Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Бабич Светлана Петровна

Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы. Программа нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского  языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivn_10_.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

для 10 класса

«Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

учителя русского языка и литературы

МАОУ «Средняя школа №6»

Бабич С. П.

                                                                                   

2015 г

Элективный курс по русскому языку

 «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

10 класс

Пояснительная записка.

         Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   10 классов.

        Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы.

        Программа нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского  языка:

  • фонетика,
  • морфемика и словообразование,
  • грамматика (морфология, синтаксис),
  • текстоведение и речеведение;

         Реализация программы предполагает совершенствование практических умений по орфографии и пунктуации.

        Курс является практико-ориентированным, призван помочь учащимся  повторить, систематизировать и углубленно изучить курс русского языка.

       Цель курса:   повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения у учащихся.

      Задачи курса:

  • обобщить знания о языке как системе (по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
  • формировать устойчивые навыки нормативной речи;
  • отрабатывать умения  и навыки: работа с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • отрабатывать умение самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • формировать  и развивать  у учащихся интеллектуальные  и практические умения.

          На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил).

Задания на знание норм русского литературного языка предназначены  для оценки общей культуры ученика. В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса  «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»  ученик

должен знать/понимать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка.

Уметь:

  • применять в практике  основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе работы  изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.

Занятия  с учащимися  предполагают следующие формы и приемы работы:

  • лекции с последующим опросом;
  • беседы;
  • практические занятия;
  • работа в парах, группах, индивидуально;
  • выполнение работ по заданному алгоритму;
  • решение заданий повышенной сложности;
  • проведение орфоэпических и грамматических практикумов,
  •  создание  памяток и информационных карточек;
  • использование компьютерных презентаций:
  • презентация урока,
  • фрагмент урока,
  • творческая работа учащихся,
  • использование компьютерных средств контроля,
  • работа с мультимедийными пособиями.

Наиболее прогрессивные и  эффективно применяемые  технологии:

       информационные (насыщение занятий  информационными средствами: компьютерами, аудио- и видео средствами, информационной продукцией);

       проектная и исследовательская деятельность (средство всестороннего развития ребенка);

      нестандартные, в том числе интегрированные уроки (средство развития творчества,  креативности мышления и социализации личности);

      технологии модульного обучения по системе профессора А.Третьякова (подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований)

       технология разноуровневого обучения (использование определенного времени, необходимого  ученику для усвоения учебного материала);

       индивидуальные образовательные технологии (создание ситуации успеха для каждого ученика).

       Программа элективного курса  актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

      Дидактический материал (таблицы, упражнения, карточки-информаторы, памятки, тесты). При таком подходе учащиеся закрепляют навыки работы со словарями и справочниками, развивают умения формулировать вопросы заданий, учатся дифференцировать  материал.

Выполнение заданий с помощью электронных репетиторов незаменимо при интенсивной работе по коррекции грамотности учащихся.

       Методическое обеспечение программы: в разработке занятий учитывались практическая направленность курса, ориентация на самостоятельную работу учащихся (часть 1 - выполнение тестовых заданий с выбором ответа).

      Формы контроля достижений учащихся  и критерии их оценки:

- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке),

- промежуточный (тестовые задания; контрольные работы, выполняемые с помощью электронных тренажеров; ответы на вопросы; беседы),

- итоговый (в конце курса) проводится в форме тестовой работы. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ.

Критерии оценивания:

1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

 2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала:

  Баллы         Степень выполнения задания

 1        Менее чем на балл «2»

 2        Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

 3        Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

 4        Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

 5        Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

 6        Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

 7        Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

 8        Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

 9        Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

10        Выполнены все предложенные задания

Оценка

Баллы

Процент выполнения теста

«2»

0-2

0-30

«3»

3-4

40 -50

«4»

                    6-8

60-80

«5»

9-10

90-100

Предполагаемые результаты изучения курса:

  1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса;
  2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности.

Содержание курса

Орфоэпия

Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.

Стилистика

Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.

Словообразование

Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

Морфология

Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.

Орфография

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

Речь. Текст

Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Учебно-тематический план

10 класс

Название раздела, темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теорет

Практ.

1-2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

2

1

1

Лекция с элементами беседы, тест

Конспект, схема

3-8

Лексика.

Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова).

6

2

3

1

3

1

Работа со словарем, тест

Конспект, тезис

Употребление фразеологизмов,

их роль в речи.

2

1

1

Работа со словарем

Конспект, тезис

Переносное значение слова, тропы.

2

1

1

Работа со словарем, тест

Конспект, тезис

9-12

Стилистика

Стили и функциональные типы речи.

5

2

2

1

3

1

Лекция с элементами беседы

Конспект

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.

2

1

1

Работа с текстом

схемы

13

Контрольная работа по темам «Орфоэпия», «Лексика и фразеология».

1

1

К/Р

14-18

Словообразование

Образование слов, способы словообразования.

5

2

2

1

3

1

Лекция с элементами беседы

Конспект, тезис

Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

2

1

1

Лекция, тест

схемы

Тест  «Правописание корней, приставок, суффиксов»

1

1

Тестирование

тест

19-24

Морфология

Морфологические нормы. Самостоятельные и служебные части речи.

6

2

3

1

3

1

Лекция с элементами беседы

Конспект, тезис

Морфологический анализ слова.

1

1

Лекция с элементами беседы

Конспект

Синтаксическая роль различных частей речи. Переход из одной части речи в другую.

2

1

1

Лекция с элементами беседы

Конспект

Контрольная работа по темам «Словообразование», «Морфология».

1

1

Тест

тест

25-34

Орфография

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

10

1

5

1

5

Лекция с элементами беседы,

составление тестовых заданий учащимися.

схемы

Тест «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи»

    1

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

тест

Практическая работа. Средства выразительности русской речи.

1

1

Выполнение заданий.

схемы

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

1

Лекция с элементами беседы, выполнение заданий

таблица

Тест  «Правописание НЕ с разными частями речи»

1

1

тест

Частицы НЕ и НИ.

1

1

Лекция с элементами беседы, выполнение заданий

Контрольная работа по теме «Правописание -Н- и -НН-», «Правописание НЕ и НИ».

1

1

К/Р

Правописание служебных частей речи.

1

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий

таблица

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

1

1

Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам.

1

1

.

Итого

34

16

18

Технические средства обучения:

Ноутбук    …...............................1 шт.

Мультимедийный проектор…1 шт.

Принтер…...................................1 шт.

Интерактивная доска………...1шт.

Манипулятор (мышь)…………1 шт.

Сетевой фильтр……………….1 шт.

Экранные пособия:

Видеокассеты.

Аудиокассеты.

Компьютерные диски

Список литературы

Литература для учителя

1. Влодавская, Е. А. Единый государственный экзамен. Поурочное планирование. – М.: Вербум, 2012

2. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2011.

3. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации  выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс. – М.: ВАКО, 2010

4. Соколова, Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста. – М.: Просвещение, 1996.

5.  Скобликова, Е. С. Обобщающая работа по орфографии. – М.: Просвещение, 1989.

6. «Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык: контрольные измерительные материалы»/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова.

7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Министерство Образования РФ, Интеллект-центр, 2012.

Литература для обучающихся

1. Алексеева, Е. П. Русский язык в схемах и таблицах: Пособие для учащихся. – Самара: ООО «Офорт», 2012.

2. Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2003.

3. Козлова Т.Й. Русский язык. Культура речи. Пособие для подготовки к ЕГЭ.— М.: Экзамен, 2012

4. Пахнова, Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2011

5. Тростенцова, Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов.- М.: Дрофа, 2011

6. ЕГЭ-2014. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова  – М.: Эксмо, 2014

7. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ, авторы-составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2013.

8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2013. Русский язык/ ФИПИ, авторы-составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2013.

Интернет-ресурсы 

  1. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru
  2. А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. edu.1september.ru
  3. http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  4. http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  5. http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  6. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

   Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...

Перечень вопросов для подготовки к экзамену, зачету

Уважаемые студенты! Если Вы пропустили учебное занятие, то в данном разделе можете ознакомиться с пропущенным учебным материалом и выполнить задания по данным темам, а также ознакомиться с перечнем во...

Вопросы для подготовки к экзамену по предмету «История Казахстана»

Вопросы к экзаменационным билетам по истории Казахстана...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   11 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...

Программа элективного курса «Трудные вопросы языкознания» (подготовка к экзамену) для обучающихся 11 классов

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы.  Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, разв...

Рабочая программа курса по выбору «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену» для обучающихся 9, 10 классов

       Программа факультативного курса       «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену»   составлена на основе  ...