Методическая разработка урока по химии "Кислоты.Состав и классификация" , 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Методическая разработка урока включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, технологическую карту урока с подробным описанием деятельности учителя, ученика, формируемых УУД. Прописаны ожидаемые результаты. В приложении имеются задания для организации самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_himii_8_klass_.docx | 51.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кукетская основная общеобразовательная школа»
п.Кукетский, Верещагинский район
Методическая разработка урока
«Кислоты. Состав и классификация»
Петухова М.Б.,
учитель химии
п. Кукетский - 2014
Пояснительная записка
1. Пояснительная записка
«Кислоты и их классификация» – один из уроков раздела химии «Неорганические соединения химических элементов». Планируемый результат освоения учащимися данной темы: устанавливать принадлежность веществ к определенному классу неорганических соединений. Достижение этого результата подтверждается умением определять по составу принадлежность веществ к одному из классов: оксиды, основания, кислоты, соли. Методическая разработка предназначена для проведения урока в 8 классе на базовом уровне. Для учащихся, имеющих повышенный интерес к предмету химия, предусмотрены задания повышенного уровня.
Педагогическая проблема: отсутствие умения у учащихся определять классы соединений по составу веществ, приводит к затруднениям при составлении уравнений реакций, соответствующих генетическому ряду веществ, осознанному пониманию химических свойств неорганических соединений, составлению молекулярных уравнений, полных и сокращенных ионных уравнений. Важно на первоначальном этапе изучения классификации веществ добиться планируемого результата, что обеспечит успешность учащихся неорганической химии.
2. Цели и задачи.
Цель методической разработки: создание условий для самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, мотивационной составляющей через организацию урока в соответствии с требованиями новых стандартов.
Задачи: 1)
Определить цели и задачи
Технологическая карта урока «Кислоты и их классификация»
Цель урока:
- формирование умения определять по составу принадлежность неорганического вещества к классу кислот, обобщая полученные знания, аргументируя свой выбор.
Задачи урока:
1. Изучить классификацию кислот по составу, рассмотреть физические свойства отдельных кислот, закрепить умение определять степень окисления атомов химических элементов по формуле кислоты; формировать химическое мышление (предметный результат).
2. Формировать умения выявлять причинно-следственные связи, обобщать материал на основе выделения сущностной связи, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, работать в команде, пользоваться дополнительными источниками информации (метапредметный результат).
3. Развивать целеустремленность и настойчивость учащихся в достижении целей, способность к самоопределению, умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора (личностный результат).
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, исследовательская.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Электронные образовательные ресурсы |
Мотивационный Целеполагание | Учитель представляет учащимся коллекцию растворов. Склянки с растворами имеют наклейки с формулами соединений и названиями. Учитель: Какие по составу вещества вам предложены? Чем отличаются от ранее изученных веществ по составу? Предлагает сформулировать тему урока. | Учащиеся высказывают предположение кислоты, записывают тему и формулируют свои задачи на урок и слушают задачи учителя. | Личностные (смыслообразование) Коммуникативные (излагать свое мнение) Регулятивные (определение цели, способы достижения цели) | |
2.Актуализация Проверка домашнего задания. | Учитель задает вопросы по пройденному материалу: Учитель предлагает ответить на вопросы:
Учитель организует проверочную работу базового уровня с заданиями повышенного уровня для заинтересованных учащихся | Ученики дают ответы. Ученики выполняют предложенные задания(см. Приложение №1,тест).
| Личностные (самоопределение) Коммуникативные (определение способов взаимодействия) Познавательные (устанавливать аналогии, причинно-следственные связи) Регулятивные (самооценка, саморегуляция) | Электронный справочник по химии. http://fcior.edu.ru/card/3204/trenazher-klassifikaciya-oksidov.html http://fcior.edu.ru/card/4609/trenazher-sostavlenie-formul-oksidov-i-hloridov.html |
3. Освоение нового знания | Учитель: Кислоты, где мы их используем в практической деятельности, какими физическими свойствами они обладают. Учитель задает вопрос: «Если кислоты такие опасные, как можно определить раствор кислоты среди других веществ, не пробуя на вкус, какие вещества для этого можно использовать?» Учитель предлагает выполнить лабораторный опыт. - Что такое кислота? - Какие бывают кислоты ? Учитель предлагает найти инф о составе кислот. Учитель задает вопросы:
Учитель знакомит учащихся с классификацией кислот. (см. Интерактивную схему) Учитель предлагает учащимся познакомиться с важнейшими представителями кислот. | Учащиеся предлагают ответы, далее обобщают материал и выполняют задание №1 Схема «Значение кислот» Дают описание физических свойств кислот. Учащиеся выдвигают предположение (гипотезу) на опыте изучения оснований— индикаторы. Учащиеся исследуют выданные кислоты - это соляная кислота и лимонная, на изменение окраски индикаторов в кислых средах, заполняют таблицу и делают выводы (сравнительные) ( Задание №2) Учащиеся делают вывод, что общего в строении кислот и предполагают, что все общие свойства кислот, кислый вкус, изменение окраски индикаторов, в состав входит элемент водород. Из выше сказанного ребята дают определение кислотам. (Задание №3) Учащиеся делаю вывод, что кислоты можно классифицировать по различным признакам и выполняют задание (задание №4). Учащиеся устанавливают закономерности, формулируют теоретические знания об изучаемом объекте. | Познавательные (общеучебные универсальные действии, поиск и выделение необходимой информации) Познавательные ( анализ объектов с целью выделения признаков). Регулятивные Познавательные (Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) | Учебник. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfa7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_13.jpg http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/563218c3-483e-4e89-b4eb-968cff2eac3e/x6_97.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ab-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_06.sw http://www.fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5a8-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_03.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5984256-0b18-c23b-985b-397af5d9adbe/index.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ae368db-1a38-5b5c-82c3-aadd474e4be6/index.htm |
5. Обобщение и систематизация знаний. | Учитель предлагает учащимся разделиться на 2 группы. Одна группа работать с тренажерами по изученной теме в интерактивной форме, вторая группа в бумажном варианте, далее анализирует результаты выполнения учащимися заданий. | Ученики выполняют тренажеры. Отрабатывают умения составления формул кислот,определять степени окисления атомов химических элементов в кислотах, закрепляют знания, полученные на уроке. | Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5af-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_10.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ae-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_09.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5b0-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_11.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ad-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm |
6. Рефлексия | Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы, нацеливает на подготовку сетевых заданий. Учитель приводит интересную взаимосвязь разных профессий и необходимости знаний о кислотах. Учитель иницирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Учитель благодарит школьников за урок. | Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. По желанию озвучивают «мое личное достижение за этот урок». Ученики заполняют технологическую карту (задание №6). | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия) | Электронное пособие. |
7. Заключительный Информация о домашнем задании | Учитель предлагает выбрать ученикам домашнее задание из трех предложенных вариантов. | Ученики выбирают задания и пишут себе рекомендации «как мне успешно выполнить Д/з)». | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) |
Приложение №1
Тест
Проверочная работа (тест)
1. Вещество с химической формулой Al2O3 относиться к классу
а) оснований;
б) кислот;
в) оксидов;
г) солей.
2. Вещество с химической формулой KOH называется
а) оксид кальция;
б) гидроксид кальция;
в) оксид калия;
г) гидроксид калия.
3. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится
а) бесцветным;
б) малиновым;
в) красным;
г) желтым.
4. Формулы только оксидов приведены в ряду
а) H2SO4, СаО, CuCl2
б) Na2CO3, Na2O, N2O5
в) Р2О5, BaO, SO3
г) NaOH, Na2O, Cu(OH)2
5. Установите соответствие между формулой оксида и формулой соответствующего ему гидроксида.
1) Na2O | A. Fe(OH)3 |
6. Установите соответствие между названием оксида и его формулой.
1) оксид натрия | A. SO2 |
7. В перечне оснований
А) NaOH
Б) Са(ОН)2
В) Ва(ОН)2
Г) Mg(ОН)2
Д) Fe(OH)3
к нерастворимым относятся
- А, Б
- Б, Г
- В, Д
- А, Д
Оценивание: 1) выполнены 1-4 задания - «3»
2) выполнены 1- 5 задания –«4»
3) выполнены 1- 6,7 задания – «5»
Задание №1. Заполни схему «Значение кислот»
Задание №2. Заполни таблицу.
Повторим ТБ:
- выполнять все указания учителя,
- Не пробовать вещества на вкус,
- пробирку в руки не брать,
- не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать,
- Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок.
Действие кислот на индикаторы
Индикатор | Окраска индикатора в воде | Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (НСl) | Окраска индикатора в лимонной кислоте |
Лакмусовая бумажка | |||
Фенолфталеин | |||
Метилоранж |
Задание №3. Дать определение кислотам, исследуя состав по предложенным формулам
Кислоты – сложные вещества, состоящие __________________________________________________________________
Задание №4. Распределите химические формулы кислот в таблицу.
HCl , H2SO4 , HNO3 , H3PO4 , HF , HNO2 , H2CO3 , H2SO3
Кислоты | ||||||
Бескислородные | Кислородсодержащие | Растворимые | Нерастворимые | Одноосновные | Двухосновные | Трехосновные |
Задание №5. Заполни таблицу.
Формулы кислот | Название кислот |
HCl | |
HNO3 | |
HNO2 | |
H2S | |
H2SO4 | |
H2SO3 | |
H3РО4 | |
- Рефлексия
Пришел (а) на урок с мыслью…….
Ухожу с желанием…….
На уроке я узнал (а)…..
Мне запомнилось…
Приложение №2
Традиционные названия кислотных остатков
наиболее распространенных кислот
Формулы кислот | Название кислоты | Кислотный остаток | Название кислотного остатка | |
HCl | соляная (хлороводородная) | Cl- | хлорид | |
HClO | хлорноватистая | ClO- | гипохлорит | |
HClO2 | хлористая | ClO2- | хлорит | |
HClO3 | хлорноватая | ClO3- | хлорат | |
HClO4 | хлорная | ClO4- | перхлорат | |
HF | Фтороводородная(плавиковая) | F- | фторид | |
HBr | Бромоводородная | Br- | бромид | |
HI | иодоводородная | I- | иодид | |
HNO3 | азотная | NO3- | нитрат | |
HNO2 | азотистая | NO2- | нитрит | |
H2SO4 | серная | SO42- | сульфат | |
НSO4- | гидросульфат | |||
H2SO3 | сернистая | SO32- | сульфит | |
H2S | сероводородная | S2- | сульфид | |
H2CO3 | угольная | CO32- | карбонат | |
НCO3- | гидрокарбонат | |||
H2SiO3 | кремниевая | SiO32- | силикат | |
H3PO4 | ортофосфорная | PO43- | ортофосфат | |
НPO42- | гидроортофосфат | |||
Н2PO4- | дигидроотофосфат | |||
HPO3 | метафосфорная | PO3- | метафосфат | |
H3AsO4 | мышьяковая | AsO43- | арсенат | |
HMnO4 | марганцовая | MnO4- | перманганат | |
H2CrO4 | хромовая | CrO42- | хромат |
В данном разделе дается краткое описание содержания разработки, поясняются варианты работы, описываются методы и механизм реализации идеи с учетом поставленных целей и задач, специфические особенности реализации. Особое внимание обратите на возможности формирования метапредметных результатов.
4. Ожидаемые результаты
Определяются результаты применения данной разработки на практике. Желательно указать риски, которые могут возникнуть в процессе деятельности. Необходимо представить критерии оценки успешности результатов применения разработки.
5. Ресурсное обеспечение.
Перечисляется ресурсное обеспечение (информационное, материально-техническое, финансовое, временое), необходимое для практического применения работы.
Средства обучения: учебник, рабочие тетради, электронное пособие, видеосюжеты , задания на карточках, ЭОР (сайты http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Методическая разработка урока на тему: Основания.Состав, классификация, химические свойства и получение. Презентация к уроку.
Технологическая карта урока, модульурока....
Методическая разработка урока по физической культуре для 5 класса «Вокруг света за один урок»
Тема: История возникновения видов спорта....
Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе на тему: Итоговая контрольная работа (мониторинг) в соответствии с требованиями по ФГОС для учащихся 8 класса
Работа с текстом: выполнение работы по заданиям к тексту (работа с перспективой на сдачу ОГЭ части C в 9 классе)...
Методическая разработка урока по английскому языку в 3 классе по теме "Happy English!" к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс
Методическая разработка урока по английскому языку "Happy English!" разработана к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс. Целью урока являет...
Методическая разработка урока английского языка в 5 м классе. Тема урока: Travelling and transport: choosing the mean of travelling (Путешествия и транспорт: выбор вида путешествия)
Тема урока: Путешествия и транспорт5-й класс, углублённый уровень. Место урока: повторение лексики по теме «Путешествия и транспорт» Учебник: Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английс...