Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая учебная программа элективного курса «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей рус. языка и литературы протокол №_________ от «____» __________2015 г. председатель МО Телегина Л.Л. | «Согласовано» зам. директора по УР ________ О.В.Райш «____» __________2015 г. | «Утверждена на Методическом совете ________Г.В.Кузнецова Протокол № 1 «____» __________2015г. |
Рабочая учебная программа
Элективного курса по русскому языку
«Абсолютная грамотность»
(Технология подготовки к ГИА по русскому языку)
для обучающихся 8 класса
Составитель: учитель русского
языка и литературы
МБОУ «СШ №8»
г. Нижневартовска
Телегина Лариса Леонидовна
2015-2016 гг.
Программа рассчитана на 17 часов для обучающихся 8-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
- обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-7 классов,
- закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
- подготовить учащихся к ГИА по русскому языку.
Пояснительная записка
Курс подготовки учащихся 8-ых классов к ГИА посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- интерактивная доска
- мультимедийный проектор
- компьютер
- принтер
- парты - 15 шт.
- стулья - 30 шт
- стол – 1 шт.
- стул – 1шт. - учителя
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Содержание обучения
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа - тест
Тематический план курса (17 часов)
№ п/п | Название тем курса | Количество часов | Кол-во часов по теме | Форма занятий |
1. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки. | 1 | 1 | Лекция с составлением таблиц-памяток |
2. | Орфограммы в корнях | 2 |
| Семинары-практикумы. Тестирование по темам |
| Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные |
| 1 |
|
| Правописание согласных в корне слова. О, Ё после шипящих в корне |
| 1 |
|
3. | Правописание приставок | 1 |
| Лекция. Практическое применение правил |
| Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения |
| 1 |
|
4 | Орфограммы в суффиксах | 3 |
| Лекции с составлением алгоритмов по темам |
| О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск |
| 1 |
|
| Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) |
| 1 |
|
| Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий |
| 1 |
|
5 | Орфограммы в окончаниях | 2 |
| Семинары - практикумы |
| О, Ё после шипящих в окончаниях слов |
| 1 |
|
| Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов |
| 1 |
|
6 | Правописание сложных слов | 2 |
| Лекция учителя. Тренировочные задания |
| Соединительная гласная в сложных словах |
| 1 |
|
| Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных |
| 1 |
|
7 | Правописание предлогов | 1 |
| Семинары-практикумы |
| Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов |
| 1 |
|
8 | Правописание союзов | 1 |
| Компьютерное тестирование |
| Слитное и раздельное написание союзов |
| 1 |
|
9 | Правописание частиц | 1 |
| Семинары -практикумы |
| Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи |
| 1 |
|
10 | Правописание числительных | 1 |
| Семинары -практикумы |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных |
| 1 |
|
11 | Принципы и правила переносов | 1 | 1 | Тренировочные задания |
12 | Итоговая работа | 1 |
|
|
| Тест |
| 1 |
|
Литература для учащихся
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
- Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 2012.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2012.
- Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 2013.
- Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2010.
- Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 2011.
- Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 2012.
- Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 2014.
- Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 2014.
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"
- Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2012.
Литература для учителя
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 2013.
- Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2012.
- Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 2014.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 2010.
- Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 2013.
- Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 2014.
- Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
- Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
- Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
- Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
- Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Программа дистанционного курса по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ГИА по русскому языку»
Программа разработана для дистанционного обучения русскому языку в 9 классе. Дистанционная система обучения предоставляет больше свободы в выборе режима обучения и адаптируетс...
Программа дистанционного курса по русскому языку в 11 классе «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Единый государственный экзамен по русскому языку является важным испытанием для учащихся 11-х классов. Для его успешной сдачи необходимы усилия как со стороны учителя, так и...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Данный курс позволит обучающимся 10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предло...
Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса
Курс ориентирован на подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...
Программа элективного курса по русскому языку "Абсолютная грамотность" для обучающихся 9 классов
Элективный курс предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. Вопросы, рассматриваемые ...