Календарно-тематическое планирования 2017-2018 учебный год
учебно-методический материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ушакова Ирина Васильевна

Календарно-тематическое планирования 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_2017.rar382.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фединская средняя общеобразовательная школа»

                      утверждена

Приказом от----------------------№-----------

Директор школы:_______(Мишина Т.В.)

               

Рабочая программа                      

учебного предмета « Биология»

для 9 класса

Составитель

Ушакова Ирина  Васильевна,

учитель химии и биологии

(первая квалификационная категория)

г. Воскресенск

2017 год

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 9 класса составлена на основе  программы по биологии для 9 класса «Ведение в общую биологию»  авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина,  В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений.Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2008 «в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897)

основной образовательной программой основного общего образования МОУ  «Фединская СОШ» » Воскресенского муниципального района М.О.Р.Ф. .Приказ№843 от 29.08.2014.

В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение биологии в 9-м классе отводится  68 ч (2 часа в неделю). Резерв свободного времени для реализации регионального компонента 9 класса 3 часа

.

ПРЕДМЕТНЫЕ         ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

В результате изучения биологии раздела «Введение в общую биологию» обучающиеся  должны

знать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

-  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

-  биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

-  описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать  в своей практической деятельности  для:

соблюдения мер профилактики  вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование, искусственное оплодотворение).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 9 класс

Введение (3 ч).

     Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Раздел 1. Уровни организации живой природы (50 ч).

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 ч).

     Качественный  скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные  комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (15 ч).

     Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

     Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

     Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

     Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

     Лабораторная работа

     1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3. Организменный уровень (14 ч).

     Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание, неполное доминирование. Сцепленное наследование. Генетика пола. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

     Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

     Лабораторная работа

     2. Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 ч).

     Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

     Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

     Лабораторная работа

     3. Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 ч).

     Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

     Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

     Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 ч).

     Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

     Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

Раздел 2.

Эволюция (7 ч).

     Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

     Демонстрации живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Раздел 3.

Возникновение и развитие жизни (5 ч).

     Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

     Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

     Лабораторная работа

     4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Тематический  план.

 (2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 3 ч. – резервное время)

Наименование темы

Всего часов

Лабораторные работы

Введение

2

1. Молекулярный уровень.

10

2. Клеточный уровень.

15

№1 Рассматр. клеток растений и животных под микроскопом.

3. Организменный уровень.

14

№2 Выявление изменчивости организмов.

4. Популяционно – видовой уровень

2

№3 Изучение морфологического критерия вида.

5. Экосистемный уровень.

6

6. Биосферный уровень.

4

7. Эволюция.

7

8. Возникновение и развитие жизни на Земле.

5

№4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

итого

65 ч.+3 ч.-резервное время

     

Календарно-тематический план

по учебному предмету «биология» 9 класса

на 2017-2018 учебный год.

Номера уроков по порядку

урока в раз-деле, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение (2 ч.)

1

1

Биология как наука и методы ее исследования.

2

2

Современные научные представления о сущности жизни.

1. Молекулярный уровень (10 ч.)

3

1

Качественный скачок от неживой к живой природе

4

2

Углеводы.

5

3

Липиды.

6

4

Состав и строение белков.

7

5

Функции белков.

8

6

Нуклеиновые кислоты.

9

7

АТФ.

10

8

Биологические катализаторы.

11

9

Вирусы.

12

10

Обобщение «Молекулярный уровень организации»

2. Клеточный уровень (15 ч.)

13

1

Основные положения клет. теории. Клетка-структурная и функциональная единица жизни. Лаб.раб.№1. «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

14

2

Прокариоты, эукариоты.

.

15

3

Автотрофы, гетеротрофы.

16

4

Хим. состав клетки и его постоянство.

17

5

Строение клетки.

18

6

Строение клетки.

19

7

Функции органоидов.

20

8

Функции органоидов

.

21

9

Обмен веществ и превращение энергии.

22

10

Энергетические возможности клетки.

23

11

Аэробное и анаэробное дыхание.

24

12

Рост. Развитие клеток.

25

13

Жизненный цикл клеток.

26

14

Деление клетки. Митоз. Мейоз.

27

15

Обобщение по теме «Клеточный уровень организации живой материи».

3. Организменный уровень (14 ч.)

.

28

1

Бесполое и половое размножение. Половые клетки.

29

2

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов.

30

3

Закономерности передачи наследственной информации.

31

4

Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.

32

5

Решение задач на моногибридное скрещивание.

33

6

Дигибридное скрещивание.

34

7

Решение задач на дигибридное скрещивание.

35

8

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

36

9

Анализирующее скрещивание, неполное доминирование

.

37

10

Генетика пола. Сцепленное наследование.

38

11

Модификационная изменчивость.

39

12

Мутационная изменчивость. Лаб. раб.№2 «Выявление изменчивости организмов».

40

13

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Методы селекции.

.

41

14

Обобщение по теме «Организменный уровень организации».

4. Популяционно – видовой уровень (2 ч.)

42

1

Вид, его критерии. Структура вида. Лаб.раб.№3 «Изучение морфологического критерия вида».

43

2

Экология как наука. Экологические факторы.

5. Экосистемный уровень (6 ч.)

44

1

Биоценоз и экосистема.

45

2

Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

46

3

Цепи питания.

47

4

Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе.

48

5

Экологическая сукцессия.

49

6

Обобщение по теме «Экосистемный уровень».

6. Биосферный уровень (4 ч.)

50

1

Биосфера и ее структура

51

2

Свойства биосферы.

52

3

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

53

4

Экологические кризисы.

7. Эволюция (7 ч.)

54

1

Основные положения теории эволюции.

55

2

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость .

56

3

Генетическое равновесие в популяциях.

.

57

4

Борьба за существование. Естественный отбор и его формы.

58

5

Приспособленность и ее относительность.

59

6

Микроэволюция. Макроэволюция.

60

7

Обобщение по теме «Основы учения о биосфере».

8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч.)

61

1

Гипотезы возникновения жизни. Современные гипотезы.

62

2

Краткая история развития органического мира. Лаб.раб.№4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

63

3

Эра древней жизни, протерозой, палеозой. Мезозой. Кайнозой.

64

4

Доказательства эволюции.

65

5

Обобщение по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

66-68

Резервное время.

Итого

часов

В том числе

Уроков повторения

Контрольных работ

Практических(лабораторных работ)

По програм-ме

68

6

0

4

Выполне-но

согласовано

Зам. директора по УВР

-------------(Лысова Л.Н.)

«-----»------------------2017 г.

согласовано

на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол №----от «----»---------2017 г.

Руководитель ШМО

---------------------(Брылова Н.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Тематическое планирование 2017-2018 учебный год

Данная программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений РСО-Алания. Осетинский язык как второй.Цель обучения осетинскому языку вытекает из целей многоязычного поликультурно...