Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как фактор развития личности школьника
статья по биологии на тему

Воронина Лариса Африкановна

Следует подчеркнуть, что не может быть успешной внеурочной работы без ее начала на уроке биологии. Именно на уроках учитель ставит перед учащимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательность, желание к чтению дополнительной литературы по предмету, вызывать стремление собственными руками осуществить то, о чем говорится в учебнике и в прочитанных книгах. Но то, что внеурочная деятельность нужна учащимся как площадка приобретения опыта, отличного от того, который они приобретают в рамках урока, это – несомненно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronina_l.a.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как фактор развития личности школьника

Воронина Лариса Африкановна, 

                                                                                                учитель биологии

МКОУ СОШ с. Аджим,

Малмыжский район

 Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи
И. Г. Песталоцци

Одна из задач современной школы в реализации ФГОС не дать ученику как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Добиться формирования всесторонне развитой личности можно только в эффективной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, являющейся важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к учащимся и учета их познавательной потребности. 

Следует подчеркнуть, что не может быть успешной внеурочной работы без ее начала на уроке биологии. Именно на уроках учитель ставит перед учащимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательность, желание к чтению дополнительной литературы по предмету, вызывать стремление собственными руками осуществить то, о чем говорится в учебнике и в прочитанных книгах. Но то, что внеурочная деятельность нужна учащимся как площадка приобретения опыта, отличного от того, который они приобретают в рамках урока, это – несомненно.

В своей работе стараюсь руководствоваться следующими принципами педагогической деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Школьная практика показывает, что ввиду определенных трудностей, связанных с особенностями урочной системы, учителю сложно в полной мере на уроке осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, учесть их индивидуальные склонности и особенности. Поэтому необходим выход за пределы регламентированной учебной деятельности, который открывает простор свободному выбору занятий, где ученики могли бы приложить приобретенный познавательный опыт, развивать свои способности и склонности, удовлетворять запросы и стремления. Знания, полученные на уроках, должны находить широкое применение в других видах деятельности, обогащать их интеллектуальное содержание.

Так, учащимся 5 – 6 классов в нашей школе предложена модифицированная программа в рамках внеурочной деятельности «Мудрый совёнок», которая проходит под девизом «Умный вопрос – это уже добрая половина знаний». Используя различные формы организации: игры, викторины, экскурсии, КТД, ребята знакомятся с видами интеллектуальных игр, их отличительными особенностями и правилами, совершают виртуальные экскурсии, пробуют себя в роли экскурсовода, учатся работать в команде.

Считаю, что преподавание биологии в школе обязательно должно сопровождаться демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени. И здесь на помощь вновь приходит внеурочная деятельность. На своих занятиях я провожу индивидуальные и коллективные эксперименты, практические работы. Например: « Как покрасить живые цветы», «Изучение механизмов испарения воды листьями», «Выращивание растений на растворах солей», а в рамках рубрики «Познаем себя» знакомимся с секретами высшей нервной деятельности.

Овладевая методами познания природы, особое место занимают систематически проводимые в 5, 6, 7 классах фенологические наблюдения.

Для учащихся старших классов, интерес которых к биологии уже отчетливо определился, занимательность, как таковая, постепенно уступает место более глубокому изучению предмета с участием их в олимпиадном движении.

Такое сочетание занятий создает благоприятные условия для удовлетворения интересов как наиболее способных, так и отстающих учащихся путем сочетания индивидуальных, групповых, коллективных форм работы.

Одна из задач биологического образования – это применение биологических знаний на практике. Для решения этой задачи учащиеся нашей школы привлекаются к работе на учебно-опытном участке.

Основными направлениями деятельности на участке являются:

  • выращивание растений;
  • наблюдение за их ростом и развитием;
  • проведение опытнической работы в соответствии с учебными программами по биологии;
  • проведение простых исследований с применением экологических методик.

В ходе такой деятельности осуществляется интеграция интеллектуального и физического труда, благодаря которой учащиеся приобретают навыки, как в постановке самих опытов, так и в обработке и анализе их результатов. Они получают практические навыки по агротехнике посева или посадки растений, полива, правил ухода и применения удобрений. Приобретают навыки расчетов и измерений, например, в определении площадей, в расчетах количества или веса необходимого посадочного или посевного материала, в пользовании весами, измерительными приборами (термометром, мензуркой, линейкой).

Учебно-опытный участок – важное звено в подготовке школьников к коллективному труду и сознательному выбору профессии.

В своей работе стараюсь организовывать разные формы взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. К ним можно отнести:

- экскурсии в природу по темам «Весенние явления природы», «Сорные растения и борьба с ними», «Как приспособились растения к жизни зимой», «Найди себе зеленого друга» и др.;

- опытно-исследовательскую работу на пришкольном участке, например, при школе создано объединение «Юный овощевод». Работа учащихся в объединении способствует развитию самостоятельности и повышению интереса к исследованиям и проведениям опытов. Тематика работ может быть различной: «Опыт с одновременным посевом замоченных, проросших и сухих семян кабачков», «Сравнение урожая лука-севка из разнокачественного посадочного материала», «Сравнительное изучение сортов капусты разных сроков созревания» и др.;

- практические работы, которые может провести учитель во время летних каникул при отработке на пришкольном участке. В отработке принимает участие каждый ученик школы с 1 по10 класс, продолжительность работы устанавливается в соответствии с их возрастом. Например, учащиеся 5-6 классов могут получить задание по изготовлению гербариев «Типы корневых систем», «Типы соцветий», «Виды листовых пластинок», «Виды стеблей», «Набор семян» с последующим применением их на уроках биологии. Учащиеся старших классов совместно с учителем разрабатывают агротехнический план работы на учебно-опытном участке.

- проектную деятельность, в рамках которой выполняются проекты не только учениками, но и в содружестве родителей и учителей.

Например: проекты озеленения и благоустройства школьной территории «Ландшафтные зарисовки», «Дорога в школу», «Бабочки на цветочной поляне», «Витаминная грядка», «Аптекарский огород» украсили территорию нашей школы и создавались под слоганом «Каждый класс создал проект – замечательный объект, здесь трудились мы не зря – дети, родители, учителя».

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности играет большую роль в развитии личности школьника и помогает ему в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Список используемой  литературы

1. Ганич Л. Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активации познания. М.: Школа-пресс, 1998.

2. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии 3 – 8 классы.- Волгоград: Учитель, 2004. – 160 с.

3. Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

«Использование DVD фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.»

Целью работы является установление связи между использованием DVD фильмов и развитием социо-культурной и речевой компетентности....

Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)

          Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор развития универсальных учебных действий обучающихся.

ФГОСы нового поколения направлены на формирование компетентности обучающихся.Урочная деятельность направлена на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач, ...

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка

Доклад на ШМО учителей русского языка и литературы "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка"...