Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему

Бабич Светлана Петровна

Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   11 классов. Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivn_11.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

для 11 класса

«Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

учителя русского языка и литературы

МАОУ «Средняя школа №6»

Бабич С. П.

                                                                                   

2015 г

Элективный курс по русскому языку

 «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

11 класс

Пояснительная записка.

         Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   11 классов.

        Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы.

        Программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Основными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения),  опора на этимологический анализ при обучении орфографии, что формирует систему правописных умений и навыков; систематизация и обобщение знаний.

В программе материал распределен по темам, в последовательности изучения правил для того, чтобы в результате обучения у выпускников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания.

         Реализация программы предполагает совершенствование практических умений по орфографии и пунктуации.

        Курс является практико-ориентированным, призван помочь учащимся  повторить, систематизировать и углубленно изучить курс русского языка.

       Цель курса:   повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения у учащихся.

      Задачи курса:

  • систематизировать и обобщить знания в области правописания;
  • углублять  знания по орфографии  и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами;
  • формировать умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из множества правил нужное,  устойчивые навыки нормативной речи;
  • развивать языковую догадку, способность  предвидеть орфографические затруднения, функциональную  грамотность.

          На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил).

Задания на знание норм русского литературного языка предназначены  для оценки общей культуры ученика. В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса  «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»  ученик

должен знать/ понимать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка.

Уметь:

  • применять в практике  основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе работы  изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.

Занятия  с учащимися  предполагают следующие формы и приемы работы:

- лекции с последующим опросом;

- беседы;

- практические занятия;

- работа в парах, группах, индивидуально;

- выполнение работ по заданному алгоритму;

- решение заданий повышенной сложности;

- проведение орфоэпических и грамматических практикумов,

- создание  памяток и информационных карточек;

- использование компьютерных презентаций:

  • презентация урока,
  • фрагмент урока,
  • творческая работа учащихся,
  • использование компьютерных средств контроля,
  • работа с мультимедийными пособиями.

Наиболее прогрессивные и  эффективно применяемые  технологии:

       информационные (насыщение занятий  информационными средствами: компьютерами, аудио- и видео средствами, информационной продукцией);

       проектная и исследовательская деятельность (средство всестороннего развития ребенка);

      нестандартные, в том числе интегрированные уроки (средство развития творчества,  креативности мышления и социализации личности);

      технологии модульного обучения по системе профессора А.Третьякова (подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований)

       технология разноуровневого обучения (использование определенного времени, необходимого  ученику для усвоения учебного материала);

       индивидуальные образовательные технологии (создание ситуации успеха для каждого ученика).

       Программа элективного курса  актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности,  практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

      Дидактический материал (таблицы, упражнения, карточки-информаторы, памятки, тесты). При таком подходе учащиеся закрепляют навыки работы со словарями и справочниками, развивают умения формулировать вопросы заданий, учатся дифференцировать  материал.

Выполнение заданий с помощью электронных репетиторов незаменимо при интенсивной работе по коррекции грамотности учащихся.

       Методическое обеспечение программы: в разработке занятий учитывались практическая направленность курса, ориентация на самостоятельную работу учащихся (часть 1 - выполнение тестовых заданий с выбором ответа).

      Формы контроля достижений учащихся  и критерии их оценки:

- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке),

- промежуточный (тестовые задания; контрольные работы, выполняемые с помощью электронных тренажеров; ответы на вопросы; беседы),

- итоговый (в конце курса) проводится в форме тестовой работы. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ.

Критерии оценивания:

1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

 2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала:

  Баллы         Степень выполнения задания

 1        Менее чем на балл «2»

 2        Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

 3        Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

 4        Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

 5        Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

 6        Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

 7        Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

 8        Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

 9        Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

10        Выполнены все предложенные задания

Оценка

Баллы

Процент выполнения теста

«2»

0-2

0-30

«3»

3-4

40 -50

«4»

                    6-8

60-80

«5»

9-10

90-100

Предполагаемые результаты изучения курса:

  1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса ;
  2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности.

Содержание курса (34 часа)

                            Речевой этикет в письменном общении (2ч.) Речевой этикет как правило речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм  извинения, просьбы, благодарности и т.п.  в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России.

Особенности речевого этикета  при дистанционном общении.

Основные правила письменного общения и виртуальных дискуссиях, в Интернете.

 В результате изучения темы обучающиеся должны

знать / понимать

1.речевой этикет в частной и деловой переписке;

         2. особенности речевого этикета  при дистанционном общении.

            уметь

1.употреблять этикетные формы  в письменной речи, при

     дистанционном общении.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при дистанционном общении, в виртуальных дискуссиях, в Интернете.

                                         

Синтаксис. Пунктуация (32ч.)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

Некоторые сведения из истории русской пунктуации.

Основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации:  грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче прямой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать / понимать

1.принципы русской пунктуации;

2.структуру предложения и пунктуацию.

          уметь 

расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в письменной речи.

                  Знаки препинания в конце предложения

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать / понимать

употребление знаков препинания в конце предложения.

           уметь

применять правила постановки знаков препинания в конце предложения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. свободного владения родным русским языком, основами культуры речи;
  2. умения анализировать и оценивать языковые явления и факты;
  3. грамотного, логического изложения своих мыслей.

          Знаки препинания внутри простого предложения

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом.  Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Обобщающие слова.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе интонационной характеристики и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот  как особая синтаксическая конструкция.

Обособление приложений.

Обособление обстоятельств, выраженным одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленным дополнением.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания при сравнительных оборотах. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Вводные слова. Отличие вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

Пунктуационное выделение междометий, восклицательных слов.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать / понимать

систему правил данного раздела пунктуации.

          уметь

  применять правила постановки знаков препинания внутри простого предложения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

свободного владения родным русским языком, основами культуры речи;

         Знаки препинания между частями сложного предложения

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями ССП.

Употребление знаков препинания между частями СПП.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания БСП.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.

В результате изучения темы обучающиеся должны

 знать / понимать

         знаки препинания между частями сложного предложения

уметь

применять правила постановки знаков препинания между частями

 сложного предложения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

умения анализировать и оценивать языковые явления и факты;

                 Знаки препинания при передаче чужой речи

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалоге.  Разные способы оформления цитат на письме.

В результате изучения темы обучающиеся должны

 знать / понимать

  правила постановки знаков препинания при передаче чужой речи.

         уметь

   оформлять на письме прямую речь, диалог, цитату.  

                    Знаки препинания в связном тексте

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак.

В результате изучения темы обучающиеся должны

   знать / понимать

     авторские знаки

             уметь

     находить оптимальный пунктуационный вариант с учётом контекста.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

грамотного, логического изложения своих мыслей.

Учебно-тематический план

11 класс

Название раздела, темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теорет

Практ.

1-2

.Речевой этикет в письменном общении . Речевой этикет как правила речевого поведения

2

1

1

Лекция с элементами беседы, тест Текущий контроль. Устный опрос

Конспект, схема

3-32

Синтаксис. Пунктуация. 

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

32

2

18

1

14

1

Работа со словарем, тест. Связь с литературой. Работа с художественным текстом.

Конспект, тезис

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

2

1

1

Работа со словарем.

Связь с литературой. Работа с художественным текстом.

Конспект, тезис

.Разделы русской пунктуации

1

1

Работа со словарем, тест

Конспект, тезис

Знаки препинания в конце предложения.

1

      1

Лекция с элементами беседы

Конспект

Знаки препинания внутри простого предложения. Система правил данного раздела.

2

1

1

Работа с текстом

схемы

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

1

Лекция с элементами беседы

Конспект

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности.

2

1

1

Лекция с элементами беседы

схемы

Однородные члены, соединенные и не соединенные союзом.

1

1

1

Лекция, тест

схемы

Проверочная работа. Однородные и неодн-ные определения.

1

1

Тестирование

тест

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

1

1

Лекция с элементами беседы

Конспект, тезис

Обособленные определения, распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные.

1

1

Лекция с элементами беседы

Конспект

Обособление приложений.

1

 

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий

таблица

Тест. Обособление обстоятельств.

1

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий

таблица

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

1

1

Лекция с элементами беседы

Конспект

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова.

1

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий

Пунктуационные выделения междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов.

1

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий

таблица

ПР  Знаки препинания между частями сложного предложения.

1

1

Проверочная работа

Конспект

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

1

1

Лекция с элементами беседы

Конспект

Знаки препинания между частями СПП

1

1

Выполнение упражнений

таблица

Употребление знаков препинания между частями СПП.

1

1

Лекция с элементами беседы

Конспект

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.

1

1

Лекция с элементами беседы

Конспект

Сочетание знаков препинания.

1

1

Лекция с элементами беседы,

составление тестовых заданий учащимися.

схемы

Знаки препинания при передаче чужой речи. Прямая и косвенная речь.

    1

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

тест

Оформление на письме прямой речи и диалога.

1

1

Выполнение заданий.

схемы

Разные способы оформления на письме цитат.

1

1

Лекция с элементами беседы, выполнение заданий

таблица

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью.

1

1

Лекция с элементами беседы, выполнение заданий

Итоговый тест

1

1

К/Р

Технические средства обучения:

Ноутбук    …...............................1 шт.

Мультимедийный проектор…1 шт.

Принтер…...................................1 шт.

Интерактивная доска………...1шт.

Манипулятор (мышь)…………1 шт.

Сетевой фильтр……………….1 шт.

Экранные пособия:

Видеокассеты.

Аудиокассеты.

Компьютерные диски

Список литературы

Литература для учителя

  1. Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. – М., 1976.
  2. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
  3. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом  текста. 8-9 кл. : пособие для учителя. - -М., 2003.

        Литература для обучающихся

  1.     Базжина Т. В. Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. – М., 2000 г.
  2.    Единый Государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы/ Капинос В. И., 2014
  3.   Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. – М., 2005.
  4.    Львова С. И. Там, где кончается слово… (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991 г.
  5.    Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984.
  6.    Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2000.
  7.    Словари.

        Интернет-ресурсы

  1. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru
  2. А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. edu.1september.ru
  3. http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  4. http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  5. http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  6. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

   Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...

Перечень вопросов для подготовки к экзамену, зачету

Уважаемые студенты! Если Вы пропустили учебное занятие, то в данном разделе можете ознакомиться с пропущенным учебным материалом и выполнить задания по данным темам, а также ознакомиться с перечнем во...

Вопросы для подготовки к экзамену по предмету «История Казахстана»

Вопросы к экзаменационным билетам по истории Казахстана...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...

Программа элективного курса «Трудные вопросы языкознания» (подготовка к экзамену) для обучающихся 11 классов

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы.  Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, разв...

Рабочая программа курса по выбору «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену» для обучающихся 9, 10 классов

       Программа факультативного курса       «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену»   составлена на основе  ...