Задачи по генетике 9 класс
материал по биологии (9 класс) на тему

Представлены задачи по генетике для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon genetika-9.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задача. У томатов красная окраска плодов R доминирует над жёлтой г, а высо-корослость Н - над карликовостью h. Какого потомства следует ожидать в результате самоопыления дигетерозиготного красноплодного высокорослого растения?

Задача.

Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Известно, что красный цвет плодов — доминантный признак; жёлтый - рецессивный; нормальный рост - доминантный; карликовость - рецессивный признак. Все исходные растения гомозиготны; гены обоих признаков находятся в разных хромосомах.

Задача 2

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой - над леворукостью, причём гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женился на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая: 1. Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам. 2. Когда он по ним  гетерозиготен.

Задача. У гороха посевного красная окраска венчика доминирует над белой, а высокий рост – над карликовым. Каков генотип и фенотип потомства, полученного от самоопыления дигетерозигот?

Задача.

У гороха жёлтая окраска семян А доминирует над зелёной а, а гладкая форма В над морщинистой Ь.

Определить окраску и форму семян следующих генотипов: а) ааВЬ; б) АаВЬ; в) АаВВ; г) ааВВ; д) ААВЬ; е) Aabb.

Задача. У томатов красная окраска плодов R доминирует над жёлтой г, а высо-корослость Н - над карликовостью h. Какого потомства следует ожидать в результате самоопыления дигетерозиготного красноплодного высокорослого растения?

Задача.

Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Известно, что красный цвет плодов — доминантный признак; жёлтый - рецессивный; нормальный рост - доминантный; карликовость - рецессивный признак. Все исходные растения гомозиготны; гены обоих признаков находятся в разных хромосомах.

Задача 2

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой - над леворукостью, причём гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женился на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая: 1. Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам. 2. Когда он по ним  гетерозиготен.

Задача. У гороха посевного красная окраска венчика доминирует над белой, а высокий рост – над карликовым. Каков генотип и фенотип потомства, полученного от самоопыления дигетерозигот?

Задача. При скрещивании серой и чёрной мыши получено 30 потомков, из них 14 были чёрными. Известно, что серая окраска доминирует над чёрной. Каков генотип мышей родительского поколения?

Задача. Голубоглазый мужчина, оба родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец  у которой имел карие глаза, а мать – голубые. От этого брака родился голубоглазый сын. Определите генотипы всех упомянутых лиц и составьте схему их родословной.

Каковы цитологические основы дигибридного скрещивания?

Какое расщепление по генотипу и фенотипу возникает, если гибриды второго поколения дигибридного скрещивания (см. рис. 35) будут размножаться самоопылением?

Какие возникнут расщепления по генотипу и фенотипу, если каждый из девяти генотипов второго поколения дигибридного скрещивания будет скрещен с aаbb?

 

Вспомните, сколько генотипов возникнет в F2 при моногибридном, дигибридном скрещиваниях. Сколько генотипов будет в F2 при тригибридном скрещивании? Попробуйте вывести общую формулу числа генотипов в F2 для полигибридного скрещивания.

Задача.  У томатов округлая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) — над желтой (Ь). Растение с округлыми красными плодами скрещено с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. В потомстве 25% растений дают округлые красные плоды, 25% — грушевидные красные плоды, 25% —

округлые желтые плоды, 25% — грушевидные желтые плоды (отношение 1:1:1:1). Каковы генотипы родителей и потомков?

Задача. В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать — кареглазая темноволосая; бабушка по материнской линии — голубоглазая темноволосая; дедушка — кареглазый светловолосый; бабушка и дедушка по отцовской линии — кареглазые темноволосые. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка. Карий цвет глаз доминирует над голубым, темный цвет волос — над светлым.

Задача 2

Наличие веснушек на лице и карие глаза - доминантные признаки, отсутствие веснушек и голубые глаза - рецессивные. Какова вероятность рождения голубоглазого ребёнка с веснушками от брака гетерозиготной кареглазой женщины, не имеющей веснушек, и голубоглазого мужчины с веснушками, один из родителей которого веснушки имел, а другой нет?

Контроль знаний

Письменная проверочная работа. Вариант 1

1. Сформулировать второй закон Менделя.

2. Составить схему «Формы изменчивости».

3. Решить задачу. С

У крупного рогатого скота черная окраска шерсти доминирует над белой, а комолость (безрогость) над рогатостью. Какова вероятность рождения черного рогатого телёнка от скрещивания гетерозиготной черной рогатой коровы с белым гетерозиготным комолым быком?

Вариант 2

1. Сформулировать закон Моргана.

2. На каких положениях базируются цитологические основы законов Менделя?

3. Решить задачу.

Можно ли получить от скрещивания томатов с шаровидными плодами и растений с грушевидными плодами потомков с грушевидными плодами (А - шаровидная форма плодов; а - грушевидная форма плодов)?

Вариант 3

1. Сформулировать первый закон Менделя.

2. Составить схему «Классификация мутаций».

3. Решить задачу.

У морских свинок длинная шерсть доминирует над короткой, а чёрная окраска над белой. Гетерозиготная длинношёрстная белая самка скрещена с дигетерозиготным длинношерстным чёрным "самцом. Определить фенотип потомства.

Вариант 4

1. Сформулировать третий закон Менделя.

2. Каковы основные положения хромосомной теории наследственности?

3. Решите задачу.

Светловолосая женщина, родители которой имели светлые волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери которого светлые волосы, а у отца чёрные. Единственный ребёнок в этой семье светловолосый. Какова была вероятность появления в семье ребёнка именно с таким цветом волос, если известно, что ген черноволосости доминирует над геном светловолосости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Решение задач по генетике"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса  "Решение задач по генетике"...

Программа практикума по биологии для обучающихся 10-11 класса «Решение задач по генетике»

Данный материал представляет собой программу практикума, для угубленного изучения раздела  "Генетика",  реализуемого в рамках профильного обучения биологии и подготовки к ЕГЭ....

Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс

Программа  модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...

Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс

Программа  модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...

Разноуровневые задачи по генетике для 9 класса

Предлагаются два варианта для самостоятельной работы по решению генетических задач в 9 классе. Задания имеют три уровня сложности и дают возможность учителю более четкого оценивания понимания материал...

Элективный курс "Решение задач по генетике повышенной сложности", 10 класс

Элективный курс "Решение задач по генетике повышенной сложности", 10 класс...

Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс.

Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс....