Урок биологии «Особенности организации простейших. Их классификация» 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Цель урока: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности простейших.
Задачи.
- Образовательные: – закрепить знания об особенностях строения простейших, их образе жизни и значении.
- Развивающие: – научить умению сравнивать и выделять главное, работать в группах, совершенствовать творческие способности.
- Воспитательные: – формировать коммуникативные качеств, интерес к знаниям, ответственности за результаты своего труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии «Особенности организации простейших. Их классификация» 7 класс
Составила: Зарыпова О. Н. - учитель биологии МОУ «Приморская СОШ»
Цель урока: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности простейших.
Задачи.
- Образовательные: – закрепить знания об особенностях строения простейших, их образе жизни и значении.
- Развивающие: – научить умению сравнивать и выделять главное, работать в группах, совершенствовать творческие способности.
- Воспитательные: – формировать коммуникативные качеств, интерес к знаниям, ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактические карточки, сообщения
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы дали общую характеристику царства животных. Скажите, какая из предложенных наук изучает животных?
Ботаника, зоология, цитология, гигиена, физиология.
Учащиеся: Зоология – это наука о животных.
Учитель: Какие из перечисленных признаков лишние и почему? (Показ слайда, у каждого учащегося свои карточки с заданиями)
1. Характерная четкая симметрия тела, которая связана с образом жизни.
2. Гетеротрофное питание. 3. Подвижность, что совершенно для добывания пищи. 4. Рост тела ограничен. 5. Нет жесткой клеточной стенки. Вакуоли небольшие и недолгоживущие. Нет хлоропластов или других пластид. Запасают углеводы в виде гликогена. Имеют центриоли. 6. Неограниченный рост. 7. Специальных органов выделения нет.
Учащиеся: Лишние признаки - № 6, № 7. относится к царству растения, а все остальное к царству животные
III. Формирование новых понятий.
Учитель: Посмотрите внимательно на название темы урока и скажите, что мы сегодня будем с вами изучать, с какими организмами знакомиться?
Учащиеся: Мы будем говорить о простейших, их строении, выделять главные признаки.
Учитель: (показ слайда)
“Я приглашаю вас в живой природы мир,
Где интерес – наш главный ориентир.
Узнаем мы, что все здесь не случайно,
Найдем ответы, разгадаем тайны…”
Для этого нам нужно взять наши путеводные листы, записать число и тему нашего урока. “Особенности организации простейших” (показ слайда)
Ребята, сегодня мы поговорим о самых маленьких животных, о простейших. Почему их так называют?
Учащиеся: Потому что они просто устроены, их тело состоит из одной клетки.
Учитель: Правильно. Но, несмотря на простату строения, это настоящие живые организмы. Назовите мне признаки живого организма.
Учащиеся: Признаки живого: способность к размножению и развитию, наличие обмена веществ и энергии. Клетка, как целостный организм, способна дышать, питаться и выделять во внешнюю среду продукты обмена веществ, расти, развиваться, размножаться и умирать.
Учитель: К одноклеточным или простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование и которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д.
А теперь давайте поговорим об истории открытия простейших. По этому вопросу вы приготовили сообщение и мы с удовольствием вас послушаем.
Выступление учащегося: сообщение «История открытия простейших». (показ сдайда)
“300 лет назад жил в г. Дельфте, что в Голландии шлифовальщик стекол Антон Левенгук. Через свои стекла он рассматривал окружающий его мир. Он же в 1663 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «келья, ячейка, клетка»). В 1674 году голландский мастер Антоний Ван Левенгук (Anton van Leeuwenhoek, 1632—1723) с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды из бочки «зверьков» — движущиеся живые организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейшие. Заслуга Левенгука перед наукой велика: во-первых, он открыл не видимых невооружённым глазом животных. И, во-вторых, он сделал микроскоп орудием изучением природы”.
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, ребята, а можем ли мы увидеть одноклеточные организмы невооруженным глазом?..”.
Учащиеся: Звучат разные версии ответов, но верным принято считать: “Да, можем
Учитель: Но это только организмы – гиганты, достигающие в длину 1,5 мм. Кто же подарил нам эту возможность – увидеть их, создав световой микроскоп? Кто из ученых первым открыл клетку?
Учащиеся: Конец XVI века – И. Янсен; Роберт Гук в 1665 году усовершенствовал микроскоп, открыл и ввел термин “клетка” Антони ван Левенгук в 1675 году изобрел микроскоп с увеличением в 270 раз.
Учитель: Микроскоп – это первая тайна открытий.
“Так давайте отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки”
Простейшие - это первая группа животных, которую мы изучаем показ слайда).
Строение клеток простейших типично для эукариот. Они состоят из одного или нескольких ядер с хромосомами, отделённых ядерной мембраной от цитоплазмы, которая ограничена от окружающей среды цитоплазматической мембранной. Ядро участвует в делении клетки. У многих цитоплазма дифференцирована на два слоя – плотный наружный (эктоплазму) и внутренний подвижный (эндоплазму). В цитоплазме располагаются: митохондрии, рибосомы, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, центриоли, структуры клеточного скелета, запасные вещества (гликоген, жировые включения), вакуоли. Основная масса простейших является гетеротрофами, некоторые способны фотосинтезировать. Питание осуществляется по типу внутриклеточного пищеварения за счёт фаго- и пиноцитоза. Пищеварительной системы нет, её функции выполняют пищеварительные вакуоли. Хотя нервной системы нет, простейшие обладают раздражимостью – реагируют на внешние воздействия положительными или отрицательными таксисами (движениями). Дыхание осуществляется всей поверхностью клетки, движение цитоплазмы обеспечивает перемещение веществ в клетке. Функцию выделения выполняют сократительные вакуоли – удаляют излишки воды. Простейшие могут размножаться бесполым и половым путём. Бесполое размножение осуществляется главным образом путём простого и множественного (шизогония) деления. Для многих групп простейших свойственен половой процесс – копуляция и конъюгация. При конъюгации происходит слияние ядер разных клеток, а при копуляции сливаются целые клетки.
Что общего в строении простейших? (работа с таблицей)
Учащиеся: Тело состоит из одной клетки (эукариотической) Клетка состоит из трех основных частей - оболочки, цитоплазмы, ядра.
Учитель: Чем отличаются простейшие друг от друга?
Учащиеся: Простейшие отличаются друг от друга формой тела, органами передвижения, у них встречаются разные органоиды.
Показ слайда
В современной систематике на основании родства различных представителей, особенностей их внутренней организации и образа жизни простейших разделяют на самостоятельные типы – саркожгутиконосцы, споровики, инфузории (показ слайда)..
Саркожгутиконосцы
Тип саркожгутиконосцев представлен двумя классами простейших – саркодовые (от греческого “саркос” – мясо) и жгутиковые (показ слайда слайда). Рассмотрим подробнее каждый из классов.
КЛАСС САРКОДОВЫЕ (показ слайда).
1) Корненожки – это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек (псевдоподий) – выпячиваний цитоплазмы.
2) Есть корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Это фораминиферы, обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах. По хорошо сохранившимся раковинкам учёные определили уже более 30 тысяч ископаемых видов, а также около 4 тысяч видов, обитающих в океанах сейчас. Их раковины участвуют в образовании морского ила, морских осадков и пород. Из них образовались месторождения известняков.
3) Радиолярии – одноклеточные, реже колониальные, свободноживущие простейшие, имеющие минеральный скелет в виде удивительно красивых образований и состоящим из кремнезёма или сернокислого стронция.
Солнечники – одна из самых малочисленных групп простейших. В ней несколько десятков видов, обитающих в пресных водах. Тело напоминает “солнышко”, но лишено минерального скелета. Питаются животными организмами.
Типичный представитель класса саркодовых – Амёба протей
Сообщение ученика: Широко распространённая в загрязнённых пресноводных водоёмах амёба протей названа в честь героя греческой мифологии морского бога Протея, который обладал способностью менять своё обличие, принимая образы всевозможных существ и предметов. Амёба протей не имеет постоянной формы тела, она непрерывно образует выросты (псевдоподии), в которые перетекает её цитоплазма.
КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ (показ слайда).
Класс жгутиковые объединяет животных, органоидами движения которых служат жгутики (один или несколько). У большинства представителей наружный слой цитоплазмы уплотняется, в результате чего на поверхности тела образуется плотная эластичная оболочка, определяющая форму животного. К этому классу относятся как автотрофные, так и гетеротрофные организмы.
Древние колониальные формы простейших рассматриваются как промежуточное звено между одноклеточными и многоклеточными организмами.
Представители:
Встречаются среди жгутиковых и паразитические формы (трипанасомы, лямблия и др.). Трипанасомы живут в плазме крови человека и различных домашних животных, вызывая тяжёлые заболевания (сонная болезнь в тропических странах, трихомониаз и др).
Среди жгутиковых встречаются и колониальные формы – вольвокс. В прудах и озёрах можно найти плавающие в воде зелёные шарики диаметром 1 мм. Каждый шарик состоит из множества клеток (больше тысячи), похожих по строению на эвглену зелёную.
Эвглена зелёная – наиболее распространённый представитель класса жгутиковых. Строение и характеристика – показ слайда
Споровики
Тип споровики – это паразитические простейшие. Их жизненный цикл связан со сменой хозяев.
Представителями типа споровики являются – кровяные споровики, грегарины, кокцидии (показ слайда). Рассмотрение подробнее каждой группы представителей – показ слайда
Инфузории
Инфузории – самые высокоорганизованные простейшие. Впервые инфузории обнаружили в воде, настоянной на различных травах (“инфузум” означает “настройка”).
Строение и характеристика – показ слайда
Типичным представителем типа инфузорий (ресничных) является Инфузория туфелька (показ слайда). Характеристика и строение – показ слайда
Таким образом, мы с вами рассмотрели особенности строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.
О том, где обитают эти удивительные животные, и как переносят неблагоприятные, условия нам расскажут ребята, подготовившие сообщения.
1-е сообщение «Среда обитания простейших»
Среда обитания простейших чрезвычайно разнообразна. Многие из них живут в морях (фораминиферы, солнечники). Многочисленные виды жгутиковых и инфузорий – компоненты морского планктона (от греч. «планктос» - блуждающий): это мелкие организмы, живущие в толще воды. Многие из этих простейших обитают на дне водоемов. Некоторые одноклеточные, живущие в почве, участвуют в почвообразовании. Наконец, широкое распространение среди простейших всех классов получил паразитизм. Различные виды вызывают тяжелые заболевания у человека (например, дизентерийная амеба) и животных; некоторые простейшие паразитируют на растениях.
Учитель: Все ли среды заселили простейшие?
Учащиеся: Все, кроме наземно-воздушной.
2-е сообщение «Значение цисты в жизнедеятельности простейших» (показ слайда)
Важная биологическая особенность многих простейших – способность к инцистированию. В неблагоприятных условиях существования простейшие образуют цисты: ядро с небольшим объемом цитоплазмы, содержащей необходимые органоиды, окружается толстой многослойной капсулой и переходит от активного состояния к покою. В цистах процессы обмена веществ практически прекращаются; они могут сохранять жизнеспособность в течение многих десятков и даже сотен лет. При попадании в благоприятные условия цисты «раскрываются» и из них выходят простейшие в виде активных и подвижных особей.
Учитель: Что было бы с простейшими, если бы они не могли образовывать цисту?
Ответы учащихся.
Учитель: Таким образом, мы с вами рассмотрели особенности строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.
IV. Формирование умений и навыков.
Учитель:
Путь закончен наш почти
Знанья получили вы
И докажем без труда,
Что работали не зря.
А теперь мне бы хотелось увидеть, как вы запомнили особенности Простейших
Каждая группа должна будет собрать модель своего простейшего, указать не только его органоиды, но и функции которые они выполняют.
Вам необходимо угадать простейшего по моим вопросам, которого вы будете моделировать.
Вопросы для 1 группы (показ слайда)
- Передвигается с помощью ложноножек.
- Является хищником.
- Имеет тонкую оболочку.
Учащиеся: Амеба.
Учитель: Вопросы для 2 группы (показ слайда)
- В клетке есть хлоропласты.
- Передвигается с помощью жгутика
- По способу питания относится и к животных и к растениям.
Учащиеся: эвглена зеленая
Учитель: Вопросы для 3 группы (показ слайда)
- Органами передвижения являются реснички.
- Имеют две сократительные вакуоли.
- Непереваренные остатки пищи удаляются через порошицу
Учащиеся: Это инфузория-туфелька.
Учитель: предлагаю вам, ребята приступить к моделированию своих простейших.
Низкий уровень сложности – найти соответствующие органоиды для простейшего
Средний уровень – дать названия органоидам.
Высокий уровень – определить функции органоидов
Учитель следит за правильностью выполнения задания
Демонстрация и защита моделей (фотографии).
V. Подведение итогов урока. Что было пройдено на уроке? Выставление оценок
VI. Домашнее задание. Изучить текст учебника на стр. 94-95, ответить на вопросы 1-7 на с.100 рубрики «проверьте свои знания».
Выполнение творческого задания. Тема для проектов: «Роль простейших в природе и жизни человека», «По морям, по волнам» (о многообразии простейших)
“Беречь и родство, и соседство, и дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца, и следовать зову его”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.
Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.Тема урока: Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых России.Цели коррекционно-образовательные:1...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на ...
Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс (УМК Н.И.Сонин) , автор учитель биологии Сизова С.В.
Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс составлен в соответствии с Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И...
Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.
Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам....
Проверка пройденного материала. к уроку биологии по теме: Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака.
презентация к уроку Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака....
Бинарный урок "Биология" и "Английский язык". "Классификация видов и возникновения ветра."
презентация к бинарному уроку...
Презентация к уроку биологии "Особенности высшей нервной деятельности человека"
Презентация может быть использована на уроках биологии, а также при подготовке к ГИА...