Тема | Жизнь на разных материках |
Цель | Формирование знаний о растительном и животном мире Земли |
Задачи | - Изучить растительный и животный мир разных материков Земли;
- Систематизировать знания учащихся о разнообразии живых организмов на Земле;
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- Развивать у детей эстетическое отношения к объектам живой природы;
|
Основное содержание темы, термины и понятия | Наиболее интересные представители растительного и животного мира материков. Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия |
Планируемые результаты
|
Личностные
- иметь представления о животном и растительном мире материков - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей сркеды | Метапредметные - создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения); - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности); - создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу «Животные и растения материков»)
| Предметные - знать растительный и животный мир разных материков Земли , родного края; -знать правила бережного отношения к природе Земли. |
Универсальные учебные действия |
Личностные - самоопределение - смыслообразование, -нравственно-эстетическое оценивание; - | Регулятивные - целеполагание - прогнозирование - планирование, -самостоятельное принятия решений - самооценка - самоконтроль | Познавательные - умение структурировать знания - поиск и выделение необходимой информации, -логика изложения, -умение делать выводы; - анализ | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение вести диалог - сотрудничество в поиске информации, -умение работать в группе, - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль;
|
Организация образовательного пространства
|
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
География, литература, русский язык | глобус, географическая карта полушарий, картины с изображением животных и растений разных материков, учебник Н.И.Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2013г. технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами. | фронтальная - индивидуальная – в паре -
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
I этап. |
Цель деятельности |
| УУД |
1. Мотивация | А как мы назовем тему нашего путешествия? (Учащиеся на местах предлагают названия темы урока). Каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своего отправления (учащиеся самостоятельно формулирует общую цель: познакомиться с растительным и животным миром материков, раскрыв особенности живых организмов, приспособленных к различным условиям их обитания). Отправляясь в дорогу, путешественник берет маршрутный лист, ручку, карандаш и, конечно же, справочник. А как вы думаете, что могло бы стать маршрутными листами?.. Сегодня нашими маршрутными листами станут тетради, а справочниками - учебники. Открываем маршрутные листы и записываем тему нашего путешествия: «Жизнь на разных материках». | Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
II этап |
Цель деятельности |
| УУД |
2. Актуализация знаний | (Беседа, основывающаяся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на жизненном опыте). Разминка — викторина «Самый, самая, самое...». а) Сколько материков на Земле? Назовите их. Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. б) Какой материк самый крупный на нашей планете? Евразия. В Евразии расположено самое глубокое озеро — это... Байкал. 1639 м. в) Какой материк самый маленький? Австралия. г) Какой материк самый жаркий? Африка. В Африке самая длинная река нашей планеты - это... Нил. д) Какой материк самый влажный? Южная Америка. В Южной Америке самая полноводная река планеты — это... Амазонка. е) Какой материк самый холодный? Антарктида. -89,2°С. | познавательные - умение структурировать знания. коммуникативные- умение вести диалог регулятивные –прогнозирование
|
III этап |
Цель деятельности |
| УУД |
3.Формирование новых знаний. | Заранее создать группы. 1. Учащиеся поэтапно знакомятся с материалом, касающимся наиболее интересных представителей растительного и животного мира. а) Класс разбит на 6 групп. Каждая группа получает название маршрута экспедиции: - 1 группа — Европа,
- 2 группа — Африка,
- 3 группа — Северная Америка,
- 4 группа — Южная Америка,
- 5 группа — Австралия,
- 6 группа — Антарктида.
Путеводитель или маршрутный лист (задания — вопросы)выдается учителем, назначают руководители экспедиции (группы). б) Каждая группа активно работает, осуждая ответы на вопросы. В этот момент учащимся разрешается пользоваться учебником и его рисунками. 1. Аутотренинг. Звучит тихая музыка. в) Обсуждение работы в группах. Заслушиваются открытия путешествия на материк. Выступают руководители экспедиции. г) Рецензия на руководителя экспедиции по схеме, схема в папках у каждого ученика на столе (если успевают по времени, или оставить на конец урока). - Эмоциональность и выразительность.
- Правильность ответа.
- Полнота ответа.
- Недостатки и неточности.
2. Работа исследовательской группы. Время на подготовку такое же, как и у творческих групп. Задание по физической карте полушарий на стр.122-123. Внимательно рассмотри растительный и животный мир на разных материках. Ответь на следующие вопросы: - На каком материке водится дикая собака Динго? Австралия.
- На каком материке нет змей? Антарктида.
- Какой материк является родиной кактусов? Южная Америка.
- На каком материке можно встретить бурого медведя, соболя и белку? Евразия.
- На каком материке находится «страна бегемотов» и самый первый чемпион среди птиц по бегу? Африка.
- Какой материк является родиной домашней индейки? Северная Америка.
| познавательные - поиск и выделение необходимой информации, логика изложения, умение делать выводы; коммуникативные- сотрудничество в поиске информации, умение работать в группе, умение вести диалог регулятивные – планирование, прогнозирование, самостоятельное принятия решений.
|
| IV этап |
|
Цель деятельности |
| УУД |
4. Первичное закрепление материала. | Путешествие наше подходит к завершению. И мы подводим итоги. 1. Назовите названия растений и животных, с которыми вы встретились сегодня в ходе путешествия (рис, большая панда, баобаб, жираф, секвойя, полосатый скунс, виктория регия, серая агриппа, дровосек-титан, эвкалипт, кенгуру, мхи и лишайники, пингвин). 2. Зачитываются особенности растений и животных разных континентов. Вам нужно узнать, о ком идет речь? - Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека».Напишите его. Рис.
- Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Коала.
- Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс.
- Растение — рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и «полнеть». Баобаб.
- Это необыкновенное растение имеет удивительные листья, на которых спокойно может сидеть 6-летний ребенок. Виктория регия.
- Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин.
3. Соотнесите виды растений и животных с материками, на которых они живут. «Верните нас в родные места». Рис | | Австралия | Кенгуру | | Антарктида | Скунс | | Южная Америка | Баобаб | | Евразия | Виктория регия | | Африка | Пингвин Северная | | Америка |
4.Работа в парах. Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку.
| Личностные смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание; Познавательные – анализ, вывод Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль, умение вести диалог; Регулятивные – самооценка, самоконтроль |
V этап. Рефлексивная деятельность |
Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие... необходимо подвести каждого из учащихся к проблеме природоохраны. А я бы сказала главные слова... Прекрасной быть должна Земля Она у всех у нас одна. А мы — хозяева Земли И охранять её должны. Мы сохраним зверей и птиц, Бобров, гепардов и лисиц, Дроздов,грачей и глухарей, Малиновок и снегирей. Под небом зашумят леса, Не смолкнут птичьи голоса. И торжество природы Благославят народы.
Что нового сегодня я узнал? (На доске прикреплена ромашка вы пишете все что вы узнали на ее лепесках) Доволен ли я уроком? (в конце работы в тетради ставим смайлики)
|
Цель деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
| Самоанализ I. Задание на самоанализ Самооценка II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ……………….. Я не доволен(льна) тем, что сегодня ………………… | *Заполняется учителем после освоения темы учащимися |