Программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Юные экологи"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________ /Мележик С.М./ «___»___________20___г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУСОШ №1 ____________ /Игнатович Е. Н./ «____»____________20___г. | «Утверждаю» И.о.директора МБОУСОШ №1 ____________ /Ярков Д.П./ «_____» ________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общекультурное направление
«Юные экологи»
основное общее образование (9 класс)
34 часа, базовый уровень
Учитель: Мележик С.М.
п.Тульский,
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для работы с детьми по внеурочной деятельности общекультурное направление «Юные экологи» и рассчитана на 2018-2019 учебный год. Программа направлена на получение основ экологии и экологической культуры. Рассчитана на 1 час в неделю.
В основу программы положены:
-принцип гуманизации (индивидуальный подход к каждому ребенку, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей);
-принцип разноуровневости (необходимость учитывать уровень подготовки ребенка, задания должны быть разного уровня сложности).
Программа ориентирована на формирование у учащихся целостного восприятия окружающего мира, развитие познавательных способностей, воспитание всесторонне развитой личности, развитие экологической культуры. Форма занятий предусматривается как групповая, так и индивидуальная.
Данная программа способствует воспитанию в детях чувства любви к Родине, к окружающей среде, а также овладению прикладными знаниями и практическими умениями и навыками бережного отношения к природе, соблюдение правил поведения в природе, воспитание экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни. В программу включены темы национально-регионального компонента по Республике Адыгея.
Цель программы по внеурочной деятельности «Юные экологи»:
- формирование экологического мировоззрения учащихся;
-воспитание убежденности в необходимости охраны и изучения окружающей среды;
-воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование экологической культуры;
-формирование понятия о целостности природных комплексов Республики Адыгея;
-воспитание патриотических и эстетических чувств.
Задачи программы по внеурочной деятельности «Юные экологи»:
-усвоение научных знаний о природе;
-понимание многосторонней ценности природы для общества;
-овладение нормами правильного поведения в природной среде;
-развитие потребности общения с природой;
-активация деятельности учащихся по улучшению природной среды;
-изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности;
-усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей;
-развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся;
-привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды;
-развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, охране окружающей среды);
-овладение приемами самостоятельной работы с дополнительной литературой, интернетресурсами.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
Предметные результаты:
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); способы сохранения окружающей природы;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших описаний, выводов;
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
1. Введение. | Знакомство детей с целями и задачами внеурочной деятельности и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Представление об основных понятиях (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. | 2 ч. |
2. Вода-источник жизни. | Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды Берегите воду! Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение воды. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!» Обсуждение вопросов о значении воды в жизни растений и животных, вода и здоровье человека. Выявление условий жизни растений и животных. | 4 ч. |
3. Среда обитания. | Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Понятие о среде обитания, средах жизни: почвенная, наземно-воздушная, водная, тела других организмов. Выявление причин изменения окружающей среды. Рассмотрение условий жизни растений и животных. | 9 ч. |
4. Растительность. | Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями. Понятие о лекарственных растениях. Комнатные растения: разведение и уход за ними. | 8 ч. |
5. Жизнь животных. | Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Выявление отличительных признаков животных. Ответ на вопрос: Животные, какие они? Хищники и травоядные животные. Разнообразие рыб. Промысловые рыбы, их рациональное использование. Рыбы Республики Адыгея. Человек и животные. Животноводство. | 7 ч. |
6. Водоемы. | Реки и озера, моря и океаны. Знакомство с пресноводными животными и морскими обитателями. | 3 ч. |
Итоговое занятие. | 1 ч. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Специфика курса внеурочной деятельности «Юные экологи» требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой. Как правило, занятия оснащаются большим количеством наглядных пособий, таблиц, схем, гербариев. Что необходимо для изучения данного курса внеурочной деятельности.
Это живые объекты, которые можно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения наблюдений и постановки простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе, условия содержания — отвечать требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. При подборе комнатных растений следует исходить из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе, а также в оформлении интерьера.
Из животных рекомендуется содержать простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), мушек-дрозофил. Желательно наглядные пособия, в том числе живые объекты, использовать не только для иллюстрации учебного материала, но и для доказательства правильности научных рассуждений.
Демонстрационные таблицы на печатной основе — наиболее распространённое и доступное учебное оборудование. Они не требуют для использования сложных приспособлений, несут адаптированную для учащихся научную информацию.
Раздаточный материал карточек по различным разделам помогает при изучении тем, способствует более легкому и осмысленному запоминанию, зрительному представлению.
Дидактическое назначение экранно-звуковых средств. С помощью экранных средств можно показать современные методы научного исследования, достижения науки, демонстрировать биологические процессы и явления, которые нельзя наблюдать непосредственно. Наряду с использованием учебных кинофильмов в процессе обучения биологии целесообразно использовать видеомагнитофон и DVD, для которых созданы фильмы на основе лучших учебных фильмов прошлых лет. Использование видеофрагментов, анимаций, динамических моделей позволяет сделать учебный процесс более разнообразным, добиться лучшего усвоения учебного материала, привить интерес к биологии.
Мультимедиапроекция — новая развивающаяся технология. Это собирательное название для всех типов проекторов, работающих от цифрового сигнала. Они обладают хорошими техническими характеристиками и дополнительными возможностями, такими как технология матрицы, инфракрасный пульт и т. д. ресурсами.
Планируемые результаты изучения курса «Юные экологи» по внеурочной деятельности (общекультурное направление)
- Составлять план текста;
- Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- Выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
- Под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- Получать биологическую информацию из разных источников;
- Определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
- Находить информацию в научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
- Оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
- Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; п
- Характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения;
- Знать взаимоотношения живых организмов;
- Виды сообществ живых организмов;
- Взаимодействие человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие;
- Уметь сотрудничать с товарищами в достижении цели;
- Выполнять работу в парах и индивидуально;
- Моделировать и оценивать различные ситуации, находить выход из сложившейся ситуации;
- Находить выход из проблемных ситуаций, оценивать свою работу;
- Защита проекта, умение донести информацию до слушателя, ответить на поставленные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире книг".
Курс «В мире книг»в условиях коррекционной школы-интерната способствует развитию читательского интереса, повышению качества ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Культура речи" 6 класс
Данная программа направлена на формирование у обучающихся УУД, обеспечивающих незатрудненноек построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Изобразительное искусство России"
Рабочая программа предназначена для обучающихся 7-8 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Земля-наш дом".
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Земля-наш дом"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление «Страна этикета» для обучающихся с умственной отсталостью
Пояснительная записка Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления практикум «Путешествуем с английским»
Целью работы курса внеурочной деятельности дать представление о социокультурном портрете стран, прививать интерес к иноязычной культуре, традициям; достопримечательностям англоязычных стран, расширить...