Технологическая карта занятия кружка или интегрированного урока "Волшебный витамин", или химические элементы в живых клетках.
план-конспект занятия по естествознанию (8, 9, 10 класс) по теме
Конспект к уроку, презентация и раздаточный материал к интегрированному уроку по химии и биологии "Волшебный витамин", или химические элементы в живых клетках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
| ||||||
| ||||||||||
- Продукты питания, богатые бромом (Br)
Молочные продукты |
Предварительный просмотр:
Железо - Fe
| ||||||||
| ||||
| ||||||||
Продукты питания, богатые железом (Fe)
Фисташки | Печень | Шпинат | Чечевица | Горох |
Гречка | Голубь | Ячневая крупа | Овсянка | Пшеница |
Арахис | Кизил | Кешью | Кукуруза |
Предварительный просмотр:
Калий - K
| ||||||
| ||||||
|
Продукты питания, богатые калием (K)
Курага | Фасоль | Морская капуста | Горох | Чернослив |
Изюм | Миндаль | Фундук | Чечевица | Арахис |
Кедровые орехи | Горчица | Картофель | Кешью |
Предварительный просмотр:
Сера - S
| ||||||
| ||
|
Продукты питания, богатые серой (S)
Индейка | Говядина | Свинина | Баранина | Печень |
Кролик | Щука | Морской окунь | Сардина | Горбуша |
Горох | Камбала | Зубатка | Курица | Яйцо куриное |
Предварительный просмотр:
Фтор - F
| ||||||
| ||||
| ||||||||
- Продукты питания, богатые фтором (F)
| Тунец | Хек | Минтай | Треска |
Пикша | Мойва | Горбуша | Ёрш | Камбала |
Карась | Кета | Кефаль | Корюшка | Устрица |
Предварительный просмотр:
Цинк - Zn
| ||||||
| ||||
|
Продукты питания, богатые цинком (Zn)
Печень | Кедровые орехи | Сыр плавленый | Арахис | Говядина |
Фасоль | Горох | Баранина | Свинина | Пшеница |
Гречка | Ячневая крупа | Овсянка | Утка |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Твои ответы: | Рабочая тетрадь по химии «ВОЛШЕБНЫЙ» ВИТАМИН или ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В КЛЕТКАХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ УЧЕНИ____ _______КЛАССА ШКОЛЫ ___________________ _______________________________ _______________________________ Знаете ли вы, что… Фтор защищает от кариеса. Согласно современным представлениям, фториды защищают зубную эмаль, предотвращая появления кариеса и разрушение зубной основы. Как работает этот защитный механизм? Во-первых, ионы фтора, которые попадают в слюну, оседают на поверхности зубов, а также в микроскопических трещинках эмали. Ионы фтора затем связывают другие минералы, в основном - кальций, который формирует твердое соединение с фтором. Таким образом, фтор реминерализует зубы, восстанавливает содержание минералов. Во-вторых, фтор препятствует разрушению зуба, делая его более твёрдым, устойчивым к действию кислот. Во время реминерализации встраивание фтора в зубную ткань приводит к формированию фтороапатита, который намного твёрже, чем гидроксиапатит - естественный материал, из которого состоят зубы человека. В-третьих, фториды нарушают биохимические реакции, в ходе которых бактерии зубной полости синтезируют кислоту из сахаров. Таким образом, снижается содержание кислоты во рту, поэтому зубы разрушаются меньше. Но!...Фториды в избыточных количествах токсичны для человека. При этом практически не существует четких симптомов недостатка фтора, и люди потребляют фторированные продукты и гигиенические средства бесконтрольно. Например, дантисты рекомендуют, чтобы порция зубной пасты не превосходила размер горошины. В то же время статистика показывает, что больше половины людей намного превышают эту рекомендацию, выдавливая из тюбика длинную полоску зубной пасты. Длительный переизбыток фтора приводит к фторозу. Ионы фтора в организме оседают не только в зубах, но и в костной ткани. Здесь фтор также адсорбирует минералы, и поначалу укрепляют кости. Впоследствии переизбыток минералов приводит к недостатку органических соединений в костной ткани, поэтому она становится необычайно хрупкой. Уже в 1972 году медицинские исследования показали четкую связь между потреблением фтора и увеличением частоты переломов костей. Ситуация усугубляется тем, что фтор практически не выводится из организма. Задания для самоподготовки: Кальций 1. Массовая доля костей человека составляет 20% от общей массы организма. На долю фосфата кальция, входящего в состав костей приходится также 20 % от массы костей. Зная массу своего тела, рассчитайте, сколько килограммов фосфата кальция содержится в вашем организме. Сколько килограммов кальция содержится в нем? 2. Вспомните из курса анатомии, что такое гемофилия. Почему гемофиликам вводят при кровотечениях раствор хлорида кальция? Калий 3. В 100 г кураги содержится 2,034 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия? Взрослый человек должен в сутки употреблять с пищей 3,5 г калия. С помощью калия можно устранять отеки. В этом случае нужно увеличить потребление калия до 5 г в сутки. Задание: Пройди «ЛАБИРИНТ». |
Предварительный просмотр:
Химические элементы в составе живой клетки. Галогены.
Предварительный просмотр:
Химические элементы в составе живой клетки. Макроэлементы.
Предварительный просмотр:
Макроэлементы и микроэлементы живой клетки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Макроэлементы Микроэлементы По содержанию в живых клетках В сумме 98% Химические элементы С – 20,7 % Н – 9,9 % N – 5,0 % О – 62,4 % Mg I Cu Mn Br B Zn Fe Co F S Na К Ca P Cl Al В сумме 1,9% В сумме 0,1%
План характеристики элемента Значение в организме Суточная норма потребления В каких продуктах содержится Влияние дефицита и избытка элемента на здоровье человека Вывод: подлежит ли добавлению в «волшебный» витамин
Калий 1. Необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной. Устраняет отеки, способствует выводу воды из организма. Регулирует артериальное давление и сердечный ритм. Обеспечивает прохождение импульса по нервной системе. 2. Суточная потребность: 3 – 5 г. 3. Продукты:
Сера Необходима для здоровья кожи, ногтей и волос. Оказывает противоаллергическое действие. Играет роль в свертывании крови, очищает кровь. Способствует работе мозга, стимулирует клеточное дыхание. 2. Суточная потребность: 1 г (поступает с белками). 3. Продукты:
Цинк Антиоксидант. Препятствует образованию агрессивных активных форм кислорода. Обладает антивирусным и антитоксическим свойствами, участвует в борьбе с инфекционными болезнями и раком. Входит в состав 200 ферментов и гормона инсулина, регулирующего уровень сахара в крови. Цинк способствует росту и развитию человека, необходим для полового созревания и продолжения потомства. Обеспечивает возможность ощущать вкус, запах. Суточная потребность: 10 – 15 мг. (но не более 25 мг). Продукты:
Железо 1. Участвует в образовании гемоглобина в крови. Участвует в образовании иммунных защитных клеток, требуется для «работы» витаминов группы В. Участвует в синтезе гормонов щитовидной железы. Входит в состав 70 различных ферментов. 2. Суточная потребность: 10 – 18 мг. 3. Продукты:
Бром 1. Регулирует процессы торможения и возбуждения ЦНС. Входит в состав желудочного сока, оказывает влияние на его кислотность. Активизирует половую функцию, регулирует количество сперматозоидов. 2. Суточная потребность: 0,5 – 1 г. 3. Продукты : … а также полезно дышать морским воздухом!
Фтор Отвечает за созревание и отвердевание зубной эмали, помогает бороться с кариесом и пародонтозом. Участвует в росте скелета, заживлении костной ткани при переломах, предупреждает остеопороз. Стимулирует кроветворение. Снижает накопление радионуклида стронция в костях, уменьшает тяжесть лучевого поражения от этого радионуклида. 2. Суточная потребность: 1,5 – 2,0 мг. 3. Продукты :
Рефлексия Продолжи фразы: У ВАС БУДЕТ ЧИСТАЯ И ЗДОРОВАЯ КОЖА, если…. У ВАС БУДУТ ШЕЛКОВИСТЫЕ ВОЛОСЫ, если… ВЫ БУДЕТЕ ПОРАЖАТЬ ВСЕХ СВОЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬЮ И ИЗУМИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ, если … ВАШЕ СЕРДЦЕ БУДЕТ ВЕЧНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, если… У ВАС БУДЕТ НОРМАЛЬНОЕ КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ, если… У ВАС БУДЕТ ПРЕКРАСНОЕ САМОЧУВСТВИЕ, если… У ВАС БУДЕТ ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ, если… У ВАС БУДЕТ ЗДОРОВОЕ И СВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕ, если… У ВАС БУДЕТ СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ, если … ВАМ НЕ ГРОЗИТ ХУДОБА И ЛИШНИЕ КИЛОГРАММЫ, если…
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Волшебный витамин», или химические элементы в живой клетке».
Тип урока: интегрированный.
Цель: 1. Изучить элементы, входящие в состав организма, их значение.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить биоэлементы, их роль в живом организме,
- Знать продукты, при употреблении которых в организм человека поступают элементы.
Развивающие:
- Продолжить развитие интереса к предмету.
- Развитие УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
- Находить и устанавливать связи между предметами (биология, химия).
- Развитие внимания, творческого и образного мышления, логики, памяти.
- Привитие любви к предмету: кому он нравился, повысить интерес, а кто равнодушен, чтобы заинтересовались им и находили в нем прекрасное.
- Расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
1 . Продолжить воспитание любви к себе, бережного отношения к своему организму.
2. Продолжить воспитание трудовой дисциплины на уроке.
Методы:
- методы проблемного и развивающего обучения,
- эвристические методы (решения проблем),
- словесные (беседа, монолог, диалог),
- наглядные;
- практические;
Принципы:
- доступности;
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- принцип сотрудничества;
- принцип сознательности, активности и самодеятельности.
Условия проявления активности и сознательности в обучении:
- опора на интересы учащихся и одновременное формирование мотивов учения, первостепенные из них – познавательные интересы, профессиональные склонности;
- вовлечение учащихся в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;
- стимулирование коллективных (фронтальная, групповая, парная) форм работы, которая требует умения сотрудничества, координации совместных действий.
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип индивидуального подхода в обучении;
- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
- принцип создания положительного фона отношений школьника и учителя в процессе их совместной деятельности.
Результат применения принципа:
- ребенок оказывается в ситуации успеха;
- снятие чувства тревоги, неуверенности в себе;
- благоприятный микроклимат на уроке;
- заинтересованность учащихся в достижении результата;
- повышение работоспособности;
- чувство удовлетворения у учащихся и учителя, радость, побуждение к дальнейшей деятельности.
- принцип рефлексивной деятельности.
В представленной системе все выше перечисленные принципы подчинены ведущему принципу – принципу воспитывающего и развивающего обучения. Обучение направлено не только на получения знаний, но и на формирование и развитие личностных и интеллектуальных качеств ученика.
Формы работы:
- индивидуальная (с карточкой, на рефлексии);
- фронтальная (на всех этапах урока);
- групповая (при выполнении задания 1 и 2 (практической части урока)).
Мотивационная сила учебной ситуации становится выше в случае, если учащимся предложены:
- значимый, интересный для них материал;
- материал, задания, которые способствуют бережному, внимательному отношению к здоровью;
- задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
- положительная обратная связь;
- задания с очевидным результатом;
- возможность действовать самостоятельно.
Возможные риски:
- ученики могут съесть раздаточный материал (условные «символы»). Чтобы не случилось такого, нужно предупредить учащихся, что материал предназначен не для того, чтобы есть. Кроме того, повторить правило техники безопасности: «В кабинете химии есть ничего нельзя».
Программа определяет, чему учить – учитель решает, как это сделать.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний, мотивация на урок. Фиксация затруднений в деятельности.
- Постановка проблемы и изучение нового материала.
- Самостоятельная работа:
- работа в группах, исследование;
- работа в группе по заданию 2.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний, мотивация на урок.
История войн, болезней, создания новых лекарств и продуктов говорят нам о том, что химия может служить человеку, а может быть направлена против него. Я думаю, что каждый из нас хочет, чтобы люди были здоровы и счастливы.
Прием «Верю / не верю»: Согласен ли ты с высказыванием?
- Чтобы укрепить здоровье, надо вести здоровый образ жизни.
- Надо есть здоровую пищу.
- Надо знать, какие полезные элементы входят в состав твоего организма.
- Надо, чтобы организм восполнял элементарный состав с пищей.
- Элементы, которые необходимы нашему организму, это калий, железо, цинк, иод, фтор, сера.
- Элемент иод нужен для работы щитовидной железы. Его много в морской капусте (ламинарии).
- Элемент сера нужен для выработки гемоглобина. Его много в твороге.
- Элемент фтор для защиты кожи. Его много в рыбе.
Ответь на эти вопросы, поставьте знак «+» (согласен) или «–»(не согласен).
Проверим правильность ваших ответов в конце урока. О чем пойдет речь на уроке? Какая цель урока?
Определите цель урока:
1. Изучить элементы, их значение в организме (говорят учащиеся).
2. Создать препарат «Волшебный витамин», который бы помог человеку восполнить элементарный состав. Систематизировать знания о биоэлементах, т.е. элементах, которые входят в состав клеток живых организмов (Предлагает учитель)
Обозначьте тему урока.
Тема урока: «Волшебный» витамин, или химические элементы в живых клетках.
Вопрос: Что для этого надо?
Предположения:
- Знать, какие вещества входят в состав клетки.
- Знать, какие элементы входят в состав клеток, какова их роль в организме.
- Откуда поступают эти элементы в организм, в каких продуктах содержатся.
- Каковы последствия дефицита и избытка элемента.
Конечно же, из-за недостаточного количества времени мы не можем на уроке изучить все 91 элемент, которые входят в состав организма, но мы научимся добывать информацию, а кого заинтересует эта тема, вы продолжите работу дома самостоятельно.
Вопрос: Что вы знаете о гормонах и ферментах, витаминах? Какова их роль? Где они образуются, как поступают в организм?
Ответ: Для обмена веществ и жизни клетки в целом необходимы витамины, ферменты, гормоны. Из чего состоят эти вещества? (Атомы, молекулы, т.е. элементы). В составе любого живого вещества найдено 74 (по некоторым данным 91) элемента Периодической системы.
Экспериментально доказано, что элементы необходимы для многих важнейших биологических процессов. Их недостаток замедляет эти процессы и даже останавливает их. Недостаток или избыток многих элементов приводит организм к заболеваниям, старению и гибели.
Сегодня мы создадим такой препарат, в состав которого будут входить жизненно важные элементы. А в будущем кто-то из вас станет великим ученым и создаст вершину мечтаний алхимиков – философский камень. Мы в течение всей жизни будем здоровы! А возможно, станем бессмертными!
3. Постановка проблемы и изучение нового материала.
Задание: Чтобы мы могли приготовить препарат, надо знать, какие элементы входят в состав биологических веществ. Изучите раздаточный материал (карточки). О чем мы можем узнать, используя их? Ответ: суточную норму, роль элементов, какие продукты богаты этими элементами, суточную норму, роль элементов.
Ответ: 1. Суточная норма;
- Роль элементов;
- Избыток и дефицит, их последствия;
- Продукты богатые элементами.
Учитель: Мы разделимся на команды. Команда 1 – калий, команда 2 – сера,
3 команда – цинк, 4 – железо, 5 – бром, 6 – фтор.
Задание 1: Изучить текст, представить нам свой элемент и убедить нас в том, что этот элемент жизненно необходим.
- Самостоятельная работа.
Работа в группах. Исследование.
Учащиеся работают с текстом конкретного элемента. Затем представляют элемент по плану. В это время остальные учащиеся делают записи и пометки в тетради.
Работа в группе по заданию 2.
Задание 2: Создать (приготовить) «Волшебный витамин», используя условные символы элементов, пинцеты, склянки. Дать название лечебного средства и создать аннотацию к нему для потребителей. «Убедите нас в том, что ваше средство жизненно необходимо!»
Учащиеся в склянку помещают с помощью пинцета условные продукты, пишут аннотацию и дают название. Затем представляют нам препарат.
Прошу объяснить, почему мы называем наше средство не гормоном, не лекарством, не ферментом, а именно витамином.
Условные символы (обозначения элементов):
Биоэлементы | Металлы | Неметаллы |
Макроэлементы | K – изюм | S – горох |
Микроэлементы | Fe – греча Zn – кедровый орех | Br– фасоль F – рыба (крекер «Рыбки» |
Основной источник поступления необходимых нам элементов – это пищевые продукты растительного и животного происхождения. Однако,…
…Загрязненная окружающая среда, малоактивный образ жизни, большие физические и умственные нагрузки, частые стрессовые ситуации, несбалансированное питание приводят к потере здоровья. Мы с вами сегодня собрали «волшебный витамин» и рекомендуем его для применения.
Вернемся к приему «Верю– не верю». Все ли правильно вы отметили «+» и «–»?
Ответы ребят.
6. Рефлексия: Продолжить фразы:
- У ВАС БУДЕТ ЧИСТАЯ И ЗДОРОВАЯ КОЖА, если….
- У ВАС БУДУТ ШЕЛКОВИСТЫЕ ВОЛОСЫ, если…
- ВЫ БУДЕТЕ ПОРАЖАТЬ ВСЕХ СВОЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬЮ И ИЗУМИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ, если …
- ВАШЕ СЕРДЦЕ БУДЕТ ВЕЧНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, если…
- У ВАС БУДЕТ НОРМАЛЬНОЕ КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ, если…
- У ВАС БУДЕТ ПРЕКРАСНОЕ САМОЧУВСТВИЕ, если…
- У ВАС БУДЕТ ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ, если…
- У ВАС БУДЕТ ЗДОРОВОЕ И СВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕ, если…
- У ВАС БУДЕТ СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ, если …
- ВАМ НЕ ГРОЗИТ ХУДОБА И ЛИШНИЕ КИЛОГРАММЫ, если…
Учитель: Напоминаю правила:
КАЖДОЕ ЛЕКАРСТВО В БОЛЬШИХ КОЛИЧЕСТВАХ - ЯД, А ЛЮБОЙ ЯД В МАЛЫХ КОЛИЧЕСТВАХ – ЛЕКАРСТВО!
ХИМИЯ НЕ ВОКРУГ НАС, А И ВНУТРИ НАС ТОЖЕ!
7. Домашнее задание. На раздаточных материалах (карточках) есть «Лабиринты», по которым надо пройти, решить задачи.
СПАСИБО ВАМ, РЕБЯТА ЗА РАБОТУ! ЗДОРОВЬЯ ВАМ! И УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Витамины и минералы" к уроку химии в 9 классе по теме "Химические элементы в живой клетке".
Презентация показывает роль микро- и макроэлементов в живой клетке. Показана классификация химических элементов по их содержанию в живых клетках. Обобщает сведения о биологической роли микроэлементов....
Технологическая карта занятия "Общие правила работы в химической лаборатории"
Технологическая карта дополнительного образования по химии "Химия вокруг нас"...
Технологическая карта урока химии в 9 классе "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома"
Урок химии в 9 классе...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Химический состав клетки", с использованием ЭОР.
конспект урока...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...
Технологическая карта занятия кружка или нестандартного урока химии "Любовь и химия".
Технологическая карта и раздаточный материал к занятию кружка или нестандартному уроку химии "Любовь и химия".АННОТАЦИЯ К УРОКУ «ЛЮБОВЬ И ХИМИЯ» Российское образование в пос...
Технологическая карта по химии к уроку "Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов" 8 класс
Технологическая карта по химии к уроку "Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов" 8 класс Рудзитис, Фельдман...