Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно – исследовательской направленности «Я – исследователь"
учебно-методический материал ( класс) на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно – исследовательской направленности «Я – исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шарагольская средняя общеобразовательная школа» |
671835, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Шарагол, ул. Октябрьская, 20, 8 (30142) 37-1-10 e-mail: sharagolshkola@gmail.com
Принята на заседании методического совета от «-----«-------------2015 г. Протокол № _____ | «Утверждаю» Директор школы ________Богданова Н.Б. «_______»_________2015г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
научно – исследовательской направленности «Я – исследователь»
Возраст обучающихся: 13 -15 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Соковикова Н.Д. ,
учитель истории и обществознания
2015-2016 учебный
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской Программы курса «Основы научно-исследовательской работы» (предметы гуманитарного направления) для учащихся 7-11 классов Центра дополнительного образования для детей. Издательство: Краснодар: ГБОУ ДОД «ЦДОдД», 2012 г. Автор Солодкий Максим Борисович. Если авторской программой предполагается 128 часов на изучение «Основ научно исследовательской работы», то данная рабочая программа рассчитана на 16 часов в год. Актуальность выбранной темы заключается в следующем: сегодня к молодому поколению нашей страны предъявляются очень высокие требования. Чтобы реализовать себя как личность, недостаточно иметь определенный набор знаний, необходимо еще и многое уметь, в том числе работать с дополнительной литературой, поисковыми системами интернета, уметь пристальней вглядываться в прошлое: что взять из него в бесконечную дорогу в будущее? А ведь наша история, это прежде всего люди, чей жизненный опыт и знания должны передаваться из поколения в поколение, как и память о них. А это в развернувшейся сейчас борьбе за сохранение духовных ценностей и культурных традиций очень важно. Ведь именно через их биографии, через свидетельства близких людей можно понять и представить себе прошлое своей страны, в которой немаловажную роль играют простые люди. Тем более важен тот факт, что с некоторыми из них еще можно пообщаться лично. Этому обучают подобные дополнительные курсы.
Цель курса – вовлечение школьников в учебно - исследовательскую деятельность, формирование исследовательских умений и навыков учащихся.
Задачи курса:
– обеспечивать расширение и углубление знаний, повышение эрудиции детей в интересующих их областях науки.
– формировать исследовательские умения и навыки.
– формировать библиотечно-поисковые навыки.
– обеспечивать приобретение детьми специальных знаний по вопросам организации научно-исследовательской деятельности детей с целью усовершенствования процесса обучения.
– создавать условия для предъявления результатов научно-исследовательской деятельности через проведение научно-практических конференций.
– помогать активному включению детей в процесс самообразования и саморазвития.
– содействовать совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы детей.
– формировать способности применять полученные знания по истории, обществознанию, философии, в повседневной жизни.
Данная программа разработана для детей среднего и старшего школьного возраста.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий: программа рассчитана на 16 часов в год, из расчета два занятия в месяц. Основные формы: школьная лекция, беседа, поиск, интервьюирование.
Ожидаемые результаты:
-использование полученных навыков самостоятельной работы для написания сочинений, докладов, рефератов, научно – исследовательских работ
- использование полученных навыков самостоятельной работы в дальнейшем обучении ( в том числе и в ВУЗах)
Способы проверки:
-участие в конкурсах и конференциях
-выступления на классных часах
Учебный план.
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение | 1 | |||
2 | Теоретический материал | 7 | отчет | ||
3 | Практические занятия | 8 | отчет | ||
Содержание учебного материала
Раздел Ι. (1 час)
Определение приоритетных направлений исследовательской деятельности учащихся. Формирование группы.
Раздел ΙΙ.
Изучение теории (7 час)
Знакомство школьников с построением исследования, методами исследования. Поиск тем для исследования. Определение темы исследовательской работы каждым учащимся. Поиск материала каждым учащимся. Знакомство со структурой исследовательской работы (основные требования к оформлению работы).
Раздел ΙΙΙ.
Практические работы (8 час) Отбор материала, написание работ.
Оформление работ. Оформление тезисов. Составление презентаций. Обсуждение итогов выступлений на конференции .
Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся, задачи на следующий учебный год.
. Этапы написания:
- Подбор источников и литературы.
- Чтение, конспектирование, анализ источников и литературы.
- Написание плана.
- Уточнение темы.
- Написание работы.
- Публичное выступление.
Обсуждение итогов выступлений на конференциях. Подведение общих итогов. Оценка деятельности учащихся, задачи на следующий учебный год.
Использование собранных и оформленных материалов учащимися на классных часах.
Календарный график занятий.
№ | месяц | число | время проведения | форма занятия | кол-во часов | тема занятия | место проведения | форма контроля |
1 | сентябрь | 08.09 | с 4 до 5 | беседа | 1 | Определение приоритетных направлений исследовательской деятельности учащихся. Формирование группы | школа | |
2 | сентябрь | 22.09 | с 4 до 5 | беседа | 1 | Знакомство школьников с построением исследования, методами исследования | школа | |
3 | октябрь | 06.10 | с 4 до 5 | поиск | 1 | Поиск тем для исследования | школа | отчет |
4 | ноябрь | 20.10 | с 4 до 5 | беседа | 1 | Определение темы исследовательской работы. | школа | отчет |
5-6 | ноябрь-декабрь | 03.11-17.11 | с 4 до 5 | поиск, работа с интернетом | 2 | Поиск материала | школа | |
7-8 | декабрь | 01.12-15.12 | с 4 до 5 | лекция | 2 | Знакомство со структурой исследовательской работы (основные требования к оформлению работы) | школа | |
9-10 | декабрь -январь | 29.12-19.01 | с 4 до 5 | практич. работа | 2 | Отбор материала, написание работ. | школа | отчет |
11-12 | февраль | 02.02-16.02 | с 4 до 5 | практич работа | 2 | Оформление работ | школа | отчет |
13 | март | 02.02 | с 4 до 5 | практич работа | 1 | Оформление тезисов | школа | консультация |
14-15 | март-апрель | 16.02-07.04 | с 4 до 5 | практич работа | 2 | Составление презентаций. Обсуждение итогов выступлений на конференции. | школа | отчет |
16 | апрель | 21.04 | с 4 до 5 | беседа | 1 | Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся, задачи на следующий учебный год. | школа | |
апрель-май | Выступления учащихся на классных часах | школа |
Методическое и материально – техническое обеспечение:
1.Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа. – ПИШ, 2005, №3.
2.Богоявленский Б.Д., Власова Е.В., Митрофанов К.Г. Исследовательские работы школьников: возможности. Тенденции, результаты. – ПИШ, 2000, №1.
3.Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – Москва, «Просвещение», 1988.
4.Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова А.В. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986.
5.Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М., «Владос», 2001.
6.Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности. – ПИШ, 2010, №6.
7.Шарова Н. Формирование научно-исследовательских умений и навыков у
учащихся-ПИШ,2000,№9.
Список используемой литературы:
1.Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа. – ПИШ, 2005, №3.
2.Богоявленский Б.Д., Власова Е.В., Митрофанов К.Г. Исследовательские работы школьников: возможности. Тенденции, результаты. – ПИШ, 2000, №1.
3.Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – Москва, «Просвещение», 1988.
4.Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова А.В. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986.
5.Идатчиков Н.Н. Имена на обелиске (из опыта организации исследовательской работы учащихся). – ПИШ, 2010, №3.
6.Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М., 1968.
7.Краеведческая работа в школе. – Волгоград,2009.
8.Рафикова С.А. Историко - фамилистические исследования в учебном процессе. – ПИШ, 2010,№4
9.Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М., «Владос», 2001.
10.Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности. – ПИШ, 2010, №6.
11.Шарова Н. Формирование научно-исследовательских умений и навыков у учащихся.- ПИШ, 2000, №9.
12.Щеглова Т.К. Устная история и краеведческая работа. – ПИШ, 1998, №5.
13.Краеведческие материалы
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | ||
по плану | фактически проведено | причины несовпадения | |||
1. | Определение приоритетных направлений исследовательской деятельности учащихся. Формирование группы | 1 | 08.09. | ||
2. | Знакомство школьников с построением исследования, методами исследования | 1 | 22.09. | ||
3. | Поиск тем для исследования | 1 | 06.10. | ||
4. | Определение темы исследовательской работы. | 1 | 20.10. | ||
5-6. | Поиск материала | 2 | 03.11 17.11 | ||
7-8. | Знакомство со структурой исследовательской работы (основные требования к оформлению работы) | 2 | 01.12 15.12 | ||
9-10. | Отбор материала, написание работ. | 2 | 29.12 19.01 | ||
11. | Оформление работ | 1 | 02.02 | ||
12. | Оформление тезисов | 1 | 16.02 | ||
13-14. | Составление презентаций. Обсуждение итогов выступлений на конференции. | 2 | 02.03 16.03 | ||
15-16. | Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся, задачи на следующий учебный год. | 2 | 07.04 21.04 | ||
Выступления учащихся на классных часах | в течении апреля и мая (по приглашению) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа Эколого -биологической направленности «Эколог-исследователь»
Данная программа может быть востребован учителями биологии,географии,экологии и химиии....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Исследователь» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования ос...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"
Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....