Календарно-тематическое планирования 2017-2018 учебный год
учебно-методический материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Календарно-тематическое планирования 2017-2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_2017.rar | 382.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Фединская средняя общеобразовательная школа»
утверждена
Приказом от----------------------№-----------
Директор школы:_______(Мишина Т.В.)
Рабочая программа
учебного предмета « Биология»
для 9 класса
Составитель
Ушакова Ирина Васильевна,
учитель химии и биологии
(первая квалификационная категория)
г. Воскресенск
2017 год
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса составлена на основе программы по биологии для 9 класса «Ведение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений.Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2008 «в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Фединская СОШ» » Воскресенского муниципального района М.О.Р.Ф. .Приказ№843 от 29.08.2014.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение биологии в 9-м классе отводится 68 ч (2 часа в неделю). Резерв свободного времени для реализации регионального компонента 9 класса 3 часа
.
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
В результате изучения биологии раздела «Введение в общую биологию» обучающиеся должны
знать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать в своей практической деятельности для:
соблюдения мер профилактики вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование, искусственное оплодотворение).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 9 класс
Введение (3 ч).
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Раздел 1. Уровни организации живой природы (50 ч).
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 ч).
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 ч).
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа
1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (14 ч).
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание, неполное доминирование. Сцепленное наследование. Генетика пола. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа
2. Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 ч).
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа
3. Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 ч).
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 ч).
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Раздел 2.
Эволюция (7 ч).
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрации живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Раздел 3.
Возникновение и развитие жизни (5 ч).
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа
4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Тематический план.
(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 3 ч. – резервное время)
Наименование темы | Всего часов | Лабораторные работы |
Введение | 2 | |
1. Молекулярный уровень. | 10 | |
2. Клеточный уровень. | 15 | №1 Рассматр. клеток растений и животных под микроскопом. |
3. Организменный уровень. | 14 | №2 Выявление изменчивости организмов. |
4. Популяционно – видовой уровень | 2 | №3 Изучение морфологического критерия вида. |
5. Экосистемный уровень. | 6 | |
6. Биосферный уровень. | 4 | |
7. Эволюция. | 7 | |
8. Возникновение и развитие жизни на Земле. | 5 | №4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции. |
итого | 65 ч.+3 ч.-резервное время |
Календарно-тематический план
по учебному предмету «биология» 9 класса
на 2017-2018 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в раз-деле, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | |
Введение (2 ч.) | |||||
1 | 1 | Биология как наука и методы ее исследования. | |||
2 | 2 | Современные научные представления о сущности жизни. | |||
1. Молекулярный уровень (10 ч.) | |||||
3 | 1 | Качественный скачок от неживой к живой природе | |||
4 | 2 | Углеводы. | |||
5 | 3 | Липиды. | |||
6 | 4 | Состав и строение белков. | |||
7 | 5 | Функции белков. | |||
8 | 6 | Нуклеиновые кислоты. | |||
9 | 7 | АТФ. | |||
10 | 8 | Биологические катализаторы. | |||
11 | 9 | Вирусы. | |||
12 | 10 | Обобщение «Молекулярный уровень организации» | |||
2. Клеточный уровень (15 ч.) | |||||
13 | 1 | Основные положения клет. теории. Клетка-структурная и функциональная единица жизни. Лаб.раб.№1. «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». | |||
14 | 2 | Прокариоты, эукариоты. | . | ||
15 | 3 | Автотрофы, гетеротрофы. | |||
16 | 4 | Хим. состав клетки и его постоянство. | |||
17 | 5 | Строение клетки. | |||
18 | 6 | Строение клетки. | |||
19 | 7 | Функции органоидов. | |||
20 | 8 | Функции органоидов | . | ||
21 | 9 | Обмен веществ и превращение энергии. | |||
22 | 10 | Энергетические возможности клетки. | |||
23 | 11 | Аэробное и анаэробное дыхание. | |||
24 | 12 | Рост. Развитие клеток. | |||
25 | 13 | Жизненный цикл клеток. | |||
26 | 14 | Деление клетки. Митоз. Мейоз. | |||
27 | 15 | Обобщение по теме «Клеточный уровень организации живой материи». | |||
3. Организменный уровень (14 ч.) | . | ||||
28 | 1 | Бесполое и половое размножение. Половые клетки. | |||
29 | 2 | Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. | |||
30 | 3 | Закономерности передачи наследственной информации. | |||
31 | 4 | Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. | |||
32 | 5 | Решение задач на моногибридное скрещивание. | |||
33 | 6 | Дигибридное скрещивание. | |||
34 | 7 | Решение задач на дигибридное скрещивание. | |||
35 | 8 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | |||
36 | 9 | Анализирующее скрещивание, неполное доминирование | . | ||
37 | 10 | Генетика пола. Сцепленное наследование. | |||
38 | 11 | Модификационная изменчивость. | |||
39 | 12 | Мутационная изменчивость. Лаб. раб.№2 «Выявление изменчивости организмов». | |||
40 | 13 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Методы селекции. | . | ||
41 | 14 | Обобщение по теме «Организменный уровень организации». | |||
4. Популяционно – видовой уровень (2 ч.) | |||||
42 | 1 | Вид, его критерии. Структура вида. Лаб.раб.№3 «Изучение морфологического критерия вида». | |||
43 | 2 | Экология как наука. Экологические факторы. | |||
5. Экосистемный уровень (6 ч.) | |||||
44 | 1 | Биоценоз и экосистема. | |||
45 | 2 | Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. | |||
46 | 3 | Цепи питания. | |||
47 | 4 | Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. | |||
48 | 5 | Экологическая сукцессия. | |||
49 | 6 | Обобщение по теме «Экосистемный уровень». | |||
6. Биосферный уровень (4 ч.) | |||||
50 | 1 | Биосфера и ее структура | |||
51 | 2 | Свойства биосферы. | |||
52 | 3 | Круговорот веществ и энергии в биосфере. | |||
53 | 4 | Экологические кризисы. | |||
7. Эволюция (7 ч.) | |||||
54 | 1 | Основные положения теории эволюции. | |||
55 | 2 | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость . | |||
56 | 3 | Генетическое равновесие в популяциях. | . | ||
57 | 4 | Борьба за существование. Естественный отбор и его формы. | |||
58 | 5 | Приспособленность и ее относительность. | |||
59 | 6 | Микроэволюция. Макроэволюция. | |||
60 | 7 | Обобщение по теме «Основы учения о биосфере». | |||
8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч.) | |||||
61 | 1 | Гипотезы возникновения жизни. Современные гипотезы. | |||
62 | 2 | Краткая история развития органического мира. Лаб.раб.№4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции». | |||
63 | 3 | Эра древней жизни, протерозой, палеозой. Мезозой. Кайнозой. | |||
64 | 4 | Доказательства эволюции. | |||
65 | 5 | Обобщение по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | |||
66-68 | Резервное время. | ||||
Итого | часов | В том числе | |||
Уроков повторения | Контрольных работ | Практических(лабораторных работ) | |||
По програм-ме | 68 | 6 | 0 | 4 | |
Выполне-но |
согласовано
Зам. директора по УВР
-------------(Лысова Л.Н.)
«-----»------------------2017 г.
согласовано
на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол №----от «----»---------2017 г.
Руководитель ШМО
---------------------(Брылова Н.В.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Тематическое планирование 2017-2018 учебный год
Данная программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений РСО-Алания. Осетинский язык как второй.Цель обучения осетинскому языку вытекает из целей многоязычного поликультурно...
Календарно-тематическое планирование 2017-2018 год
КТП 11 Spotlight...