Программа Естествознания
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему
программа предназначена для студентов обучающихся по социально-экономическому профилю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по естествознанию | 359.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Перелюбский аграрный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
ДЛЯ ПРОФЕССИИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
на базе основного общего образования
38.01.02 Продавец, контролер - кассир
2017
РАССМОТРЕНА На ПЦК общеобразовательных дисциплин Протокол № ____ от «_____» ____________2017 г. ______/____________/ «_____» ____________2018 г. ______/____________/ «_____» ____________2019 г. ______/____________/ | УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УМР _____________ /Л.Г.Иванова/ от « » «_____» ________________2017 г. _______________/____________________/ «_____» ________________2018 г. _______________/____________________/ «_____» ________________2019 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Естествознания» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы НПО на базе основного общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г.
Организация- разработчик: ГАПОУ СО «ПАТ»
Разработчик: Шпилевая Ю.С., преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГАПОУ СО «ПАТ»
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
Заключение Экспертного совета № ____ от «_____» ____________20 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»…………………………………………………………………4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. 21
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Естествознание» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования социально-экономического профиля, реализуемой на базе основного общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.2.Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
«Естествознание» является дисциплиной общеобразовательного цикла и направлена на формирование у студентов убеждённости в возможности познания живой природы и способности оценки профессиональной деятельности с позиций рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, здоровью людей.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена формируются
личностные результаты
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения интегрированного учебного предмета «Естествознание» ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения интегрированного учебного предмета "Естествознание" (базовый уровень) отражают:
- сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;
- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
- сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
- сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Учебным планом для данной дисциплины определено:
-максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объёме 270 часов, где
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 180 часов,
самостоятттельная работа обучающегося составляет 90 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 270 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 30 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 90 |
в том числе: | |
- завершение и оформление лабораторных работ; - подготовка рефератов, докладов, информационных сообщений - подготовка материала-презентации; - оформление результатов экскурсии; - решение задач - построение графиков, составление таблиц | 26 26 8 0 14 16 |
Итоговый контроль – в форме контрольная работа 3 ч |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Естествознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения | ||||||
Введение | Науки о природе, их роль в познании окружающего мира и развитии цивилизации. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование явлений и объектов природы. Естественнонаучная картина мира и ее важнейшие составляющие. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики. | 2 | 1 | ||||||
Раздел 1. Механика 17 +8 | |||||||||
Тема 1.1 Кинематика | Содержание учебного материала | 2 2 | 2 | ||||||
1 | Механическое движение, его относительность. | ||||||||
2 | Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Графическое изображение различных видов движения. Составление таблицы категорий движения и их характеристик | 4 | ||||||||
Тема 1. 2. Динамика | Содержание учебного материала | 2 2 | 2 | ||||||
1 | Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость. | ||||||||
2 | Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. | ||||||||
Лабораторная работа №1 «Исследование зависимости силы трения от веса тела» | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление отчёта по лабораторной работе №1 Составление таблицы «Основные виды сил в механике» | 2 | ||||||||
Тема 1.3. Механические колебания | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||||||
1 | Механические колебания. амплитуда, период , частота, фаза колебаний. Механические волны. Свойства механических волн. | ||||||||
2 | Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | ||||||||
Лабораторная работа №2 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити » | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление отчёта по лабораторной работе №2 | 2 | ||||||||
Контрольная работа за 3 семестр « Механика» | 1 | ||||||||
Раздел 2. Основы молекулярной физики и термодинамики 11 часов | |||||||||
Тема 2.1 Строение вещества | Содержание учебного материала | 1 1 1 2 2 | 2 | ||||||
1 | История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. | ||||||||
2 | Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. | ||||||||
3 | Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений | ||||||||
4 | Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. | ||||||||
5 | Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач Строение вещества | 4 | ||||||||
Тема 2.2. Термодинамика | Содержание учебного материала | 2 2 4 | 2 | ||||||
1 | Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. | ||||||||
2 | Второй закон термодинамики. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Построение графиков различных процессов в газе в координатах РV, PT , VT и привести объем газа к нормальным условиям, решение задач | |||||||||
Раздел 3. Основы электродинамики 27+6 | |||||||||
Тема 3.1. Электрическое поле | Содержание учебного материала | 2 1 | 2 | ||||||
1 | Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон Кулона. | ||||||||
2 | Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле. | ||||||||
Тема 3.2. Постоянный электрический ток | Содержание учебного материала | 2 1 2 2 | 2 | ||||||
1 | Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. | ||||||||
2 | Закон Ома для участка цепи. | ||||||||
3 | Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца. | ||||||||
4 | Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | ||||||||
Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на ее различных участках» | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление сравнительной таблицы «Электрический ток в различных средах». Оформление отчёта по лабораторной работе №3 Обобщение знаний по проводимости тока различными веществами | 2 2 2 | ||||||||
Тема 3.3. Электромагнитная индукция. Раздел 4 Колебания и волны | Содержание учебного материала | 1 1 1 1 2 2 1 | 2 | ||||||
1 | Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор и переменный ток. | ||||||||
2 | Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения. | ||||||||
3 | Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна. | ||||||||
4 | Дисперсия света. | ||||||||
5 | Интерференция и дифракция света. | ||||||||
6 | Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Использование электромагнитных волн | ||||||||
7 | Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. | ||||||||
8 | Переменный ток. Электрогенератор. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Электромагнитное поле. | 1 | |||||||
9 | Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. | 2 | |||||||
Лабораторная работа №4 «Изучение интерференции и дифракции света» | 2 | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - выполнение графической работы «Определение магнитного потока и магнитной индукции различных видов проводников с током» - оформление отчёта по лабораторной работе № 4, выполнение графической работы. Составление таблицы «Шкала электромагнитных волн» | 2 2 2 | ||||||||
Контрольная работа по темам « Электродинамика. Колебания и волны» | 1 | 3 | |||||||
Раздел 5 . Элементы квантовой физика 6+6 | |||||||||
Тема 5.1. Строение атома | Содержание учебного материала | 3 | 1-2 | ||||||
1 | Строение атома. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. | ||||||||
2 | Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. | ||||||||
3 | Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - Графическое изображение моделей атома Выполнение презентации: Ядерная энергетика нашей страны. | 2 2 | ||||||||
Тема 5.2. Основы квантовой физики | Содержание учебного материала | 3 | 2 | ||||||
1 | Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Поглощение и испускание света атомом. | ||||||||
2 | Принцип действия и использование лазера. | ||||||||
3 | Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение презентации: Принцип действия и использование лазера. | 2 | ||||||||
Раздел 6. Вселенная и её эволюция 5+6 | |||||||||
Тема 6.1. Гипотезы возникновения Вселенной и её эволюция | Содержание учебного материала | 4 6 | 1-2 | ||||||
1 | Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной и звезд. | ||||||||
2 | Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферативных сообщений на темы: «Солнечная система», «Галактика леечного пути» Образование планетных систем | |||||||||
Контрольная работа | 1 | ||||||||
68+40 | |||||||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Введение | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении специальностей НПО профессионального образования. | 2 | 1 | ||||||
Раздел 7. Общая и неорганическая химия | |||||||||
Тема 7.1.Общая и неорганическая химия | Содержание учебного материала | ||||||||
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. | 2 | 2 | |||||||
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | 2 | 2 | |||||||
Тема 7.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
| Содержание учебного материала | ||||||||
1. | Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым. Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 2 | 2 | ||||||
2 | Строение электронных оболочек элементов. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Радиоактивность. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.Современная формулировка Периодического закона. | 2 | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений «История открытия периодического закона» | 2 | ||||||||
Тема 7.3. Строение вещества | Содержание учебного материала | ||||||||
1. | Виды химической связи. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. | 2 | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся - Подготовка материала-презентации по теме «Виды химической связи» 2 | 2 | ||||||||
Тема 7.4. Вода. Растворы | Содержание учебного материала | ||||||||
1. | Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Кристаллогидраты. | 2 | 2 | ||||||
Массовая доля вещества. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. | 2 | ||||||||
Тема 7.5. Химические реакции | Содержание учебного материала | ||||||||
1. | Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. Тепловой эффект реакции. Химическое равновесие Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы. | 4 | 2 | ||||||
Лабораторная работа №5. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Завершить оформление лабораторной работы № 5 | 1 | ||||||||
Контрольная работа за 1 семестр - | 1ч | ||||||||
Тема 7.6. Классификация неорганических соединений и их свойства. | Содержание учебного материала | ||||||||
Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора. | 1 | ||||||||
Лабораторная работа № 6 Реакции обмена в водных растворах электролитов. Лабораторная работа № 7 Определение рН раствора солей. Лабораторная работа № 8 Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей. | 3 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Завершить оформление лабораторной работы № 6 № 7 № 8 | 3 | ||||||||
Тема 7.7. Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала | ||||||||
1. | Металлы и их соединения. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Металлотермия. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. | 2 | 2 | ||||||
2. | Неметаллы и их соединения. Особенности строения атомов. Неметаллы — простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.Силикатная промышленность. Производство серной кислоты | 2 | 2 | ||||||
Лабораторная работа № 9 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферативных сообщений на тему: «Последствия загрязнения окружающей среды тяжёлыми металлами» Выполнение упражнений Подготовка и оформление отчётов по лабораторной работе № 9 | 2 2 1 | ||||||||
Раздел 8. Органическая химия | |||||||||
Тема 8.1.Основные понятия органичес-кой химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | ||||||||
1. | Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. | 2 | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся - Подготовка сообщений на тему: «Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова» | 2 | ||||||||
Тема 8.2. Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала | ||||||||
1. | Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. | 2 2 | 2 | ||||||
2. | Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол. | 2 | 2 | ||||||
3 | Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил. | 2 | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся - Подготовка реферативных сообщений на тему: «Переработка природных углеводородов» Решение задач по теме «Метан, этилен, ацетилен, бензол.» | 2 1 | ||||||||
Тема 8.3. Кислородсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала | ||||||||
1. | Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. | 2 | 2 | ||||||
2. | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Многообразие карбоновых кислот (щавелевой кислоты как двухосновной, акриловой кислоты как непредельной, бензойной кислоты как ароматической). Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. | 2 | 2 | ||||||
3. | Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза - полисахарид. | 2 | 2 | ||||||
Лабораторная работа №10. «Химические свойства уксусной кислоты». | 1 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся – Решение задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения» Завершить оформление лабораторной работы | 2 1 | ||||||||
Тема 8.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Содержание учебного материала | ||||||||
1. | Азотсодержащие органические соединения. Полимеры Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Использование гидролиза белков в промышленности. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Фенолоформальдегидные пластмассы. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон | 2 | 2 | ||||||
Лабораторная работа №11. «Обратимая и необратимая денатурация белков». Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. | 1 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - Решение задач по теме «Азотсодержащие органические соединения» закончить оформление лабораторной работы №11 | 1 1 | ||||||||
Тема 8.5. Химия и жизнь | Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание. Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. | 2 | |||||||
Контрольная работа | 1 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферативных сообщений на тему: «Значение синтетических полимерных материалов в жизни человека» | 2 | ||||||||
56+25 | |||||||||
Раздел 9. Биология | |||||||||
Тема 9.1. Клетка | Биология – совокупность наук о природе. Методы научного познания в биологии | 2 | 2 | ||||||
Содержание учебного материала | 10 | ||||||||
1 | Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория строения организмов. | ||||||||
2 | Роль в клетке неорганических и органических веществ. | ||||||||
3 | Строение клетки: основные органоиды и их функции. Метаболизм, роль ферментов в нем. | ||||||||
4 | Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний | ||||||||
5 | Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Матричное воспроизводство белков. | ||||||||
Лабораторная работа №12 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» Лабораторная работа №13 «Сравнение строения клеток растений и животных» | 4 | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферативных сообщений на тему: Вирусные заболевания Подготовка отчётов по лабораторным работам № 12, № 13 | 2 2 | ||||||||
Тема 9.2. Организм | Содержание учебного материала | 16 | 2 | ||||||
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Одноклеточные и многоклеточные растительные и животные организмы. | |||||||||
Размножение организмов, его формы и значение. Гаметы и их строение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). | |||||||||
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом (на примере наследования у человека).Хромосомная теория наследственности и теория гена. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Причины наследственных изменений. Мутагены и мутации. Влияние мутагенов на организм человека и оценка последствий их влияния. Значение генетики для медицины. | |||||||||
Лабораторная работа № 14 Решение элементарных генетических задач Лабораторная работа № 15 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии | 2 | 3 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата «Влияние алкоголя и наркотических веществ на репродуктивное здоровье людей» Подготовка сообщений на тему «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении» Подготовка сообщений на тему: «Биотехнология, её достижения, перспективы развтия» Подготовка рефератов по теме: «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина» Подготовка отчётов по лабораторным работам № 14, № 15 | 1 2 2 2 4 | ||||||||
Контрольная работа | 1 | ||||||||
Тема 9.3. Вид | Содержание учебного материала | ||||||||
Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор. Вид, его критерии. Результат эволюции | 7 | ||||||||
Лабораторная работа №16 Описание вида по морфологическому критерию Лабораторная работа №17 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни Лабораторная работа №18 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | 4 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчёта по лабораторной работе № 16,17,18 | 3 | ||||||||
Тема 9.4 Экосистемы | Содержание учебного материала | ||||||||
1 | Экология. Экосистемы Круговорот веществ. Саморегуляция | 6 | |||||||
Лабораторная работа №19 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Лабораторная работа №20 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Лабораторная работа №21 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. | 3 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад на тему: «Загрязнение среды отходами производства и потребления» Подготовка презентации «Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах». Оформление отчёта по лабораторной работе № 19,20,21 | 2 2 3 | ||||||||
Контрольная работа | 1 | ||||||||
56+25 | |||||||||
270 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины «Естествознание» имеется в наличии учебный кабинет химии и биологии.
Оборудование учебного кабинета :
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- доска;
- плакаты
- обучающие стенды – 6;
- информационные стенды - 6
- модели – 3
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук,
-экран,
-видеофильмы.
- презентации.
Оборудование лаборатории химии и биологии
- набор микропрепаратов;
- раздаточный материал в виде схем и рисунков для выполнения лабораторных работ.
- вытяжной шкаф – 1
- штатив – 9
штатив для пробирок – 3
- спиртовка – 6
- микроскоп – 2
- весы – 3
- аналитические весы - 1
- сушильный шкаф - 1
- воздуходувка - 1
- экран - 1
- фильтрующая бумага – 1 кг.
- пробирка – 20
- колба – 21
- чашка Петри – 15
- палочка стеклянная – 10
- цилиндр мерный – 3
- стакан мерный – 10
- воронка – 15
- зажим – 10
- дозаторы -3
- газоанализаторы - 5
- фотоколориметр – 1
- рН- метр -1
- химические реактивы
- коллекции образцов нефти и продуктов ее переработки;
- методические пособия по проведению лабораторных работ.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий
Основные источники:
- Биология: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М. Константинова. – М: Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.
- Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. обеобразоват. учреждений / ( Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.) под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М. Просвещение, 2012. – 304 с.
- Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. для обеобразоват. учреждений : базовый уровень / (Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.). под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» -М.: Просвещение. 2010. -304 с..
- Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2004 – 624 с.
химия
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
- Сладков С. А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное из-дание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дополнительные источники:
1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
4. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
5. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
6. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
7. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.
8 Биология. Ответы на вопросы. Теория и примеры решения задач. – М.: Федеративная Книготорговая Компания 1999 – 160 с.
9. Биология. 10 – 11 классы: организация контроля на уроке. Контрольно – измерительные материалы / сост. Л. А. Тепаева. – Волгоград: Учитель, 2010. -223 с.
10. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии: 10 -11 классы. М.: ВАКО, 2009 - 224 с.
Интернет- ресурсы:
http: //www. altai. fio. ru/proi ects/Group4/potok 13/site/index, html
http: //evolution, po wemet. ru/
http: //dronisimo. chat, ru/homepage 1 /ob. htm
http: //www. sci. aha, ru/biodiv/index. htm
catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернетwww.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»)
Методические разработки:
1. Поурочные планы уроков.
2. КОСы
3. Карточки-задания
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, метод исследования), технологии эвристического обучения(игровые методики, «мозговая атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих компетенций обучающихся применяются активные, интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный), письменный опросы ( тестирование, доклады, оформление лабораторных работ).
Итоговый контроль предусмотрен в форме контрольной работы по завершению курса.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (доклады, рефераты).
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся сформированность и развитие общих компетенций , обеспечивающих их умения и знания.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения интегрированной учебной дисциплины "Естествознание": - сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной | Оперативный контроль в форме: - индивидуальный устный опрос, -фронтальный устный опрос, -тестовый контроль, -проверка и оценка отчётов по лабораторным работам, |
- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; | Оперативный контроль в форме: -фронтальный устный опрос, -тестовый контроль, |
-сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; | Оперативный контроль в форме: - индивидуальный устный опрос, -фронтальный устный опрос, -тестовый контроль, -выполнение рефератов и докладов, |
- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов; | Оперативный контроль в форме: -фронтальный устный опрос, -тестовый контроль, |
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; | Оперативный контроль в форме: - индивидуальный устный опрос, -фронтальный устный опрос, -выполнение рефератов и докладов, |
- сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей. | Рубежный контроль в форме: письменной контрольной работы. Итоговый контроль – контрольная работа |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |
Личностные результаты | |||
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; | - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; | - проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических ценностей - демонстрация готовности к исполнению воинского долга | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Своевременность постановки на воинский учет Проведение воинских сборов | |
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - проявление общественного сознания; - воспитанность и тактичность; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности | Успешное прохождение учебной практики. Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях | |
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | - демонстрация желания учиться; - сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. | |
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; | - умение ценить прекрасное; | Творческие и исследовательс-кие проекты. Дизайн-проекты по благоустройству | |
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; | - готовность вести здоровый образ жизни; - занятия в спортивных секциях; - отказ от курения, употребления алкоголя; - забота о своём здоровье и здоровье окружающих; - оказание первой помощи | Спортивно-массовые мероприятия Дни здоровья | |
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; | - демонстрация интереса к будущей профессии; - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач | Занятия по специальным дисциплинам Учебная практика Творческие проекты | |
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; | - экологическое мировоззрение; - знание основ рационального природопользования и охраны природы | Мероприятия по озеленению территории. Экологические проекты | |
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; | - уважение к семейным ценностям; - ответственное отношение к созданию семьи | Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.Мероприятия, проводимые «Молодёжь+» | |
метапредметные результаты | |||
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | - организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей | Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ | |
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | - демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию | Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио | |
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | - демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач | Семинары Учебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады | |
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. | Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. | |
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов; | - сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) | Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций. | |
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | - демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | - умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Естествознание" 6 класс
Программа «Естествознание» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, фи...
рабочая программа Естествознание 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2012
Рабочая программа по дисциплине Естествознание...
рабочая программа Естествознание 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2014-15
Рабочая программа по дисциплине Естествознание...
рабочая программа Естествознание 100701 Коммерция (по отраслям) 2011
Рабочая программа по дисциплине Естествознание...
11 кл рабочая программа "Естествознание. 11 класс"
11 кл рабочая программа "Естествознание. 11 класс"...
рабочая программа Естествознание 10кл
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, основной образовательной программы среднего (полного) общег...
рабочая программа Естествознание 11кл
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, основной образовательной программы среднего (полного) общег...