Технологическая карта "Жизнь на разных материках"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Меньщикова Полина Владимировна

Технологическая карта урока по природоведению, составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekh._5_kl.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект урока  биологии в 5 классе

по формированию универсальных учебных действий

Тема

Жизнь на разных материках

Цель

Формирование знаний о растительном и животном мире Земли

Задачи

  1. Изучить растительный и животный мир разных материков Земли;
  2. Систематизировать знания учащихся о разнообразии живых организмов на Земле;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
  4. Развивать у детей эстетическое отношения к объектам живой природы;

Основное содержание темы, термины и  понятия

Наиболее интересные представители растительного и животного мира материков. Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия

Планируемые результаты

Личностные

- иметь представления о животном и растительном мире материков

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей сркеды

Метапредметные

- создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения);        

- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности);

- создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу «Животные и растения материков»)

Предметные

- знать растительный  и животный  мир разных материков Земли , родного края;

-знать правила бережного отношения к природе Земли.

Универсальные учебные действия

Личностные

- самоопределение

- смыслообразование, -нравственно-эстетическое оценивание;

-

Регулятивные

- целеполагание

- прогнозирование

- планирование,

-самостоятельное принятия решений

- самооценка

- самоконтроль

Познавательные

- умение структурировать знания

- поиск и выделение необходимой информации,

-логика изложения,

-умение делать выводы;

- анализ

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение вести диалог

- сотрудничество в поиске информации,

-умение работать в группе,

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

География, литература, русский язык

глобус, географическая карта полушарий, картины с изображением животных и растений разных материков, учебник Н.И.Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2013г.

технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами.

фронтальная  -

индивидуальная –

в паре  -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап.

Цель деятельности

УУД

1. Мотивация

А как мы назовем тему нашего путешествия? (Учащиеся на местах предлагают названия темы урока).

Каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своего отправления (учащиеся самостоятельно формулирует общую цель: познакомиться с растительным и животным миром материков, раскрыв особенности живых организмов, приспособленных к различным условиям их обитания).

Отправляясь в дорогу, путешественник берет маршрутный лист, ручку, карандаш и, конечно же, справочник. А как вы думаете, что могло бы стать маршрутными листами?.. Сегодня нашими маршрутными листами станут тетради, а справочниками - учебники.

Открываем маршрутные листы и записываем тему нашего путешествия: «Жизнь на  разных материках».

Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II этап

Цель деятельности

УУД

2. Актуализация знаний

(Беседа, основывающаяся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на жизненном опыте). Разминка — викторина «Самый, самая, самое...».

а) Сколько материков на Земле? Назовите их.

Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия,
Антарктида.

б) Какой материк самый крупный на нашей планете? Евразия. В Евразии расположено самое глубокое озеро — это... Байкал. 1639 м.

в) Какой материк самый маленький? Австралия.

г) Какой материк самый жаркий? Африка. В Африке самая длинная река нашей планеты - это... Нил.

д) Какой материк самый влажный? Южная Америка. В Южной Америке самая полноводная река планеты — это... Амазонка.

е) Какой материк самый холодный? Антарктида. -89,2°С. 

познавательные - умение структурировать знания. коммуникативные- умение вести диалог регулятивные –прогнозирование

III этап

Цель деятельности

УУД

3.Формирование новых знаний.

Заранее создать группы.

1. Учащиеся поэтапно знакомятся с материалом, касающимся наиболее интересных представителей растительного и животного мира.

а) Класс разбит на 6 групп. Каждая группа получает название маршрута экспедиции:

  • 1 группа — Европа,
  • 2 группа — Африка,
  • 3 группа — Северная Америка,
  • 4 группа — Южная Америка,
  • 5 группа — Австралия,
  • 6 группа — Антарктида.

Путеводитель или маршрутный лист (задания — вопросы)выдается учителем, назначают руководители экспедиции (группы).

б) Каждая группа активно работает, осуждая ответы на вопросы. В этот момент учащимся разрешается пользоваться учебником и его рисунками.

1. Аутотренинг. Звучит тихая музыка.

в) Обсуждение работы в группах. Заслушиваются открытия путешествия на материк. Выступают руководители экспедиции.

г) Рецензия на руководителя экспедиции по схеме, схема в папках у каждого ученика на столе (если успевают по времени, или оставить на конец урока).

  • Эмоциональность и выразительность.
  • Правильность ответа.
  • Полнота ответа.
  • Недостатки и неточности.

2. Работа исследовательской группы. Время на подготовку такое же, как и у творческих групп.

Задание по физической карте полушарий на стр.122-123.

Внимательно рассмотри растительный и животный мир на разных материках.

Ответь на следующие вопросы:

  • На каком материке водится дикая собака Динго? Австралия.
  • На каком материке нет змей? Антарктида.
  • Какой материк является родиной кактусов? Южная Америка.
  • На каком материке можно встретить бурого медведя, соболя и белку? Евразия.
  • На каком материке находится «страна бегемотов» и самый первый чемпион среди птиц по бегу? Африка.
  • Какой материк является родиной домашней индейки? Северная Америка.

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, логика изложения, умение делать выводы; коммуникативные- сотрудничество в поиске информации, умение работать в группе, умение вести диалог   регулятивные – планирование, прогнозирование, самостоятельное принятия решений.

IV этап

Цель деятельности

УУД

4. Первичное закрепление материала.

Путешествие наше подходит к завершению. И мы подводим итоги.

1. Назовите названия растений и животных, с которыми вы встретились сегодня в ходе путешествия (рис, большая панда, баобаб, жираф, секвойя, полосатый скунс, виктория регия, серая агриппа, дровосек-титан, эвкалипт, кенгуру, мхи и лишайники, пингвин).

2. Зачитываются особенности растений и животных разных континентов. Вам нужно узнать, о ком идет речь?

  • Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека».Напишите его. Рис.
  • Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Коала.
  • Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс.
  • Растение — рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и «полнеть». Баобаб.
  • Это необыкновенное растение имеет удивительные листья, на которых спокойно может сидеть 6-летний ребенок. Виктория регия.
  • Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин.

3. Соотнесите виды растений и животных с материками, на которых они живут. «Верните нас в родные места».

Рис

 

Австралия

Кенгуру

 

Антарктида

Скунс

 

Южная Америка

Баобаб

 

Евразия

Виктория регия

 

Африка

Пингвин Северная

 

Америка

4.Работа в парах. Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку.

Личностные смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание;

Познавательные – анализ, вывод

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль, умение вести диалог;

Регулятивные – самооценка, самоконтроль

V этап. Рефлексивная деятельность

Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие... необходимо подвести каждого из учащихся к проблеме природоохраны.

А я бы сказала главные слова...

Прекрасной быть должна Земля
Она у всех у нас одна.
А мы — хозяева Земли
И охранять её должны.
Мы сохраним зверей и птиц,
Бобров, гепардов и лисиц,
Дроздов,грачей и глухарей,
Малиновок и снегирей.
Под небом зашумят леса,
Не смолкнут птичьи голоса.
И торжество природы
Благославят народы.

Что нового сегодня я узнал? (На доске прикреплена ромашка вы пишете все что вы узнали на ее лепесках)

Доволен ли я уроком? (в конце работы в тетради ставим смайлики)

Цель деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Самоанализ

I. Задание на самоанализ 

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Жизнь на разных материках" 2 часть

Превентация по природоведению 5 класс. Во 2 части представлены Южная Америка, Австралия, Антарктида....

Презентация "Жизнь на разных материках" 1 часть

Животный и растительный мир Евразии, Африки, Северной Америки...

Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"

Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....

Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....

Технологическая карта урока по природоведению "Природа и жизнь на разных материках"

Этот материал поможет подготовить урок по природоведению в формате ФГОС...

Технологическая карта урока по биологии. "Жизеь на разных материках"

Работают в группе. Осуществляют поиск информации. Обсуждают результаты работы. Представляют результаты. Оценивают свою работу, работу группы и других групп. Анализируют и сравнивают представителей рас...

Технологическая карта урока ^Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах»

Cистематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах». Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер).Учебник « Биология» 5к...