Программа "Естествознание" 6 класс
рабочая программа по естествознанию (6 класс) по теме
Программа «Естествознание» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе, обеспечивая преемственность с начальной школой. Данная программа сохраняет все содержательные линии, характерные для естественно-научной части предмета «Окружающий мир» и предназначена для учащихся 6-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_estestvoznanie.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей (эколого-биологический)»
Программа
«Естествознание»
Автор А.Г.Ефремов,
учитель физики
г. Магадан – 2008 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Естествознание» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе, обеспечивая преемственность с начальной школой. Данная программа сохраняет все содержательные линии, характерные для естественно-научной части предмета «Окружающий мир» и предназначена для учащихся 6-х классов.
Изучение естествознания направлено на достижение следующих целей:
- расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы, между живыми организмами, изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение приемами практической деятельности по изучению природных объектов, способами организации познавательной деятельности, начальными умениями работы с естественнонаучной информацией;
- развитие интереса к познанию окружающего мира природы, способности к его целостному восприятию; интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Содержание программы отвечает принципам:
- возрастной адекватности;
- научной обоснованности;
- практической целесообразности;
- системности и динамического развития;
- необходимости и достаточности предоставляемой информации.
Реализация программы направлена на достижение следующих результатов:
- учащиеся должны узнать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу; отдельных методах изучения природы;
- познакомиться с основными признаками царств живой природы; основными характеристиками погоды; способами изображения земли; факторами здорового образа жизни; экологическими проблемами своей местности и путями их решения;
- называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России (равнины, горные страны, моря, реки); указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года; возможные пути круговорота воды в природе (по предложенной обобщенной схеме);
- описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения, полученные результаты и выводы;
- определять необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования;
- описывать внешний вид изученных тел и веществ, внешнее строение животных и растений по предложенному плану;
- использовать дополнительные источники информации (в том числе на электронных носителях, сети Интернет) для выполнения учебной задачи;
- находить информацию в справочных изданиях: атласах (карт, организма человека, определителях растений и животных, горных пород и минералов), словаре, справочнике;
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
Использование программы предполагает вариативность:
- при выборе площадок для реализации (программа может использоваться в образовательных учреждениях различного типа и вида);
- при выборе способов реализации (на факультативных занятиях, спецкурсах, модульно в рамках учебных курсов «Окружающий мир», «Природоведение», «География», «ОБЖ» и др.).
Программа может изучаться линейно или концентрически, быть использована для организации работы с детьми разного возраста, т.е. подбор теоретического материала и методических приемов для определенного блока осуществляется педагогом с учетом возрастных особенностей детей.
Данная программа составлена на основе учебно-методического комплекса по природоведению для 5-6 классов и рассчитана на 68 часов.
№ | ТЕМА | Кол-во часов | примечания |
1. | Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. | 1 | |
2. | Основные исторические этапы развития отношений человека к окружающей природе. | 1 | |
3. | Звездное небо. | 2 | |
4. | Строение Солнечной системы. | 2 | |
5. | Форма и размеры Земли. | 2 | |
6. | Способы изображения Земли: планы, карты и глобусы. | 2 | |
7. | Географические координаты. | 2 | |
8. | Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. | 2 | |
9. | Разнообразие живых организмов. | 2 | |
10. | Основные признаки живых организмов. | 2 | |
11. | Вещества в окружающей среде и их использование человеком. | 2 | |
12. | Сравнение свойств веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии. | 2 | |
13. | Различные физические явления. | 2 | |
14. | Примеры явлений превращения веществ в окружающем мире. | 2 | |
15. | Погодные явления. | 2 | |
16. | Круговорот воды в природе. | 2 | |
17. | Примеры процессов рельефообразования. | 2 | |
18. | Солнечно-земные связи. | 2 | |
19. | Различия в освещенности на поверхности Земли. | 2 | |
20. | Смены сезонов года и времени суток как следствия шарообразности Земли, вращения вокруг оси и движения в Солнечной системе. | 2 | |
21. | Связь неживой и живой природы. | 2 | |
22. | Примеры приспособления растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. | 2 | |
23. | Комфортные экологические условия жизни для человека. | 2 | |
24. | Взаимосвязи в живой природе. | 2 | |
25. | Примеры взаимодействия растений и грибов, растений и бактерий; лишайники. | 2 | |
26. | Примеры взаимодействия животных друг с другом. | 2 | |
27. | Ярусный принцип жизни, конкуренция и хищничество в природном сообществе | 2 | |
28. | Влияние человека на окружающую природу. | 2 | |
29. | Причины сокращения разнообразия живых организмов. | 2 | |
30. | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. | 2 | |
31. | Профилактика вредных привычек. | 2 | |
32 | Овладение отдельными способами самоконтроля здоровья. | 2 | |
33. | Определение своего физического развития. | 2 | |
34. | Правила безопасного поведения в ситуациях природного происхождения | 2 | |
35. | Овладение простейшими способами первой медицинской помощи | 2 | |
Итого | 68 часов |
Литература:
- Т.Я. Дубнищева «Концепции современного естествознания». Издательство
«ЮКЕА», Новосибирск, 1997.
- “Детская энциклопедия” том 5 (второе издание) издательство “ПРОСВЕЩЕНИЕ” Москва 1965 год
- А. Томилин “Рассказы об электричестве” . Москва “Детская литература”
1987 год
- В. Е. Манойлов “Электричество и человек” Ленинград ЭНЕРГОИЗДАТ
Ленинградское отделение 1982 год. (Издание второе)
- “Энциклопедический словарь юного физика” Москва “ПЕДАГОГИКА” 1991 год.
- Ващекин Н.П. Концепции современного естествознания. М.: МГУК, 2000 г.
- Потеев М.И. Концепции современного естествознания, Санкт-Петербург,
Питер, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....