Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Я - исследователь".
рабочая программа (5 класс)
Содержание данной программы ориентировано на развитие экологической составляющей образования подростков, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.
Программа дополнительного образования разработана для обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы.
Занятия по программе тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования, способствуют приобретению необходимых практических умений и навыков. Обучающийся на занятиях приобретает умения осуществлять учебно-исследовательскую и творческо-познавательную деятельности, которые помогают ему активно и целенаправленно познавать окружающий мир.
Программа дополнительного образования «Я – исследователь» имеет естественнонаучную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_estestvennonauchnoy_napravlennosti.docx | 55.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ –
НУДОЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании | УТВЕРЖДАЮ: |
методического (педагогического) совета | Директор школы ____________ |
от «___» ____________2018г. | Черняк Юлия Владимировна |
Протокол №_____________ | Приказ № от ________2018г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Я - исследователь»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 11 – 12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кокорева Надежда Георгиевна,
учитель химии
п.Нудоль, 2018
Пояснительная записка.
Содержание данной программы ориентировано на развитие экологической составляющей образования подростков, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.
Программа дополнительного образования разработана для обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы.
Занятия по программе тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования, способствуют приобретению необходимых практических умений и навыков. Обучающийся на занятиях приобретает умения осуществлять учебно-исследовательскую и творческо-познавательную деятельности, которые помогают ему активно и целенаправленно познавать окружающий мир.
Программа дополнительного образования «Я – исследователь» имеет естественнонаучную направленность.
Основная идея программы: формирование универсальных (метапредметных) умений и навыков через учебно-исследовательскую и творческо-познавательную деятельности обучающихся.
Актуальность программы: программа ориентирована на формирование приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей), развитие умений наблюдать и объяснять происходящие явления, развитие практических навыков обучающихся при проведении экспериментальных практических работ.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к развитию личности ребёнка через учебно-исследовательскую деятельность, химический эксперимент, которые дают возможность каждому обучающемуся почувствовать себя в роли учёного, исследователя, экспериментатора, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Деятельностный подход позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Цель программы: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений.
Задачи:
Обучающие:
-дать представление о научно-исследовательской деятельности;
-дать знания об использовании химических веществ в медицине, в быту и других направлениях деятельности человека;
-дать знания о влиянии химических веществ на экологию.
Развивающие:
-формирование презентационных умений и навыков;
-формирование у обучающихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
-формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
-развитие познавательной активности, креативных способностей обучающихся.
Воспитывающие:
-вызвать интерес к изучаемому предмету;
-воспитание самостоятельности, настойчивости в достижении цели;
-развивать учебную мотивацию на примере химического материала.
Отбор содержания данной программы ориентирован на повышение мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности, на получение экспериментальных навыков, на практическое применение полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни.
Отбор теоретического материала произведён по значимым разделам фундаментальной химии «Предмет химии и методы её изучения», «Вещества и их свойства». Особое внимание уделяется вопросам, связанным с наиболее актуальными проблемами современного общества: методы очистки веществ, исследование водопроводной воды.
Содержание занятий определялось следующими подходами:
- интеграция учебного материала (химия, физика, биология, экология);
- использование разнообразных форм деятельности;
- использование знакомых для учащихся веществ, применяемых в повседневной жизни;
- обеспечение психологического комфорта и успеха путем развития личностных качеств в ходе познавательной и эффективной деятельности.
Данный курс практикоориентированный: все понятия, важнейшие процессы, вещества и их свойства даются в контексте их практического значения, применения в повседневной жизни, их роли в живой и неживой природе.
Содержание данной программы определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, способности оценивать свои поступки;
- формирование высокого уровня учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- формирование убежденности в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими участниками учебно-воспитательного процесса.
Метапредметные результаты:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания;
- применение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулирование выводов по результатам исследования;
- использование знаково-символических средств для решения поставленных задач;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умение поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной формах; выражать свою точку зрения;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
1.В познавательной сфере:
- овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; первоначальные систематизированные представления о веществах, их практическом применении;
- приобретение опыта химических методов исследования объектов и явлений природы;
- умение применять теоретические знания на практике, умение наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений;
- решение практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни.
2.В ценностно-ориентационной сфере:
- умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с веществами, их использованием и переработкой.
3.В трудовой сфере:
- умение планировать и проводить лабораторные опыты, простые экспериментальные исследования, практические работы с использованием лабораторного оборудования.
4.В сфере безопасности жизнедеятельности:
- овладение основами химической грамотности – способность анализировать и оценивать жизненные ситуации, связанные с химическими веществами, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми на занятиях и в повседневной жизни; применять вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкции;
- умение оказывать первую помощь при получении травм, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
В результате изучения программы учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностными учебными действиями:
обучающиеся должны знать:
- место химии среди естественнонаучных дисциплин;
- основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, измерение, эксперимент;
- вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), их свойства и особенности их применения;
- признаки химических явлений (химических реакций) и условия их протекания.
Обучающиеся должны уметь:
- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
- проводить простейшие исследования свойств веществ;
- использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;
- оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;
- обладать навыками работы с различными видами источников информации;
- грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в химии;
- уметь использовать приборы и лабораторное оборудование, необходимые для проведения исследований.
- оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения программы обучающиеся научатся в сфере предметных результатов знать/понимать: важнейшие химические понятия: вещество, атом, молекула; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ (кислород, углекислый газ); проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, Интернет-ресурсов); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; приготовления растворов.
В сфере метапредметных результатов: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
В сфере личностных результатов: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
В сфере коммуникативных результатов обучающийся получит возможность научиться: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; выполнять простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием: лабораторным штативом; спиртовкой; наблюдать за явлениями, происходящими с веществами; описывать химический эксперимент с помощью естественного языка и языка химии; готовить растворы.
Учебный план.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. | 3 | 0,75 | 2,25 | |
1.1.Химия – наука о веществах. | 0,25 | 0,75 | Творческая работа | ||
1.2.Лабораторное оборудование и химическая посуда. Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Лабораторное оборудование (лабораторный штатив, спиртовка) и химическая посуда. | 0,25 | 0,75 | Отчёт | ||
1.3.Техника выполнения общих практических операций. Практическая работа № 2. Техника выполнения общих практических операций: отбор жидких веществ, отбор твёрдых веществ, перемешивание веществ, растворение твёрдых, жидких, газообразных веществ в воде, нагревание. | 0,25 | 0,75 | Отчёт | ||
2 | Методы познания. | 7 | 1,75 | 5,25 | |
2.1.Тела и вещества. | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа | |
2.2.Методы познания: наблюдение, измерение. | 1 | 0,25 | 0,75 | Отчёт | |
2.3.Наблюдаю, измеряю, сравниваю, описываю. Практическая работа № 3. Наблюдение за горящей свечой. Практическая работа № 4. Измерение массы тела и массы вещества с помощью физических весов и разновесов. | 1 | - | 1 | Отчёт | |
2.4. Методы познания: химический эксперимент. | 1 | 0,25 | 0,75 | Отчёт | |
2.5.Гипотеза и эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента. Практическая работа № 5. Обнаружение крахмала в продуктах питания. | 1 | 0,25 | 0,75 | Отчёт | |
2.6.Атомы и молекулы. Вещества простые и сложные. | 1 | 0,25 | 0,75 | Модели, рисунки, схема | |
2.7.Методы познания: моделирование. Практическая работа № 6. Моделирование молекул разных веществ. | 1 | 0,25 | 0,75 | Модели и рисунки | |
3 | Вещества и их свойства. | 3 | 0,75 | 2,25 | |
3.1.Физические свойства веществ. | 1 | 0,25 | 0,75 | Фото, рисунки, схема | |
3.2.Физические и химические явления. Признаки химических реакций: выделение света и тепла, изменение окраски, появление запаха. | 1 | 0,25 | 0,75 | Фото, рисунки | |
3.3. Физические и химические явления. Признаки химических реакций: выделение газа, образование осадка, растворение осадка. | 1 | 0,25 | 0,75 | Фото, рисунки | |
4 | Чистые вещества и смеси. | 5 | 1,5 | 3,5 | |
4.1.Понятие о чистом веществе. Смеси, их виды. | 1 | 0,25 | 0,75 | Схема, рисунки | |
4.2.Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, гранит. | 1 | 0,5 | 0,5 | Диаграмма | |
4.3.Способы получения чистых веществ из смесей: просеивание, отстаивание, флотация, использование магнита, перегонка (дистилляция), адсорбция, хроматография. | 1 | 0,25 | 0,75 | Рисунки, фото или видео | |
4.4. Способы получения чистых веществ из смесей: фильтрование, выпаривание, кристаллизация. | 1 | 0,25 | 0,75 | Рисунки, фото или видео | |
4.5. Практическая работа №7. Очистка загрязнённой поваренной соли. | 1 | 0,25 | 0,75 | Отчёт | |
5 | Знакомые незнакомцы: воздух. | 8 | 2,75 | 5,25 | |
5.1.Воздух, состав воздуха. Основные источники загрязнения воздуха. Охрана атмосферы. | 1 | 0,75 | 0.25 | Диаграмма | |
5.2.Кислород, его свойства и применение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа – портрет вещества | |
5.3.Практическая работа № 8. Получение, собирание и распознавание кислорода. | 1 | 0,25 | 0,75 | Отчёт | |
5.4.Углекислый газ, его свойства и применение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа – портрет вещества | |
5.5.Практическая работа № 9. Получение, собирание и распознавание углекислого газа. | 1 | 0,25 | 0,75 | Отчёт | |
5.6.Практическая работа № 10. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. | 1 | 0,25 | 0,75 | Отчёт | |
5.7.Практическая работа № 11. Определение запылённости воздуха в помещении. | 1 | 0,25 | 0,75 | Отчёт | |
5.8.Экскурсия на пришкольную территорию. Анализ запылённости атмосферы и состава пылевых отложений. | 1 | - | 1 | Отчёт | |
6 | Знакомые незнакомцы: вода. | 8 | 1.5 | 3,5 | |
6.1.Вода в природе, свойства воды. Основные источники загрязнения воды. Охрана гидросферы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа – портрет вещества | |
6.2.Органолептические показатели воды. Кислотность и минеральный состав воды. | 1 | 0,25 | 0,75 | Отчёт | |
6.4.Жёсткость воды, её определение и устранение. Практическая работа № 12. Жёсткость воды, её определение и устранение. | 1 | Отчёт | |||
6.4.Вода – растворитель. Растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. | 1 | 0,25 | 0.75 | Фото | |
6.5.Растворы и их приготовление. | 1 | 0,25 | 0,75 | Отчёт | |
6.6.Способы очистки воды в домашних и в походных условиях. Практическая работа № 13. Способы очистки воды в походных условиях. | 1 | 0,25 | 0,75 | Отчёт | |
6.7.Экскурсия в центральную лабораторию ООО «Клинводоканал». Тема экскурсии: «Определение степени загрязнения воды, взятой из разных источников, по различным показателям». | 2 | 0,25 | 1,75 | Отчёт, видео | |
7 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - | |
7.1.Конференция «Я – исследователь». | 1 | 1 | - | Видео, смотр достижений |
Содержание изучаемого курса.
Введение – 3 часа.
Химия – наука о веществах. Роль химии в современном мире и в жизни человека. Вещества вокруг нас.
Демонстрации и демонстрационный материал.
Образцы веществ.
Образцы лабораторного оборудования и химической посуды.
Практические работы.
Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Лабораторное оборудование (лабораторный штатив, спиртовка) и химическая посуда.
Практическая работа № 2. Техника выполнения общих практических операций: отбор жидких веществ, отбор твёрдых веществ, перемешивание веществ, растворение твёрдых, жидких, газообразных веществ в воде, нагревание.
Методы познания – 7 часов.
Вещества и тела. Атомы и молекулы. Вещества простые и сложные.
Наблюдение. Описание. Сравнение. Измерение. Гипотеза. Химический эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента. Моделирование.
Демонстрации и демонстрационный материал.
Набор различных веществ, набор предметов (физических тел) из разного материала.
Измерительные приборы.
Лабораторные опыты.
Сложные и простые вещества.
Измерение массы тела и массы вещества с помощью весов и разновесов.
Взаимодействие мела с соком лимона.
Практические работы.
Практическая работа № 3. Наблюдение за горящей свечой.
Практическая работа № 4. Измерение массы тела и массы вещества с помощью физических весов и разновесов.
Практическая работа № 5. Обнаружение крахмала в продуктах питания.
Практическая работа № 6. Моделирование молекул разных веществ.
Вещества и их свойства – 3 часа.
Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества, цвет, вкус, запах, плотность, растворимость в воде, температура кипения, температура плавления, физиологическое воздействие на организм. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций: выделение света и тепла, изменение окраски, появление запаха, выделение газа, образование осадка, растворение осадка. Условия протекания химических реакций.
Демонстрации и демонстрационный материал.
Таблица «Вещества и их свойства». Таблица «Физические явления». Таблица «Химические явления». Набор различных веществ.
Лабораторные опыты.
Исследование свойств веществ.
Физические явления: сгибание стеклянной трубки, плавление парафина, нагревание воды.
Химические явления: горение спиртовки, накаливание медной проволоки, нагревание сахара, взаимодействие питьевой соды с лимонной кислотой.
Чистые вещества и смеси - 5 часов.
Понятие о чистом веществе. Смеси, их виды: однородные и неоднородные. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, гранит. Твёрдые, жидкие, газообразные смеси в природе и в быту. Очистка веществ. Способы разделения смесей – получение чистых веществ: просеивание, отстаивание, флотация, использование магнита, перегонка (дистилляция), фильтрование, выпаривание, кристаллизация, адсорбция, хроматография.
Демонстрации и демонстрационный материал.
Образцы смесей: нефть, гранит. Таблица «Твёрдые, жидкие, газообразные смеси в природе и в быту». Таблицы «Способы разделения смесей».
Лабораторные опыты.
Разделение смеси: просеивание, отстаивание, флотация, использование магнита, перегонка (дистилляция), фильтрование, выпаривание, кристаллизация, адсорбция.
Практическая работа.
Практическая работа № 7. «Очистка загрязнённой поваренной соли».
Знакомые незнакомцы: воздух – 8 часов.
Воздух, состав воздуха. Основные источники загрязнения воздуха. Охрана атмосферы. Кислород – источник жизни на Земле. Кислород, его свойства и применение.
Получение и собирание кислорода в лабораторных условиях. Обнаружение кислорода. Углекислый газ, его свойства и применение. Роль углекислого газа на планете Земля. Получение и собирание углекислого газа в лабораторных условиях. Обнаружение углекислого газа. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Демонстрации и демонстрационный материал.
Диаграмма «Состав атмосферного воздуха».
Получение и свойства кислорода. Получение и свойства углекислого газа.
Практическая работа № 8.
Получение, собирание и распознавание кислорода.
Практическая работа № 9.
Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
Практическая работа № 10.
Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Практическая работа № 11.
Определение запылённости воздуха в помещении.
Экскурсия на пришкольную территорию.
Анализ запылённости атмосферы и состава пылевых отложений.
Знакомые незнакомцы: вода – 8 часов.
Вода в природе. Свойства воды. Основные источники загрязнения воды. Охрана гидросферы. Круговорот воды в природе. Значение воды. Органолептические показатели воды. Кислотность и минеральный состав воды. Жёсткость воды, её определение и устранение. Вода – растворитель. Растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Растворы и их приготовление. Способы очистки воды в домашних и в походных условиях. Демонстрации и демонстрационный материал.
Таблица «Круговорот воды в природе». Таблица «Приготовление растворов».
Лабораторные опыты.
Изучение органолептических показателей воды.
Растворимость веществ в воде.
Техника приготовления раствора.
Практическая работа № 12.
Жёсткость воды, её определение и устранение.
Практическая работа № 13.
Способы очистки воды в походных условиях.
Экскурсия в центральную лабораторию ООО «Клинводоканал».
Тема экскурсии: «Определение степени загрязнения воды, взятой из разных источников, по различным показателям».
Итоговое занятие – 1 час.
Конференция «Я – исследователь».
Демонстрации и демонстрационный материал.
Творческие работы учащихся, фото- и видеоматериалы.
Методическое обеспечение программы «Я – исследователь».
Принципы обучения.
Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.
Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены. Связь теории с практикой обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.
Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить обучающихся критически осмысливать и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
Наглядность. Для наглядности применяются существующие фото и видео материалы, а также материалы своего изготовления, таблицы, схемы, диаграммы.
Систематичность и последовательность. Учебный материал даётся по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Непрочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.
Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
В процессе обучения используются разнообразные методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);
-репродуктивный метод;
-метод проблемного изложения;
-частично-поисковый (или эвристический) метод;
-исследовательский метод;
-метод проектов;
-метод обучения в сотрудничестве;
-метод взаимообучения.
В программу «Я - исследователь» включены содержательные линии:
-аудирование - умение слушать и слышать;
-чтение – осознанное самостоятельное чтение с применением «химического языка»;
-говорение – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;
-пропедевтика – круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными химическими понятиями;
-творческая деятельность - моделирование, проектирование.
Методы организации и осуществления занятий.
1.Перцептивные:
а)словесные методы (рассказ, беседа, диалог, дискуссия, инструктаж);
б)наглядные методы (демонстрация таблиц, моделей, опытов, мультимедийных презентаций, фотографий);
в)практические методы (лабораторные опыты, практические работы, исследовательские работы, экскурсии).
2.Гностические:
а)иллюстративно - объяснительные методы;
б)репродуктивные методы;
в)проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г)эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д)исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
3.Логические:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы;
б)конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
На занятиях, в процессе обучения, используются дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:
-развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные умозаключения;
-развитию речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи);
-воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду.
Методы стимулирования и мотивации деятельности. Методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д. Методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
Форма и режим занятий:
-работа по индивидуальным планам;
-групповые теоретические и учебно-практические занятия;
-комбинированные занятия.
Основные методы обучения, применяемые для прохождения программы:
1. Устный. 2. Проблемный. 3. Частично-поисковый. 4. Исследовательский. 5. Проектный. 6. Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика). 7. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия). 8. Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа). 9. Создание ситуаций творческого поиска. 10. Стимулирование (поощрение).
Курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы с приборами, лабораторным оборудованием, химической посудой, веществами.
При организации практических занятий и исследовательских проектов формируются малые группы, состоящие из 2-4 обучающихся. Для каждой группы выделяется отдельное рабочее место (сдвоенные столы) с набором необходимого оборудования и химических реактивов.
Формы контроля усвоения материала: отчёты по практическим работам, лабораторным опытам, отчёт по исследовательской работе; отчёт по экскурсии; творческие работы - «портреты» веществ, рисунки, схемы, диаграммы, фото и (или) видео, таблицы, смотры достижений обучающихся.
Формы подведения итога реализации программы:
-участие в конкурсах;
-участие в школьных научно-практических конференциях;
-участие в Неделе химии;
-участие в олимпиадах.
Для достижения прогнозируемых в программе образовательных результатов необходимы следующие ресурсные компоненты:
1)Материально-техническое обеспечение программы:
-специализированный кабинет химии для проведения занятий;
-наборы коллекций («Алюминий», «Металлы и сплавы», «Стекло и изделия из стекла», «Пластмассы», «Волокна», «Нефть»);
-лабораторное оборудование: лабораторные штативы, спиртовки, штативы для пробирок, пробиркодержатели, тигельные щипцы;
-приборы для получения газов;
-наборы лабораторной химической посуды;
-наборы веществ;
-таблицы по химии;
-справочные материалы;
-фотоаппарат, видеокамера, интерактивная доска.
2)Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
-инструкции для выполнения лабораторных опытов, практических работ, исследовательских работ;
-экранные видеоматериалы.
3)Дидактическое обеспечение:
-представлено конспектами занятий, презентациями к ним.
Список литературы.
1.Муравьёв А.Г. Экологический практикум: учебное пособие с комплектом карт-инструкций.- 2-е издание, испр.-СПб: Крисмас+, 2012. -176 с.
2.Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг. Киров: ООО «Типография» «Старая Вятка», 2012. - 95 с.
3.Габриелян О.С., Остроумов И.Г, Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс. 7 класс - М.: Дрофа, 2015.
4.Дорофеев М.В. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии. // Химия в школе. - 2016.-№ 9.-С. 42-46
5.Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2015.-№ 5.- с. 25-26
6.Золотавина Е.А. Кружок «Мир химии» для учащихся 5-6 классов. // Химия в школе.-2013.-№ 5.-С. 60-64
7.Пильникова Н.Н. Путешествие в мир интересных явлений. // Химия в школе.-2013. № 3.-С. 71-74
8.Пильникова Н.Н. Эксперимент на уроке по теме «Растворение. Растворимость. Растворы». // Химия в школе.-2015.-№ 9.-С. 60-64.
9.Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2122 «Химия». – 6-е изд., пререраб. – М.: Просвещение, 2015. – 224 с.: ил.
10.Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию: Кн. для учащихся 7-8 кл. сред. Шк. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.: ил.
11.Химия: Справ. Материалы. Учеб. пособие для учащихся / Ю.Д. Третьяков, В.И. Дайнеко, И.В. Казимирчик и др.; под ред. Ю.Д. Третьякова. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с., ил.
12.Мир химии. Некоторые направления химической науки: общая характеристика. Опыты, таблицы. Великие химики: годы жизни. http://www.chemistry.narod.ru/
13.Химическая страничка. Материалы олимпиад по химии. Описание опытов. Свойства элементов. Химические свойства минералов. Словарь химических терминов. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/cources/chem/
14.Электронная библиотека по химии. Сборник российских научных и образовательных публикаций по химии. Справочная информация и базы данных по химии. Материалы для школьников. Электронные учебники. Задания вступительных экзаменов по химии в МГУ. Задачи химических олимпиад. Мультимедиа-публикации. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary
Календарный учебный график.
№ п/п | Месяц | Дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 05 | Индивидуаль-ная | 1 | Введение. Химия – наука о веществах. | Специализированный кабинет химии | Творческая работа | |
2 | 12 | Парная | 1 | Лабораторное оборудование и химическая посуда. Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Лабораторное оборудование (лабораторный штатив, спиртовка) и химическая посуда. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | ||
3 | 19 | Парная | 1 | Техника выполнения общих практических операций. Практическая работа № 2. Техника выполнения общих практических операций: отбор жидких веществ, отбор твёрдых веществ, перемешивание веществ, растворение твёрдых, жидких, газообразных веществ в воде, нагревание. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | ||
4 | 26 | Индивидуаль-ная | 1 | Методы познания. Вещества и тела. | Специализированный кабинет химии | Творческая работа | ||
5 | Октябрь | 03 | Парная | 1 | Методы познания: наблюдение, измерение. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | |
6 | 10 | Групповая | 1 | Наблюдаю, измеряю, сравниваю, описываю. Практическая работа № 3. Наблюдение за горящей свечой. Практическая работа № 4. Измерение массы тела и массы вещества с помощью физических весов и разновесов. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | ||
7 | 17 | Парная | 1 | Методы познания: химический эксперимент. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | ||
8 | 24 | Групповая | 1 | Гипотеза и эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента. Практическая работа № 5. Обнаружение крахмала в продуктах питания. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | ||
9 | Ноябрь | 07 | Индивидуальная | 1 | Атомы и молекулы. Вещества простые и сложные. | Специализированный кабинет химии | Модели, рисунки, схема | |
10 | 14 | Индивидуальная | 1 | Методы познания: моделирование. Практическая работа № 6. Моделирование молекул разных веществ. | Специализированный кабинет химии | Модели и рисунки | ||
11 | 21 | Индивидуальная | 1 | Вещества и их свойства. Физические свойства веществ. | Специализированный кабинет химии | Фото, рисунки, схема | ||
12 | 28 | Парная | 1 | Физические и химические явления. Признаки химических реакций: выделение света и тепла, изменение окраски, появление запаха. | Специализированный кабинет химии | Фото, рисунки | ||
13 | Декабрь | 05 | Парная | 1 | Физические и химические явления. Признаки химических реакций: выделение газа, образование осадка, растворение осадка. | Специализированный кабинет химии | Фото, рисунки | |
14 | 12 | Индивидуальная | 1 | Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе. Смеси, их виды. | Специализированный кабинет химии | Схема, рисунки | ||
15 | 19 | Индивидуальная | 1 | Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, гранит. | Специализированный кабинет химии | Диаграмма | ||
16 | 26 | Групповая | 1 | Способы получения чистых веществ из смесей: просеивание, отстаивание, флотация, использование магнита, перегонка (дистилляция), адсорбция, хроматография. | Специализированный кабинет химии | Рисунки, фото или видео | ||
17 | Январь | 09 | Групповая | 1 | Способы получения чистых веществ из смесей: фильтрование, выпаривание, кристаллизация. | Специализированный кабинет химии | Рисунки, фото или видео | |
18 | 16 | 1 | Практическая работа №7. Очистка загрязнённой поваренной соли. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | |||
19 | 23 | Индивидуальная | 1 | Знакомые незнакомцы: воздух. Воздух, состав воздуха. Основные источники загрязнения воздуха. Охрана атмосферы. | Специализированный кабинет химии | Диаграмма | ||
20 | 30 | Индивидуальная | 1 | Кислород, его свойства и применение. | Специализированный кабинет химии | Творческая работа – портрет вещества | ||
21 | Февраль | 06 | Групповая | 1 | Практическая работа № 8. Получение, собирание и распознавание кислорода. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | |
22 | 13 | Индивидуальная | 1 | Углекислый газ, его свойства и применение. | Специализированный кабинет химии | Творческая работа – портрет вещества | ||
23 | 20 | Групповая | 1 | Практическая работа № 9. Получение, собирание и распознавание углекислого газа. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | ||
24 | 27 | Групповая | 1 | Практическая работа № 10. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | ||
25 | Март | 05 | Групповая | 1 | Практическая работа № 11. Определение запылённости воздуха в помещении. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | |
26 | 12 | Групповая | 1 | Экскурсия на пришкольную территорию. Анализ запылённости атмосферы и состава пылевых отложений. | Территория школы | Отчёт | ||
27 | 19 | Индивидуальная | 1 | Знакомые незнакомцы: вода. Вода в природе, свойства воды. Основные источники загрязнения воды. Охрана гидросферы. | Специализированный кабинет химии | Творческая работа – портрет вещества | ||
28 | Апрель | 02 | Парная | 1 | Органолептические показатели воды. Кислотность и минеральный состав воды. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | |
29 | 09 | Индивидуальная | 1 | Жёсткость воды, её определение и устранение. Практическая работа № 12. Жёсткость воды, её определение и устранение. Вода – растворитель. Растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. | Специализированный кабинет химии | Рисунки, схема | ||
30 | 16 | Парная | 1 | Вода – растворитель. Растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. | Специализированный кабинет химии | Фото | ||
31 | 23 | Групповая | 1 | Растворы и их приготовление. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | ||
32 | 30 | Индивидуальная | 1 | Способы очистки воды в домашних и в походных условиях. Практическая работа № 10. Способы очистки воды в походных условиях. | Специализированный кабинет химии | Отчёт | ||
33-34 | Групповая | 2 | Экскурсия в центральную лабораторию ЗАО «Клинводоканал». Тема экскурсии: «Определение степени загрязнения воды, взятой из разных источников, по различным показателям». | Центральная лаборатория ЗАО «Клинводоканал» | Отчёт, видео | |||
35 | Индивидуальная | Итоговое занятие. Конференция «Я – исследователь». | Специализированный кабинет химии | Видео, смотр достижений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"
Работа учащихся с декоративными растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"
Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися 13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской грамотности, воспитанию медицинской...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"
Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Исследователь» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования ос...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики»Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Софизмы и парадоксы в математике» для обучающихся 14-16 лет
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышлени...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы познаем мир»
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы дополнительного образования, ...