Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка
материал

Корчагина Зоя Николаевна

Доклад на ШМО учителей русского языка и литературы "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка

        Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Сегодня  общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.

        В связи с этим к системе образования сегодня предъявляются новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников. Это отражает состояние педагогической теории и школьной практики. Поиск средств и способов взаимосвязи различных видов учебно-воспитательной работы обнаружил необходимость создания и использования эффективной теории интеграции урочных и внеурочных занятий школьников.

        Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Только многообразие видов деятельности (таких как: познавательная, проблемно-ценностное общение, досуговое общение, художественное творчество, социальное творчество) и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности. Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных  задач  российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно  ФГОС,  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.

        Но это совершенно невозможно и без знания русского языка. Поэтому остро встает вопрос о необходимости  повышения интереса школьников к изучению предмета. Не секрет, что для многих учеников уроки не являются любимым занятием, поэтому внеурочные мероприятия являются важнейшей составной частью в профессиональной деятельности учителя. Сложность материала на уроках часто вызывает у учеников испуг и отторжение, поэтому задача внеурочной работы заключается и в воспитании потребности учиться. В связи с этим возникает потребность создания  методики взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности по русскому языку. Тогда принятие ребенком  нравственных и культурных ценностей будет происходить через его собственную деятельность, правильно организованное сотрудничество   со всеми значимыми для него  субъектами учебно-воспитательного процесса: учителями, родителями, сверстниками. Такая деятельность будет способствовать приобретению функционального навыка исследования языка как универсального способа освоения действительности, когда школьники могут самостоятельно получать новые знания.

           Взаимодействие учебной и внеурочной деятельности, на наш взгляд, должно стать одним из приоритетных направлений современного образования.

              Школьная практика показывает, что ввиду определенных трудностей, связанных с особенностями урочной системы (большое количество учащихся в классе, регламентирование характера и видов классно-урочных занятий и др.) учителю сложно в полной мере на уроке осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, учесть их индивидуальные склонности и особенности. Поэтому необходим выход за пределы регламентированной учебной деятельности, который открывает простор свободному выбору занятий, где могли бы ученики приложить приобретенный познавательный опыт, развивать свои способности и склонности, удовлетворять запросы и стремления.

          Говоря о важности осуществления взаимосвязи классных и внеклассных занятий, можно отметить, что учение должно быть органически связано с другими видами внеурочной деятельности. Знания, полученные на уроках, должны находить широкое применение в других видах деятельности, обогащать их интеллектуальное содержание.

       Взаимосвязанное построение учебных и внеучебных занятий в сочетании с дифференцированным обучением создает благоприятные условия для удовлетворения интересов как наиболее способных, так и отстающих учащихся путем сочетания различных форм их деятельности: индивидуальных, групповых, коллективных и т.д.

        Совместное планирование классных занятий и внеучебной работы способствует обогащению содержания урока знаниями, полученными в процессе внеклассных занятий, повышает ценность приобретенных знаний, предоставляет учителю возможность обратиться и опереться на опыт учащихся, полученный ими вне урока, создать в сознании детей целостное представление о единстве и познаваемости окружающего их материального мира.

      Наряду с расширением сферы познания и общения, включением учащихся в различные виды деятельности взаимосвязь учебного и внеучебного процессов предусматривает психологическую подготовку учащихся к успешному усвоению знаний, формируя способность переноса умений с внеклассных занятий на уроки и, наоборот, с урока на внеклассные занятия.

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности может быть разной:

- проблемной (когда на протяжении нескольких уроков и занятий по внеурочной деятельности предполагается обращение к одной и той же проблеме, которая играет важную роль в процессе формирования личности);

- тематической (когда одна и та же тема рассматривается с разных точек зрения);

- метапредметной (когда рассматриваемые проблемы выходят за рамки учебного курса и рассматриваются в контексте социализации школьников).

В условиях введения ФГОС ООО взаимодействие урочной и внеурочной деятельности  позволит не только решить проблему установления межпредметных связей, но и будет  способствовать развитию основных видов УУД: личностных, предметных, метапредметных.

5 класс

Урок по русскому языку в 5 классе (Подготовка к сочинению «Мое любимое животное») планируется специально для того, чтобы показать возможность развития речи учащихся при изучении лингвистической темы «Имя прилагательное» с примерами самопознания и самоопределения +Внеклассное мероприятие по литературе. Читательская конференция по книге Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо"

В конференции принимают участие: Литературовед, Кинокритик, Журналист, Кинолог

6 класс

Сочинение-описание «Вид из окна» + экскурсия.

Одной из наиболее активных форм включения учеников в познавательную деятельность являются экскурсии. Эта форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение за объектами и явлениями в естественных условиях1.

7 класс

Сочинение - описание с элементами повествования по картине Е. Широкова «Друзья» + конференция «Тема дружбы в искусстве (на примере литературы и живописи). 

Конференция способствует формированию навыков аргументации, формирует умение правильно и целенаправленно слушать собеседника, умение анализировать высказанное устно мнение. Конференция учит конкретно и эффективно задавать вопросы, формулировать краткие и точные ответы на заданные вопросы, вести обсуждение в духе толерантности, с соблюдением речевых, этикетных и этических норм.

8 класс

Тема по развитию речи – статья «Подросток…трудно ли им быть в XXIвеке?» + Деловая игра «Редакция»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в преподавании русского языка и литературы

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в преподавании русского языка и литературы...

Методические рекомендации по использованию образовательного сайта Кидлинк в урочной и внеурочной деятельности в обучении английскому языку в рамках темы «Описание внешности»

Интернет предлагает учителю широкий спектр возможностей, позволяющий достичь учителю и его учащимся поставленных образовательных и воспитательных целей.  Разнообразие тем и видов деятельнос...

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как фактор развития личности школьника

Следует подчеркнуть, что не может быть успешной внеурочной работы без ее начала на уроке биологии. Именно на уроках учитель ставит перед учащимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательн...

Реализация интегративного подхода в урочной и внеурочной деятельности, бинарный урок

Создание модели бинарного урока физической культуры в сочетании с другими общеобразовательными предметами, обеспечивающего достижение метапредметных результатов через осуществление межпредметных связе...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Урок – исследование – одна из форм совместной деятельности обучающихся и учителя. Главная цель урока-исследования заключается в  получении обучающимися функционального навыка исСтатья...