рабочая программа Естествознание 100701 Коммерция (по отраслям) 2011
рабочая программа по естествознанию на тему
Рабочая программа по дисциплине Естествознание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_estestvoznanie_100701_kommertsiya_po_otraslyam_2011.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
колледж малого бизнеса № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
для специальностей: 100701 Коммерция (по отраслям)
Москва 2011
Одобрено Составлена в соответствии
предметной цикловой с Государственными
комиссией требованиями к минимуму
Протокол № ______ содержания и уровню
от «____» ________ подготовки выпускников
Председатель по социально-экономическому
_________________ профилю
Заместитель директора
по учебной работе
________________
«____» _________ 2011 г
Автор: Ахломова С.А. – преподаватель КМБ № 4
Рецензенты ____________________________________________
_______________________________________________________
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» предназначена для изучения ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена социально – экономического профиля обучения.
Рабочая учебная программа по данной дисциплине составлена на основании нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта полного (среднего) образования.
- Приказа Министерства образования РФ от 03.06.1999 г. № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
3. Приказа Министерства образования РФ от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ» (согласно письма Минобразования и науки РФ от 29 мая 2007).
4. Примерной программы учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Министерством образования РФ, 2008 г.
- Выписки из рабочего учебного плана колледжа в части количества часов, отводимых на изучение данной дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для подготовки студентов по специальности: 100701 Коммерция (по отраслям).
Естествознание изучается на 1 курсе как базовая учебная дисциплина при освоении специальностей СПО социально-экономического профиля – в объеме 117 часов. Максимальная нагрузка обучающегося составляет 154 часа (аудиторные занятия – 117 часов (в том числе лабораторные работы - 28 часов), самостоятельная работа студентов – 37 часов).
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах освоения естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, в том числе получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, грамотного и целесообразного использования современных технологий, охраны здоровья, окружающей среды, как на бытовом уровне, так и в профессиональной деятельности специалистов по оказанию туристских услуг и менеджменту в туристско-гостиничном комплексе.
Курс естествознания предполагает:
- установление межпредметных связей между физикой, математикой, химией, биологией, астрономией, историей, обществознанием;
- осуществление связи с дисциплинами профессиональной и специальной направленности, получаемой специальностью через выполнение самостоятельных работ;
- осуществление регионального компонента базового учебного плана через экономические, политические, социально-культурные аспекты города Москвы и Московского региона;
- осуществление отбора содержания, освещающего естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, где человек рассматривается как биологический организм, в том числе и с точки зрения его химического состава, как биологической единицы всего живого.
Рабочая программа обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по специальностям социально-экономического профиля, включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии».
В программе представлены дидактические единицы содержания дисциплины, при изучении которых акцентируется внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химического состава и свойств, акцентируется внимание на их значение для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). В содержание включены разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме человека («Химия с элементами экологии»), включено обобщение знаний о системах органов человека, их функциях, уделено внимание охране здоровья человека, профилактике заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Большое внимание уделяется более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания.
Рабочая программа предусматривает разнообразные формы организации и проведения учебных занятий: комбинированный урок, лекция, практическое занятие, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ (мультмедиа и интерактивная доска), самостоятельная работа студентов, семинар.
Программа предусматривает 1 обязательную контрольную работу в качестве рубежного контроля знаний в конце первого семестра.
Итоговым контролем по дисциплине, в соответствии с учебным планом является дифференцированный зачет по окончании второго семестра.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» студент должен:
знать/понимать
- смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, химическая реакция, показатель кислотности, индикатор, жесткость воды, макромолекула, белок, углевод, катализатор, фермент, клетка, ДНК, вирус, иммунитет, биологическая эволюция, движущие силы эволюции, биоразнообразие, организм, биогеоценоз, популяция, экосистема, биосфера, экологический фактор, озоновая дыра, кислотный дождь;
- вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира.
уметь
- приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, способы очистки воды от загрязнителей, устранение жесткости воды, определение кислотности растворов, содержание химических элементов и веществ в продуктах питания, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и веществ в природе, вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, науки, средств связи, создания биотехнологий, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
- работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической (профессиональной) деятельности и повседневной жизни для:
- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
- энергосбережения;
- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
- оказания первой медицинской помощи себе и окружающим;
- сбалансированного питания;
- поддержания принципов здорового образа жизни;
- профилактики инфекционных заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
- осознанных личных действий по охране окружающей среды;
- осознанного влияния на окружающую среду с профессиональной точки зрения.
Тематический план дисциплины «Естествознание» | |||||||||
Наименование разделов и тем | Максимальная | Количество аудиторных часов при очной форме | Самосто | ||||||
|
| учебная | обучения |
|
| ятельная | |||
|
| нагрузка | ВСЕГО | В том числе | работа | ||||
|
| студента |
| Лаборато | Практиче | студента | |||
|
|
| рные | ские |
| ||||
|
|
|
|
| работы | занятия |
| ||
Введение |
|
| 1 | 1 |
|
|
| ||
|
| Раздел 1. Физика |
|
|
| ||||
Тема 1. Механика | 15 | 13 | 4 | 2 | |||||
Тема 2. Тепловые явления |
| 14 | 12 | 2 | 2 | ||||
Тема 3. Электромагнитные явления | 22 | 18 | 4 | 4 | |||||
Тема 4. Строение атома и квантовая физика | 10 | 8 | 2 | ||||||
| |||||||||
Итого по разделу 1 | 61 | 51 | 10 |
| 10 | ||||
|
| Раздел 2. Химия с элементами экологии |
|
| |||||
Тема 5. Вода. Растворы.
| 14 | 10 | 4 |
| 4 | ||||
Тема 6. Химические процессы в атмосфере | 10 | 6 | 4 |
| 4 | ||||
Тема 7. Химия и организм человека | 19 | 13 | 2 |
| 6 | ||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Итого по разделу 2 | 43 | 29 | 10 |
| 14 | ||||
|
| Раздел 3. Биология с элементами экологии |
| ||||||
Тема 8. Наиболее общие представления о жизни
| 16 | 12 | 2 |
| 4 | ||||
Тема 9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности
| 26 | 19 | 6 |
| 7 | ||||
Тема 10. Человек и окружающая среда | 7 | 5 |
|
| 2 | ||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Итого по разделу 3
| 49 | 36 | 8 |
|
13 | ||||
ВСЕГО | 154 | 117 | 28 | 37 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Естествознание
Введение
Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.
Раздел I. ФИЗИКА
Тема 1. Механика
Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Демонстрации
Относительность движения.
Инертность тела.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Зависимость силы упругости от удлинения пружины. Невесомость.
Реактивное движение, модель ракеты. Изменение энергии при совершении работы. Свободные и вынужденные колебания. Образование и распространение волн. Колеблющееся тело как источник звука.
В результате изучения темы студент должен:
знать/понимать:
- механическое движение и его относительность;
- уравнения прямолинейного равноускоренного движения;
- понятие траектории, пути, перемещения, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
- центростремительное ускорение;
- основную задачу динамики. Принцип суперпозиции сил, законы динамики; - инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения;
- Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость. Момент силы. Условия равновесия твердого тела, импульса тела, работы, мощности, механической энергии;
- Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Распространение колебаний в упругой среде. Волны, их виды и характеристики.
Уметь:
- формулировать понятия: механическое движение, скорость, ускорение, системы отсчёта, изображать графически виды движений, решать количественные и качественные задачи на данные темы;
- решать задачи с использованием формул для равномерного и равноускоренного движения различать понятия веса и силы тяжести, инерции и инертности, решать задачи с применением законов Ньютона, закона всемирного тяготения объяснять суть реактивного движения, решать задачи на применение законов сохранения;
- решать задачи на применение закона сохранения импульса и механической энергии формулировать понятия, изображать графически гармонические колебания;
- решать задачи на нахождение параметров колебательного движения, свободные и вынужденные, затухающие колебания. Механический резонанс и его использование в технике. Уравнение гармонических колебаний, превращение энергии при колебательном движении.
Внеаудиторная самостоятельная работа №1 (составление презентаций или докладов «Механическое движение» в моей будущей профессии) - 2ч.
Лабораторная работа №1. «Исследование зависимости силы трения от веса тела»
Лабораторная работа №2 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»
Тема 2. Тепловые явления
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.
В результате изучения темы студенты должны:
знать/понимать:
- атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа Физическую сущность понятий: внутренняя энергия, изолированная система, работа, количество теплоты, необратимость тепловых процессов;
- первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды, физическую сущность понятий: фаза вещества, критическое состояние вещества; газообразное, жидкое и твердое состояние вещества; явление поверхностного натяжения жидкости, смачивания и капиллярности, типы связей в кристаллах и виды кристаллических структур;
- отличие кристаллических тел от аморфных, природу теплового расширения тел.
Уметь:
- объяснять связь средней кинетической энергии молекул с температурой по шкале Кельвина;
- строить и читать графики изопроцессов;
- решать количественные и качественные задачи на данные темы, применять Первый закон термодинамики для изопроцессов, определять КПД тепловых двигателей, объяснять физический смысл универсальной газовой постоянной;
- применять первое начало термодинамики к изопроцессам в идеальном газе, решать задачи с использованием первого начала термодинамики на расчёт работы газа при изобарном процессе, на определение КПД тепловых двигателей;
- наблюдение и описание броуновского движения, поверхностного натяжения жидкости, изменения агрегатного состояния вещества, способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законов термодинамики;
- проведение измерений давления газа, влажности воздуха, удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления льда; выполнение экспериментальных исследований изопроцессов в газах, превращений вещества из одного агрегатного состояния в другое;
- практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при оценке теплопроводности и теплоемкости различных веществ; для использования явления охлаждения жидкости при ее испарении, зависимости температуры кипения воды от давления;
- объяснение устройства и принципа действия паровой и газовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.
Демонстрации
Движение броуновских частиц. Диффузия.
Модель хаотического движения молекул.
Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела.
Испарение различных жидкостей.
Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Устройство паровой турбины.
Лабораторная работа №3
Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний.
Внеаудиторная самостоятельная работа №2 Составление презентаций или докладов «Термодинамика» в моей будущей профессии - 2ч.
Тема 3. Электромагнитные явления
Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля - Ленца.
Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.
Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.
В результате изучения темы студенты должны:
знать/понимать:
- закон сохранения заряда, закон Кулона, физический смысл напряженности, потенциала и напряжения, емкости;
- электрические свойства проводников и диэлектриков, сущность поляризации диэлектриков, действие электрического поля на проводники и диэлектрики;
- условия, необходимые для существования постоянного тока, физический смысл ЭДС, закон Ома для участка цепи и для полной цепи, закон Джоуля – Ленца; принцип работы приборов, использующих тепловое действие электрического тока, использование электролиза в технике;
- превращение внутренней энергии в электрическую при химических реакциях в источниках тока, проводимость газа, свечение определение и свойства магнитного поля;
- физическую сущность магнитной индукции, силы Лоренца, закон Ампера, действие магнитного поля на рамку с током, классификацию веществ по их магнитным свойствам, физическую природу ферромагнетиков;
- газы в рекламных трубках, виды проводимости полупроводников, основные положения электромагнитной теории Максвелла, закон электромагнитной индукции, возникновение ЭДС индукции при движении проводника в магнитном поле, относительный характер электрического и магнитного полей, физическую сущность солнечной активности, получение переменного тока с помощью индукционного генератора;
- принцип действия трансформатора, области его применения, свойства электромагнитных волн, физические процессы, происходящие в радиоприемных и радиопередающих устройствах, принципы радиосвязи;
- волновую природу света, принцип Гюйгенса, физическую сущность явления интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света, действие дифракционной решетки, происхождение спектров испускания и поглощения,
разложение белого света на отдельные цвета в тонкой пленке, сущность парникового эффекта, действие различных видов электромагнитного излучения.
Уметь:
- формулировать понятие электромагнитного поля и его частных проявлений электрического и магнитного полей;
- изображать графически электрические поля заряженных тел, поверхности равного потенциала;
- решать задачи: на применение закона сохранения заряда и закона Кулона, принципа суперпозиции полей, на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле, на расчет напряженности, потенциала, напряжения, работы электрического поля, электрической емкости, энергии электрического поля;
- производить расчет электрических цепей при различных способах соединения потребителей и источников электрического тока;
- решать задачи на определение силы и плотности тока с использованием законов Ома для участка цепи и для полной цепи, на определение эквивалентного сопротивления для различных способов соединений, с использованием формул зависимости сопротивления проводника от температуры, геометрических размеров и материала проводника, формул работы и мощности электрического тока;
- графически изображать магнитные поля прямого проводника с током, кругового тока, соленоида, постоянного магнита определять магнитные полюса соленоида, направление линий магнитной индукции, направление силы, действующей на проводник в магнитном поле;
- решать задачи на расчет силы Ампера, магнитной индукции, магнитного потока, магнитного момента, силы Лоренца, работы при перемещении проводника с током в магнитном поле;
- формулировать понятия когерентности и монохроматичности волн;
- изображать падающий, отраженный и преломленный лучи и обозначать соответствующие углы, изображать ход лучей через плоскопараллельную пластин, анализировать состав электромагнитных излучений;
- решать задачи на определение зависимости между длиной волны и частотой электромагнитных колебаний, на определение светового потока и освещенности, с использованием законов отражения и преломления света, полного отражения.
Демонстрации
Электризация тел.
Взаимодействие заряженных тел.
Нагревание проводников с током.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Взаимодействие проводников с токами.
Явление электромагнитной индукции.
Устройство и действие электродвигателя и электрогенератора.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Интерференция и дифракция света.
Лабораторные работа № 4
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.
Лабораторные работа № 5
Изучение интерференции и дифракции света.
Внеаудиторная самостоятельная работа №3 Составление презентаций или докладов «Электрическое поле» в моей будущей профессии - 2ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №4 Составление презентаций или докладов «Электромагнитные явления» в моей будущей профессии - 2ч.
Тема 4. Строение атома и квантовая физика
Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.
В результате изучения темы студенты должны:
знать/понимать:
- механизм теплового излучения;
- квантовую природу света, гипотезу Планка;
- законы внешнего фотоэффекта;
- уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, давление света, сущность корпускулярно-волнового дуализма фотона, особенности химического и биологического действия света;
- сущность опытов Резерфорда, модель атома Резерфорда и Бора, уровни энергии в атоме, состав атомного ядра;
- происхождение спектров на основе теории Бора;
- принцип действия и области применения квантовых генераторов;
- экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;
- сущность радиоактивности, состав радиоактивного излучения и его характеристики;
- физическую сущность природы ядерных сил и дефекта массы, роль земной атмосферы в поглощении космического излучения;
- физическую сущность взаимного превращения частиц и квантов электромагнитного поля;
- механизм деления тяжелых атомных ядер, принцип работы ядерного реактора;
- развитие атомной энергетики и проблемы экологии;
- сущность термоядерного синтеза;
- достижения ученых в решении проблемы управляемой термоядерной реакции, строение солнца и звёзд, основные этапы эволюции звёзд.
Уметь:
- решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта, на вычисление энергии и импульса фотона;
- формулировать постулаты Бора;
- объяснять свойства элементарных частиц;
- решать задачи на использование закона радиоактивного распада, на использование дефекта массы и энергии связи в ядре, на составление уравнений ядерных реакций;
- рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции;
- решать задачи на сохранение баланса энергии при термоядерных реакциях.
Демонстрации
Фотоэффект.
Фотоэлемент.
Излучение лазера.
Счетчик ионизирующих излучений.
Внеаудиторная самостоятельная работа №5 Составление опорного конспекта «Строение атома» - 2 ч.
Раздел II. ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ
Тема 5. Вода, растворы
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. Качество воды в Московском регионе.
В результате изучения темы студенты должны
знать / понимать:
- химические понятия: относительные атомная и молекулярная массы, моль, массовая доля растворенного вещества, растворы, растворимость веществ, жесткость воды;
- физические и химические свойства воды, растворимость различных веществ в воде;
- способы разделения смесей, очистки загрязненной воды, устранения жесткости воды;
- структуру водных ресурсов Земли, основные загрязнители воды.
уметь:
- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе как способ выражения состава раствора, решать расчетные задачи по химическим формулам;
- объяснять зависимость растворимости веществ от изменения температуры;
- характеризовать химические свойства воды, качество воды;
- проводить химический эксперимент по разделению смесей различными способами, очистке загрязненной воды, устранению временной и постоянной жесткости воды;
- использовать изученный материал в бытовой и профессиональной деятельности.
Демонстрации
Физические свойства воды.
Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры.
Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.
Лабораторная работа № 6 «Анализ содержания примесей в воде. Очистка загрязненной воды»
Лабораторная работа №7 «Устранение жесткости воды»
Внеаудиторная самостоятельная работа №6 Составление рефератов или презентаций по теме «Вода как источник жизни человека и живой природы» - 4ч.
Тема 6. Химические процессы в атмосфере
Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Экологическая обстановка в Москве.
Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов - рН.
В результате изучения темы студенты должны
знать / понимать:
- вещества, входящие в состав воздуха;
- основные загрязнители атмосферы, экологические проблемы атмосферы;
- химические понятия: озоновая дыра, глобальное потепление, кислотный дождь, показатель кислотности, индикатор;
- важнейшие вещества: углекислый газ, сернистый газ, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи;
- правила безопасного обращения с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
уметь:
- определять принадлежность веществ к классу кислот и щелочей;
- проводить химический эксперимент по определению кислотности растворов и почвы с помощью показателя кислотности растворов рН, обнаружению СО2 в выдыхаемом воздухе, определению химических веществ в атмосфере;
- характеризовать механизм образования кислотных дождей; источники основных загрязнителей атмосферы;
- объяснять причину образования озоновых дыр, выпадения кислотных дождей, глобального потепления, изменения климата и других экологических проблем в атмосфере;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать изученный материал в бытовой и профессиональной деятельности.
Демонстрации
Обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе.
Изучение рН различных растворов с помощью универсального индикатора.
Лабораторная работа № 8 «Определение химического состава атмосферы. Измерение уровня СО2»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 Составление рефератов, презентаций или дидактических схем по теме «Химические процессы в атмосфере и изменения, происходящие под их влиянием в окружающем мире. Влияние на их происхождение моей профессии» - 4 ч.
Тема 7. Химия и организм человека
Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.
Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.
В результате изучения темы студенты должны
знать / понимать:
- химические понятия: химический элемент, углеродный скелет, функциональная группа, сбалансированное питание;
- важнейшие для человека органические вещества: жиры, углеводы, моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза, лактоза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), аминокислоты, белки, витамины, минеральные вещества и пищевые добавки, содержащиеся в продуктах питания, холестерин;
- основные химические элементы, минеральные (неорганические) и органические вещества в организме человека, их роль для организма;
- значение белков, жиров, углеводов, витаминов для организма человека;
- правила безопасного обращения с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
уметь:
- называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
- характеризовать основные классы неорганических и органических соединений, строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
- объяснять роль жизненно необходимых элементов и соединений;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию жизненно важных химических элементов и органических соединений в продуктах питания;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Лабораторная работа № 9 «Определение содержания витамина С в напитках»
Лабораторная работа № 10 «Определение содержания железа в продуктах питания»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8 Составление рефератов, информационных карточек - схем или презентаций по теме «Значение химических элементов и химических соединений для организма человека» - 6 ч.
Раздел III. БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ
Тема 8. Наиболее общие представления о жизни (10 часов)
Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.
Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.
В результате изучения темы студенты должны
знать / понимать:
- формы и уровни существования живой материи, основные свойства живого организма;
- смысл понятий: клетка, организм, видообразование, ген, ДНК, эволюция, наследственность, изменчивость, естественный отбор, приспособленность;
- элементный состав и строение клетки;
- сущность энергетического и пластического обмена в клетке;
- главные направления эволюции и закономерности действия движущих сил эволюции;
- виды приспособленности организмов к окружающей среде.
уметь:
- объяснить основные свойства живой материи, как результат эволюции;
- работать с микроскопом и изготовлять препараты;
- связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней;
- самостоятельно изучать строение клетки, объяснять различие строения растительной и животной клетки;
- объяснить закономерности наследственности и изменчивости;
- на основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды;
- приводить примеры приспособленности организмов к изменению условий окружающей среды.
Демонстрации
Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК.
Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.
Лабораторная работа № 11 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9 Составление рефератов, дидактических карточек - схем или презентаций по теме «Клетка – как основная единица строения организма и его жизнеобеспечения» - 4ч.
Тема 9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности
Ткани, органы и системы органов человека.
Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.
Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.
Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.
Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.
В результате изучения темы студенты должны
знать / понимать:
- ткани, органы и системы органов человека, их строение и функции;
- значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма;
- смысл понятий: иммунитет, иммунная система, вирус, бактерии;
- основные заболевания органов человека, возможные причины их возникновения, профилактику инфекционных заболеваний;
- стадии индивидуального развития организма, эмбриональное и постэмбриональное развитие организма.
уметь:
- связывать функции органов и систем органов организма с физиологическими процессами, протекающими в них.
Демонстрации
Действие желудочного сока на белки.
Измерение жизненной емкости легких спирометром.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 12 «Действие слюны на крахмал»
Лабораторная работа № 13 «Утомление при статической и динамической работе»
Лабораторная работа № 14 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»
Внеаудиторная самостоятельная работа №10 Составление таблицы «Расчет энергетического обеспечения суточного рациона питания» по теме «Сбалансированное питание» - 3 ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11 Составление рефератов или презентаций по теме «Профилактика возникновения заболеваний органов и систем органов человека под воздействием негативных факторов» - 4 ч.
Тема 10. Человек и окружающая среда (6 часов)
Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.
Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.
В результате изучения темы студенты должны
знать / понимать:
- смысл понятий: биогеоценоз, экосистема, биосфера;
- структуру и функции биосферы;
- экологические (абиотические, биотические и антропогенные) факторы;
- биогеоценозы и их свойства, их смену и восстановление;
- основы рационального природопользования;
- последствия деятельности человека для окружающей среды.
уметь:
- объяснять причины устойчивости экосистем;
- выявлять результаты воздействия человека на экосистемы и
предвидеть их последствия;
- анализировать видовой состав биогеоценозов;
- приводить примеры и объяснять воздействие экологических факторов на организм человека.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 12 Составление рефератов или презентаций по теме «Экологические факторы, их воздействие на организм человека. Влияние человека на экологию окружающей природы. Влияние моей профессии на экологическую обстановку в природе» - 2ч.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для обучающихся
Перышкин А.В. Физика. 7, 8, кл. – М., 2001.
Физика. 7, 8 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2002–2003.
Физика и астрономия. 9 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2000.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2000, 2003.
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2001–2002.
Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 кл. – М., 2005.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2000.
Для преподавателей
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2004.
Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Информатика и ИКТ" для специальности 100701 Коммерция (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего ...
Рабочая программа по дисцплине ЕН.01 "Математика" для специальности 100701 "Коммерция (по отраслям)"
...
Контрольно-оценочные средства для оценки результатов освоения части МДК 02.01 «Экономическая теория» Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 100701 «Коммерция (по отраслям)»
Контрольно-оценочные средства для оценки результатов освоения части МДК 02.01 «Экономическая теория» Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 100701 «Комме...
Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" для специальности 100701 Коммерция (по отраслям),2014 год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС,...
Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 100701 Коммерция (по отраслям) на базе среднего (полного) общего образования
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям)...
Рабочая программа по учебной дисциплине ОДБ.03 Иностранный язык для специальности 100701 Коммерция (по отраслям)
Рабочая учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» предназначена для реализации среднего общего образования в приделах основных образовательных программ по специальности 100701 Коммерция...
рабочая программа География 100701 Коммерция (по отраслям) 2011
Рабочая программа по дисциплине География...