Программа внеурочной деятельности "Природа родного края" 3 класс
рабочая программа по биологии по теме

Тарнавская Марина Дмитриевна

 «Природа родного края» — интегрированный курс для младших школьников, в который входят три блока: «Мир культуры», «Мир природы», «Мир истории». Программа данного курса построена на основе требований разного по содержанию традиционного краеведения: исторического, природного, литературного, экономического. Такая интеграция способствует раскрытию неразрывной связи человека с окружающей средой и обществом, формированию у учащихся начальной школы целостной картины мира

Цель курса «Природа родного края» - формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Тункинского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_rodnogo_kraya_s_soder.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа факультатива «Природа родного  края» 3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, рабочей программы по краеведению для начальной школы.

Рабочая  программа рассчитана на 34 часа в год (34 учебных недели), в неделю - 1 час.

Общая характеристика факультатива.

 «Природа родного края» — интегрированный курс для младших школьников, в который входят три блока: «Мир культуры», «Мир природы», «Мир истории». Программа данного курса построена на основе требований разного по содержанию традиционного краеведения: исторического, природного, литературного, экономического. Такая интеграция способствует раскрытию неразрывной связи человека с окружающей средой и обществом, формированию у учащихся начальной школы целостной картины мира.

Место факультатива в учебном плане. Место факультатива в учебном плане. 

Изучение факультатива целесообразно начинать в начальной школе с 2 класса: 2 класс — «Мир культуры», 3 класс — «Мир природы», 4 класс — «Мир истории». Объём занятий в каждом классе 34 ч. Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний исторического и гуманитарно-эстетического циклов.

Цель курса «Природа родного края» - формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Тункинского района.

Задачи курса:

   1.Формирование знаний о природных и географических особенностях  Национального парка «Тункинский»; об историческом прошлом и настоящем родного края; о культурном наследии и духовных традициях; о символах Тунки; о поэтах и писателях прославившихся родной край, знать его сакральные места, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об  экологических проблемах края.

   2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко –  природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы родного края.

   3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться тункинцем; любви и уважения к землякам, прославившим Тункинский край;  бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся.

В целом курс «Природа родного края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.

Принципы построения курса. 

Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «об образовании»:

 - воспитание гражданственности и любви к Родине;

 - защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

 - формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

 - формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;

 - гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей.

Занятие краеведением поможет юным глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в Конституцию страны: «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». (Конституция РФ: статья 44, часть 3; статья 58).

Краеведческий курс « Природа родного края» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников.

  • Краеведческий принцип. Отбор учебного материала, выполненный в соответствии с этим принципом, позволяет в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
  • Принцип научности означает опору на науку, как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данном курсе по краеведению и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и применяемых методов обучения. Принцип научности требует изучения прочно установленных в современном культурно – историко – природоведческом краеведении положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться. Однако при изучении отдельных тем возможны спорные, дискуссионные проблемы, научные гипотезы.
  • Принцип доступности и посильности. Сущность этого принципа сводится к тому, чтобы изучаемый краеведческий материала по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Правильно определенная посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся.
  • Принцип наглядности «строится не на отвлеченных представлениях о словах, а на конкретных образах непосредственного восприятия ребенка». С целью реализации этого принципа на занятиях по краеведению следует использовать слайды и диапозитивы, видеоматериалы, фотографии и зарисовки, карты, схемы – опоры и т.д.
  • Принцип организации краеведно – познавательной деятельности учащихся (принцип маятника), т.е., изучая материал родного края, необходимо связывать его с историей и культурой всей страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, возвращаться к фактам изучения родного края.
  • Принцип природоохранной направленности осуществляется через доступную природоохранную деятельность детей данного возраста.
  • Принцип целостности осуществляется в виде органически связанных между собой частей единого целого – природно – географического, духовного, культурно – исторического наследия нашего края.
  • Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей.
  • Эстетический (художественный) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. В краеведческий курс включены произведения поэзии и прозы, в которых простота и доступность сочетаются с истинной художественностью. Дети одновременно не только знакомятся с важнейшими событиями истории, культуры родного края или особенностями местной природы, но и с художественным, эстетическим их воплощением в литературных произведениях.
  • Нравственный (этический) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. Рассказы, стихи, очерки должны воспитывать патриотические чувства детей, чувства уважения и любви к героическому прошлому народа, чувства сопереживания с людьми и событиями родного края.    

Методы, формы и приемы работы.

Эффективность занятий по краеведению в значительной степени зависит от разнообразия средств и методов, используемых на занятиях. Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр фильмов, встречи с известными  людьми, сбор материала для краеведческого уголка и др.

Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в школьном музеи, , занятия – путешествия, занятия – заседания «школьного лесничества», игры, викторины и др.

С целью более глубокого усвоения материала нужно проводить с детьми большую работу со специальной терминологией, знакомить учащихся с книгами – словарями, объяснять этимологию отдельных терминов и словосочетаний.

По итогам изучения тем каждого раздела программы ребята оформляют творческие отчеты, проводят конкурс рисунков и другие работы.

        

Учебно-тематический план факультатива «Природа родного края»

3 класс – «Мир природы».    

(1 час в неделю)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

1

Введение.

1

1

-

2

Природные особенности Тункинской долины

4

2

2

3

Полезные ископаемые Восточных саян

2

1

1

4

Реки и озера Тункинского района

4

2

2

5

Растительность.

6

2

4

6

Грибы.

3

2

1

7

Гора Мон

2

1

1

8

Животные.

7

2

5

9

Охрана природы.

4

1

3

10

Подведение итогов

1

-

1

Итого:

34

14

20

                                            Содержание программы

3  класс «Природа родного края» (34 ч.)

Природные особенности

Бурятия на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края: равнина, горы, реки..

Климат нашего края.

Почвы Тункинского района: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно – болотистые, заболоченные, подзолистые, дерново – подзолистые. Их состав. Охрана почв.

Основатель научного почвоведения В.В. Докучаев.

Полезные ископаемые

Важнейшие полезные ископаемые Бурятии  Тункинского района и Окинского района: известняк, торф, лазурит, золота и др полезных минеральных ископаемых, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на Бурятии.

Водоемы

Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.

Реки Тункинской долины. Река Зун-Муринои , ее притоки: рекаЗун-Мурин  и река Иркут

Растительность

Разнообразие растительного мира нашего края.

Растения хвойных и лиственных лесов.

Растения заливных, низинных суходольных лугов.

Охрана лесов, лугов, степей, лесов.

Грибы

Грибы нашего края. Особенности внешнего вида, строения, использования.

Съедобные и ядовитые грибы. Меры осторожности при сборе грибов.

Гора Мон

Рознообразные формы растений. Хвойные леса.

Широколиственные леса. Береговая растительность.

Животные

Разнообразие животного мира Тункинского национального парка: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей).

Приспособленность животных к условиям жизни.

Редкие животные нашего края, меры по их охране.

Охрана природы

Представление об экологических проблемах планеты.

Охрана природы в нашем крае. Красная книга природы.  . Категория охраняемых объектов природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные и восстановленные виды. Меры по охране природы. Правила поведения в природе.

Универсальные учебные действия:

  • знать, определять, находить и показывать географическое положение, границы и территорию Тункинского района.;
  • описывать особенности рельефа, климата, почв Тункинского района;
  • воспроизводить названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
  • воспроизводить названия некоторых рек
  • воспроизводить названия некоторых растений, грибов, животных;
  • определять меры по охране природы в Тункинском районе;
  • применять правила поведения в природе;
  • определять, находить и показывать на географических картах изученные географические объекты;
  • подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природокраеведческого содержания на основе материала учебника, о также дополнительных источников;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели.

Ориентировка в понятиях и терминах: краеведение, природоведение, география, климатология, почвоведение, геология, ботаника, биология, зоология, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери), экология.

Практическая работа: нахождение объектов на географических картах; наблюдение за погодой в своей местности, рассматривание образцов полезных ископаемых; рассматривание образцов растений нашего края; рассматривание (или сбор) съедобных грибов; составление правил сбора грибов; наблюдение за животными родного края; деятельность по охране природы; изготовление кормушек для птиц.

Примерные объекты экскурсий (по возможности): на реку Зун-Мурин,, многообразие растительного мира родного края,  в национальный парк «Тункинский».

Дополнительная часть программы:

  • «Интересно знать»: Правила поведения в природе. Как образовалась поверхность земли в нашем крае. Страницы «Каменной книги» о мамонтах и шерстистых носорогах, о «чертовом пальце». История фосфоритов. Молчаливые свидетели прошлого (валуны). Паводок. Старинные озера.  Лекарственные растения. Ядовитые растения. Земляника. Кувшинка белоснежная. . Берегите лес от пожара! О насекомых. Почему насекомые такие разные. О насекомых, живущих  в местности Маргасан.. Гадюка. Птицы весной. Как делают гнезда птицы. Звери весной. Млекопитающие.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

Личностными результатами освоения программы факультатива являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края методами искусства и естественных наук;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру культуры различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

—воспитание патриотического отношения к родному краю, осознания необходимости сохранения нашей истории;

—формирование мотивации дальнейшего изучения мира культуры.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

Знать:

  • географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
  • особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
  • названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
  • названия некоторых рек и озер Смоленской области;
  • названия некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;
  • меры по охране природы в Смоленской области;
  • правила поведения в природе.

Уметь:

  • определять, находить и показывать на географических картах изученные географические объекты;
  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
  • различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;
  • различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природокраеведческого содержания на основе материала учебника, о также дополнительных источников;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа курса "Искусство родного края" на английском языке для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка

Пояснительная записка, тематическое планирование одногодичного курса на английском языке "Искусство родного края" в рамках регионального компонента....

Модуль программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации музея "Декоративно-прикладное искусство родного края"

Данный модуль программы внеурочной деятельности  представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного кра...

Аннотация к рабочей программе по истории родного края 6 класс

Аннотация к рабочей программе по истории родного края содержит цели, перечень технологий, планируемые результаты....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс

Программа  внеурочной деятельности  “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...

Программа внеурочной деятельности «Наш край родной»

Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Ты край мой родной»

Введение в курс «Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.»-1час.Раздел 1. Малая Родина-Тамбовский край»-10часов.  Территория  и географическое положение Там...