Разработка урока по теме: "происхождение человека".
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Урок о признаке биологического объекта – человека. Определение систематического положения вида - Homosapiens.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по теме: "происхождение человека". | 273.36 КБ |
Вопросы: "происхождение человека". | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | биология | Класс | 9 | дата | |||||||
Тема урока | Происхождение человека | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||
Цель урока |
| ||||||||||
Задачи урока |
| ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
Называть признаки биологического объекта – человека. Определять систематическое положение вида Homosapiens. | Совершенствуют умение сравнивать и делать выводы. | Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека. Перечислять факторы и стадии антропогенеза. | |||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Антропология, антропогенез | ||||||||||
Используемые средства обучения | «Биология. «Общие закономерности» 9 класса, авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. | ||||||||||
СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
1 ЭТАП Организационный момент | |||||||||||
|
| ||||||||||
2 ЭТАП Урок - игра | |||||||||||
Проведение игры. На доске висят закрытые карточки с закрытыми вопросами. В игре участвуют 1-2 команды по 5-4 человека. На обсуждение вопроса- 1 минута. Право первой игры команды определяют по жребию. В случае неправильного ответа, игру продолжает команда, ответившая правильно. Если ни одна команда не знает ответа, бросается жребий и игра продолжается. | Делятся на команды. Проходят жеребьевку. Выбирают карточки, обсуждают в команде и отвечают. | ||||||||||
3 ЭТАП Применение знаний | |||||||||||
Рассматривают основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека. Формулирование вывода. | |||||||||||
4 ЭТАП Закрепление знаний | |||||||||||
| Обсуждают, отвечают. Формулирование вывода | ||||||||||
5 ЭТАП Рефлексия | |||||||||||
А теперь каждый оценит, на сколько баллов он сегодня поработал. Выборочно прошу прокомментировать самооценку. | Ставят самооценку в тетрадь. Доказывают объективность самооценки ответами на вопросы по теме урока | ||||||||||
6 ЭТАП Домашнее задание | |||||||||||
№20, с.93 – 101, сообщение на тему «Значение химических элементов» |
Предварительный просмотр:
1.Создатель первой научной классификации органического мира, поместив человека в группу приматов, вынужден был написать: « О, сколь схожа на нас зверь гнусный обезьяна».
Вопрос: Назовите фамилию этого учёного. (К.Линней)
2. В одной из легенд говорится, что первый человек, Адам, был создан богом.
Вопрос: Из чего был создан Адам? (Из «красной земли», т.е из глины)
3. Известны случаи рождения детей с волчьей пастью, с заячьей губой, с хвостом, с лицом, полностью покрытым волосами.
Вопрос: О чём это свидетельствует? ( О родстве человека с животными. Признаки, перечисленные в задании - это атавизмы, случаи возврата к признакам предков. Они и являются доказательствами этого родства)
4. Вопрос: Перечислите черты сходства человека с человекообразными обезьянами: гориллой,
орангутангом, гиббоном и шимпанзе. (Одинаковое выражение эмоций; сходная забота о потомстве; хорошая память и развитая ЦНС; развиты сложные условные и безусловные рефлексы; нет хвоста; ногти, а не когти; могут вертикально ходить, но опираются на передние конечности; имеют 12-13 пар рёбер; схожее строение органов чувств; имеют 4 группы крови; существуют общие болезни и паразиты; сходство хромосомного аппарата)
5. Внимание! Чёрный ящик.
Здесь находится предмет, который человекообразные обезьяны могли использовать для добычи
пищи. ( Палка)
6. В эволюции человека имели место две группы факторов: биологические и социальные.
Вопрос: Какие из них имели решающее влияние на становление человека? (Социальные: общественный характер труда, речь, сознание, мышление)
7. Внимание! Чёрный ящик.
Часть тела, которая в процессе труда стала не только органом труда, но и его продуктом. ( Рука)
8. В 1924 году Р. Дарт описал одного из предков человека, который жил на открытых пространствах. Рост у него был 120-140 см., вес 20-40 кг., объём черепа 600 см3, широкий таз свидетельствовал о прямохождении.
Вопрос: Кого описал Дарт? ( Австралопитеков)
9. Вопрос: Почему остатки древних людей, найденные в 1856 году в Германии, дали этим людям
название неандертальцев? ( Потому что они были найдены в долине реки Неандер)
10. У неандертальцев начала зарождаться религия, одна из первых форм – анимизм.
Вопрос: Что об этом свидетельствует? ( Анимизм – вера в душу, в загробную жизнь души. Об этом свидетельствуют: погребение умерших, сложный обряд захоронения)
11. По данным антропологов А.Валуа и В. П.Андреева средняя продолжительность жизни
неандертальцев была низкой, немногим более 20 лет.
Вопрос: О чём это свидетельствует? ( Об огромной роли естественного отбора и борьбы за существование на данном этапе становления человека)
12. Остатки первых современных людей были найдены в 1868 году во Франции возле деревни
Кро - Маньон.
Вопрос: Как назвали первых современных людей? ( Кроманьонцы)
13. Внимание! Чёрный ящик.
Предмет, которым кроманьонцы рисовали на стенах пещер. ( Кусочек каменного угля)
14. За последние 40 тыс.лет физический облик людей не изменился, и это может навести на мысль будто бы человек представляет собой завершившуюся эволюцию. Вопрос: Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида?
( Естественный отбор действует, значит, эволюция продолжается)
15. Кроманьонцы дали начало 3 большим расам: австрало – негроидной, европеоидной и монголоидной.
Вопрос: Что на это повлияло? ( Жизнь в различных климатических условиях)
16. В капиталистических странах идеологи господствующего класса используют расовые отличия для создания антинаучной теории, получившей название расизм. Расизм утверждает биологическую неравноценность различных рас.
Вопрос: Докажите несостоятельность расизма. ( У всех рас один предок, сходство строения, возможность появления потомства от смешанных браков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме " Происхождение человека", 11 класс
Применяемые технологии: - групповые технологии - личностно -ориентированное обучение - проблемное обучение...
урок по теме "Происхождение человека"
Презентация к уроку природоведение (5 класс) по теме "Происхождение человека. Его древние предки".Презентацию можно использовать на всех этапах урока. В нейсодержатья основные понятия расматриваемые в...
Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"
Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint....
План-конспект открытого урока на тему: «Происхождение птиц»
На уроке рассматривается тема "Происхождение птиц" (учебник Шаров, Никишова)...
Открытый урок на тему: «Происхождение культурных растений»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «сорт», « селекция»...
конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."
Обучающая цель: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель: формировать умения доказывать свои взгл...
Обобщающий урок по темам: «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции», «Происхождение человека (антропогенез)».
Тесты для обобщающего урока в 9 классе...