Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Я - исследователь".
рабочая программа (5 класс)

Содержание данной программы ориентировано на развитие экологической составляющей образования подростков, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.

Программа дополнительного образования разработана для обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы.

Занятия по программе тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования, способствуют приобретению необходимых практических умений и навыков. Обучающийся на занятиях приобретает умения осуществлять учебно-исследовательскую и творческо-познавательную деятельности, которые помогают ему активно и целенаправленно познавать окружающий мир.

Программа дополнительного образования «Я – исследователь» имеет естественнонаучную направленность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ –

НУДОЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено на заседании

                        УТВЕРЖДАЮ:

методического (педагогического) совета

                    Директор школы ____________

от «___» ____________2018г.

            Черняк Юлия Владимировна

Протокол  _____________

                      Приказ №          от ________2018г.

Дополнительная общеразвивающая программа

 естественнонаучной направленности

«Я - исследователь»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 11 – 12 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                  Автор-составитель:

Кокорева Надежда Георгиевна,

                                                                          учитель химии

 

п.Нудоль, 2018

Пояснительная записка.

Содержание данной программы ориентировано на развитие экологической составляющей образования подростков, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.

            Программа дополнительного образования разработана для обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы.

Занятия по программе тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования, способствуют приобретению необходимых практических умений и навыков. Обучающийся на занятиях приобретает умения осуществлять учебно-исследовательскую и творческо-познавательную деятельности, которые помогают ему активно и целенаправленно познавать окружающий мир.

Программа дополнительного образования «Я – исследователь» имеет естественнонаучную направленность. 

Основная идея программы: формирование универсальных (метапредметных) умений и навыков через учебно-исследовательскую и творческо-познавательную деятельности обучающихся.

Актуальность программы: программа ориентирована на формирование приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей), развитие умений наблюдать и объяснять происходящие явления, развитие практических навыков обучающихся при проведении экспериментальных практических работ.

Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к развитию личности ребёнка через учебно-исследовательскую деятельность, химический эксперимент, которые дают возможность каждому обучающемуся почувствовать себя в роли учёного, исследователя, экспериментатора, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Деятельностный подход позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Цель программы: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений.

Задачи: 

Обучающие:

-дать представление о научно-исследовательской деятельности;

-дать знания об использовании химических веществ в медицине, в быту и других направлениях деятельности человека;

-дать знания о влиянии химических веществ на экологию.

Развивающие:

-формирование презентационных умений и навыков;

-формирование у обучающихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

-формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;

-развитие познавательной активности, креативных способностей обучающихся.

Воспитывающие:

-вызвать интерес к изучаемому предмету;

-воспитание самостоятельности, настойчивости в достижении цели;

-развивать учебную мотивацию на примере химического материала.            

Отбор содержания данной программы ориентирован на повышение мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности, на получение экспериментальных навыков, на практическое применение полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни. 

Отбор теоретического материала произведён по значимым разделам фундаментальной химии «Предмет химии и методы её изучения», «Вещества и их свойства». Особое внимание уделяется вопросам, связанным с наиболее актуальными проблемами современного общества: методы очистки веществ, исследование водопроводной воды.

Содержание занятий определялось следующими подходами:

  • интеграция учебного материала (химия, физика, биология, экология);
  • использование разнообразных форм деятельности;
  • использование знакомых для учащихся веществ, применяемых в повседневной жизни;
  • обеспечение психологического комфорта и успеха путем развития личностных качеств в ходе познавательной и эффективной деятельности.

Данный курс практикоориентированный: все понятия, важнейшие процессы, вещества и их свойства даются в контексте их практического значения, применения в повседневной жизни, их роли в живой и неживой природе.

            Содержание данной программы определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, способности оценивать свои поступки;
  • формирование высокого уровня учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • формирование убежденности в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими участниками учебно-воспитательного процесса.

Метапредметные результаты:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания;
  • применение  элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулирование  выводов по результатам исследования;
  • использование знаково-символических средств для решения поставленных задач;
  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умение поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
  • умение строить речевые высказывания в устной и письменной формах; выражать свою точку зрения;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

1.В познавательной сфере:

  • овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; первоначальные систематизированные представления о веществах, их практическом применении;
  • приобретение опыта химических методов исследования объектов и явлений природы;
  • умение применять теоретические знания на практике, умение наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений;
  • решение практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни.

2.В ценностно-ориентационной сфере:

  • умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с веществами, их использованием и переработкой.

3.В трудовой сфере:

  • умение планировать и проводить лабораторные опыты, простые экспериментальные исследования, практические работы с использованием лабораторного оборудования.

4.В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • овладение основами химической грамотности – способность анализировать и оценивать жизненные ситуации, связанные с химическими веществами, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми на занятиях и в повседневной жизни; применять вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкции;
  • умение оказывать первую помощь при получении травм, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

           Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

В результате изучения программы учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностными учебными действиями:

обучающиеся должны знать:

  • место химии среди естественнонаучных дисциплин;
  • основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, измерение, эксперимент;
  • вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), их свойства и особенности их применения;
  • признаки химических явлений (химических реакций) и условия их протекания.

 Обучающиеся должны уметь:

  • обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
  • проводить простейшие исследования свойств веществ;
  • использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;
  • оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;
  • обладать навыками работы с различными видами источников информации;
  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в химии;
  • уметь использовать приборы и лабораторное оборудование, необходимые для проведения исследований.
  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов. 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения программы обучающиеся научатся в сфере предметных результатов знать/понимать: важнейшие химические понятия: вещество, атом, молекула; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ  (кислород, углекислый газ); проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, Интернет-ресурсов); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; приготовления растворов.

В сфере метапредметных результатов: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

В сфере личностных результатов: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений   науки;  постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том   числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

В сфере коммуникативных результатов обучающийся получит возможность научиться: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и

психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; выполнять простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием: лабораторным штативом; спиртовкой; наблюдать за явлениями, происходящими с веществами; описывать химический эксперимент с помощью естественного языка и языка химии; готовить растворы.

Учебный план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

3

0,75

2,25

1.1.Химия – наука о веществах.

0,25

0,75

Творческая работа

1.2.Лабораторное оборудование и химическая посуда.

Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Лабораторное оборудование (лабораторный штатив, спиртовка) и химическая посуда.

0,25

0,75

Отчёт

1.3.Техника выполнения общих практических операций.

Практическая работа № 2. Техника выполнения общих практических операций: отбор жидких веществ, отбор твёрдых веществ, перемешивание веществ, растворение твёрдых, жидких, газообразных веществ в воде, нагревание.

0,25

0,75

Отчёт

2

Методы познания.

7

1,75

5,25

2.1.Тела и вещества.

1

0,5

0,5

Творческая работа

2.2.Методы познания: наблюдение, измерение.

1

0,25

0,75

Отчёт

2.3.Наблюдаю, измеряю, сравниваю, описываю.

Практическая работа № 3. Наблюдение за горящей свечой.

Практическая работа № 4. Измерение массы тела и массы вещества с помощью физических весов и разновесов.

1

-

1

Отчёт

2.4. Методы познания: химический эксперимент.

1

0,25

0,75

Отчёт

2.5.Гипотеза и эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента.

Практическая работа № 5. Обнаружение крахмала в продуктах питания.

1

0,25

0,75

Отчёт

2.6.Атомы и молекулы. Вещества простые и сложные.

1

0,25

0,75

Модели, рисунки, схема

2.7.Методы познания: моделирование. 

Практическая работа № 6. Моделирование молекул разных веществ.

1

0,25

0,75

Модели и рисунки

3

Вещества и их свойства.

3

0,75

2,25

3.1.Физические свойства веществ.

1

0,25

0,75

Фото, рисунки, схема

3.2.Физические и химические явления. Признаки химических реакций: выделение света и тепла, изменение окраски, появление запаха.

1

0,25

0,75

Фото, рисунки

3.3. Физические и химические явления. Признаки химических реакций: выделение газа, образование осадка, растворение осадка.

1

0,25

0,75

Фото, рисунки

4

Чистые вещества и смеси.

5

1,5

3,5

4.1.Понятие о чистом веществе. Смеси, их виды.

1

0,25

0,75

Схема, рисунки

4.2.Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, гранит.

1

0,5

0,5

Диаграмма

4.3.Способы получения чистых веществ из смесей: просеивание, отстаивание, флотация, использование магнита, перегонка (дистилляция), адсорбция, хроматография.

1

0,25

0,75

Рисунки, фото или видео

4.4. Способы получения чистых веществ из смесей: фильтрование, выпаривание, кристаллизация.

1

0,25

0,75

Рисунки, фото или видео

4.5. Практическая работа №7. Очистка загрязнённой поваренной соли.

1

0,25

0,75

Отчёт

5

Знакомые незнакомцы: воздух.

8

2,75

5,25

5.1.Воздух, состав воздуха. Основные источники загрязнения воздуха. Охрана атмосферы.

1

0,75

0.25

Диаграмма

5.2.Кислород, его свойства и применение.

1

0,5

0,5

Творческая работа – портрет вещества

5.3.Практическая работа № 8. Получение, собирание и распознавание кислорода.

1

0,25

0,75

Отчёт

5.4.Углекислый газ, его свойства и применение.

1

0,5

0,5

Творческая работа – портрет вещества

5.5.Практическая работа № 9. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

1

0,25

0,75

Отчёт

5.6.Практическая работа № 10.

Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

1

0,25

0,75

Отчёт

5.7.Практическая работа № 11.

Определение запылённости воздуха  в помещении.

1

0,25

0,75

Отчёт

5.8.Экскурсия на пришкольную территорию.

Анализ запылённости атмосферы и состава пылевых отложений.

1

-

1

Отчёт

6

Знакомые незнакомцы: вода.

8

1.5

3,5

6.1.Вода в природе, свойства воды. Основные источники загрязнения воды. Охрана гидросферы.

1

0,5

0,5

Творческая работа – портрет вещества

6.2.Органолептические показатели воды. Кислотность и минеральный состав воды.

1

0,25

0,75

Отчёт

6.4.Жёсткость воды, её определение и устранение.

Практическая работа № 12.

Жёсткость воды, её определение и устранение.

1

Отчёт

6.4.Вода – растворитель. Растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.

1

0,25

0.75

Фото

6.5.Растворы и их приготовление.

1

0,25

0,75

Отчёт

6.6.Способы очистки воды в домашних и в походных условиях.

Практическая работа № 13.

Способы очистки воды в походных условиях.

1

0,25

0,75

Отчёт

6.7.Экскурсия в центральную лабораторию ООО «Клинводоканал».

Тема экскурсии: «Определение степени загрязнения воды, взятой из разных источников, по различным показателям».

2

0,25

1,75

Отчёт, видео

7

Итоговое занятие.

1

1

-

7.1.Конференция

«Я – исследователь».

1

1

-

Видео, смотр достижений

Содержание изучаемого курса.

Введение – 3 часа.

Химия – наука о веществах. Роль химии в современном мире и в жизни человека. Вещества вокруг нас.

Демонстрации и демонстрационный материал.

Образцы веществ.

Образцы лабораторного оборудования и химической посуды.

Практические работы.

Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Лабораторное оборудование (лабораторный штатив, спиртовка) и химическая посуда.

Практическая работа № 2. Техника выполнения общих практических операций: отбор жидких веществ, отбор твёрдых веществ, перемешивание веществ, растворение твёрдых, жидких, газообразных веществ в воде, нагревание.

Методы познания – 7 часов.  

Вещества и тела. Атомы и молекулы. Вещества простые и сложные.

Наблюдение. Описание. Сравнение. Измерение. Гипотеза. Химический эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента. Моделирование.

Демонстрации и демонстрационный материал.

Набор различных веществ, набор предметов (физических тел) из разного материала.

Измерительные приборы.

Лабораторные опыты.

Сложные и простые вещества.

Измерение массы тела и массы вещества с помощью весов и разновесов.

Взаимодействие мела с соком лимона.

Практические работы.

Практическая работа № 3. Наблюдение за горящей свечой.

Практическая работа № 4. Измерение массы тела и массы вещества с помощью физических весов и разновесов.

Практическая работа № 5. Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Практическая работа № 6. Моделирование молекул разных веществ.

Вещества и их свойства – 3 часа.        

Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества, цвет, вкус, запах, плотность, растворимость в воде, температура кипения, температура плавления, физиологическое воздействие на организм. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций: выделение света и тепла, изменение окраски, появление запаха, выделение газа, образование осадка, растворение осадка. Условия протекания химических реакций.

Демонстрации и демонстрационный материал.

Таблица «Вещества и их свойства». Таблица «Физические явления». Таблица «Химические явления». Набор различных веществ.

Лабораторные опыты.

Исследование свойств веществ.

Физические явления: сгибание стеклянной трубки, плавление парафина, нагревание воды.

Химические явления: горение спиртовки, накаливание медной проволоки, нагревание сахара, взаимодействие питьевой соды с лимонной кислотой.

Чистые вещества и смеси - 5 часов.

Понятие о чистом веществе. Смеси, их виды: однородные и неоднородные. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, гранит. Твёрдые, жидкие, газообразные смеси в природе и в быту. Очистка веществ. Способы разделения смесей – получение чистых веществ: просеивание, отстаивание, флотация, использование магнита, перегонка (дистилляция), фильтрование, выпаривание, кристаллизация, адсорбция, хроматография.

Демонстрации и демонстрационный материал.

Образцы смесей: нефть, гранит. Таблица «Твёрдые, жидкие, газообразные смеси в природе и в быту». Таблицы «Способы разделения смесей».

Лабораторные опыты.

Разделение смеси: просеивание, отстаивание, флотация, использование магнита, перегонка (дистилляция), фильтрование, выпаривание, кристаллизация, адсорбция.

Практическая работа.

Практическая работа № 7. «Очистка загрязнённой поваренной соли».

Знакомые незнакомцы: воздух – 8 часов.

Воздух, состав воздуха. Основные источники загрязнения воздуха. Охрана атмосферы. Кислород – источник жизни на Земле. Кислород, его свойства и применение.

Получение и собирание кислорода в лабораторных условиях. Обнаружение кислорода. Углекислый газ, его свойства и применение. Роль углекислого газа на планете Земля. Получение и собирание углекислого газа в лабораторных условиях. Обнаружение углекислого газа. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Демонстрации и демонстрационный материал.

Диаграмма «Состав атмосферного воздуха».

Получение и свойства кислорода. Получение и свойства углекислого газа.

Практическая работа № 8.

Получение, собирание и распознавание кислорода.

Практическая работа № 9.

Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

Практическая работа № 10.

Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Практическая работа № 11.

Определение запылённости воздуха в помещении.

Экскурсия на пришкольную территорию.

Анализ запылённости атмосферы и состава пылевых отложений.

Знакомые незнакомцы: вода – 8 часов.

Вода в природе. Свойства воды. Основные источники загрязнения воды. Охрана гидросферы. Круговорот воды в природе. Значение воды. Органолептические показатели воды. Кислотность и минеральный состав воды. Жёсткость воды, её определение и устранение. Вода – растворитель. Растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Растворы и их приготовление. Способы очистки воды в домашних и в походных условиях. Демонстрации и демонстрационный материал.

Таблица «Круговорот воды в природе». Таблица «Приготовление растворов».

Лабораторные опыты.

Изучение органолептических показателей воды.

Растворимость веществ в воде.

Техника приготовления раствора.

Практическая работа № 12.

Жёсткость воды, её определение и устранение.

Практическая работа № 13.

Способы очистки воды в походных условиях.

Экскурсия в центральную лабораторию ООО «Клинводоканал».

Тема экскурсии: «Определение степени загрязнения воды, взятой из разных источников, по различным показателям».

Итоговое занятие – 1 час.

Конференция «Я – исследователь».

Демонстрации и демонстрационный материал.

Творческие работы учащихся, фото- и видеоматериалы.

Методическое обеспечение программы «Я – исследователь».

    Принципы обучения.

Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.  

Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены. Связь теории с практикой обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.  

Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.  

Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить обучающихся критически осмысливать и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения.  Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.  

Наглядность. Для наглядности применяются существующие фото и видео материалы, а также материалы своего изготовления, таблицы, схемы, диаграммы.  

Систематичность и последовательность. Учебный материал даётся по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.  

Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Непрочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.

Индивидуальный подход в обучении.  В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.  

    В процессе обучения используются разнообразные методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);  

-репродуктивный метод;  

-метод проблемного изложения;  

-частично-поисковый (или эвристический) метод;  

-исследовательский метод;

-метод проектов;

-метод обучения в сотрудничестве;

-метод взаимообучения.  

    В программу «Я - исследователь» включены содержательные линии: 

-аудирование - умение слушать и слышать;  

-чтение – осознанное самостоятельное чтение с применением «химического языка»;  

-говорение – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;

-пропедевтика – круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными химическими понятиями;  

-творческая деятельность - моделирование, проектирование.  

    Методы организации и осуществления занятий.  

1.Перцептивные:

а)словесные методы (рассказ, беседа, диалог, дискуссия, инструктаж);  

б)наглядные методы (демонстрация таблиц, моделей, опытов, мультимедийных презентаций, фотографий);  

в)практические методы (лабораторные опыты, практические работы, исследовательские работы, экскурсии).  

2.Гностические:

а)иллюстративно - объяснительные методы;  

б)репродуктивные методы;  

в)проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

г)эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;

д)исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.  

3.Логические:

а) индуктивные методы, дедуктивные методы;  

б)конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.      

    На занятиях, в процессе обучения, используются дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.  Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:  

-развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные умозаключения;

-развитию речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи);

-воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду.  

    Методы стимулирования и мотивации деятельности.  Методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.  Методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

    Форма и режим занятий:

-работа по индивидуальным планам;

-групповые теоретические и учебно-практические занятия;

-комбинированные занятия.

    Основные методы обучения, применяемые для прохождения программы:

1. Устный.  2. Проблемный.  3. Частично-поисковый.  4. Исследовательский.  5. Проектный.  6. Формирование   и   совершенствование   умений   и   навыков (изучение   нового материала, практика).  7. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).  8.  Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).  9. Создание ситуаций творческого поиска.  10. Стимулирование (поощрение).  

    Курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы с приборами, лабораторным оборудованием, химической посудой, веществами.      

    При организации практических занятий и исследовательских проектов формируются малые группы, состоящие из 2-4 обучающихся. Для каждой группы выделяется отдельное рабочее место (сдвоенные столы) с набором необходимого оборудования и химических реактивов.

Формы контроля усвоения материала: отчёты по практическим работам, лабораторным опытам, отчёт по исследовательской работе; отчёт по экскурсии; творческие работы - «портреты» веществ, рисунки, схемы, диаграммы, фото и (или) видео, таблицы, смотры достижений обучающихся.

Формы подведения итога реализации программы:

-участие в конкурсах;

-участие в школьных научно-практических конференциях;

-участие в Неделе химии;

-участие в олимпиадах.

    Для достижения прогнозируемых в программе образовательных результатов необходимы следующие ресурсные компоненты:

1)Материально-техническое обеспечение программы:

-специализированный кабинет химии для проведения занятий;

-наборы коллекций («Алюминий», «Металлы и сплавы», «Стекло и изделия из стекла», «Пластмассы», «Волокна», «Нефть»);

-лабораторное оборудование: лабораторные штативы, спиртовки, штативы для пробирок, пробиркодержатели, тигельные щипцы;

-приборы для получения газов;

-наборы лабораторной химической посуды;

-наборы веществ;

-таблицы по химии;

-справочные материалы;

-фотоаппарат, видеокамера, интерактивная доска.

2)Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

-инструкции для выполнения лабораторных опытов, практических работ, исследовательских работ;

-экранные видеоматериалы.

3)Дидактическое обеспечение:

-представлено конспектами занятий, презентациями к ним.

Список литературы.

1.Муравьёв А.Г. Экологический практикум: учебное пособие с комплектом карт-инструкций.- 2-е издание, испр.-СПб: Крисмас+, 2012. -176 с.

2.Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг. Киров: ООО «Типография» «Старая Вятка», 2012. - 95 с.

3.Габриелян О.С., Остроумов И.Г, Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс. 7 класс -  М.: Дрофа, 2015.

4.Дорофеев М.В. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии. // Химия в школе. - 2016.-№ 9.-С. 42-46

5.Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2015.-№ 5.- с. 25-26

6.Золотавина Е.А. Кружок «Мир химии» для учащихся 5-6 классов. // Химия в школе.-2013.-№ 5.-С. 60-64

7.Пильникова Н.Н. Путешествие в мир интересных явлений. // Химия в школе.-2013. № 3.-С. 71-74

8.Пильникова Н.Н. Эксперимент на уроке по теме «Растворение. Растворимость. Растворы». // Химия в школе.-2015.-№ 9.-С. 60-64.

9.Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2122 «Химия». – 6-е изд., пререраб. – М.: Просвещение, 2015. – 224 с.: ил.

10.Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию: Кн. для учащихся 7-8 кл. сред. Шк. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.: ил.

11.Химия: Справ. Материалы. Учеб. пособие для учащихся / Ю.Д. Третьяков, В.И. Дайнеко, И.В. Казимирчик и др.; под ред. Ю.Д. Третьякова. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с., ил.

12.Мир химии. Некоторые направления химической науки: общая характеристика. Опыты, таблицы. Великие химики: годы жизни. http://www.chemistry.narod.ru/

13.Химическая  страничка. Материалы олимпиад по химии. Описание опытов. Свойства элементов. Химические свойства минералов. Словарь химических терминов. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/cources/chem/

14.Электронная библиотека по химии. Сборник российских научных и образовательных публикаций по химии. Справочная информация и базы данных по химии. Материалы для школьников. Электронные учебники. Задания вступительных экзаменов по химии в МГУ. Задачи химических олимпиад. Мультимедиа-публикации. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary

                       Календарный  учебный график.

№ п/п

Месяц

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

05

Индивидуаль-ная

1

Введение. 

Химия – наука о веществах.

Специализированный кабинет химии

Творческая работа

2

12

Парная

1

Лабораторное оборудование и химическая посуда.

Практическая работа № 1.

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Лабораторное оборудование (лабораторный штатив, спиртовка) и химическая посуда.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

3

19

Парная

1

Техника выполнения общих практических операций.

Практическая работа № 2.

Техника выполнения общих практических операций: отбор жидких веществ, отбор твёрдых веществ, перемешивание веществ, растворение твёрдых, жидких, газообразных веществ в воде, нагревание.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

4

26

Индивидуаль-ная

1

Методы познания. 

Вещества и тела.

Специализированный кабинет химии

Творческая работа

5

Октябрь

03

Парная

1

Методы познания: наблюдение, измерение.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

6

10

Групповая

1

Наблюдаю, измеряю, сравниваю, описываю.

Практическая работа № 3.

Наблюдение за горящей свечой.

Практическая работа № 4.

Измерение массы тела и массы вещества с помощью физических весов и разновесов.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

7

17

Парная

1

Методы познания: химический эксперимент.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

8

24

Групповая

1

Гипотеза и эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента.

Практическая работа № 5.

Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

9

Ноябрь

07

Индивидуальная

1

Атомы и молекулы. Вещества простые и сложные.

Специализированный кабинет химии

Модели,  рисунки, схема

10

14

Индивидуальная

1

Методы познания: моделирование. 

Практическая работа № 6.

Моделирование молекул разных веществ.

Специализированный кабинет химии

Модели и рисунки

11

21

Индивидуальная

1

Вещества и их свойства.

Физические свойства веществ.

Специализированный кабинет химии

Фото, рисунки, схема

12

28

Парная

1

Физические и химические явления. Признаки химических реакций: выделение света и тепла, изменение окраски, появление запаха.

Специализированный кабинет химии

Фото, рисунки

13

Декабрь

05

Парная

1

Физические и химические явления. Признаки химических реакций: выделение газа, образование осадка, растворение осадка.

Специализированный кабинет химии

Фото, рисунки

14

12

Индивидуальная

1

Чистые вещества и смеси.

Понятие о чистом веществе. Смеси, их виды.

Специализированный кабинет химии

Схема, рисунки

15

19

Индивидуальная

1

Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, гранит.

Специализированный кабинет химии

Диаграмма

16

26

Групповая

1

Способы получения чистых веществ из смесей: просеивание, отстаивание, флотация, использование магнита, перегонка (дистилляция), адсорбция, хроматография.

Специализированный кабинет химии

Рисунки, фото или видео

17

Январь

09

Групповая

1

Способы получения чистых веществ из смесей: фильтрование, выпаривание, кристаллизация.

Специализированный кабинет химии

Рисунки, фото или видео

18

16

1

Практическая работа №7.

Очистка загрязнённой поваренной соли.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

19

23

Индивидуальная

1

Знакомые незнакомцы: воздух.

Воздух, состав воздуха. Основные источники загрязнения воздуха. Охрана атмосферы.

Специализированный кабинет химии

Диаграмма

20

30

Индивидуальная

1

Кислород, его свойства и применение.

Специализированный кабинет химии

Творческая работа – портрет вещества

21

Февраль

06

Групповая

1

Практическая работа № 8.

Получение, собирание и распознавание кислорода.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

22

13

Индивидуальная

1

Углекислый газ, его свойства и применение.

Специализированный кабинет химии

Творческая работа – портрет вещества

23

20

Групповая

1

Практическая работа № 9.

Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

24

27

Групповая

1

Практическая работа № 10.

Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

25

Март

05

Групповая

1

Практическая работа № 11.

Определение запылённости воздуха в помещении.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

26

12

Групповая

1

Экскурсия на пришкольную территорию.

Анализ запылённости атмосферы и состава пылевых отложений.

Территория школы

Отчёт

27

19

Индивидуальная

1

Знакомые незнакомцы: вода.

Вода в природе, свойства воды. Основные источники загрязнения воды. Охрана гидросферы.

Специализированный кабинет химии

Творческая работа – портрет вещества

28

Апрель

02

Парная

1

Органолептические показатели воды. Кислотность и минеральный состав воды.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

29

09

Индивидуальная

1

Жёсткость воды, её определение и устранение.

Практическая работа № 12.

Жёсткость воды, её определение и устранение. Вода – растворитель. Растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.

Специализированный кабинет химии

Рисунки, схема

30

16

Парная

1

Вода – растворитель. Растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.

Специализированный кабинет химии

Фото

31

23

Групповая  

1

Растворы и их приготовление.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

32

30

Индивидуальная

1

Способы очистки воды в домашних и в походных условиях.

Практическая работа № 10.

Способы очистки воды в походных условиях.

Специализированный кабинет химии

Отчёт

33-34

Групповая

2

Экскурсия в центральную лабораторию ЗАО «Клинводоканал».

Тема экскурсии: «Определение степени загрязнения воды, взятой из разных источников, по различным показателям».

Центральная лаборатория ЗАО «Клинводоканал»

Отчёт, видео

35

Индивидуальная

Итоговое занятие. Конференция

«Я – исследователь».

Специализированный кабинет химии

Видео, смотр достижений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"

Работа учащихся с декоративными  растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"

Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися  13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской  грамотности, воспитанию медицинской...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"

Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Исследователь» (базовый уровень)

     Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования ос...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной   направленности  «За страницами учебника математики»Возраст  учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Софизмы и парадоксы в математике» для обучающихся 14-16 лет

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышлени...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы познаем мир»

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы дополнительного образования, ...