технологическая карта урока географии в 5 классе по теме "Путешествие по материкам"
учебно-методический материал по географии (5, 6 класс) на тему

Аршиева Мадина Матвеевна

ПЛОТНЫЙ РАБОЧИЙ УРОК ПО УСВОЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО МАТЕРИКАМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

 по географии 5 класса

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

Путешествия по  материкам

Учитель

Аршиева М. М.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выпускник научится:

-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

-создавать письменные тексты и устные сообщения

Выпускник получит возможность научиться:

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Выпускник научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результат;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Выпускник получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивы, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

-нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Решаемые учебные проблемы

Формирование представлений о природе матриков, составление плана и характеристики, развитие умения сравнивать по алгоритму  различные материки.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Материки – Евразия, Африка, Северная Америка,  Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ЭОР, проектор, интерактивная доска, учебные и письменные принадлежности, атлас, глобус, изображения видов Евразии и органического мира Е.

Образовательные интернет-ресурсы

wikipedia.org, greenpeace.org, nationalgeographik.com

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. 1.Актуализация имеющихся знаний об особенностях природы Земли.

2.Уметь оценить положении материков относительно друг друга и океанов.

Деятельность учителя 

 Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все - и млад, и стар,

Что она - большущий шар.

 - О чем речь? На каком приборе мы можем увидеть изображение всей планеты?

Наносить изображение земной поверхности на планы, карты и глобусы люди научились в глубокой древности. Первые карты Марко Поло, Клавдия Птолемея поражают своей точностью. Современные карты дают более полное представление о поверхности Земли.

Деятельность учащихся

  1. Запись в тетрадях определений «материки», «части света»

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

- Как вы думаете глядя на карту, какой материк по величине самый большой?

- Как вы думаете, какой материк по величине второй?

Дается характеристика континенту.

Такая же работа проводится и по другим материкам.

Евразия – это самый большой материк. Рельеф Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м), и гигантские, протянувшиеся на тысячи километров равнины, например Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.

Евразия богата реками и озерами. Самая длинная река материка – Янцзы. В Евразии расположено самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м). Здесь находится самый большой полуостров мира – Аравийский. Самое большое по площади озеро – Каспийское

Африка – второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на высоте 5895 м.Это самый жаркий континент, на большей его части средняя годовая температура выше+20 °С. В Африке не бывает зим в нашем понимании. На большей части территории материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков. В Северной Африке расположена величайшая пустыня нашей планеты – Сахара, здесь летом поверхность песка и камней нагревается до +70 °С, а воздух – до +40 °С.Материк богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты (6671 км). Река дважды пересекающая экватор и является самой полноводной рекой материка – Конго.

Северная Америка В рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи – Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер – Мак-Кинли (6193 м).Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге.Реки Северной Америки полноводны, саман крупная из них – Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнем Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.

Южная Америка На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Это самый влажный континент планеты. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой темпера тура может опускаться до О °С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака.

Австралия  – самый маленький материк. Он же и самый сухой: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных, полноводных рек. Многие реки пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей. Самая большая река – Муррей, она не пересыхает, но уровень ее вод резко меняется в течение года. Озеро Эйр – самое крупное на материка, в сухое время года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается.

Антарктида  – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 0 С. Это самая низкая температура на Земле.I В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0 °С.

ОстроваОстрова, наряду с материками, составляют сушу нашей планеты. Их очень много, подсчитать общее количество довольно трудно. Встречаются одиночные острова и группы островов – архипелаги.

Остров – участок суши, со всех сторон окруженный водой.

Архипелаг – группы островов, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга.

Самый большой остров мира – Гренландия. Его площадь составляет 2 млн 176 тыс. км2. На физической карте можно найти архипелаги – Северная Земля, Земля Франца Иосифа. Много архипелагов в составе Океании

Деятельность учащихся

-Евразия.

По карте атласа находят горы, равнины, реки и озера, какими океанами, морями омывается.

Африка.

По карте атласа находят горы, равнины, реки и озера, какими океанами, морями омывается.

Северная Америка

Южная Америка

Австралия        

Антарктида

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Научить давать характеристику материка по плану. Создать сравнительную характеристику двух материков

Деятельность учителя

- Как вы думаете, можно ли составить план, по которому затем дать характеристику материка?

Составление плана характеристики.

Деятельность учащихся

Класс разбивается на группы.

Работа с атласами и текстом учебника, выдвижение предположения. Составления плана характеристики Евразии:

  1. Географическое положение.
  2. Природа материка:

А) Формы рельефа.

Б) Реки и озера.

В) Климат.

Г) Полезные ископаемые.

Д) Животный и растительный мир.

3.  Население материка.

Запись плана в тетради.

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Предложить игру: «Путешествие по материку» (игра подразумевает выработку навыка ученика по созданному им плану). Детям раздаются фотографии  с изображением самого материка, рельефом, рекой, проявлениями погодных условий, полезными ископаемыми, животными и растениями, людьми. Затем предлагается разложить фотографии в соответствии с пунктами их плана.

А теперь давайте заслушаем результаты работы в группах. И выскажем свое мнение, дополнив, или что-то убрав из ответа одноклассников.

Деятельность учащихся

Учащиеся обмениваются результатами своей работы по созданию плана характеристики материка с помощью игры «Путешествие по материку» (работа в парах). По составленному плану ученики раскладывают фотографии, а затем излагают свое мнение  всему классу.

Деятельность учителя

Как вы думаете, влияет ли природа, окружающая людей, на их жизнь и как люди влияют на природу? (может быть работа с текстом или сообщения).

Что мы узнали нового Северной Америки? Что бы вы хотели еще добавить?

Деятельность учащихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм.

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

1. Самый большой полуостров мира –

2. Назовите океан, который пересекает все меридианы на Земле –

3. Самое высокое место в мире –

4. Назовите третий по величине материк –

5. Самый большой остров мира –

6. Самый сухой материк –

7. Самая многоводная река мира –

8. Самое глубокое озеро мира –

9. Самая длинная река мира –

10. Самое глубокое место в океане –

11. Самый влажный материк –

12. Самое большое озеро мира –

13. Самый большой материк –

14. Самый большой океан –

15. Самый холодный океан –

16. Самая длинная река -

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

- Выполняют задания на новый материал (всем классом или индивидуально)

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Я многое понял, мне было интересно!...

Я был внимателен, но….

Мне многое непонятно, но я бы хотел узнать….

8 ЭТАП Домашнее задание  п 22стр 105.



Предварительный просмотр:

Дата  ________        

Технологическая карта урока географии в 6 классе 

Тема

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

П/р «Наблюдение за облаками»

Тип урока

комбинированный.

Цели урока

- сформировать понятие «насыщенный» и «ненасыщенный воздух», «абсолютная и относительная влажность воздуха», «туман» , «облака» и раскрыть процесс их образования, «осадки»;

 -  выявить количество водяного пара в воздухе, температуры воздуха и подстилающей поверхности.

- научиться проводить наблюдение за облаками.

Планируемые результаты

Когнитивный компонент урока: абсолютная и относительная влажность воздуха, облака; атмосферные осадки.

Деятельностный компонент урока: определять виды облаков, наблюдать за облаками, давать их описание.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать значение облачности, осадков для жизни и хозяйственной деятельности людей; раскрывать влияние природных явлений на творчество людей.

Осн. понятия

Влага в воздухе, туман, облака, осадки.

Ресурсы:

ЭОР – презентация «Вода в атмосфере», учебник, тетрадь, таблица.

Орг. прост-ва

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создает положительную  мотивацию

Настрой на работу.

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос.

Назовите причины образования ветра. Как образуются бризы? Что такое муссон? Расскажите о его формировании.

Что называют атмосферой? Из каких слоев она состоит?

По таблице вычислить годовую амплитуду и среднюю температуру воздуха:

Отвечают на вопросы

мес

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

Ср t

амп

t

-19

-17

-11

0

+10

+16

+19

+16

+10

+2

0

-9

II. Актуализация

знаний. Формулирование темы урока, постановка цели.

Дежурному предлагается вытереть доску, смоченной в воде тряпкой.

-Чтобы смочить тряпку, нам потребовалось не менее 10гр воды. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Куда делась вода?

1. Объясните, что происходит с водой в атмосфере.

2. Выберите правильные утверждения:

- Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара может в нём содержаться.

- Степень насыщенности водяным паром показывает абсолютная влажность воздуха.

- Прибор для измерения влажности воздуха называется гигрометром.

- Самое большое количество осадков выпадает в Черрапунджи. - - Определение влажности воздуха имеет значение не только для определения погоды, но и для проведения технических мероприятий, при хранении музейных экспонатов (книг, картин), лечении многих болезней, орошении полей.

- Количество осадков на земной поверхности называется облачностью.

- Для чего человеку нужны знания об относительной и абсолютной влажности? А где вам могут понадобиться эти знания?

Отвечают на вопросы, закрепляя изученное.

III. Изучение нового

Анализ рисунка 79 стр 121

в учебнике.

— Посмотрите в окно на небо, вы видите облака. Многие из вас любят смотреть на них. Облака нередко принимают причудливую форму. Вот, например, какие ассоциации вызвали облака у русского поэта Виталия Туникова:

Облака белым пухом летели,
Покоряя небесный простор.
Сквозь туманы, снега и метели,
Мчась туда, где сердечный костёр.

Облака - душ небесных обитель,
Пролетая над нашим окном,
Как воздушный, безмолвный наш зритель,
Дарят чувства, азарт и задор.

И как душ исцеляющий мастер,
Клеят, красят, латают их новь,
Они дарят Надежду на Счастье,
Веру в то, что придёт к нам Любовь.

А какие мысли возникают у вас, когда вы смотрите на облака?

Затем учащиеся читают в учебнике, что такое облака и как они образуются.

Облака имеют разную форму и свойства.

Наиболее распространены перистые, кучевые и слоистые облака. Кроме этих трёх основных форм облаков, различают комбинированные формы: перисто-слоистые, перисто-кучевые, слоисто-дождевые и т. д. Учащиеся вместе с учителем анализируют атлас и  рис. 99 учебника и делают вывод, что главная причина образования облаков — охлаждение воздуха, насыщенного водяным паром. Облака — источники осадков на Земле Учитель предлагает сгруппировать осадки и записать в тетрадь собственную классификацию видов осадков в зависимости от сезона года (осадки тёплого времени года, осадки холодного времени года); в зависимости от того, в каком виде — твёрдом или жидком — они выпадают.

Запись в тетрадь определений «Абсолютная влажность» воздуха, «Относительная  влажность» воздуха, «Насыщенный воздух» , «Ненасыщенный воздух»

Учащиеся выясняют, что такое облачность. Она выполняет роль одеяла Земли, ослабляя нагревание её поверхности днём и препятствуя понижению температуры ночью. Больше всего облачных дней в полярных областях и на экваторе, а меньше всего — над пустынями. Облачность определяют на глаз, в баллах. Если облачность 0 баллов — небо безоблачно, если 5 баллов — облаками закрыто полнеба, если 10 баллов — небо полностью закрыто облаками.

Самостоятельная работа с учебником стр 122 , рис 80, 81.

В учебнике учащиеся читают, что такое атмосферные осадки, в каких единицах они измеряются. Они уже имеют представление о разных видах осадков, и систематизируют их по признакам: выпадающие из облаков, выделяющиеся из воздуха, насыщенного паром.

Групповая работа с картой атласа

Учащиеся по карте определяют те места в России, в мире, где выпадает наибольшее количество осадков и где их выпадает очень мало, анализируют рис. 82 стр. 124 учебника

IV. Физминутка.

Проводит физминутку.

Выполняют упражнения.

V.

Виды осадков:

Твердые (гололед, снег, иней, град)

Жидкие (дождь, роса)

- Как вы думаете, от чего зависит количество осадков?

- Зная причины образования осадков, можете вы предположить, в каких районах нашей республики бывают особенно сильные туманы? Отчего они образуются?

Схематическая запись видов осадков.

Учащиеся выясняют, какое количество осадков выпадает в их местности.

VI. Закрепление  нового

В заключение урока учитель подводит итоги и просит детей сделать  обобщение, о количестве выпадающих осадков

 

(зависит от географического положения местности и от её положения относительно морей и океанов)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Проводит  беседу по  вопросам: достигнуты  ли  цели; пригодятся  ли  полученные  знания; каким  образом  можно  узнать  непонятное  и  т.д.

Я доволен своей работой, потому что……

Мне бы хотелось…..

Лучше всех поработал…..

VIII. Д/з.

§ 29 ,ответить на вопр. 2—4, выполнить зад. 1, 5, 6, провести наблюдение за облаками и облачностью.

Записывают д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка.Бразилия."

Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка. Бразилия."...