Рабочая программа по биологии 6 класс в соответствии с ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Пилюга Максим Алексеевич

В соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ «СОШ» «Левушка»

                                  УТВЕРЖДЕНА

                           

Приказом от ________ № ________

Рабочая программа

учебного предмета  «биология»

(базовый уровень)

для  6 класса

Составитель

Пилюга Максим Алексеевич

учитель биологии

г. Магнитогорск

2018 год

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

Место курса «Биология» 6 класс в учебном плане.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «СОШ № 99»».

Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе - 34 часа (1ч в неделю).

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 6 классе.

        Деятельность школы в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих  результатов:

Личностные результаты:

  1. воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  5. формирование личностных представлений о целостности природы,
  6. формирование толерантности и миролюбия;
  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  8.  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  3. формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  5. формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • выделение существенных признаков биологических объектов;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»

(34 часа, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений  (14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация 

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (12часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (5 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Резерв времени — 1 час.

Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (6 класс)

на 2018-2019  учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

1

1

Строение семян покрытосеменных растений.

Л/р №1. «Изучение  строение семян двудольных растений».

Л/р №2. «Изучение строение семян однодольных растений».

2

2

Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Л/р № 3«Виды корней. Типы корневых систем».

3

3

Строение корней. Зоны корня. Л/р № 4«Корневой чехлик и корневые волоски».

4

4

Условия произрастания и видоизменение корней.

5

5

Побег и почки. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Л/р № 5«Строение почек. Расположение почек

на стебле»

6

6

Внешнее строение листа.

7

7

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

8

8

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Л/р № 6«Внутреннее строение ветки дерева».

9

9

Видоизменённые побеги.

Л/р № 7«Изучение видоизменённых побегов

(корневище, клубень, луковица)

10

10

Цветок и его строение. Л/р № 8 «Строение цветка. Различные виды соцветий».

11

11

Соцветия. Л/р № 9

«Строение цветка. Различные виды соцветий».

12

12

Плоды и их классификация. Л/р № 10 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

13

13

Распространение плодов и семян

14

14

Обобщение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Раздел 2. Жизнь растений (12 часов).

15

1

Минеральное питание растений.

16

2

Фотосинтез.

17

3

Дыхание растений.

18

4

Испарение воды. Листопад.

19

5

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л/р №11. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения

20

6

Прорастание семян.

Л/р №12. «Определение всхожести семян растений и их посев».

21

7

Способы размножения растений.

22

8

Размножение споровых растений.

23

9

Размножение голосеменных растений.

24

10

Половое размножение покрытосеменных растений.

25

11

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л/р №13. «Вегетативное размножение комнатных растений».

Раздел 3 Классификация растений 5 часов

26

1

Систематика покрытосеменных растений.

27

2

Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные  и Розоцветные. 

Л/р №13. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

28

3

Семейства Паслёновые, Бобовые,  Сложноцветные (Астровые).

29

4

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

30

5

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

31

6

Контрольно – обобщающий урок по темам: «Жизнь растений и классификация растений».

Раздел 4. Природные сообщества (2 ч)

32

1

Природные сообщества. Взаимосвязи

в растительном сообществе.

33

2

Итоговая контрольная работа. 

34

3

Работа над ошибками.

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

34

4

13

выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой

 Рабочая программа по английскому языку для 3 класса общеобразовательной школы к учебнику М.З.Биболетовой. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов и составлена в соответствии с требова...

Календарно-тематическое планирование по физической культуре 5 класс на основе рабочей программы Родионова С.Н. в соответствии с ФГОС.

Планирование составлено на основе рабочей программы Родионова Сергея Николаевича в соответствии с примерной программой основного общего образования....

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО учителя логопеда Горенской А.Г. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда Горенской Алины Геннадьевны предназначена для детей 6-7 лет с ФФНР, посещающих подготовительную к школе группу компенсирующей направленности....

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС для 7 класса.

Данная рабочая прграмма по русскому языку для 7класса составлена к учебнику  "Русский  язык. 7класс"  под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др. - М.: Просвещение, 2012г...

Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС

Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Ладыженской Т.А....