Дополнительная общеразвивающая программа "Мы-исследователи"
рабочая программа по теме
Дополнительная общеразвивающая программа "Мы-исследователи" относится к естественнонаучной направленности с элементами экспериментальной деятельности и составлена в соответствии с нормативными документами, является модифицированной. Программа адресована детям 5-7 лет. Программа разработана на 1 год обучения, которая включает в себя 144 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my_-_issledovateli_2018.docx | 259.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Крапивинский дом детского творчества
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании на заседании педагогического Директор МБУДО
методического совета совета Крапивинский ДДТ
Протокол № 1 Протокол № 1 _________________
А.Ю.Мизюркин
от 28.08.2018г. от 05.09.2018г. Приказ № 123
от 10.09.2018г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПОЧЕМУЧКИ»
«Мы-исследователи»
Возраст учащихся: 5 – 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик:
Зенкова Наталья Николаевна
педагог дополнительного образования
пгт. Крапивинский
2018
Содержание
Раздел №1.
Комплекс основных характеристик программы………………………………..3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………3
1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………..11
1.3. Содержание программы…………………………………………………….12
1.3.1. Учебно – тематический план обучения……………………………...13
1.3.2. Содержание учебно – тематического план………………………….17
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………..29
Раздел №2.
Комплекс организационно – педагогических условий………………………..33
2.1. Календарный учебный график обучения………………………………….33
2.2. Условия реализации программы…………………………………………...34
2.3. Формы аттестации/контроля……………………………………………….35
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………...37
2.5. Методические материалы…………………………………………………..38
2.6. Список литературы………………………………………………………….40
РАЗДЕЛ I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мы – исследователи» относится к естественнонаучной направленности с элементами экспериментальной деятельности и составлена в соответствии с нормативными документами.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 о направлении информации Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Программа предназначена для развития дошкольников при помощи знакомства с окружающим миром через экспериментирование.
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы познавательное развитие детей изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Понимая значение экспериментирования в развитии ребенка разработана программа «Мы - исследователи» для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников
В процессе проведения опытов и экспериментов дети учатся видеть проблему, ставить цель, решать проблему, анализирует, то есть формулируют в речи объект или явление, сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Важным становится не только результат, но и процесс работы ребенка, педагог может быть «научным консультантом». Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.
Исследовательская деятельность является способом развития познавательных интересов дошкольников, это одна из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время. И одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.
Педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы обусловлена тем, что одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить им то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы ребят.
Природа – неиссякаемый источник красоты, тайн и загадок. Она удивительна, разнообразна красками и формами. Природа – настоящий храм красоты, науки, и не случайно музыканты, поэты, художники и конструкторы – изобретатели черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становиться всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому в настоящее время в педагогике и методике преподавания многих предметов лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды.
Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково – исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Мы – исследователи» - модифицированная, составлена в 2018 году. Занятия по программе проводятся с детьми старшего дошкольного возраста с постоянным составом.
Программа скорректирована с учетом регионального компонента и адаптирована к условиям в данном учреждении.
Отличительная особенность программы от аналогичных программ детских садов заключается в том, что она предусматривает не только получение знаний детьми, но и улучшение знаний приобретенных ими в данных образовательных учреждениях. Детский сад дает теоретические знания, данная программа их дополняет, через проведение практических занятий. Задачи общие, но пути решения разные.
Адресат программы
Программа адресована детям 5 – 7 лет.
Число учащихся в объединении 12 человек.
Комплектация объединения осуществляется по принципу открытости и добровольности без предварительного отбора по способностям и уровню подготовки. Набор в группы свободный. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей.
Объем и срок освоения программы
Программа разработана на 1 год обучения для дошкольного возраста, которая включает в себя 144 часа.
Режим, периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно – исследовательской работы взрослых. Если оставить в стороне те самые собой разумеющиеся отличия, которые укладываются в хорошо известный принцип соответствия содержания и методов обучения возрастных особенностей учащихся, то главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Детское экспериментирование свободно от обязательности, как и при игре, продолжительность опыта не регламентируется, дети могут варьировать условия опыта по своему усмотрению, работают, общаясь друг с другом.
Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Обучение по программе проводится в форме занятий, сочетающих теоретическую и практическую части. Это:
- беседы;
- опыты;
- эксперименты;
- экскурсии и прогулки;
- экологические лаборатории;
- экологические сказки;
- экологические праздники, викторины, конкурсы;
- занятия с элементами экспериментирования;
- игры – путешествия;
- природоохранные акции;
- моделирование (создание моделей);
- проекты;
- дидактические игры;
- проблемные ситуации;
- открытые занятия.
Занятия в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Мы - исследователи» могут проводиться одновременно со всеми учащимися, группами и индивидуально.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий
Данная программа объединяет и включает в себя многообразие методов и приёмов и на практике они могут быть реализованы в комплексе:
- Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, работа с книгой, метод примера, сравнение, опрос);
- Наглядный метод (показ, демонстрация объектов, иллюстраций и экранных пособий, использование схем, макетов, наблюдение);
- Практический метод (упражнения, практические задания, карточки, головоломки, выполнение творческих заданий, изготовление поделок, выполнение рисунков, проведение опытов);
- Игровой метод (дидактические и развивающие игры, игры – путешествия, викторины);
- Поисковый метод (решение проблемных ситуаций).
Формы и методы занятий направлены на то, чтобы организовать атмосферу интересной деятельности путем создания ситуаций, вызывающих особо яркие впечатления у детей, создать положительный настрой на занятиях, повысить интерес к занятиям и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями.
На каждом занятии широко используется игровой метод обучения (ролевые, дидактические, познавательные, развивающие игры, игры – путешествия, игры – соревнования, викторины, конкурсы, игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, подвижные).
Игра, как никакая другая форма обучения, позволяет детям этого возраста пройти основные этапы усвоения материала – восприятие, осмысление, запоминание. В игровой форме быстрее происходит развитие воображения, логического и творческого мышления, внимания, памяти.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип связи теории с практикой, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип научности, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, принцип сознательности и творческой активности учащихся, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности, принцип результативности, принцип актуальности.
Методы воспитания (стимулирования и мотивации)
- эмоциональные (поощрение и порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью);
- познавательные (опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций);
- волевые (предъявление учебных и организационных требований, информирование о результатах обучения, самооценка, прогнозирование будущей деятельности);
- социальные (развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, заинтересовать в результатах коллективной работы, устойчивый интерес к данному виду деятельности).
В рамках программы предусмотрена работа с родителями (законными представителями) при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в открытых занятиях, оказывают помощь в подготовке выставок, конкурсов, в проведении экскурсий, поездок, походов.
Для родителей дети демонстрируют свои умения на показательных (открытых) занятиях мероприятиях. В программе предусмотрены экскурсии и совместно с родителями. Кроме этого родители посещают родительские собрания, участвуют в совместных творческих делах и социально – значимых акциях и др.
Основные применяемые технологии в процессе реализации программы:
- Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамичные физкультминутки, музыкально – ритмические паузы, специальные упражнения для рук и глаз.
- Технологии развивающего обучения предполагают максимальное
развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует пробуждению интереса детей к знаниям. На занятии для учащихся создается спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания, используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной оценки.
- Технологии проблемного обучения
Под проблемными технологиями понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
- Игровые технологии обладают средствами, активизирующими
деятельность детей. В дошкольном возрасте преобладающим видом деятельности детей является игра. Именно игра помогает детям ощутить себя в реальной ситуации. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Часто вводятся в игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
- Новые информационно - коммуникационные технологии в
настоящее время становятся все более популярными в обучении. Они развивают идеи программированного обучения, открывают новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютер представляет широкие возможности применения наглядности, проведения дидактических игр, использование интерактивной установки позволяет развивать мышление детей, их творческую активность.
- Технология проектного обучения применяется с целью
самостоятельного добывания знаний детьми, формирования собственного опыта деятельности, позволит детям глубоко вникнуть в изучаемый материал, и, как следствие – желанию учиться.
Алгоритм учебного занятия
1 этап. Организационно-подготовительный.
Задача этапа: подготовка педагога и детей к занятию.
Содержание этапа: создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей, диагностика усвоенных на предыдущем занятии знаний, сообщение темы и цели занятия.
Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня самооценки собственной деятельности детей.
2 этап. Основной.
Задачи этапа: обеспечение восприятия учащимися нового материала, формирование у них системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме.
Содержание этапа: максимальная активизация познавательной деятельности учащихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий, развивающих определённые умения детей; самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий, обыгрывание игровых ситуаций.
Результат деятельности на 2 этапе: системное, осознанное усвоение учащимися нового материала и первоначальное развитие практических умений.
3 этап. Итоговый.
Задачи этапа: анализ и оценка достижения цели занятия, уровня усвоения учащимися теоретических и практических знаний и умений; самооценка детьми собственной деятельности, оценка сотрудничества; объяснение детям логики следующего занятия.
Содержание этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей; информация о литературе, которую нужно использовать к следующему занятию.
Результат деятельности на 3 этапе: подготовка учащихся к самооценке собственной деятельности; определение перспектив развития творческой деятельности детей в данной образовательной области.
- Цели и задачи программы
Цель программы – формирование основ целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.
Задачи программы
Личностные (воспитательные):
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- стимулировать желание детей экспериментировать;
- формировать коммуникативные навыки.
Метапредметные (развивающие):
- развивать стремление к поисково – познавательной деятельности;
- развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Предметные (обучающие):
- расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Реализация данной программы предусматривает комплексное развитие детей:
- речевое развитие – использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
- физическое развитие – использование подвижных игр, физкультминуток;
- социально – коммуникативное развитие – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности;
- познавательное развитие – рассмотрение ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении и применении в деятельности;
- художественно – эстетическое развитие – сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, закрепление пройденного материала.
- Содержание программы
Содержание программы представлено учебно – тематическим планом, имеет свои разделы и темы в каждом разделе, которые могут меняться в рамках модернизации программы, в зависимости от условий, контингента учащихся, мотивов и интересов учащихся, природных условий, материально-технических ресурсов.
- Учебный план
Учебно-тематический план
к дополнительной общеразвивающей программе
«Мы - исследователи»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие Беседа с элементами экскурсии. Знакомство в группе. Правила ТБ, ПБ, ГО и ЧС, ПДД. Вводный инструктаж. | 2 | 1 | 1 | Беседа Опрос | |
Раздел №1 «Наш мир» - 18 часов | |||||
Тема 1.1. Окружающий мир | 2 | 1 | 1 | Игра – путешествие «Мой мир» | |
Тема 1.2. История освоения космоса | 2 | 1 | 1 | Игра – путешествие «Легенды звездного неба» | |
Тема 1.3. Солнечная система | 4 | 1 | 3 | Опрос | |
Тема 1.4. Живая природа | 2 | 0,5 | 1,5 | Викторина «В царстве живой природы» | |
Тема 1.5. Неживая природа | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра – эксперимент с объектами неживой природы | |
Тема 1.6. Времена года | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение | |
Тема 1.7. Явления природы | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение | |
Тема 1.8. Сутки и дни недели | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа с элементами опроса для закрепления изученного | |
Раздел №2 «Удивительный мир животных» - 28 часов | |||||
10. | Тема 2.1. Мир животных | 2 | 1 | 1 | Рисунок – тест «Сказочное животное» |
11. | Тема 2.2. Рыбы | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение за рыбками в аквариуме |
12. | Тема 2.3. Древние животные | 4 | 1 | 3 | Игра – путешествие «Древнейшие животные» |
13. | Тема 2.4. Пресмыкающиеся | 2 | 0,5 | 1,5 | Конкурс поделок «Черепаха из грецких орехов» |
14. | Тема 2.5. Птицы | 2 | 1 | 1 | Игровые ситуации |
15. | Тема 2.6. Млекопитающие или звери | 4 | 1 | 3 | Викторина «Что, Где, Когда», ребус |
16. | Тема 2.7. Земноводные | 2 | 0,5 | 1,5 | Игровые ситуации |
17. | Тема 2.8. Дикие животные | 2 | 1 | 1 | Игра – путешествие в мир диких животных |
18. | Тема 2.9. Грызуны | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами опроса для закрепления изученного |
19. | Тема 2.10. Хищные животные | 2 | 1 | 1 | Викторина «В мире животных» |
20. | Тема 2.11. Домашние и прирученные животные | 4 | 1 | 3 | Викторина «Мы в ответе за тех, кого мы приучили» |
Раздел №3 «Удивительный мир растений» - 14 часов | |||||
21. | Тема 3.1. Мир растений и грибов | 2 | 1 | 1 | Игра – путешествие «Живая планета» |
22. | Тема 3.2. Деревья и кустарники | 2 | 0,5 | 1,5 | Экологическая игра «Деревья и кустарники» |
23. | Тема 3.3. Цветы | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
24. | Тема 3.4. Овощи, фрукты, ягоды | 2 | 0,5 | 1,5 | Викторина «Полезные витамины» |
25. | Тема 3.5. Грибы | 4 | 1 | 3 | Экологическая сказка «Замечательный зонтик», мини - выставка |
Раздел №4 «В мире вещей» - 8 часов | |||||
26. | Тема 4.1. Продукты. | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра «Поле Чудес» |
27. | Тема 4.2. Одежда и обувь, головные уборы, аксессуары. | 2 | 0,5 | 1,5 | Конкурс моделирования |
28. | Тема 4.3. Игрушки и учебные вещи. | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра «Тайны школьного портфеля» |
29. | Тема 4.4. Спорт и спортивные вещи. | 2 | 0,5 | 1,5 | Дидактическая игра «Виды спорта» |
Раздел №5 «Песочная страна» - 8 часов | |||||
30. | Тема 5.1. Песок и глина | 2 | 0,5 | 1,5 | Проблемная ситуация «Как получить чистый песок» |
31. | Тема 5.2. Цветной песок | 2 | 0,5 | 1,5 | Эксперимент Проблемная ситуация «Как помочь Маше?» |
32. | Тема 5.3. Для чего человеку песок и глина | 2 | 0,5 | 1,5 | Мини – выставка |
33. | Тема 5.4. Тайна хрустальной туфельки | 2 | 0,5 | 1,5 | Исследование |
Раздел №6 «Каменная сказка» - 8 часов | |||||
34. | Тема 6.1. Какими бывают камни | 2 | 1 | 1 | Исследование |
35. | Тема 6.2. Что такое горы | 2 | 0,5 | 1,5 | Самоанализ выполненной работы |
36. | Тема 6.3. Дымящие горы | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение |
37. | Тема 6.4. Как человек использует камни | 2 | 0,5 | 1,5 | Самоанализ выполненной работы |
Раздел №7 «В царстве воды» - 14 часов | |||||
38. | Тема 7.1. Волшебница – вода | 2 | 0,5 | 1,5 | Природоохранная акция «Чистая вода» Самоанализ выполненной работы |
39. | Тема 7.2. Игры с водой | 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос |
40. | Тема 7.3. Впитывание воды | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение Экологическая лаборатория |
41. | Тема 7.4. Замерзшая вода | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение Экологическая лаборатория |
42. | Тема 7.5. Вода растворитель | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение Экологическая лаборатория |
43. | Тема 7.6. Испарение воды | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение Экологическая лаборатория |
44. | Тема 7.7. Неутомимая путешественница | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение Экологическая лаборатория |
Раздел №8 «Где найти воздух» - 6 часов | |||||
45. | Тема 8.1. Воздух – первое знакомство: вдох - выдох | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение Самоанализ |
46. | Тема 8.2. Воздух есть везде | 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос |
47. | Тема 8.3. Свойства воздуха | 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос |
Раздел №9 «Волшебный магнит» - 8 часов | |||||
48. | Тема 9.1. Магниты | 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос |
49. | Тема 9.2. Сила притяжения | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа – опрос |
50. | Тема 9.3. Фокусы с магнитами | 2 | 0,5 | 1,5 | Самоанализ выполненной работы |
51. | Тема 9.4. Игры с магнитами | 2 | 0,5 | 1,5 | Исследование |
Раздел №10 «Свет и зеркало» - 10 часов | |||||
52. | Тема 10.1. Свет повсюду | 2 | 0,5 | 1,5 | Самоанализ выполненной работы |
53. | Тема 10.2. Свет и тень | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра с карточками «Свет бывает разный» |
54. | Тема 10.3. Солнечные зайчики | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение Экологическая лаборатория |
55. | Тема 10.4. Радуга в небе | 2 | 0,5 | 1,5 | Исследование |
56. | Тема 10.5. Что такое зеркало? | 2 | 0,5 | 1,5 | Самоанализ выполненной работы |
Раздел №11 «В мире электричества» - 6 часов | |||||
57. | Тема 11.1. Что такое молния? | 2 | 0,5 | 1,5 | Проблемная ситуация |
58. | Тема 11.2. Фонарики | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение Исследование |
59. | Тема 11.3. Электрический театр | 2 | 0,5 | 1,5 | Самоанализ выполненной работы |
Раздел №12 «Секреты предметного мира» - 8 часов | |||||
60. | Тема 12.1. Волшебные стеклышки | 2 | 0,5 | 1,5 | Самоанализ выполненной работы |
61. | Тема 12.2. Как поможет лупа? | 2 | 0,5 | 1,5 | Проблемная ситуация «Как его увидеть?» |
62. | Тема 12.3. Секретные записки | 2 | 0,5 | 1,5 | Самоанализ выполненной работы |
63. | Тема 12.4. Волшебная бумага | 2 | 0,5 | 1,5 | Проблемная бумага «Такая разная бумага» |
Раздел №13 «Итоговые занятия» - 6 часов | |||||
64. | Тема 13.1. Экологический поход | 2 | 2 | Защита проектов «Тропинка в природу» Презентация мини – исследований и наблюдений Индивидуальный тест | |
65. | Тема 13.2 Мониторинг | 2 | 2 | Тестирование Диагностика уровня экологических умений, знаний и навыков учащегося | |
66. | Тема 13.3. Итоговое занятие | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставка лучших работ учащихся Анкетирование |
ИТОГО | 144 | 40 | 104 |
- Содержание учебно – тематического плана
Вводное занятие
Теория: Знакомство и комплектование группы. Ознакомление с содержанием программы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности (во время занятий, экскурсии, массовых мероприятий, инструкция по действиям при угрозах террористического характера). Беседа о правилах дорожного движения, о пожарной безопасности.
Практика: Игра «Давай знакомиться», игра «Дорожное колесо».
Форма контроля: Беседа, опрос.
Раздел №1 «Наш мир»
Тема 1.1. Окружающий мир
Теория: Понятие окружающий мир. Объекты окружающего мира. Понятие Родина. Наша Родина – Россия. Родной поселок, регион. Я и моя семья. Особенности труда людей разных профессий. Общее представление об инструментах. Материалы для изготовления различных предметов.
Практика: Составление схемы родословного древа.
Форма контроля: Игра – путешествие «Мой мир».
Тема 1.2. История освоения космоса
Теория: Знакомство детей с историей освоения космоса. Представление детей о космической технике (искусственные спутники, орбитальные космические станции, скафандры, космический корабль). Знакомство с известными космонавтами.
Практика: Эксперимент «Ракета из воздушного шарика».
Форма контроля: Игра – путешествие «Легенды звездного неба».
Тема 1.3. Солнечная система
Теория: Общее представление о Солнечной системе, ее составе и разнообразии планет.
Практика: Создание макета Солнечной системы.
Форма контроля: Опрос.
Тема 1.4. Живая природа
Теория: Живая природа и ее разнообразие. Признаки живой природы. Значение объектов живой природы в жизни человека, в природе. Значение охраны живой природы.
Практика: Дидактическая игра «Признаки живой природы».
Форма контроля: Викторина «В царстве живой природы».
Тема 1.5. Неживая природа
Теория: Неживая природа и ее составляющие (вода, песок, камни, глина). Признаки неживой природы. Отличие от живой природы. Значение объектов неживой природы в жизни человека, в живой природе. Зависимость условий жизни от объектов неживой и живой природы.
Практика: Дидактическая игра «Живое, неживое».
Форма контроля: Игра – эксперимент с объектами неживой природы.
Тема 1.6. Времена года
Теория: Времена года, их характерные особенности. Погодные изменения в природе в различные времена года. Знакомство с приметами, пословицами и песнями о временах года.
Практика: Экскурсия «Осенняя пора».
Форма контроля: Наблюдение.
Тема 1.7. Явления природы
Теория: Знакомство с явлениями природы (половодье, дождь, град, радуга, гроза, листопад, перелетные птицы и т.д.). Понимание и оценивание природных явлений, их влияние на погоду.
Практика: Эксперимент «Торнадо в бутылке».
Форма контроля: Наблюдение.
Тема 1.8. Сутки и дни недели
Теория: Общее представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день, вечер, ночь). Ознакомление с днями недели.
Практика: Игра «Здравствуй Солнце золотое!».
Форма контроля: Беседа с элементами опроса для закрепления изученного.
Раздел №2 «Удивительный мир животных»
Тема 2.1. Мир животных
Теория: Животные, их разнообразие. Значение в природе, в жизни человека. Животные в сказках.
Практика: Игра – викторина о животных персонажах мультфильмов, сказок.
Форма контроля: Рисунок – тест «Сказочное животное».
Тема 2.2. Рыбы
Теория: Рыбы и их разнообразие (карп, щука, окунь и т.д.). Отличительные признаки. Особенности жизнедеятельности. Особенности внешнего вида. Значение в природе, в жизни человека.
Практика: Эксперимент «Живая рыбка».
Форма контроля: Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Тема 2.3. Древние животные
Теория: Знакомство с доисторическими животными, обитавшими на разных континентах тысячи и миллионы лет назад. Разнообразие динозавров.
Практика: Игра «Что внутри яйца», изготовление макета «Динозавры».
Форма контроля: Игра – путешествие «Древнейшие животные».
Тема 2.4. Пресмыкающиеся
Теория: Черепахи и их особенности. Разнообразие видов. Змеи и их особенности. Ядовитая змея нашего края – гадюка. Меры безопасности.
Практика: Поделка «Черепаха из грецких орехов».
Форма контроля: Конкурс поделок.
Тема 2.5. Птицы
Теория: Птицы, разнообразие видов. Отличительные признаки (наличие клюва, перьев, крыльев и т.д.). Птицы нашего края (ворона, лебедь, синица, воробей и т.д.). Значение в природе, в жизни человека.
Практика: Эксперимент «Поилка для птиц».
Форма контроля: Игровые ситуации.
Тема 2.6. Млекопитающие или звери
Теория: Млекопитающие или звери, разнообразие видов. Отличительные признаки. Значение в природе, в жизни человека.
Практика: Дидактическая игра «Чьи детки», аппликация «Кошка из ваты».
Форма контроля: Викторина «Что? Где? Когда?», ребус.
Тема 2.7. Земноводные
Теория: Знакомство с земноводными животными. Общее представление о внешнем виде и особенностях жизни земноводных (лягушка, тритон).
Практика: Оригами «Лягушонок».
Форма контроля: Игровые ситуации.
Тема 2.8. Дикие животные
Теория: Дикие животные, разнообразие видов. Особенности жизнедеятельности. Значение в природе, жизни человека. Детеныши.
Практика: рисунок с использованием трафаретов «Дикие животные леса».
Форма контроля: Игра – путешествие в мир диких животных.
Тема 2.9. Грызуны
Теория: Грызуны, разнообразие видов и их значение. Отличительные особенности. Крысы, мыши, хомячки – приносимый вред и польза.
Практика: Экологическая игра «Значение грызунов».
Форма контроля: Беседа с элементами опроса для закрепления изученного.
Тема 2.10. Хищные животные
Теория: Хищные животные, разнообразие видов. Особенности жизнедеятельности. Питание. Значение хищных животных в природе и в жизни человека.
Практика: Экологическая игра «Зоопарк».
Форма контроля: Викторина «В мире животных».
Тема 2.11. Домашние и прирученные животные
Теория: Домашние животные, разнообразие видов. Правила ухода и содержания домашних животных. Значение в жизни человека. Внешний вид. Прирученные животные, содержащиеся в домашних условиях.
Практика: Игра «Ферма», дидактическая игра «Домашние животные».
Форма контроля: Викторина «Мы в ответе за тех, кого мы приучили».
Раздел №3 «Удивительный мир растений»
Тема 3.1. Мир растений и грибов
Теория: Мир растений и грибов, разнообразие видов. Цветущие растения. Представление о растении как живом организме.
Практика: Оригами «Цветок», прослушивание записи «Голоса леса».
Форма контроля: Игра – путешествие «Живая планета».
Тема 3.2. Деревья и кустарники
Теория: Деревья и их разнообразие. Строение деревьев. Развитие дерева. Чем деревья отличаются от кустарников. Разнообразие видов.
Практика: Опыт «Ветка березки в воде».
Форма контроля: Экологическая игра «Деревья и кустарники».
Тема 3.3. Цветы
Теория: Органы цветкового растения. Значение корневой системы. Функции корня. Способы размножений.
Практика: Эксперимент «Раскрасить цветок», опыт «Где семена быстро взойдут» (на солнце, в темном месте или вдали от солнечных лучей).
Форма контроля: Наблюдение.
Тема 3.4. Овощи, фрукты, ягоды
Теория: Овощи, разнообразие видов. Вершки и корешки. Где растут овощи. Фрукты, разнообразие видов. Цитрусовые. Где растут фрукты. Ягоды, разнообразие видов. Культурные. Дикорастущие.
Практика: Опыт «Музыкальный горох».
Форма контроля: Викторина «Полезные витамины».
Тема 3.5. Грибы
Теория: Разнообразие грибов и строение. Различие наиболее распространенных съедобных, несъедобных и ложных грибов.
Практика: Гриб из соленого теста.
Форма контроля: Экологическая сказка «Замечательный зонтик», мини – выставка.
Раздел №4 «В мире вещей»
Тема 4.1. Продукты
Теория: Формирование представления детей о полезных продуктах, о необходимости соблюдать санитарно – гигиенические правила при употреблении пищи.
Практика: Эксперимент «Колумбово яйцо».
Форма контроля: Игра «Поле Чудес».
Тема 4.2. Одежда и обувь, головные уборы аксессуары
Теория: Знакомство детей с видами одежды, деталями одежды, обуви, головных уборов. Общее представление детей об одежде, обуви. Связь одежды со временами года.
Практика: Игра «Модельер».
Форма контроля: Конкурс моделирования.
Тема 4.3. Игрушки и учебные вещи
Теория: Знакомство детей с понятием «Игрушка». Формирование знаний о свойствах, качестве, функциональном назначении игрушек и бережное отношение к ним. Представление детей о школе, о профессии учителя, о названиях и назначениях школьных принадлежностей.
Практика: Кукольный театр своими руками.
Форма контроля: Игра «Тайны школьного портфеля».
Тема 4.4. Спорт и спортивные вещи
Теория: Общее представление о спортивных атрибутах. Рассказать о назначении спорта в нашей жизни. Формирование основ здорового образа жизни.
Практика: Загадки о спорте.
Форма контроля: Дидактическая игра «Виды спорта.
Раздел №5 «Песочная страна»
Тема 5.1. Песок и глина
Теория: Знакомство с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами. Показать, чем они похожи и чем отличаются.
Практика: Строительство песочного замка.
Форма контроля: Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?».
Тема 5.2. Цветной песок
Теория: Знакомство с различными видами песка (речной, пустынный, морской). Показать способ изготовления цветного песка.
Практика: Создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала.
Форма контроля: Эксперимент. Проблемная ситуация «Как помочь Маше?».
Тема 5.3. Для чего человеку песок и глина
Теория: Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины.
Практика: Лепка тарелки из глины.
Форма контроля: Мини – выставка.
Тема 5.4. Тайна хрустальной туфельки
Теория: Знакомство с сырьем (зола, пищевая сода, кварцевый песок) из которого получают стекло. Представление о видах стекла, его качествах. Использование в быту, технике, изготовлений украшений.
Практика: Просмотр презентации «Мир стекла». Прослушивание игры на бокалах.
Форма контроля: Исследование.
Раздел №6 «Каменная сказка»
Тема 6.1. Какими бывают камни
Теория: Знакомство с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
Практика: Опыт «Рассмотрим камень через лупу».
Форма контроля: Исследование.
Тема 6.2. Что такое горы
Теория: Знакомство детей с существованием особых ландшафтов – гор, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы.
Практика: Создание модели гор из различных камней.
Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.
Тема 6.3. Дымящие горы
Теория: Расширить представления детей о горах, дать первое представление о вулканах.
Практика: Опыт «Вулкан».
Форма контроля: Наблюдение.
Тема 6.4. Как человек использует камни
Теория: Знакомство с камнями, которые человек использует для своих нужд с древних времен. Какую роль в жизни человека играют камни.
Практика: Строительство дома из различных материалов (соломка, ветки, камни).
Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.
Раздел №7 «В царстве Воды»
Тема 7.1. Волшебница – вода
Теория: Знакомство со свойствами воды. Значение воды для всего живого. Формирование представлений о трех состояниях воды.
Практика: Видеофильм «Живая вода», Эксперимент «Сухой из воды».
Форма контроля: Природоохранная акция «Чистая вода». Самоанализ выполненной работы.
Тема 7.2. Игры с водой
Теория: Вода принимает форму сосуда. Дать представление о плавучести предметов.
Практика: Эксперимент «Плавает – тонет».
Форма контроля: Опрос.
Тема 7.3. Впитывание воды
Теория: Рассказ – беседа о том, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показ, как пьют растения.
Практика: Полив растений, Фильтрование воды.
Форма контроля: Наблюдение. Экологическая лаборатория.
Тема 7.4. Замерзшая вода
Теория: Различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Свойства льда. Дать представление об айсбергах.
Практика: Эксперимент «Тающий лед».
Форма контроля: Наблюдение. Экологическая лаборатория.
Тема 7.5. Вода растворитель
Теория: Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости и что при этом происходит с водой.
Практика: Работа в дневниках наблюдения.
Форма контроля: Наблюдение. Экологическая лаборатория.
Тема 7.6. Испарение воды
Теория: Общее представление о том, что все жидкости испаряются по – разному. В состав их входит вода. Понятие о том, что вода испаряется и превращается в пар.
Практика: Эксперимент «Удивительное вещество – вода».
Форма контроля: Наблюдение. Экологическая лаборатория.
Тема 7.7. Неутомимая путешественница
Теория: Знакомство с круговоротом воды в природе.
Практика: Эксперимент «Круговорот воды».
Форма контроля: Наблюдение. Экологическая лаборатория.
Раздел №8 «Где найти воздух»
Тема 8.1. Воздух – первое знакомство: вдох – выдох
Теория: Представление о том, что человек не может жить без воздуха. Знакомство детей с историей изобретения воздушного шара.
Практика: Эксперимент «Вдох – выдох».
Форма контроля: Наблюдение. Самоанализ.
Тема 8.2. Воздух есть везде
Теория: Беседа. Воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т.д.).
Практика: Опытно – экспериментальная работа с наблюдениями и фиксацией результатов. Выводы и заключения.
Форма контроля: Опрос.
Тема 8.3. Свойства воздуха
Теория: Знакомство со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Практика: Опытно – экспериментальная работа с наблюдениями и фиксацией результатов. Выводы и заключения.
Форма контроля: Опрос.
Раздел №9 «Волшебный магнит»
Тема 9.1. Магниты
Теория: Знакомство с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его способностями.
Практика: Изготовление компаса.
Форма контроля: Опрос.
Тема 9.2. Сила притяжения
Теория: Знакомство с силой притяжения магнитов и ее использованием.
Практика: Демонстрация опытов притяжения предметов магнитом.
Форма контроля: Беседа – опрос.
Тема 9.3. Фокусы с магнитами
Теория: Представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы. Предметы, взаимодействующие с магнитом.
Практика: Эксперимент «Почему скрепка движется?». Самостоятельные опыты с магнитом.
Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.
Тема 9.4. Игры с магнитом
Теория: Расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Практика: Игры с магнитом «Рыбалка», «Бабочка».
Форма контроля: Исследование.
Раздел №10 «Свет и зеркало»
Тема 10.1. Свет повсюду
Теория: Значение света. Объяснение, что источники могут быть искусственными – изготовленными людьми (лампа, фонарик, свеча) и природными (солнце, луна, костер).
Практика: Опыты «Волшебные лучи».
Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.
Тема 10.2. Свет и тень
Теория: Знакомство с образованием тени от предметов. Сходство тени и предмета. Знакомство с тенью в разное время суток. С помощью теней создать образы.
Практика: Опыт «Семь оттенков света», Теневой театр.
Форма контроля: Игра с карточками «Свет бывает разный».
Тема 10.3. Солнечные зайчики
Теория: Причина возникновения солнечных зайчиков.
Практика: Игра «Поймай солнечного зайчика».
Форма контроля: Наблюдение. Исследование.
Тема 10.4. Радуга в небе
Теория: Знакомство детей со свойствами света превращаться в радужный спектр.
Практика: Эксперимент «Поймай радугу», Изготовление мыльных пузырей по схеме – алгоритму.
Форма контроля: Исследование.
Тема 10.5. Что такое зеркало?
Теория: Знакомство со свойствами зеркала и понятием «отражение».
Практика: Рассматривание отражений в зеркале.
Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.
Раздел №11 «В мире электричества»
Тема 11.1. Что такое молния?
Теория: Знакомство с понятиями «электричество», «электрический ток». Основы безопасного обращения с электричеством. Причина образования молнии.
Практика: Опыт «Как увидеть молнию?».
Форма контроля: Проблемная ситуация.
Тема 11.2. Фонарики
Теория: Знакомство с батарейкой – хранителем электричества и способом использования лимона в качестве батарейки.
Практика: Рассматривание коллажа «Электричество вокруг нас». Опыт с лимоном.
Форма контроля: Наблюдение. Исследование.
Тема 11.3. Электрический театр
Теория: Наэлектризованные предметы могут двигаться. Электричество притягивает.
Практика: Опыты «Вертушка», «Ожившие волосы».
Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.
Раздел №12 «Секреты предметного мира»
Тема 12.1. Волшебные стеклышки
Теория: Знакомство с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, телескопом, биноклем.
Практика: Самостоятельная работа с микроскопом.
Форма: Самоанализ выполненной работы.
Тема 12.2. Как поможет лупа?
Теория: Знакомство с прибором – помощником – лупой и ее назначением.
Практика: Опыт «Большие насекомые».
Форма контроля: Проблемная ситуация «Как его увидеть?».
Тема 12.3. Секретные записки
Теория: Возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления.
Практика: Эксперимент «Письмо».
Форма контроля: Самоанализ выполненной работы.
Тема 12.4. Волшебная бумага»
Теория: Знакомство со свойствами бумаги (рвется, мнется, размокает).
Практика: Оригами «Собачка». Игра «Приключения бумажного человечка.
Форма контроля: Проблемная ситуация «Такая разная бумага».
Раздел №13 «Итоговые занятия»
Тема 13.1. Экологический поход
Теория: Организация и проведение экскурсий с целью мини – исследований и наблюдений за живой природой. Повтор правил ПДД.
Практика: Оформление дневника наблюдений.
Форма контроля: Защита проектов «Тропинка в природу». Презентация мини – исследований и наблюдений. Индивидуальный тест.
Тема 13.2. Мониторинг
Теория: Закрепление пройденного материала по программе.
Практика и форма контроля: Тестирование. Диагностика уровня экологических умений, знаний и навыков учащегося. Наличие и характер представлений об объектах природы.
Тема 13.3. Итоговое занятие
Теория: Беседа. Презентация фото – слайдов о работе за учебный год.
Практика: Игровое шоу с элементами концерта и награждением за работу в течение учебного года. Награждение лучших учащихся и их родителей за сотрудничество.
Форма контроля: Выставка лучших работ учащихся. Анкетирование.
- Планируемые результаты
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе «Мы – исследователи»
На конец учебного года учащиеся будут
знать:
- понятие об окружающем мире;
- основные нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе;
- основные правила личной гигиены;
- правила техники безопасности при проведении физических экспериментов
- признаки различных объектов окружающего мира;
- изученные правила охраны и укрепления здоровья, обеспечения своей
безопасности;
уметь:
- проводить простейшие опыты;
- работать с экспериментальным инструментарием;
- уметь вести наблюдения в природе, фиксировать результаты наблюдений, рассказывать о проведенных наблюдениях;
- сравнивать и обобщать собственные наблюдения;
- выполнять творческие правила работы и участвовать в планируемых акциях;
- делать выводы;
владеть:
- приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- элементарными естественнонаучными и экологическими знаниями;
- навыками постановки элементарных опытов.
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе
«Мы – исследователи»
Учебно – познавательные компетенции:
- умение организовать свое рабочее место, пользоваться карандашом, работать с тетрадью и в дневниках;
- умение самостоятельно «добывать» нужную информацию.
Коммуникативные компетенции:
- умение задавать вопрос, высказываться по заданной теме;
- умение сотрудничать с другими при выполнении общего задания;
- умение представить группе итог проделанной работы;
- умение работать в группе;
- умение ответить на вопросы своих сверстников.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов:
- знание элементарных правил личной гигиены;
- знание правил безопасности.
За период освоения программы будут формироваться личностные качества:
- любознательность;
- активность;
- интерес к занятиям;
- воображение;
- фантазия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по итогам освоения программы
Личностные результаты изучения курса «Мы – исследователи»
У учащихся будут сформированы:
- нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по
отношению к окружающим;
- интерес к природе;
- положительная самооценка;
- потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля,
самостоятельность.
Учащиеся приобретут:
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- первоначальные знания и умения и соблюдения правила безопасного
поведения.
Метапредметные результаты изучения курса «Мы – исследователи»
Учащиеся научатся:
- применять условные знаки, схемы, для решения и оформления учебных
и познавательных задач.
У учащихся будут сформирован:
- интерес к познавательной деятельности.
Учащиеся будут владеть:
- первичными навыками учебно – исследовательской и проектной
деятельностью.
Предметные результаты изучения курса «Мы – исследователи»
Учащиеся овладеют базовыми знаниями:
- получат первоначальное представление об окружающем мире;
- узнают о существовании Вселенной, планет, звезд и места самого себя
в окружающем мире;
- получат первоначальные знания о явлениях природы – дождь,
снегопад, снег, туман, радуга, метель, вьюга;
- узнают о травянистых растениях, кустарниках, деревьях, их
отличительных признаках и смогут рассказать о них;
- приобретут первоначальные знания об особенностях групп животных –
зверей, птиц, рыб, насекомых;
- сформируются знания о временах года и умения описывать их;
- познакомятся с государственными символами России: гимн, герб, флаг;
- узнают для чего нужно соблюдать режим дня.
По завершению обучения по дополнительной общеразвивающей программы «Мы - исследователи» учащиеся могут продолжать заниматься в объединениях естественнонаучной направленностей, успешно обучаться по программам связанных с туристско – краеведческой деятельностью.
РАЗДЕЛ II
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Учебная группа
Дата начала и окончания учебного года: 15.09. 2018 г. – 25.05.2019г.
Количество учебных недель: 36 недель
Количество учебных дней: 72 дня
Продолжительность каникул: 01.01.2019г. – 09.01.2019г.
Сроки контрольных процедур: формы контроля основных компетенций учащихся занимают не более 15 минут основного времени занятия, проводятся в ходе занятия по темам и разделам программы в течение учебного года
Сроки организационных выездов:
- экскурсии – в течение учебного года;
- походы – в начале учебного года;
- социально – значимая деятельность (акции) – по графику
социальных партнеров: Городская библиотека, ГДК, клуб ветеранов «Берегиня».
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график имеет следующие разделы и является самостоятельным документом.
№ п/п | Дата прове-дения заня- тия (месяц / число) | Время прове- дения занятия | Форма органи- зации занятия | Количество часов | Название раздела и темы занятия | Место проведе- ния занятия | Формы контроля | ||
всего | теории | практики |
2.2. Условия реализации программы
Программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Материально – техническое обеспечение
- Кабинет с окном площадью 15 м2 .
- Столы – 5 шт., стулья – 10 шт. – регулируемые в соответствии с ростом
учащихся.
- Стеллажи – 2 шт. – для хранения методических пособий и литературы.
- Письменный стол.
- Ноутбук, проектор.
- Стенды, плакаты, картинки.
- Иллюстрации объектов живой и неживой природы.
- Приборы – помощники: весы, линейки, мерные стаканчики, песочные
часы, магниты, микроскопы, лупы, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.
- Природный материал с образцами почв, камней, глины, песка, ракушек,
птичьих перьев, шишек, спичек, семян, минералов.
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
пластмассы, дерева, пробки.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики,
шурупы, детали конструктора.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки,
(без игл), резиновые груши.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
сито, свечи.
- Глобус, карты, макеты.
- Наглядный и дидактический материал.
- Наборы карточек в соответствии с темами программы.
- Карточки с заданиями для создания проблемных ситуаций.
- Канцелярские принадлежности.
- Фотоаппарат.
- Сенсорные ящики.
- Книги.
- Дневники наблюдений.
- Дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий.
Информационное обеспечение
- Подборка музыкального сопровождения для проведения физкультминуток;
- Познавательные презентации по экспериментальной деятельности;
- Видеоматериалы по окружающему миру (о природе);
- Слайд – шоу (фото) по воспитательной работе;
- Информационные сайты и педагогические порталы по работе с дошкольниками.
Методическое и дидактическое обеспечение
Для реализации данной программы необходимы:
Методические разработки:
- планы и конспекты занятий;
- вопросники;
- картотеки опытов и экспериментов;
- планы лабораторных работ;
- тесты;
- диагностические и психологические игры;
- кроссворды.
2.3. Формы аттестации/контроля
Для отслеживания результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы «Мы - исследователи» в каждом разделе предусмотрен диагностический инструментарий (представлен в приложении), который помогает педагогу оценить уровень и качество освоения учебного материала.
Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей учащихся проводится мониторинг результатов обучения, позволяющий выявить уровень приобретенных знаний, умений и навыков в результате освоения дополнительной общеразвивающей программы «Мы – исследователи».
Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на развитие учащихся используются различные виды контроля. Контроль несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую и коррекционную функции и делится на:
- Входящий контроль проводится в начале года с целью выявления образовательного, творческого потенциалов детей и их способностей;
- Текущий контроль проводится с целью систематического повторения пройденного материала на последующих занятиях и определение готовности учащихся к восприятию нового материала;
- Промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия с целью обобщения занятий по теме;
- Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей, определение результатов обучения.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Важным в осуществлении программы является комплексное и систематическое отслеживание результатов, которое позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет учащимся, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Контроль теоретических и практических знаний и умений: беседа, опрос, игровые ситуации, игры – задания, диагностические игры, игры с моделированием, игры – эксперименты, тестирование, конкурсы, выставки, практические задания, познавательные викторины, открытые и итоговые занятия, праздничные мероприятия, концерты, методические разработки, дневнаудиозапись, видеозапись, фото, портфолио.
Контроль личностных качеств – анкетирование, наблюдение, анализ результатов детей в мероприятиях (в социально – значимой деятельности), самооценка учащихся, анализ приобретенных навыков общения, экспертное оценивание (родители, педагоги).
Творческие выставки (мини – выставки, выставки с презентациями, презентации работ и т.п.) – являются формами итогового контроля по большим разделам и темам программы. Они осуществляются с целью определения уровня мастерства, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся.
По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз (диплом, свидетельство, грамота, сертификат, благодарственное письмо и т.п.).
Критерием оценки программы может также считаться годовой мониторинг участия в конкурсах, выставках на различных уровнях (Международном, Федеральном, областном, региональном, муниципальном, учреждения, внутри творческого объединения).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
В качестве диагностического инструментария используются:
- Таблицы мониторинга;
- Материалы анкетирования;
- Выставки;
- Конкурсы;
- Экологические праздники;
- Демонстрация моделей;
- Защита проектов;
- Готовые изделия;
- Открытые занятия;
- Диагностические карты;
- Тесты;
- Аналитические справки;
- Дневники наблюдений (наблюдения за природой);
- Дневники самоконтроля;
- Портфолио;
- Концерты;
- Защита творческих работ.
2.4. Оценочные материалы
Пакет диагностических методик представлен в приложении №1 к программе. Перечень имеющихся оценочных материалов, позволяющих определить достижения и учащимися планируемых результатов по программе.
2.5. Методические материалы
Методическая литература
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир [Текст]: Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
- Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования / В.А. Забзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность [Текст]: методическое пособие по правилам дорожного движения / Н. Н. Клочанов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения для педагогов / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
- Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности / Н.Н. Подъяков // педагогический вестник. №1. – 2010.
- Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание детей [Текст]: программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Методические материалы:
- печатные определители растений;
- определители серии «Энциклопедия природы России»;
- компьютерные определители объектов природы России;
- учебные видеофильмы и аудиоматериалы (CD);
- диск (DVD). Фиксики (Фикси лаборатория);
- диск (CD). Развивающая аудио – энциклопедия;
- методические пособия по экологии, биологии, зоологии (CD);
- атласы и карты Кемеровской области, планы местности;
- раздаточные карточки;
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
Дополнительный иллюстративный материал:
- фотографии и репродукции о животных и растениях;
- альбомы по теме занятий.
В помощь программе также могут использоваться образовательные интернет – ресурсы:
- http://www.nhm.ac.uk - в игре можно самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.
- http://zerkalenok.ru - раздел экологических советов.
- http://www.sbio.info - в помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова.
- http://wwwdarwin.museum.ru - Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия.
- http://www.zensh.ru - Зеленый шлюз: путеводитель по экологическим ресурсам.
- http://zelenyshluz.narod.ru - Зооклуб: мегаэнциклопедия о животных.
- http://med.claw.ru - Мир животных: электронные версии книг.
- http://www.macroevolution.narod.ru - Проект Ecocom: все об экологии.
- http://www.herba.msu.ru - Forest.ru: все о российских лесах.
- http://birds.krasu.ru - Растения: электронные версии книг.
- http://plant.geoman.ru - редкие и исчезающие животные России и зарубежья.
- http://moseco.narod.ru - Экологическое образование детей и изучение природы России. Экологический центр «Экосистема».
2.6. Список литературы
для педагогов и учащихся
- Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н. В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004.
- Виноградова, Н. Ф. Моя страна – Россия [Текст] / Н. Ф. Виноградова,
Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
- Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст] / О. А. Воронкевич. СПб.: Детство – пресс, 2006.
- Душнов, А. С. Моя улица [Текст] / А. С. Душнов. – М.: ДОСААФ, 1999.
- Дыбина, О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества
детей / О.Б. Дыбина. – М.: Педагогическое общество Росси, 2002.
- Дыбина, О. Б., Игры – путешествия в прошлое предметов [Текст] / О.Б.
Дыбина. – М.: Сфера, 1999.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / Человек: Сфера, 2010.
- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] – СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2013.
- Костюченко М. Экспериментируем [Текст] / М. Костюченко // «Дошкольное воспитание» - №8 2006. – с. 84 – 92.
- Мартынова Е.А.Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет [Текст]: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий // Учитель, 2011.
- Микалко Майкл. Игры для разума Тренинг креативного мышления [Текст] – Спб.: «Питер», 2007.
- Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] / Л. П. Молодова. – М.: Асар, 1996.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников / под редакцией Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2014.
- Рыжова Н.А. Волшебница – вода [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: Линка – Пресс, 1997.
- Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас [Текст] / Г. В. Сёмкин. – М.: Росмэн, 2004.
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009.
- Шишкина, В. А. Прогулки в природу [Текст] / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2003.
для родителей
- Александрова, О.В. Большая энциклопедия развития [Текст] – М.: ЭКСМО,2014.
- Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991.
- Бухаджанка Суварна. Космические путешествия. Мои первые открытия [Текст] – М.: ЭКСМО,2012.
- Микалко Майкл. Игры для разума. Тренинг креативного мышления [Текст] – Спб.: «Питер», 2007.
- Няньковская, Н. Моё тело. Главная книга хороших привычек [Текст] – М.: ЭКСМО,2013.
- Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас [Текст] / Г. В. Сёмкин. – М.: Росмэн, 2004.
- Скари Ричард. Город добрых дел [Текст] – М.: Карьера Пресс, 2013.
- Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2–8 лет [Текст]: Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб.: Смарт, 1996.
- Шишкина, В. А. Прогулки в природу [Текст] / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2003.
- Шорыгина, Т. А. Путешествие в мир природы [Текст] / Т. А. Шорыгина. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...