Рабочая программа по биологии 9 класс в соответствии с ФГОС
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЧОУ «СОШ» «Левушка»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от ________ № ________ |
Рабочая программа
учебного предмета «биология»
(базовый уровень)
для 9 класса
Составитель
Пилюга Максим Алексеевич
учитель биологии
г. Магнитогорск
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Палядьева.- М.: Дрофа, 2010. и ориентирована на использование учебника Каменского А.А. Биология. Введение в общую биологию.9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2010.-рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Данная рабочая программа обобщает знания о жизни и уровнях её организации, раскрывает мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщает и углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии.
Авторская программа рассчитана на 70 ч, а фактически на курс биологии по учебному плану отводится 68ч, в связи с этим на изучение отдельных тем сокращены часы.
Уменьшено количество часов на изучение тем: 1.2 «Клеточный уровень» с 15ч до 14ч; 1.6 «Экосистемный уровень» с 8 ч до 6 ч. и раздела 3 «Возникновение и развитие жизни» с 7 ч до 6 ч.
Из высвободившегося времени добавлен 1 час на тему 1.4 «Популяционно-видовой уровень» для изучения материала, рекомендованного требованиями стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии, в частности на изучение вопросов по экологии. 1 час оставлен как резервный.
Так как в авторской программе В.В.Пасечника (2010 г) отсутствует глава «Основы экологии», которая включает разделы: «Организм и среда, «Биосфера и человек». Но эти темы рекомендуются к изучению (требования стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии), то они внесены в содержание рабочей программы
В тему 1.4 «Популяционно-видовой уровень» добавлен урок «Приспособления организмов к различным экологическим факторам».
В тему 1.5 «Экосистемный уровень» добавлен материал по изучению типов взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
В Тему 1.6 «Биосферный уровень» включены вопросы изучения эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу и рационального природопользования.
Кроме этого из раздела 2 «Эволюция» тема «Селекция» перенесена в тему 1.3 «Организменный уровень» и изучается после вопросов генетики, это логически правильно, так как изучение материала по селекции опирается на генетические законы.
В связи с этим изменяются часы, отведенные на изучение отдельных разделов. Изменения отражены в тематическом плане.
Кроме этого добавлены 5 лабораторных работ в тему 1.1,1.4 и 1.5, которые взяты их примерной программы.
В тему 1.1 «Молекулярный уровень» добавлена лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»
В тему 1.4 «Популяционно-видовой уровень добавлена лабораторная работа№5» Выявление приспособленности у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»
В тему 1.5«Экосистемный уровень» добавлены лабораторные работы: №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме; №7 «Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)»; и № 8 «Изучение и описание экосистемы своей местности»
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии раздела «Введение в общую биологию» обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно-тематический план
Разделы и темы курса | Авторская программ В.В. Пасечника | Рабочая программа |
Введение | 2 ч | 3ч |
Раздел 1. Уровни организации живой природы | 54 ч | 48 ч |
Тема 1.1. Молекулярный уровень | 10 ч | 10 ч |
Тема 1.2. Клеточный уровень | 15 ч | 15 ч |
Тема 1.3. Организменный уровень | 14 ч | 13 ч |
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень | 3 ч | 2 ч |
Тема 1.5. Экосистемный уровень | 8 ч | 5 ч |
Тема 1.6. Биосферный уровень | 4ч | 3 ч |
Раздел 2. Эволюция органического мира. Эволюция. | 7 ч | 7 ч |
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле | 7 ч | 5 ч |
Раздел 4. Организм и среда | - | 3 ч. |
Раздел 5 Биосфера и человек.. | - | 2ч. |
Итого: | 70 часов | 68 часов |
.
Содержание программы
Введение в общую биологию
9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (3 часа)
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы
(48 часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
• Лабораторные работы
1.Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
2.Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Селекция. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
• Лабораторная работа
3. Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
• Лабораторная работа
4. Изучение морфологического критерия вида.
5. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
4. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем.
Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
• Экскурсия в биогеоценоз.
• Лабораторная работа
6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
8. Изучение и описание экосистемы своей местности.
Тема 1.6. Биосферный уровень (3 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ».
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Приспособленность и ее относительность. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
• Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни
(5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
• Лабораторная работа
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
• Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение
РАЗДЕЛ 4
Организм и среда.
(3часа)
РАЗДЕЛ 5
Биосфера и человек
(2 часа)
Формы и средства контроля
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестирование, биологические диктанты и др. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Итоговые тесты
1. по теме: «Молекулярный уровень»
2. по теме «Клеточный уровень»
3. по теме «Организменный уровень»
4. по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень»
5. по темам «Эволюция органического мира», «Возникновение и развитие жизни на Земле»
Лабораторные работы
Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»
Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»
Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов»
Лабораторная работа №4 «Изучение морфологического критерия вида»
Лабораторная работа №5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»
Лабораторная работа №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»
Лабораторная работа №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Лабораторная работа №8. Изучение и описание экосистемы своей местности.
Лабораторная работа №9 Изучение палеонтологических доказательств эволюции
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | дата | Название раздела, темы уроков | Планируемые результаты обучения | Формы и средства контроля знаний, умений, навыков | Оборудоваиие | Подготовка к ЕГЭ и ГИА/ | Д/з | |
ГИА | ЕГЭ | |||||||
Введение (3ч.) | ||||||||
1 (1) | Урок 1. Биология как наука. Техника безопасности и правила поведения в кабинете биологии | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Инструкции по ТБ | |||||
2 (2) | Урок 2. Методы исследования биологии. | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | |||||
2 (3) | Урок 3. Современные научные представления о сущности жизни. Значени Свойства живого. | Давать определение понятию жизнь. Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. *Доказывать, что живые организмы- открытые системы. Основные понятия Жизнь Открытая система. Наследственность.Изменчивость. | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
Раздел 1. Уровни организации живой природы (52 ч.) | ||||||||
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 ч.) | ||||||||
4 (1) | Урок 1. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика | Приводить примеры биополимеров. Называть: процессы, происходящие на молекулярном уровне; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации. Выделять группы полимеров и находить различие между ними. Раскрывать сущность принципа организации биополимеров. Объяснять, почему белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды являются биополимерами только в клетке. Основные понятия Мономер Полимер Биополимер | Беседа, работа по карточкам | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
5 (2) | Урок 2. Многомолекулярные комплексные системы. Углеводы | Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам Называть: Органические вещества клетки; Клетки, ткани, органы, богатые углеводами. Характеризовать: Биологическую роль углеводов; *Классифицировать углеводы по группам. Основные понятия Углеводы | Индивидуальный опрос | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
6 (3) | Урок 3. Многомолекулярные комплексные системы. Липиды | Приводить примеры веществ, относящихся к липидам. Называть: Органические вещества клетки; Клетки, ткани, органы, богатые липидами Характеризовать: Биологическую роль липидов. *Классифицировать углеводы по группам. Основные понятия Липиды Гормоны | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
7 (4) | Урок 4. Многомолекулярные комплексные системы. Состав и строение белков | Называть продукты, богатые белками. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: Связь, образующую первичную структуру белка; Вещество- мономер белка. Характеризовать уровни структурной организации белковой молекулы. *Описывать механизм денатурации белка. *Определять признак деления белков на простые и сложные.Основные понятия Белки (протеины, полипептиды) Глобула. Денатурация | Беседа, выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
8 (5) | Урок 5. Функции белков | Называть функции белков. Описывать проявление строительной, регуляторной и энергетической функций органических веществ. Давать определение основным понятиям. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять причины многообразия функций белков. Характеризовать проявление функций белков. Объяснять, почему белки редко используются в качестве источника энергии. Основные понятия Фермент Гормон | Биологический диктант | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
9 (6) | Урок 6. Многомолекулярные комплексные системы. Нуклеиновые кислоты | Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функций. Доказывать, что нуклеиновые кислоты- биополимеры. *Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. Основные понятия Нуклеиновые кислоты | Выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
10 (7) | Урок 7. АТФ и другие органические соединения клетки | Называть структурные компоненты и функцию АТФ. Описывать механизм освобождения и выделения энергии. *Приводить примеры жирорастворимых и водорастворимых витаминов. Объяснять, почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими. Характеризовать: биологическую роль АТФ; *роль витаминов в организме. Основные понятия Макроэргическая связь | Беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
11 (8) | Урок 8. Биологические катализаторы. Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках» | Воспроизводить определение следующих терминов: фермент катализ, катализатор. Приводить примеры веществ- катализаторов. Перечислять факторы, определяющие скорость химических реакций. Описывать механизм участия катализаторов в химических реакциях. Объяснять, почему большинство ферментов при высокой температуре теряет каталитические свойства. *Показать влияние витаминов. Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Основные понятия Катализ Катализаторы Фермент Активный центр *Кофермент | Тестирование сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля тест биология основная школа 1 в 2 с 8-13 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Инструктивные карты , перекись водорода, сырой картофель, вареный картофель. | ||||
12 (9) | Урок 9. Вирусы | Давать определение термину паразит. Перечислять признаки живого. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами. Описывать цикл развития вируса. Выделять особенности строения вирусов. Доказывать: Что вирусы - это живые организмы; Что вирусы - внутриклеточные паразиты. Основные понятия Капсид Паразит. | Выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
13 (10) | Урок 10. Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | .Уметь систематизировать, обобщать знания. Работать с тестами. | ||||||
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 ч.) | ||||||||
14 (1) | Урок 1. Основные положения клеточной теории. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура. *Самостоятельно формулировать определение термина цитология. Давать оценку значению открытия клеточной теории. Основные понятия *Цитология. | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Инструктивные карты, микроскопы, микропрепараты Животная клетка, Растительная клетка | ||||
15 (2) | Урок 2. Химический состав и строение клетки. Клеточная мембрана. | Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану. Называть: Способы проникновению веществ в клетку; Функции клеточной мембраны. Описывать химическое строение, строение клеточной мембраны. Характеризовать функции клеточной мембраны. *Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки Описывать механизм пиноцитоза и фагазитоза. Основные понятия Химический состав Органоиды Цитоплазма Пищеварительная вакуоль | Беседа, индивидуальный опрос, карточки. | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
16 (3) | Урок 3.. Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | Узнавать по немому рисунку структурные компонент ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. *Объяснять механизм образования хромосом. *Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках. Основные понятия Диплоидный набор Гаметы Гаплоидный набор Гомологичные хромосомы*Кариотип Прокариоты Соматические клетки Эукариоты Хромосомы | Индивидуальный опрос, беседа, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
17 (4) | Урок 4. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. *Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. Основные понятия Органоиды Цитоплазма | Выборочная проверка терадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
18 (5) | Урок 5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. *Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. Основные понятия Органоиды Цитоплазма | Беседа,индивидуальный опрос | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
19 (6) | Урок 6. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать виды пластид растительных клеток. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. *Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. Основные понятия Кристы Граны Цитоскелет Центриоль | Тестирование | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
20 (7) | Урок 7. Прокариоты, эукариоты. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | Давать определение термину прокариоты. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий. Описывать по таблице: строение клеток прокариот; механизм процесса спорообразования у бактерий. Сравнивать строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения. *Объяснять значение спор для жизни бактерий. *Доказывать примитивность строения прокариот. *Использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы. Основные понятия Прокариоты Анаэробы | Тестирование биология тесты 9 класс тест 3 в 1, в 2 с. 9-12 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
21 (8) | Урок 8. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция. Называть: Этапы обмена веществ в организме; Роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. *Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ. *Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. Основные понятия Метаболизм Ассимиляция Диссимиляция Фермент | Беседа Индивидуальный опрос | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
22 (9) | Урок 9. Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. | . Дать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества – источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. Основные понятия Гликолиз Брожение Дыхание | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | |||||
23 (10) | Урок 10. Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы. | Перечислять способы питания, использование поглощаемых клеткой веществ. Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов. Описывать механизм фотосинтеза и хемосинтеза. Анализировать содержание определений терминов. Классифицировать организмы по способу питания. Выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов. Характеризовать автотрофов т гетеротрофов Обосновывать наличие разных способов питания клеток зеленого растения. Объяснять роль нитрифицирующих бактерий для высших растений. Основные понятия Автотрофы Фототрофы Хемотрофы Гетеротрофы | Составление кластера | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
24 (11) | Урок 11 Фотосинтез и хемосинтез. | |||||||
25 (12) | Урок 12. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | Давать определение терминам ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген ,генетический код, транскрипция, трансляция Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. *Характеризовать: механизм транскрипции; механизм трансляции. *Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка. Основные понятия Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон Трансляция | Выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
26 (13) | Урок 13. Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | Индивидуальный опрос | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | |||||
27 (14) | Урок 14. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки Деление клетки (митоз). | Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов. Основные понятия Жизненный цикл клетки, Интерфаза, Митоз, Редупликация, Хроматиды | Тестирование биология тесты 9 класс тест 4 в 1, в 2 с 13-16 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
28 (15) | Урок 15. Обобщающий урок по «клеточному уровню организаии» | |||||||
Тема 1.3. Организменный уровень (13ч) | ||||||||
29 (1) | Урок 1. Бесполое и половое размножение организмов. | Дать определение понятию размножение. Называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. Основные понятия Размножение, Бесполое размножение Вегетативное размножение, Гаметы, Гермафродиты | Составление таблицы , кластера | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
30 (2) | Урок 2. Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. *Объяснять эволюционное преимущество полового размножения. Основные понятияГаметогенез, Мейоз, Конъюгация Перекрест хромосом | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | |||||
31 (3) | Урок 3. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | Давать определение понятий онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; роста организма; начало и окончание постэмбриональное развития; виды постэмбрионального развития. Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Основные понятия Онтогенез Оплодотворение Эмбриогенез | Тестирование биология тесты 9 класс тест 8 в 1 , в 2 с 29-32 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
32 (4) | Урок 4. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | Давать определения понятиям генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания. Определять:по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет ,фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя .Основные понятия Аллельные гены Генетика Ген Гомозигота Гетерозигота Доминантный признакИзменчивость Наследственность Моногибридное скрещивание Рецессивный признак Чистые линии | Выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
33 (5) | Урок 5. Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | Выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | |||||
34 (6) | Урок 6. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | Давать определения терминам гетерозигота, гомозигота, доминирование. Описывать механизм неполного доминирования. Выделять особенности механизма неполного доминирования. Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет ,фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Основные понятия Генотип, Гетерозигота, Гомозигота, доминирование Фенотип | Индивидуальный опрос | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
35 (7) | Урок 7. Дигибридное скрещивание. | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Основные понятия Генотип, Дигибридное скрещивание Полигибридное скрещивание, Фенотип | Тестирование биология 9 класс тест 9 в 1 в в 2 с 33 -36 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
36 (8) | Урок 8. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | .Давать определения терминам гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г.Менделя и Т.Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. Основные понятия Гомологичные хромосомы, Локус гена, конъюгация Сцепленные гены | Выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
37 (9) | Урок 9. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | Давать определение термину аутосомы. Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы; Объяснять причину соотношения полов 1:1. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать простейшие генетические задачи. Знать основные понятия: Гетерогаметный пол, Гомогаметный пол Половые хромосомы | Решение задач | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
38 (10) | Урок 10. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов». | Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: ненаследственной изменчивости (модификаций); нормы реакции признаков; зависимость проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость. Знать основные понятия: *Вариационная кривая, Изменчивость, модификация, Норма реакции Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть: виды наследственной изменчивости; | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
39 (11) | Урок 11. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекцию Объяснять:причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Знать основные понятия: Гомологический ряд Селекция | Тестирование биология 9 класс тест 12 в 1, в 2 с 45 с 48 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
40 (12) | Урок 12. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Давать определения понятиям порода, сорт, биотехнология, штамм. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры: пород животных и сортов культурных растений; использования мокроорганизмов в микробиологической промышленности. Характеризовать методы селекции растений и животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой контрольной работы. Основные понятия: *Гетерозис Гибридизация *Депрессия Мутагенез | Беседа индивидуальный опрос | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
41 (13) | Урок 13. Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого». | Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания – незаконченные предложения. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Простейшие генетические задачи. | ||||||
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 ч.) | ||||||||
42 (1) | Урок 1. Вид его критерии. Структура вида. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида» | Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия вид Характеризовать критерии вида Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Гербарий растений | ||||
43 (2) | Урок 2. Популяция — форма существования вида. Биологическая классификация | Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения понятия - популяция. Отличать понятия вид и популяция. *Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида. | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 ч.) | ||||||||
44 (1) | Урок 1. Сообщество. Экосистема. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. | Давать определение понятиям биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Называть: предмет изучения экологии; компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); свойства экосистемы. Изучать процессы, просходящие в популяции. | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
45 (2) | Урок 2. Состав и структура сообщества. Лабораторная работа № 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме» | Называть: Типы взаимодействия разных видов Приводить примеры взаимодействий | Беседа, индивидуальный опрос | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Рисунки животных и растений. | ||||
46 (3) | Урок 3. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы Лабораторная работа№7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | Основные понятия : агроэкосистема. Характеризовать агроценоз | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
47 (4) | Урок 4. Продуктивность сообщества. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии. | Называть типы сукцессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий. Описывать свойство сукцессий. Анализировать содержание определения основного понятия. Объяснять сущность и причины сукцессии. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями. Основные понятия:Экологическая сукцессия | Беседа Тест 18 в 1, 2 с.73, 76 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
48 (5) | Урок 5. Обобщающий урок. Экскурсия 1. В биогеоценоз. Лабораторная работа № 8 «Изучение и описание экосистемы своей местности» | Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса) Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать состояние биоценоза. Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ. Основные понятия: Видовое разнообразие, Плотность популяций Биомасса, Взаимоотношения организмов | отчет | |||||
Тема 1.6. Биосферный уровень (3 ч.) | ||||||||
49 (1) | Урок 1. Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Среды жизни. Средообраующая деятельность организмов. | Давать определение понятию биосфера. Называть: признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Приводить примеры абиотических факторов. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы. Основные понятия: Биосфера, Абиотические факторы | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
50 (2) | Урок 2. Круговорот веществ и энергии в биосфере. | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать: сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. *Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов. Основные понятия: Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гумус | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | |||||
51 (3) | Урок 3. Обобщающий урок по темам: «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень». | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | Итоговый тест Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля Биология .основная школа с.67-74 | |||||
Раздел 2. Эволюция органического мира. (7 ч.) | ||||||||
52 (1) | Урок 1. Развитие эволюционного учения. | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. *Раскрывать сущность понятий теория, научный факт. *Выделять отличия эволюционных взглядов Ч. Дарвина и Ж. Б. Ламарка. Основные понятия: Эволюция, Искусственный отбор | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
53 (2) | Урок 2. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции. Изменчивость. | .Давать определение понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть:основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать:сущность борьбы за существование;сущность естественного отбора. *Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.*Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы. Основные понятия: Борьба за существование Естественный отбор, Наследственная изменчивость Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры:стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора. Основные понятия:Естественный отбор Искусственный отбор | Выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
54 (3) | Урок 3. Борьба за существование. Естественный отбор. | Биологический диктант | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | |||||
55 (4) | Урок 4. Образование видов — микроэволюция. | Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определений понятий микроэволюция. *Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни. Основные понятия: Микроэволюция | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | |||||
56 (5) | Урок 5. Макроэволюция | Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. Основные понятия:Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация | Биология 9 класс Тест 16 в 1, 2 с.61-64 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||
57 (6) | Урок 6. Основные закономерности эволюции. Главные направления эволюции. | |||||||
58 (7) | Урок 7. Обобщение темы. Экскурсия 2. Причины многообразия видов в природе. | Применять знания на практике | отчет | |||||
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч.) | ||||||||
59 (1) | Урок 1. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | Давать определение термину – гипотеза. Называть этапы развития жизни. Приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Характеризовать современные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. *Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. *Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. Основные понятия: Гипотеза, Коацерваты, Пробионты | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | |||||
60 (2) | Урок 2. Современные гипотезы возникновения жизни. Основные этапы развития жизни на земле. | |||||||
61 (3) | Урок 3. Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | .Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и *описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основные понятия: Автотрофы Гетеротрофы Палеонтология Прокариоты Эволюция Эукариоты Давать определение термину – ароморфоз. Приводить примеры:растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое;ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. *Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. Основные понятия:Ароморфоз | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | |||||
62 (4) | Урок 4. Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Давать определение термину – ароморфоз, идиоадаптация. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. *Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. *Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни. *Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов. Основные понятия: Ароморфоз Идиоадаптации | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Коллекция | |||||
63 (5) | Урок 5. Обобщающий урок по темам: «Эволюция органического мира», «Возникновение и развитие жизни на Земле». | |||||||
Организм и среда (3ч) | ||||||||
64 (1) | Урок 1. Экологические факторы и их влияние на организм. Экологические ресурсы. Условия среды. | |||||||
65 (2) | Урок 2. Адаптация организмов к различным условиям существования. | |||||||
66 (3) | Урок 3. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. | |||||||
Биосфера и человек (2ч) | ||||||||
67 (1) | Урок 1. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. | |||||||
68 (2) | Урок 2. Основы рационального природопользования. | |||||||
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса общеобразовательной школы к учебнику М.З.Биболетовой. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов и составлена в соответствии с требова...
Календарно-тематическое планирование по физической культуре 5 класс на основе рабочей программы Родионова С.Н. в соответствии с ФГОС.
Планирование составлено на основе рабочей программы Родионова Сергея Николаевича в соответствии с примерной программой основного общего образования....
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО учителя логопеда Горенской А.Г. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда Горенской Алины Геннадьевны предназначена для детей 6-7 лет с ФФНР, посещающих подготовительную к школе группу компенсирующей направленности....
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС для 7 класса.
Данная рабочая прграмма по русскому языку для 7класса составлена к учебнику "Русский язык. 7класс" под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др. - М.: Просвещение, 2012г...
Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС
Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Ладыженской Т.А....