Программа "Естествознание" 6 класс
рабочая программа по естествознанию (6 класс) по теме
Программа «Естествознание» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе, обеспечивая преемственность с начальной школой. Данная программа сохраняет все содержательные линии, характерные для естественно-научной части предмета «Окружающий мир» и предназначена для учащихся 6-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей (эколого-биологический)»
Программа
«Естествознание»
Автор А.Г.Ефремов,
учитель физики
г. Магадан – 2008 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Естествознание» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе, обеспечивая преемственность с начальной школой. Данная программа сохраняет все содержательные линии, характерные для естественно-научной части предмета «Окружающий мир» и предназначена для учащихся 6-х классов.
Изучение естествознания направлено на достижение следующих целей:
- расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы, между живыми организмами, изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение приемами практической деятельности по изучению природных объектов, способами организации познавательной деятельности, начальными умениями работы с естественнонаучной информацией;
- развитие интереса к познанию окружающего мира природы, способности к его целостному восприятию; интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Содержание программы отвечает принципам:
- возрастной адекватности;
- научной обоснованности;
- практической целесообразности;
- системности и динамического развития;
- необходимости и достаточности предоставляемой информации.
Реализация программы направлена на достижение следующих результатов:
- учащиеся должны узнать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу; отдельных методах изучения природы;
- познакомиться с основными признаками царств живой природы; основными характеристиками погоды; способами изображения земли; факторами здорового образа жизни; экологическими проблемами своей местности и путями их решения;
- называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России (равнины, горные страны, моря, реки); указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года; возможные пути круговорота воды в природе (по предложенной обобщенной схеме);
- описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения, полученные результаты и выводы;
- определять необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования;
- описывать внешний вид изученных тел и веществ, внешнее строение животных и растений по предложенному плану;
- использовать дополнительные источники информации (в том числе на электронных носителях, сети Интернет) для выполнения учебной задачи;
- находить информацию в справочных изданиях: атласах (карт, организма человека, определителях растений и животных, горных пород и минералов), словаре, справочнике;
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
Использование программы предполагает вариативность:
- при выборе площадок для реализации (программа может использоваться в образовательных учреждениях различного типа и вида);
- при выборе способов реализации (на факультативных занятиях, спецкурсах, модульно в рамках учебных курсов «Окружающий мир», «Природоведение», «География», «ОБЖ» и др.).
Программа может изучаться линейно или концентрически, быть использована для организации работы с детьми разного возраста, т.е. подбор теоретического материала и методических приемов для определенного блока осуществляется педагогом с учетом возрастных особенностей детей.
Данная программа составлена на основе учебно-методического комплекса по природоведению для 5-6 классов и рассчитана на 68 часов.
№ | ТЕМА | Кол-во часов | примечания |
1. | Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. | 1 | |
2. | Основные исторические этапы развития отношений человека к окружающей природе. | 1 | |
3. | Звездное небо. | 2 | |
4. | Строение Солнечной системы. | 2 | |
5. | Форма и размеры Земли. | 2 | |
6. | Способы изображения Земли: планы, карты и глобусы. | 2 | |
7. | Географические координаты. | 2 | |
8. | Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. | 2 | |
9. | Разнообразие живых организмов. | 2 | |
10. | Основные признаки живых организмов. | 2 | |
11. | Вещества в окружающей среде и их использование человеком. | 2 | |
12. | Сравнение свойств веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии. | 2 | |
13. | Различные физические явления. | 2 | |
14. | Примеры явлений превращения веществ в окружающем мире. | 2 | |
15. | Погодные явления. | 2 | |
16. | Круговорот воды в природе. | 2 | |
17. | Примеры процессов рельефообразования. | 2 | |
18. | Солнечно-земные связи. | 2 | |
19. | Различия в освещенности на поверхности Земли. | 2 | |
20. | Смены сезонов года и времени суток как следствия шарообразности Земли, вращения вокруг оси и движения в Солнечной системе. | 2 | |
21. | Связь неживой и живой природы. | 2 | |
22. | Примеры приспособления растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. | 2 | |
23. | Комфортные экологические условия жизни для человека. | 2 | |
24. | Взаимосвязи в живой природе. | 2 | |
25. | Примеры взаимодействия растений и грибов, растений и бактерий; лишайники. | 2 | |
26. | Примеры взаимодействия животных друг с другом. | 2 | |
27. | Ярусный принцип жизни, конкуренция и хищничество в природном сообществе | 2 | |
28. | Влияние человека на окружающую природу. | 2 | |
29. | Причины сокращения разнообразия живых организмов. | 2 | |
30. | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. | 2 | |
31. | Профилактика вредных привычек. | 2 | |
32 | Овладение отдельными способами самоконтроля здоровья. | 2 | |
33. | Определение своего физического развития. | 2 | |
34. | Правила безопасного поведения в ситуациях природного происхождения | 2 | |
35. | Овладение простейшими способами первой медицинской помощи | 2 | |
Итого | 68 часов |
Литература:
- Т.Я. Дубнищева «Концепции современного естествознания». Издательство
«ЮКЕА», Новосибирск, 1997.
- “Детская энциклопедия” том 5 (второе издание) издательство “ПРОСВЕЩЕНИЕ” Москва 1965 год
- А. Томилин “Рассказы об электричестве” . Москва “Детская литература”
1987 год
- В. Е. Манойлов “Электричество и человек” Ленинград ЭНЕРГОИЗДАТ
Ленинградское отделение 1982 год. (Издание второе)
- “Энциклопедический словарь юного физика” Москва “ПЕДАГОГИКА” 1991 год.
- Ващекин Н.П. Концепции современного естествознания. М.: МГУК, 2000 г.
- Потеев М.И. Концепции современного естествознания, Санкт-Петербург,
Питер, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....