Рабочая программа по биологии 10-11 классы ГОС
рабочая программа по биологии на тему

Талыпа Анастасия Юрьевна

Рабочая программа по биологии 10-11 классы ГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_biologiya_10-11kl.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

     Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Уровень ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучаемых. Полученные знания должны определить культурный уровень современного человека, обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.

     Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы).

     Изучение данного курса основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.

     Представленная рабочая программа опирается на Программу среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы, базовый уровень.

                      Авторы: И. Б. Агафонова

                                     В. И. Сивоглазов

                       Год издания: 2009

Данная программа соответствует стандарту.

     Цель данной программы состоит в том, чтобы дать учащимся представление о структуре живой материи, наиболее общих её законах, познакомить с многообразием жизни и историей её развития на Земле.

     Для реализации цели ставятся следующие задачи:

  1. Обучить учащихся основам общей биологии, научить использовать полученные знания в жизни.
  2. Сформировать у учащихся естественнонаучное мировоззрение.
  3. Привить учащимся бережное отношение к окружающей среде, ко всему живому.

     В результате изучения биологии ученик должен:

знать/ понимать:

                 ♦ Основные положения биологических теорий (клеточная, Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, сущность законов Менделя, закономерностей изменчивости;

                  ♦ Строение биологических объектов: клетка, ген и т.д.;

                  ♦ Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, искусственный, естественный отбор, круговорот веществ и др.;

                  ♦ Вклад выдающихся учёных в развитие биологии;

                  ♦  Биологическую терминологию и символику;

уметь:

                   ♦ Объяснять: роль биологии, вклад биологических теорий в формирование естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние алкоголя, никотина, наркотиков на развитие зародыша, влияние мутагенов, экологических факторов, связи организмов с окружающей средой; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость многообразия видов;

                   ♦ Решать элементарные биологические задачи; составлять схемы скрещивания, переноса веществ и энергии (цепи питания);

                   ♦ Описывать особей вида по морфологическому критерию;

                   ♦ Выявлять приспособление организмов к среде, источники мутагенов, антропогенные изменения;

                    ♦ Сравнивать биологические объекты ( живой и неживой природы, зародыши человека и животных и т. д.), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

        ♦ Анализировать и оценивать гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, экологические проблемы, пути их решения и т. д.;

        ♦ Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

        ♦ Находить информацию в различных источниках (учебник, справочник, научно-популярные издания, компьютерная база данных, Интернет) и критически её оценивать.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         ♦ Соблюдения мер профилактики отравлений и других заболеваний, стрессов, вредных привычек, правил поведения в природной среде;

         ♦ Оказания первой помощи при простуде, отравлении и других заболеваниях;

         ♦ Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение и др.).

     Программой для изучения предусмотрены следующие темы:

  1. Биология как наука. Методы научного познания – 4 часа
  2. Клетка – 12 часов
  3. Организм – 20  часов
  4. Вид – 20 часов
  5. Экосистемы – 13 часов
  6. Заключение – 1 час

Программой также предусмотрено:

Лабораторных и практических  работ – 21

              Экскурсий - 5

Изучение данного курса будет опираться на учебник:

    В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова

«Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы»

          Дрофа. Москва, 2005 г.

Используемая литература:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 5-11 классы. М., Дрофа, 2009
  2. Методическое пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы»
  3. Тесты, зачёты, блицопросы. Биология 10-11 классы. Мухамеджанова И.Р.   М., «ВАКО»2006 г.
  4. Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина 10 класс . Волгоград, Учитель, 2007 г.
  5. Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина 11 класс . Волгоград, Учитель, 2007 г.


2. Календарно-тематическое планирование

№ урока

   дата

      Тема урока

           Понятия

    Лабораторные,                       практические работы

           Наглядность,    демонстрация

Повторение

Дом.

задание

п/п

По теме

план

факт

10 класс                                                                                                                                                                                                                                           Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания.  3 часа+1 час=4 часа

1

1

Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

Биология, жизнь

Портреты учёных, схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук»

Учёные-биологи, достижения биологии.

Консп.,

П.1.1

2

2

Сущность и свойства живого.

Хим. состав, метаболизм, структурная организация, репродукция, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, дискретность, авторегуляция, ритмичность, энергозависимость

Схема «Свойства живой материи»

Консп.,

П 1.2

3

3

Уровни организации и методы познания живой природы

Уровни: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный; исторический, описательный, инструментальный и др. методы

Схема: «Уровни организации живой материи»

Конспекты из 9 кл.

П.1.3

4

4

Обобщающий урок по теме

Пройден.материал

Гл.1

Тема 2       Клетка.        10 часов+2 часа=12  часов

5

1

История изучения клетки. Клеточная теория.

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории

Таблица «Многообразие клеток»

Что такое клетка, их отличия

П 2.1

6

2

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Макро-, микроэлементы, ультрамикроэлементы, органогены, свойства воды, минеральные соли

Периодическая таблица элементов, схема «Распределение химических элементов в живой и неживой природе»

Понятие

Химическо-го элемента

П.2.2, 2.3

7

3

Органические вещества клетки. Биополимеры – белки и нуклеиновые кислоты.

Биополимер, белок. НК, ДНК, РНК

Схемы «Строение молекулы белка», «Строение молекул ДНК, РНК»

Что такое белки, НК

Стр 42-47, п. 2.6

8

4

Углеводы

Углеводы, сахара, моносахариды, полисахариды, дисахариды

Структурные формулы, схемы строения полисахаридов

Значение углеводов в организме

Стр 41-42

9

5

Жиры и липоиды

Жиры, липиды и липоиды,  воски

Схема строения жира

В каких продуктах много жиров

П 2.4

10

6

Строение прокариотической клетки

Прокариоты, бактерии

Таблица «Строение прокариотической клетки»

Роль бактерий

П.

2.9

11

7

Строение эукариотической клетки. Цитоплазма.

Эукариоты, клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды

● Наблюдение клеток растений и животных на готовых препаратах.

●Приготовление и описание микропрепарата клеток растений

 ● Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)

Таблицы «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение рстительной клетки», «Строение хромосом»

Отличия эукариот, клет. теория

П 2.7

12

8

Строение эукариотической клетки. Ядро

Ядро, хромосомы, кариотип, диплоидный и гаплоидный наборы хромосом

П 2.8

13

9

Реализация наследственной информации в клетке

Генетический код, триплет, ген, транскрипция, трансляция, матричный синтез

Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка»

Структура белка, НК

П 2.10

доклад

14

10

Вирусы

Вирус, бактериофаг

Таблица «Строение вируса»

Вирусные заболевания, их отличия

П 2.11

15

11

Заключительно-обобщающий урок по теме «Клетка»

Пройд.

материал

Гл.2

16

12

Зачётный урок по теме «Клетка»

Тема 3   Организм    18 часов+2 часа=20 часов

17

1

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

Одноклеточные, многоклеточные организмы

Таблица «Многообразие организмов»

Одноклеточные, многоклеточные

П. 3.1

18

2

Обмен веществ в клетке. Энергетический обмен.

Обмен веществ, метаболизм, катаболизм,

синтез АТФ

Схема «Этапы энергетического обмена»

Что такое метаболизм

П 3.2

19

3

Обмен веществ в клетке. Пластический обмен.

Пластический обмен, фотосинтез, его фазы, биосинтез белка

Таблица «Фотосинтез»

Понятие о фотосинтезе

П 3.3

20

4

Размножение организмов. Бесполое размножение.

Бесполое размножение: почкование,   деление, спрообразование, вегетативное

Схема «Типы бесполого размножения»

Сущность бесполого размножения

Стр 108-111

21

5

Половое размножение организмов

Половое размножение: обмен частями ядра, слияние гамет, партеногенез; раздельнополость, гермафродитизм, гаметы

Схема «Типы полового размножения»

Сущность полового размножения

Стр 111-113

22

6

Митоз и мейоз

Митоз и мейоз, их биологическое значение, гаметогенез

Таблицы «Митоз», «Мейоз»

Понятие о митозе и мейозе

П 3.4, 3.6

23

7

Осеменение и оплодотворение

Осеменение, оплодотворение: наружное, внутреннее, двойное оплодотворение у растений, зигота, искусственное осеменение и оплодотворение

Таблицы «Оплодотворение», «Двойное оплодотворение»

Понятие об осеменении и оплодотворении

П 3.7

24

8

Онтогенез

Онтогенез, типы развития: прямое, непрямое; этапы эмбрионального и постэмбрионального развития, бластула, гаструла, нейрула

Таблицы: «основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие»

Понятие онтогенеза

П 3.8,

доклады

25

9

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

Таблицы, фото-, диаграммы, статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма

Образ жизни беременной

П 3.9, гот к проверочной работе

26

10

Проверочная работа  по теме «Размножение организмов»

Доклад о Менделе

27

11

Генетика как наука. Понятие о наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание.

Генетика, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гибридологический метод, доминантный, рецессивный, гомозиготы, гетерозиготы, закон единообразия, закон расщепления, закон чистоты гамет

Таблицы «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя

Что такое генетика

П 3.10, 3.11

28

12

Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание

Дигибридное, анализирующее скрещивание, закон независимого наследования

● Составление простейших схем скрещивания

● Решение элементарных генетических задач

Таблица «Дигибридное скрещивание»

Что такое дигибридное скрещивание

П 3.12

29

13

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Хромосомная теория, закон Т. Моргана, группа сцепления, генетические карты, кроссинговер

Таблица «Сцепленное наследование признаков», схема перекрёста хромосом

Хромосомы, их функции

П 3.13

30

14

Понятие о гене, геноме

Гены, аллели, геном

Ген, генотип, достижения генетики

П 3.14

31

15

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Половые хромосомы

Таблица «Наследование, сцепленное с полом»

Соотношение мужчин и женщин, что такое пол, гермафродит

П 3.15

32

16

Закономерности изменчивости, её виды. Мутации.

Модификационная, комбинативная, мутационная изменчивость, мутагенные факторы

● Выявление источников мутагенов в окружающей среде, оценка последствий их влияния на организм.

Примеры разных видов изменчивости, иллюстрации

Что такое мутации

П 3.16

33

17

Лабораторная работа «Изучение модификационной изменчивости»

Модификационная изменчивость

●  «Изучение модификацион- ной изменчивости»

Материалы для работы (фосоль, шишки, гербарии или живые растения)

Модифика- ционная изменчи- вость

Доклады

34

18

Медицинская генетика

Наследственные болезни, медико-генетическое консультирование

Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека

Мутагены,

Наследственные болезни

Доклады

П 3.17

35

19

Основы селекции.

Биотехнология.

Селекция, гибридизация, отбор, сорт, порода, штамм, биотехнология, генная инженерия, клонирование, ГМО

● Экскурсия на ферму (селекционную станцию, с/х выставку и т.д.) Изучение многообразия сортов растений и пород животных

● Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений», гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений, таблицы «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений», схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Достижения в области биотехнологии.

Примеры сортов растений и пород животных

П 3.18, 3.19, гот к к/работе

36

20

Зачётно  -    обобщающий урок по теме «Организм»

Пройденный материал

11 класс

Тема 4   Вид   19 часов+1 час= 20 часов

37

1

История эволюционных идей

Эволюция, креационизм,  трансформизм, эволюционизм, теории происхождения жизни

Портреты древних учёных и учёных средневековья

Взгляды на происхождение жизни

П 4.1, 4.2

38

2

Развитие биологии в додарвиновский период.

Теория Ламарка, вклад Линнея, теория катастроф

Портреты Линнея, Ламарка

П 4.1, 4.2

39

3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

Естественно-научные, биологические предпосылки

Автор первой эволюционной идеи

П 4.3, вопросы на стр. 209, доклад

40

4

Эволюционная теория Ч. Дарвина, её роль в формировании современной картины мира

Искусственный, естественный отбор, групповая и индивидуальная изменчивость, борьба за существование

Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина, гербарии, коллекции, фотографии и др. материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов растений и пород животных

Виды изменчивости, виды отбора

П 4.4

41

5

Современное эволюционное учение. Вид. Критерии и структура.

Вид, популяция, их критерии, генофонд

● Описание особей вида по морфологическому критерию

Схема «Критерии вида»

Уровни организации живого

П  4.5

42

6

Популяция как структурная единица вида.

Вид, популяция.

Понятие популяции

П 4.6

43

7

Популяция как единица эволюции

Популяция, эволюция

● Выявление изменчивости у особей одного вида

П 4.7, вопросы

Стр. 228

44

8

Факторы эволюции

Мутация, популяционные волны, изоляции

Схема «Движущие силы эволюции»

П 4.8

45

9

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

Естественный отбор: движущий, стабилизирующий

Схемы форм естественного отбора

Виды отбора

П 4.9, таблица

46

10

Адаптация – результат действия естественного отбора.

Адаптация, приспособление

● Выявление приспособлений к среде обитания

Гербарии, фото-, иллюстрации и др. материалы, демонстрирующие примеры адаптаций

Примеры адаптаций

П 4.10

47

11

Видообразование и сохранение многообразия видов.

Способы и пути видообразования

● Экскурсия: многообразие видов (окрестности школы)

Схема «Образование новых видов», гербарии, фото-, иллюстрации и др. материалы, демонстрирующие результаты видообразования

Примеры вымирания видов

П 4.11, 4.12

48

12

Доказательства эволюции органического мира.

Сравнительная морфология, молекулярная биология, цитология, эмбриология, палеонтология, биогеография, гомологичные и аналогичные органы, филогенез, онтогенез, рудименты, атавизмы

Таблица «Сходство начальной стадии развития позвоночных», таблицы, муляжи, фото-, иллюстрации, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, рудименты, атавизмы

П  4.13, учить термины

49

13

Развитие представлений о возникновении жизни

Креационизм, теории самопроизвольного зарождения, стационарного состояния, панспермии

● Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

П 4.14

50

14

Современные взгляды на возникновение жизни

Теория Опарина, химическая, биологическая эволюция, эксперимент Миллера, коацерваты,

Таблица «Опыт Миллера», схема формирования коацерватов, мембранных структур и первичных организмов

Автотрофы

Гетеротрофы, биополимеры

П 4.15

51

15

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Эволюция, усложнение организации, эры, периоды

● Экскурсия: история развития жизни на Земле (краеведческий музей)

Иллюстрации, изображающие эволюцию растительного и животного мира, флору и фауну различных эр и периодов, окаменелости, отпечатки организмов в древних породах

Палеонтология,  эры, периоды

П 4.16

52

16

Гипотезы происхождения человека

Антропология, гипотезы   происхождения человека, австралопитеки, человек умелый, питекантроп, синантроп, человек прямоходящий, неандерталец, человек   разумный

● Анализ и оценка    различных   гипотез  происхождения  человека

Иллюстрации, изображающие древних людей, их быт

Известные гипотезы

П 4.17

53

17

Положение человека в системе животного мира.

Систематическое положение человека, доказательства животного  происхождения: сравнительно-анатомические, эмбриологичеккие

● Выявление признаков сходства      зародышей человека и  других   млекопитающих как  доказательство их родства

Признаки типа Хордовые,  класса Млекопи-тающие

П 4.18

54

18

Эволюция человека.

Этапы эволюции человека, движущие силы  антропогенеза

● Экскурсия: Происхождение и эволюция человека (краеведческий музей)

Таблица «Этапы эволюции человека», иллюстрации, изображающие скелеты человека и позвоночных животных

Факторы эволюции человека

П 4.19

55

19

Человеческие расы.

Человеческие  расы, их единство

Фотографии людей разных рас

Понятия рас, наций

П 4.20, гот к к/работе

56

20

Зачётно – обобщающий урок по теме «Вид»

Пройден-ный материал

Тема 5  Экосистемы   11 часов+2 часа=13 часов

57

1

Организм и среда. Предмет и задачи экологии.

Экология, экосистема, абиотические и биотические факторы среды, антропогенные    факторы.

Таблица «Пространственная структура экосистем»

Понятие экосистемы

П 5.1

58

2

Абиотические факторы среды

Экологические факторы, абиотические факторы

Материалы, демонстрирующие влияние абиотических факторов на организмы

Экологические факторы

П 5.1, 5.2, 2-3 примера  абиотических факторов

59

3

Биотические факторы среды

Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз и его разновидности, экологическая ниша

Материалы, демонстрирующие взаимоотношения между организмами

Факторы живой природы

П  5.3, конспектпримеры биотических факторов

60

4

Структура экосистем

Экосистема, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, продуценты, консументы, редуценты

Схема пространственной структуры экосистем (ярусность растительного сообщества)

П 5.4, вопросы на    стр 325

61

5

Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах

Пищевые цепи, сети, экологические пирамиды

●Составление схем переноса вещества и энергии (цепи и сети питания) в экосистемах

Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистемах

Взаимоотношения между организма-ми

П 5.5

62

6

Устойчивость и смена экосистем. Их причины.

Суксцессия

● Исследование изменений в экосистемах на биологических  моделях (аквариум)

Иллюстрации, демонстрирующие процесс смены экосистем

П 5.6

63

7

Влияние человека на экосистемы.

Экология, экологические проблемы,

● Выявление антропогенных изменений в экосистемах местности

●Сравнительные характеристики природных экосистем и агроэкосистем местности

Фотографии и другие материалы, иллюстрирующие последствия влияния человека на экосистемы

П 5.7

64

8

Экскурсия

● Экскурсия: естественные (лес, поле), искусственные (парк, ферма) экосистемы

65

9

Биосфера. Состав и структура.

Биосфера, её структура, границы, свойства;  живое, биогенное, косное, биокосное вещество

Таблица «Структура биосферы»

Уровни организа-ции живого

П 5.8

66

10

Биомасса. Её роль в биосфере. Биологический круговорот веществ.

Биомасса Земли

● Решение экологических задач

Таблицы «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере» и др., материалы о видовом разнообразии живых организмов биосферы

Косное, биокосное вещество, круговорот веществ

П 5.9

67

11

Биосфера и человек. Экологические проблемы и пути их решения.

Охрана природы.

Глобальные экологические проблемы, охрана природы, рациональное природопользование, национальные парки, заповедники, заказники, Красная книга

● Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде

● Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения

Фотографии и другие материалы, иллюстрирующие последствия влияния человека на биосферу, глобальные экологические проблемы, карты национальных парков, заповедников и заказников России

Примеры глобальных экологических проблем

Гл.5

68

12

Заключительно – обобщающий урок по теме «Экосистемы»

Пройден-ный материал

Гот. к к/работе

69

13

Зачётный урок по курсу биологии

Пройден-ный материал

Заключение 1 час

70

14

Заключение. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...