Рабочая программа по биологии 10-11 классы ГОС
рабочая программа по биологии на тему
Рабочая программа по биологии 10-11 классы ГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_10-11kl.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Уровень ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучаемых. Полученные знания должны определить культурный уровень современного человека, обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.
Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы).
Изучение данного курса основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Представленная рабочая программа опирается на Программу среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы, базовый уровень.
Авторы: И. Б. Агафонова
В. И. Сивоглазов
Год издания: 2009
Данная программа соответствует стандарту.
Цель данной программы состоит в том, чтобы дать учащимся представление о структуре живой материи, наиболее общих её законах, познакомить с многообразием жизни и историей её развития на Земле.
Для реализации цели ставятся следующие задачи:
- Обучить учащихся основам общей биологии, научить использовать полученные знания в жизни.
- Сформировать у учащихся естественнонаучное мировоззрение.
- Привить учащимся бережное отношение к окружающей среде, ко всему живому.
В результате изучения биологии ученик должен:
● знать/ понимать:
♦ Основные положения биологических теорий (клеточная, Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, сущность законов Менделя, закономерностей изменчивости;
♦ Строение биологических объектов: клетка, ген и т.д.;
♦ Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, искусственный, естественный отбор, круговорот веществ и др.;
♦ Вклад выдающихся учёных в развитие биологии;
♦ Биологическую терминологию и символику;
● уметь:
♦ Объяснять: роль биологии, вклад биологических теорий в формирование естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние алкоголя, никотина, наркотиков на развитие зародыша, влияние мутагенов, экологических факторов, связи организмов с окружающей средой; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость многообразия видов;
♦ Решать элементарные биологические задачи; составлять схемы скрещивания, переноса веществ и энергии (цепи питания);
♦ Описывать особей вида по морфологическому критерию;
♦ Выявлять приспособление организмов к среде, источники мутагенов, антропогенные изменения;
♦ Сравнивать биологические объекты ( живой и неживой природы, зародыши человека и животных и т. д.), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
♦ Анализировать и оценивать гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, экологические проблемы, пути их решения и т. д.;
♦ Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
♦ Находить информацию в различных источниках (учебник, справочник, научно-популярные издания, компьютерная база данных, Интернет) и критически её оценивать.
● использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ Соблюдения мер профилактики отравлений и других заболеваний, стрессов, вредных привычек, правил поведения в природной среде;
♦ Оказания первой помощи при простуде, отравлении и других заболеваниях;
♦ Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение и др.).
Программой для изучения предусмотрены следующие темы:
- Биология как наука. Методы научного познания – 4 часа
- Клетка – 12 часов
- Организм – 20 часов
- Вид – 20 часов
- Экосистемы – 13 часов
- Заключение – 1 час
Программой также предусмотрено:
Лабораторных и практических работ – 21
Экскурсий - 5
Изучение данного курса будет опираться на учебник:
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова
«Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы»
Дрофа. Москва, 2005 г.
Используемая литература:
- Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 5-11 классы. М., Дрофа, 2009
- Методическое пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы»
- Тесты, зачёты, блицопросы. Биология 10-11 классы. Мухамеджанова И.Р. М., «ВАКО»2006 г.
- Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина 10 класс . Волгоград, Учитель, 2007 г.
- Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина 11 класс . Волгоград, Учитель, 2007 г.
2. Календарно-тематическое планирование
№ урока | дата | Тема урока | Понятия | Лабораторные, практические работы | Наглядность, демонстрация | Повторение | Дом. задание | ||
п/п | По теме | план | факт | ||||||
10 класс Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания. 3 часа+1 час=4 часа | |||||||||
1 | 1 | Краткая история развития биологии. Система биологических наук. | Биология, жизнь | Портреты учёных, схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук» | Учёные-биологи, достижения биологии. | Консп., П.1.1 | |||
2 | 2 | Сущность и свойства живого. | Хим. состав, метаболизм, структурная организация, репродукция, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, дискретность, авторегуляция, ритмичность, энергозависимость | Схема «Свойства живой материи» | Консп., П 1.2 | ||||
3 | 3 | Уровни организации и методы познания живой природы | Уровни: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный; исторический, описательный, инструментальный и др. методы | Схема: «Уровни организации живой материи» | Конспекты из 9 кл. | П.1.3 | |||
4 | 4 | Обобщающий урок по теме | Пройден.материал | Гл.1 | |||||
Тема 2 Клетка. 10 часов+2 часа=12 часов | |||||||||
5 | 1 | История изучения клетки. Клеточная теория. | Клетка, цитология, основные положения клеточной теории | Таблица «Многообразие клеток» | Что такое клетка, их отличия | П 2.1 | |||
6 | 2 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | Макро-, микроэлементы, ультрамикроэлементы, органогены, свойства воды, минеральные соли | Периодическая таблица элементов, схема «Распределение химических элементов в живой и неживой природе» | Понятие Химическо-го элемента | П.2.2, 2.3 | |||
7 | 3 | Органические вещества клетки. Биополимеры – белки и нуклеиновые кислоты. | Биополимер, белок. НК, ДНК, РНК | Схемы «Строение молекулы белка», «Строение молекул ДНК, РНК» | Что такое белки, НК | Стр 42-47, п. 2.6 | |||
8 | 4 | Углеводы | Углеводы, сахара, моносахариды, полисахариды, дисахариды | Структурные формулы, схемы строения полисахаридов | Значение углеводов в организме | Стр 41-42 | |||
9 | 5 | Жиры и липоиды | Жиры, липиды и липоиды, воски | Схема строения жира | В каких продуктах много жиров | П 2.4 | |||
10 | 6 | Строение прокариотической клетки | Прокариоты, бактерии | Таблица «Строение прокариотической клетки» | Роль бактерий | П. 2.9 | |||
11 | 7 | Строение эукариотической клетки. Цитоплазма. | Эукариоты, клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды | ● Наблюдение клеток растений и животных на готовых препаратах. ●Приготовление и описание микропрепарата клеток растений ● Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы) | Таблицы «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение рстительной клетки», «Строение хромосом» | Отличия эукариот, клет. теория | П 2.7 | ||
12 | 8 | Строение эукариотической клетки. Ядро | Ядро, хромосомы, кариотип, диплоидный и гаплоидный наборы хромосом | П 2.8 | |||||
13 | 9 | Реализация наследственной информации в клетке | Генетический код, триплет, ген, транскрипция, трансляция, матричный синтез | Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка» | Структура белка, НК | П 2.10 доклад | |||
14 | 10 | Вирусы | Вирус, бактериофаг | Таблица «Строение вируса» | Вирусные заболевания, их отличия | П 2.11 | |||
15 | 11 | Заключительно-обобщающий урок по теме «Клетка» | Пройд. материал | Гл.2 | |||||
16 | 12 | Зачётный урок по теме «Клетка» | |||||||
Тема 3 Организм 18 часов+2 часа=20 часов | |||||||||
17 | 1 | Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. | Одноклеточные, многоклеточные организмы | Таблица «Многообразие организмов» | Одноклеточные, многоклеточные | П. 3.1 | |||
18 | 2 | Обмен веществ в клетке. Энергетический обмен. | Обмен веществ, метаболизм, катаболизм, синтез АТФ | Схема «Этапы энергетического обмена» | Что такое метаболизм | П 3.2 | |||
19 | 3 | Обмен веществ в клетке. Пластический обмен. | Пластический обмен, фотосинтез, его фазы, биосинтез белка | Таблица «Фотосинтез» | Понятие о фотосинтезе | П 3.3 | |||
20 | 4 | Размножение организмов. Бесполое размножение. | Бесполое размножение: почкование, деление, спрообразование, вегетативное | Схема «Типы бесполого размножения» | Сущность бесполого размножения | Стр 108-111 | |||
21 | 5 | Половое размножение организмов | Половое размножение: обмен частями ядра, слияние гамет, партеногенез; раздельнополость, гермафродитизм, гаметы | Схема «Типы полового размножения» | Сущность полового размножения | Стр 111-113 | |||
22 | 6 | Митоз и мейоз | Митоз и мейоз, их биологическое значение, гаметогенез | Таблицы «Митоз», «Мейоз» | Понятие о митозе и мейозе | П 3.4, 3.6 | |||
23 | 7 | Осеменение и оплодотворение | Осеменение, оплодотворение: наружное, внутреннее, двойное оплодотворение у растений, зигота, искусственное осеменение и оплодотворение | Таблицы «Оплодотворение», «Двойное оплодотворение» | Понятие об осеменении и оплодотворении | П 3.7 | |||
24 | 8 | Онтогенез | Онтогенез, типы развития: прямое, непрямое; этапы эмбрионального и постэмбрионального развития, бластула, гаструла, нейрула | Таблицы: «основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие» | Понятие онтогенеза | П 3.8, доклады | |||
25 | 9 | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. | Таблицы, фото-, диаграммы, статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма | Образ жизни беременной | П 3.9, гот к проверочной работе | ||||
26 | 10 | Проверочная работа по теме «Размножение организмов» | Доклад о Менделе | ||||||
27 | 11 | Генетика как наука. Понятие о наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание. | Генетика, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гибридологический метод, доминантный, рецессивный, гомозиготы, гетерозиготы, закон единообразия, закон расщепления, закон чистоты гамет | Таблицы «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя | Что такое генетика | П 3.10, 3.11 | |||
28 | 12 | Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание | Дигибридное, анализирующее скрещивание, закон независимого наследования | ● Составление простейших схем скрещивания ● Решение элементарных генетических задач | Таблица «Дигибридное скрещивание» | Что такое дигибридное скрещивание | П 3.12 | ||
29 | 13 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. | Хромосомная теория, закон Т. Моргана, группа сцепления, генетические карты, кроссинговер | Таблица «Сцепленное наследование признаков», схема перекрёста хромосом | Хромосомы, их функции | П 3.13 | |||
30 | 14 | Понятие о гене, геноме | Гены, аллели, геном | Ген, генотип, достижения генетики | П 3.14 | ||||
31 | 15 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | Половые хромосомы | Таблица «Наследование, сцепленное с полом» | Соотношение мужчин и женщин, что такое пол, гермафродит | П 3.15 | |||
32 | 16 | Закономерности изменчивости, её виды. Мутации. | Модификационная, комбинативная, мутационная изменчивость, мутагенные факторы | ● Выявление источников мутагенов в окружающей среде, оценка последствий их влияния на организм. | Примеры разных видов изменчивости, иллюстрации | Что такое мутации | П 3.16 | ||
33 | 17 | Лабораторная работа «Изучение модификационной изменчивости» | Модификационная изменчивость | ● «Изучение модификацион- ной изменчивости» | Материалы для работы (фосоль, шишки, гербарии или живые растения) | Модифика- ционная изменчи- вость | Доклады | ||
34 | 18 | Медицинская генетика | Наследственные болезни, медико-генетическое консультирование | Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека | Мутагены, Наследственные болезни | Доклады П 3.17 | |||
35 | 19 | Основы селекции. Биотехнология. | Селекция, гибридизация, отбор, сорт, порода, штамм, биотехнология, генная инженерия, клонирование, ГМО | ● Экскурсия на ферму (селекционную станцию, с/х выставку и т.д.) Изучение многообразия сортов растений и пород животных ● Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии | Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений», гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений, таблицы «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений», схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Достижения в области биотехнологии. | Примеры сортов растений и пород животных | П 3.18, 3.19, гот к к/работе | ||
36 | 20 | Зачётно - обобщающий урок по теме «Организм» | Пройденный материал | ||||||
11 класс Тема 4 Вид 19 часов+1 час= 20 часов | |||||||||
37 | 1 | История эволюционных идей | Эволюция, креационизм, трансформизм, эволюционизм, теории происхождения жизни | Портреты древних учёных и учёных средневековья | Взгляды на происхождение жизни | П 4.1, 4.2 | |||
38 | 2 | Развитие биологии в додарвиновский период. | Теория Ламарка, вклад Линнея, теория катастроф | Портреты Линнея, Ламарка | П 4.1, 4.2 | ||||
39 | 3 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина | Естественно-научные, биологические предпосылки | Автор первой эволюционной идеи | П 4.3, вопросы на стр. 209, доклад | ||||
40 | 4 | Эволюционная теория Ч. Дарвина, её роль в формировании современной картины мира | Искусственный, естественный отбор, групповая и индивидуальная изменчивость, борьба за существование | Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина, гербарии, коллекции, фотографии и др. материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов растений и пород животных | Виды изменчивости, виды отбора | П 4.4 | |||
41 | 5 | Современное эволюционное учение. Вид. Критерии и структура. | Вид, популяция, их критерии, генофонд | ● Описание особей вида по морфологическому критерию | Схема «Критерии вида» | Уровни организации живого | П 4.5 | ||
42 | 6 | Популяция как структурная единица вида. | Вид, популяция. | Понятие популяции | П 4.6 | ||||
43 | 7 | Популяция как единица эволюции | Популяция, эволюция | ● Выявление изменчивости у особей одного вида | П 4.7, вопросы Стр. 228 | ||||
44 | 8 | Факторы эволюции | Мутация, популяционные волны, изоляции | Схема «Движущие силы эволюции» | П 4.8 | ||||
45 | 9 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. | Естественный отбор: движущий, стабилизирующий | Схемы форм естественного отбора | Виды отбора | П 4.9, таблица | |||
46 | 10 | Адаптация – результат действия естественного отбора. | Адаптация, приспособление | ● Выявление приспособлений к среде обитания | Гербарии, фото-, иллюстрации и др. материалы, демонстрирующие примеры адаптаций | Примеры адаптаций | П 4.10 | ||
47 | 11 | Видообразование и сохранение многообразия видов. | Способы и пути видообразования | ● Экскурсия: многообразие видов (окрестности школы) | Схема «Образование новых видов», гербарии, фото-, иллюстрации и др. материалы, демонстрирующие результаты видообразования | Примеры вымирания видов | П 4.11, 4.12 | ||
48 | 12 | Доказательства эволюции органического мира. | Сравнительная морфология, молекулярная биология, цитология, эмбриология, палеонтология, биогеография, гомологичные и аналогичные органы, филогенез, онтогенез, рудименты, атавизмы | Таблица «Сходство начальной стадии развития позвоночных», таблицы, муляжи, фото-, иллюстрации, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, рудименты, атавизмы | П 4.13, учить термины | ||||
49 | 13 | Развитие представлений о возникновении жизни | Креационизм, теории самопроизвольного зарождения, стационарного состояния, панспермии | ● Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | П 4.14 | ||||
50 | 14 | Современные взгляды на возникновение жизни | Теория Опарина, химическая, биологическая эволюция, эксперимент Миллера, коацерваты, | Таблица «Опыт Миллера», схема формирования коацерватов, мембранных структур и первичных организмов | Автотрофы Гетеротрофы, биополимеры | П 4.15 | |||
51 | 15 | Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | Эволюция, усложнение организации, эры, периоды | ● Экскурсия: история развития жизни на Земле (краеведческий музей) | Иллюстрации, изображающие эволюцию растительного и животного мира, флору и фауну различных эр и периодов, окаменелости, отпечатки организмов в древних породах | Палеонтология, эры, периоды | П 4.16 | ||
52 | 16 | Гипотезы происхождения человека | Антропология, гипотезы происхождения человека, австралопитеки, человек умелый, питекантроп, синантроп, человек прямоходящий, неандерталец, человек разумный | ● Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | Иллюстрации, изображающие древних людей, их быт | Известные гипотезы | П 4.17 | ||
53 | 17 | Положение человека в системе животного мира. | Систематическое положение человека, доказательства животного происхождения: сравнительно-анатомические, эмбриологичеккие | ● Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства | Признаки типа Хордовые, класса Млекопи-тающие | П 4.18 | |||
54 | 18 | Эволюция человека. | Этапы эволюции человека, движущие силы антропогенеза | ● Экскурсия: Происхождение и эволюция человека (краеведческий музей) | Таблица «Этапы эволюции человека», иллюстрации, изображающие скелеты человека и позвоночных животных | Факторы эволюции человека | П 4.19 | ||
55 | 19 | Человеческие расы. | Человеческие расы, их единство | Фотографии людей разных рас | Понятия рас, наций | П 4.20, гот к к/работе | |||
56 | 20 | Зачётно – обобщающий урок по теме «Вид» | Пройден-ный материал | ||||||
Тема 5 Экосистемы 11 часов+2 часа=13 часов | |||||||||
57 | 1 | Организм и среда. Предмет и задачи экологии. | Экология, экосистема, абиотические и биотические факторы среды, антропогенные факторы. | Таблица «Пространственная структура экосистем» | Понятие экосистемы | П 5.1 | |||
58 | 2 | Абиотические факторы среды | Экологические факторы, абиотические факторы | Материалы, демонстрирующие влияние абиотических факторов на организмы | Экологические факторы | П 5.1, 5.2, 2-3 примера абиотических факторов | |||
59 | 3 | Биотические факторы среды | Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз и его разновидности, экологическая ниша | Материалы, демонстрирующие взаимоотношения между организмами | Факторы живой природы | П 5.3, конспектпримеры биотических факторов | |||
60 | 4 | Структура экосистем | Экосистема, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, продуценты, консументы, редуценты | Схема пространственной структуры экосистем (ярусность растительного сообщества) | П 5.4, вопросы на стр 325 | ||||
61 | 5 | Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах | Пищевые цепи, сети, экологические пирамиды | ●Составление схем переноса вещества и энергии (цепи и сети питания) в экосистемах | Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистемах | Взаимоотношения между организма-ми | П 5.5 | ||
62 | 6 | Устойчивость и смена экосистем. Их причины. | Суксцессия | ● Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) | Иллюстрации, демонстрирующие процесс смены экосистем | П 5.6 | |||
63 | 7 | Влияние человека на экосистемы. | Экология, экологические проблемы, | ● Выявление антропогенных изменений в экосистемах местности ●Сравнительные характеристики природных экосистем и агроэкосистем местности | Фотографии и другие материалы, иллюстрирующие последствия влияния человека на экосистемы | П 5.7 | |||
64 | 8 | Экскурсия | ● Экскурсия: естественные (лес, поле), искусственные (парк, ферма) экосистемы | ||||||
65 | 9 | Биосфера. Состав и структура. | Биосфера, её структура, границы, свойства; живое, биогенное, косное, биокосное вещество | Таблица «Структура биосферы» | Уровни организа-ции живого | П 5.8 | |||
66 | 10 | Биомасса. Её роль в биосфере. Биологический круговорот веществ. | Биомасса Земли | ● Решение экологических задач | Таблицы «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере» и др., материалы о видовом разнообразии живых организмов биосферы | Косное, биокосное вещество, круговорот веществ | П 5.9 | ||
67 | 11 | Биосфера и человек. Экологические проблемы и пути их решения. Охрана природы. | Глобальные экологические проблемы, охрана природы, рациональное природопользование, национальные парки, заповедники, заказники, Красная книга | ● Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде ● Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения | Фотографии и другие материалы, иллюстрирующие последствия влияния человека на биосферу, глобальные экологические проблемы, карты национальных парков, заповедников и заказников России | Примеры глобальных экологических проблем | Гл.5 | ||
68 | 12 | Заключительно – обобщающий урок по теме «Экосистемы» | Пройден-ный материал | Гот. к к/работе | |||||
69 | 13 | Зачётный урок по курсу биологии | Пройден-ный материал | ||||||
Заключение 1 час | |||||||||
70 | 14 | Заключение. Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...