналов о животных: «Мир животных», «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Филя» | 2 | 12.09.17 | |
Биологическая лаборатория (8ч) | 2 |
| ||
5 | Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. | 2 | 15.09.17 | |
6 | Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. | 2 | 19.09.17 | |
7 | Рассматривание готовых микропрепаратов. Клетки одноклеточных животных | 2 | 22.09.17 | |
8 | Рассматривание готовых микропрепаратовю Клетки многоклеточных животных. | 2 | 26.09.17 | |
Мир животных (44ч) | 2 | |||
9 | Мир одноклеточных животных | 2 | 29.09.17 | |
10 | Инфузория – туфелька | 2 | 3.10.17 | |
11 | Черви | 2 | 6.10.17 | |
12 | Улитки и ракушки | 2 | 10.10.17 | |
13 | Насекомые: друзья и враги | 2 | 13.10.17 | |
14 | Рыбы | 2 | 17.10.17 | |
15 | Мир аквариума. Условия содержания рыб в аквариуме | 2 | 20.10.17 | |
16 | Чудовища морских глубин | 2 | 24.10.17 | |
17 | Земноводные | 2 | 27.10.17 | |
18 | Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи | 2 | 31.10.17 | |
19 | Птицы | 2 | 3.11.17 | |
20 | Млекопитающие | 2 | 7.11.17 | |
21 | Домашние животные | 2 | 10.11.17 | |
22 | Хищники | 2 | 14.11.17 | |
23 | Обезьяны | 2 | 17.11.17 | |
24 | Семьи животных | 2 | 21.11.17 | |
25 | Животный мир северных лесов | 2 | 24.11.17 | |
26 | Животный мир тропических лесов | 2 | 28.11.17 | |
27 | Животный мир городов | 2 | 1.12.17 | |
28 | Странные животные | 2 | 5.12.17 | |
29 | Необыкновенные животные | 2 | 8.12.17 | |
30 | Зоологический чемпионат | 2 | 12.12.17 | |
Животные под охраной (6ч) | 2 |
| ||
31 | Животные в Красной книге | 2 | 15.12.17 | |
32 | Редкие животные Ленинградской области | 2 | 19.12.17 | |
33 | Редкие животные России | 2 | 22.12.17 | |
34 | Человек (74ч) Вводное занятие. Что такое здоровье? | 2 | 26.12.17 | |
35 | Основы рационального питания Пищевые отравления и их предупреждение. | 2 | 29.12.17 | |
36 | Пищевая ценность продуктов. | 2 | 9.01.18 | |
37 | Методы безопасного питания. | 2 | 12.01.18 | |
38 | Основные пищевые вещества | 2 | 16.01.18 | |
39 | Многообразие и значение витаминов. | 2 | 19.01.18 | |
40 | Правила составления меню. | 2 | 23.01.18 | |
41 | Питание по группам крови. | 2 | 26.01.18 | |
42 | Совместимые и несовместимые продукты | 2 | 30.01.18 | |
43 | Раздельное питание. | 2 | 2.02.18 | |
44 | Влияние курения и употребления алкоголя на органы пищеварения | 2 | 6.02.18 | |
45 | Что в лукошке? Грибы – польза или вред? | 2 | 9 .02.18 | |
46 | Лекарственные растения |
| 13.02.18 | |
47 | Заготовка, хранение и применение лекарственных растений. | 2 | 16.02.18 | |
48 | Аллергия. Как с ней бороться | 2 | 20.02.18 | |
49 | Пищевые добавки. | 2 | 23.02.18 | |
50 | Двигательный режим школьника. Культура движений. | 2 | 27.02.18 | |
51 | Спортивное долголетие. | 2 | 2.03.18 | |
52 | Гигиенические требования к одежде и обуви. | 2 | 6.03.18 | |
53 | Закаливание организма. | 2 | 13.03.18 | |
54 | Гигиена дыхания. Респираторные вирусные инфекции и их профилактика. | 2 | 16.03.18 | |
55 | Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. | 2 | 20.03.18 | |
56 | Туберкулёз. | 2 | 23.03.18 | |
57 | Гигиена учебного труда школьника. Правила приготовления домашних заданий. | 2 | 27.03.18 | |
58 | Гигиенические рекомендации при работе с компьютером | 2 | 30.03.18 | |
59 | Гигиена нервной системы. Полезные и вредные привычки. | 2 | 3.04.18 | |
60 | Вред алкоголя. | 2 | 6.04.18 | |
61 | Вред курения. | 2 | 10.04.18 | |
62 | Вред наркотиков. | 2 | 13.04.18 | |
63 | Личная гигиена школьника. Гигиена девушки и юноши. | 2 | 17.04.18 | |
64 | Профилактика венерических заболеваний. СПИД. | 2 | 20.04.18 | |
65 | Окружающая среда и здоровье человека. Влияние экологии на здоровье человека. | 2 | 24.04.18 | |
66 | Викторина: «Немного о себе» | 2 | 27.04.18 | |
67 | Радиация и здоровье. | 2 | 4.05 18 | |
67 | Биологические ритмы, их влияние на здоровье. | 2 | 8.05 18 | |
68 | ЗОЖ, его составляющие. | 2 | 11.05 18 | |
69 | Значение здорового образа жизни | 2 | 15.05 18 | |
70 | Режим дня - залог здоровья. | 2 | 18.05 18 |
Ожидаемые результаты.
По окончании курса обучения по данной программе, предполагаются следующие ожидаемые результаты:
- Личностные:
- Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, троить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
- Метапредметные:
-Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
- Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение).
- Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
- Классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
- Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
- Различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
- Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
- Выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей.
- Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- Знание основных правил поведения в природе.
- Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
- Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
- Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Методическое обеспечение ОП 1 раздела
№ п/п | Раздел Тема | Форма занятий | Методы | Дидакт. материал и ТСО | Форма подведения итогов |
1 | Введение в образовательную программу. | Лекция, экскурсия | Словесн. (устн. изл,беседа), практич. | Учебники, пособия, таблицы, презентации | Филворд «Птицы» |
2 | Биологическая лаборатория | Практические работы | Наглядн. (показ), практич. (практич работы) | Пособия, таблицы, микроскоп, микропрепараты | Практическое занятие |
3 | Мир животных | Викторина, семинар. | Словесн. практич | Учебники, пособия, таблицы, тематическое лото | Викторина «Планета зоологическая», презентация |
4 | Животные под охраной | занятие-игра, викторина | Практич. (практич работы) | Обучающие компьютерные программы, таблицы, тематическое лото | Тест «Красная книга. Будь природе другом» |
5 | Человек | семинар, викторина | Словесн, наглядн-ые, практич. | Учебники, пособия, таблицы, презентации. | Анкета «Правильно ли вы питаетесь?», Викторина «Забавная анатомия» |
Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Я - исследователь»
МБУ ДО «ЦТР»
на 2017-2018 учебный год
Начало занятий – 01 сентября 2017 г.
Количество недель – 35 недель
Количество часов: - 140 ч; 2 занятия по 2 часа в неделю
Продолжительность и сроки каникул:
Зимние - с 30.12.17 - 09.01.18
Летние – с 01.06.18 - 31.08.18
Продолжительность занятий: 2 академических часа (45 мин – занятие, 10 мин – перерыв на проветривание, 45 мин, 20 мин на уборку)
Время проведения занятий:
День недели | Время |
ВТ | 10.00-12.00 |
ПТ | 10.00-12.00 |
Окончание занятий: 25-31 мая 2018 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Анастасова Л.П. и др. «Человек и окружающая среда» Учебник для дифференцированного обучения. М.: 1997 г.
- Савенков А.И., Методика исследовательского обучения школьников. «Учебная литература», дом «Федоров», 2010
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Экология». М.: 2000 г.
- Федорова М.З. и др. «Экология человека». Учебное пособие. М: 2003
- Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Горшков В.Г. «Экология человека». – Л. 1984 г.
- Гагдиси Д.Т. и др. «Экология и здоровье» - М.: Знание, 1985 г.
- Степановских А.С. «Общая экология» - М.2002 г.
- Энхольм Э. «Окружающая среда и здоровье человека». – М.: Прогресс, 1988 г.
- Экология. Город. Здоровье. – Волгоград, 2001 г.
- Экологический атлас планеты Земля. – Волгоград: Кооператив «Книга», 1994 г.
- Экология человека. Основные проблемы. – М.: Наука, 1998 г.
- Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009.
- Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010.
- Травникова В.В., Биологические экскурсии. Учебно-методическое пособие. – Паритет, 2012.
- Якушкина Е.Д., Биология. 5-9 класс. Проектная деятельность учащихся. – Учитель, 2010.
Приложение
УМК к ДОП « Я - исследователь»
1.Дидактические материалы:
Тематическое лото: | Тематические игры: |
|
|
Дидактическое пособие «Мир в картинках»
- «Деревья»
- «Ягоды»
- «Насекомые»
- «Животные»
- « Арктика»
- Бланки тестов, анкет, фотографии.
- Наглядные пособия (таблицы, объемные модели, муляжи и др.).
2.Методические материалы (разработки):
- «Биологическая викторина», презентация
- «Вальс цветов»
- «Биологическое ассорти», презентация
- «Многообразие рыб», презентация
- «Веселая биология», презентация
- «Винегрет-шоу», презентация
- «Фруктово-ягодный экспресс», презентация
- «Лесные жители», презентация
- «Зеленая аптека», презентация
- «Лекарственные растения»
- «Рыбное царство», презентация
- «Растения - символы, презентация
- «Планета зоологическая», презентация
- «Бой цветов»
- «В союзе с природой», презентация
- «Знатоки природы»
- «Юный натуралист», презентация
- «Птичий переполох», презентация
- «Занимательная биология», презентация
- «Биологический калейдоскоп», презентация
- «В гостях у лесничего»
- «Будь природе другом»
- «Три клада у природы есть»
- Конспекты занятий
- Контрольные задания
- Практические работы
3.Учебные пособия:
- справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, ссылки, сайты и др.);
- электронные средства образовательного назначения (демонстрационные модели, слайдовые презентации др.);
- периодические издания (журнал Биология и др.);
4. Система оценки результатов освоения ДОП
∆-низкий уровень, □ - средний уровень, ○- высокий уровень
Мониторинг по дополнительной образовательной программе
Вводный контроль - теория и практика
Текущий контроль (по итогам 1-го полугодия) - теория и практика
Итоговый контроль (по итогам освоения программы) - теория и практика
Викторина «Забавная анатомия»
Вопросы:
1. У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола, у ботинка, у пламени.)
2. У кого есть горлышко, но нет шейки? (У бутылки, у графина.)
3. У кого есть зубы, но нет языка, рта? (У пилы, у расчески, у шестеренки.)
4. У кого есть ушко, но нет головы? (У иголки.)
5. У кого есть кисти, но нет рук? (У винограда, у рябины.)
6. У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, у дивана, у кресла.)
7. У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (У стола, у табуреток, у дивана.)
8. У кого есть ручки, но нет ножек? (У дверей, у окон, у чашек и кружек.)
9. У кого есть нос (носик), но нет лица? (У корабля, у чайника.)
10. У кого есть лицо, но нет головы? (У ткани, у одежды.)
11. У кого есть ребра, но нет позвоночника? (У куба, у призмы, у пирамиды.)
12. У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек? (У спички, у булавки, у луковицы.)
13. У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У дерева, у кустарника.)
14. У кого есть косточки, но нет скелета? (У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)
15. Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра? (Цветы ноготки, иначе – календула.)
16. Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают? (Цветы анютины глазки.)
17. У кого голос есть, а головы и тела нет? (У эха.)
18. У кого нет ни кулаков, ни бицепсов, а любого силача с ног свалит? (У сна.)
19. Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки.)
20. Кто без языка говорит и поет? (Радио, магнитофон.)
21. Кто бежит без ног? (Река, ручей, время.)
22. Кто без рук, без ног, а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает? (Ветер.)
23. Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывет? (Облака.)
24. Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча.)
25. Кто не имеет ни легких, ни жабр, а дышит и вздыхает? (Тесто.)
26. У кого есть усы, но нет лица? (У клубники, огурцов, кабачков.)
Филворд «Птицы»
|
Тест по теме «Красная книга. Будь природе другом»
1. Закончи определение: «Красная книга – книга, которая содержит сведения…»
- о редких растениях
- об исчезнувших растениях и животных
- о редких и исчезнувших растениях и животных
2. Почему для этой книги выбран красный цвет?
- это красивый цвет
- это яркий сигнал
- это сигнал опасности
3. Найди растение, которое занесено в Красную книгу.
- лотос
- камыш
- осока
4. Найди зверя, который занесен в Красную книгу.
- слон
- зубр
- олень
4. Найди птицу, которая занесена в Красную книгу.
- утка-кряква
- пеликан
- белый журавль
5. Найди насекомое, которое занесено в Красную книгу.
- стрекоза
- божья коровка
- дровосек реликтовый
6. Как называется лекарственное растение, корень которого напоминает по форме человеческую фигуру?
- венерин башмачок
- женьшень
- лотос
7. Какие знаки часто можно увидеть при входе в лес?
- разрешающие знаки
- запрещающие знаки
- предупреждающие знаки
8. Найди высказывание, которое относится к правилам друзей природы.
- Выпавших из гнезда птенцов надо забирать домой.
- В лесу надо соблюдать тишину.
- Бабочек надо ловить сачком.
9. Продолжи высказывание: «Уходя из леса, весь мусор после себя…»
- Нужно сжечь
- Нужно аккуратно сложить в одно место
- Нужно унести
Анкета
Правильно ли вы питаетесь?
1. Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
А) Всегда, круглый год – 5 баллов
Б) Иногда, когда заставляют – 2 балла
В) Никогда – 0 баллов.
2. Сколько раз в день вы едите?
А) 4 – 6 раз – 5 баллов
Б) 3 раза – 3 балла
В) 2 раза – 0 баллов
Г) 7 – 8 раз, сколько захочу – 0 баллов.
3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
А) Ежедневно, несколько раз – 5 баллов
Б) 2 – 3 раза в неделю – 3 балла
В) Очень редко – 1 балл
Г) Никогда – 0 баллов.
4. Когда и что вы едите на ночь?
А) Мясо с гарниром в 9 часов – 1 балл
Б) Кашу молочную в 9 часов – 2 балла
В) Стакан кефира или молока в 9 часов – 5 баллов
Г) Ем, когда захочу и что захочу, до 11 часов – 0 баллов.
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
А) Иногда петрушку и укроп в супе, салате – 1 балл
Б) Лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов
В) Все это употребляю ежедневно в небольшом количестве - 5 баллов
Г) Ем иногда или когда заставляют – 2 балла.
Дети на листочках пишут 1а, 2в, 3а и т. д., потом открывается или зачитывается количество правильных ответов на каждый вопрос.
Если вы набрали 18 – 25 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 11 – 17 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придется. Но у вас дома об этом заботится кто-то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.
Если вы набрали меньше 10 баллов, вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.
Тест по теме
«Дикорастущие и культурные растения»
1. Как называют растения, которые никто не сажал и за которыми никто не ухаживает?
- уличные
- дикие
- дикорастущие
2. Как называют растения, которые человек выращивает в саду, поле, огороде?
- уличные
- домашние
- культурные
3. Выбери кустарник, который не является культурным.
- крыжовник
- орешник
- облепиха
4. Найди группу, в которой перечислены только плодовые деревья.
- абрикос, персик, слива, вишня
- яблоня, рябина, смородина, малина
- груша, вишня, каштан, клён
5. Найди травянистое растение, которое не является культурным.
- крапива,
- кукуруза
- овёс
6. Найди группу, в которой перечислены только овощные культуры.
- малина, смородина, крыжовник, земляника
- лук, помидор, редис, щавель
- рожь, чеснок, огурец, рис
7. Найди группу, в которой перечислены только зерновые культуры.
- облепиха, рябина, рис, кукуруза
- лён, пшеница, хлопок, малина
- рожь, ячмень, овёс, просо
8. Найди растение, которое не относится к прядильным культурам.
- камыш
- лён
- хлопчатник
Тест по теме
«Дикие и домашние животные»
1. Как называют животных, которых люди разводят и используют в хозяйстве?
- комнатные
- домашние
- культурные
2. Как называют животных, которые сами добывают себе пищу, устраивают жильё, выводят потомство?
- самостоятельные
- лесные
- дикие
3. Найди животное, от которого человек не получает шерсть.
- овца
- коза
- лошадь
4. Выбери продукты, которые человек получает от кур.
- яйца, мясо, пух, перья
- мясо, шкуры, шерсть, яйца
- яйца, мясо, молоко, перья
5. Найди группу, в которой назван только рогатый скот.
- лошадь, верблюд, корова, овца
- олень, корова, овца, коза
- коза, овца, осёл, лошадь
6. Выбери продукты, которые человек получает от коровы.
- молоко, сыр, пух, шкуры
- творог, сметана, сало, перья
- мясо, молоко, шкуры, кефир
7. Найди дикую птицу.
- ворона
- курица
- индейка
8. Найди домашние насекомое
- пчела
- оса
- шмель
9. Каких декоративных птиц разводят люди?
- воробьёв
- голубей
- ворона
10. Найди домашнее животное, которое человек не запрягает в сани.
- олень
- корова
- лошадь
Тест по теме «Комнатные растения»
1. Где надо ставить большинство комнатных растений?
- в тени
- ближе к свету
- в затемнённых местах
2. Как по-научному называется герань?
- пеларгония
- сансевьера
- аспарагус
3. Как надо поливать растения?
- сильной струей
- держа лейку сбоку
- держа лейку сверху
4. Как надо убирать пыль с листьев?
- вытирать тряпкой
- смахивать кисточкой
- поливать душем
5. Какой должна быть вода для полива?
- холодной
- горячей
- комнатной температуры
6. Почему комнатные растения весь год зелёные?
- за ними хорошо ухаживают
- они находятся в тёплом помещении
- их привезли из стран, где нет зимы
7. Для чего рыхлят почву в цветочных горшках?
- чтобы почва была мягкой
- чтобы к корням проходил воздух
- чтобы земля не давила на корни
8. Какое растение является лекарственным?
- кактус
- плющ
- алоэ
9. Какой всегда должна быть почва в горшке?
- влажной
- сухой
- слегка влажной
Глоссарий к ДОП «Юный биолог»
Грибы - | - низшие эукариоты; размножающиеся спорами гетеротрофные организмы. Обычно грибы имеют вид паутинообразных или ватоподобных образований, мучнистых налетов и пятен. Плодовые тела высших грибов имеют вид шляпки на ножке. |
Дерево - | жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесненным главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. |
Животные - | царство живых организмов; группа гетеротрофных существ. Обычное животное характеризуются отсутствием целлюлозных клеточных стенок, способно к активному передвижению и поеданию органических веществ в виде более или менее крупных частиц. |
Организм - | живое существо, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами. Организм происходит от одного зачатка. Организм индивидуально подвержен факторам эволюции и экологическим воздействиям. |
Фауна - | в широком смысле - исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. |
Флора - | исторически сложившаяся совокупность видов растений, обитающих или обитавших в прошлые геологические эпохи на определенной территории или в составе конкретного растительного сообщества. Флора подразделяется на дикорастущую, культурную, в том числе интродуцированную. |
Растения - | организмы продуценты, размножающиеся спорами, семенами и вегетативными частями. Растения состоят из клеток, обладают целлюлозными стенками и не способны к активному передвижению. Растения составляют особое царство, которое разделяют на высшие и низшие растения. |
Хищник - | в широком смысле - животное или растение, ловящее и поедающее других животных, служащих объектами питания. в узком смысле - животное, питающееся представителями близких систематических видов. Различают - хищников первого порядка, нападающих на травоядных, насекомоядных животных; и - хищников второго порядка, нападающих на более слабых хищников. |
По́чва— | поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием. |
Фру́кт - | сочный съедобный плод дерева или кустарника. Разновидностью фруктов являются также ягоды. |
Овощево́дство - | отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разработкой и улучшением технологий культивации овощных и бахчевых культур открытого и закрытого грунта, селекцией и семеноводством. |
Пти́цы - | класс теплокровных яйцекладущих позвоночных животных, представители которого характеризуются тем, что тело их покрыто перьями и передние конечности видоизменены в органы полёта— крылья |
Звери - | подкласc млекопитающих, объединяющий всех современных живородящих млекопитающих, которые рожают детёнышей без откладывания яиц, включая как плацентарных, так и сумчатых. |
Эколо́гия - | (от др.-греч. οἶκος— обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος— понятие, учение, наука)— наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. |
Во́здух— | естественная смесь газов (главным образом азота и кислорода— 98-99 % в сумме, а также углекислого газа, воды, водорода и пр.) образующая земную атмосферу. |
Декоративные растения - | деревья, кустарники и травы: |
Комнатные растения - | растения, приспособленные к росту и развитию в условиях микроклимата помещений. |
Культурные растения - | виды, формы и сорта растений, возделываемые человеком для получения: - продуктов питания; |
Технические культуры - | возделываемые растения, дающие сырье для промышленности. К техническим культурам относятся: |
Зерновые культуры - | главная группа продовольственных культур, дающих зерно - основную пищу человека и многих сельскохозяйственных животных, сырье для пищевой промышленности. |
Сельскохозяйственные культуры - | культурные растения, возделываемые с целью получения: |
Зоологи́ческий па́рк (зоопарк) - | одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно – исследовательской направленности «Я – исследователь"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно – исследовательской направленности «Я – исследователь"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь
Дополнительная общеразвивающая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Исследователь» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования ос...
Дополнительная общеразвивающая программа "Мы-исследователи"
Дополнительная общеразвивающая программа "Мы-исследователи" относится к естественнонаучной направленности с элементами экспериментальной деятельности и составлена в соответствии с нормативны...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Я - исследователь".
Содержание данной программы ориентировано на развитие экологической составляющей образования подростков, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни д...
Методическая разработка: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа об «Юный исследователь» имеет общеразвивающую естественнонаучную направленность, объединяет учащихся школы, способных к научном...
Конспект занятия для одаренных детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный исследователь»
Тема занятия «Сыщик ищет». Цель: развивать интеллектуально-творческий потенциал учащегося путем стимулирования аналитической деятельности и наблюдательности.Задачи:Предметные (образов...