План-конспект открытого урока на тему: «Происхождение птиц»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Уджаева Алтана Борисовна

На уроке рассматривается тема "Происхождение птиц" (учебник Шаров, Никишова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_o.u_klass_pticy.docx17.19 КБ
Файл klass_pticy_3.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока на тему: «Происхождение птиц»

Цель:

1) показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся

2)подвести к самостоятельному выводу о происхождении птиц от древних пресмыкающихся

Оборудование:

 компьютер, дискCD-RV,табл«Компсогнатус»,табл«Протоавес»,табл «Археоптерикс»,табл «Конфуциозорнис», табл. «Эмбриональное сходство зародышей», макет «Археоптерикс».

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Опрос домашнего задания

  1. Индивидуальная работа по карточкам.
  2. Индивидуальная работа у доски – составление таблицы 1.
  3. Фронтальный опрос (беседа)

III. Изучение нового материала

      а)Проверка таблицы «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы»

Постановка проблемного вопроса: Какие классы животных мы до этого изучали?

Как вы думаете, от какого класса животных произошли птицы? Как вы можете доказать правоту своего предположения?

(Примечание: предлагаемая таблица кратко характеризует особенности строения животных каждого класса.)

Табл. 1 «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы»

Класс Пресмыкающиеся

Класс Птицы

  1. Форма тела, передвижение
  1. Форма тела, передвижение
  1. Кожа, производные кожи
  1. Кожа, производные кожи
  1. ОДС
  1. ОДС
  1. Кровен. система
  1. Кровен. система
  1. Дыхат. система
  1. Дыхат. система
  1. Пищеварит. система
  1. Пищеварит. система
  1. Выделит. система
  1. Выделит. система
  1. Половая система
  1. Половая система
  1. Развитие
  1. Развитие
  1. Нервная система
  1. Нервная система

б)Вопрос: В чем выражается сходство птиц и пресмыкающихся?

в)Общий вывод: Исходя из данных таблицы, можно сформулировать вывод, что сходство в данных классах выражается в строении …

Но есть и различие в строении животных этих классов, которое  в проявляется в …

Так как, нами было найдено больше сходства в строении систем органов у птиц и пресмыкающихся, то мы можем предположить, что предками птиц являлись древние пресмыкающиеся. Теперь мы попробуем доказать это.

Итак, если наши предположения верны, то первое доказательство мы должны искать у древних пресмыкающихся. О том, что предками птиц являлись древние пресмыкающиеся, свидетельствуют палеонтологические данные (краткие сообщения учащихся):

Сообщение «Компсогнатус» - демонстрация слайдов

Сообщение «Протоавес» - демонстрация слайдов

Сообщение «Археоптерикс» - демонстрация слайдов

Сообщение «Конфуциозорнис» - демонстрация слайдов

Также имеется подтверждение происхождения птиц от рептилий и по эмбриологическим данным – объяснение сходства в строении эмбрионов птиц и рептилий (таблица «Эмбриональное сходство зародышей»), краткое упоминание о законе зародышевого сходства К.Бэра.

И последнее подтверждение нашей теории мы можем найти в таблице «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы» - это черты сходства в строении различных систем органов у птиц и рептилий. Иначе это называется сравнительно-анатомическими данными.

Итак, основываясь на всех доказательствах, мы можем смело утверждать, что предками птиц являются древние пресмыкающиеся.

Теперь, перечислим эти три основных доказательства: (конспектирование в тетрадях)

Доказательства происхождения:

  1. Палеонтологические данные:

     а) ископаемые формы – перечисление, акцент – появление прогрессивных черт

  1. Эмбриологические данные – закон зародышевого сходства К.Бэра.
  2. Сравнительно-анатомические данные – сходство в строении основных систем органов.

Физ. минутка

IV. Закрепление

а) Заполнение предлагаемой таблицы

«Ископаемые предки птиц»

Ископаемые виды животных

Признаки пресмыкающихся

Признаки птиц

1. Компсогнатус

Однородные зубы, чешуя, скелет пресмыкающихся и т.д.

Задние конечности как у птиц, некоторые роговые чешуйки преобразовались в перья и т.д.

2. Археоптерикс

Однородные зубы, кости скелета не имеют полостей и т.д.

Появление перьев, формирование первичного клюва, «вилочка» и т.д.

3. Протоавес

Однородные зубы, строение скелета – есть черты рептилий, и т.д.

Изменение в строении костей черепа –  увеличение глазниц,в строении скелета имеется больше птичьих черт и т.д.

4. Конфуциозорнис

Задние конечности покрыты чешуей, имеют когти

Есть киль, грудина, вороньи кости, кости скелета частично полые. Передние конечности преобразованы в крылья и т.д.

(примечание – таблица 2 составляется учащимися с помощью учебника, а также самостоятельного анализа предлагаемых таблиц с изображением ископаемых видов животных)

V. Подведение итогов:

1) Объяснение домашнего задания

2) Оценки за урок

VI. Рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Класс Птицы. Происхождение Птиц.

Слайд 2

Ископаемые предки птиц Около 200 млн лет назад на Земле жили мелкие двуногие динозавры — ящеротазовые тероподы. Они прекрасно бегали на длинных задних ногах, во многом напоминавших птичьи. Некоторые тероподы перешли к жизни на деревьях и стали использовать передние конечности, а также длинный хвост для парашютирования и планирования. Роговые чешуйки у них преобразовались в перья. Промежуточные формы между тероподами и птицами так похожи на первых, что если отпечаток скелета не имел перьев, ученые сначала принимали его за отпечаток динозавров.

Слайд 3

Ископаемые предки птиц Промежуточные формы между тероподами и птицами так похожи на первых, что если отпечаток скелета не имел перьев, ученые сначала принимали его за отпечаток динозавров. В Европе 150 млн лет назад жили археоптериксы (что значит «древнеперы»), шесть отпечатков которых изучены очень тщательно. Эти существа размером с сороку жили на деревьях на берегу мелководной лагуны . Их длин­ный, состоявший из отдельных позвонков хвост и передние конечности — крылья были покрыты перьями. Перья вплоть до мельчайших деталей — такие же, как у современных птиц. Ноги, таз, спинные позвонки и шея — такие же, как у динозавров. Спинные ребра — прямые, без отростков, тоже как у динозавров. Археоптерикс (предполагаемый внешний облик)

Слайд 4

Ископаемые предки птиц Впервые отпечаток скелета археоптерикса с отчетливо выраженным оперением и хвостом были найдены в карьере по добыче литографического камня в 1861 году в Баварии (Германия).

Слайд 5

Ископаемые предки птиц Более похоже на птиц другое существо — протоавис (что значит «первоптица»), живший 225 млн лет назад в Северной Америке. По общему облику и размерам он напоминал археоптерикса, но у него была хорошо развитая грудная кость с килем, а кости — полые. Зубы у протоависа были только на кончиках челюстей. У динозавров и археоптерикса есть заглазничное отверстие на висках, а у протоависа и современных птиц оно слилось с глазным отверстием, образовав отверстие для огромного глаза. К сожалению, отпечаток протоависа не содержит следов перьев. Если протоавис — самый древний известный предок птиц, то более молодой, но и более примитивный археоптерикс мог быть боковой ветвью эволюции птиц.

Слайд 6

Ископаемые предки птиц Протоавис — новая для науки промежуточная форма между динозаврами и птицами. Он на 75 млн лет старше археоптерикса, но птичьих черт (обозначено красным) у него больше. Протоавис - в переводе означает «первоптица».

Слайд 7

Превращение скелета динозавра в скелет птицы. Двуногий динозавр (компсогнатус) длинный хвост из отдельных позвонков отдельные кости плюсны брюшные ребра спинные ребра плечевой пояс кости таза

Слайд 8

Сравнительный обзор скелета динозавра (археоптерикс) и скелета птицы кисть с тремя пальцами характерное для рептилий строение таза длинный хвост из отдельных позвонков вилочка брюшные ребра частично сросшиеся кости плюсны превратившийся в пигостиль хвост плечевой пояс частично сросшиеся кости кисти ребра с отростками вилочка грудина характерный для птицы таз сросшиеся КОСТИ ПЛЮСНЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

Открытый урок на тему: «Происхождение культурных растений»

Цель урока:   познакомить учащихся с понятием «сорт», « селекция»...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

Открытый урок по тема "Зимующие птицы нашей местности"

Открытый урок по тема "Зимующие птицы нашей местности" Цель:  Закрепить и уточнить знания о зимующих птицах нашей местности, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....


 

Комментарии

Уджаева Алтана Борисовна

По старому изданию "Зоология.7 класс". Шарова, Никишов