Урок на тему: "Класс Брюхоногие".
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Класс Брюхоногие»
Цели урока:
- Обучающая - научить учащихся различать особенности строения и жизнедеятельности моллюсков.
- Воспитательная - способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к окружающей природе .
- Развивающая – развивать умения самостоятельной деятельности: работы с живыми объектами; с дополнительной литературой.
Учащиеся должны знать:
Признаки строения характерные для брюхоногих моллюсков, их образ жизни. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснить внешнее строение моллюсков
- Объяснить внутреннее строение моллюсков
- Отвечать на вопросы учителя емко и лаконично
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: Объяснения учителя, конспектирование материала по ходу объяснения.
Средства обучения: ТСО(ноутбук, видеопроектор, медиа-экран), компьютерная презентация фотографий класса брюхоногих, плакаты моллюсков.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветственное слово учителя. (1-2 мин.)
2. Объяснение нового материала (25 мин).
3. Закрепление знаний (5-7 мин.)
4. Рефлексия. Подведение итогов урока. (2-3 мин.)
5. Выставление оценок, инструктаж по выполнению домашнего задания (2-3 мин.)
1.Организационный момент. Приветственное слово учителя.
Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?
Включается презентация. (приложение 1)
2. Объяснение нового материала
Общие черты типа.
На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую. Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6)
Среда обитания.
Брюхоногие обитают преимущественно в морях, пресных водоемах (прудовики), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7)
Внешнее строение моллюсков. (слайды № 8-9)
Определите по рисунку общие части тела брюхоногих и отличительные особенности. Сделайте вывод.
Вывод: Тело брюхоногих в большинстве случаев состоит из:
- Голова.
- Туловище.
- Нога.
- Мантия (мантийная полость)
- Раковина.
Брюхоногие моллюски – асимметричные. На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.
Внутреннее строение.
1. Пищеварительная система.
Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.
Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость, имеются слюнные железы. (слайды № 12-13)
2. Кровеносная система.
Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце. (слайд № 14)
3. Дыхательная система.
У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 14)
4. Выделительная система.
Ненужные для организма продукты обмена веществ поступают из крови в почку, проток от которой открывается в мантийную полость. Освобождение крови от углекислого газа и обогащение кислородом происходит в жабрах или легком. (слайд № 14)
5. Нервная система.
Нервная система состоит из нервных узлов, соединенных нервами. От нервных узлов отходят нервы к голове, ноге, мантии, внутренним органам, органам чувств. (слайд № 14)
6. Органы чувств.
Органы чувств представлены органами равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 15)
7. Размножение.
Большинство брюхоногих моллюсков – раздельнополые. Прудовики, слизни- гермафродиты. Оплодотворенные яйца обычно откладывают на листья растений и различные водные предметы. Из яиц выходят маленькие улитки. Морские брюхоногие развиваются с личиночной стадией- парусником.
3.Закрепление знаний.
Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов. (слайды № 16,17,18).
Вопросы слайда:
1. Среда обитания моллюсков:
Моря, пресные водоёмы, суша.
2. Симметрия тела большинства моллюсков:
Двусторонняя.
3. Тело большинства моллюсков защищено:
Раковиной.
4. Тело покрыто кожной складкой:
Мантией.
5. Между телом и мантией находится:
Мантийная полость.
6. Тело большинства моллюсков состоит из:
Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.
7. Кровеносная система:
Незамкнутая.
8. Органы дыхания:
Лёгкое или жабры.
9. В пищеварительной системе появляются органы:
Радула (тёрка), печень, слюнные железы.
10. Органы выделения:
Почки.
11. Нервная система:
Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
12. Органы чувств:
Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.
13. По способу размножения моллюски:
Раздельнополые и гермафродиты.
Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам” (приложение 4)
Значение моллюсков в жизни человека. (слайды № 22 - 30)
Учащиеся выступают в роли продавцов “Хозяйственного отдела”, “Ювелирного отдела”, “Галантерейного отдела”, “Продовольственного отдела” и рассказывают о своей продукции. (приложение 7).
4.Рефлексия. Итоги урока.
В качестве закрепления, ответьте на вопросы: Тест “Выбери правильный ответ” (приложение 5)
5.Выставление оценок, инструктаж по выполнению домашнего задания.
Домашнее задание: выучить конспект урока, подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс
Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии.Урок по теме "Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные"
Цели урока:1. Сформировать у обучающихся знания об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значения в природе и жизни человека хрящевых рыб, как самостоятельной группы хордовы...
План урока по теме "Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме "Тип Моллюски"".
План разработан по учебнику "Биология 7 класс" под редакцией В.М.Константинова, может применяться и для других учебников, нужно только изменить страницы и параграф. Содержит как основные пункты ...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».
Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник: Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С. Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...
урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс
сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....
Технологическая карта урока по биологии«Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»
ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Тип урока: Контрольно-обобщающий. По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений; По этапу формирования навыка: ит...