Обобщающий урок биологии "Классификация растений" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Увлекательный игровой урок с региональным компонентом. Проводится в конце учебного года для обобщения учебного материала по разделу: "Классификация растений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._6_klass.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Классификация растений» 6 класс
Базовый учебник: В.В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Дрофа. 2014»
Тип: обобщающий, игровой
Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов.
Предметные:
1. Называть основные систематические группы покрытосеменных растений, их представителей.
2. Выделять характерные признаки семейств однодольных и двудольных растений.
3. Раскрывать значение цветковых растений в природе и жизни человека.
- Описывать растения донской флоры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь: различать систематические категории, осуществлять классификацию, работать в команде.
Личностные: понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, знание и любовь к природе родного края.
Оборудование: таблицы и фотографии цветковых растений, игровая таблица, карточки с заданиями, чистые листки, гербарии донских трав, призы.
Таблица №1
Что зачем? | Кулинарный | Кто больше? |
Найди лишнее | 1 или 2 | На Руси говорят |
Цветик –семицветик | Отгадай-ка | Узнай семейство |
Подготовка:
Класс делится на 3 команды. Выбирается жюри (2-3 старшеклассника или
лучшие ученики). На доске вывешивается игровая таблица и таблицы цветковых растений. Выдвигаются к доске 3 парты.
Ход и структура урока:
- Знакомство с правилами игры (учитель).
- Представление команд (команды придумывают необычные ботанические названия и читают стихотворения о цветах).
- Выполнение конкурсных заданий командами.
- Подведение итогов игры и вручение призов.
- Тестирование
Конкурсные задания:
Что зачем? (выполняет 1 ученик из команды, письменно)
Записать на листках в порядке возрастания систематические группы растений.
1 или 2? (выполняет 1 ученик, письменно)
Определите к какому классу принадлежат указанные растения: капуста, шиповник, алоэ, пшеница, тюльпан, роза, подорожник, картофель, нарцисс, горох, чеснок, яблоня.
Узнай семейство (выполняют 2 ученика, устно)
- В семействе имеются травы, кустарники и деревья. Плоды многих из них очень вкусные (Розоцветные).
- Растения этого семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться (Сложноцветные).
- В этом семействе есть пищевые и лекарственные растения. Многолетние травы с подземными корневищами и лукавицами (Лилейные).
- Основное отличие семейства – симбиоз с бактериями, под действием которых на корнях образуются клубеньки (Бобовые).
- Это однолетние и многолетние травы, древнейшие культурные растения, которые кормят людей (Злаки).
- К семейству относят такие ценные пищевые растения, как томаты, баклажаны, перец (Пасленовые).
Кто больше? (выполняет команда, письменно)
Записать как можно большее количество видов растений из семейств (розоцветные, сложноцветные, злаки).
Цветик-семицветик (выполняет 1 ученик, устно)
Определите название семейства по формуле цветка.
Найдите лишнее (выполняет 1 ученик, устно)
В наборе слов найдите одно лишнее и укажите, какой признак объединяет остальные слова.
Василек, астра, одуванчик, пижма, тюльпан, календула (остальные – сложноцветные)
Береза, дуб, тополь, сосна, осина, ольха (остальные – цветковые).
Луковица, корневище, корзинка, пшеница, зерновка, соломина (остальные – органы растений).
На Руси говорят (выполняет 1 ученик, устно)
Вставь пропущенные слова в пословицы и поговорки:
Сто лет (мак) не родил, а голоду не было. (Лук) от семи недуг.
Человек не (орех), его сразу не расколешь. Каждый (цветок) со своим запахом.
Каково (семя), таково и племя. (Яблоко) от яблони далеко не падает.
От яблони – яблоко, от сосны – (шишки). На красненький (цветочек) и пчелка летит.
Кулинарный (выполняют 2 ученика, письменно)
Укажите какой орган употребляют в пищу у перечисленных растений: картофеля (клубень), у свеклы (корнеплод), у цветной капусты (соцветие), у чеснока (луковица), у редиса (корнеплод), у лука (луковица), у подсолнечника ( плоды семянки), у ржи (плод зерновка), у салата (побег), у хрена (корень).
Отгадай – ка (выполняют 2 ученика, устно)
На Дону произрастает множество замечательных трав, о которых рассказано в песнях, сказках, былинах. Попробуй отгадать их названия по рассказам.
- Колышутся под степными ветрами белые шелковистые метелки как склоненные флажки. В старинной казачьей легенде говорится, что когда казак погибнет в сече за родную землю и ляжет в нее костьми, то вырастет в степи еще одна седая травинка, стоит она и плачет под ветром (Ковыль).
- В народе ее зовут былиной, горьким бурьяном, печальной травой. Горькие настойки из нее излечивают от многих хворей. Не страшен ей ни зной, ни холод – она всегда одинаково могуча и густа. А тонкий запах никто не забудет (Полынь).
- Есть в донских краях добрый обычай: украшать букетами этой травы портреты тех, кто погиб на войне или рано умер. Можно увидеть их и за иконками. Цветок этот – сухоцвет и может долго-долго лежать не меняясь. Поэтому называют его неувядкой, неумирашкой (Бессмертник).
- Этот цветок любит засушливые степи. Когда-то вся нетронутая плугом придонская степь летом пахла медвяным запахом. Уходя в дальние походы, брали с собой казаки эту траву, чтобы запах ее напоминал о Доне, о горячей степи. А может назвали ее так потому, что у древних славян днями называли болезни, а трав эта – отличный лекарь (Донник).
- В иное лето вся степь выгорает под солнцем, а трава эта не прячется и цветет с весны до глубокой осенние розово-лиловыми цветочками. Называют ее душевик, богородицына трава, чебор. Душистей, чем она цветка нет. Донские казаки почитали ее выше всех трав (Чабрец).
Тест по теме «Классификация растений»
Вариант 1
Выбери один из трех ответов
1. К двудольным растениям относятся :
а) фасоль б) пшеница в) лук
2. К семейству Паслёновые относятся:
а) шиповник и груша б) томат и перец в) пшеница и кукуруза
3. Для семян цветковых растений класса двудольных в отличие от семян растений класса однодольные характерно наличие:
а) зародыша с двумя семядолями в) зародыша с семью семядолями
б) зародыша с одной семядолями
4. Мочковатая корневая система у:
а) одуванчик б) пшеница в) подорожника
5. К семейству Бобовые относятся:
а) кукуруза и ячмень б) фасоль и горох в) лилия и тюльпан
6. К семейству Розоцветные относятся :
а) редис и капуста б) шиповник и яблоко в) фасоль и горох
7. Для растений, относящихся к классу двудольных, характерно жилкование:
а) параллельное б) сетчатое в) дуговое
8. Стержневая корневая система у:
а) одуванчика б) лука в) пшеницы
9. К семейству Лилейные относятся:
а) тюльпан и лилия б) фасоль и горох в) слива и шиповник
10. Цветки язычковые, трубчатые, воронковидные характерны для семейства:
а) крестоцветные б) бобовые в) сложноцветные
11. Дуговое жилкование листьев характерно для:
а) подорожника б) клёна в) пшеницы
12. Растения, у которых две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое
жилкование, относятся к классу:
а) двудольных б) хвойных в) однодольных
13.Воронковидные цветки свойственны:
а) васильку б) ромашке в) одуванчику
14. Злаки- растения одного семейства из класса:
а) однодольных б) двудольных в) тридольных
Тест по теме «Классификация растений»
Вариант 2
1. Злаки- растения одного семейства из класса:
а) однодольных б) двудольных в) тридольных
2.Воронковидные цветки свойственны:
а) васильку б) ромашке в) одуванчику
3. Растения, у которых две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое
жилкование, относятся к классу:
а) двудольных б) хвойных в) однодольных
4. Дуговое жилкование листьев характерно для:
а) подорожника б) клёна в) пшеницы
5. Цветки язычковые, трубчатые, воронковидные характерны для семейства:
а) крестоцветные б) бобовые в) сложноцветные
6. К семейству Лилейные относятся:
а) тюльпан и лилия б) фасоль и горох в) слива и шиповник
7. Стержневая корневая система у:
а) одуванчика б) лука в) пшеницы
8. Для растений, относящихся к классу двудольных, характерно жилкование:
а) параллельное б) сетчатое в) дуговое
9. К семейству Розоцветные относятся:
а) редис и капуста б) шиповник и яблоко в) фасоль и горох
10. К семейству Бобовые относятся:
а) кукуруза и ячмень б) фасоль и горох в) лилия и тюльпан
11. Мочковатая корневая система у:
а) одуванчик б) пшеница в) подорожника
12. Для семян цветковых растений класса двудольных в отличие от семян растений класса однодольные характерно наличие:
а) зародыша с двумя семядолями в) зародыша с семью семядолями
б) зародыша с одной семядолями
13. К семейству Паслёновые относятся:
а) шиповник и груша б) томат и перец в) пшеница и кукуруза
14. К двудольным растениям относятся :
а) фасоль б) пшеница в) лук
2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии «Особенности организации простейших. Их классификация» 7 класс
Цель урока: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности простейших.Задачи.Образовательные: – закрепить знания об особенностях строения простейших, их образе жизни и значении.Разви...
Урок с использованием ЦОР по теме:"Классификация" 6 класс
Ф.И.О. учителя: Подлесных Елена ВикторовнаКласс: 6 классПредмет: Информатики и ИКТТема урока: КлассификацияМесто и роль урока в изучаемой теме: Урок №21 . Глава “Человек и информация”Цели урока ...
Презентация по химии на тему "Основания, состав и классификация" (8 класс)
Презентация по химии на тему "Основания, состав и классификация" (8 класс)...
Методическая разработка урока по химии "Кислоты.Состав и классификация" , 8 класс
Методическая разработка урока включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, технологическую карту урока с подробным описанием деятельности учителя, ученика, формируемых УУД. Прописаны ожидаемы...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...
Методическая разработка урока Оксиды. Номенклатура. Классификация. 8 класс
Оксиды. Номенклатура. Классификация....
План урока по информатике "Понятие классификации", 4 класс
Цель урокаДать понятие классификацииРазвивать логическое мышление у учащихсяРазвивать навыки работы в среде ЛогоМиры...