Рабочая программа по биологии 10 - 11 класс в соответствии с ФГОС
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЧОУ «СОШ» «Левушка»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от ________ № ________ |
Рабочая программа
учебного предмета «биология»
(базовый уровень)
для 10-11 класса
Составитель
Пилюга Максим Алексеевич
учитель биологии
г. Магнитогорск
2018 год
- Пояснительная записка
1.1Нормативные документы.
Преподавание учебного предмета «Биология» осуществляется в соответствии с основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Стандарт основного общего образования по биологии. Приказ МОР № 1089 от 05.03.2004 г.
- Примерные программы среднего общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263);
- Приказ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004. № 1312.)
- Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерство образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 года № 03-1263)
- О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.
- Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 26.01.2016 г. № 38 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.06.2016г. № 03-02/5361″О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2016-2017 учебном году»
- Положение ЧОУ «СОШ «Левушка» «О порядке разработки и утверждения рабочих программ и элективных курсов»
- Учебный план ЧОУ «СОШ «Левушка» на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы среднего общего образования по биологии и Программы среднего общего образования по биологии (автор В. В. Пасечник)
1.2 Цели изучения курса.
Обобщение и углубление биологических знаний, имеющихся у учащихся, до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также демонстрация прикладного значения биологии. В курсе биологии 10 класса важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.
Задачи обучения биологии: приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья.Курс общей биологии 10 класса содержит раздел: «Биология как наука. Методы научного познания» включающий историю развития биологии методы исследования; раздел «Клетка» включающий вопросы химического состава и строения клетки; и раздел «Организм», который включает основы процессов жизнедеятельности, онтогенеза и основы генетики.
1.3 Учебно-методический комплекс
Класс | Программа | Учебные пособия | Методические пособия |
10-11 класс | Биология.-5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/-М.: Дрофа, 2011 | 1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы Дрофа. 2013. 2. В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Общая биология.10 -11 класс» М.2012,2014г. М.С. Гекалюк Генетика. Саратов: Лицей, 2012г. 3.Н.И. Деркачева. ЕГЭ. Биология. Экзамен.2011- 2014г. | Пасечник. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебникуА.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В. В.Пасечника «Общая биология.10-11 классы». М. Дрофа 2011г. А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов «Эксмо».2012г. Биология в схемах и таблицах. . |
1.4 Обоснование выбора УМК
Результаты изучения курса «Биология» в 9 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
1.5 Национальные, региональные и этнокультурные особенности
В соответствии с ОБУП на изучение регионального содержания биологического образования отводится 10% учебного времени в год. НРЭО включает изучение экологической роли вирусов в природе и жизни людей, влияние окружающей среды на организм человека, воздействие условий окружающей среды г. Магнитогорска на онтогенез организма.
Национальные, региональные и этнокультурные особенности реализуются включением соответствующей информации на части уроках различных тем курса.
В качестве пособий для изучения регионального содержания биологического образования используются:
Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 2002.
публикации в прессе и сайтах Челябинской области по состоянию здоровья населения и экологическим проблемам Челябинской области.
10 класс
№ урока | Дата | Тема урока | НРЭО |
16 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. | Экологическая роль вирусов в природе и жизни людей (20 мин) | |
22 | Онтогенез | Воздействие условий окр. среды г. Магнитогорска на онтогенез (20 мин) | |
29 | Модификационная изменчивость. | Факторы среды и наследственная изменчивость (25 мин) Построение вариационного ряда и кривой на местных видах растений (25 мин) Изучение фенотипов растений (20 мин) | |
30 | Наследственная изменчивость. | Факторы среды и наследственная изменчивость (25 мин) | |
31 | Генетика человека. | Статистика наследственных заболеваний человека в Челябинской области (20 мин) | |
32 | Методы и достижения селекции. | Изучение фенотипов растений (20 мин) |
11 класс
№ урока | Дата | Тема урока | НРЭО |
8 | Приспособленность- результат действия факторов эволюции. | Экскурсия «Многообразие видов» окрестности школы. | |
18 | Доказательства происхождения человека от животных | Антропогенез на Южном Урале (45 мин)- | |
20 | Первые представители рода Homo | Экскурсия «Происхождение и эволюция человека» (исторический музей) | |
27 | Экологические системы | Характеристика местных биогеоценозов (20 мин). | |
31 | Состав и функции биосферы | Природные ресурсы Челябинской области и их использование (35 мин). | |
33 | Круговорот химических элементов | Состояние окружающей среды Челябинской области. Редкие и исчезающие виды (35 мин). | |
34 | Глобальные экологические проблемы | Охрана и перспективы рационального природопользования (20 мин) |
2. Содержание тем учебного курса Биология 10 класс
Введение(1ч.) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. | |
Основы цитологии (14ч.) Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. | |
Размножение и индивидуальное развитие(6ч.) Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | |
Основы генетики (10ч.) Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека | |
Генетика человека (2ч.) Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | |
Итого: 35 часов. |
11 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Эволюционное изучение
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции.
Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.
Главные направления эволюционного процесса.
Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.
Демонстрация
живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторные работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.
Основы селекции и биотехнологии
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии. Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.
Демонстрация
живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы;
портретов известных селекционеров;
схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных;
таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.
Возникновение и развитие жизни на Земле
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных. Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.
Демонстрация
окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах;
репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Экскурсия: история развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).
Антропогенез
Место человека в системе органического мира Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.
Демонстрация
моделей скелетов человека и позвоночных животных;
модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.
Биосфера, её состояние и эволюция
Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.
Демонстрация
таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы;
схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
модели-аппликации «Биосфера и человек»;
карт заповедников нашей страны.
3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия о биологических системах;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности.
уметь
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета.
4.Тематическое планирование
- Количество часов по ОБУП – 1 ч. в неделю, 35 часов в год; По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 35 часов в год;
- Количество часов по авторской программе – 1 ч. в неделю, 35 часов в год; Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 35 часов в год.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, незначительно отличающееся от авторской и примерной программ. В связи с тем что в задания ЕГЭ включены только 2 вопроса из темы «Биология как наука. Методы научного познания», поэтому количество часов уменьшено с 4 до 2. На изучение раздела «Клетка» количество часов не изменено (10 часов). На изучение темы «Организм» увеличено количество часов с 19 до 21 (тема Обмен веществ» и «Закономерности наследственности и изменчивости» увеличено время по 1 часу на каждую тему), т.к. задания ЕГЭ содержат достаточно большое количество вопросов данного раздела и материал данной темы является более обширным и сложным, кроме того в задания ЕГЭ включен материал по теме «Генетика человека». В календарно-тематическом планировании предусмотрены уроки, включающие диагностические работы для контроля и оценки знаний. В содержание обобщающих уроков включены вопросы базового, повышенного и высокого уровней из Кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 г.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа В.В. Пасечника включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. В календарно-тематическом планировании оценочные работы отмечены знаком Тематическое планирование 10 класс.
№ п/п | Тема (раздел) | Количество часов | НРЭО | Практическая часть | Контроль | ||||
1. | Введение. Биология как наука. | 1ч | |||||||
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи | |||||||||
2. | Раздел 1.Основы цитологии. Клетка | 14 ч | |||||||
Глава 1. Химический состав клетки | 5 ч | Обобщение | |||||||
Глава 2. Структура и функции клетки | 4 ч | Л/р № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах». П./р. № 1 «Сравнение строения клеток растений и животных (таблица)» Л/р № 2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» (обязат.) | Л/р № 2 | ||||||
Глава 3. Обмен веществ и превращения энергии | 2 ч | ||||||||
Глава 4. Реализация наследственной информации в клетке | 2 ч | ||||||||
Вирусы - неклеточные формы жизни | 1 ч | Экологическая роль вирусов в природе и жизни людей Южного Урала. (20 мин) | Обобщение | ||||||
3.
| Раздел 2. Размножение и развитие | 6 ч | |||||||
Глава 5. Размножение организмов | 3 ч | ||||||||
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов | 3 ч | Воздействие условий окр. среды г. Магнитогорска на онтогенез (20 мин) | Обобщение | ||||||
Раздел 3,4. Основы генетики. Генетика человека. | 12 ч | ||||||||
Главы7,8. Закономерности наследственности и изменчивости. | 10 ч | Факторы среды и наследственная изменчивость (25 мин) Построение вариационного ряда и кривой на примерах местных видов растений (25 мин) Изучение фенотипов растений г. Магнитогорска (20 мин) Статистика наследственных заболеваний человека в Челябинской области (20 мин) | П./р. № 2 (обязательная) «Составление простейших схем скрещивания» П./р. № 3 (обязательная) «Решение элементарных генетических задач». Л/р № 3 «Изучение изменчивости». | Обобщение П./р. № 2 П./р. № 3 | |||||
Глава 9. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология | 2 ч | Районированные сорта растений и породы животных (15 мин). Генетически модифицированные продукты на Южном Урале (10 мин) | Л/р № 4 « Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | Обобщение | |||||
Тематическое планирование 11 класс. | |||||||||
Тема (раздел) | Количество часов по рабочей программе | Региональный компонент | Практическая часть | Контроль | |||||
Раздел 5. Основы учения об эволюции. | 23 ч | ||||||||
Глава 10. Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции. | 4 ч | Л/р № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» (обязат.) | Л/р № 1 Обобщение | ||||||
Глава 11. Механизмы эволюционного процесса | 7 ч | Л/р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» (обязат) П./р № 1 (обязательная) «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» Экскурсия «Многообразие видов» окрестности школы. | Л/р № 2 П./р № 1 Обобщение | ||||||
Главы 12-13. Возникновение и развитие жизни на Земле | 7 ч | Л/р № 3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» Экскурсия «История развития жизни на Земле». | Обобщение | ||||||
Глава 14. Происхождение человека. | 5 ч | Антропогенез на Южном Урале (45 мин) | Л/р № 4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». Экскурсия «Происхождение и эволюция человека» (исторический музей) | Обобщение | |||||
Раздел 6. Основы экологии | 12 ч | ||||||||
Глава 15. Экосистемы. Экологические факторы. | 8 ч | П./р № 2 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме (цепи питания)» (обязат.) Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы» Л/р № 5 «Исследование изменений в экосистемах на биомоделях (аквариум)» (обязат) Л/р №6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» (обязат) | П./р № 2 Л/р № 5 Л/р №6 Обобщение | ||||||
Глава 16. Биосфера- глобальная экосистема. Охрана биосферы | 4 ч | Характеристика местных биогеоценозов (20 мин). Природные ресурсы Челябинской области и их использование (35 мин). Состояние окружающей среды Челябинской области. Редкие и исчезающие виды (35 мин). Охрана и перспективы рационального природопользования (20 мин). | Л/р № 7 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» Л/р № 8 «Решение экологических задач»(обязат) Л/р № 9 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде» (обязат) Л/р № 10 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения» (обязат) | Л/р №8 Л/р №9 Л/р №10 Обобщение | |||||
всего | 35 ч | Количество лабораторных и практических работ: Общее 12 Оценочное 9 |
Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.
Поурочное планирование занятий по биологии 10 класс
№ | Дата | Тема курса | Тема урока | Наглядные и практические методы. НРЭО | ||||||
1 | Введение. Биология как наука. Инструктаж по ТБ в кабинете биологии. | Методы. Свойства живого. Уровни организации живой материи. | Д. Портреты учёных. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук» Д. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи». | |||||||
Раздел 1. Основы цитологии. Клетка. Элементы содержания: Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн) Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы — неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Знать/понимать: основные положения биологических теорий (клеточная); строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию; Уметь: сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; | ||||||||||
2 | Раздел 1. Основы цитологии. Клетка. Глава 1. Химический состав клетки | Неорганические соединения. | Д. Диаграммы: «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. | |||||||
3 | Биополимеры. Углеводы. Липиды. | |||||||||
4 | . | Биополимеры. Строение белков. | Д. схем и таблиц «Строение молекулы белка» | |||||||
5 | Биополимеры. Свойства и функции белков. | Д. таблиц «Функции белков» | ||||||||
6 | Биополимеры. НК: ДНК и РНК. | Д. схем и таблиц «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК». | ||||||||
7 | АТФ и другие органические соединения клетки. | |||||||||
8 | Глава 2. Структура и функции клетки. | Клеточная теория. | Д. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки». Л/р № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах». | |||||||
9 | Цитоплазма. Клеточная оболочка. Одномембранные органоиды клетки. | |||||||||
10 | Двумембранные и немембранные органоиды клетки. | П./р. № 1 «Сравнение строения клеток растений и животных (таблица)» | ||||||||
11 | Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты. | Д. схем и таблиц: «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки». Л/р № 2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» (обязат.) | ||||||||
12 | Глава 3. Обмен веществ и превращения энергии. | Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен в клетке. | Д. Схема «Пути метаболизма в клетке». | |||||||
13 | Глава 4. Реализация наследственной информации в клетке | Генетическая информация. Репликация ДНК. Транскрипция. Генетический код. | Д. таблицы «Генетический код», схемы «Биосинтез белка» | |||||||
14 | Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции. | Д. схемы «Биосинтез белка» | ||||||||
15 | Вирусы. | Неклеточные формы жизни. Вирусы. | Д. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа». НРЭО. Экологическая роль вирусов в природе и жизни людей (20 мин) | |||||||
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Элементы содержания: Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Знать/понимать: сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение; Уметь: сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; | ||||||||||
16 | Раздел 2. Главы 5,6. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | Жизненный цикл клетки. Митоз. | Д. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз» | |||||||
17 | Половое размножение. Мейоз. | |||||||||
18 | Бесполое и половое размножение. | Д. таблицы «Типы бесполого размножения» | ||||||||
19 | Гаметогенез. Оплодотворение. | Д. схемы и таблицы «Гаметогенез», «Строение яйцеклетки и сперматозоида». | ||||||||
20 | Двойное оплодотворение у цветковых растений. | |||||||||
21 |
| Онтогенез | Д. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие».Д. Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма. НРЭО. Воздействие условий окр. среды г. Магнитогорска на онтогенез (20 мин) | |||||||
Раздел 3. Основы генетики. Раздел 4. Генетика человека. Элементы содержания: Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Знать/понимать: вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; Знать/понимать: основные положения биологических теорий: сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; Уметь: находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; Уметь: объяснять: причины наследственных заболеваний, мутаций, решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; Проведение биологических исследований: составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии | ||||||||||
22 | Раздел 3. Основы генетики и селекции. Главы 7,8. Закономерности наследственности и изменчивости. | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г.Менделя. | Д. Схемы, иллюстрирующие моногибридное скрещивание. | |||||||
23 | Аллельные гены. Анализирующее скрещивание. | П./р. № 2 (обязательная) «Составление простейших схем скрещивания» | ||||||||
24 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | Д. схемы дигибридного скрещивания. П./р. № 3 (обязательная) «Решение элементарных генетических задач». | ||||||||
25 | Сцепленное наследование генов. | Д. схемы сцепленного наследования признаков; перекрёст хромосом | ||||||||
26 | Генетика пола. | Д. схем наследования, сцепленного с полом. | ||||||||
27 |
| Взаимодействие неаллельных генов. | ||||||||
28 | Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. | Д. Примеры модификационной изменчивости. Л/р № 3 «Изучение изменчивости». НРЭО. Построение вариационного ряда и кривой на местных видах растений (25 мин) НРЭО. Факторы среды и наследственная изменчивость (25 мин) | ||||||||
29 | Генетика человека. | Д. материалов, демонстрирующих влияние мутагенов на организм человека. НРЭО. Статистика наследственных заболеваний человека в Челябинской области (20 мин) | ||||||||
30 | Глава 9. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология | Методы и достижения селекции. | Д. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». НРЭО. Изучение фенотипов растений (20 мин) | |||||||
31 | Биотехнология. | Д. Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии. Л/р № 4 « Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» НРЭО. Генетически модифицированные продукты на Южном Урале (10 мин) | ||||||||
32 | Заключение. | Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях. | ||||||||
33 | Обобщение пройденного материала. | |||||||||
34 | Генетика на службе у человека. |
Поурочное планирование занятий по биологии 11 класс
№ | Дата | Тема курса | Тема урока | Наглядные и практические методы. НРЭО | Домашнее задание. | ||||
Раздел 5. Основы учения об эволюции. Элементы содержания: История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной карчтины мира. Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; Знать/понимать: основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч. Дарвина); строение биологических объектов: вида (структура); сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; Уметь: объяснять: причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, описывать особей видов по морфологическому критерию; сравнивать: процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; | |||||||||
1 | Глава 10. Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции. | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | Д. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. | ||||||
2 | Вид. Критерии вида. Популяция. | Д. Гербарные материалы, коллекции, фото и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных. | |||||||
3 | Генетический состав популяции, изменение генофонда популяции. | Д. Таблицы, муляжи, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы. | |||||||
4 | Борьба за существование и ее формы. | Д. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Л/р № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» (обязат.) | |||||||
5 | Глава 11. Механизмы эволюционного процесса. | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора | Д. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования Л/р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» (обязат) | ||||||
6 | Изолирующие механизмы. | П./р № 1 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» (обязат.) | |||||||
7 | Видообразование | ||||||||
8 | Макроэволюция, ее доказательства. | НРЭО. Экскурсия «Многообразие видов» окрестности школы. | |||||||
9 |
| Система растений и животных – отображение эволюции. | |||||||
10 | Главные направления эволюции органического мира. | ||||||||
Раздел 6. Основы селекции и биотехнологии. Элементы содержания: Селекция. Выведение новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. | |||||||||
11 | . | Основные методы селекции и биотехнологии. | |||||||
12 | Методы селекции растений | ||||||||
13 | Методы селекции животных | Д. Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах | |||||||
14 | Селекция микроорганизмов | ||||||||
15 | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | ||||||||
Раздел 7. Антропогенез. Элементы содержания: Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Уметь: анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека, находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; | |||||||||
16 | Глава 14. Происхождение человека. | Положение человека в системе животного мира | НРЭО. Антропогенез на Южном Урале (45 мин)- | ||||||
17 | Основные стадии антропогенеза | Д. Схема «Основные этапы эволюции человека». Изображения скелета позвоночных животных и человека. Л/р № 4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | |||||||
18 | Движущие силы антропогенеза | НРЭО Экскурсия «Происхождение и эволюция человека» (исторический музей) | |||||||
19 | Прародина человека. Расы и их происхождение. | ||||||||
Раздел 8. Основы экологии | |||||||||
Элементы содержания: Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. Знать/понимать: основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере; строение биологических объектов: экосистем (структура); Уметь: объяснять: причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; | |||||||||
20 | Глава 15. Экосистемы | Предмет и задачи экологии. | |||||||
21 | Абиотические факторы среды | Д. наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе. | |||||||
22 | Биотические факторы среды | ||||||||
23 | Экологическая характеристика вида и популяции. Местообитание и экологические ниши. | ||||||||
24 | Динамика популяции. | ||||||||
25 | Экологические системы и сообщества. | Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы» НРЭО. Характеристика местных биогеоценозов (20 мин). | |||||||
26 | Взаимосвязи организмов в сообществах. | ||||||||
27 |
| Поток энергии и цепи питания | П./р № 2 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме (цепи питания)» (обязат.) | ||||||
28 | Саморегуляция. Смена экосистем | Л/р № 5 «Исследование изменений в экосистемах на биомоделях (аквариум)» (обязат) | |||||||
29 | Агроценозы – искусственные сообщества. | Л/р №6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» (обязат) | |||||||
Раздел 9. Эволюция биосферы и человек. Элементы содержания: Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Знать/понимать: сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; Уметь: находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; | |||||||||
30 | Глава 16. Биосфера - глобальная экосистема. Охрана биосферы. | Гипотезы о происхождении жизни. | Л/р № 3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | ||||||
31 | Современные представления о происхождении жизни. | Д. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «эволюция животного мира». | |||||||
32 |
| Основные этапы развития жизни на Земле. | |||||||
33 | Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. | ||||||||
34 | Антропогенное воздействие на биосферу. | ||||||||
35 | Обобщающий урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса общеобразовательной школы к учебнику М.З.Биболетовой. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов и составлена в соответствии с требова...
Календарно-тематическое планирование по физической культуре 5 класс на основе рабочей программы Родионова С.Н. в соответствии с ФГОС.
Планирование составлено на основе рабочей программы Родионова Сергея Николаевича в соответствии с примерной программой основного общего образования....
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО учителя логопеда Горенской А.Г. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда Горенской Алины Геннадьевны предназначена для детей 6-7 лет с ФФНР, посещающих подготовительную к школе группу компенсирующей направленности....
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС для 7 класса.
Данная рабочая прграмма по русскому языку для 7класса составлена к учебнику "Русский язык. 7класс" под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др. - М.: Просвещение, 2012г...
Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС
Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Ладыженской Т.А....