Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно – исследовательской направленности «Я – исследователь"
учебно-методический материал ( класс) на тему

Соковикова Наталья Дмитриевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  научно – исследовательской направленности  «Я – исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kruzhka.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шарагольская средняя общеобразовательная школа»

671835, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Шарагол, ул. Октябрьская, 20, 8 (30142) 37-1-10 e-mail: sharagolshkola@gmail.com

Принята на заседании методического совета    от

«-----«-------------2015 г.                                                                                    

Протокол № _____

«Утверждаю»

Директор школы

________Богданова Н.Б.

«_______»_________2015г.

     Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая    программа

научно – исследовательской направленности  «Я – исследователь»

Возраст обучающихся: 13 -15 лет

Срок реализации: 2 года

                         

                                                   Автор-составитель:   Соковикова Н.Д. ,

                                                                           учитель истории и обществознания

                                         

                                                 2015-2016 учебный

                                         Пояснительная записка

    Программа разработана на основе авторской Программы  курса «Основы научно-исследовательской работы» (предметы гуманитарного направления) для учащихся 7-11 классов Центра дополнительного образования для детей.  Издательство: Краснодар: ГБОУ ДОД «ЦДОдД», 2012 г. Автор Солодкий Максим Борисович. Если авторской программой предполагается 128 часов на изучение «Основ научно исследовательской работы», то данная рабочая программа рассчитана на 16 часов в год.                                                         Актуальность выбранной темы заключается в следующем: сегодня к молодому поколению нашей страны предъявляются очень высокие требования. Чтобы реализовать себя как личность, недостаточно иметь  определенный набор знаний, необходимо еще и многое уметь, в том числе работать с дополнительной литературой, поисковыми системами интернета, уметь пристальней вглядываться в прошлое: что взять из него в бесконечную дорогу в будущее? А ведь наша история,  это  прежде всего люди, чей жизненный опыт и знания должны передаваться из поколения в поколение, как и память о них.  А это в развернувшейся сейчас борьбе за сохранение духовных ценностей и культурных традиций очень важно. Ведь именно через их биографии, через свидетельства близких людей можно понять и представить себе прошлое своей страны, в которой  немаловажную роль играют простые люди. Тем более важен тот факт, что с некоторыми из  них еще можно пообщаться лично. Этому обучают подобные дополнительные курсы.

Цель курса – вовлечение школьников в учебно - исследовательскую деятельность, формирование исследовательских умений и навыков учащихся.

 Задачи курса:

– обеспечивать расширение и углубление знаний, повышение эрудиции детей в интересующих их областях науки.

– формировать  исследовательские умения и навыки.

– формировать библиотечно-поисковые навыки.

– обеспечивать приобретение детьми специальных знаний по вопросам организации научно-исследовательской деятельности детей с целью усовершенствования процесса обучения.

– создавать условия для предъявления результатов научно-исследовательской деятельности через проведение научно-практических конференций.

– помогать активному включению детей в процесс самообразования и саморазвития.

– содействовать совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы детей.

– формировать способности применять полученные знания по истории, обществознанию, философии,  в повседневной жизни.

Данная программа разработана для детей среднего и старшего школьного  возраста.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий: программа рассчитана на 16 часов в год, из расчета два занятия в месяц. Основные формы: школьная лекция,  беседа, поиск, интервьюирование.  

Ожидаемые результаты:

 -использование полученных навыков самостоятельной работы для написания сочинений, докладов, рефератов, научно – исследовательских работ

- использование полученных навыков самостоятельной работы в дальнейшем обучении ( в том числе и в ВУЗах)


Способы проверки:

-участие в конкурсах и конференциях

-выступления на классных часах

Учебный план.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Введение

1

2

Теоретический материал

7

отчет

3

Практические занятия

8

отчет

Содержание учебного материала

Раздел Ι. (1 час)

Определение приоритетных направлений исследовательской деятельности учащихся. Формирование группы.

Раздел ΙΙ.

Изучение теории (7 час)

Знакомство школьников с построением исследования, методами исследования. Поиск тем для исследования. Определение темы исследовательской работы каждым учащимся. Поиск материала каждым учащимся. Знакомство со структурой исследовательской работы (основные требования к оформлению работы).

Раздел ΙΙΙ.

Практические работы (8 час) Отбор материала, написание работ.

 Оформление работ. Оформление тезисов. Составление презентаций. Обсуждение итогов выступлений на конференции .

Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся, задачи на следующий учебный год.

. Этапы написания:

  1. Подбор источников и литературы.
  2. Чтение, конспектирование, анализ источников и литературы.
  3. Написание плана.
  4. Уточнение темы.
  5. Написание работы.
  6. Публичное выступление.

 Обсуждение итогов выступлений на конференциях. Подведение общих итогов. Оценка деятельности учащихся, задачи на следующий учебный год.

Использование собранных и оформленных материалов учащимися на классных часах.

Календарный  график занятий.

месяц

число

время проведения

форма занятия

кол-во часов

тема занятия

место проведения

форма контроля

1

сентябрь

08.09

с 4 до 5

беседа

1

Определение приоритетных направлений исследовательской деятельности учащихся. Формирование группы

школа

2

сентябрь

22.09

с 4 до 5

беседа

1

Знакомство школьников с построением исследования, методами исследования

школа

3

октябрь

06.10

с 4 до 5

поиск

1

Поиск тем для исследования

школа

отчет

4

ноябрь

20.10

с 4 до 5

беседа

1

Определение темы исследовательской работы.

школа

отчет

5-6

ноябрь-декабрь

03.11-17.11

с 4 до 5

поиск, работа с интернетом

2

Поиск материала

школа

7-8

декабрь

01.12-15.12

с 4 до 5

лекция

2

Знакомство со структурой исследовательской работы (основные требования к оформлению работы)

школа

9-10

декабрь -январь

29.12-19.01

с 4 до 5

практич. работа

2

Отбор материала, написание работ.

школа

отчет

11-12

февраль

02.02-16.02

с 4 до 5

практич работа

2

Оформление работ

школа

отчет

13

март

02.02

с 4 до 5

практич работа

1

Оформление тезисов

школа

консультация

14-15

март-апрель

16.02-07.04

с 4 до 5

практич работа

2

Составление презентаций. Обсуждение итогов выступлений на конференции.

школа

отчет

16

апрель

21.04

с 4 до 5

беседа

1

Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся, задачи на следующий учебный год.

школа

апрель-май

Выступления учащихся на классных часах

школа

Методическое и материально – техническое обеспечение:

1.Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа. – ПИШ, 2005, №3.

2.Богоявленский Б.Д., Власова Е.В., Митрофанов К.Г. Исследовательские работы школьников: возможности. Тенденции, результаты. – ПИШ, 2000, №1.

3.Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – Москва, «Просвещение», 1988.

4.Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова А.В. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986.
5.Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М., «Владос», 2001.

6.Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности. – ПИШ, 2010, №6.

7.Шарова Н. Формирование научно-исследовательских умений и навыков у

учащихся-ПИШ,2000,№9.

               Список используемой литературы:

1.Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа. – ПИШ, 2005, №3.

2.Богоявленский Б.Д., Власова Е.В., Митрофанов К.Г. Исследовательские работы школьников: возможности. Тенденции, результаты. – ПИШ, 2000, №1.

3.Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – Москва, «Просвещение», 1988.

4.Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова А.В. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986.

5.Идатчиков Н.Н. Имена на обелиске (из опыта организации исследовательской работы учащихся). – ПИШ, 2010, №3.

6.Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М., 1968.

7.Краеведческая работа в школе. – Волгоград,2009.

8.Рафикова С.А. Историко - фамилистические  исследования в учебном процессе. – ПИШ, 2010,№4

9.Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М., «Владос», 2001.

10.Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности. – ПИШ, 2010, №6.

11.Шарова Н. Формирование научно-исследовательских умений и навыков у учащихся.- ПИШ, 2000, №9.

12.Щеглова Т.К. Устная история и краеведческая работа. – ПИШ, 1998, №5.

13.Краеведческие материалы

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактически проведено

причины несовпадения

1.

Определение приоритетных направлений исследовательской деятельности учащихся. Формирование группы

1

08.09.

2.

Знакомство школьников с построением исследования, методами исследования

1

22.09.

3.

Поиск тем для исследования

1

06.10.

4.

Определение темы исследовательской работы.

1

20.10.

5-6.

Поиск материала

2

03.11

17.11

7-8.

Знакомство со структурой исследовательской работы (основные требования к оформлению работы)

2

01.12

15.12

9-10.

Отбор материала, написание работ.

2

29.12

19.01

11.

Оформление работ

1

02.02

12.

Оформление тезисов

1

 16.02

13-14.

Составление презентаций. Обсуждение итогов выступлений на конференции.

2

02.03

16.03

15-16.

Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся, задачи на следующий учебный год.

2

07.04

21.04

Выступления учащихся на классных часах

в течении апреля и мая (по приглашению)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа Эколого -биологической направленности «Эколог-исследователь»

Данная программа может быть востребован учителями биологии,географии,экологии и химиии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Исследователь» (базовый уровень)

     Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования ос...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"

Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....