рабочая программа Естествознание 10кл
рабочая программа по естествознанию (10 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, рабочей программы по естествознанию 10-11 классы. Автор О.С.Габриелян, С.А.Сладков. – Москва, Дрофа 2014 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_estestvoznanie_10_kl.docx | 63.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Ишимский лицей «Альфа»
Усть-Ишимского района
Рассмотрена Принята «Утверждаю»
на заседании ШМО учителей Педагогическим советом Директор МБОУ «лицей «Альфа»
естественно-научного цикла МБОУ «лицей «Альфа» _______________/Н.Г. Сухатская/
лицея «Альфа» Протокол № ___
Протокол № ____ от __________2018 г.
от ________2018 г.
Рабочая программа по предмету: Естествознание
Класс: 10 класс
Количество часов в неделю по учебному плану – 3 час
Количество часов в год – 105 часов
Огорелкова Марина Витальевна
Учитель химии
Усть-Ишим – 2018
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, рабочей программы по естествознанию 10-11 классы. Автор О.С.Габриелян, С.А.Сладков. – Москва, Дрофа 2014 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Личностные результаты:
- проявление активной гражданской позиции, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, за российские естественные науки;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни; осознанно выбирать будущую профессию.
2. Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- Овладение основными интеллектуальными операциями: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающего естественного мира;
- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- Умение использовать средства ИКТ.
3. Предметные результаты:
- сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;
- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
- сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
- сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
Ученик на базовом уровне научится:
- демонстрировать на примерах роль естествознания в развитии человеческой цивилизации; выделять персональный вклад великих ученых в современное состояние естественных наук;
- грамотно применять естественно-научную терминологию при описании явлений окружающего мира;
- обоснованно применять приборы для измерения и наблюдения, используя описание или предложенный алгоритм эксперимента с целью получения знаний об объекте изучения;
- выявлять характер явлений в окружающей среде, понимать смысл наблюдаемых процессов, основываясь на естественно-научном знании; использовать для описания характера протекания процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- осуществлять моделирование протекания наблюдаемых процессов с учетом границ применимости используемых моделей;
- критически оценивать, интерпретировать и обсуждать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности; делать выводы на основе литературных данных;
- принимать аргументированные решения в отношении применения разнообразных технологий в профессиональной деятельности и в быту;
- организовывать свою деятельность с учетом принципов устойчивого развития системы «природа–общество–человек» (основываясь на знаниях о процессах переноса и трансформации веществ и энергий в экосистеме, развитии и функционировании биосферы; о структуре популяции и вида, адаптациях организмов к среде обитания, свойствах экологических факторов; руководствуясь принципами ресурсосбережения и безопасного применения материалов и технологий; сохраняя биологическое разнообразие);
- выбирать стратегию поведения в бытовых и чрезвычайных ситуациях, основываясь на понимании влияния на организм человека физических, химических и биологических факторов;
- осознанно действовать в ситуации выбора продукта или услуги, применяя естественно-научные компетенции.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
- выполнять самостоятельные эксперименты, раскрывающие понимание основных естественно-научных понятий и законов, соблюдая правила безопасной работы; представлять полученные результаты в табличной, графической или текстовой форме; делать выводы на основе полученных и литературных данных;
- осуществлять самостоятельный учебный проект или исследование в области естествознания, включающий определение темы, постановку цели и задач, выдвижение гипотезы и путей ее экспериментальной проверки, проведение эксперимента, анализ его результатов с учетом погрешности измерения, формулирование выводов и представление готового информационного продукта;
- обсуждать существующие локальные и региональные проблемы (экологические, энергетические, сырьевые и т.д.); обосновывать в дискуссии возможные пути их решения, основываясь на естественно-научных знаниях;
- находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе естественно-научных знаний; показывать взаимосвязь между областями естественных наук.
Содержание учебного предмета
10 класс
Введение
Введение в естествознание. Природа — среда обитания и источник жизни человека. Взаимоотношения человека и природы, их диалектика. Природа — источник творческого вдохновения деятелей искусства.
Естествознание — единство наук о природе. Материя и формы ее существования. Диалектика естествознания. Основные этапы его развития. Понятие о естествознании как системе научных знаний о природе.
Демонстрации. Видеофрагменты (сельскохозяйственные угодья, карьеры для добычи угля и руды, металлургические комбинаты, газо- и нефтепроводы, флотилии, ГЭС, ТЭЦ и АЭС, последствия землетрясений и цунами, исчезнувшие виды растений и животных); репродукции картин великих художников с пейзажами и другими объектами природы (И. Шишкина, И. Левитана, И. Айвазовского, К. Юона и др.); музыкальные фрагменты, посвященные явлениям природы (П. Чайковский, К. Сен-Санс, Л. ван Бетховен и др.). Портреты ученых-естествоиспытателей, видеофрагменты по истории возникновения и развития физики, химии и биологии.
Тема 1. Естествознание и методы познания мира
Эмпирический уровень научного познания. Формы познания: научное и ненаучное. Два уровня научного познания: эмпирический (чувственный, опытный) и теоретический (рациональный). Понятие об эмпирическом уровне научного познания и его методах.
Наблюдение и эксперимент. Гипотеза и вывод.
Моделирование как метод научного познания. Процесс моделирования и его составные части: субъект (исследователь), объект (предмет, процесс или явление) и модель, отражающая отношение между ними. Типы моделей: материальные и знаковые.
Теоретический уровень научного познания. Понятие о теоретическом уровне научного познания и его составляющих (осмысление экспериментальных фактов, разработка и обоснование гипотез, построение теории). Моделирование на теоретическом уровне познания и типы моделей (идеальная, аналогия, математическая). Роль мысленного эксперимента и математического моделирования в становлении и развитии естественных наук.
Язык естествознания.
Биология. Биологическая систематика и ее важнейшие таксоны. Биноминальная номенклатура. Понятие вида.
Систематика животных. Понятие породы.
Систематика растений. Понятие сорта.
Биологическая номенклатура — основа профессиональной деятельности.
Химия. Тривиальные названия. Рациональная номенклатура. Международная номенклатура ИЮПАК.
Химические элементы и происхождение их названий.
Классификация неорганических веществ (оксиды, кислоты, основания, соли) и принципы образования их названий.
Физика. Единицы измерения физических величин в России. Международная система единиц измерения физических величин — СИ. Основные и производные единицы измерения физических величин СИ.
Естественно-научные понятия, законы и теории. Естественно-научные понятия. Конкретные и абстрактные естественно-научные понятия. Законы естествознания.
Естественно-научные теории. Описательные теории и объяснительные теории. Прогнозирующая роль естественно-
научных теорий.
Естественно-научная картина мира. Картины мира: религиозная, бытовая, художественная. Естественно-научная картина мира (ЕНКМ). Эволюция ЕНКМ и ее этапы: аристотелевский, ньютоновский, эйнштейновская революция.
Принципы познания в естествознании: соответствия, дополнительности, причинности, симметрии.
Миры, в которых мы живем. Классификация миров (мегамир, макромир, микромир, наномир). Границы миров и условность этих границ. Приборы для изучения миров, их эволюция от светового микроскопа Р. Гука до сканирующего туннельного микроскопа (СТМ) и атомно-силового микроскопа (АСМ).
Молекулярное распознавание и его роль в природе и жизни человека. Компьютеры будущего.
Демонстрации. Портреты ученых-естествоиспытателей (Г. Галилея, Д. Менделеева, Г. Менделя, Н. Бекетова, М. Фарадея), различные материальные объекты: физические (электрофорная машина — модель молнии, кристаллические решетки различных типов), биологические (муляжи цветов, органов тела человека), географические (глобус, карта, теллурий), химические (шаростержневые и объемные модели молекул различных веществ).
Слайды с моделями строения атома Томсона и Резерфорда. Относительность понятия пустоты. Различные физические, химические и биологические модели.
Портреты Аристотеля, К. Линнея, Ч. Дарвина; видеофрагменты с таксонами в ботанике и зоологии и примеры систематики отдельных растений и животных.
Таблица, слайд или видеофрагмент «Номенклатура ИЮПАК»; таблицы или слайды с анимациями по общим принципам образования названий важнейших классов неорганических соединений — оксидов, кислот, оснований, солей и их классификации.
Портреты Ома, Кулона, Ньютона, Эйнштейна и др.; таблицы основных и производных единиц СИ; динамические видеофрагменты, иллюстрирующие важнейшие понятия физики применительно к теме урока; слайд или видеофрагмент «Старорусские единицы измерения некоторых физических величин».
Таблицы и видеофрагменты, иллюстрирующие важнейшие понятия, законы и теории естественно-научных дисциплин по курсу основной школы.
Видеофрагменты и слайды по эволюции микроскопов.
Лабораторные опыты. 1. Построение равносторонних треугольников из спичек на плоскости и в пространстве. 2. Иллюстрация принципа соответствия. 3. Моделирование принципа работы сканирующего микроскопа. 4. Доказательство белковой природы ферментов.
Практические работы. 1. Эмпирическое познание в изучении естествознания. 2. Наблюдение за изменением температуры льда и его состоянием при нагревании. 3. Наблюдение за прорастанием семян фасоли. 4. Наблюдение за горящей свечой.
Тема 2. Мегамир
Человек и Вселенная. Хронология астрономических представлений и открытий: геоцентрическая система мира; антропоцентрическая система мира; гелиоцентрическая система мира. Астрономы XVI—XIX вв. и их вклад в развитие представлений о Вселенной.
Космология. Вклад отечественной науки в мировую космологию.
Происхождение и строение Вселенной. Физические явления и законы, связанные с происхождением и строением Вселенной. Эффект Доплера. Закон Хаббла. Теория Большого взрыва. Единицы измерения космических расстояний. Небесные тела. Созвездия. Звездные скопления. Звезды. Планеты. Кометы, метеориты, астероиды.
Как человек изучает мегамир. Первые телескопы и обсерватории. Телескоп-рефрактор и телескоп-рефлектор. Радиотелескопы и межпланетные станции. Орбитальная астрономическая обсерватория (ОАО).
Законы движения небесных тел. Первый закон Кеплера. Апогей и перигей. Характеристики эллипса: фокальное расстояние, фокус, ось, полуось, эксцентриситет. Второй и третий законы Кеплера. Закон всемирного тяготения. Космические скорости.
Галактики. Общие сведения о галактиках. Черные дыры. Классификация галактик: эллиптические, спиральные, неправильные, радиогалактики. Наша Галактика. Млечный Путь. Квазары.
Звезды. Солнце. Звезды, их рождение. Спектральный анализ — основа исследования химического состава звезд.
Характеристики звезд (светимость, спектральный класс, эффективная температура) и их классификация (желтые и красные карлики, красные гиганты, сверхгиганты, белые карлики, нейтронные звезды).
Происхождение Солнца и его строение. Структура солнечной атмосферы. Солнечный ветер.
Солнечная система и ее планеты. Строение Солнечной системы. Планеты Солнечной системы. Другие структурные элементы Солнечной системы: спутники планет, астероиды, кометы, метеориты.
Демонстрации. Портреты Аристотеля, Птолемея, Аристарха Самосского, Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, К. Циолковского и первых шести советских космонавтов; А. Эйнштейна, А. Фридмана, К. Доплера, В. Слифера и Э. Хаббла, К. Янского, И. Ньютона, И. Липперсгея, И. Кеплера.
Видеофрагменты и фотографии по теме: модель Большого взрыва, различные типы галактик (эллиптические, спиральные и неправильные), созвездия Северного полушария, различные небесные тела, квазары, происхождение и строение Солнца, структурные элементы Солнечной системы.
Школьный телескоп.
Моделирование: второго закона Кеплера, поверхности Солнца (конвективной зоны).
Лабораторные опыты. 1. Определение географической широты по углу наблюдения Полярной звезды. 2. Построение эллипса.
Практическая работа. 5. Изучение звездного неба с помощью подвижной карты.
Тема 3. Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера
Строение Земли. Литосфера. Внутреннее строение Земли и ее химический состав. Строение и состав литосферы. Минералы и горные породы. Руды. Литосферные плиты. Землетрясения. Шкала Рихтера. Интенсивность землетрясений. Цунами.
Гидросфера. Океаны и моря. Состав гидросферы. Мировой океан. Моря. Нетипичные моря: Саргассово, Каспийское и Аральское.
Тема моря в произведениях мировой художественной культуры.
Воды океанов и морей. Химический состав морской и океанической воды. Промилле. Лед в океане. Гренландия. Антарктида. Движение вод Мирового океана. Приливы и отливы. Морские течения. Типы климата.
Воды суши. Воды суши и их классификация.
Родники. Гейзеры. Минеральные воды и их классификация.
Проблема пресной воды. Озеро Байкал.
Карстовые явления и образование сталактитов и сталагмитов.
Аномальные свойства воды и их значение в природе.
Атмосфера. Погода. Атмосфера и ее состав. Вертикальное строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.
Состав воздуха. Озоновые дыры и парниковый эффект.
Погода и климат.
Атмосферное давление. Ветер. Атмосферное давление. Кессонная и высотная болезни. Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты.
Ветра и их виды: шквал, смерч, антипассат, пассат, бриз, фён, бора, сирокко, муссоны, тайфуны, ураганы, смерчи, торнадо.
Шкала Бофорта.
Влажность воздуха. Влажность воздуха. Психрометр и гигрометр. Точка росы. Облака, их формы и размеры. Туман. Осадки и их типы. Радуга.
Демонстрации. Образцы руд, минералов и горных пород, физическая карта полушарий, атласы.
Карты: морских течений, физические карты мира и Российской Федерации.
Видеофрагменты и фотографии по теме урока: строение Земли, землетрясения, цунами, различные океаны и моря, айсберги, морские течения, родники, гейзеры, озеро Байкал, карстовые явления (сталактиты и сталагмиты), атмосфера и ее состав, циклоны и антициклоны, виды ветров, туман, радуга, осадки различных типов.
Репродукции картин: И. Айвазовского «Девятый вал», И. Левитана «Берег Средиземного моря», И. Шишкина «На берегу моря», Л. Лагорно «Море», А. Рылова «На голубом просторе»; фрагменты музыкальных произведений: Н. Римского-Корсакова «Садко», К. Дебюсси «Море», М. Равеля «Лодка в океане» из сборника «Зеркала», П. Чайковского «Лебединое озеро».
Превращения нерастворимых карбонатов кальция и магния (средних солей) в растворимые гидрокарбонаты (кислые соли) и обратно — причина образования сталактитов и сталагмитов.
Моделирование парникового эффекта.
Приборы: для измерения атмосферного давления (барометры), для измерения влажности воздуха (гигрометры).
Лабораторные опыты. 1. Изучение состава гранита. 2. Моделирование высокой плотности воды Мертвого моря. 3. Расширение воды при нагревании.
Практические работы. 6. Изучение коллекции горных пород. 7. Изучение жесткой воды и устранение ее жесткости. 8. Изучение параметров состояния воздуха в кабинете.
Тема 4. Макромир. Биосфера
Жизнь, признаки живого и их относительность. Основные свойства живого организма: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, развитие и рост, раздражимость, дискретность и целостность, энергозависимость.
Живые системы как самоуправляющиеся, саморегулирующиеся, самоорганизующиеся системы.
Три начала термодинамики.
Понятие энтропии.
Происхождение жизни на Земле. Основные гипотезы происхождения жизни на Земле: креационизм, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни из неживого, концепция биогенеза, гипотеза панспермии.
Гипотеза происхождения жизни путем биохимической эволюции (гипотеза Опарина—Холдейна).
Дискуссия о возможности существования внеземных цивилизаций.
Химический состав клетки. Химическая организация клетки на атомном — элементном уровне. Макроэлементы. Микроэлементы.
Молекулярный уровень химической организации клетки (молекулярный состав клетки).
Неорганические соединения клетки. Вода и ее роль. Минеральные соли.
Органические вещества клетки.
Уровни организации жизни. Клеточный уровень организации жизни на Земле. Тканевый уровень. Типы тканей животных (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная) и растений (образовательная, покровная, основная и проводящая). Органный уровень. Организменный уровень. Популяционно-видовой уровень. Биогеоценотический уровень. Биоценоз. Биосферный уровень.
Прокариоты и эукариоты. Прокариоты и эукариоты. Бактерии и их классификация: по форме (бациллы, кокки, спириллы, вибрионы), по типу питания (сапрофиты, паразиты), по отношению к кислороду (аэробы, анаэробы). Особенности строения бактерий и их жизнедеятельности. Роль бактерии в природе и жизни человека.
Цианобактерии (синезеленые водоросли) и особенности их строения и жизнедеятельности. Роль цианобактерий в природе.
Строение клетки эукариот.
Клеточная теория. Простейшие. Вирусы. Клеточная теория и ее положения. Простейшие: жгутиковые, ресничные, амебоидные. Значение простейших в природе и жизни человека.
Вирусы. Строение и особенности жизнедеятельности вирусов. Вирусные заболевания человека. ВИЧ и СПИД.
Грибы. Роль грибов в природе и в хозяйстве человека.
Экологические системы. Понятие экосистемы. Биотоп. Биоценоз. Биогеоценоз. Отличия биогеоценоза от экосистемы.
Нестабильные и стабильные экосистемы.
Типология живых организмов экосистемы: продуценты, консументы, редуценты (сапрофиты). Автотрофы. Гетеротрофы.
Понятие о пищевых (трофических) цепях биогеоценоза. Биологический круговорот вещества в природе.
Пищевые цепи. Экология. Экологические факторы. Пищевая цепь. Два основных типа трофических цепей— пастбищные (цепи выедания) и детритные (цепи разложения). Пищевая сеть. Экологические пирамиды (численности, биомассы, энергии). Правило 10%.
Понятие об экологии. Основные проблемы экологии.
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Биосфера. Биосфера и ее границы. Концепция эволюции биосферы В. И. Вернадского. Ноосфера. Техносфера. Основные подходы в учении о биосфере: энергетический, биогеохимический, информационный, пространственно-временной, ноосферный.
Экологические проблемы человечества.
Понятие биологической эволюции. Понятие биологической эволюции. Длительность, необратимый характер, направленность эволюции.
Основные направления эволюции. Биологический прогресс. Биологический регресс.
Антропогенез и его этапы.
Эволюционная теория. Предпосылки создания эволюционной теории Ч. Дарвина. Логическая структура дарвинизма (избыточная интенсивность размножения, борьба за существование и ее виды, естественный отбор).
Синтетическая теория эволюции.
Микроэволюция. Видообразование (географическое и экологическое). Макроэволюция.
Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция.
Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный.
Демонстрации. Видеофрагменты и фотографии по теме: процессы гниения, брожения, диссимиляции; представители прокариот и эукариот; особенности строения вирусов, представители царства грибов, экологические системы, примеры пищевых цепей.
Растворение в воде хлороводорода (диссоциация соляной кислоты), растворение кристаллов перманганата калия или медного купороса в воде, испарение воды, диффузия пахучих веществ (одеколона) с горящей лампочки накаливания, испарение капли спирта с фильтровальной бумаги или салфетки.
Репродукции картин великих художников на тему божественного происхождения жизни; различных природных экосистем.
Таблицы и плакаты: ≪Химический состав клетки≫, ≪Эволюционное древо растений≫, ≪Эволюционное древо животных≫, ≪Эволюционное древо приматов и человека≫.
Портреты А. И. Опарина и Дж. Б. Холдейна, Т. Шванна, Д. И. Ивановского и Э. Дженнера, А. Тенсли, В. Сукачева, Э. Геккеля, В. И. Вернадского, Ч. Дарвина.
Плакаты и муляжи органов и систем органов растений, человека и животных.
Демонстрация процесса фотосинтеза.
Лабораторные опыты. 1. Свойства белков. 2. Свойства глюкозы. 3. Свойства сахарозы. 4. Свойства крахмала.
Практические работы. 9. Распознавание органических соединений. 10. Изучение микроскопического строения животных тканей. 11. Изучение растительной и животной клеток. 12. Изучение простейших. 13. Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме—аквариуме и составление цепей питания. 14. Изучение бытовых отходов.
Тема 5. Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов
Особенности климата России. Зона арктических пустынь, тундр и лесотундр. Климат России. Природно-климатические зоны России: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыня, пустыня.
Разнообразие и приспособленность живых организмов к той или иной природно-климатической зоне.
Электромагнитная природа света. Свет. Развитие представлений о природе света. Электромагнитное излучение. Длина волны. Частота колебаний.
Шкала электромагнитных волн. γ-Лучи, рентгеновское излучение, ультрафиолетовое излучение, видимое излучение, инфракрасное излучение и их роль в природе и жизни человека.
Оптические свойства света. Двойственная природа света. Фотон. Законы отражения и преломления света. Относительный показатель преломления. Факторы, влияющие на показатель преломления: природа вещества, температура, длина волны падающего излучения. Рефрактометр.
Дисперсия, дифракция и интерференция света.
Свет и приспособленность к нему живых организмов. Влияние света на организацию жизненного цикла организмов. Биоритмы. Фотосинтез.
Разделение растений на светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые. Фототропизм. Значение света для ориентации живых существ в пространстве. Биолюминесценция и ее роль в жизни животных.
Внутренняя энергия макроскопической системы. Термодинамика и ее прогностическое значение. Внутренняя энергия термодинамической системы. Первое начало термодинамики.
Теплопередача. Теплопроводность. Конвекция: естественная и принудительная. Тепловое излучение.
Тепловое равновесие. Температура. Второе начало термодинамики. Количество теплоты. Теплоемкость.
Тепловое равновесие. Термодинамические системы трех типов: изолированные, закрытые и открытые.
Температура как параметр состояния термодинамической системы.
Температура и приспособленность к ней живых организмов. Терморегуляция в живой природе. Теплопродукция и теплоотдача. Механизмы терморегуляции животных и растений. Температура тела человека и ее физиологическая роль.
Классификация животных по температурному режиму на гомойотермные, пойкилотермные и гетеротермные.
Классификация организмов по температурному интервалу обитания: эвритермные и стенотермные.
Акклиматизация. Температурный режим.
Строение молекулы и физические свойства воды. Строение молекулы воды. Вода как растворитель. Физические свойства воды: аномальная температурная зависимость плотности воды; высокое поверхностное натяжение воды; аномально высокие значения температур кипения и плавления воды; высокое значение теплоемкости воды.
Значение физических свойств воды для природы.
Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД). Электролиты и неэлектролиты. Классификация ионов по различным основаниям. Механизмы диссоциации электролитов с разным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Соли, кислоты и основания в свете ТЭД.
Растворимость. рН как показатель среды раствора. Растворимость и ее количественная характеристика — коэффициент растворимости.
Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Вода как амфолит. Понятие рН раствора.
Значение рН в природе. Значения рН физиологических жидкостей человека в норме.
Химические свойства воды. Химические свойства воды. Взаимодействие воды с металлами. Взаимодействие воды с оксидами. Гидратация. Взаимодействие воды с солями. Гидролиз. Разложение воды. Понятие об электролизе и фотолизе.
Вода — абиотический фактор в жизни растений. Роль воды в биосфере: колыбель жизни, среда обитания, участник биохимических процессов, участник создания биогеоценозов, регулятор климата на планете.
Гидролиз органических веществ в живых организмах.
Классификация растений по отношению к количеству воды в окружающей среде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты.
Соленость как абиотический фактор. Соли. Классификация солей. Наиболее распространенные кислые соли, их применение. Жесткость воды.
Соли как минералообразующие вещества.
Соли — абиотический фактор. Приспособленность растений и животных к различному солевому режиму.
Влияние соли на организм человека.
Почва как абиотический фактор. Понятие о почве и классификация почв. Процесс почвообразования.
Эдафические факторы среды и приспособленность к ним живых организмов.
Значение почвы в природе и жизни человека: среда обитания живых организмов, обладает плодородием, оказывает существенное влияние на состав и свойства всей гидросферы Земли, является главным регулятором состава атмосферы Земли, важнейший компонент биогеоценоза.
Цвет и диагностика почв.
Биотические факторы окружающей среды. Биотические факторы. Биотические взаимоотношения между организмами: конкуренция, хищничество, симбиоз (мутуализм, комменсализм), паразитизм (экто- и эндопаразиты).
Примеры биотических взаимоотношений в природе.
Демонстрации.Видеофрагменты и фотографии по темам: характерные биогеоценозы природно-климатических зон России; развитие представлений о природе света; биолюминесценция; теплопередача и теплопроводность; биотические взаимоотношения между организмами.
Карта природно-климатических зон России, почвенная карта России.
Портреты Ф. Гримальди, X. Гюйгенса, О. Френеля, М. Планка, Дж. Максвелла, В. В. Докучаева.
Шкала электромагнитных волн.
Отражение и преломление света. Дисперсии света и обратный эксперимент по ≪смешению≫ цветов. Явление дифракции.
Живые или гербарные экземпляры представителей светолюбивых и теневыносливых растений.
Работа против сил внешнего давления за счет расширения газа.
Электризация воды. Аномальная температурная зависимость плотности воды.
Нисходящий поток холодной и восходящий поток теплой воды. Высокое поверхностное натяжение воды. Растворимость веществ в неполярных и полярных растворителях.
Проверка электропроводности растворов электролитов и неэлектролитов.
Определение рН раствора различных жидкостей.
Взаимодействие воды с металлами. Взаимодействие воды с оксидами. Гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой, и наоборот.
Растения различных групп по отношению к количеству воды в окружающей среде (живые или гербарные экземпляры).
Переход средней соли в кислую и наоборот. Приготовление жесткой воды и исследование ее свойств. Получение гидроксокарбоната меди (малахита) и исследование его свойств.
Лабораторные опыты.1. Наблюдение интерференционной картины на мыльной пленке. 2. Наблюдение дифракционной картины. 3. Наблюдение распространения водных растворов по растению.
Практические работы. 15. Приспособленность организмов к среде обитания. 16. Изучение волновых свойств света. 17. Изучение изображения, даваемого линзой. 18. Измерение удельной теплоемкости воды. 19. Исследование среды раствора солей и сока растений. 20. Изучение состава почв.
Тема 6. Пространство и время
Понятия пространства и времени. Пространство и время в классической механике Ньютона. Абсолютное пространство. Однородность пространства.
Изотропность пространства. Инерциальная система отсчета и первый закон Ньютона.
Преобразования Галилея и принцип относительности Галилея. Абсолютное время.
Специальная теория относительности (СТО). Два постулата СТО и основные следствия, вытекающие из них.
Общая теория относительности (ОТО).
Биоритмы. Биоритмы. Типы биоритмов: физиологические и экологические. Примеры различных типов биоритмов у растений и животных.
Фотопериодизм.
Биоритмы человека. Дисинхронизм.
Способы передачи информации в живой природе. Первая и вторая сигнальные системы. Обмен информацией на различных уровнях организации жизни.
Реакции матричного синтеза (принцип комплементарности). Фагоцитоз. Рефлекс. Этология.
Информация и человек. Возникновение и развитие носителей информации с древнейших времен до нашего времени. Эволюция современных информационных ресурсов.
Демонстрации. Видеофрагменты и фотографии по темам: различные типы биоритмов у растений и животных, современные информационные ресурсы.
Портреты выдающихся деятелей науки, литературы и искусства — «сов» и «жаворонков».
Таблицы по биосинтезу белка, фагоцитозу, рефлекторные дуги.
Тема 7. Защита исследовательских проектов
Ученическая конференция по результатам выполненных в течение учебного года проектных и исследовательских работ (индивидуальных или групповых).
Тематическое планирование
номер п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Примечания |
Введение | 4 | ||
1 | Введение в естествознание. Взаимоотношения человека и природы, их диалектика. | 1 | |
2 | Естествознание — единство наук о природе. Основные этапы его развития. | 1 | |
3 | Конференция «Естествознание — единство наук о природе». История развития естественных наук. | 1 | |
4 | Конференция «Естествознание — единство наук о природе». Естественно-научные музеи мира. | 1 | |
Тема 1. Естествознание и методы познания мира | 17 | ||
5 | Эмпирический уровень научного познания. Наблюдение и эксперимент. Гипотеза и вывод. Моделирование. | 1 | |
6 | ПР№1. Эмпирическое познание в изучении естествознания. | 1 | |
7 | Теоретический уровень научного познания. Моделирование на теоретическом уровне познания. | 1 | |
8 | Семинар по теме «Теоретический уровень научного познания» | 1 | |
9 | Язык естествознания. Биология. Систематика животных. Систематика растений. | 1 | |
10 | Язык естествознания. Химия. Тривиальные названия. Рациональная и международная номенклатура. | 1 | |
11 | Язык естествознания. Физика. Единицы измерения физических величин. | 1 | |
12 | Естественно-научные понятия, теории. Законы естествознания. | 1 | |
13 | Картины мира. Естественно-научная картина мира. Этапы ее эволюции. | 1 | |
14 | Принципы познания в естествознании. ЛО№1 Построение равносторонних треугольников из спичек на плоскости и в пространстве, ЛО№2. Иллюстрация принципа соответствия | 1 | |
15 | Миры, в которых мы живем. Приборы для изучения миров. ЛО№3. Моделирование принципа работы сканирующего микроскопа. | 1 | |
16 | Миры, в которых мы живем. Молекулярное распознавание. ЛО№4. Доказательство белковой природы ферментов | 1 | |
17 | ПР№2. Наблюдение за изменением температуры льда и его состоянием при нагревании. | 1 | |
18 | ПР№3. Наблюдение за прорастанием семян фасоли. | 1 | |
19 | ПР№4. Наблюдение за горящей свечой. | 1 | |
20 | Обобщение знаний по теме «Естествознание и методы познания мира» | 1 | |
21 | Контрольная работа №1 по теме «Естествознание и методы познания мира» | 1 | |
Тема 2. Мегамир | 12 | ||
22 | Человек и Вселенная. Хронология астрономических представлений и открытий. Космология. ЛО№1. Определение географической широты по углу наблюдения Полярной звезды | 1 | |
23 | Физические явления и законы, связанные с происхождением и строением Вселенной. | 1 | |
24 | Единицы измерения космических расстояний. Небесные тела. | ||
25 | Как человек изучает мегамир. Телескопы и обсерватории. | 1 | |
26 | Законы движения небесных тел. ЛО№2. Построение эллипса | 1 | |
27 | Галактики. Классификация галактик. Черные дыры. | 1 | |
28 | Звезды, их рождение. Характеристики звезд и их классификация.. | 1 | |
29 | Происхождение Солнца и его строение. | 1 | |
30 | ПР№5. Изучение звездного неба с помощью подвижной карты | 1 | |
31 | Строение Солнечной системы. | 1 | |
32 | Планеты Солнечной системы. Другие структурные элементы Солнечной системы. | 1 | |
33 | Обобщение знаний по теме «Мегамир» | 1 | |
Тема 3. Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера | 15 | ||
34 | Внутренне строение Земли и ее состав. Строение и состав литосферы. ЛО№1. Изучение состава гранита | 1 | |
35 | Литосферные плиты. Землятресения. | 1 | |
36 | ПР№6. Изучение коллекции горных пород | 1 | |
37 | Гидросфера, ее состав. Океаны и моря. | 1 | |
38 | Воды океанов и морей, их химический состав. Типы климата. ЛО№2. Моделирование высокой плотности воды Мертвого моря | 1 | |
39 | Воды суши и их классификация. Аномальные свойства воды ЛО№3. Расширение воды при нагревании | 1 | |
40 | ПР№7. Изучение жесткой воды и устранение ее жесткости | 1 | |
41 | Атмосфера и ее состав. Состав воздуха. Погода и климат. | 1 | |
42 | Атмосферное давление. Ветра и их виды. Шкала Бофорта. | 1 | |
43 | Влажность воздуха. Облака. Туман. Осадки и их типы. | 1 | |
44 | ПР№8. Изучение параметров состояния воздуха в кабинете | 1 | |
45 | Обобщение знаний по теме «Мегамир. Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера» | 1 | |
46 | Контрольная работа №2 по теме «Мегамир. Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера» | 1 | |
47 | Обобщение знаний за 1 полугодие 2018-2019 уч.года | 1 | |
48 | Промежуточная аттестация за 1 полугодие 2018-2019 уч.года | 1 | |
Тема 4. Макромир. Биосфера | 21 | ||
49 | Основные свойства живого организма. Три начала термодинамики. Понятие энтропии. | 1 | |
50 | Основные гипотезы происхождения жизни на Земле. | 1 | |
51 | Химический состав клетки. ЛО№ 1-4. Свойства белков, глюкозы, сахарозы, крахмала. | 1 | |
52 | ПР№9.Распознавание органических соединений | 1 | |
53 | Уровни организации жизни на Земле: клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. | 1 | |
54 | Прокариоты и эукариоты. Бактерии и их классификация. | 1 | |
55 | ПР№11. Изучение растительной и животной клетки | 1 | |
56 | ПР№10. Изучение микроскопического строения животных тканей | 1 | |
57 | Клеточная теория и ее положения. Простейшие. Вирусы. Грибы. | 1 | |
58 | ПР№12. Изучение простейших | 1 | |
59 | Экологические системы. Типология живых организмов экосистемы. | 1 | |
60 | Пищевая цепь. Пищевая сеть. Экология, ее основные проблемы. Экологические факторы. | 1 | |
61 | ПР№13. Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме — аквариуме и составление цепей питания | 1 | |
62 | Биосфера и ее границы. Основные подходы в учении о биосфере. Экологические проблемы человечества. | 1 | |
63 | Семинар по теме «Экологические проблемы человечества» | 1 | |
64 | ПР№14. Изучение бытовых отходов | 1 | |
65 | Понятие биологической эволюции. Основные направления эволюции. Антропогенез и его этапы. | 1 | |
66 | Эволюционная теория, предпосылки ее создания. Синтетическая теория эволюции. | 1 | |
67 | Микроэволюция. Видообразование. Макроэволюция. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. | 1 | |
68 | Обобщение по теме «Макромир. Биосфера» | 1 | |
69 | Контрольная работа№3 по теме «Макромир. Биосфера» | 1 | |
Тема 5. Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов | 26 | ||
70 | Климат России. Природно-климатические зоны России. Разнообразие и приспособленность живых организмов. | 1 | |
71 | ПР№15 Приспособленность организмов к среде обитания | 1 | |
72 | Электромагнитная природа света. Шкала электромагнитных волн. | 1 | |
73 | Оптические свойства света. ЛО№1. Наблюдение интерференционной картины на мыльной пленке. ЛО№2. Наблюдение дифракционной картины | 1 | |
74 | ПР№16 Изучение волновых свойств света | 1 | |
75 | Свет и приспособленность к нему живых организмов. Биоритмы. Фотосинтез. Фототропизм. | 1 | |
76 | ПР№17 Изучение изображения, даваемого линзой | 1 | |
77 | Внутренняя энергия макроскопической системы. Теплопередача. Теплопроводность. | 1 | |
78 | Тепловое равновесие. Температура. | 1 | |
79 | Температура и приспособленность к ней живых организмов. Акклиматизация. Температурный режим. | 1 | |
80 | Строение молекулы и физические свойства воды. Значение физических свойств воды для природы. | 1 | |
81 | ПР№18 Измерение удельной теплоемкости воды | 1 | |
82 | Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД). Соли, кислоты и основания в свете ТЭД. | 1 | |
83 | Растворимость. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Понятие рН раствора, его значение. | 1 | |
84 | Химические свойства воды. Гидролиз. Понятие об электролизе и фотолизе. | 1 | |
85 | ПР№19 Исследование среды раствора солей и сока растений | 1 | |
86 | Вода — абиотический фактор в жизни растений. ЛО№3 Наблюдение за распространением водных растворов по растению | 1 | |
87 | Конференция по теме «Вода — абиотический фактор в жизни живых организмов | 1 | |
88 | Соли, их классификация. Жесткость воды. Соли — абиотический фактор | 1 | |
89 | Понятие о почве и классификация почв. Процесс почвообразования. Значение почвы в природе и жизни человека. | 1 | |
90 | ПР№20 Изучение состава почвы | 1 | |
91 | Биотические факторы. Биотические взаимоотношения между организмами. | 1 | |
92 | Обобщение по теме «Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов» | 1 | |
93 | Контрольная работа №4 по теме «Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов» | 1 | |
94 | Обобщение знаний за 2 полугодие 2018-2019 уч.года | 1 | |
95 | Промежуточная аттестация за 2 полугодие 2018-2019 уч.года | 1 | |
Тема 6. Пространство и время | 4 | ||
96 | Понятия пространства и времени. Специальная и общая теории относительности. | 1 | |
97 | Биоритмы, их типы. Фотопериодизм. Дисинхронизм | 1 | |
98 | Способы передачи информации в живой природе. Сигнальные системы. Реакции матричного синтеза. | 1 | |
99 | Возникновение и развитие носителей информации. Эволюция современных информационных ресурсов. | 1 | |
Тема 7. «Защита исследовательских проектов» | 6 | ||
100 | Ученическая конференция по результатам выполненных проектных и исследовательских индивидуальных работ | 1 | |
101 | Ученическая конференция по результатам выполненных проектных и исследовательских групповых работ | 1 | |
102 | Круглый стол по результатам защиты проектных и исследовательских работ | 1 | |
103 | Обобщение по курсу «Естествознание 10 класс» за 2018-2019 уч.год | 1 | |
104 | Решение задач и упражнений по курсу «Естествознание 10 класс» | 1 | |
105 | Промежуточная аттестация за 2018-2019 уч. год. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа Естествознание 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2012
Рабочая программа по дисциплине Естествознание...
рабочая программа Естествознание 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2014-15
Рабочая программа по дисциплине Естествознание...
рабочая программа Естествознание 100701 Коммерция (по отраслям) 2011
Рабочая программа по дисциплине Естествознание...
11 кл рабочая программа "Естествознание. 11 класс"
11 кл рабочая программа "Естествознание. 11 класс"...
рабочая программа Естествознание 11кл
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, основной образовательной программы среднего (полного) общег...
Рабочая программа "Естествознание 10-11 класс"
Рабочая программа 10-11 класс по предмету "Естествознание" УМК О.С.Габриелян...
Английский язык Рабочая программа курса 10кл.
Английский язык Рабочая программа курса 10кл. Создана в соответствии с требованиями ФГОС и содержит следующие рахделы:1) Пояснительная записка. 2) Планируемые результаты изучения учебного предмета. 3)...