Рабочая программа по биологии для учащихся 8 вида
рабочая программа по биологии (7, 8, 9 класс) по теме

Потешина Евгения Анатольевна

Рабочая программа по биологии для  8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biolgoiii_dlya_8_vida.doc586 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА с. АКСАРКА

МОУ Школа с. Аксарка

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей________________

от____________№________,

______________ /                 /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР МОУ Школа с. Аксарка

______________/                         /

«    » ___________________

        УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Школа с. Аксарка ________Е.А. Крейда

Приказ №____ от ________ 2017 г

Рабочая программа

по биологии

   

     Класс 6-9

     Всего часов на учебный год       70

     Количество часов в неделю        2 часа

  •  Составлена в соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы,  под ред. В.В.Воронковой.- М.: «Владос», 2011;

Учебник:

6 класс –Биология. Неживая природа. А.И.Никишов ,Москва Просвящение 2015 г. _        

7 класс – Биология. Растения Бактерии Грибы. З.А. Клепинина Москва Просвящение 2006 г.

8 класс – Биология. Животные. А.И. Никишов, А.В. Теремов Москва Просвящение 2016 г.

9 класс – Биология. Человек. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева Москва Просвящение 2015 г.

Составители: Потешина Е.А

Аксарка – 2017_

  1. Пояснительная записка к рабочей программе

  • Тип программы: программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  6 – 9 классы
  • Статус программы: рабочая программа учебного курса
  • Назначение программы:

- для обучающихся с ограниченными возможностями программа обеспечивает реализацию образовательных услуг, гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании начального коррекционного  образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации коррекционного образования;

  • Сроки освоения программы: 4 года
  • Объем учебного времени:  280 часов
  • Режим занятий:  2 часа  в неделю
  • Форма обучения: очная
  • Формы контроля: итоговая контрольная работа, текущий контроль, тесты.

1. Нормативно-правовая база.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  - Конституцией         Российской Федерации;  

– Законом   Российской   Федерации   от  29.12.2012 № 273-ФЗ "Об   образовании в РФ";

  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);  

– Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

– Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО);

– Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

– Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в Федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312»;

– Письмом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

– Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы");

– Уставом МОУ Школы с. Аксарка.

           -учебным планом МОУ Школа с. Аксарка на  2017-2018 учебный год;

           -Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5- 9 классы,  под ред. В.В.Воронковой.- М.: «Владос», 2011;

2. Основные цели и задачи предмета.

Основными целями изучения биологии в  коррекционной школе являются:

  • освоить знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска;  проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
  • воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуру поведения в природе;
  • применять знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни - выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения. Бактерии.Грибы» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Основная цель обучения биологии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида предусматривает изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ о   неживой природе, формирование представления о мире, который окружает человека.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  • сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
  • формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного отношения к природе;
  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Основной целью программы по биологии в 7 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе, формирование представлений о мире, который окружает человека.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  • сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений);
  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе;
  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

Основной целью программы по биологии  в 8 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  • сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
  • проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных), бережного отношения к природе;
  • первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Основной целью программы по биологии в 9 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  • сообщение учащимся  элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека;
  • знакомство с условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной  работе организма;
  • приобретение знаний о необходимости правильного питания, соблюдения требований гигиены, как уберечь  себя от заразных болезней;  какой  вред здоровью приносят  курение, употребление спиртных напитков, токсикомания и наркомания.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся  6 класса  должны знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
  • характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
  • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха;
  • расширение при нагревании и сжатие при охлаждении способность к проведению тепла;
  • текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
  • определять температуру воды и воздуха;
  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:      

  • элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
  • адаптации к условиям проживания на своей территории;
  • сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней.

Учащиеся 7 класса должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
  • строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
  • некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
  • разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
  • различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
  • различать грибы и растения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:      

  • элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
  • адаптации к условиям проживания на своей территории;
  • сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней.

Учащиеся 8 класса должны знать:

  • основные отличия животных от растений;
  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;
  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными  или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
  • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:      

       

  • элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
  • адаптации к условиям проживания на своей территории;
  • сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней.

Учащиеся 9 класса должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;
  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
  • влияние физических нагрузок на организм;
  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
  • основные санитарно – гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
  • соблюдать санитарно - гигиенические правила.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:      

  • элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
  • адаптации к условиям проживания на своей территории;
  • сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней.


  1. Содержание  учебного курса.

Программа 6 класса по биологии призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе; сформировать представления о мире, который окружает человека.

В процессе знакомства с неживой природой  у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Введение

3

2

Вода

17

3

Воздух

15

4

Полезные ископаемые

20

5

Почва

13

6

Повторение

2

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся  однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков  их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Введение

3

2

Общее знакомство с цветковыми растениями

25

3

Многообразие растительного мира

30

4

Бактерии

2

5

Грибы

3

6

Практические работы, экскурсия

3

7

Повторение

4

Программа 8 класса предусматривает знакомство с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получение сведений о внешнем и внутреннем строении организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Беспозвоночные животные

  • Черви
  • Насекомые

4

8

3

Позвоночные животные

  • Рыбы
  • Земноводные
  • Пресмыкающиеся
  • Птицы
  • Млекопитающие
  • Сельскохозяйственные млекопитающие

8

8

5

9

16

12.ю

4

Повторение

2

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Общий обзор организма человека

3

3

Опора и движение

11

4

Кровь и кровообращение

8

5

Дыхание

6

6

Пищеварение

12

7

Почки

2

8

Кожа

5

9

Нервная система

8

10

Органы чувств

7

11

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

3

12

Повторение

2


Календарно-тематическое планирование

«Неживая природа», 6 класс

Содержание

(разделы, темы урока)

Кол-во часов

Дата

план

Дата факт

Домашнее задание

Содержание программного минимума знаний, умений, навыков учащихся.

Примечание.

1

Введение (3 ч)

Неживая и живая природа.

1

Знать, что называют природой, телами природы,  живые тела и неживые.

Уметь отличать тела природы от тел, изготовленных человеком.

2

Твердые тела, жидкости и газы.

1

Знать, какие неживые тела природы называют твердыми, жидкими, газообразными.

Уметь отличать твердые тела от жидких  и  газообразных.

3

Для чего изучают природу.

1

Знать, почему люди раньше не могли хорошо использовать природу для улучшения своей жизни. Учить бережному отношению к природе.

4

Вода (17 ч)

Вода в природе.

1

Знать,  где  в природе находится вода, ее значение.

Уметь рассказывать о значении воды в природе.

5

Вода - жидкость

1

Знать свойства воды.

Уметь объяснить, почему воду хранят в ведрах, банках, бочках.

6

Температура воды и ее измерение.

1

Знать, что такое температура,  приборы для измерения  температуры воды.

Уметь ими пользоваться.

7

Изменение уровня воды при  нагревании и охлаждении.

1

Знать, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Уметь объяснить эти свойства воды, приводя примеры из жизни.

8

Изменение состояния воды при замерзании.

1

Знать, что лед твердое тело, лед легче воды

Уметь объяснить, где в природе можно увидеть лед, как люди используют лед для своих нужд.

9

Лед – твердое тело.

1

10

Превращение воды в пар.

1

Знать условия, при которых вода превращается в пар.

Уметь рассказывать  о применении этого свойства  в хозяйственной деятельности человека.

11

Кипение воды.

1

12

Три состояния воды в природе.

1

Знать, в каких 3 состояниях находится вода в природе, как происходит круговорот воды в природе.

Уметь по таблице рассказывать о круговороте воды в природе.

13

Вода – растворитель.

1

Знать, что вода способна растворять некоторые вещества.

Уметь проводить опыты, доказывающие это свойство воды.

14

Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе.

1

Знать, что называют  водным раствором, какие бывают растворы, где используют минеральную воду.

Уметь приготовить  водный раствор, дополнять ответы товарищей.

15

Нерастворимые в воде  вещества.

1

Знать, что вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми.

Уметь сравнивать растворимые и нерастворимые вещества на опытах.

16

Чистая и мутная вода.

1

Знать, как мутную воду сделать чистой.

Уметь сравнивать воду чистую и мутную.

17

Питьевая вода

1

Знать, какую воду называют питьевой.

Уметь объяснять, почему водопроводную воду не только очищают, но и обеззараживают.

18

Экскурсия на водоем.

1

Знать, как можно определить чистоту воды.

Уметь определять чистоту воды практическим путем.

19

Учет и использование воды в  быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

1

Знать,  где используется вода.

Уметь пересказывать с опорой на план.

20

Что мы узнали о воде.

1

Знать, что вода – ценнейший минерал на Земле.

Уметь рассказывать о воде, дополнять ответы  товарищей

21

Воздух (15 ч)

Воздух в природе.

1

Знать свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость.

Уметь отличать газообразное тело от жидкого.

22

Воздух занимает место.

1

Знать, что воздух занимает место и как это доказать.

Уметь рассказывать о том, как человек использует это свойство воздуха.

23

Воздух сжимаем и упруг.

1

Знать, где применяется сжатый воздух.

Уметь объяснить это свойство воздуха при проведении опыта.

24

Воздух – плохой проводник тепла.

1

Знать, что воздух  плохо проводит  тепло.

Уметь объяснить, где применяется  это свойство воздуха.

25

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

1

Знать, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Уметь объяснить, где это свойство воздуха применяется в быту.

26

Теплый воздух легче холодного.

1

Знать, что  теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз;  как в природе образуется ветер, как человек использует силу ветра.

Уметь  объяснить, почему в безветренную погоду дым из трубы поднимается вверх.

27

Движение воздуха в природе

1

Знать, почему в природе воздух находится в постоянном движении.

Уметь объяснять, что такое ветер и как человек использует силу ветра.

28

Состав воздуха. Кислород.

1

Знать из каких газов состоит  воздух, свойства кислорода.

Уметь объяснить, почему люди не могут жить без кислорода, почему во время перемены нужно проветривать комнату.

29

Значение кислорода в природе и жизни человека.

1

Знать, где применяется кислород в медицине

Уметь объяснить, почему люди не могут жить без кислорода, почему кислород нужен для дыхания растений и животных

30

Углекислый газ.

1

Знать свойства углекислого газа.

Уметь рассказать  о том, как можно получить углекислый газ.

31

Применение углекислого газа.

1

Знать, где применяется углекислый газ.

Уметь рассказать  о том, как можно применять углекислый газ.

32

Значение воздуха.

1

Знать, как человек использует воздух, учитывая его свойства.

Уметь рассказывать о применении воздуха человеком.

33

Чистый и загрязненный воздух.

1

Знать, какой воздух называется чистым, а какой загрязненным, почему нужны зеленые насаждения

Уметь объяснить, почему в помещениях нужно регулярно делать влажную уборку.

34

Охрана воздуха.

3 четверть

1

Знать, почему воздух нужно охранять от загрязнения

Уметь рассказывать по плану.

35

Что мы узнали о воздухе.

1

Знать свойства газообразных тел и  где они применяются

Уметь объяснять применение кислорода в промышленности, медицине.

36

Полезные ископаемые (20 ч)

Разнообразие полезных ископаемых.

1

Знать,  что называют полезными ископаемыми, их места залегания.

Уметь находить на карте по условным знакам места залегания полезных ископаемых.

37

Полезные  ископаемые, используемые в  строительстве

1

Знать полезные ископаемые, которые  используются в строительстве: гранит, известняк, песок и глина; внешний вид и свойства.

Уметь отвечать на поставленные вопросы

38

Гранит.

1

Знать свойства гранита, способ добычи и использование человеком.

Уметь рассказывать о добыче гранита и его использовании

39

Известняки.

1

Знать свойства известняка, его образование, способ добычи и использование человеком.

Уметь рассказывать об образовании известняков, добыче и использовании

40

Песок и глина.

1

Знать свойства песка и глины, способ добычи и использование человеком.

Уметь рассказывать о добыче и его использовании песка и глины.

41

Горючие полезные ископаемые.

1

Знать, какие полезные ископаемые относятся к горючим.

Уметь рассказывать о них по плану.

42

Торф.

1

Знать свойства торфа, его образование, способ добычи и использование человеком.

Уметь рассказывать об образовании торфа, добыче и его использовании

43

Каменный уголь.

1

Знать, как образовался каменный уголь, виды каменного угля.

Уметь рассказывать по плану о добыче каменного угля.

44

Нефть.

1

Знать, где в природе встречается нефть, свойства нефти, продукты переработки.

Уметь рассказывать по плану о продуктах получаемых из нефти.

45

Природный газ.

1

Знать, где в природе встречается природный газ, свойства природного газа. Правила обращения с природным газом.

Уметь рассказывать о применении природного газа в быту.

46

Полезные ископаемые,  используемые для получения минеральных удобрений.

1

Знать, какое значение имеют минеральные соли в жизни растений.

Уметь рассказывать по плану о применении удобрений в хозяйствах.

47

Калийная соль.

1

Знать свойства, способ добычи, применение человеком.

Уметь рассказывать о свойствах калийной соли, находить и узнавать среди других  солей в коллекциях.

48

Фосфориты.

1

Знать свойства,  растворимость, способ добычи, использование человеком.

Уметь рассказывать о значении фосфоритов.

49

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

1

Знать, какие предметы окружающие нас сделаны из железа, внешний вид и свойства руды

Уметь рассказывать по плану.

50

Железные руды.

1

Знать, какие железные руды встречаются в природе, их свойства.

Уметь на картах находить по условному знаку месторождения железных руд, показывать их, находить руды в коллекциях.

51

Черные металлы. Чугун.

1

Знать черные металлы, их свойства и способы получения.

Уметь рассказывать о способах получения металлов.

52

Медная и алюминиевая руды.

1

Знать  медную руду - медный колчедан, и алюминиевую руду – боксит.

Уметь рассказывать о них по плану.

53

Распознавание черных  и цветных металлов по образцам.

1

Знать отличие металлов от других полезных ископаемых.

Уметь находить среди других полезных ископаемых в коллекции  руд.

54

Экскурсия (виртуальная) к местам добычи и переработки полезных ископаемых.

1

Знать, какие полезные ископаемые добываются в нашей местности.

Уметь рассказывать о  добыче и применении.

55

Что мы узнали о полезных ископаемых.

1

Знать,  что называют полезными ископаемыми, их места залегания, способы добычи и применение человеком.

Уметь находить на карте по условным знакам места залегания полезных ископаемых, рассказывать о них по плану.

56

Почва (13 ч)

Что называют почвой.

1

Знать, как образуется почва, ее основное свойство – плодородие.

Уметь рассказывать об образовании почвы, о ее плодородии.

57

Состав почвы.

1

Знать состав почвы, образование перегноя.

Уметь объяснять зависимость цвета почвы от её состава.

58

Перегной – органическая часть почвы.

1

Знать, почему почва имеет темный цвет.

Уметь объяснить, почему почва, в которой содержится много перегноя, имеет много воздуха и воды.

59

Песок, глина и  минеральные соли – минеральная часть почвы.

1

Знать состав почвы.

Уметь объяснить, от чего зависит цвет почвы.

60

Виды почв.

1

Знать виды почв (песчаные, глинистые), их свойства.

Уметь определять песчаные и глинистые почвы.

61

Водные свойства песчаных и глинистых почв.

1

Знать, как вода проходит через песчаные и глинистые почвы; почему вода в верхние слои лучше поднимается в уплотненной почве и хуже в рыхлой.

Уметь рассказывать о применении этих свойств почвы в растениеводстве.

62

Местные типы почв. Экскурсия

1

Знать типы почв родного края (песчаные, глинистые), их свойства.

Уметь давать краткую характеристику почв.

63

Обработка почвы (весенняя и осенняя).

1

Знать распространенные виды весенней (предпосевной) и осенней (основной) обработки почвы: вспашка и боронование, лущение и удобрение.

Уметь рассказывать о значении обработки почвы.

64

65

Практическая работа «Обработка почвы на пришкольном участке»

1

Знать виды обработки почвы лопатой, граблями, мотыгой.

Уметь применять теоретические знания на практике.

66

Значение почвы  для народного хозяйства

1

Знать, какую роль играет та или иная почва на развитие  отраслей народного хозяйства.

Уметь об этом рассказывать по плану.

67

Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы. Пути их решения.

1

Знать, какую роль играет та или иная почва на развитие  отраслей народного хозяйства,  для чего  нужно охранять почву.

Уметь об этом рассказывать по плану.

68

Что мы узнали о почве.

1

Знать, что такое почва, ее состав, виды, способы обработки, как охранять почву от загрязнения.

Уметь рассказывать и применять на практике теоретические знания.

69

70

Повторение.

2

Знать, почему человек должен изучать неживую природу и много о ней знать.

Уметь рассказывать о изученном и применять знания на практике.

Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы», 7 класс

№ п/п

Содержание

(разделы, темы урока)

Кол-во

час.

Дата

план

Дата факт

Домашнее задание

Содержание программного минимума знаний, умений, навыков учащихся.

Примечание.

1

Введение (3 ч.)

Разнообразие растений.

1/1

Знать дикорастущие и культурные растения, бесцветковые и цветковые, их значение в природе.

Уметь привести примеры из жизни.

2

Значение растений.

½

Знать о значении растений для человека.

Уметь рассказывать по плану.

3

Охрана растений.

1/3

Знать, почему и как надо охранять растения.

Уметь узнавать и называть охраняемые растения.

4

Общее знакомство с цветковыми растениями (25 ч.)

Строение растения.

Цветок.

¼

Знать строение цветкового растения, названия органов.

Уметь рассказывать по таблице о строении цветкового растения.

5

Строение цветка.

1/5

Знать строение цветка.

Уметь находить и показывать части цветка на муляже и  живом растении.

6

Виды соцветий.

1/6

Знать виды соцветий.

Уметь находить и определять на растениях.

7

Опыление цветков. Оплодотворение.

1/7

Знать, как происходит перекрестное и  самоопыление.

Уметь объяснить на таблице связь между строением цветка и способом опыления.

8

Разнообразие плодов.

1/8

Знать, из чего  образуется плод, сухие плоды и сочные, названия плодов.

Уметь правильно определять на таблице и муляже.

9

Распространение плодов и семян.

1/9

Знать способы распространения семян.

Уметь объяснить, какое значение имеет распространение семян в природе.

10

Семя. Внешний вид и строение семени фасоли.

1/10

Знать двудольные растения, строение семени.

Уметь рассказать о строении семени по таблице.

11

Строение семени пшеницы

1/11

Знать строение семени однодольных растений.

Уметь рассказать о строении семени по таблице.

12

Условия прорастания семян.

1/12

Знать условия, необходимые для прорастания семян.

Уметь применять знания в жизни.

13

Определение всхожести семян.

Правила заделки семян в почву.

1/13

Знать влияние величины семени и свойств почвы на глубину  их  заделки.

Уметь применять на практике.

 14

Виды  корней.

1/14

Знать различные виды корней, корневые системы, значение корня в жизни растений.

Уметь  рассказывать о значении корня, о разнообразии корней и корневых систем по таблице.

15

Корневые системы (стержневая и мочковатая).

1/15

Знать стержневую и мочковатую корневые системы.

Уметь отличать их друг от друга.

16

Значение корня.

1/16

Знать строение корня, значение корневых волосков.

Уметь рассказывать о строении корня.

17

Видоизменение корней.

1/17

Знать, какую роль в жизни растений и человека играют корнеклубни  и корнеплоды.

Уметь различать и правильно определять.

18

Лист. Внешнее строение  листа.

1/18

Знать строение листа, жилкование, простые листья и сложные.

Уметь определять на гербарных листах листорасположение и жилкование.

19

Из каких в-в состоит растение.

1/19

20

Образование органических веществ в растении.

1/20

Знать, как образуются органические вещества в листьях, их значение для растения.

Уметь объяснить на опыте.

21

Испарение воды листьями.

1/21

Знать, как влияют условия жизни растения  на испарение воды.

Уметь объяснить движение  воды в растении.

22

Дыхание растений.

1/22

Знать, как происходит дыхание и газообмен.

Уметь рассказывать о дыхании растений.

23

Листопад и его значение.

1/23

Знать, что листопад - защитное  приспособление растений к неблагоприятным условиям жизни.

Уметь рассказывать о значении листопада.

24

Значение листьев в жизни растений.

1/24

Знать о значении листьев для растения.

Уметь рассказывать о значении листьев.

25

Строение стебля.

1\25

Знать строение стебля.

Уметь отличить стебли травянистых растений от стеблей деревьев и кустарников.

26

Значение стебля  в жизни растения.

1/26

Знать, каково значение стебля для растения.

Уметь рассказывать о передвижении по стеблю воды с растворенными в ней веществами.

27

Разнообразие стеблей.

1/27

Знать виды стеблей.

Уметь различать на таблице и в природе.

28

Растение – целостный организм.

1/28

Знать, что все органы в растении взаимосвязаны.

Уметь объяснять взаимосвязь органов растения.

29

Многообразие растительного мира (30ч)

Деление растений на группы. Мхи.

1/29

30

Папоротники.

1/30

31

Голосеменные. хвойные растения.

1/31

32

Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы.

1/32

33

Однодольные покрытосеменные растения.

Общие признаки злаковых.

1/33

Знать общие признаки злаковых.

Уметь рассказывать об общих признаках, с опорой на таблицу.

34

Хлебные злаковые культуры.

1/34

Знать хлебные злаковые культуры.

Уметь  объяснить, почему они относятся к однодольным растениям, различать злаковые культуры.

35

Выращивание зерновых и использование злаков в народном хозяйстве.

1/35

Знать о выращивании и использовании злаков.

Уметь рассказывать, как выращивают и используют злаки с опорой на иллюстрации.

36

Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные.

1/36

Знать признаки лилейных, значение цветочно-декоративных лилейных.

Уметь узнавать эти растения среди других.

37

Овощные лилейные.

1/37

Знать строение луковицы лука и чеснока.

Уметь находить признаки сходства и различия, рассказывать, почему люди выращивают эти растения.

38

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

1/38

Знать биологические особенности дикорастущих лилейных.

Уметь рассказывать о ландыше, как представителе дикорастущих лилейных.

39

Двудольные покрытосеменные растения.

Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Паслен.

1/39

Знать  общие признаки пасленовых.

Уметь сравнивать пасленовые с другими растениями, используя таблицу учебника.

40

Овощные и технические пасленовые.Картофель.

1/40

Знать, что картофель одно из важнейших пищевых пасленовых растений, строение клубня.

Уметь рассказывать о выращивании картофеля.

41

Овощные пасленовые. Томат.

1/41

Знать, как биологические особенности томата влияют на условия их выращивания.

Уметь рассказывать о выращивании томата.

42

Овощные пасленовые. Баклажан и перец.

1/42

Знать, как биологические особенности баклажана и перца  влияют на условия их выращивания.

Уметь рассказывать о выращивании баклажана и перца.

43

Цветочно-декоративные пасленовые.

1/43

Знать, какие биологические особенности петуньи  и душистого табака учитываются при выращивании.

Уметь выращивать на своем участке.

44

Бобовые.

Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения.

1/44

Знать  общие признаки бобовых.

Уметь сравнивать бобовые с другими растениями, используя таблицу учебника.

45

Фасоль и соя – южные бобовые культуры.

1/45

Знать, что фасоль, соя – это ценные пищевые растения.

Уметь рассказывать об  использовании  бобовых человеком.

46

Кормовые бобовые растения.

1/46

Знать, почему клевер и люпин относят  к бобовым, в чем их ценность для хозяйства человека.

Уметь рассказывать о значении кормовых бобовых растений.

47

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник.

1/47

Знать биологические особенности строения розоцветных.

Уметь рассказывать об их применении.

48

Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня. Груша.

1/48

Знать биологические особенности яблони и груши.

Уметь рассказывать о строении цветка, особенностях выращивания.

49

Плодово-ягодные розоцветные.

Вишня. Малина.

1/49

Знать биологические особенности вишни и малины, о размножении вишни и малины.

Уметь рассказывать о значении розоцветных.

50

Плодово-ягодные розоцветные.

Земляника.

1/50

Знать биологические особенности земляники.

Уметь рассказывать об уходе за растением.

51

Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры.

1/51

Знать биологические особенности персика и абрикоса.

Уметь рассказывать об  особенностях выращивания.

52

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных.

1/52

Знать общие признаки сложноцветных, биологические особенности подсолнечника.

Уметь определять  растения относящиеся к сложноцветным, рассказывать о выращивании подсолнечника.

53

Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.

1/53

54

Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

1/54

Знать биологические особенности строения сложноцветных.

Уметь рассказывать об их выращивании.

55

Маргаритка и георгин – многолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

1/55

Знать биологические особенности строения сложноцветных.

Уметь рассказывать об их выращивании.

56

Уход за комнатными растениями

1/56

57

Перевалка и пересадка комнатных растений.

1/57

Знать основные правила ухода за комнатными растениями.

Уметь делать пересадку и перевалку комнатных растений.

58

Растение-живой организм.

1/58

59

Бактерии (2 ч)

Бактерии. Общее понятие.

1/59

Знать, что такое бактерии, споры; болезни, вызываемые бактериями.

Уметь рассказывать о размножении бактерий.

60

Значение бактерий в природе и жизни человека

1/60

Знать, какова роль бактерий в природе и для человека, способы борьбы с болезнетворными бактериями.

Уметь обезопасить себя от заражения болезнетворными бактериями.

61

Грибы (3 ч)

Строение и особенности жизнедеятельности грибов.

1/61

Знать строение шляпочного гриба.

Уметь рассказывать о размножении грибов.

62

Съедобные и ядовитые грибы, их распознавание.

1/62

Знать съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов.

Уметь распознавать грибы, правильно собирать их.

63

Отличительные признаки грибов-двойников

1/63

Различать съедобные и несъедобные грибы.

Знать их отличительные признаки.

64

Практические работы (3часа)

Весенний уход за садом.

1/64

65

Весенняя обработка почвы

1/65

66

Уход за посевами и посадками.

1/66

67-68

Повторение (4 ч.)

Многообразие растительного мира.

1/67-

2-68

Знать биологические особенности строения растений.

Уметь о них рассказывать

69

Охрана растительного мира

1/69

Знать о значении растений в жизни человека, об охране зеленых насаждений.

Уметь применять знания в жизни.

70

Эти удивительные растения. Викторина.

1/70

Знать биологические особенности строения растений, значение растений для всего живого на Земле.

Уметь обобщать полученные знания.

Календарно-тематическое планирование

 «Животные», 8 класс

№ п/п

Содержание

(разделы, темы урока)

Кол-во часов

Дата

план

Дата факт

Домашнее задание

Содержание программного минимума знаний, умений, навыков учащихся.

Примечание.

1

Введение (2ч.)

Многообразие животного мира

1

Знать места обитания самых крупных и мелких животных.

Уметь узнавать изученных животных (на иллюстрациях, в кинофрагментах, чучелах, живых объектах).

2

Значение животных и их охрана.

1

Знать диких и домашних животных, признаки сходства и различия между ними, их роль для жизни человека.

Уметь рассказывать об охране животных.

3

Беспозвоночные животные (4 ч.).

Черви.

Общие признаки беспозвоночных животных.

1

Знать общие признаки беспозвоночных животных. Уметь узнавать изученных животных в иллюстрациях и живых объектах.

4

Общие признаки червей. Дождевой червь.

1

Знать внешнее и внутреннее строение дождевого червя, способ передвижения, питания.

Уметь рассказывать о дождевом черве, его пользе в почвообразовании.

5

Круглые черви – паразиты человека.

1

Знать внешнее строение, особенности питания, о вреде глистов, меры профилактики и борьбы с глистными заболеваниями.

Уметь применять полученные знания в жизни.

6

Черви – санитары пресных водоемов. Черви-сосальщики.

1

7

Насекомые (8 ч.)

Общие признаки насекомых.

1

Знать места обитания насекомых, их внешнее и внутреннее строение, дыхание, питание.

Уметь  устанавливать взаимосвязь между насекомыми и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма.

8

Бабочка – капустница

1

Знать  внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, размножение, вред, меры борьбы с насекомым.

Уметь рассказывать о бабочке - капустнице по плану.

9

Яблонная плодожорка

1

Знать отличительные черты яблонной плодожорки от  бабочки – капустницы, внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, размножение, вред, меры борьбы с насекомым.

Уметь рассказывать об основных чертах строения и образа жизни.

10

Майский жук.

1

Знать внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, размножение, вред, меры борьбы.

Уметь вести борьбу с личинками майского жука.

11

Комнатная муха.

1

Знать внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, размножение, вред, меры борьбы.

Уметь вести борьбу с мухами, знать меры  безопасности.

12

Медоносная пчела.

Пчелиная семья и ее жизнь.

1

Знать состав пчелиной семьи, особенности строения тела, размножение, роение; о пользе насекомого.

Уметь рассказывать о пчелиной семье, о пользе продукта получаемого от пчел.

13

Тутовый шелкопряд.

1

Знать внешнее строение шелкопряда, образ жизни, питание, размножение; о пользе насекомого.

Уметь коротко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни.

14

Обобщение по теме: «Беспозвоночные животные»

1

Знать  признаки, характерные  для группы беспозвоночных животных.

Уметь рассказывать  об этой группе животных.

15

Позвоночные  животные

Общие признаки позвоночных животных.

Рыбы (8ч)

1

Знать общие признаки позвоночных животных,.

Уметь рассказывать об общих признаках позвоночных животных, рыбах,  среде обитания рыб.

16

Внешнее строение и скелет рыб.

1

Знать внешнее строение рыбы.

Уметь рассказывать о внешнем строении тела рыбы.

17

Внутреннее строение рыб. Органы дыхания, кровообращения.

1

Знать внутреннее строение рыбы

Уметь находить на таблице и показывать внутренние органы.

18

Нервная система рыб.

1

19

Размножение рыб.

1

Знать, где и как происходит размножение и развитие рыбы

Уметь устанавливать взаимосвязь между  рыбами и средой обитания.

20

Речные рыбы (окунь, щука, карп).

1

Знать особенности  размножения и развития речной рыбы

Уметь устанавливать взаимосвязь между рыбами и средой обитания.

21

Морские рыбы (треска, сельдь).

1

Знать особенности  размножения и развития морской рыбы

Уметь устанавливать взаимосвязь между рыбами и средой обитания.

22

Обобщение по теме: «Рыбы»

1

Знать  признаки, характерные  для рыб.

Уметь рассказывать  об этой группе животных.

23

Земноводные (5ч)

Общие признаки. Среда обитания и внешнее строение.

1

Знать место обитания, образ жизни,  внешнее строение,  способ передвижения лягушки.

Уметь устанавливать взаимосвязь между земноводными и их средой обитания, приспособления к ней.

24

Внутреннее строение земноводных.

1

Знать внутреннее строение земноводных.

Уметь рассказывать  и показывать  внутренние органы земноводных по таблице.

25

Размножение и развитие лягушки.

1

Знать, как размножаются и развиваются лягушки, черты сходства и отличия от рыб по строению,  образу жизни, размножению.

Уметь рассказывать о размножении и развитии лягушки по таблице.

26

Жаба. Значение и охрана земноводных.

1

Знать отличие жабы от лягушки, ее значение в природе.

Уметь рассказывать о значении и охране жаб.

27

Обобщение по теме: «Земноводные»

1

Знать  признаки, характерные  для группы земноводных.

Уметь рассказывать  об этой группе животных.

28

Пресмыкающиеся(4 ч.)

Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

1

Знать общие признаки  пресмыкающихся, среду обитания и внешнее строение.

Уметь узнавать изученных животных (иллюстрациях, кинофрагментах, живых объектах).

29

Внутреннее строение пресмыкающихся.

1

Знать внутреннее строение пресмыкающихся

Уметь рассказывать по таблице о строении пресмыкающихся,   сравнивать земноводных и пресмыкающихся.

30

Размножение и развитие пресмыкающихся.  Охрана пресмыкающихся.

1

Знать, как происходит размножение и развитие пресмыкающихся, меры охраны пресмыкающихся.

Уметь рассказывать по таблице о размножении и развитии пресмыкающихся.

31

Обобщение по теме: «Пресмыкающиеся»

1

Знать строение, развитие , размножение пресмыкающихся.

Уметь обобщать полученные знания.

32

Птицы (9 ч.)

Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения.

1

Знать характерные признаки класса птиц

Уметь устанавливать взаимосвязь между птицами и средой обитания.

33

Особенности скелета птиц. Особенности внутреннего строения птиц.

1

Знать внутреннее строение птиц.

Уметь, коротко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни птиц.

34

Размножение и развитие птиц.

1

Знать, как происходит  размножение и развитие птиц.

Уметь рассказывать по плану.

35

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе.

1

Знать птиц кормящихся в воздухе.

Уметь узнавать их в иллюстрациях,  кинофрагментах, чучелах,  живых объектах.

36

Птицы  леса. Хищные птицы.

1

Знать птиц, обитающих в лесах, хищных птиц.

Уметь узнавать их в иллюстрациях,  кинофрагментах,  чучелах,  живых объектах.

37

Птицы пресных водоемов и болот.

1

Знать водоплавающих птиц, значение птиц и меры по охране.

Уметь узнавать их в иллюстрациях,  кинофрагментах, чучелах,  живых объектах; рассказывать об особенностях образа жизни, охране птиц.

38

Птицы, обитающие возле жилья человека. Домашние птицы.

1

Знать птиц, обитающих возле жилья человека, домашних птиц, строение куриного яйца.

Уметь узнавать их в иллюстрациях,  кинофрагментах, чучелах,  живых объектах; рассказывать о строении яйца по таблице.

39

Птицеводство.

1

Знать условия, необходимые для выращивания цыплят; кормление, разведение птицы на птицефермах.

Уметь рассказывать по рис. В учебнике о птицеферме.

40

Обобщение по теме: «Птицы»

1

Знать  особенности образа жизни каждой экологической группы.

Уметь узнавать их в иллюстрациях,  кинофрагментах,  чучелах,  живых объектах.

41

Млекопитающие(16 ч.)

Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение.

1

Знать отличительные признаки млекопитающих, внешнее строение, места обитания, приспособленность к условиям жизни.

Уметь рассказывать об основных чертах внешнего строения  и образа жизни  млекопитающих.

42

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

1

Знать особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

Уметь рассказать об  особенностях скелета, нервной системы.

43

Внутренние органы млекопитающих.

1

Знать строение внутренних органов млекопитающего.

Уметь найти и показать на таблице, схеме и рассказать о работе каждого  органа.

44

Грызуны. Значение и охрана грызунов.

1

Знать общие признаки, внешний вид и отличительные особенности, образ жизни грызунов.

Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания, приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

45

Зайцеобразные.

1

Знать животных относящихся к группе зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами.

Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания, приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

46

Разведение домашних кроликов.

1

Знать, с какой целью и как разводят домашних кроликов.

Уметь рассказывать об уходе за кроликами.

47

Хищные звери.

1

Знать хищных зверей.

Уметь объяснять необходимость охраны хищных животных.

48

Дикие пушные хищные звери.

1

Знать пушных зверей, образ жизни, об охране зверей.

Уметь рассказывать, почему  работа звероводов  требует большого внимания и терпения.

49

Звероводческие фермы

1

Знать устройство, принцип работы и назначение звероводческих ферм.

Уметь рассказывать о разведении животных на зверофермах.

50

Домашние хищные звери.

1

Знать домашних хищников, их диких сородичей.

Уметь рассказывать об отличии домашних хищников от своих диких сородичей, о правильном уходе за ними.

51

Ластоногие.

1

Знать особенности строения ластоногих, их значение и необходимость охраны.

Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания, рассказывать о мерах охраны по сохранению численности животных.

52

Китообразные.

1

Знать  места обитания, образ жизни и поведение китообразных.

Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания, способы приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

53

Парнокопытные животные.

1

Знать общие признаки парнокопытных.

Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания, приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

54

Непарнокопытные животные.

1

Знать общие признаки непарнокопытных.

Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания, приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

55

Приматы.

1

Знать  внешнее строение  приматов, их привычки и повадки.

 Уметь описывать их внешнее строение и рассказывать о них по картинкам и рассказам.

56

Млекопитающие. Общие признаки и отличительные особенности.

1

Знать отличительные особенности млекопитающих от других групп животных.

Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

57

Сельскохозяйственные млекопитающие (12 ч.)

Корова.

1

Знать,  о происхождении домашних коров.  

Уметь рассказывать и проводить уход за коровой в домашнем хозяйстве.

58

Содержание коров на фермах и выращивание телят.

1

Знать устройство современных животноводческих ферм, о содержании в них коров и выращивании телят.

Уметь рассказывать о содержании коров и выращивании телят.

59

Овцы, их содержание и выращивание ягнят.

1

Знать особенности внешнего строения и питания, где и как содержат овец, об уходе за ягнятами.

Уметь рассказывать, что получает человек от каждой породы овец.

60

Верблюды.

1

Знать особенности внешнего строения верблюда, образа жизни, значение для человека. Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

61

Северные олени.

1

Знать особенности строения северного оленя, питание оленей, значение для человека.

Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания, приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

62

Домашние свиньи.

1

Знать внешнее строение свиньи.

Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания, приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

63

Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят.

1

Знать приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

64

Домашние лошади.

1

Знать внешнее строение лошади

Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

65

Содержание лошадей и выращивание жеребят.

1

Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания

66

Значение лошадей в народном хозяйстве.

1

Знать породы лошадей.

Уметь рассказывать о содержании лошадей и  выращивании жеребят.

67

Млекопитающие. Сельскохозяйственные животные.

1

Знать отличительные особенности каждой из изученных групп животных.

Уметь устанавливать взаимосвязь между животными и средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных.

68

Охрана животных и бережное отношение к ним.

1

Знать о необходимости и способах охраны животных

Уметь рассказывать о мероприятиях по охране животных.

69

Повторение (2 ч.)

Что мы знаем о животных.

1

Знать отличительные особенности каждой из изученных групп животных.

Уметь рассказывать о каждой из изученных групп животных.

70

В мире животных. Викторина.

1

Знать отличительные особенности каждой из изученных групп животных.

Уметь применять знания в нестандартных ситуациях.

Учебно-тематический план

«Человек», 9 класс

№ п/п

Содержание

(разделы, темы урока)

Кол-во часов

Дата

план

Дата факт

Домашнее задание

Содержание программного минимума знаний, умений, навыков учащихся.

Примечание.

1

Введение (1 ч.)

Место человека среди млекопитающих.

1

Знать заметные черты сходства и различия  в строении тела человека и животного.

Уметь выбрать главную мысль, сопоставлять, сравнивать.

2

Общий обзор организма человека (3 ч.)

Общее знакомство с организмом человека.

1

Знать

Уметь оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником.

3

 Строение  клеток и тканей человека.

1

Знать строение клетки, ее химический состав, строение тканей, виды тканей.

Уметь выбрать главное, делать выводы.

4

Органы и системы органов человека.

1

Знать название и расположение основных органов  организма человека.

Уметь оценивать и дополнять ответ ученика.

5

Опора тела и движение (11 ч.)

Скелет человека. Значение опорно – двигательной системы.

1

Знать строение  скелета, название отделов.

Уметь находить, называть и показывать скелет и его отдела.

6

Состав и строение костей

1

Знать строение и состав костей, их различие.

Уметь сравнивать и делать выводы.

7

Соединение костей.

1

Знать названия костей скелета человека, отделы позвоночника, типы  соединения костей.

Уметь находить и показывать на скелете, по таблице.

8

Скелет черепа.

1

Знать отделы черепа, названия костей черепа, типы соединения костей скелета головы.

Уметь находить, называть и показывать кости скелета головы.

9

Скелет туловища.

1

Знать названия костей туловища и конечностей, типы соединения костей туловища.

Уметь находить, называть и показывать кости скелета туловища и конечностей.

10

Скелет верхних и нижних  конечностей

1

Знать названия костей туловища и конечностей, типы соединения костей туловища.

Уметь находить, называть и показывать кости скелета туловища и конечностей.

11

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

Знать  открытые и закрытые переломы.
Уметь оказывать первую помощь при  переломе, вывихе, растяжении связок.

12

Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека.

1

Знать типы мышц, строение скелетной мышцы, гладкой и сухожилия, сократимость.

Уметь находить в таблице, сопоставлять и сравнивать.

13

Работа мышц.

1

Знать и иметь элементарное  представление о мышцах сгибателях и разгибателях.

Уметь пересказывать текст  с опорой на план.

14

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

1

Знать, каково значение двигательной активности и тренировки мышц.

Уметь применять знания в целях укрепления здоровья.

15

Предупреждение развития плоскостопия.

1

Знать, что такое плоскостопие, причины его развития и меры по его предупреждению.

Уметь рассказывать о предупреждении развития плоскостопия, применять знания на практике.

16

Повторение по теме: «Опора тела и движение».

1

Знать строение и  расположение костей мышц.
Уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья.

17

Кровь и кровообращение (8 ч.)

Значение крови и кровообращения. Состав крови.

1

Знать о значении крови, ее составе.

Уметь рассказывать о составе крови по таблице..

18

Органы кровообращения: сердце и сосуды.

1

Знать органы кровообращения, названия и назначение сосудов.

Уметь оценивать  ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником.

19

Сердце, его строение и работа.

1

Знать строение сердца, его работу.

Уметь рассказывать о строении сердца и его работе, пользуясь таблицей и схемой.

20

Движение крови по сосудам. Пульс.

1

Знать, как  движется кровь по сосудам.

Уметь рассказывать о  движении крови по сосудам, пользуясь таблицей, находить и подсчитывать пульс.

21

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний

1

Знать влияние физических нагрузок на органы кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и меры по предупреждению их возникновения.

Уметь применять приобретенные знания с целью сохранения и укрепления своего здоровья.

22

Первая помощь при кровотечениях.

1

Знать причины кровотечений и первую помощь при них.

Уметь оказывать первую помощь при  кровотечениях.

23

Отрицательное влияние никотина и  алкоголя на сердце и сосуды.

1

Знать и запомнить вредное влияние алкоголя и курения на организм.

Уметь применять приобретенные знания  в повседневной жизни с целью укрепления и сохранения здоровья.

24

Повторение по теме: «Кровь и кровообращение».

1

Знать состав крови и ее движение по сосудам.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

25

Дыхание (6 ч.)

Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции.

1

Знать названия органов дыхания, их функции и значение, строение голосового аппарата, его работу.

Уметь рассказывать о значении дыхания, работе голосового аппарата.

26

Газообмен в легких и тканях.

1

Знать, как происходит газообмен в легких и тканях.

Уметь рассказывать о газообмене по плану.

27

Болезни, передающиеся через воздух.

1

Знать болезни, передающиеся через воздух, меры по предупреждению заболеваний

Уметь применять знания, приобретенные на уроках в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья.

28

Гигиена органов дыхания.

1

Знать санитарно-гигиенические  правила.

Уметь их применять в повседневной жизни.

29

Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

1

Знать вредное влияние курения и алкоголя на организм.

Уметь рассказывать о вреде алкоголя и никотина, необходимости чистого воздуха для дыхания человека.

30

Повторение по теме: «Дыхание».

1

Знать названия органов дыхания, их строение и работу.

Уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни.

31

Пищеварение (12ч)

Значение пищеварения. Пищевые продукты.

1

Знать пищевые продукты, их значение для организма человека.

Уметь рассказывать о пищевых продуктах растительного и животного происхождения.

32

Питательные вещества.

1

Знать состав пищи (жиры, углеводы, вода,  в каких продуктах они содержатся.

Уметь применять знания в повседневной жизни.

33

Витамины.

1

Знать названия витаминов, их значение, где находятся.

Уметь рассказывать о пользе витаминов, что происходит в организме от нехватки витаминов.

34

Органы пищеварения

1

Знать названия и расположение органов пищеварения.

Уметь находить, называть и показывать по таблице.

35

Пищеварение в ротовой полости

1

Знать строение, расположение и назначение зубов, что происходит с пищей в ротовой полости.

Уметь соблюдать основные санитарно-гигиенические  правила.

36

Пищеварение в желудке

1

Знать об изменении пищи в желудке.

Уметь рассказывать о пищеварении в желудке.

37

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь.

1

Знать об изменении пищи в кишечнике, всасывании питательных веществ в кровь.

Уметь пересказывать, используя таблицу

38

Гигиена питания.

1

Знать, каково значение гигиены питания для здоровья человека.

Уметь применять полученные знания в жизни.

39

Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний.

1

Знать названия болезней, причины возникновения и меры по предупреждению их развития.

Уметь пересказывать текст.

40

Предупреждение

пищевых отравлений

1

Знать источники пищевых отравлений, правила гигиены и первую помощь при отравлении.

Уметь рассказывать с опорой на таблицу.

41

Предупреждение глистных заражений.

1

Знать инфекционные и глистные заболевания, причины развития и меры профилактики.

Уметь применять знания в жизни.

42

Повторение по теме: «Пищеварение».

1

Знать органы пищеварения, их значение и функции.

Уметь применять приобретенные знания с целью сохранения своего здоровья.

43

Почки (2ч)

Почки – органы выделения.

1

Знать строение, расположение и значение почек в организме человека.

Уметь рассказывать по плану.

44

Предупреждение почечных заболеваний.

1

Знать причины развития заболеваний почек.

Уметь соблюдать санитарно-гигиенические навыки.

45

Кожа (5ч)

Кожа человека и ее значение

1

Знать строение кожи человека и ее функции.

 Уметь пересказывать, используя таблицу.

46

Закаливание организма человека.

1

Знать виды и правила закаливания организма.

Уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни с целью укрепления здоровья.

47

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.

1

Знать основные санитарно-гигиенические навыки ухода за одеждой, обувью.

Уметь  ими пользоваться в повседневной жизни.

48

Профилактика и  первая помощь при тепловом  и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

1

Знать, как проходит   теплорегуляция.

Уметь оказывать помощь при тепловом и солнечном ударах.

49

Повторение по теме: «Кожа».

1

Знать строение кожи человека и ее функции, виды и правила закаливания организма.

Уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни с целью укрепления здоровья.

50

Нервная система (8ч)

Строение и значение нервной системы.

1

Знать строение и значение нервной системы для жизни человека.

Уметь рассказывать, как благодаря деятельности нервной системы человек может избежать опасности.

51

Головной мозг.

1

Знать строение головного мозга.

Уметь рассказывать о  строении головного мозга,  пользуясь схемой учебника, таблицей.

52

Спинной мозг.

1

Знать строение спинного мозга.

Уметь рассказывать о  строении спинного мозга,  пользуясь схемой учебника, таблицей.

53

Нервы.

1

Знать строение нервной клетки, основное свойство нерва.

Уметь рассказывать о нервном возбуждении клеток.

54

Значение нервной системы

1

Знать строение нервной клетки, основное свойство нерва.

Уметь рассказывать о нервном возбуждении клеток.

55

Гигиена умственного труда

1

Знать влияние физических и умственных нагрузок на нервную систему.

Уметь устранять физическую усталость, чередуя с умственным трудом.

56

Сон и его значение.

1

Знать, какое значение имеет сон на нервную систему.

Уметь правильно организовать свой сон, соблюдая санитарно-гигиенические требования.

57

Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

1

Знать, какое влияние оказывает на организм употребление спиртных напитков и никотина.

Уметь пользоваться источниками печати, выделять главное.

58

Повторение по теме: «Нервная система».

1

Знать строение нервной клетки и мозга, значение нервной системы для организма человека.

Уметь применять знания на практике.

59

Органы чувств (7ч)

Значение органов чувств.

1

Знать о значении органов чувств для человека.

Уметь рассказывать о значении  органов чувств.

60

Строение, функции органа зрения.

1

Знать строение глазного яблока.

Уметь рассказывать о строении  глазного яблока, используя муляж.

61

Гигиена органа зрения.

1

Знать о болезнях глаз и их возникновении.

Уметь оказать первую помощь при травмах, соблюдать санитарно-гигиенические правила.

62

Строение органа слуха.

1

Знать строение органа слуха, его значение в жизни человека.  

Уметь рассказывать о строении органа слуха по таблице.

63

Предупреждение нарушений слуха.

1

Знать причины болезней уха, нарушения слуха, гигиенические правила.

Уметь применять знания в повседневной жизни с целью укрепления здоровья,

соблюдать санитарно-гигиенические правила.

64

Органы обоняния

и вкуса.

1

Знать назначение в организме, строение органов обоняния и  вкуса.

Уметь сопоставлять и сравнивать.

65

Повторение по теме: «Органы чувств».

1

Знать строение, значение органов чувств для человека, гигиенические правила сохранения зрения и слуха.

Уметь применять знания в повседневной жизни с целью укрепления здоровья,

соблюдать санитарно-гигиенические правила.

66

Охрана здоровья человека в Российской Федерации (3ч)

Охрана здоровья человека.

1

Знать об охране здоровья, о здоровом образе жизни.

Уметь рассказывать о методах профилактики заболеваний, применять знания на практике

67

Система здравоохранения в Российской Федерации.

1

Знать устройство системы здравоохранения в нашей стране.

Уметь рассказывать о здравоохранении нашей страны по плану.

68

Болезни цивилизации: Меры профилактики

1

Знать о болезнях цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция и др., мерах профилактики.

Уметь рассказывать о мерах профилактики.

69

70

Повторение «Организм человека»

2

Знать строение органов и организма человека.

Уметь рассказывать по плану об органах человеческого организма.


Контрольно-измерительные материалы

6 класс

п/п

Тема

Вид контр.-измер. материала

урока

1

Введение

Тестовая работа

3

2

Вода

Тестовая работа

18

3

Воздух

Тестовая работа

33

4

Полезные ископаемые

Тестовая работа

53

5

Почва

Тестовая работа

66

Контрольно-измерительные материалы

7 класс

п/п

Тема

Вид контр.-измер. материала

урока

1

Корень. Корневые системы.

Тестовая работа

17

2

Однодольные растения

Тестовая работа

36

3

Двудольные растения

Тестовая работа

52

4

Бесцветковые растения

Тестовая работа

56

5

Бактерии. Грибы.

Тестовая работа

61

Контрольно-измерительные материалы

8 класс

п/п

Тема

Вид контр.-измер. материала

урока

1

Беспозвоночные животные

Тестовая работа

13

2

Рыбы

Тестовая работа

20

3

Земноводные

Тестовая работа

25

4

Пресмыкающиеся

Тестовая работа

29

5

Птицы

Тестовая работа

38

6

Млекопитающие

Тестовая работа

55

7

Сельскохозяйственные млекопитающие

Тестовая работа

65

Контрольно-измерительные материалы

9 класс

п/п

Тема

Вид контр.-измер. материала

урока

1

Общий обзор организма человека

Тестовая работа

4

2

Опора тела и движение

Тестовая работа

15

3

Кровь и кровообращение

Тестовая работа

23

4

Дыхание

Тестовая работа

29

5

Пищеварение

Тестовая работа

41

6

Кожа

Тестовая работа

48

7

Нервная система

Тестовая работа

56

8

Органы чувств

Тестовая работа

63

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-дидактический материал (для учащихся)

1. Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для 7 класса специальных      

    (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2006.

2. Никишов А.И. Биология. Животные. 8 класс: : учебник для спец.(коррекц.) образоват.  

    учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2016.

3. Никишов А.И. Биология. Животные. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса специальных  

    (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2007.

4. Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для спец.(коррекц.)  

    образоват. учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2015.

5. Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. 9 класс. Рабочая тетрадь для учащихся    

    спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2010.

6. Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. 9 класс: : учебник для спец.(коррекц.)        

   образоват. учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2015.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА с. АКСАРКА

МОУ Школа с. Аксарка

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей________________

от____________№________,

______________ /                 /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР МОУ Школа с. Аксарка

______________/                         /

«    » ___________________

        УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Школа с. Аксарка ________Е.А. Крейда

Приказ №____ от ________ 2017 г

Календарно-тематическое планирование

По биологии

для  8  класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

   

Общее количество часов

Количество часов в неделю

Реквизиты программы

УМК

Дополнительные пособия

70 часов

2 часа

- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

5- 9 классы,  под ред. В.В.Воронковой.- М.: «Владос», 2011

 Биология. Животные. А.И. Никишов, А.В. Теремов Москва Просвящение 2016 г.

 

Составители: Потешна Е.А.

Аксарка – 2017

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА с. АКСАРКА

МОУ Школа с. Аксарка

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей________________

от____________№________,

______________ /                 /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР МОУ Школа с. Аксарка

______________/                         /

«    » ___________________

        УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Школа с. Аксарка ________Е.А. Крейда

Приказ №____ от ________ 2017 г

Календарно-тематическое планирование

По биологии

для  9 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

   

Общее количество часов

Количество часов в неделю

Реквизиты программы

УМК

Дополнительные пособия

70 часов

2 часа

-Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

5- 9 классы,  под ред. В.В.Воронковой.- М.: «Владос», 2011

 9 класс – Биология. Человек. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева Москва Просвящение 2015 г.

 

Составители: Потешна Е.А.

Аксарка – 2017

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА с. АКСАРКА

МОУ Школа с. Аксарка

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей________________

от____________№________,

______________ /                 /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР МОУ Школа с. Аксарка

______________/                         /

«    » ___________________

        УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Школа с. Аксарка ________Е.А. Крейда

Приказ №____ от ________ 2017 г

Календарно-тематическое планирование

По биологии

для  7  класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

   

Общее количество часов

Количество часов в неделю

Реквизиты программы

УМК

Дополнительные пособия

70 часов

2 часа

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

5- 9 классы,  под ред. В.В.Воронковой.- М.: «Владос», 2011

 7 класс – Биология. Растения Бактерии Грибы. З.А. Клепинина Москва Просвящение 2006 г.

 

Составители: Потешна Е.А.

Аксарка – 2017

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА с. АКСАРКА

МОУ Школа с. Аксарка

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей________________

от____________№________,

______________ /                 /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР МОУ Школа с. Аксарка

______________/                         /

«    » ___________________

        УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Школа с. Аксарка ________Е.А. Крейда

Приказ №____ от ________ 2017 г

Календарно-тематическое планирование

По биологии

для  6  класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

   

Общее количество часов

Количество часов в неделю

Реквизиты программы

УМК

Дополнительные пособия

70 часов

2 часа

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

5- 9 классы,  под ред. В.В.Воронковой.- М.: «Владос», 2011

 6 класс –Биология. Неживая природа. А.И.Никишов ,Москва Просвящение 2015 г. _        

 

Составители: Потешна Е.А.

Аксарка – 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для СКОУ 8 вида

Представлена рабочая программа по биологии для 6-9 кл. специальной (коррекционной) школы 8 вида. Содеожит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии 8 класс школа VIII вида.

Рабочая программа по биологии для обучающихся по коррекционным программам школы VIII вида. Рабочая программа содержит все необходимые структурные компоненты....

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

рабочая программа по биологии VIII вида 6-9 класс

рабочая программа по биологии VIII вида 6-9 класс...

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...

рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида

рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида...